Республика Индонезия
Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Республики Индонезии Сугионо по итогам переговоров, Москва, 17 июня 2025 года
Уважаемые дамы и господа,
Переговоры с Министром иностранных дел Индонезии Сугионо прошли в традиционно доверительном, откровенном, дружественном и конструктивном ключе.
В очередной раз отметили тот факт, что в феврале с.г. мы отмечали 75-летие российско-индонезийских дипломатических отношений. Они развиваются весьма динамично. Налажен регулярный доверительный политический диалог на высшем и высоком уровне. Межпарламентские обмены носят систематический характер. Сегодня мы выразили обоюдную заинтересованность в том, чтобы, как у нас налажено взаимодействие по партийной линии с некоторыми нашими соседями и другими странами, так же правящие партии России и Индонезии могли бы пополнить «копилку» форматов, характеризующих наше стратегическое партнерство.
Предметно обсудили двустороннюю повестку дня, региональные и международные дела. У нас общая заинтересованность в развитии сотрудничества в области обороны, безопасности, в том числе информационной безопасности, в правоохранительной сфере, включая борьбу с киберпреступностью, незаконным оборотом наркотиков, экстремизмом. Высказались в пользу укрепления договорно-правовой базы нашего взаимодействия.
Отметили набирающее силу сотрудничество в форме проведения совместных военных учений военно-морских сил России и Индонезии. Как всегда, наша страна с учетом имеющегося опыта готова рассматривать пожелания наших индонезийских друзей в сфере военно-технического сотрудничества.
У нас общее понимание, что рост товарооборота необходимо поддерживать. Он впечатляет, но не соответствует потенциалу наших стран (сейчас объем торговли составляет 4,3 млрд долл). Сегодня говорили о важности выполнения договоренностей, достигнутых в апреле с.г. на 13-м заседании Российско-Индонезийской совместной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству. Подчеркнули готовность расширять поставки российской продукции на индонезийский рынок, включая энергоресурсы, продукцию сельского хозяйства, удобрения и другие товары.
Безусловно, помимо торговли у нас есть обоюдный настрой на осуществление совместных инвестиционных проектов, прежде всего, в топливно-энергетической сфере, но и в других областях, включая высокие технологии.
В Индонезии планируют развивать национальную атомную энергетику. Госкорпорация «Росатом» готова подключиться к строительству АЭС. Перспективным направлением считаем неэнергетическое применение ядерных технологий. Здесь у ГК «Росатом» накоплена серьезная компетенция.
Видим наших друзей и готовы на него реагировать в том, что касается сотрудничества по мирному освоению космического пространства, включая подготовку кадров, совместное создание космических аппаратов и другие формы сотрудничества.
Для дальнейшего углубления экономической кооперации с нашими индонезийскими друзьями большое значение будет иметь заключение соглашения о свободной торговле между Индонезией и ЕАЭС. Соглашение уже «на выходе». Рассчитываем на его скорейшее подписание.
Говорили о сотрудничестве, которое развивается уже десятилетиями и высоко ценится нашими гражданами, в сферах науки, образования, подготовки кадров. За счет средств федерального бюджета продолжим обучение по гражданским специальностям индонезийских граждан. Готовы увеличивать квоты в случае заинтересованности. Также готовы поддерживать сохраняющееся, а где-то даже растущий интерес индонезийцев к изучению русского языка. Такой опыт уже имеется. Будем его развивать.
Уделили особое внимание задачам беспрепятственного доступа российской и индонезийской аудитории к объективной информации о текущих событиях как в наших странах, так и в регионе, и в мире. Договорились оказывать содействие установлению контактов между ведущими медиаоператорами России и Индонезии. Здесь есть интересные проекты.
В сентябре 2024 г. возобновилось прямое авиасообщение по маршруту Москва-Денпасар. Это позволило увеличить количество российских туристов, посещающих Индонезию, прежде всего о.Бали. В целом это помогает укреплять транспортную взаимосвязанность, экономические обмены и контакты между людьми. За 2024 г. 180 тыс. россиян посетили Индонезию. Это не предел. Мы, в свою очередь, будем рады видеть как можно больше индонезийских туристов на пространствах нашей страны.
По линии министерств иностранных дел налажено тесное сотрудничество. Действует трехлетний План консультаций. Они регулярно проводятся с пользой для дела. Только на уровне заместителей министров за последний календарный год состоялось четыре раунда консультаций, еще больше по линии директоров соответствующих департаментов. Такие консультации помогают углублять нашу координацию в ООН, «Группе двадцати», на других международных многосторонних площадках.
Констатировали совпадение или близость позиций по большинству международных проблем, включая наиболее актуальные на данном этапе. Имею в виду ситуацию на Ближнем Востоке, на палестинских территориях и нападение Израиля на Исламскую Республику Иран и необходимость для мирового сообщества предпринять все усилия для успокоения ситуации, для деэскалации и для перехода к решению любых возникающих вопросов за переговорным столом.
Рады, что Индонезия подключилась к БРИКС в качестве полноправного члена. Подчеркнули, что наша совместная работа и в этих рамках будет способствовать упрочению многополярных начал мировой политики и экономики.
У нас имеется общий интерес в том, чтобы ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе развивалась конструктивно, чтобы попытки привнести сюда элементы конфронтации не имели успеха. В этом контексте отношения между Россией и АСЕАН имеют большое значение. Приветствуем готовность Джакарты и далее способствовать развитию взаимодействия между Россией и АСЕАН, особенно в свете предстоящего в следующем году 35-летия установления диалогового партнерства с Ассоциацией. Привлекли внимание наших коллег к инициативе, которую Российская Федерация вместе со многими другими странами продвигает в контексте формирования в Евразии архитектуры равной и неделимой безопасности, которая будет открыта для любой страны континента в отличие от схем, которые пытаются продвигать наши западные коллеги под лозунгом «Индо-Тихоокеанских стратегий».
Поблагодарил наших друзей за взвешенную позицию по конфликту на Украине, за понимание ситуации и контрпродуктивности потакать попыткам украинизировать повестку дня любых международных структур и форматов. Наша позиция неизменна. Мы были вынуждены начать специальную военную операцию после более чем десятилетнего периода втягивания Украины в Североатлантический альянс после госпереворота в феврале 2014 г. – для того, чтобы создавать прямые угрозы военной безопасности Российской Федерации непосредственно на наших границах. Безусловно, то, как после госпереворота в феврале 2014 г. украинский режим законодательно истреблял все русское – образование, информационную и культурную сферы – это прямо «било» по законным правам огромной части населения Украины, прежде всего Юго-Востока этой страны, закрепленным в первой статье Устава ООН. Она от всех требует уважать права человека независимо от пола, расы, языка и религии. Киевский режим истребляет и язык, и – в данном случае – каноническую православную религию. Соответствующие законы уже приняты. Но Запад, как говорится, «набрал в рот воды».
В целом, считаю, что полезно поговорили. Уверен, что мы внесли свой вклад в предстоящий контакт наших президентов, который должен на днях состояться в Санкт-Петербурге. Рассчитываем, что они нас благословят на дальнейшую продуктивную совместную работу.