10:47

Интервью директора Третьего департамента Азии МИД России Л.Г.Воробьевой МИА «Россия сегодня», 22 марта 2025 года

450-22-03-2025

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о планируемых контактах на высшем и высоком уровнях в 2025 году с руководством государств, курируемых Вашим Департаментом.

Ответ: Политический диалог со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) интенсивно развивается. В 2024 году Президент Российской Федерации В.В.Путин посетил с госвизитом Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ), у нас побывало руководство Индонезии, Лаоса, Малайзии, Вьетнама. Проведены встречи с главами внешнеполитических ведомств Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Таиланда. Активно задействовались возможности площадки БРИКС (саммит в Казани в октябре 2024 года и расширенная сессия совещания министров иностранных дел в Нижнем Новгороде в июне 2024 года), а также мероприятий по линии АСЕАН во Вьентьяне (Лаос). Результаты состоявшихся контактов подтвердили обоюдный настрой на дальнейшее углубление взаимовыгодного сотрудничества.

2025 год также обещает быть весьма насыщенным. Его начало ознаменовалось поездкой Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина во Вьетнам. Совсем недавно официальный визит в нашу страну совершил Председатель Государственного административного совета, Премьер-министр Мьянмы Мин Аун Хлайн. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации С.К.Шойгу провел ряд встреч в Индонезии и Малайзии.

Неуклонно растет взаимный интерес России и стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) к развитию торгово-экономической кооперации, взаимодействию в области обороны и безопасности, гуманитарных обменов, включая образование, науку, культуру, контакты между людьми. В регионе высоко ценят твердый настрой России на формирование более справедливого многополярного мироустройства, основанного на принципах равной и неделимой безопасности. Мы разговариваем с партнерами на одном языке, без нравоучений, менторства и неоколониальных замашек, с уважением относимся к их национальным особенностям. Все это создает благоприятные условия для дальнейшей активизации политического диалога.

Ожидаем участие лидеров ряда государств региона в мероприятиях, посвященных празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Вопрос: Весной 2024 года США временно разместили на Филиппинах ракетные системы средней дальности Typhon, в дальнейшем продлив их дислокацию на бессрочный период. При этом в СМИ появляются сообщения о намерении Вашингтона ввезти комплексы Typhon и в Японию. Доводила ли Россия свою позицию по этому вопросу до японской и филлипинской сторон?

Замглавы МИД России С.А.Рябков заявил, что Россия может рассмотреть возможность размещения своих ракет средней и меньшей дальности в Азии в ответ на такие действия. Какие страны имеются в виду в данном контексте?

Ответ: Не ставим под сомнение право отдельных государств укреплять свою безопасность. Вместе с тем полагаем, что появление американских ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в различных регионах мира, включая АТР, не только не способствует поддержанию стабильности, но лишь подстегивает гонку вооружений, повышает уровень конфликтности и ведет к нарастанию стратегических рисков. Данная позиция была четко сформулирована в публичных заявлениях руководства нашей страны, неоднократно транслировалась на международных площадках, а также пояснялась в ходе двусторонних контактов.

Что касается Японии, то мы видим, как ее правительство целенаправленно, в том числе в публичном пространстве, ужесточает риторику об угрозах, якобы исходящих от КНДР, а также действиях КНР в Тайваньском проливе, пытаясь тем самым оправдать курс на ускоренную милитаризацию и наращивание военно-технического сотрудничества с западными союзниками. Неоднократно предупреждали Токио, что если в результате такой кооперации в Японии окажутся американские ракеты средней дальности, будем вынуждены предпринять необходимые контрмеры по укреплению собственной обороноспособности в целях купирования исходящих с японской территории вызовов безопасности России.

Конкретное содержание ответных шагов будет проработано по линии компетентных ведомств в соответствии с долгосрочными стратегическими задачами и интересами Российской Федерации.

Вопрос: Япония открыла независимое от своего посольства в Бельгии представительство при НАТО. В рамках «индо-тихоокеанских стратегий» альянса укрепляется его партнерство с официальным Токио. Какова будет реакция Москвы на эти действия?

Ответ: Не может не вызывать беспокойство целенаправленный курс Запада на реализацию стратегической задачи «натофикации» Азии. В схемах масштабирования мандата Североатлантического альянса на АТР активно задействуются форматы «малой геометрии», такие как АУКУС, «Квад», их расширенные производные, а также различные «четверки», «тройки» и многочисленные двусторонние союзнические связки с участием Вашингтона. К формируемой им на азиатском поле западноцентричной военно-политической архитектуре все больше подтягиваются внерегиональные страны НАТО: Канада, Германия, Франция, а к отдельным сегментам работы – и государства Северной Европы.

Постоянно наращивается спектр и состав участников натовских учений в АТР, где обкатываются всевозможные сценарии – вплоть до военных интервенций в пострадавшие от природных катаклизмов страны и ведения «тотальной войны». Прорабатывается логистика переброски в регион сил и средств НАТО. Видны попытки через ротационные схемы обеспечить постоянное присутствие здесь ударных ВВС евроатлантических государств.

Одним из наиболее активных сторонников более глубокого вовлечения НАТО в дела АТР последовательно выступает Япония, продвигая известный тезис о «неделимости безопасности Евро-Атлантики и Индо-Тихоокеанского региона» с явным антикитайским и антироссийским подтекстом. На таком фоне наблюдаем увеличение интенсивности совместных учений Токио с внерегиональными европейскими странами, в том числе с доступом иностранных подразделений к объектам военной инфраструктуры островного государства.

В кооперационное пространство «для своих» пытаются втянуть и Юго-Восточную Азию. В то же время большинство стран региона обеспокоено опасными процессами милитаризации АТР и вытекающими отсюда комплексными рисками.

В связи с этим на регулярной основе доводим по дипломатическим каналам тезис о том, что подобная внешнеполитическая линия несет очевидные риски для безопасности в Восточной Азии и АТР в целом, стимулируя новый этап гонки вооружений. В свою очередь, в целях укрепления мира и стабильности в регионе наращиваем кооперацию во внешнеполитической и оборонной сферах со своими партнерами, в том числе с Китаем.

Вопрос: Есть ли решение со стороны Токио о продлении контрактов на поставку сжиженного природного газа по проекту «Сахалин-2»? Остается ли в силе готовность Токио не покидать проект «Сахалин-1»?

Ответ: Сфера энергетики – одна из немногих, где между Россией и Японией сохраняется конструктивное взаимодействие. Японская сторона официально признает критическую важность совместных нефтегазовых проектов для обеспечения национальной энергетической безопасности, сохраняя на данном этапе участие своих компаний в них.

В то же самое время Токио в рамках «Группы семи» продолжает заявлять о намерении «полностью избавиться от зависимости» от российских энергоносителей. В этом им помогала администрация Дж.Байдена: «благодаря» незаконным так называемым санкциям японское участие в еще одном значимом для Токио проекте – «Арктик СПГ-2» – было фактически заблокировано. Принимаем в расчет и предлагаемую Вашингтоном правительству С.Исибы масштабную инициативу производства газа на Аляске, которая, по оценкам экспертов, в перспективе может быть использована для вытеснения российского СПГ с японского рынка.

Безусловно, выбор дальнейших действий – за Японией. Наши топливные ресурсы в любом случае найдут своего потребителя как в Азии, так и в других регионах мира.

Вопрос: Таиланд и Малайзия стали странами-партнерами БРИКС, Индонезия – полноценным членом объединения, интерес к работе БРИКС проявляет ряд других стран ЮВА – Лаос, Мьянма и Камбоджа. Возможно ли получение этими странами партнерского статуса в этом году или полноправного членства по итогам бразильского председательства?

Ответ: Диалог с развивающимися странами и государствами с формирующимся рынком является одним из приоритетных направлений деятельности в рамках БРИКС. В этом контексте приветствуем расширение географии и экономического потенциала объединения за счет Индонезии и стран-партнеров. Полагаем, что это будет способствовать укреплению духа солидарности и международного сотрудничества ради всеобщего блага.

Не исключаем дальнейшего увеличения числа участников БРИКС, будь то в категории полноформатных членов или партнеров. Настроены на конструктивное взаимодействие со всеми, кто привержен принципу суверенного равенства и разделяет идеалы равноправия и взаимного уважения, открытости, прагматизма и солидарности. Вместе с тем в текущем году в объединении сформировалось единое мнение о необходимости сосредоточиться на консолидации нашего стратегического партнерства и интеграции вновь принятых членов и государств-партнеров в архитектуру БРИКС, принимая во внимание задачу сохранения его эффективности.

Вопрос: По итогам официального визита в Россию Председателя Государственного административного совета, Премьер-министра Мьянмы Мин Аун Хлайна подписано межправительственное соглашение о строительстве в этой стране АЭС малой мощности. Когда может начаться строительство АЭС? Каковы перспективы подключения России к строительству АЭС во Вьетнаме?

Ответ: Обеспечение национального энергетического баланса – одна из ключевых задач для правительств практически всех государств ЮВА, которые в последние годы стабильно входят в число наиболее динамично развивающихся экономик. Естественно, в таких условиях наши партнеры из стран АСЕАН в той или иной степени проявляют интерес к возможностям создания у себя атомной энергетики. Известно, что Россия традиционно является глобальным лидером в сфере мирного атома, а Госкорпорация «Росатом» обладает всеми необходимыми компетенциями и уникальным опытом в указанной области.

«Росатом» в последние несколько лет приложил немало усилий с целью содействия мьянманским партнерам в развитии национальной ядерной инфраструктуры и подготовке профильных кадров, обмена опытом в вопросах энергетического и неэнергетического применения ядерных технологий и ядерной медицины. Благодаря подписанию в начале марта с.г. профильного межправительственного соглашения созданы правовые рамки для начала реализации соответствующего проекта. Вместе с тем очевидно, что это – только первый шаг. Твердо настроены на последовательную кропотливую работу совместно с нашими партнерами из Мьянмы.

«Росатом» также готов подключиться к строительству атомной электростанции во Вьетнаме.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве с Вьетнамом в нефтегазовой сфере.

Ответ: Топливно-энергетический комплекс традиционно является стратегически важной отраслью сотрудничества двух стран. Его флагман – совместное предприятие «Вьетсовпетро», которое было учреждено АО «Зарубежнефть» и Корпорацией нефти и газа «Петровьетнам» в 1981 году.

В Ненецком автономном округе успешно ведет добычу углеводородов ООО «Совместная компания «Русвьетпетро», созданное в 2008 году участниками «Вьетсовпетро».

  • Общие сведения

    Загранучреждения МИД РФ

    Филиппины

    Посольство России на Филиппинах (Манила)

    Адрес :

    1245 Acacia Road, Dasmarinas Village, Makati City, Metro Manila

    Посол - ПАВЛОВ Марат Игнатьевич (по совместительству в Республике Палау, Федеративных Штатах Микронезии и в Республике Маршалловы Острова)

    Советник - ГУРИН Дмитрий Евгеньевич

    Телефон :

    +63 2 88-17-54-06

    Горячая линия :

    +63 917-860-94-90

    Факс

    +63 2 810-96-14,

    E-mail

    rusembassy.manila@mid.ru

    Web

    https://philippines.mid.ru

    Twitter 

    Facebook 

    Youtube 

    Instagram 

    Telegram 

    Филиппины

    Консульский отдел Посольства России

    Адрес :

    1245 Acacia Road, Dasmarinas Village, Makati City, Metro Manila

    Заведующий консульским отделом - ГАВРИЛОВ Иван Алексеевич

    Телефон :

    +63 2 75-01-57-11

    Горячая линия :

    +63 917 860-94-90

    Факс

    +63 2 810-96-14

    E-mail

    philippines@bk.ru

    Горячая линия

    phone
    • +63 917-860-94-90
    Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

    Представительства в РФ

    Филиппины

    Посольство Республики Филиппины в России (Москва)

    Адрес:

    г. Москва, Карманицкий пер., 8

    Телефон:

    +7 499 241-05-63
    +7 499 241-05-64
    +7 499 241-05-65

    Факс

    +7 499 241-26-30

    E-mail

    moscowpe@mailfrom.ru

    moscow.pe@dfa.gov.ph

    Web

    https://moscowpe.dfa.gov.ph/

    Фоторепортаж

    • Филиппины
    • Филиппины
    • Филиппины
    • Филиппины
    • Филиппины