Португальская Республика
Интервью Посла России в Португалии П.Ф.Петровского информационному агентству «Луза», 12 ноября 2010 г.
16-11-2010
Часть 1: «Мы начали ощущать, что НАТО расценивает Россию как приоритетного партнера
Россия «начала действительно ощущать», что НАТО расценивает Москву как «приоритетного партнера по обеспечению безопасности в мире», заявил в интервью агентству «Луза» посол России в Лиссабоне.
Дипломатический представитель Москвы начиная с 2006г. Павел Петровский признает, что отношения Россия-НАТО «улучшаются», в противоположность тому, что происходило после саммита Альянса в Бухаресте в апреле 2008.
«После этого произошло нападение Грузии на Южную Осетию (в августе 2008г.), которое помешало нормальному развитию наших отношений с Альянсом. Сегодня мы подтверждаем, что отношения развиваются позитивно», - заверяет 63-летний дипломат, обращая внимание на встречу, произошедшую 3 ноября в Москве между генеральным секретарем НАТО Андерсом-Фогом Расмуссеном и президентом России Дмитрием Медведевым.
«Более того, наш президент решил принять участие в саммите, который пройдет в Лиссабоне», - напомнил Павел Петровский, имея в виду заседание Совета Россия-НАТО, которое пройдет 20 ноября на полях саммита Альянса.
Несмотря на наличие «различных подходов к некоторым международным проблемам», дипломат считает ключевым тот факт, что НАТО прояснила важные моменты новой стратегической концепции, которая будет одобрена на саммите.
«В ходе переговоров в Москве Расмуссен заявил, что мы не должны ждать сюрпризов от НАТО по содержанию новой концепции. Он сказал, что речь пойдет о стратегическом партнерстве России и НАТО, и эта идея должна найти отражение в новой концепции», - сообщает Посол.
Тем не менее, посол России подчеркивает беспокойство Москвы: «Для нас также важно, чтобы эта стратегическая концепция помимо определения функций России отражала подход НАТО к возможным военным операциям. Очень важно, чтобы все последующие операции НАТО проводились в соответствии с Уставом ООН с соблюдением всех норм международного права. И как нам заявил Расмуссен, это будет предусмотрено в новой стратегической концепции».
Отвечая на вопрос о системе ПРО, которую Альянс стремится установить в Европе, и против которой первоначально возражала Москва, Павел Петровский обратил внимание на переговоры, проведенные с руководителями НАТО, а также на слова Расмуссена в Москве о том, что участие России в этом проекте «было бы позитивным».
«Какими бы прозрачными ни были ответы НАТО, нам потребуется дополнительное время для анализа того, что именно НАТО нам предлагает в отношении системы ПРО», - настаивает Павел Петровский. Это вопрос, который должен быть рассмотрен «самым тщательным образом», так как по нему необходимо «сблизить позиции».
С точки зрения России, наиболее важным вопросом является участие Москвы в различных фазах разработки и последующей конкретизации этой системы, которая в настоящий момент мотивируется только возможностью ядерной угрозы со стороны Ирана.
«Будет очень важно, если мы сможем принять участие в ее разработке. Но если НАТО подготовит систему и потом скажет, что мы сможем подключиться лишь к реализации того, что уже было сделано, без нашего первоначального участия, это будет совершенно иная ситуация. Необходимо отметить, что нам потребуется еще какое-то время для того, чтобы глубоко проанализировать предложения, которые нам были сделаны», - подтверждает Петровский.
На вопрос о возможном присоединении России к НАТО в будущем, о котором говорят многие аналитики, посол России отвечает весьма осторожно.
«Считаю, что есть ряд членов НАТО, которые были бы недовольны таким развитием событий», - уточняет Павел Петровский, не преминув заметить, что до сих пор существуют «некоторые последствия Холодной войны», намекая на бывшие советские республики Балтии, присоединившиеся к НАТО в 2004г.
«Мы продолжим развивать сотрудничество с НАТО, учитывая результаты лиссабонского саммита. В настоящее время Россия уже принимает активное участие в сотрудничестве с партнерами из Альянса».
Часть 2: «Вопросы расширения НАТО в направлении границ России не буду рассматриваться на Лиссабонском саммите»
НАТО на данный момент не планирует дальнейшее расширение на Восток, и этот вопрос не будет обсуждаться на Лиссабонском саммите, заявил в своем интервью посол России в Португалии Павел Петровский.
Дипломатический представитель Москвы сообщил, что в ходе визита в Москву 3 ноября генеральный секретарь Альянса Андерс Фог Расмуссен заверил, что этот вопрос не будет затрагиваться. Притом посол отметил «суверенное право» каждой страны делать свой стратегический выбор в пользу присоединения к тому или иному союзу.
На саммите в Бухаресте в 2008г. НАТО предпочло «заморозить» процесс присоединения Украины и Грузии, бывших советских республик, которые Москва рассматривает как часть своей «сферы влияния». Такая точка зрения является превалирующей.
«Мы не считаем логичным тот факт, что НАТО расширяется в направлении наших границ. В отношении конкретных стран, таких, как Украина, мы можем сказать, что сегодня у власти находятся другие руководители, которые уже не настаивают на присоединении к НАТО», -подчеркивает посол России.
Говоря о Грузии, Павел Петровский не придает большого значения желанию нынешнего грузинского руководства вступить в НАТО и отмечает, что эта северокавказская страна должна будет соответствовать целому ряду существующих в Альянсе критериев.
«Я думаю, что в современной ситуации Грузия не отвечает требуемым критериям. Но в целом, мы вообще в данный момент не видим какого-либо логичного объяснения относительно возможного расширения Альянса в сторону нашей страны. Если Россия станет стратегическим партнером, по какой причине НАТО должна расширяться в направлении наших границ? Это нелогично», - настаивает дипломат.
В августе 2008г. Тбилиси оказался втянутым в вооруженный конфликт с сепаратистскими республиками Южной Осетией и Абхазией, что повлекло за собой военное вмешательство России и последующее признание Москвой независимости этих двух регионов.
Подчеркнув, что признание двух сепаратистских регионов в качестве «независимых и суверенных государств» было «нормальной реакцией на своего рода политику геноцида, которую проводила Грузия по отношению к населению Южной Осетии и Абхазии в августе 2008г.», посол России считает неправомерными требования стран-членов Альянса, настаивающих на «соблюдении территориальной целостности страны».
«Основные разногласия с НАТО» включают в себя не только этот вопрос, но также ряд других, в частности использование ДОВСЕ в Европе.
В этой связи Павел Петровский отмечает, что сокращение обычных вооружений в Европе должно осуществляться в рамках ОБСЕ. «Здесь речь идет не о разногласиях между Россией и НАТО, а скорее о разногласиях между Россией и отдельными членами НАТО», - заявляет дипломат.
Посол напоминает о российской инициативе по «созданию новой архитектуры безопасности в Европе, конечной целью которой было заключение договора о безопасности в Европе». Это предложение было выдвинуто российским президентом Медведевым в 2008г. и представлено в прошлом году всем странам-членам ОБСЕ и НАТО. «Были страны, которые отреагировали позитивно, и одной из первых стала Португалия. Мы получили позитивный отклик на наше предложение от премьер-министра Ж. Сократеша», - подчеркивает Павел Петровский.
Проект этого предусматривает «постоянные консультации» между всеми организациями, действующими в Европе, включая НАТО, ОБСЕ, СНГ, ЕС и ОДКБ.
«Мы не стремимся создавать новые организации, считаем, что у НАТО и ОБСЕ есть свои собственные функции и что все эти организации могут взаимодействовать и участвовать в создании новой архитектуры безопасности», - заключает Посол.
Часть 3: Россия не изменит своей позиции по Ирану и считает необходимым принятие срочных решений по Афганистану.
Россия выступает за мирное решение проблемы с Ираном путем переговоров и считает практически невозможным достижение военной победы в Афганистане.
«Наша позиция по отношению к Ирану не изменилась. Мы принимали участие совместно с пятью странами в переговорах с Ираном по ядерной проблеме, продолжаем выступать за поиск решения по этой проблеме дипломатическими и мирными средствами, но мы поддерживаем и справедливые санкции», - подтверждает посол России.
Павел Петровский напомнил, что Москва голосовала на заседании Совета Безопасности ООН за применение санкций, и заметил, что недавнее решение блокировать продажу противовоздушных ракет высокой точности С-300 Тегерану связано с ними. Посол России уточнил, что его страна «не имеет ничего против инициативы Бразилии и Турции по поводу ядерной проблемы Ирана», осуществленной самостоятельно в мае.
Параллельно, Павел Петровский подчеркнул: «Мы стремимся к тому, чтобы эти санкции также соблюдались другими странами «группы шести», так как после голосования по ним в СБ ООН США и европейские страны одобрили дополнительные санкции, что не есть хороший пример для партнерства с Россией.
Говоря об Афганистане и признавая «печальный советский опыт» в этой стране, посол России подчеркивает готовность Москвы содействовать усилиям Альянса в регионе на базе решений Совета Безопасности ООН.
Помимо предоставления права транзита по российской территории для обеспечения экспедиционного корпуса или поставки вертолетов, посол России также выделяет действия, направленные на борьбу с производством и распространением наркотиков.
«Около двух недель назад мы успешно провели операцию против наркотиков совместно с американцами. Впервые мы совместно уничтожили четыре лаборатории по производству наркотиков, и это очень важно», - сообщает Павел Петровский.
Эта операция расценивается как начало «новых отношений и нового сотрудничества в этой области», учитывая, что «значительная часть опия предназначалась для отправки в Россию.
Но остаются разногласия: «Мы продолжаем повторять, что необходимо активизировать борьбу с посевами наркотиков, в то время как наши американские партнеры говорят, что это может привести к проблемам с местным населением. Но мы считаем, что раз американцы очень активно действуют, например, в Колумбии при уничтожении кокаиновых плантаций, то необходимо предпринимать те же меры и в Афганистане».
Говоря о ситуации в регионе и напомнив о традиционном сопротивлении афганцев непрерывным вторжениям начиная с 19 века, Павел Петровский полагает, что «экономические решения» могут помочь преодолеть тупиковую ситуацию, так как «невозможно одержать победу исключительно военными средствами».
«Необходимо поднять уровень жизни афганского населения, уделять больше внимания экономическому и социальному развитию этой страны. И другая важная задача состоит в том, чтобы подготовить надлежащим образом афганскую армию и службы безопасности. Но это очень трудная борьба, талибы сильны и располагают поддержкой Аль-Каеды».
Мирное урегулирование ситуации в Афганистане остается приоритетом для Москвы. «Нестабильность в странах Центральной Азии является следствием ситуации в Афганистане. Все эти республики соседи России, у нас общие границы, и поэтому мы делаем все возможное, чтобы помочь Альянсу найти решения, и не только путем продолжения войны».