12:45

Интервью Посла России в Румынии В.И.Кузьмина интернет-порталу «Vești din Rusia» (Вести из России) по случаю Дня России

Вопрос: Ограничение и контроль над вооружениями вошли, к сожалению, в фазу распада, неустойчивости и недоверия в результате поэтапного (начиная еще с 2001 года) выхода США из международных договоров по ограничению и сокращению вооружений и мерам по разоружению, которые составляли архитектуру безопасности и доверия в мире. Что стоит за этими демаршами США и какова позиция России в этой чрезвычайно серьезной ситуации, которая возникла за последние несколько лет?

Ответ: События последнего времени создают реальные риски для сохранения архитектуры глобальной стратегической стабильности. Главным деструктивным игроком выступают США, которые всеми средствами пытаются сохранить свою мировую гегемонию вопреки быстро меняющемуся не в их пользу соотношению сил на международной арене. Начиная с 2002 г. (Договор об ограничении ПРО) и по настоящее время (выход из Договора об открытом небе) Вашингтон последовательно разрушает систему межгосударственных договоренностей по контролю и ограничению оружия массового поражения. Под ударом и меры доверия в военной области, а в итоге резко возрастает реальная угроза мировой войны, в том числе возникшей «по ошибке». Такая оценка будет еще более убедительной, если мы вспомним, что Вашингтон до сих пор не уничтожил свои запасы химоружия (по Конвенции о запрещении химического оружия), создал космическое военное командование и развернул по периметру границ России, а также отчасти Китая сеть баз ПРО и даже биохимических лабораторий, принадлежащих министерству обороны. Все большую тревогу вызывают сигналы о намерении Вашингтона похоронить и последний важнейший документ – Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), действие которого завершается в начале 2021 г. При этом Пентагон активно провоцирует эскалацию военной активности НАТО вдоль границ России.

До сих пор все попытки российской дипломатии возобновить субстантивный диалог о новой архитектуре глобальной стратегической стабильности не привели к позитивному результату из-за позиции американских коллег. В администрации США  не желают признавать основополагающий принцип стратегической стабильности – взаимосвязь и необходимость равновесия наступательных и оборонительных вооружений. Вашингтон создает «тактические ядерные боеголовки» малой мощности, обвиняя нас в принятии на вооружение несуществующей в российской военной доктрине концепции «эскалации конфликта (с применением таких вооружений) ради деэскалации». В нарушение ДНЯО американцы открыто предлагают «приобщить» своих неядерных союзников по НАТО  к использованию модернизированных авиабомб, складированных на их базах в Европе. Нельзя исключать и возобновления США запрещенных испытаний ядерного оружия.

Вместе с тем, несмотря на весь этот негатив, руководство России последовательно выступает за координацию усилий ведущих мировых держав по формированию новой архитектуры как глобальной, так и европейской стратегической стабильности. На это, по сути дела, нацелена и инициатива Президента В.В.Путина о проведении встречи в верхах пяти ядерных держав – основателей ООН, которая получила фактически единодушную поддержку.

Вопрос: Международная атмосфера переживает очевидное ухудшение и напряженность из-за появления таких дестабилизирующих факторов, как пандемия Covid, предвидимый мировой экономический кризис, новая динамика цен на нефть и т.д. Что предпринимает Россия перед лицом этих вызовов, которые затрагивают практически все государства, всю международную жизнь? Какие меры предусмотрены в экономике?

Ответ: К сожалению, пандемия коронавируса пока больше содействует обострению международных противоречий, чем, как, казалось бы, должна была побуждать координировать усилия государств в противодействии этому экзистенциальному вызову самому существованию человечества. Безответственная политика крупнейшего государства – экспортера нефти Саудовской Аравии привела совсем недавно к обрушению цен на нефть в условиях спада спроса из-за пандемии. По сути дела, мы уже вступили в фазу серьезного мирового экономического кризиса с падением производства в целом ряде отраслей, десятками миллионов безработных на фоне продолжающей свирепствовать на всех континентах опасной эпидемии.

Россия подошла к этой ситуации подготовленной лучше, чем многие другие. Последовательные усилия нашего правительства на фоне незаконных международных санкций позволили заметно снизить зависимость экономики от экспорта углеводородов (менее 41% доходов госбюджета в 2019 г. с перспективной снижения до 35% к 2022 г.). Мы практически стали независимы от импорта продовольствия (доходы от экспорта зерна в 2019 г. составили 25 млрд. долл.), более 550 млрд. долларов составляют золотовалютные резервы, не говоря уже о чрезвычайно благоприятном соотношении внешнего долга к ВВП (менее 25%).

Подчеркиваю: в этих кризисных условиях Россия стремится проводить максимально ответственную политику. На саммите «Группы-20» российский президент В.В.Путин выдвинул серию инициатив, направленных на преодоление возникших проблем: прежде всего, в плане оказания содействия наиболее пострадавшим от пандемии странам, отказа от незаконных односторонних санкций и объединения усилий по обузданию COVID-19. Именно благодаря конструктивной позиции Москвы удалось в значительной мере переломить катастрофические тенденции на нефтяных рынках на основе согласованного не только ОПЕК, но и группой крупных государств-производителей сокращения добычи.

В России правительство разработало целую серию мер по поддержке населения: полуторамесячные «оплачиваемые выходные», значительное адресное увеличение пособий семьям с детьми, а также безработным; налоговые льготы и дополнительные выплаты самозанятым, малому и среднему бизнесу, финансовую помощь отдельным отраслям экономики и регионам. Особое внимание – материальной поддержке медицинских работников.

В общей сложности на антикризисные мероприятия государство уже направило порядка 500 млрд. рублей, и это, разумеется, не предел.

Нельзя, хотя бы пунктиром, не упомянуть сотрудничество в противодействии пандемии с государствами СНГ, значительную помощь, оказанную с этой целью в наиболее критические моменты Италии, Сербии, Венесуэле…

Вопрос: Эксперты предсказывают, что после пандемии произойдет перезагрузка международных отношений, причем не в пользу США, которые утрятят свои позиции глобального доминирования – скорее всего, в пользу Китая. Вы согласны с этим утверждением? Какова в таком случае будет уготована роль России?

Ответ: Разумеется, пандемия в сочетании с серьезным экономическим кризисом, скорее всего, заметно повлияет на расклад сил на мировой арене. Уже сейчас видно, что Китай, судя по всему, выйдет из этой кризисной полосы усилившимся, о чем говорят и успехи в обуздании COVID-19, и достаточно эффективные меры по восстановлению экономики в этой стране. В пользу такого вывода свидетельствуют и массовые акции гражданского протеста, перерастающие в беспрецедентные по масштабам беспорядки, грабежи и разрушения в США, подтверждающие наличие глубокого политического кризиса в современном американском обществе.

Впрочем, ничего нового в этих тенденциях нет. Российская дипломатия уже не первое десятилетие продвигает «объединительную повестку дня» в поиске ответов на глобальные вызовы человечеству, идеи коллективной, если хотите сетевой (network), дипломатии. В отличие от «коллективного Запада» (читай – прежде всего, США) Россия настаивает на необходимости сохранения ООНоцентричной модели международного порядка, основанной на действующих нормах международного права. При этом никто не исключает совершенствования этих норм, однако, на максимально консенсусной основе, на базе уважения суверенных прав всех государств.

Обвиняя Россию в некоем «ревизионизме», т.е. стремлении сломать существующий мировой порядок, Североатлантический альянс во главе с США, Евросоюз и некоторые их союзники, по существу, сами пытаются его разрушить, выдвигая цель создания «мирового порядка, основанного на правилах», и даже продвигая принцип «multilateralism’а». В этой связи у всех возникает вопрос, что это за правила, кто их будет определять, почему «multilateralism» фактически противопоставляется существующей системе ООН и международного права?!

Повторю, что как минимум со времени знаменитой речи Президента В.В.Путина на Мюнхенской международной конференции по безопасности в 2007 году Россия призывает своих международных партнеров учитывать процесс изменения общего баланса, возникновение новых центров силы и, соответственно, вносить необходимые коррективы в международные отношения. Даже в США большинство политологов признает, что «момент однополярного мира» (читай – безраздельной гегемонии США) безвозвратно миновал, но политики в Вашингтоне никак не могут расстаться с устаревшими взглядами на мировое устройство.

Россия и сейчас, и в посткризисный период останется одной из великих суверенных держав, 75 лет назад учредивших ООН, а также обладателем права вето в Совете Безопасности, что накладывает на нее особую ответственность за поддержание международного мира. Фундаментальная основа нашей внешней политики неизменна: создание наиболее благоприятных (мирных!) международных условий для внутреннего развития России, благополучия ее граждан. Другая ее важнейшая составляющая: продвижение законных национальных интересов на международной арене на базе принципов международного права.

Вопрос: Вместо того, чтобы стать одной из линий сотрудничества между Западом и России пандемия коронавируса превратилась в новый фронт противостояния. Успешные результаты борьбы с пандемией в России, которые даже называют «русским чудом» (чрезвычайно низкая смертность, помощь другим странам, успехи в создании вакцины и т.д.) вызывают на Западе раздражение  и новый всплеск русофобии. Что, по Вашему мнению, так сильно беспокоит наших западных партнеров?

Ответ: Очень хороший вопрос. Для любого непредвзятого наблюдателя абсурдными и даже оскорбительными выглядят претензии к России по поводу того, что оказание ею помощи, скажем Италии, в самый критический момент всплеска эпидемии, дескать, направлены на то, чтобы сеять рознь в Евросоюзе, НАТО и т.д. Отчасти осознав, что подобные обвинения не вписываются в реальную картину развития событий, когда западные союзники не спешили прийти на помощь итальянцам, заботясь больше о своих национальных интересах, евроатлантические стратеги переключили свое внимание на якобы развернутую Россией «подрывную информационную кампанию» с теми же целями. Главная причина: здесь уже не нужно никаких доказательств, конкретных фактов – достаточно бесконечно повторять лживые обвинения с использованием магических формул «highly likely» и т.п.

Наше отношение к этой явно оркестрируемой в масштабах «коллективного Запада» антироссийской кампании основывается на ясном понимании ее природы как средства демонизации России, ее руководства и русских вообще с целью достижения незаконных преимуществ в конкурентной борьбе на мировых рынках, а в конечном итоге – для реализации своих гегемонистских геополитических устремлений. По сути дела, подлинные мотивы этой политики в отношении России не меняются уже более 500 лет, и народы нашей страны уже неоднократно давали «эффективный отпор» этим агрессивным притязаниям.

Вопрос: В год 75-летия Победы над нацистской Германией мы столкнулись с яростными и иногда карикатурными попытками переписать историю, поставить на одну доску фашистскую Германию и СССР, приписать СССР равную  вину за развязывание Второй мировой войны (резолюция Европарламента, демарши Польши, дипломатические выходки США и т.д.). Какова конечная цель этой фальсификации? Как раз в дни 75-летия Победы министры иностранных дел восточно-европейских стран, членов НАТО и ЕС, приняли резолюцию (которую подписали и США - видимо, их куратор), в которой отрицают освободительную роль Красной Армии в Восточной Европе и утверждают, что она принесла им не свободу, а советскую оккупацию и закабаление. Складывается впечатление, что элиты этих стран глубоко сожалеют, что их освободили от нацизма и что они предпочитали бы жить при Гитлере. Что ВЫ могли бы сказать об этой «оригинальной» позиции?

Ответ: Вычеркнуть решающий вклад СССР, а значит и России как государства-продолжателя, в разгром нацизма, прекращение Холокоста, освобождение народов Европы от порабощения и уничтожения «третьим рейхом» просто невозможно. По крайней мере, до тех пор, пока память об этом живет в нашем народе, пока решающим критерием оценки исторических событий остаются оценки современников, а не трубадуров американского гегемонизма XXI века, пока не удается уничтожить или придать забвению объективные исторические документы. Выдающейся манифестацией исторической памяти о победе советского народа в Великой Отечественной войне стало массовое общественное движение «Бессмертный полк». Фальсификаторам истории и европарламентариям, западным политикам и пропагандистам стоило бы повнимательнее изучить публикуемые в эти дни в России многочисленные подлинные архивные документы. Они со всей очевидностью доказывают бесспорные для нас истины о подлинных виновниках величайшей в истории трагедии, их расистских (колонизаторских) замыслах, о не имеющих срока давности в соответствии с решениями Нюрнбергского трибунала преступлениях против человечности нацистов и их приспешников.

Довольно бездоказательной ретроспективной фальсификацией истории является и известная резолюция Европарламента «о важности исторической памяти» (октябрь 2019 г.), и недавнее заявление государств Центральной и Восточной Европы по поводу некоей исторической вины СССР (а в это понятие они смело включают и современную Россию) за послевоенную ситуацию в этом регионе. Контраргументов на эту тему множество, но главный обман, на который пошли восточноевропейцы под руководством своих кураторов из госдепартамента США, по существу заключается в утверждении, что альтернативой разгрому нацизма и фашизма в Европе могла бы быть некая «свобода высшей пробы». В действительности Красная Армия освободила народы Европы не только от порабощения, но и от постепенного уничтожения в интересах «сверхчеловеков» Гитлера. Относительно легкие последствия господства «третьего рейха» в Европе для ряда государств, причем не только союзников нацистской Германии (Италии, той же Румынии), а также, скажем, оккупированной Франции, объясняются лишь тем, что СССР в союзе с другими державами антигитлеровской коалиции в конечном итоге уничтожил нацистский режим, ликвидировав саму возможность реализации его планов на будущее.

Ну а что касается «качества» обретенной свободы, то претензии на этот счет хорошо бы адресовать и «отцам холодной войны» на Западе, которые, понеся минимальный ущерб в ходе войны, навязали  Советскому Союзу бескомпромиссную конфронтацию с использованием в целях шантажа своей временной монополии на ядерное оружие. При этом и в Восточной Европе, и в советской Прибалтике с помощью и в значительной степени за счет благополучия граждан СССР делалось максимум возможного для послевоенного восстановления, наблюдался быстрый экономический рост, развивалась система бесплатного образования и здравоохранения, науки и искусства. Отрицать эти факты бессмысленно.

В свете всех этих обстоятельств имеет определенное основание мнение о том, что современные восточноевропейцы вольно или невольно ностальгируют по временам нацистской оккупации, демагогически (с подачи Вашингтона) утверждая, что соучастие в преступлениях «третьего рейха», якобы, открывало бы им «путь к национальному освобождению». Ничего такого о планах Гитлера в подлинных исторических документах не говорится.

Вопрос: Другой линией борьбы с исторической правдой является снос памятников советским солдатам и осквернение захоронений в некоторых странах Восточной Европы. В дни 75-летнего юбилея Победы посольство России в Румынии участвовало в возложении венков к памятникам и захоронениям советских воинов на территории Румынии? В каком состоянии находятся эти памятники и кладбища, как сотрудничают два наши государства в сохранении памяти о погибших воинах?

Ответ: В последнее время мы все чаще видим в некоторых европейских странах попытки осквернить монументы советским воинам-освободителям. Считаю позором для разрекламированных европейских демократий действия их властей или попустительство демонтажу памятников полководцам и солдатам Красной Армии. Вместе с тем мы знаем, что и в этих странах многие люди бережно относятся к памяти наших отцов и дедов, жертвовавших своей жизнью и здоровьем ради спасения европейцев от рабства и уничтожения, а их городов и исторических памятников – от разрушения нацистскими варварами.

Между правительствами России и Румынии еще в 2005 г. было подписано специальное соглашение о статусе воинских мемориалов на территории двух наших стран, которое в целом довольно успешно реализуется на практике. К примеру, румынское посольство в Москве в качестве координатора пользуется режимом наибольшего благоприятствования при оборудовании воинских захоронений своих соотечественников, которые погибли в период II Мировой войны на территории России в результате авантюристической политики союза с Гитлером, проводившейся впоследствии осужденным военным преступником И.Антонеску.

В свою очередь, посольство России в Бухаресте и действующее при нем представительство нашего Министерства обороны по военно-мемориальной работе ежегодно за счет российского бюджета организуют работы по реставрации советских воинских мемориалов на территории Румынии. Продолжается и работа по установлению и уточнению имен погибших в лагерях военнопленных, госпиталях, а также в ходе совместных военных действий Советской и румынской армий по освобождению румынской территории от оккупационных войск гитлеровской Германии и хортистской Венгрии.

К сожалению, изначально многие воинские захоронения оформлялись из недолговечных материалов и требуют постоянного внимания и обновления. Особую благодарность в этой связи хотелось бы выразить румынским неправительственным организациям, таким как Национальная ассоциация почитания героев им. королевы Марии и др., а также многим частным лицам за содействие в этой работе.

Многие мероприятия, планировавшиеся посольством в нынешнем году по случаю 75-летия Великой Победы, пришлось проводить с учетом ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса по закону о чрезвычайном положении в Румынии. Тем не менее, мы организовали возложение венков уже более, чем на 20 воинских мемориалах, и намерены продолжить эту работу. При этом особенно отрадно, что в целом ряде мест активисты НПО и простые граждане присоединяются к представителям посольства.

В связи с эпидемией COVID-19 большинство юбилейных мероприятий пришлось перевести в виртуальное пространство. Тем не менее, с согласия ветеранов, мне и другим сотрудникам посольства довелось лично вручить им памятные медали, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. По этому случаю каждый из них получил и традиционную именную поздравительную открытку от Президента России В.В.Путина.

Памяти солдат-освободителей, бойцов партизанского движения, тружеников тыла были посвящены и конкурс литературно-исторических эссе, и различные фотовыставки, и чтение стихов/исполнение песен военной поры, транслировавшееся в Интернете, и, разумеется, несколько заседаний исторического клуба «Память» в школе при посольстве, где мне довелось выступить с рассказом о героических днях Великой Отечественной и подвиге самопожертвования уже дедушек и прадедушек современных школьников.

По мере смягчения ограничений, связанных с пандемией, позднее в этом году по случаю 75-летия Великой Победы мы обязательно организуем и большой прием в посольстве, и научно-практическую конференцию, посвященную в том числе и 75-летнему юбилею ООН, и ряд других мероприятий.

Главный девиз нашей работы есть и будет: «Никто не забыт, и ничто не забыто!».

Дополнительные материалы

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме

  • Общие сведения

    Загранучреждения МИД РФ

    Румыния

    Посольство России в Румынии (Бухарест)

    Адрес :

    Bucureşti, sector 1, şos. P.D.Kiseleff, Nr. 6, 011346

    Чрезвычайный полномочный Посол - ЛИПАЕВ Владимир Георгиевич

    Советник-посланник - КОПНИНА Елена Сергеевна

    Телефон :

    +40 21 222-31-68

    +40 21 222-31-70

    Горячая линия :

    +40 21 222-31-70

    Факс

    +40 21 222-94-50

    E-mail

    ambasadarusiei@mail.ru

    bucharest@mid.ru

    Web

    https://romania.mid.ru

    Twitter 

    Facebook 

    Youtube 

    Instagram 

    Telegram 

    Румыния

    Консульский отдел Посольства России

    Адрес :

    Bucureşti, sector 1, str. Tuberozelor, Nr. 4, 011411

    Телефон :

    +40 21 222-15-56

    Горячая линия :

    +40 725 33-47-39

    Факс

    +40 21 222-64-05

    E-mail

    bucharest@dks.ru

    Румыния

    Генеральное консульство России в Констанце

    Адрес :

    Constanţa, str. Mihai Viteazu, Nr. 5, 900682

    Генеральный консул - КОСИЛИН Андрей Алексеевич

    Телефон :

    +40 241 61-11-06
    +40 241 61-51-68

    Факс

    +40 241 61-89-23

    E-mail

    consulromania@mid.ru

    Web

    https://constanta.mid.ru/

    Twitter 

    Facebook 

    Instagram 

    Вконтакте 

    Telegram 

    Горячая линия

    phone
    • +40 725 33-47-39
    Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

    Представительства в РФ

    Румыния

    Генеральное консульство Румынии в Санкт-Петербурге

    Адрес:

    Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 4, 191186

    Телефон:

    +7 812 312-61-41

    +7 812 335-08-44

    Горячая линия:

    +7 812 335-08-44

    Факс

    +7 812 335-08-45

    E-mail

    consulatro@romk.spb.ru

    Web

    http://sanktpetersburg.mae.ro

    Румыния

    Посольство Румынии в России (Москва)

    Адрес:

    г. Москва, Мосфильмовская ул., 64

    Посол - ИСТРАТЕ Кристиан

    Телефон:

    +7 499 143-04-24
    +7 499 143-04-30

    +7 499 143-03-50 консульский отдел

    Факс

    +7 499 143-04-49

    E-mail

    moscova@mae.ro

    moscova.cons@mae.ro

    Web

    https://moscova.mae.ro

    Фоторепортаж

    • Румыния
    • Румыния
    • Румыния
    • Румыния
    • Румыния