10:16

Интервью спецпредставителя Президента Российской Федерации по развитию отношений с САР, Посла России в Сирии А.В.Ефимова газете «Аль-Ватан»

Вопрос: Если мы вернёмся в 1944 г., то заметим два факта: в то время СССР всё ещё вёл ожесточённые бои против нацистской Германии, а Сирия, несмотря на национальное сопротивление, по-прежнему находилась под французским мандатом. Однако наши страны установили дипломатические отношения, которые длятся уже 80 лет. Какие воспоминания приходят на ум в эту дорогую обоим народам дату?

Ответ: Российско-сирийские отношения имеют глубокие, многовековые корни. Еще в 1893 г. в Дамаске было открыто консульство Российской Империи для содействия многочисленным паломникам, посещающим Святую землю. Однако Первая мировая война и Октябрьская революция прервали естественный ход событий и сделали работу российского представительства в Сирии невозможной. Поэтому официально отношения между нашими странами были возобновлены в середине прошлого века. И что интересно – в 1944 г., за два года до эвакуации французских войск из Сирии. Напомню, что фактически Франция предоставила независимость САР в сентябре 1941 г., оставив свой военный контингент на ее территории до завершения Второй мировой войны. В 1944 г. Сирия предложила СССР установить дипломатические отношения. Советское руководство с готовностью откликнулось на такую инициативу, уже тогда осознавая будущее важное место Сирии в регионе и на международной арене. Так в июле 1944 г. было положено начало тесному взаимовыгодному сотрудничеству между нашими странами. 16 февраля 1946 г. СССР применил первое вето в истории СБ ООН, не пропустив невыгодный сирийцам и ливанцам проект резолюции, связанный с выводом иностранных войск с их территории.

Многое было сделано для Сирии за прошедшие десятилетия. При экономическом и техническом содействии СССР сооружено более 80 крупных промышленных объектов – заводов, фабрик, электростанций, проложено около 2 тыс. км железных дорог и 3,7 тыс. км линий электропередач. Развивалось военно-техническое взаимодействие.

Более 35 тыс. сирийцев получили образование в советских вузах. По возвращении на родину они принимали самое деятельное участие в укреплении институтов общества, развитии сирийской экономики, реализации смелых технологических проектов.

Эта традиция бережно сохраняется и сегодня. В последние годы Россия последовательно увеличивает количество стипендий, предоставляемых сирийцам для бесплатного обучения в вузах нашей страны. Сейчас их число ежегодно составляет 1 тыс. – это одна из самых больших квот, больше только у некоторых постсоветских республик.

Серьёзным шагом в углублении культурных связей стало включение в 2014 г. русского языка в качестве второго иностранного в общеобразовательную программу САР. Отрадно, что у сирийской молодёжи растёт интерес к его изучению. За прошедшие десять лет число обучающихся русскому языку увеличилось почти в 20 раз – с 2,5 тыс. до более 40 тыс. человек. В настоящее время он преподаётся в 240 общеобразовательных учреждениях.

В сентябре 2015 г. Россия откликнулась на просьбу сирийских друзей и приняла решение об оказании помощи в борьбе с международным терроризмом. Тогда боевики, в том числе иностранные, контролировали значительную часть территории страны, включая некоторые районы столицы. Под угрозой оказалась сама сирийская государственность. При активном российском военном содействии сирийцам удалось переломить хребет международному терроризму и отстоять страну.

Могу без преувеличения заявить, сегодня российско-сирийское взаимодействие вышло на качественно новый уровень всестороннего стратегического партнёрства. Наши страны занимают схожие или полностью совпадающие позиции по всем вопросам международной и региональной повестки дня. Мы дорожим такими особыми отношениями и прилагаем энергичные усилия для их развития и укрепления.

Вопрос: Одной из славных страниц в истории российско-сирийских отношений является то, что мы стали братьями по оружию в борьбе с международным терроризмом, который до сих пор время от времени проявляет активность. Как, на Ваш взгляд, можно ликвидировать террористические группировки, особенно с учетом нахождения американской базы в районе Ат-Танф?

Ответ: Мы уже не раз говорили, что ключевым условием окончательной победы над терроризмом в Сирии является восстановление контроля сирийских властей над всей территорией страны. Бандитам играет на руку сложившееся положение, при котором некоторые районы САР удерживаются различными силами, пребывающими здесь без приглашения Дамаска якобы для борьбы с терроризмом. На самом же деле эти незваные гости открыто опекают разномастные бандформирования и расхищают сирийские природные ресурсы.

Только при безусловном уважении единства, суверенитета, независимости и территориальной целостности Сирии можно добиться обеспечения стабильности и безопасности в САР и вокруг нее.

Вопрос: Как можно вывести торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами на уровень дипломатического, политического и военного взаимодействия?

Ответ: Несмотря на объективные сложности, связанные с действующими в отношении наших стран незаконными односторонними западными санкциями, российско-сирийское торгово-экономическое взаимодействие продолжает развиваться. Наши экономоператоры реализуют крупные хозяйственные и инфраструктурные проекты, призванные содействовать возвращению Сирии к полноценной мирной жизни и экономической стабильности.

В октябре 2023 г. в Москве состоялись переговоры сопредседателей двусторонней Межправкомиссии (МПК) – министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э.Файзуллина и руководителя Администрации Президента САР М.Аззама (в настоящее время сирийскую часть МПК возглавляет министр экономики и внешней торговли М.Аль-Халиль). Главным практическим итогом этой встречи стало подписание соглашения о расширении торгово-экономического сотрудничества между нашими странами. Этот документ предоставляет российским хозяйствующим субъектам право на реализацию десятков проектов на территории САР во взаимодействии с сирийскими партнёрами. Надеемся, что скоро будут введены в эксплуатацию несколько построенных нашими компаниями объектов в Сирии. Среди них – мельница в н.п.Тель-Калах провинции Хомс производительностью 600 тонн муки в сутки и система снабжения г.Латакия питьевой водой.

В 2022 г. были достигнуты рекордные за последнее десятилетие показатели двустороннего товарооборота. Эта позитивная тенденция сохраняется и в нынешнем году – фиксируется рост более 40%. Мы, со своей стороны, стараемся создать для такого поступательного развития максимально благоприятные условия. В частности, в 2020 г. принято решение Евразийского экономического союза о предоставлении Дамаску тарифных преференций в отношении главных статей сирийского экспорта, таких как цитрусовые, различные семена, оливковое масло, орехи и т.д. Ожидаем, что старт практического применения механизма беспошлинного ввоза товаров в текущем году станет дополнительным стимулом для увеличения объёмов поставок сирийской продукции на рынок не только России, но и других стран-членов таможенного союза. Всего же за последние пять лет российский импорт из САР вырос почти в четыре раза.

Вопрос: Недавно возобновились разговоры о попытках вновь сблизить Сирию с Турцией. Как известно, именно Россия инициировала этот процесс и около года назад провела на своей территории знаменитую четырехстороннюю встречу. Есть ли какие-то конкретные подвижки на этом «треке», особенно в свете новостей о том, что Багдад подключился к посредническим усилиям по сирийско-турецкой нормализации?

Ответ: Думаю, никто не станет спорить, что восстановление некогда добрососедских сирийско-турецких отношений не только позитивно отразится на ситуации в САР, но и поспособствует общему оздоровлению обстановки в регионе.

Проведению прямых контактов между представителями САР и ТР по нормализации должна предшествовать тщательная подготовка, и она ведётся. Основным диалоговым механизмом по этому чувствительному вопросу является четырёхсторонний формат (Россия, Иран, Сирия, Турция). В его рамках продолжается работа по сближению принципиальных подходов Дамаска и Анкары. При этом считаем полезным подключение к этому процессу и других стран для поиска общих знаменателей между сирийской и турецкой сторонами. В этой связи ничего не имеем против соответствующих усилий наших иракских друзей.

При этом оговорюсь, что различные спекуляции вокруг данного сюжета, которые активно муссируются в медиа, сильно опережают события.

Вопрос: Вновь обсуждается вопрос о проведении заседания Конституционного комитета. В качестве альтернативной площадки для этого был предложен Багдад. Какова позиция России по этому поводу?

Ответ: Заседания Конституционного комитета в Женеве перестали проходить после того, как Швейцария потеряла статус нейтральной «площадки», присоединившись к антироссийским санкциям. Альтернативное место подобрать пока не удалось, однако работа на данном направлении активно ведётся. Действительно, одним из мест проведения встреч КК был предложен Багдад. Однако консенсус по иракскому варианту к настоящему моменту не достигнут. В этой связи в качестве новой «площадки» рассматриваются и другие арабские столицы. Мы, со своей стороны, поддержим любой вариант, который согласуют участники межсирийских переговоров в данном формате.

Вопрос: Позвольте мне перейти к региональной проблематике. С момента Вашего последнего интервью газете «Аль-Ватан» и по сей день в Газе продолжается война. Почему, по Вашему мнению, мир не смог её остановить и прекратить убийства мирных палестинцев, несмотря на принятие соответствующих резолюций ООН?

Ответ: Происходящее в секторе Газа – результат длительного застоя в процессе БВУ, вызванного недальновидным стремлением Вашингтона монополизировать международные посреднические усилия в рамках «квартета» посредников в ущерб справедливому решению палестинской проблемы.

Аналогичную позицию заняли американцы и в СБ ООН. Всячески затягивали работу Совета по Газе, ссылаясь на ведущиеся ими дискретные переговоры со сторонами конфликта и «деликатность момента», которые, впрочем, оказались безрезультатны. За эти 10 месяцев США трижды заветировали проекты резолюций по немедленному прекращению огня в Газе, а также заблокировали проект резолюции с рекомендацией о принятии Государства Палестина в качестве полноправного члена Организации.

Несмотря на с большим трудом принятые в СБ ООН резолюции по Газе, перспективы перевода с новой силой вспыхнувшего конфликта в политико-дипломатическое русло и установления устойчивого режима прекращения огня, увы, не просматриваются. С сожалением приходится констатировать, что масштабы гуманитарной катастрофы в секторе расширяются с каждым днём, его жители без преувеличения поставлены на грань голодной смерти. Газа лежит в руинах – практически полностью уничтожены жилой фонд, школы и больницы, выведены из строя ключевые объекты гражданской инфраструктуры. Бушуют эпидемии инфекционных заболеваний. Убито и ранено уже более 100 тыс. человек – то есть жертв среди мирных граждан в два раза больше, чем за 10 лет конфликта на Украине после государственного переворота в феврале 2014 г. Израиль же продолжает свою военную операцию, в условиях которой адекватное оказание гумпомощи нуждающимся невозможно.

Тяжелая ситуация складывается и на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме. Там не прекращаются силовые рейды израильских военных и агрессия поселенцев. Кроме того, в нарушение резолюции 2334 СБ ООН Израиль не только не снижает, но и наращивает «ползущую аннексию» в форме строительства незаконных поселений.

Трагические события в Газе, которая уже долгие годы является по сути «тюрьмой под открытым небом» для миллионов палестинцев, подтверждают то, о чём Россия давно предупреждала всех партнёров на Ближнем Востоке – рецидивы крупномасштабной конфронтации и вспышек насилия неизбежны до тех пор, пока совместными усилиями не удастся устранить главную причину многолетнего конфликта и исправить историческую несправедливость в отношении палестинского народа. Речь идёт о решении задачи по созданию независимого палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме в соответствии с резолюциями СБ и ГА ООН. Убеждены, что палестинцы способны самостоятельно определить свое будущее без вмешательства извне, как бы кому-то ни хотелось все решить за них и против их воли. Это касается и будущего Газы как неотъемлемой части палестинского государства.

Выступаем за постоянное и повсеместное прекращение огня. Наша страна готова сделать всё от неё зависящее в целях деэскалации конфликта. В ходе регулярных контактов с обеими сторонами прямо говорим о необходимости разорвать этот порочный круг насилия и сесть за стол переговоров.

При этом мы исходим из того, что достижение всеобъемлющего мира невозможно без восстановления единства палестинских рядов. Руководствуясь этим пониманием, 29 февраля – 1 марта организовали очередной раунд межпалестинских консультаций в Москве. Надеемся на то, что предстоящие в конце июля контакты в Пекине между представителями ФАТХ и ХАМАС будут результативными.

Одновременно продолжаем оказывать его гражданам посильную гуманитарную помощь. С начала кризиса отправили в Газу более 500 т гуманитарных грузов по линии МЧС России. К сбору гумпомощи активно подключилась и российская общественность, усилиями которой были собраны сотни тонн медикаментов, тёплых вещей, палаток, продуктов питания и предметов первой необходимости.

Как Вы знаете, в этом месяце Россия заступила «на вахту» в СБ ООН.
17 июля под председательством С.В.Лаврова прошли регулярные ежеквартальные открытые дебаты по БВУ, фокус внимания которых был сосредоточен на Газе. В ходе мероприятия Министр вновь озвучил наши принципиальные подходы в пользу повсеместного и постоянного прекращения огня, освобождения заложников и насильственно удерживаемых лиц, обеспечения беспрепятственного гумдоступа.

Исходим из того, что прекращение огня и насилия в Газе и на Западном берегу реки Иордан может создать условия не только для поиска надежного урегулирования этого застарелого конфликта, но и для преодоления других кризисных очагов на обширном пространстве Ближнего и Среднего Востока в соответствии с резолюциями Совета Безопасности, а не чьими-то геополитическими амбициями или «правилами», которыми Запад пытается подменить Устав ООН.

Вопрос: С другой стороны, всё громче звучат призывы к созыву международной мирной конференции. Мы знаем, что Россия является одним из коспонсоров мирного процесса в регионе. Насколько высоки шансы на успех такой конференции? Готов ли сегодня регион к подобному мероприятию?

Ответ: Как я уже сказал, установление прочного мира на Ближнем Востоке возможно только через реализацию утвержденной решениями ООН «двугосударственной формулы» урегулирования, предусматривающей создание независимой Палестины в границах 1967 г., сосуществующей с Израилем в мире и безопасности.

Что касается конференции, то, как Вы знаете, Россия в своё время уже выдвигала подобную идею. Реализовать её так и не удалось по известным причинам.

Сейчас американцы пытаются продвигать свою инициативу по проведению международной конференции. Думаю, в условиях продолжающейся кровавой бойни в Газе более несвоевременное предложение придумать сложно.

Повторю – на данном этапе мы считаем первоочередной задачей скорейшее прекращение кровопролития и оказание гумсодействия всем нуждающимся.

Вопрос: Президент В.В.Путин недавно выступил с очень важными заявлениями, отметив, что мир стремительно меняется и уже не вернётся к прежнему состоянию ни в политике, ни в экономике. Сыграет ли победа России на Украине решающую роль в формировании нового миропорядка?

Ответ: Мы в этом глубоко убеждены. Наша победа на Украине ознаменует окончание однополярного мира и становление более справедливого многополярного мироустройства. Украинский кризис стал прямым результатом агрессивной, бесцеремонной и абсолютно авантюрной политики западников, привыкших мыслить в логике гегемонизма, неоколониализма и политики силы, стремящихся подорвать общепризнанный мировой порядок, основанный на международном праве, подменить его «порядком, основанном на правилах», регулярно ими меняющихся в зависимости от сегодняшней конъюнктуры.

Однако СВО показала, что США и их союзники утратили реальные возможности для удержания своего тотального превосходства. Им не удалось ни обрушить нашу экономику, ни принудить мир к изоляции России.

Всё больше государств стремятся к укреплению своих суверенитета, самодостаточности, национальной и культурной идентичности. Стремятся действовать, исходя из собственных интересов без оглядки на Запад. На авансцену выходят страны Глобального Юга, Востока, растет роль Африки и Латинской Америки. Мы всегда, ещё с советских времён, говорили о важности этих регионов мира. Заметно ускорились и темпы трансформации в Евразии, где активно реализуется целый ряд масштабных интеграционных проектов.

На основе этой новой политической и экономической реальности сегодня формируются контуры полицентричного мироустройства.

Вопрос: В каждом интервью «Аль-Ватан», отвечая на вопросы об СВО, Вы говорили, что уверены в результатах операции. Сохранилась ли эта уверенность? Я задаю этот вопрос, поскольку сейчас налицо попытки Запада перейти к непосредственному участию в военных действиях.

Ответ: Сохраняем непоколебимую уверенность в достижении всех задач, поставленных в рамках СВО. Вы сами видите ситуацию на фронте. ВСУ терпят поражение за поражением, а российская армия планомерно продвигается, ежедневно освобождая всё новые территории.

При этом, как неоднократно подчёркивал В.В.Путин, Россия готова сесть за стол переговоров в любой момент. Наши условия для начала такого разговора известны, но считаю полезным еще раз их повторить.

Во-первых, украинские войска должны быть полностью выведены из Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей в пределах их административных границ, существовавших на момент вхождения в Украину.

Должны быть признаны новые геостратегические реалии, включая статус Крыма и Севастополя как субъектов Российской Федерации. В дальнейшем все эти базовые и принципиальные положения необходимо будет зафиксировать в виде фундаментальных международных договорённостей. Естественно, это предполагает и отмену всех западных санкций против России.

И, в-третьих, должны быть обеспечены нейтральный внеблоковый безъядерный статус Украины, её демилитаризация и денацификация, а также в полной мере гарантированы права, свободы и интересы русскоязычных граждан на Украине.

Россия, как сказал наш Президент, предлагает вариант, который позволит реально завершить войну, перевернуть трагическую страницу в истории братских народов и пусть трудно, постепенно, шаг за шагом, но начать восстанавливать отношения взаимного доверия и добрососедства.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать влияние на продолжающуюся войну на Украине неутешительных результатов недавних выборов в Европе, которые привели к усилению там позиций ультраправых сил?

Ответ: Действительно, результаты июньских выборов в Европейский парламент ожидаемо отразили рост популярности правых партий. Европейские избиратели послали ясный и недвусмысленный сигнал – они устали оплачивать из своего кармана военные расходы украинцев, содержать сотни тысяч украинских беженцев и требуют от политиков защиты национальных интересов собственных стран. Но пока руководство в Европе добровольно отказывается от политического суверенитета, предоставляя заокеанской метрополии право решать, как жить Старому свету, голос европейской «улицы» вряд ли будет услышан.

Данный тезис подтверждает реакция Запада на выдвинутый В.В.Путиным мирный план – на него ответили новыми поставками оружия киевскому режиму. Это в очередной раз продемонстрировало не только пренебрежение западных лидеров к собственным гражданам, но и готовность вести войну «до последнего украинца» ради нанесения стратегического поражения нашей стране, чему никогда не бывать.

Вопрос: Свой первый официальный визит после переизбрания на пост Президента Российской Федерации В.В.Путин совершил в КНР. Какова роль России и Китая, двух союзных государств, в формировании многополярного мира? И как это может отразиться на Сирии?

Ответ: Для Москвы Пекин – важный стратегический союзник, связи с которым основаны на глубинных взаимных интересах. Тесные отношения с КНР поддерживает и САР, в частности, присоединившись к китайской инициативе «Один пояс, один путь». В прошлом году Президент Б.Асад посетил с продолжительным визитом Китай. В мае с.г. Сирия была впервые представлена на министерском заседании Китайско-арабского форума сотрудничества в Пекине.

Вы верно отметили, что контуры полицентричного мира проступают всё отчётливее. На наших глазах укрепляются позиции государств Глобального Юга и региональных стран-лидеров. В новой формирующейся реальности Россия и Китай являются независимыми центрами силы, которые рука об руку борются за справедливое и рациональное многополярное мироустройство.

В Москве и Пекине убеждены, что все государства на основании воли народа вправе выбирать собственный путь развития, политическую, экономическую и социальную системы. При этом недопустимо вмешательство во внутренние дела суверенных стран, в частности, введение незаконных односторонних санкций.

Уверен, что новая модель мира создаст предпосылки для урегулирования региональных конфликтов, в т.ч. в дружественной Сирийской Арабской Республике.

21 июля 2024 г.

Дополнительные материалы

  • Фото

Фотоальбом

1 из 2 фотографий в альбоме

  • Общие сведения

    Загранучреждения МИД РФ

    Сирия

    Посольство России в Сирии (Дамаск)

    Адрес :

    Omar Ben Al Khattab str., Adauwi, Damascus, Syrian Arab Republic, P.O.Box 3153

    Посол - ЕФИМОВ Александр Владимирович

    Старший советник - КУРБАНОВ Эльдар Марифович

    Телефон :

    +963 11 442-31-55

    Горячая линия :

    +963 991-24-09-99

    Факс

    +963 11 442-31-82

    E-mail

    ruembsyria@mail.ru

    Web

    https://syria.mid.ru/

    Twitter 

    Facebook 

    Telegram 

    Сирия

    Консульский отдел Посольства России в Дамаске

    Адрес :

    Omar Ben Al Khattab str., Adauwi, Damascus, Syrian Arab Republic, P.O.Box 3153

    Заведующий консульским отделом - ГУСЕЙНОВ Заур Абдурахманович

    Телефон :

    +963 11 442-31-65
    +963 11 442-20-11

    Горячая линия :

    +963 991-24-09-99

    Факс

    +963 11 442-20-11

    E-mail

    consdamascus@mail.ru

    Web

    https://syria.mid.ru/ru/consular-services/

    Facebook 

    Сирия

    Генеральное консульство в Алеппо (деятельность временно приостановлена)

    Адрес :

    El Mouhafazat, Aleppo, Syrian Arab Republic, P.O.Box 1050

    Генеральный консул - САДИКОВ Рашид Сергеевич

    Телефон :

    +963 21 223-24-01
    +963 21 226-93-77

    Горячая линия :

    +963 21 223-24-01

    Телекс:

    (492) 331818 GCALER SY

    Факс

    +963 21 222-08-56

    E-mail

    aleppocons@mail.ru

    Горячая линия

    phone
    • +963 991-24-09-99
    Телефон горячей линии для граждан за рубежом, попавших в экстренную ситуацию.

    Представительства в РФ

    Сирия

    Посольство Сирийской Арабской Республики в России (Москва)

    Адрес:

    119034, г. Москва, Мансуровский пер., 4

    Телефон:

    +7 495 695-10-48

    +7 499 766-95-13

    Факс

    +7 495 697-45-18

    E-mail

    embassy@syrembassy.ru

    Фоторепортаж

    • Сирия
    • Сирия
    • Сирия