Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК) (Справка)
Основополагающий Договор о космосе 1967 г. запрещает размещать в космическом пространстве любое оружие массового уничтожения (ОМУ). При этом другие виды оружия в Договоре не затрагиваются.
Таким образом, оружие, не подпадающее под категорию ОМУ, теоретически может появиться в космосе и стать оружием реального применения с глобальной зоной охвата, возможностью внезапного и скрытного использования. Это вело бы к подрыву стратегической стабильности, создало реальную угрозу международному миру и безопасности и, как следствие, дестабилизировало международную обстановку.
Задача предотвращения размещения оружия в космосе закреплена в ежегодной резолюции ГА ООН по ПГВК (вносится Египтом и Шри-Ланкой), в совместных заявлениях ОДКБ, СНГ, БРИКС, ШОС, РИК, а также целом ряде двусторонних заявлений России с партнёрами.
В 2008 г. на рассмотрение Конференции по разоружению (КР) в Женеве внесён российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), который предусматривает запрет на размещение в космосе оружия любого вида и на какие-либо силовые действия в отношении космических объектов. В июне 2014 г. Россия и Китай представили на КР обновлённый проект этого документа, учитывающий высказанные с момента его внесения предложения заинтересованных государств.
Большинство стран выражает поддержку идее заключения многостороннего юридически обязывающего соглашения о запрете вывода оружия в космос, однако начать полноформатное официальное обсуждение этого вопроса на основе проекта ДПРОК не удается из-за несогласованности программы работы КР.
Еще в октябре 2004 г. в Первом комитете 59-й сессии ГА ООН в качестве первого шага к ДПРОК Россия в одностороннем порядке взяла на себя политическое обязательство не размещать первой оружие в космосе (НПОК). В 2005 г. его приняли остальные государства – члены ОДКБ.
На двусторонних встречах и мероприятиях различного формата (в т.ч. в рамках КР, Первого комитета ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению, БРИКС, ШОС) мы предпринимаем активные усилия по продвижению инициативы по НПОК. Большинство государств реагирует позитивно.
Полноформатные обязательства по НПОК взяли на себя 32 страны: Россия (2004 г.), Армения (2005 г.), Белоруссия (2005 г.), Казахстан (2005 г.), Киргизия (2005 г.), Узбекистан (2005 г.), Таджикистан (2005 г.), Бразилия (2012 г.), Индонезия (2013 г.), Шри-Ланка (2013 г.), Аргентина (2014 г.), Куба (2014 г.), Венесуэла (2015 г.), Боливия (2016 г.), Никарагуа (2016 г.), Эквадор (2016 г.), Уругвай (2017 г.), Вьетнам (2017 г.), Суринам (2017 г.), Гватемала (2018 г.), Пакистан (2019 г.), Камбоджа (2019 г.), Бурунди (2020 г.), Мьянма (2020 г.), Сирия (2020 г.), Туркменистан (2020 г.), Сьерра-Леоне (2021 г.), Республика Конго (2021 г.), Того (2021 г.), Сейшелы (2021 г.), Лаос (2022 г.) и Союз Коморских Островов (2022 г.).
Политическое обязательство по НПОК, будучи наивысшей формой межгосударственной транспарентности и взаимного доверия, на данный момент является наиболее действенной и реально работающей мерой предотвращения вывода оружия в космос.
Подводя итоги 10-летней работы, и в целях дальнейшей глобализации этой инициативы на 69-й сессии ГА ООН нами совместно с единомышленниками (государства – члены ОДКБ, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индонезия, Кения, Китай, Куба, Пакистан, Шри-Ланка) инициирована ежегодная резолюция о НПОК. В ней содержится призыв ко всем государствам рассмотреть возможность выразить свою приверженность политическому обязательству о НПОК, а также к скорейшему началу предметной работы на КР на основе российско-китайского проекта ДПРОК. На 77-й сессии Генассамблеи документ А/RES/77/42 набрал 123 голоса при 4 воздержавшихся и 50 «против» (в основном страны Запада).
Неотъемлемой частью работы над ДПРОК являются меры транспарентности и доверия в космической деятельности (МТДК).
В 2005–10 гг. по инициативе России и Китая ежегодно принимались резолюции ГА ООН по МТДК. Соавторами за это время выступили 68 государств (в т.ч. все члены ЕС), при этом 21 страна и Евросоюз представили в ООН свои предложения по МТДК.
В соответствии с резолюцией ГА ООН 65/68 от 2010 г. под российским председательством в 2012–13 гг. работала Группа правительственных экспертов (ГПЭ) из представителей 15 государств (Бразилия, Великобритания, Италия, Казахстан, Китай, Нигерия, Республика Корея, Россия, Румыния, США, Украина, Франция, Чили, Шри-Ланка и ЮАР). ГПЭ обобщила и развила имеющиеся предложения государств по МТДК, а также выработала рекомендации по их внедрению в международную практику. Консенсусом принят представленный на 68-й сессии ГА ООН итоговый доклад ГПЭ.
В развитие итогового доклада ГПЭ в 2014–17 гг. также консенсусом принималась резолюция ГА ООН по МТДК с беспрецедентным первоначальным трёхсторонним соавторством России, Китая и США. К 72-й сессии Генассамблеи в соответствии с резолюцией по МТДК 70/53 был подготовлен доклад Генсекретаря ООН с соображениями государств по поводу координации МТДК в системе ООН (документ A/72/65). На 77-й сессии ГА ООН резолюция по МТДК A/RES/77/251 в соавторстве России и Китая вновь принята консенсусом.
С целью придания дополнительного импульса обсуждению проблематики ПГВК с последующим выходом на переговоры на КР совместно с китайскими коллегами выступили с инициативой создания ГПЭ ООН по ПГВК. 24 декабря 2017 г. ГА ООН приняла соответствующую резолюцию A/RES/72/250, которую поддержали 108 государств при 47 воздержавшихся и 5 проголосовавших против (США, Великобритания, Франция, Израиль и Украина). Наряду с Россией в Группу вошли эксперты из Австралии, Алжира, Аргентины, Белоруссии, Бразилии, Великобритании, Германии, Египта, Индии, Ирана, Италии, Казахстана, Канады, КНР, Малайзии, Нигерии, Пакистана, Республики Корея, Румынии, США, Франции, Чили, ЮАР и Японии.
Первая сессия ГПЭ состоялась 6–17 августа 2018 г. в Женеве. Её основным итогом стал запуск предметной работы над рекомендациями в отношении элементов будущего юридически обязывающего инструмента по ПГВК на основе проекта ДПРОК и вовлечение в неё главных оппонентов ДПРОК во главе с США. В декабре 2018 г. на 73-й сессии ГА ООН принят российско-китайский проект процедурного решения, приветствовавший начало действия ГПЭ и закреплявший соответствующий пункт в повестке дня 74-й сессии Генассамблеи. Документ одобрен 128 голосами «за» при 48 воздержавшихся и 3 «против» (Израиль, США, Украина).
Принятие итогового доклада ГПЭ, включающего основные аспекты возможной будущей договорённости по ПГВК, в ходе заключительной сессии 18–29 марта 2019 г. в Женеве было заблокировано экспертом США в последний день её работы без какого-либо внятного объяснения причин.
В ходе 77-й сессии ГА ООН резолюция «Дальнейшие практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве» была принята 115 голосами (47 стран выступили против, 7 воздержались). В ней предусмотрено учреждение в 2023 г. ГПЭ ООН для рассмотрения и представления рекомендаций относительно содержательных элементов международного юридически обязывающего инструмента по ПГВК, включая, в частности, предотвращение размещения оружия в космическом пространстве. В ГПЭ запланировано участие 25 экспертов от государств, избранных на основе справедливого географического представительства.
В рамках Комиссии ООН по разоружению (КОР) в 2016–17 гг. Россия продвигала совместно с США и Китаем инициативу по обсуждению проблематики МТДК «в привязке» к решению задач ПГВК в соответствии с рекомендацией доклада профильной ГПЭ ООН развивать такие меры путём обеспечения их всеобъемлющего рассмотрения, в т.ч. в рамках КОР.
В феврале 2017 г. на оргсессии КОР-2018 принято решение о включении соответствующего пункта в повестку дня нового трёхгодичного цикла Комиссии, а в апреле 2018 г. на КОР по нему состоялись первые содержательные дискуссии. Была начата работа над рекомендациями по возможным путям решения наиболее актуальных вопросов ПГВК.
В 2019–20 гг. сессии КОР были сорваны в результате нерешённости организационных вопросов её работы (включая проблему невыдачи въездной визы в США главе российской делегации), а также ограничений в связи с пандемией коронавируса. В 2022 г. Комиссия возобновила свою работу.
В этом году основное внимание КОР будет сосредоточено на согласовании итогового доклада по тематике МТДК.