Ответ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на вопрос Общенационального телевидения Беларуси, 24 июня 2023 года
Вопрос: Одна из самых обсуждаемых в Беларуси тем - размещение российского ядерного оружия. Вопрос этот не только военного, но и политического характера. На Ваш взгляд, всё так, как должно быть?
С.В.Лавров: Белорусские друзья и российские представители на уровне президентов, министерств иностранных дел многократно разъясняли происходящее. Российская Федерация и Республика Беларусь как члены Союзного Государства (в рамках которого у нас общая Концепция безопасности) имеют полное право договариваться о размещении части нашего тактического ядерного оружия на территории Белоруссии – не только спецхранилищ, но и специально оборудованных самолетов.
Ни Минск, ни Москва никоим образом не нарушают ни одно международное обязательство, в том числе по Договору о нераспространении ядерного оружия. Мы сохраняем контроль над оружием, которое будет размещено на территории нашего союзника. Это в полной мере обеспечивает выполнение упомянутых мной обязательств.
США не вчера, не позавчера, а многие десятилетия назад разместили свое тактическое ядерное оружие на территории пяти стран-членов НАТО в рамках программы, которую они называют «совместные ядерные миссии». Военнослужащих этих неядерных стран обучают обращению с таким оружием. Мы многократно призывали США убрать тактическое ядерное вооружение на собственную территорию в ответ на призывы Вашингтона обсуждать ограничения на этот вид вооружений. Долгие годы были к этому готовы, но американцы, как и мы, должны были оставить свои тактические ядерные боеприпасы на собственной территории и ликвидировать бы инфраструктуру применения ядерного оружия, созданную на территории пяти неядерных государств.
Аргументов, опровергающих нашу позицию, не услышали. Когда различные западные деятели, включая президента США, представителей НАТО, заявляют, что это абсолютно неприемлемые, безответственные действия России и Белоруссии, это означает только одно – колониальное мышление. Им можно все, что захотят, а нам – только то, что они «позволят».