13:01

Интервью Посла России в Турции А.В.Ерхова турецкому телеканалу «ТРТ АВАЗ»

23 февраля входящий в турецкую государственную телерадиокорпорацию ТРТ телеканал «ТРТ АВАЗ» опубликовал приуроченное ко второй годовщине специальной военной операции России на Украине интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Турции А.В.Ерховым.

Приводим полный текст интервью. Запрещенная цензурой часть выделена жирным шрифтом.

 

Вопрос: Прошло два года с тех пор, как Россия начала специальную военную операцию на востоке Украины. На данный момент конфликты кажутся игрой с нулевой суммой для обеих сторон. Итак, как Вы оцениваете два года конфликта в целом и как российское руководство видит нынешнюю фазу войны?

А.В.Ерхов: Ну почему с нулевой суммой? По-моему, общий итог не нулевой, а скорее «в минус». Идут боевые действия, каждый день гибнут люди, в том числе мирные граждане – женщины и дети. Только на прошлой неделе в результате обстрела украинцами жилого района русского города Белгород погибло немало гражданских лиц, включая женщин и даже годовалого ребёнка.

Конфликт напрямую затрагивает интересы наших соседей и партнеров, таких как, например, Турция, которые несут объективные потери от сокращения торгово-экономических связей вследствие западных санкций.

Так что нынешнее положение едва ли может кого-то порадовать. Кроме, разумеется, тех, кто, реализуя на практике излюбленный принцип «разделяй и властвуй», изначально вел дело к обострению конфликта и теперь стремится к его эскалации и разрастанию.

И тут неискушенный слушатель или зритель может спросить: «Раз так, то, казалось бы, чего проще? Прекращайте войну, отводите войска и больше не стреляйте. Что мешает?». Такую постановку вопроса считал бы упрощенной и совершенно не адекватной сложившейся ситуации. Причин много.

Во-первых, у сложной проблемы – а перед нами проблема сложнейшая – простых решений не бывает. Кто верит в обратное – сильно ошибается. Если мы хотим сейчас остановить кровопролитие, нам необходимо быть уверенными, что мы это сделаем таким образом, который не заставит нас снова воевать через год-два. А для этого надо четко видеть глубинные причины нынешнего конфликта. Они, прежде всего, в том, что Россия не стала мириться с превращением киевского режима в прямую угрозу её национальной безопасности, причем не только в непосредственной близости от наших границ, но и от нашей столицы – для современной ракеты подлетное время к Москве
с украинской территории составляет всего несколько минут. Не стали мириться мы и с тем, как украинский режим использовался для массированного наступления на всё русское: язык, образование, культуру, а главное - на русских людей, столетиями живших на территориях, освоенных их предками.

Всё это, естественно, потребует тщательного учета и при проработке эвентуальных формул урегулирования.

Во-вторых, чисто технически, для прекращения любого конфликта требуются переговоры, но вот именно переговоров не хотят в Киеве, делая ставку на «стратегическое поражение» России на поле боя, и, кстати, любые переговоры с Россией попросту запрещены указом Зеленского. Во всяком случае мяч не нашей стороне.

В-третьих, если уж совсем откровенно, при всем уважении к суверенитету Украины едва ли можно всерьез говорить о внешнеполитической самостоятельности её нынешнего руководства, которому с Запада прямо диктуют, что и как делать. Между тем со стороны США и их главных европейских союзников в настоящее время не просматривается ни малейшей заинтересованности в справедливом мирном урегулировании. Наоборот, раздаются голоса в пользу дальнейшей эскалации, вплоть до призывов бомбить Крым.

Вопрос: Президент Путин недавно сообщил американскому журналисту Такеру Карлсону, что стороны почти достигли мирного соглашения в ходе стамбульских переговоров. Итак, почему переговоры провалились? И есть ли надежда снова собрать представителей Украины и России в Стамбуле для формулирования мирного соглашения?

А.В.Ерхов: И Президент В.В.Путин, и наш Министр иностранных дел С.В.Лавров откровенно рассказали об этом: в апреле 2022 года по итогам переговоров в Стамбуле во дворце Долмабахче при содействии турецкого руководства и лично Президента Р.Т.Эрдогана были согласованы российско-украинские договоренности об урегулировании конфликта. Но затем буквально на следующий день в Киев прилетел Б.Джонсон (вроде бы и ещё кто-то), и англосаксы фактически запретили Киеву подписывать и реализовывать этот уже в принципе готовый документ. Как я уже говорил, больше вести переговоры украинская сторона не хочет или не может. Видимо, воевать сильно хотят.

Вопрос: Как Москва оценивает посредническую роль Турции между Россией и Украиной в эти два года конфликта? Чего Россия ожидает ещё от Турции для прекращения продолжающихся конфликтов? Оба президента, Путин и Эрдоган, работали над многими вопросами, чтобы ослабить региональную напряженность. С этой точки зрения, как вы думаете, смогут ли наши президенты вместе положить конец этому конфликту?

А.В.Ерхов: Стремление Турции оказать участникам конфликта практическое содействие в организации переговоров и выходе на те или иные формулы урегулирования заслуживает, безусловно, положительной оценки. Один раз при помощи Турции мы смогли сделать это, но соглашение было сорвано внерегиональными силами.

Отмечаем и инициативную роль Турции в так называемой «черноморской инициативе» – кстати, её продление сделали невозможным те же самые внерегиональные силы, которые приложили все усилия, чтобы касающиеся России положения «зерновой сделки» выполнены не были.

В общем, миротворческий потенциал Анкары нам хорошо известен. Может ли он быть использован в будущем? Как говорил Сталин, «если оно не исключено – значит, оно возможно». Однако у меня нет ни малейшего сомнения в том, что те, кто делает сейчас ставку на продолжение кровопролития и «стратегическое поражение» России, будут и далее пытаться мешать миру. Они будут вовлекать государства, старающиеся сейчас балансировать между «центрами интересов» в украинском конфликте, в лукавые внешнеполитические авантюры типа пресловутой «формулы мира» Зеленского. Будут заставлять их оказывать Киеву военное и военно-техническое содействие, трудносовместимое с нейтралитетом. Здесь наши надежды – на мудрость наших партнеров, трезвое понимание ими складывающейся ситуации, а главное – на четкое видение ими перспективы развития, поражения России попросту не предполагающей.

 

Интервью на сайте Посольства в Турции


Дополнительные материалы

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме

Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска