Интервью Министра иностранных дел России С.В. Лаврова японской газете «Никкей», 27 января 2012 года
Вопрос: Какова Ваша оценка текущих экономических отношений между Россией и Японией, а также оптимальных путей их дальнейшего развития?
Ответ: Динамика экономических связей между Россией и Японией в течение последних лет в целом выглядит достаточно внушительно. Активно восстанавливается внешнеторговый оборот, на объеме которого негативно сказались последствия мирового финансово-экономического кризиса, –
в 2011 году рост взаимной торговли составил около 30%. По предварительным данным, в прошлом году мы вплотную приблизились к рекордному уровню 2008 года – 29,8 млрд. долл. США, а, возможно, даже и превзошли его.
Общий объем накопленных японских инвестиций в российскую экономику недавно превысил 10 млрд. долл. США. Важнейшей стратегической сферой взаимодействия сегодня стал топливно-энергетический комплекс. Осуществляются такие крупные совместные нефтегазовые проекты, как «Сахалин-1» (доля японских компаний – 30%) и «Сахалин-2» (22,5%), в рамках которого успешно действует первый в России завод по производству сжиженного природного газа. Его продукция обеспечивает почти 9% газового импорта Японии. Прорабатывается вопрос о строительстве еще одного завода по сжижению природного газа (производительность – 10 млн. тонн в год), а также газохимического комплекса. Продукция этих предприятий, которые планируется построить в районе Владивостока, будет поставляться в Японию и другие страны АТР, что, несомненно, существенно укрепит энергетическую безопасность региона.
Сборочные мощности в России создали такие крупнейшие мировые производители автомобилей, как «Тойота», «Ниссан», «Мицубиси». Имеет в нашей стране предприятия и корпорация «Комацу», являющаяся одним из признанных лидеров в производстве строительной техники. На подходе – другие японские компании, что, на наш взгляд, свидетельствует об инвестиционной привлекательности российского рынка, его обширных возможностях.
Вместе с тем, если учитывать такие факторы, как географическая близость России и Японии, взаимодополняемость наших экономик, наличие в обеих странах богатого интеллектуального потенциала, серьезных передовых наработок в области науки и техники, а также лидирующие позиции Японии во многих высокотехнологичных областях, становится очевидным, что возможности российско-японских экономических связей задействованы далеко не полной мере.
В период, когда экономики развитых западных стран переживают непростые времена, две крупные азиатско-тихоокеанские державы – Россия и Япония должны более активно развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Наиболее перспективным здесь видится взаимодействие в области модернизации и инноваций. Новым стимулом к его расширению призвано стать вступление в силу российско-японского соглашения о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии от 12 мая 2009 года, недавно ратифицированного японским парламентом.
Высоко оцениваем интерес деловых кругов Японии к участию в деятельности инновационного центра «Сколково». Важную роль играет российско-японский Консультативный совет по вопросам модернизации экономики. По итогам его второго заседания в сентябре прошлого года в Москве отобран целый ряд перспективных инвестиционных проектов.
Мы чувствуем растущий интерес японского бизнес-сообщества к активизации сотрудничества с Россией. Аналогичным образом настроен и российский бизнес. В свою очередь, Правительство России будет и впредь делать все возможное, чтобы деловые круги наших стран могли развивать эффективное сотрудничество в обстановке стабильности и предсказуемости.
Вопрос: Как продвигается согласованный на встрече министров иностранных дел России и Японии в феврале 2011 года диалог о возможностях совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах? Какова позиция России относительно продвижения этого сотрудничества? Обсуждаются ли какие-либо конкретные совместные проекты?
Ответ: Возможное ведение совместной с Японией хозяйственной деятельности на южных Курильских островах рассматривается нами в качестве дополнения к собственным усилиям по социально-экономическому подъему этого региона России. В нашей стране принята федеральная целевая программа, призванная обеспечить повышение уровня жизни наших граждан, проживающих на островах.
Перспективными сферами российско-японского сотрудничества считаем рыбопереработку и совершенствование рыбохозяйственной инфраструктуры, геотермальную энергетику, туризм. Полагаю, что на указанных направлениях могут быть осуществлены интересные совместные проекты.
Важно, однако, достичь полного взаимопонимания по принципиальному вопросу о том, что российско-японская совместная хозяйственная деятельность на южных Курилах должна осуществляться в рамках российского законодательства, которое создает широкие возможности для работы иностранного бизнеса в любом регионе России, в том числе на островах, о которых идет речь. Имею в виду обсудить эту тему в Токио с министром иностранных дел Японии К.Гэмбой.
Вопрос: Что можно предпринять для улучшения всего комплекса российско-японских отношений (включая решение территориального вопроса), переживших период охлаждения после посещения Президентом Д.А.Медведевым южных Курил?
Ответ: Если определенное охлаждение атмосферы российско-японских отношений и имело место, то отнюдь не по нашей вине. Мотив надо искать в излишне эмоциональной реакции определенных политических кругов Японии на посещения российскими руководителями южных Курил. Глава суверенного государства имеет полное право посещать любые районы своей страны, и ставить это его право под сомнение, как минимум, недальновидно.
К счастью, упомянутый Вами неблагоприятный эпизод уже в прошлом. В результате российско-японских встреч на высшем уровне в Довиле в мае 2011 года и в Гонолулу в ноябре 2011 года удалось не только подвести черту под всплеском ненужной публичной полемики, но и наметить содержательную, конструктивную программу совместных действий по активизации российско-японских отношений. Речь идет о торгово-экономическом сотрудничестве с упором на сферу модернизации экономики, укреплении российско-японского взаимодействия в решении актуальных международных проблем, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе, расширении культурных и гуманитарных обменов, в первую очередь проведении масштабных ежегодных фестивалей российской культуры в Японии и соответствующих японских мероприятий в нашей стране.
Дальнейшему улучшению российско-японских отношений помогло бы понимание того очевидного факта, что Россия и Япония, два крупных соседних государства, объективно заинтересованы в широком поступательном развитии двусторонних связей. Такое развитие призвано способствовать решению стоящих перед обеими странами социально-экономических задач, укреплению их позиций на международной арене. Соответственно, расхождения по отдельным вопросам повестки дня не должны мешать активному продвижению практического взаимодействия.
Если обе стороны будут исходить из этой аксиомы, диалог по нерешенным двусторонним вопросам наверняка был бы более продуктивным.
Вопрос: Каковы планы России по укреплению отношений со странами АТР? Какую роль в этом сыграет предстоящий саммит АТЭС во Владивостоке?
Ответ: Укрепление отношений со странами АТР – один из ключевых приоритетов внешней политики России. Без нашей страны невозможно представить себе коллективные усилия по обеспечению мира и стабильности в регионе, противодействию международному терроризму и другим вызовам современности, сотрудничество в сфере чрезвычайного реагирования, продвижение межцивилизационного диалога. Мы вносим весомый вклад в решение энергетических, транспортных, научно-технологических, природоохранных проблем АТР.
В решении этих и других актуальных проблем рассчитываем на дальнейшее уплотнение взаимодействия с Японией в рамках различных многосторонних форумов, действующих в регионе. Это, в первую очередь, механизм Восточноазиатских саммитов, Региональный форум АСЕАН по безопасности, Совещание министров обороны АСЕАН и диалоговых партнеров, и, разумеется, АТЭС. Они предоставляют немалые возможности для углубления сотрудничества в сфере чрезвычайного реагирования, стабильности энергопоставок, морской безопасности, где роль России весьма востребована. Готовы к обсуждению и других актуальных вопросов развития региона.
Одним из эффективных инструментов углубления интеграции в АТР служит председательство России в форуме АТЭС в нынешнем году. Мы будем соблюдать преемственность в решении задач, которые продвигались председательствовавшими до нас странами, в том числе Японией, а также в полном объеме реализовывать собственные приоритеты. Они хорошо известны. Это – дальнейшая либерализация торгово-инвестиционной деятельности и углубление экономической интеграции в регионе, обеспечение продовольственной безопасности, совершенствование транспортно-логистических систем, сотрудничество в целях инновационного роста.
В целом Россия тесно взаимодействует с Японией в обсуждении всей повестки дня АТЭС, включая российские приоритеты. Мы перенимаем опыт наших японских партнеров в организации подобных саммитов, сотрудничаем с японскими компаниями в реализации инфраструктурных проектов во Владивостоке. Готовы к наращиванию взаимодействия.
Вопрос: Возможные сроки и повестка следующей российско-японской встречи на высшем уровне?
Ответ: Принципиальный настрой российской стороны на расширение диалога с Японией во всех форматах, включая и высший уровень, является последовательным и неизменным. Уверен, что в текущем году контакты наших лидеров получат активное продолжение.