Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 25 ноября 2021 года
СОДЕРЖАНИЕ
- О предстоящем участии С.В.Лаврова во встрече министров иностранных дел России, Индии, Китая
- О предстоящей встрече С.В.Лаврова с участниками программы Фонда Горчакова «Диалог во имя будущего»
- О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Федеративной Республики Бразилии К.Франсой
- О предстоящем участии С.В.Лаврова в «правительственном часе» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- О международной межпартийной видеоконференции «Глобальные вызовы XXI века: межпартийное измерение»
- О предстоящем участии С.В.Лаврова в заседании Совета министров ОБСЕ
- О предстоящем участии С.В.Лаврова в переговорах глав внешнеполитических и оборонных ведомств России и Индии в формате «два плюс два»
- О предстоящей встрече С.В.Лаврова с Генсекретарем ЧЭС Л.Комэнеску
- О предстоящем участии С.В.Лаврова в Общем собрании членов «Российского совета по международным делам» (РСМД)
- О новых санкциях США против «Северного потока - 2»
- О ситуации на Украине
- О текущей ситуации в Венесуэле
- О текущей ситуации в Афганистане
- О «саммите за демократию»
- О рассмотрении в Международной организации гражданской авиации обращения Республики Беларусь
- О подходах властей Польши к урегулированию ситуации с мигрантами на границе с Белоруссией
- О текущей ситуации с возвращением российской дипсобственности в США
- Об обвиненном в Дании в шпионаже российском гражданине А.Никифорове
- О приговоре руководителю литовской молодёжной общественной организации А.Грейчюсу
- Об открытии памятника Л.Н.Толстому в Сеуле
- О 35-летии принятия Декларации о дружбе и сотрудничестве с Республикой Бенин
- О годовщине подписания советско-французского соглашения о формировании эскадрильи «Нормандия-Неман»
- О провозглашении Барбадоса республикой и инаугурации первого президента в день 55-летия независимости этой страны
- О ситуации вокруг Дениса Казначеева
- О возможном назначении талибами новых представителей Афганистана в дипмиссии
- О перспективе возобновления прямых контактов между Россией и Грузией
- О российской позиции по международной климатической повестке
- О трехсторонней встрече лидеров России, Армении и Азербайджана
- О докладе Госдепартамента США о свободе вероисповедания в мире
- О планах США направить на Украину военных экспертов
- О подготовке саммита Россия-США
- О разблокировании транспортных коммуникаций в Нагорном Карабахе
- О содействии Армении в нормализации отношений с Турцией
- Об обращении Армении к России за помощью по линии ОДКБ
- О ситуации вокруг российских соотечественников
- О возможном дипломатическом бойкоте со стороны США Олимпийских игр в Китае
- О текущей ситуации в Эфиопии
- О заседании российско-азербайджанского экспертного совета
О предстоящем участии С.В.Лаврова во встрече министров иностранных дел России, Индии, Китая
26 ноября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в 18-й встрече глав внешнеполитических ведомств в формате Россия-Индия-Китай (РИК), которая пройдет в режиме видеоконференции.
Министры обсудят вопросы укрепления многосторонних основ современного мироустройства», в том числе в контексте взаимодействия трех стран в рамках международных и региональных организаций, прежде всего ООН, «Группы двадцати», ШОС и БРИКС.
Особое внимание будет уделено теме консолидации усилий по борьбе с дальнейшим распространением коронавирусной инфекции и поиску путей выхода на стабильную траекторию постпандемического восстановления.
Состоится обмен мнениями по таким актуальным проблемам» как обеспечение глобальной стратегической стабильности, противодействие вызовам и угрозам безопасности, развитие ситуации в Афганистане, Мьянме и на Ближнем Востоке.
Планируется также рассмотреть перспективы реализации потенциала практического сотрудничества этого формата РИК на различных направлениях.
По итогам встречи предполагается принять совместное коммюнике.
О предстоящей встрече С.В.Лаврова с участниками программы Фонда Горчакова «Диалог во имя будущего»
30 ноября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет встречу с участниками ежегодной научно-образовательной программы Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова «Диалог во имя будущего» в формате видеоконференции.
Данный проект стартовал в декабре 2011 г. На этой дискуссионной площадке молодые эксперты из России и других государств ведут открытый обмен мнениями по актуальным аспектам международных отношений. В текущем году программа Фонда сфокусирована на проблематике международной безопасности, а ее участниками станут 60 представителей общественно-политических кругов из стран СНГ и дальнего зарубежья. Формат встречи позволит участникам в рамках прямого общения с Министром обогатить свое видение текущего положения дел на мировой арене и получить разъяснения по интересующим их темам.
О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Федеративной Республики Бразилии К.Франсой
30 ноября запланированы переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Федеративной Республики Бразилии К.Франсой, который посетит Москву с официальным визитом 28 ноября – 1 декабря.
В ходе переговоров будут рассмотрены актуальные вопросы двусторонних отношений, пути расширения сотрудничества на различных направлениях, а также ключевые аспекты взаимодействия на международной арене. По итогам переговоров предусмотрено подписание Плана межмидовских политических консультаций на 2022-2025 гг.
Бразилия – стратегический партнер как в латиноамериканском регионе, так и на международной арене в целом. Наши страны активно взаимодействуют в ООН, БРИКС, «Группе двадцати», в рамках других многосторонних форматов. Российско-бразильские отношения проверены временем, традиционно развиваются на основе дружбы и взаимного уважения, равного учета интересов друг друга.
Визит Министра иностранных дел Бразилии К.Франсы видится новым важным шагом в укреплении двустороннего стратегического партнерства, 20-летие которого мы отметили в прошлом году.
Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров выступит на «правительственном часе» в ходе пленарного заседания Совета Федерации 1 декабря на тему «О приоритетах внешней политики Российской Федерации», а также ответит на вопросы сенаторов.
Ежегодные встречи Министра с законодателями позволяют повысить уровень взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти, обменяться мнениями о текущей международной ситуации и наметить путь повышения эффективности реализации внешнеполитического курса страны.
О международной межпартийной видеоконференции «Глобальные вызовы XXI века: межпартийное измерение»
1 декабря Всероссийская политическая партия «Единая Россия» в ознаменование 20-летия со дня своего основания проводит международную межпартийную видеоконференцию «Глобальные вызовы XXI века: межпартийное измерение», в которой примут участие более 30 партий из различных стран Азии, Африки, Европы и Латинской Америки.
В рамках этого мероприятия планируется видеообращение к участникам конференции Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова.
О предстоящем участии С.В.Лаврова в заседании Совета министров ОБСЕ
2-3 декабря Министр иностранных дел России С.В.Лавров планирует принять участие в 28-м заседании СМИД ОБСЕ, которое состоится в Стокгольме.
Будут обсуждаться итоги и перспективы деятельности Организации в военно-политическом, экономико-экологическом и гуманитарном измерениях безопасности, а также проблематика содействия урегулированию конфликтов на пространстве ОБСЕ, в т.ч. на востоке Украины, в Приднестровье и Нагорном Карабахе, сопредседательство в Женевских дискуссиях по стабильности в Закавказье. Одной из тем повестки дня станет развитие ситуации в Афганистане, который с 2003 г. имеет статус азиатского партнера ОБСЕ по сотрудничеству.
Ожидаем, что дискуссия внесет вклад в дело восстановления атмосферы доверия и культуры диалога, будет способствовать повышению профиля Организации в борьбе с транснациональными угрозами, позволит выработать консенсусные подходы по актуальным вопросам.
К СМИД Россия подготовила проект декларации по актуальной теме противодействия использованию сети Интернет в террористических целях. Рассчитываем на его поддержку. В целом ведется работа над более чем 20 проектами министерских документов.
«На полях» заседания Совета министров запланированы двусторонние встречи С.В.Лаврова с министрами ряда государств-участников, руководством ОБСЕ и других международных организаций.
Могу о некоторых уже сказать сейчас, о всех встречах проинформируем тогда, когда график будет сформирован.
Подтверждены встречи с Министром иностранных дел Испании, Сербии, Австрии, генсекретарем ОБСЕ и Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности.
Это не все встречи. График находится сейчас в стадии формирования. Будем вас оперативно и своевременно информировать.
6 декабря Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров вместе с Министром обороны Российской Федерации С.К.Шойгу проведут в Нью-Дели переговоры со своими индийскими коллегами С. Джайшанкаром и Р.Сингхом. Данная встреча станет первым подобным мероприятием в формате «два плюс два» с индийскими партнерами.
Предполагается, что главы внешнеполитических и оборонных ведомств двух стран предметно обсудят ключевые региональные и международные сюжеты, в том числе ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, афганское и сирийское досье, обменяются мнениями по вопросам взаимодействия на таких площадках, как ШОС и РИК.
Консультации в упомянутом формате имеется в виду в дальнейшем организовывать на регулярной основе поочередно в России и Индии.
О предстоящей встрече С.В.Лаврова с Генсекретарем ЧЭС Л.Комэнеску
8 декабря состоится рабочая встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Генеральным секретарем Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) Л.Комэнеску. Во время поездки в Москву глава ЧЭС также проведёт консультации с руководством Государственной Думы, российскими деловыми кругами и заинтересованными партнерами.
В ходе контактов имеется в виду обсудить широкий круг актуальных вопросов деятельности Организации Черноморского экономического сотрудничества, включая предстоящие полугодовые председательства России в ЧЭС и ее Парламентской ассамблее, а также планы проведения саммита стран-членов указанной Организации по случаю ее тридцатилетия в 2022 г.
9 декабря состоится ежегодное Общее собрание членов некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам» с участием председателя Попечительского совета РСМД, Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова. С учетом отмечаемого в 2021 г. десятилетия РСМД участникам встречи предстоит не только подвести итоги работы в текущем году и утвердить план на следующий, но и обсудить основные результаты за весь период его деятельности.
По традиции С.В.Лавров выступит перед собравшимися с изложением актуальных оценок положения в международных делах и на приоритетных направлениях российской внешней политики.
В МИД России высоко ценят сложившиеся за 10 лет форматы взаимодействия с «Российским советом по международным делам» – не только признанным центром внешнеполитической экспертизы, но и площадкой для широкого диалога по ключевым мировым проблемам. Постоянный обмен актуальной и аналитической информацией позволяет Совету лучше ориентироваться в текущих вопросах внешней политики, а действующим сотрудникам МИД получать дополнительную информацию, интересные материалы, иногда альтернативную точку зрения на происходящие в мире процессы.
О новых санкциях США против «Северного потока - 2»
Введенные Администрацией США очередные законодательно обусловленные санкции против компаний, связанных с «Северным потоком - 2», выглядят как проявление уже настоящей одержимости, ведь проект находится на стадии завершения подготовки к пуску в эксплуатацию.
Аргументы об исключительно коммерческом характере этого газопровода, являющегося действительно чрезвычайно важным для стабильного энергообеспечения и поддержания конкурентоспособности Германии и Евросоюза в целом, хорошо известны. Регулярно их излагали, в том числе американским партнёрам. Обращает на себя внимание другое – США одной рукой возводят барьер, причём делают это весьма лицемерно, для экспорта российских энергоресурсов на европейский рынок, а другую руку протягивают, уговаривая нас и иные добывающие страны «качать» больше, чтобы сбить у себя цены. Это всё делает одна и та же «страна». Под словом «страна» подразумеваю политических деятелей, а не народ США, который даже не догадывается, насколько далеки национальные интересы США от того, что некоторые представители политического истеблишмента пытаются с ними сотворить.
Ситуация подтверждает, что на интересы своих же коллег в Вашингтоне, мягко говоря, в принципе не обращают внимания и мало ими озабочены. Вообще их ничего не волнует. Не случайно в Германии звучат голоса, характеризующие действия США на этом направлении непосредственно против «Северного потока - 2» как противоречащие духу двустороннего партнерства. Как иначе это можно прокомментировать? Услышат ли их американские политики, СМИ, которые рефлекторно настроены против любого сотрудничества с Россией даже тогда, когда это выгодно Вашингтону – вот это вопрос.
Российская позиция остается неизменной: односторонние антироссийские санкции нелегитимны и бьют не столько по нашим, сколько по интересам самих США, а в случае с «Северным потоком - 2» – по непосредственным союзникам США: ЕС, Германия как коллективно, так и индивидуально.
По-прежнему серьезную тревогу вызывает ситуация в Донбассе. «Горячие головы» киевского режима, ощущая полную безнаказанность, выступают за силовое решение внутриукраинского кризиса. Нагнетается обстановка в зоне конфликта. Продолжает поступать информация об использовании запрещенных минским «Комплексом мер» вооружений, поставляемых на Украину странами НАТО. Помимо ударных беспилотников «Bayraktаr» теперь упоминаются ПТРК «Javelin». Украинские власти и их спонсоров никак не смущает, что подобные действия приводят к многочисленным разрушениям и жертвам среди гражданского населения.
Согласно отчетам Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, за прошедшую неделю количество нарушений «режима тишины» возросло на 95%. При этом 75% жертв среди мирного населения и абсолютное большинство разрушений гражданской инфраструктуры приходится на отдельные районы Донецкой и Луганской областей. Отчеты Специальной мониторинговой миссии свидетельствуют о наступательных действиях ВСУ в районе населенных пунктов Гранитное и Старомарьевка. По оценкам наблюдателей, украинские военные в этом районе продвинули свои фортификационные укрепления не менее чем на один километр.
Обстановку накаляют звучащие в последнее время в США и других странах НАТО ничем не подкреплённые заявления о якобы ведущейся Россией подготовке, как они говорят, к «нападению» на Украину. Такой настоящий «хор». К этому «хору» не сразу, но присоединился и Киев. Сначала они отрицали некую активность на своих рубежах. Проходили соответствующие передислокации и манёвры у нас на территории, но точно не на границе с Украиной. Очевидно, что цель вот этой такой массированной информационно-политической Кампании заключается в нагнетании антироссийской истерии. Это всё должно отвлечь внимание от деградирующей социально-экономической и политический ситуации в стране, переключить это внимание на некие «временные угрозы» извне.
Показательный пример – недавнее заявление министра иностранных дел Украины Д.Кулебы. Он пожаловался на то, что в вопросе вступления его страны в НАТО якобы продолжает играть важную роль «российский фактор», поскольку некоторые члены альянса продолжают смотреть на Украину через призму России. Это какая-то антилогика. Они же должны понимать, что позиция обусловлена не сколько российским, сколько общеевропейским фактором. Прием в НАТО Украины не укрепит безопасность европейского континента. Наверное, в Министерстве иностранных дел Украины не знают, но в Европе остались специалисты, неплохо разбирающиеся в геополитике и понимающие, какую добавленную стоимость принесёт им членство Украины в этих структурах. Они просчитали все эти риски и осознают, что подобные шаги просто ещё сильнее будут углублять разделительные линии и нарушат забытый принцип неделимости безопасности.
Украинские власти продолжают саботировать выполнение своих обязательств в рамках минского «Комплекса мер». Из-за неконструктивных подходов Киева очередное заседание Контактной группы и ее рабочих подгрупп 23-24 ноября с.г. вновь закончилось безрезультатно.
К сожалению, наши коллеги по «нормандскому» формату» из Германии и Франции, публично выступающие за скорейшее урегулирование ситуации в Донбассе, продолжают уклоняться от принципиальных оценок поведения Киева и перекладывают на Россию вину за отсутствие прогресса в переговорном процессе. Уже таких фантазий наслушались, что пришлось для того, чтобы внести в эту историю ясность и дезавуировать все эти обвинения, опубликовать нотную переписку.
Наглядный пример – синхронная реакция официальных представителей министерств иностранных дел Германии и Франции на публикацию нами переписки по подготовке министерской встречи «нормандского формата». Берлин и Париж вновь заявили безосновательно, что Россия якобы отказалась принимать участие в такой встрече. Где написано в этих опубликованных документах, что Россия отказывается от проведения встречи? Есть ли там хоть строчка? Может между строк написано? Невозможно настолько расходиться в виртуальной и настоящей реальности. Это вызывает удивление, поскольку ни устно, ни письменно мы о таком отказе не заявляли и продолжали работу по согласованию повестки дня и проекта итогового документа. Об этом в этих материалах сказано предельно чётко. Искажение нашей позиции, которое допускают и позволяют себе в Берлине и Париже, видимо, подтверждает правильность нашего шага по публикации этих документов.
Призываем Германию и Францию перестать заниматься политическими спекуляциями, конъектурными и искажающими реальность пиар-акциями и всерьез задуматься о побуждении Киева к выполнению своих обязательств. Неплохо было бы начать комментировать на регулярной основе то, что там происходит. Не заниматься сопровождением, информационной поддержкой выгодных Западу акций киевского режима, а на ежедневной основе комментировать всё, что происходит на линии соприкосновения: все потери гражданского мирного населения, всё, что творится с вопросами безопасности, агрессивную риторику официальных лиц Киева и политических, общественных деятелей, наступление на свободу слова, закрытие СМИ, гонение на гражданских активистов. Просто всё брать и комментировать. Это же в отношении России происходит регулярно. Всё, что мы делаем, постоянно подвергается нездоровому интересу. Можно теперь сфокусироваться и на Киеве, коль скоро ответственность за него и Германия, и Франция несёт. А украинским властям, если им по-настоящему небезразлична судьба жителей страны, следует незамедлительно прекратить кровопролитие в Донбассе, наладить прямой диалог с Донецком и Луганском по реализации «Комплекса мер».
Напомню, Минские договоренности являются частью Резолюции СБ ООН, обязательные к исполнению всем мировым Сообществом.
О текущей ситуации в Венесуэле
21 ноября с.г. в стране состоялись выборы руководства регионов и муниципалитетов Венесуэлы, а также членов их законодательных собраний. Поздравляем дружественный венесуэльский народ с этим значимым событием.
В сопровождении избирательного процесса участвовали более 300 международных наблюдателей из 55 стран мира, а также от Евросоюза, Секретариата ООН, Центра Картера (США). Присутствовали там и российские эксперты. По их информации, голосование прошло в спокойной обстановке, без серьезных нарушений и было организовано в строгом соответствии с законодательством и при соблюдении санитарно-эпидемиологических норм.
Приветствуем участие в выборах представителей широкого спектра оппозиционных партий. Ими были выдвинуты более 67 тыс. кандидатов. Считаем это свидетельством зрелости политического процесса в Венесуэле и возвращения внутреннего противостояния в правовое электоральное русло. Во многом данный результат стал возможен благодаря конструктивному взаимодействию правительства и оппозиции в ходе межвенесуэльских переговоров в Мехико.
Отдельные страны намеренно игнорируют указанные факты, в очередной раз пытаются поставить под сомнение легитимность состоявшихся в Венесуэле выборов. Такого рода заявления, что уже стало обычным делом, не подкреплены доказательствами и лишь подтверждают оторванность от реальности тех, кто их озвучивает. Видим в этом политически мотивированное стремление искусственно провоцировать дестабилизацию обстановки в Венесуэле. Вновь повторяем: только венесуэльский народ как носитель суверенитета имеет право определять пути собственного развития. Другие государства должны его волеизъявление уважать и не допускать вмешательства во внутренние дела.
Россия и впредь будет решительно выступать за политическое решение межвенесуэльских разногласий самими венесуэльцами в соответствии с Конституцией и без деструктивного влияния извне. Призываем к этому всех ответственных членов мирового сообщества.
О текущей ситуации в Афганистане
Власти Афганистана продолжают осуществление мер по организации функционирования госаппарата и общественного сектора. Производятся новые кадровые назначения в госсекторе. Министерство финансов объявило о начале выплат заработных плат госслужащим Афганистана за предыдущие три месяца. Установлены новые правила работы СМИ, которые подразумевают следование исламским ценностям и нормам.
Особое внимание уделяется нормализации гуманитарной обстановки. Временное правительство гарантировало беспрепятственный доступ сотрудников гуманитарных миссий, в том числе женщин, к нуждающемуся в помощи населению.
18 ноября с.г. спецрейсами Минобороны России в Кабул была доставлена первая партия российского гуманитарного груза (продовольствие и товары первой необходимости) весом 36 тонн. Оказание Россией гуманитарной помощи афганскому населению будет продолжено.
К нам поступило большое количество вопросов от представителей СМИ о нашей позиции в отношении инициативы Президента США Дж.Байдена провести 9-10 декабря 2021 г. «саммит за демократию», который, как сообщается, пройдет в режиме видеоконференцсвязи.
Данное мероприятие имеет конфронтационную, разобщающую направленность и представляет собой очередное звено в реализации Вашингтоном курса на реидеологизацию международных отношений в духе пресловутой концепции «порядка, основанного на правилах».
Под лозунгом продвижения демократии США собирают очередной «клуб по интересам» для противостояния со странами, сохраняющими стратегическую независимость от коллективного Запада, своё суверенное видение справедливого миропорядка – в первую очередь, с Россией и Китаем. Эту борьбу собираются вести при помощи вмешательства во внутренние дела независимых суверенных государств – под такими предлогами, как противодействие коррупции, защита прав человека и обеспечение демократических стандартов и многие другие высокие лозунги, и замечательные на первый взгляд концепции будут применяться. На практике дела обстоят не так, как о них заявляют. США присваивают себе право определять, кто достоин называться демократией, а кто нет; кто является демократической страной, а кто нет. Выглядит это цинично и жалко на фоне явных проблем с состоянием демократии и правами человека в самих США и на Западе в целом.
Данная инициатива проведения «саммита демократии» – элемент большой стратегии США по подрыву роли ООН и сколачиванию в рамках универсальных форматов (прежде всего на базе «Группы семи» и НАТО) коалиций единомышленников, по сути американских сателлитов, по широкой повестке – от изменения климата и проблеме вакцин до военной дипломатии, политических и военно-технологических региональных блоков (QUAD и AUKUS).
Хотелось бы напомнить, что по такому же принципу, рассказывая о том, что есть «правильная» сторона истории, а что «неправильная» США собирали антииракскую коалицию в начале 2000-х годов под теми же лозунгами – демократия, свобода, права человека. Они рассказывали всему мировому сообществу, убеждали страны присоединяться к ним в индивидуальном формате. Всё для того, чтобы собрать некое подобие «широкого фронта» и доказать, что только они и примкнувшие соответственно к ним знают, что такое настоящая демократия и как обустроить по демократическим принципам суверенное независимое государство. Даже такое, как Ирак, со своей историей, со своими взлётами и падениями, со своими победами и поражениями. Чем это закончилось, мы все прекрасно помним, также и о том, как потом пошла разоблачительная Кампания, обличающая истинные цели, которые послужили поводом для оккупации этой страны. Мы не забыли к каким страшным последствиям привела эта американская авантюра – разрушение государственности Ирака. Уже не говорю про внесудебные расправы с мирным населением, о том, что были попраны все международно-правовые нормы. Всё было разрушено. И привело к обрушению государственности этой страны. Самое страшное, что это привело к дестабилизации ситуации в регионе. В перспективе это «вылилось» в появление ИГИЛ на обломках того, что осталось от различных вооружённых сил, спецслужб Ирака и т.д. Это всё спровоцировало глобальный хаос в регионе и тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч беженцев, мигрантов, перемещённых лиц, как в самом регионе, так и за его пределами, на европейском континенте. Точно такими же, как и сегодня словами США рассказывали о том, что обязательно нужно демократическим странам встать на правильную сторону истории, объединить усилия и начать вот этот самый «поход». Сегодня эта история не вспоминается, её стараются как бы не замечать – никакой ответственности за разрушения и жизни миллионов людей в регионе, непосредственно в Ираке, в других странах никто не понёс, никакой материальной ответственности естественно не наступило в отношении США, Британии и всех тех, кто составлял коалицию. Теперь задумка новая – собрать в принципе широкое подобие единства в виде правильных стран, которые являются, с точки зрения США, демократическими, и дальше под этими флагами уже реализовывать эти все идеологические концепции и доктрины.
Реализация проекта «саммит за демократию» работает на обострение международной напряженности, размывание ооноцентричной архитектуры мироустройства и потенциала «Группы двадцати» тоже находится под угрозой. Подрывает усилия по совместному противостоянию пандемии, посткризисному восстановлению экономик, нейтрализации трансграничных вызовов и угроз.
Сам факт создания новой так называемой группы по интересам на идеологической платформе означает, среди прочего, и признание свершившегося факта многополярности современного мира, включая наличие, вне пределов США и Запада, самодостаточных центров силы. То, что мир полицентричен наши американские и западные партнёры признали, хотя в своё время они точно также отрицали то, о чём говорила Москва, и говорили о том, что никакого полицентричного мира в принципе быть не может. Сейчас реальность взяла своё. Те, кто заинтересован в демократизации международных отношений и формировании полицентричного миропорядка, не должны подыгрывать амбициям Вашингтона на нынешнем переломном этапе мирового развития.
О рассмотрении в Международной организации гражданской авиации обращения Республики Беларусь
В связи с введением рядом западных государств неправомерных ограничительных мер в отношении белорусской авиации Минск обратился в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) с просьбой о скорейшем рассмотрении этого вопроса.
Под различными предлогами и не считаясь с действующими в Организации правилами процедуры, ряд западных стран, тем самых, которые считают себя демократическими, целенаправленно пытается отложить в «долгий ящик» обсуждение этой явно неудобной для них темы. С их подачи рассмотрение обращения Республики Беларусь перенесено на следующую сессию Совета ИКАО, которая состоится теперь уже в 2022 г. Какой же был выбран предлог? Формальный предлог – неготовность Доклада Группы, созданной в ИКАО в связи с ситуацией с самолетом «Ryanair» в мае этого года. То обстоятельство, что подготовка Доклада не связана напрямую с вопросами, поставленными белорусской стороной, в расчет не принимается. Просто тема была отыграна несколько месяцев назад, использована по полной, на её основании были сделаны далеко идущие выводы, обвинения, придуманы новые способы давления и вмешательства в дела суверенной страны. Как только эта тема стала не такой актуальной, а в принципе неудобной (много вопросов появилось к тем западным партнёрам, которые её активно раскручивали) – сразу всё. Тут уже не просто потерянный интерес, а предпринимаются усилия для того, чтобы заблокировать любое рассуждение на данную тему.
Примечательно, что на заседание, на котором принималось это решение, заинтересованная в обсуждении сторона – Республика Беларусь – приглашена не была. Действительно, зачем? Ведь о Белоруссии говорить собирались. Соответственно, зачем её туда приглашать?
Происходящее наводит на вполне определенные выводы: тем, кто ввел санкции против Республики Беларусь не удается найти убедительные доводы в оправдание своей политики в отношении Минска. Судя по всему, они надеются использовать в этих целях результаты работы Группы ИКАО. Со своей стороны рассчитываем на объективность и беспристрастность членов Группы.
На этом фоне белорусская сторона неизменно проявляет заинтересованность в сотрудничестве с ИКАО и готовность к открытому диалогу, причём делает это с первых минут этого инцидента. Призываем страны Запада пересмотреть свои подходы и отменить неправомерные ограничительные меры, которые они ввели против белорусской авиации. Всё-таки нужно хотя бы (про совесть не говорю) какую-то честь иметь.
О подходах властей Польши к урегулированию ситуации с мигрантами на границе с Белоруссией
Неоднократно обращали внимание на поступающую информацию о крайне жестком обращении польских властей с теми, кто просит убежища, которые на своем пути в ЕС были заблокированы на белорусско-польской границе. Работающие с белорусской стороны границы корреспонденты российских и зарубежных СМИ зафиксировали множественные случаи применения польскими пограничниками против мигрантов (среди которых женщины и дети) специальных средств (водометов, дубинок, слезоточивого газа). Это и другие формы психологического давления: громкоговорители, слепящие прожекторы, угрозы, брань, о физических средствах воздействия я не говорю. Журналисты стали свидетелями силового выталкивания оказавшихся на польской территории людей обратно в Белоруссию. Многие из вас это видели. Данные сведения, если они верны, могут свидетельствовать о целенаправленном нарушении Варшавой норм международного и европейского права.
Несмотря на то, что благодаря запуску прямого диалога Берлина и Брюсселя с Минском удалось добиться некоторого улучшения ситуации на границе, в Варшаве явно не собираются отказываться от практики оказания грубого давления на мигрантов с целью их запугивания и возвращения на родину, где им может угрожать опасность. Одобренные польским Сеймом поправки к закону об охране границы де-факто позволяют сохранять в приграничном районе непропорциональные ограничения, аналогичные нынешнему чрезвычайному положению.
На практике это будет означать, что в регионе, куда устремлены взоры широкой международной общественности, на перспективу консервируется режим непроницаемости для СМИ и правозащитных организаций.
Ни журналистов, ни сотрудников профильных НПО к границе с польской стороны попросту не пустят. Это уникальная ситуация. Со стороны Белоруссии, которая с точки зрения коллективного Запада «добро не творит», могут подойти журналисты, могут работать неправительственные организации, гуманитарщики, благотворители и т.д. Ровно противоположную ситуацию мы наблюдаем со стороны «демократической» Польши как члена не менее демократического ЕС. Как же так получается? Может на «саммите демократий» об этом поговорят? Как так получилось, что те, кто столько лет был привержен демократическим ценностям, продвигал их, полагал себя в праве карать и миловать другие страны и народы за соблюдение или несоблюдение соответствующих норм и принципов, сейчас показывают себя с такой ужасающей стороны?
Отмечаем, что в доступе было отказано и сотрудникам Агентства пограничной и береговой охраны ЕС «Фронтекс», которые предлагали свое содействие польским правоохранителям. Видимо, полякам есть, что скрывать. Даже от сотрудников погранслужбы ЕС, штаб-квартира которой, по иронии судьбы, расположена в Варшаве. Действительно, как-то всё перевернулось у «демократических» с ног на голову.
Призываем польскую сторону принять все необходимые меры для прекращения внеправовых силовых действий в отношении людей, которые пришли туда точно не от хорошей жизни и не в поисках развлечений. Они страдают от нехватки продовольствия и тяжелых погодных условий. Ожидаем от польских властей проведения досконального и заслуживающего доверия расследования всех имевших место эксцессов подобного рода, а также привлечения к ответственности всех замешанных в них должностных лиц.
Рассчитываем, что профильные международные правозащитные организации дадут действиям властей Польши адекватную правовую оценку.
О текущей ситуации с возвращением российской дипсобственности в США
МИД России продолжает принимать все возможные меры для возвращения шести объектов российской государственной собственности в США, которые, несмотря на дипломатический статус, гарантирующий им неприкосновенность, были захвачены американскими властями в период 2016-2018 гг. в нарушение своих международно-правовых обязательств. Делаем всё, чтобы эту ситуацию каким-то образом переломить.
В контактах с официальными американскими представителями подчеркиваем неприемлемость подобных рейдерских действий, требуем вернуть земельные участки и здания законному владельцу, допустив российских дипломатов, которым регулярно отказывают ещё и в инспекции захваченной собственности. Их нужно туда допустить для оценки текущего состояния самой недвижимости и нанесенного ей ущерба. До сегодняшнего дня даже вопрос о том, чтобы не препятствовать хотя бы визуальному осмотру помещений, не сдвигается с мертвой точки вопреки дававшимся обещаниям решить его на уровне руководства Государственного департамента США.
В то же время, когда дело касается американской дипсобственности в других странах, в Госдепартаменте меняют тактику и настаивают на ее неприкосновенности. Как же так? Мы уже говорили о недавно принятом Советом Безопасности ООН по инициативе США заявлении для прессы с осуждением вторжения и захвата хуситами здания бывшего Посольства США в Йемене.
Поддержали этот документ и подтвердили, что рассматривают эту акцию как вопиющее нарушение основополагающих принципов Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., в частности, неприкосновенности и иммунитетов. Исходим из того, что в Вашингтоне начнут применять подобный подход и к самим себе в вопросе безусловного возвращения отторгнутой российской государственной собственности. Без этого невозможна нормализация наших с США двусторонних отношений, отравляемых чинимыми Вашингтоном правовыми препятствиями и коллизиями.
Об обвиненном в Дании в шпионаже российском гражданине А.Никифорове
17 ноября с.г. Западный окружной суд Дании оставил в силе решение суда г. Ольборг, 10 мая с.г. приговорившего российского гражданина А.Никифорова к трем годам лишения свободы по обвинению в работе в пользу российских спецслужб. Наш соотечественник виновным себя не признал.
Вынуждены констатировать, что датское правосудие продемонстрировало полное нежелание рассматривать это дело беспристрастно и неполитизировано. Суд проигнорировал представленные адвокатом российского гражданина доводы о безосновательности предъявленных обвинений, следуя в русле русофобского курса нынешнего руководства страны.
Данным решением создан опасный прецедент. Теперь и наши ученые в Дании рискуют стать жертвами подобной «охоты» на российских граждан со стороны датских спецслужб. Это весьма похоже на уже имевшую место в историческом контексте пресловутую «охоту на ведьм».
Складывается впечатление, что официальный Копенгаген бездумно рушит те немногие области двусторонних отношений, где еще намечалась позитивная динамика, в частности, научно-техническое взаимодействие.
МИД России держит ситуацию с А.Никифоровым на особом контроле и будет добиваться его досрочного освобождения. Посольство России в Дании продолжает оказывать российскому гражданину всю необходимую консульско-правовую помощь.
О приговоре руководителю литовской молодёжной общественной организации А.Грейчюсу
На днях в Литве был вынесен приговор по делу о «шпионаже» в отношении общественного деятеля А.Грейчюса.
Таким образом, в этой прибалтийской стране продолжаются гонения в духе эпохи маккартизма по сфабрикованным уголовным делам.
На этот раз репрессии затронули литовского гражданина, который являлся организатором шествия «Бессмертный полк». Преследовать человека за подобную деятельность – это откровенное глумление над чувствами тех жителей Прибалтики, которые хранят благодарность и уважение в отношении всех погибших в борьбе с фашизмом во Второй мировой войне.
Об открытии памятника Л.Н.Толстому в Сеуле
22 ноября с.г. в Сеуле в рамках реализации программы мероприятий международного культурного проекта «Русские сезоны» в Республике Корея состоялась торжественная церемония открытия памятника великому русскому писателю Л.Н.Толстому. На мероприятии присутствовали советник Президента Российской Федерации, праправнук писателя В.И.Толстой, Посол России в РК А.Б.Кулик, заместитель Министра культуры, спорта и туризма Республики Корея О Ён У, деятели культуры и искусства, представители деловых кругов.
Автору памятника, выпускнице Санкт-Петербургской академии художеств Е.Пильниковой удалось убедительно запечатлеть образ Л.Н.Толстого, нашего выдающегося соотечественника, творчество которого хорошо знают и любят во всём мире, в том числе и в Республике Корея.
Надеемся, что вслед за монументом А.С.Пушкину, открытие которого состоялось в Сеуле в 2013 г., бюст Л.Н.Толстого, установленный в живописном парке в центральной части корейской столицы, также станет значимой достопримечательностью и местом притяжения сеульцев и гостей города.
О 35-летии принятия Декларации о дружбе и сотрудничестве с Республикой Бенин
25 ноября исполняется 35 лет со дня подписания в Москве в ходе визита Президента Народной Республики Бенин М.Кереку Декларации о дружбе и сотрудничестве между СССР и Народной Республикой Бенин. Этот документ стал подтверждением стремления двух стран к поступательному укреплению многопланового взаимодействия, заложил прочный фундамент для современного развития всего комплекса российско-бенинских связей.
Ценим традиционно дружественный характер отношений с Республикой Бенин. Удовлетворены динамикой политического диалога на высшем и высоком уровнях. В октябре 2019 г. Президент Бенина П.Талон принял участие в работе экономического форума и саммита Россия – Африка в Сочи. В ноябре 2016 г. в Москве с рабочим визитом находился Министр иностранных дел и сотрудничества Бенина Ор.Агбенонси. На регулярной основе проводятся межмидовские консультации на основе подписанного в 2000 г. соответствующего Протокола.
За прошедшие десятилетия проделана большая работа по активизации сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах. В качестве перспективных направлений рассматриваем геологоразведку, совместную добычу и переработку углеводородов, энергетику. Намерены и далее содействовать подготовке бенинских национальных кадров в российских вузах. Всего в нашей стране прошли обучение свыше 2,5 тыс. специалистов из Бенина.
Подтверждаем неизменный настрой на дальнейшее всестороннее развитие и укрепление российско-бенинских традиционно дружественных отношений.
О годовщине подписания советско-французского соглашения о формировании эскадрильи «Нормандия-Неман»
25 ноября 1942 г. в Москве было подписано «Соглашение между представителем командования Красной армии и представителем военного командования Сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе» («Нормандия-Неман»).
Еще в начале войны Председатель Национального комитета «Свободной Франции» Шарль де Голль заявил о готовности направить французский военный контингент в распоряжение командования Красной армии для совместной борьбы на советско-германском фронте. 1 сентября 1942 г. де Голль подписал приказ о формировании из летчиков-добровольцев истребительной авиационной группы «Нормандия».
Уже 1 декабря 1942 г. в газете «Правда» было опубликовано сообщение о прибытии французских летчиков для совместной борьбы против фашистской Германии. Из Франции в СССР были переброшены 72 добровольца – лётчики и механики. Вместе с 17 советскими авиатехниками и механиками они сформировали эскадрилью «Нормандия», названную в честь французской провинции. Эскадрилья была расквартирована в городе Иваново. Лётчики быстро освоили советские «Яки» и 5 апреля 1943 г. приступили к боевым вылетам.
Полк принимал участие в сражении на Курской дуге, в освобождении Смоленска, в наступательной операции «Багратион» в Белоруссии и освобождении Литвы. Именно при освобождении Литвы изменилось название этого подразделения: за проявленное мужество при форсировании реки Неман в ноябре 1944 г. полку было присвоено почётное наименование «Неманский», с тех пор его стали называть полком «Нормандия-Неман».
Французские лётчики проявили высочайший профессионализм и героизм. За годы войны они совершили более пяти тысяч боевых вылетов, провели 867 воздушных боёв и уничтожили 273 и повредили 80 фашистских самолётов. Весь летный состав был отмечен советскими боевыми наградами, а четверо летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза. Конечно, были и потери: за время боевых действий погибло 42 лётчика.
Из России полк вернулся во Францию на самолетах, подаренных советским командованием. Как говорилось в сообщении ТАСС в июне 1945 г. французскому авиаполку передаются как дар в знак дружбы советского и французского народов «самолеты и авиационное вооружение, которыми французские летчики мужественно и с большим успехом пользовались на советско-германском фронте».
Сегодня можно с уверенностью сказать, что участие французских лётчиков в Великой Отечественной войне – не только символ интернациональной борьбы с нацизмом. Они вошли в историю этой войны как добрые боевые товарищи, как слаженная команда, как настоящие герои, внёсшие реальный вклад в общую Победу.
30 ноября 55 лет назад Барбадос обрел независимость. В ознаменование этой годовщины в рамках процесса деколонизации 29 ноября страна будет провозглашена республикой, и состоится инаугурация первого президента госпожи С.П.Мэйсон.
История этого карибского государства вобрала в себя многие характерные черты, определившие движение всего региона от эпохи колониальной зависимости к современному облику истинно суверенного демократического государства. Кульминацией этого длительного и тернистого пути стало обретение Барбадосом полной самостоятельности – переход страны от монархической системы правления в составе Содружества наций к республиканской. В этом контексте заслуга барбадосцев в формировании собственной идентичности и независимого вектора развития вызывает искреннее уважение.
Сегодня отношения между нашими странами выстраиваются на традициях дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. Барбадос – наш перспективный партнер в карибском регионе, причем не только в двустороннем формате, но и по линии КАРИКОМ. Разделяем приверженность принципам многосторонности и уважения международного права, конструктивно взаимодействуем в ООН.
Готовы к дальнейшему развитию российско-барбадосских связей в торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной, туристической и других областях, представляющих взаимный интерес.
Поздравляем народ и правительство Барбадоса с праздником и провозглашением страны республикой, а г-жу С.П.Мэйсон с избранием первым президентом страны, выражаем наилучшие пожелания благополучия и процветания.
Вопрос: Апелляционный суд в Германии постановил выдать США российского музыканта и диджея Д.Казначеева, обвиняемого в отмывании денежных средств. По словам ряда правозащитников, данное решение было принято с серьезными, в том числе процессуальными нарушениями. Как в МИД России оценивают данное решение немецкого суда? Какие шаги будут предприняты российской стороной для пересмотра данного решения?
Ответ: Вот уже более года американская юстиция добивается от властей ФРГ экстрадиции в США постоянно проживающего в Германии российского музыканта Д.Казначеева, обвиняемого в США в причастности к отмыванию денежных средств через сеть Интернет. Наш гражданин, находящийся многие месяцы под подпиской о невыезде, отрицает совершение инкриминируемых ему правонарушений. На днях адвокаты россиянина проинформировали консульских сотрудников Посольства России в германской столице о постановлении Четвёртой Коллегии по уголовным делам Земельного суда Берлина от 4 ноября 2021 г. об одобрении запроса о его выдаче американцам, несмотря на многочисленные обоснованные возражения юридического характера, высказанные защитой Д.Казначеева в рамках соответствующего судебного разбирательства.
С учётом вышеизложенного заявляем категорический протест против возможной экстрадиции властями ФРГ российского гражданина в США. Прежде всего, Россия принципиально никогда не признавала, не признаёт и не признает в будущем экстерриториальную юрисдикцию американских судебных органов и судебных органов каких-либо других государств. В этой связи рассматриваем усилия Вашингтона по заключению чужими руками под стражу и насильственному перемещению на свою территорию Д.Казначеева, а также многих других россиян (вспомним В.Бута и К.Ярошенко) рассматриваем это не иначе как «политические похищения», направленные на демонстрацию американским государством самоприсвоенного самим себе «права сильного». Российские правоохранительные органы не получали из США никаких обращений, связанных с предполагаемой преступной деятельностью российского гражданина, что даёт нам все основания усомниться в правдивости версии об исключительно уголовно-правовых причинах его преследования со стороны американских спецслужб. Логичный вопрос, если есть массив материалов, которые свидетельствуют с точки зрения США о его виновности, почему не представить их российской стороне и правоохранительным органам Российской Федерации?
По дипломатическим каналам неоднократно обсуждали с германской стороной ситуацию, в которой оказался Д.Казначеев. Акцентировали внимание немецких контрагентов на том очевидном факте, что в условиях продолжающейся в США политически мотивированной «охоты за россиянами» и в частности за «русских хакеров» россиянин не может рассчитывать на сколько-нибудь справедливое и непредвзятое судебное разбирательство со стороны американской юстиции и будет обречён на максимально жёсткий обвинительный приговор, несоразмерный предъявляемым ему обвинениям. Руководствуясь этим пониманием и исходя из соображений гуманности, убеждены, что дело Д.Казначеева должно рассматриваться в германском суде. Мы уверены, что в Берлине не могут оспаривать право гражданина на реальную, а не на формальную возможность юридической защиты своих законных интересов и репутации, которой в США он будет гарантировано лишён.
По имеющейся информации, адвокаты Д.Казначеева намерены оспорить упомянутое решение Земельного суда Берлина от 4 ноября 2021 г. Консульские сотрудники нашего Посольства в ФРГ находятся в прямом контакте с россиянином и его защитой. Продолжим внимательно следить за развитием ситуации. Если власти Германии пойдут на экстрадицию российского гражданина до прохождения его дела через все апелляционные инстанции, предусмотренные немецким законодательством и международным правом, то они фактически станут соучастниками серьёзной антироссийской акции, что будет учтено российской стороной при выстраивании взаимодействия с ФРГ по конкретным интересующим Берлин вопросам.
Вопрос: Представители «Талибана» сообщили о готовности назначить новых представителей в дипмиссии Афганистана за рубежом. В случае смены состава афганского посольства в Москве, одобрит ли российская сторона эти назначения? И как сейчас у России выстраивается коммуникация по дипломатическим каналам с новыми властями в Афганистане?
Ответ: Видели сообщения в СМИ о планах Движения талибов назначить новых представителей зарубежных миссий. При этом официальных заявок, документов на этот счет к нам не поступало. Не было никаких уведомлений российского МИД от афганской стороны, поэтому пока преждевременно делать какие-либо заявления.
У Посольства России в Кабуле налажено конструктивное взаимодействие с временным правительством Афганистана, в том числе с представителями МИД этой страны. Посол России в Афганистане Д.А.Жирнов регулярно комментирует все встречи, переговорный процесс. Поддерживаются рабочие контакты, решаются текущие задачи, такие как доставка российской гуманитарной помощи в Афганистан. Плотно взаимодействуем, решаем вопросы, которые есть на повестке дня.
Вопрос: Премьер Грузии И.Гарибашвили заявил, что для прямых контактов с руководством России пока нет условий, это не должна быть встреча ради встречи. Есть ли на настоящий момент какие-либо условия, которая российская сторона может предложить Тбилиси для восстановления дипотношений и каковы перспективы для проведения двусторонних контактов?
Ответ: Не Россия разорвала дипломатические отношения с Грузией. Это была инициатива М.Саакашвили. Этим и определяется наш подход к озвученному Вами вопросу.
Вопрос: Вы недавно комментировали высказывания Дж.Байдена и Б.Обамы. Они критиковали Россию «за недостаточность усилий» по борьбе с выбросами. Можно ли ожидать, что по итогам конференции появится развернутая российская оценка итогов Глазго? Было бы интересно узнать, как мы оцениваем в этом контексте позицию США, позицию Евросоюза? Какие «слабые звенья» российская сторона находит у них?
Ответ: Подумалось, что долгие годы американские партнеры критиковали за якобы осуществляемый хакерами «вбросы», а теперь, видимо, повестка себя исчерпала, они начали критиковать нас за «выбросы». Что не сделай – повод для критики найдется.
Российская позиция по международной климатической повестке была и остается последовательной. Важно понимать и осознавать при освещении наших подходов, что, когда мы говорим о последовательности, - это не означает, что позиция России единожды выработанная и зафиксированная и мы ее не меняем, потому что она железобетонная. Всё это основано не на принципиальности и на упрямстве. Это не так. Российская позиция основана не на некой идеологической «заточенности», а на фактах, в том числе правовых подходах, на которых и должна выстраиваться позиция государства в международных делах: появление новых фактологических материалов, сведений, их инкорпорирование, переработка на аналитическом уровне и использование выводов (после соответствующей работы) в формировании позиций. Климатическая повестка – это один из таких ярких примеров того, как российская позиция, с одной стороны, последовательна (понятно, из чего она складывается), с другой стороны – она учитывает новые, появляющиеся фактологические сведения, наработки ученых, новые статистические данные, расклад в международных отношениях. Позиция не зависит от конъюнктуры, от того, что некая группа каких-то сил исключительно лоббирует только свои интересы, потом она меняется, начинается заход с другой стороны. Она учитывает национальные интересы нашей страны и сопрягает их с усилиями мирового сообщества на правовой основе и на базе научных данных.
Еще раз обращаю ваше внимание на комментарий, опубликованный на сайте МИД России 22 ноября, и на то, что позиция не подвержена изменениям политической конъюнктуры. К сожалению, именно такой подход мы видим у наших американских партнеров. С приходом новых политических деятелей, экономических операторов или игроков вплоть до противоположной, меняется позиция США в международных делах по проблематике климата.
Обращают на себя внимание сквозящие практически во всех комментариях западных политиков декларативность, популизм, противоречивость. Они звучат алармистски, заявляя о необходимости повысить «амбициозность» прилагаемых усилий. На практике это что означает? Что скрывается за этими громкими словами? Международным сообществом были достигнуты всеобъемлющие договоренности по итогам климатической конференции в Париже. Их значение ни в коем случае нельзя преуменьшать в угоду узкокорыстным целям или климатическим «амбициям» США и некоторых европейских стран.
Со своей стороны сделали все возможное, чтобы решения конференции в Глазго стали логическим продолжением Парижского соглашения. Наши эксперты внесли весомый вклад в принятие важнейших решений в т.ч. по лесам и землепользованию, по повышению эффективности глобального обмена углеродными единицами. Эта работа должна быть продолжена, вестись совместно без надуманного выискивания друг у друга неких «слабых» моментов. Специалисты должны быть постоянно во взаимодействии. Если вопросы, проблемы или точки разногласий, нужно искать точки соприкосновений.
Недопустимо, чтобы в отношении поставщиков сырья и «высокоуглеродной» продукции принимались неконкурентные, протекционистские действия западных стран, являющиеся, по сути, «зеленой ширмой» для продвижения их экономических интересов, для того, чтобы климатическая проблематика не политизировалась.
Вопрос: В сети есть сообщения о встрече лидеров России, Армении и Азербайджана. Как складываются эти трехсторонние отношения?
Ответ: На прошлом брифинге подробно рассказывали о текущей работе, как на практике реализуются трехсторонние усилия. Комментировать встречи на высшем уровне – это прерогатива Администрации Президента Российской Федерации.
Россия делает всё, чтобы предпринять шаги по укреплению стабильности и налаживанию мирной жизни в упомянутом регионе. Особое внимание сейчас сконцентрировано на восстановлении и развитии торгово-экономических и транспортных связей.
Вопрос: Госдепартамент США в своем ежегодном докладе о свободе вероисповедания в мире включил Россию в список стран, в которых нарушается свобода вероисповедания. Результаты доклада связывают с тем, что страна допускала систематические, продолжающиеся и вопиющие нарушения свободы вероисповедания. Как в МИД России оценивают этот доклад?
Ответ: Небольшое хронологическое уточнение. Ежегодный доклад о защите прав верующих в мире был опубликован Госдепартаментом США еще в мае с.г. Российская сторона отреагировала оперативно. На сайте МИД России 24 мая был опубликован соответствующий комментарий посла по особым поручениям МИД России Г.И.Аскальдовича, в котором говорится о предвзятой и необъективной оценке политики России в религиозной сфере. Но со стороны американцев последовало продолжение. 17 ноября с.г. Госсекретарь США Э.Блинкен во исполнение национального законодательства представил перечень государств и негосударственных субъектов, которые вызывают «озабоченность» Вашингтона в плане обеспечения свободы вероисповедания. Теперь Россию определили в список государств, вызывающих у американцев особую обеспокоенность, поскольку она якобы допускает «систематические и вопиющие нарушения свободы вероисповедания».
То, что американская оценка не соответствует реалиям и не соотносится с фактами – это наиболее мягкая с моей стороны оценка. Это очередной преднамеренный выпад США в отношении нашей страны и ряда других государств. Видимо те, кто занимаются этой темой, опираются на непроверенные данные от людей, «проедающих» гранты и имеющих антироссийскую заряженность. Сами составители не имеют никакого понятия о жизни в России, о наших радостях и печалях. Если бы они приехали, пообщались, наверное, многое для себя почерпнули бы.
Россия как многоконфессиональное государство ответственно относится к реализации политики в сфере религиозных отношений. Неоднократно подчеркивали наш исторический опыт. Он учит аккуратно, внимательно и ответственно относиться к регулированию этой сферы. Призывали также следовать этому правилу и наших американских партнеров. Однако США, как показывает их политика, просто неспособны воспринимать аргументацию коллег по международному сообществу и упорно продолжают попытки диктовать всему миру свою волю. Она каждый раз разная. Эта наглость и беспардонность уже мало кого удивляет. Давно стало очевидным, что американская администрация преднамеренно политизирует религиозную сферу, добиваясь лишь одного – под прикрытием заботы о правах верующих иметь возможность влиять на другие страны, наказывать их или поощрять, мотивировать к определенным действиям. Наказывают тех, кто отказываются идти в «фарватере» их политики, не соглашается с доктринами и концепциями. Это еще один инструмент оказания влияния, давления и вмешательства во внутреннюю повестку. Безусловно, тупиковый подход.
Вопрос: Ранее телеканал «Си-Эн-Эн» сообщил, что США планируют направить на Украину военных советников и оружие на фоне информации о том, что Россия якобы планирует нападение. Кроме того, сообщается, что Вашингтон уже обсуждает с европейскими партнерами введение против России нового пакета санкций. Как в МИД расценивают подобные планы США? Российская сторона уже высказывала свою позицию по сообщениям о якобы планируемом «вторжении» на Украину на публичном уровне, но осуществлялись или планируются ли какие-то дипломатические контакты с теми же американскими, европейскими партнерами, чтобы донести до них свое видение ситуации?
Ответ: Если Вы смотрите «Си-Эн-Эн», Вы должны быть в курсе, что мы уже не один раз «напали» на Украину. И «танки бороздят украинские поля». Если смотреть «Си-Эн-Эн», это уже происходит на протяжении многих лет. Что мы там только «не натворили». Поэтому лучше не опираться на материалы этого канала. Сколько раз мы уже были вынуждены их дезавуировать и «торжественно» уличать в фейках.
США и страны НАТО декларативно выступают за скорейшее решение конфликта в Донбассе, а на деле «накачивают» страну, имею в виду киевский режим, оружием, которая использует его в регионе против тех, кого называет собственными гражданами, о ком якобы заботится. Во имя этих же людей киевский режим умоляет международное сообщество постоянно оказывать им некое содействие и защищать их от России. Всё это делается во имя тех самых людей, против которых это поставляемое Западом оружие используется. Страшный замкнутый круг. Не только оружие поставляется. Проводятся учения США, НАТО с ВСУ. Продолжается глобальное военное освоение этой страны. Минские договоренности уже никаким образом не вспоминаются. Всё, что связано с правочеловеческим аспектом в принципе не применяется к Украине, как будто это имеет некую сноску – все эти декларации, заявления, правила, где написано, что правочеловеческий компонент применяется везде, кроме Украины.
Идет глобальная дестабилизация обстановки. Повышаются риски эскалации.
Что касается американских санкций, их буквально на днях, выступая на форуме «Международная повестка российского бизнеса: вызовы, риски, стратегия взаимодействия с государством» прокомментировал Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров, говоря, что «Приметой времени уже много лет стало использование большинством государств Запада во главе с американцами политически мотивированных односторонних рестрикций, которые вводятся за всё подряд, по поводу и без повода». Это из последних комментариев высокопоставленных представителей России.
Вопрос: Ранее замминистра иностранных дел России С.А.Рябков сообщил, что ведётся основательная подготовка к саммиту между президентами России и США. Обсуждается ли проведение перед этим встречи или переговоров между главами внешнеполитических ведомств двух стран?
Ответ: У нас есть четкий формат. Саммиты, переговоры на высшем уровне комментирует Администрация Президента Российской Федерации.
Вопрос: Будет ли осуществляться таможенный контроль Армении над коммуникациями, которые должны соединить Азербайджан с Нахичеваном?
Ответ: Выступаем за последовательную реализацию договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г., в том числе касающихся разблокирования экономических и транспортных связей на Южном Кавказе. Этой важной задачей занимается Трехсторонняя рабочая группа под сопредседательством вице-премьеров трех стран.
Вчера весь комплекс этих вопросов обсуждался Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчуком в ходе его визитов в Ереван и Баку. Видим хорошие перспективы для достижения договоренностей по разблокированию транспортных связей в регионе при учете баланса интересов всех сторон.
Исходим из того, что международные перевозки по разблокированным маршрутам будут осуществляться на основании международных соглашений и национального законодательства каждой из сторон.
Вопрос: Пресс-секретарь МИД Армении В.Унанян сообщил 23 ноября с.г., что Армения обратилась к России с просьбой о посредничестве в нормализации отношений с Турцией. Обсуждала ли уже Россия с Турцией этот вопрос? Есть ли уже какие-то результаты в этом вопросе?
Ответ: Могу подтвердить, что Армения обращалась за содействием в посредничестве между Ереваном и Анкарой. Россия заинтересована в нормализации армяно-турецких отношений, прилагает определенные усилия к этому, готова и дальше всячески содействовать. Запуск данного процесса способствовал бы оздоровлению общей ситуации в регионе, формированию атмосферы доверия и добрососедства, что сейчас особенно актуально.
Когда появятся новые, практические моменты, обязательно проинформируем, если это не будет наносить ущерба самому переговорному процессу с учетом его чувствительности.
Вопрос: В Армении в СМИ и соцсетях много обсуждается вопрос обращения Армении к России за помощью во время недавнего вторжения Вооружённых сил Азербайджана на территорию Республики Армения. Было ли официальное обращение армянских властей за помощью по линии ОДКБ или двухсторонних соглашений?
Ответ: Мы уже комментировали это на прошлом брифинге, а также 16 ноября с.г. Секретариат ОДКБ отреагировал на сложившуюся ситуацию.
В результате эффективных посреднических действий с российской стороны напряженность на границе была оперативно снята. Продолжаем внимательно следить за обстановкой на границе. По линии наших военных и пограничников проводятся контакты с армянскими и азербайджанскими коллегами.
Вопрос: На прошедшей расширенной Коллегии МИД России Президент В.В.Путин затронул проблему соотечественников, отметив её среди первоочередных. Можете подробнее об этом рассказать? Были даны какие-либо поручения? Чего можно ожидать? Горячий вопрос – облегчение получения гражданства Российской Федерации. Имеет МИД России возможность или право влиять на это? Возможно получить гражданство через росзагранучреждения без въезда на территорию России?
Ответ: Это «огромная» тема, которой занимаются МИД России, каждое Посольство, Россотрудничество. Департамент по работе с соотечественниками и территориальные подразделения Министерства также ведут этот вопрос каждый по своей линии.
Ежедневно ведется колоссальная работа по отстаиванию интересов граждан и их поддержке на различных направлениях, проводятся контакты с объединениями соотечественников. Сегодня была приглашена на заседание Ассоциации адвокатов, оказывающих содействие росгражданам за рубежом. Эта тема обсуждалась в прикладном плане: каким образом оказывается юридическая поддержка, когда люди попадают в сложную жизненную ситуацию, их задерживают или арестовывают и т.д.
Это один из приоритетов деятельности нашего ведомства. Ведем работу через координационные советы организаций российских соотечественников и индивидуально. Проблемы российских общин обсуждались и на прошедшем в Москве 15-16 октября с.г. VII Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, на который приехали около 400 руководителей общественных организаций соотечественников из 102 стран. Присутствовали также Ваши соотечественницы, две активистки из Словакии. В работе Конгресса приняли участие представители российских органов власти, фондов и субъектов Российской Федерации, заинтересованных в сотрудничестве с диаспорой (об этом нужно говорить отдельно). Множество конкретных проектов были обсуждены в ходе Конгресса в области защиты прав и законных интересов соотечественников за рубежом, поддержки и продвижения российской культуры и русского языка за границей, развития связей зарубежных общин с российскими регионами, расширения экономического сотрудничества, развития русскоязычных СМИ. Всё это будет «отработано» в практическом плане. Еще одним мероприятием в целях дальнейшей консолидации Русского мира и развития региональных, «горизонтальных» связей стала XIV Региональная конференция российских соотечественников стран Европы в Вене 28-29 октября с.г., где также приняла участие заместитель председателя Координационного совета соотечественников Словакии.
Относительно конкретных поручений. Исходя из новых вызовов, с которыми сталкиваются соотечественники и весь мир, будем корректировать и адаптировать наши подходы. Сейчас появляется новая тема (она была и раньше, но не в таких масштабах) – давление на активистов российской диаспоры. Об этом тоже говорили сегодня с Ассоциацией адвокатов. На прошлой неделе Координационный совет организаций российских соотечественников в США был вынужден приостановить свою деятельность из-за преследования американскими спецслужбами. У нас есть законное право поддерживать связь с Родиной, сохранять свою культурную идентичность, поддерживать русский язык. Это право нарушается в целом ряде стран, в первую очередь, в Прибалтике и на Украине. Будем наращивать наши усилия с целью недопущения случаев дискриминации наших зарубежных общин, в том числе задействовать для этого международные площадки.
Будем продолжать поддерживать культурно-гуманитарные проекты российских соотечественников, их инициативы, направленные на расширение и углубление сотрудничества между гражданскими обществами России и стран проживания. Двери российских дипломатических представительств и РЦНК открыты, хотя сегодня во многих странах локдаун, не позволяет эпидемиологическая обстановка. В любом случае в виртуальном формате контакт обеспечен. Всегда остаемся на связи, несмотря на то, что происходит в связи с пандемией.
По поводу гражданства и облегчения его получения. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в российское гражданство за рубежом без соблюдения требования о постоянном проживании в России могут быть приняты лица без гражданства, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, и не получили гражданства этих государств, а также несовершеннолетние дети, рожденные в смешанных браках за пределами Российской Федерации.
За первые десять месяцев 2021 г. российские консульские загранучреждения оформили прием в российское гражданство более 2200 лиц без гражданства и более 21 тыс. детей, рожденных за рубежом в смешанных браках.
Указом Президента Российской Федераций от 31 октября 2018 г. № 622 утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. Основная задача – добровольное переселение в нашу страну на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество.
В рамках реализации данной Концепции МИД России принимает активное участие в разработке проектов федеральных законов, направленных на упрощение действующих правил и процедур института российского гражданства. К числу последних изменений можем отнести отмену требования об отказе от иного имеющегося гражданства. При оформлении российского, а также введение льготного порядка приема в гражданство в отношении следующих категорий заявителей:
– лиц, получивших высшее образование в России;
–квалифицированных специалистов, имеющих профессии, востребованные российской экономикой;
– граждан Белоруссии, Молдавии, Казахстана и Украины;
– иностранцев и лиц без гражданства, состоящих в браке с гражданами России, проживающими на территории Российской Федерации, и имеющих в этом браке общих детей.
Равным образом при участии МИД России был принят закон, согласно которому ряду категорий граждан вид на жительство, а затем и российское гражданство могут быть оформлены без получения разрешения на временное проживание. К ним относятся, в частности, уроженцы РСФСР, состоявшие в гражданстве СССР; лица, имеющие родителя или ребенка, состоящих в российском гражданстве и проживающих в Российской Федерации, иностранные граждане, признанные носителями русского языка.
Вопрос: США планируют дипломатический бойкот Олимпийских игр, которые пройдут в феврале следующего года в Пекине. Президент США Дж.Байден заявил, что такая возможность изучается. Как Вы это прокомментируете? В чем их настоящая цель?
Ответ: Наша принципиальная позиция – выступаем против политизации вопроса проведения Олимпийских игр где бы то ни было, в том числе на территории Китая. Считаем, что спорт должен оставаться вне политики.
У нас нет сомнений, что КНР сможет на самом высоком уровне организовать проведение этого спортивного события в условиях существующих противоэпидемических ограничений.
Видим, что со стороны США на регулярной основе по надуманным или не относящимся к повестке спорта предлогам предпринимаются действия, организуются информационно-политические кампании, нацеленные на срыв, усложнение проведения Олимпийских игр в странах, на которые США хотят каким-то образом оказывать давление и влияние.
Россия проходила аналогичные информационные кампании со стороны США, когда проводились Зимние Олимпийские игры в Сочи. Думаю, Вы помните: публикации в СМИ, заявления официальных лиц, целый «хор» журналистов, американских активистов, политологов и т.д. Были задействованы некоторые спортсмены, которые тоже призывали к бойкотам, давлению на нашу страну и другим мерам. Мы всё это прошли. Олимпиада была прекрасная, стала по-настоящему масштабным и значимым событием в истории Олимпийского движения.
Желаем Вам успехов, не поддаваться на подобные провокативные заявления, организовывать всё во имя мира, спортсменов и любителей спорта, дарить людям праздник и делать всё, чтобы даже на этом конкретном примере добро победило зло.
Вопрос: В Эфиопии тяжелая ситуация. Что планирует предпринять Россия для урегулирования? Ряд стран (Франция, Турция) предупредили своих граждан о возможности эвакуации, планирует ли Россия эвакуировать своих граждан?
Ответ: Военно-политическая обстановка в Федеративной Демократической Республике Эфиопии остается сложной. Эскалация вооруженного противостояния между правительственными войсками и подразделениями «Народного фронта освобождения Тыграя» и «Армии освобождения Оромо» вызывает серьезную озабоченность.
Россия всецело поддерживает усилия африканского сообщества по урегулированию внутриэфиопского конфликта. Разделяем подходы Совета мира и безопасности Африканского союза, на внеочередном заседании которого 8 ноября с.г. была отмечена необходимость скорейшего достижения прекращения огня, чтобы остановить кровопролитие, создать условия для преодоления гуманитарных последствий военных действий.
Возлагаем надежды на активное содействие в выходе из кризиса со стороны Высокого представителя Председателя Комиссии Африканского союза по региону Африканского Рога, бывшего президента Федеративной Республики Нигерии О.Обасанджо. 23 ноября с.г. в Москве прошла его встреча с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым. В ходе беседы приоритетное внимание было уделено поиску путей стабилизации обстановки в Эфиопии.
В связи с ухудшением ситуации в Эфиопии рекомендовали российским гражданам воздержаться от поездок в эту страну без крайней необходимости. Соответствующее предупреждение было размещено на информационном портале МИД России. Что касается вопроса о возможной эвакуации россиян, то внимательно отслеживаем ситуацию, находимся в постоянном контакте с роспосольством в Аддис-Абебе. Какие-либо решения на этом направлении будут вырабатываться, исходя из необходимости. Всю информацию оперативно анализируем.
Вопрос: На прошлой неделе в Баку состоялось первое заседание Российско-азербайджанского экспертного совета, организованного со стороны Москвы Российским советом по международным делам. Как МИД России оценивает эту двустороннюю инициативу и в целом развитие российско-азербайджанских контактов на политико-дипломатическом и экспертном уровнях?
Ответ: Приветствуем проведение первого заседания Российско-азербайджанского экспертного совета 19-20 ноября с.г. в Баку на тему: «Российско-азербайджанское стратегическое партнерство как важный фактор постконфликтного развития и регионального сотрудничества». На мероприятии обсуждалось не только двустороннее сотрудничество, но и взаимодействие в регионе в целом.
Такие встречи на экспертном уровне гармонично дополняют интенсивные политико-дипломатические контакты, подкрепляют усилия по официальной линии, направленные на поиск взаимовыгодных решений в целях стабилизации обстановки в регионе и нормализации отношений между Баку и Ереваном. Условно говоря, заполняют политические усилия конкретной жизненной повесткой.
Полагаем важным вести дело к запуску трехстороннего экспертного диалога Россия-Азербайджан-Армения.