О ходе выполнения Минских соглашений
«Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» подписан участниками Контактной группы 12 февраля 2015 года, одобрен лидерами «нормандской четверки», резолюцией 2202 СБ ООН, поддержан в заявлении Председателя СБ ООН от 6 июня 2018 г. Он предусматривал обязательства сторон – Киева, Донецка и Луганска – по осуществлению взаимных шагов в области политики и безопасности, гуманитарной и социально-экономической сферах.
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. по киевскому времени 15 февраля 2015 г.
|
Вытекающее из «Комплекса мер» обязательство прекратить огонь, а также свыше полутора десятков согласованных в Контактной группе (КГ) перемирий (“ceasefire recommitments”), включая «всеобъемлющее и бессрочное» (в силе с 21 июля 2019 г.), украинской стороной На заседании Контактной группы 22 июля 2020 г, в результате импульса, заданного встречей в «Нормандском формате» на уровне политсоветников, Киев и Донбасс согласовали перечень мер по усилению режима прекращения огня, включая публикацию информации об издании приказов о прекращении огня, дисциплинарные меры за их нарушения, введение запрета на применение огня, включая снайперский, запрет наступательных действий и диверсионно-разведывательных операций, на размещение тяжелых вооружений вблизи объектов гражданской инфраструктуры и т.д. Эти меры вступили в силу с 00:01 Однако уже 23 июля 2020 г., пребывая в Станице Луганской, В.Зеленский заявил, что согласованные в Контактной группе меры «должны быть подписаны всеми участниками нормандского формата». Таким образом, было внезапно выдвинуто новое условие, и судьба перемирия вновь оказалась под вопросом. Только через восемь месяцев, 27 марта 2021 г., в результате настоятельных призывов в рамках «Нормандского формата» и Контактной группы Украина опубликовала аутентичный, без искажений, как это делалось не раз это она не раз делала, текст приказа своим военным о прекращении огня. 10 сентября 2021 г. Украина под надуманными предлогами (шевроны ДНР у донецких представителей Совместного центра контроля и координации (СЦКК) и др.) сорвала реализацию договоренностей о проведении совместной инспекции с участием представителей ОБСЕ по поводу продления траншеи в н.п. Шумы с подготовкой соответствующей информации и фото (видео) отчета. 28 сентября 2021 г. главком ВСУ В.Залужный и 5 октября 2021 г. командующий операцией объединенных сил А.Павлюк заявили о том, что командиры на местах могут самостоятельно принимать решение об открытии огня в зависимости от ситуации без согласования с вышестоящим командованием и могут применять все доступное им вооружение. Министр обороны Украины А. Резников сделал заявление о применении в будущем БПЛА «Байрактар» в нарушение не только документа о допмерах от 22.07.2020 г., но и Меморандума от 19.09.2014 г. В ходе заседания Контактной группы 22 декабря 2021 г. украинская сторона взяла на себя обязательство подтвердить приверженность допмерам от 22.07.2020 г., что было сделано в весьма обтекаемой форме, но вновь дезавуировано заявлением В.Залужного 10 января 2022 г.
|
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»): - для украинских войск: от фактической линии соприкосновения; - для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г. Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней. Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
|
СММ ОБСЕ регулярно фиксировала нахождение вооружений, в т.ч. тяжелых, в нарушение линий отвода.
|
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр. |
Киев препятствовал мониторингу СММ, закрывая Миссии доступ к ряду районов под предлогом «минной угрозы», что не могло не повлиять на точность и объективность итоговых данных мониторинга.
|
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона. Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
|
Киев избегал прямого диалога с Донецком и Луганском с самого начала конфликта в 2014 г. В июне 2020 г. министр иностранных дел Д.Кулеба заявил, что «Киев никогда не войдет в прямой диалог с так называемыми ДНР и ЛНР». В начале июля 2020 г. он же заявил, что требование прямого диалога с Донецком и Луганском – это «вопрос, который блокирует все». 15 июля 2020 г. принято постановление Верховной Рады Украины №795-IX «О назначении очередных местных выборов в 2020 году», в соответствии с которым 25 октября 2020 года голосование состоялось по всей стране, за исключением неподконтрольных Киеву районов Донбасса. Для организации выборов в них Киевом выставлен ряд заведомо неприемлемых условий, противоречащих Минским соглашениям в части последовательности шагов политического урегулирования (не соотносятся с п. 4, 9, 11 и 12 «Комплекса мер»). 11 марта 2020 г. представители Киева (в том числе глава Офиса Президента Украины А.Ермак), подписали вместе с представителями Донецка и Луганска протокол заседания Контактной группы (также засвидетельствован подписями представителей России и ОБСЕ) и утвердили проект решения о создании Консультативного совета (рабочей группы) для обсуждения с Донбассом политических и правовых аспектов урегулирования, в том числе относительно проведения местных выборов. Было согласовано, что такое решение будет утверждено на следующем заседании Контактной группы. Однако 26 марта 2020 г. Киев дезавуировал свое согласие и отказался подписывать решение об учреждении Консультативного совета. После этого в Киеве принялись настаивать на исключении представителей Донецка и Луганска из переговорного процесса (заявление главы Офиса Президента Украины А.Ермака от 4 мая 2020 г. и др.) и попытались заменить их более удобными фигурами, в том числе из круга длительно не проживающих в Донбассе людей. Эти лица были затем включены в состав украинской делегации в Минске. В проекте итогового заявления берлинской встречи в «Нормандском формате» на уровне советников от 10 февраля 2022 г. с.г. (в итоге так и не согласованном) украинская сторона отказалась даже цитировать Минские соглашения о том, что вопросы будущего постконфликтного статуса ОРДЛО должны решаться в консультациях и обсуждениях с представителями отдельных районов.
|
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
|
Закон «О недопущении преследования и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой и Луганской областей» принят Верховной Радой Украины 16 сентября 2014 г., но так и не был подписан Президентом Украины и, соответственно, не вступил в силу. Киев отказываетсялся амнистировать ополченцев Донбасса по аналогии с тем, как он это сделал в отношении участников вооруженного государственного переворота февраля 2014 г., публично сознавшихся в участии в расстрелах на Майдане в Киеве. Назначенная В.Зеленским в мае 2020 г. представителем Украины в гуманитарной подгруппе Контактной группы Г.Третьякова на заседаниях неоднократно сообщала, что «процессуальная очистка» Киевом осуществляться не будет. В отход от письменных обязательств, подписанных бывшим главой делегации в Контактной группе Л.Д.Кучмой 23 декабря 2020 г. по проведению и завершению т.н. процессуальной очистки, необходимой для исключения возможности ареста и приговора о повторном тюремном заключении бывших заключенных ОРДЛО, освобожденных и переданных донбасской стороне, в случае посещения ими подконтрольной Киеву территории, украинская сторона в ходе соответствующих переговоров отказалась от их подтверждения.
|
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
|
29 декабря 2019 г. и 16 апреля 2020 г. проведены обмены удерживаемых лиц (двести и около тридцати человек соответственно), осуществление которых было важным гуманитарным шагом, однако не стало обменом по принципу «всех на всех». Украинская сторона неоднократно срывала проведение обменов, в последний момент пересматривая списки лиц, подлежащих обмену, и меня условия. Работа по установлению списков лиц, подлежащих обмену, была продолжаетсяена. Из числа возвращенных Киевом Донбассу лиц многие подвергались пыткам и были лишены надлежащего медицинского ухода (эти факты лично установил координатор гуманитарной подгруппы Контактной группы Т.Фриш, о чем сообщил представителям государств-участников ОБСЕ в ходе своего брифинга 6 мая 2020 г.). Представители Киева отказались подписать в Контактной группе заявление (декларацию) об отказе от применения пыток к удерживаемым лицам, несмотря на то, что Донецк и Луганск выразили свое согласие сделать это и многократно ставили на подгруппе вопрос о ее подписании (эту информацию Т.Фриш также подтвердил в ходе своего брифинга 6 мая 2020 г.) |
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
|
Этому препятствовала введенная Киевом полная транспортная, экономическая, продовольственная и социальная блокада Киевом Донбасса. Вследствие нее с остальной территории Украины в регион несколько лет не могли осуществляться поставки продовольствия и медикаментов, в том числе медицинских материалов. В период эпидемии COVID-19 отмечены лишь единичные случаи доставки гумгрузов силами МККК в отдельные районы Донбасса (маски, перчатки и т.д.).
|
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины). В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
|
Бывшее руководство Украины (П.Порошенко), подчиняясь требованиям радикал-националистов, узаконило в марте 2017 г. введенную де-факто в 2014 г. социально-экономическую и транспортную блокаду Донбасса, нацеленную на «удушение» региона. Банковская система Донбасса не была восстановлена, Киев не желал вести в Контактной группе переговоры о ее перезапуске. Международный механизм для облегчения переводов не был создан. Правительство Украины отказываетсялось от упорядоченного перечисления в регион пенсий и социальных пособий донбассцам, вынуждая их для этого совершать небезопасные поездки с пересечением линии соприкосновения. Выплаты осуществлялись лишь после регулярного подтверждения статуса внутренне перемещенного лица (ВПЛ) – такое требование, введенное в 2016 году постановлением Кабинета министров Украины, было признано незаконным украинскими судами, в т.ч. в декабре 2018 г. Верховным Судом Украины,однако продолжало применяться. 17 марта 2020 года законом №530-IX Верховная Рада Украины внесла в этот порядок изменения, которым не отменила увязку выплат к статусу ВПЛ, а лишь временно, до окончания эпидемии COVID19, запретила лишать статуса ВПЛ. Переводы осуществлялись не централизованно, а на индивидуальной основе только на украинские банковские карты, с которых невозможно было снять средства в Донбассе. |
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционной реформы) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
|
Из-за нежелания Киева предпринимать согласованные с Донецком и Луганском шаги по достижению всеобъемлющего политического урегулирования не были созданы предпосылки для восстановления Украиной своего контроля над границей. Такое урегулирование, согласно п. 9 «Комплекса мер», должно предшествовать разрешению вопроса о контроле над границей.
|
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
|
Украина не разоружила под наблюдением ОБСЕ националистические батальоны, а включила их в состав ВСУ и государственных силовых структур. Националистический батальон «Правый сектор» и вовсе принимал участие в боевых действиях в Донбассе, не имея определенного правового статуса и не будучи включенным в состав какого-либо украинского силового ведомства. Лишь в 2022 г. он был включен в состав вооруженных сил Украины. |
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца
|
Не было обеспечено законодательное закрепление особого порядка местного самоуправления в Донбассе (особого статуса Донбасса) на постоянной основе Соответствующий закон хотя и принят в сентябре 2014 г., но носитл временный характер – он продлевался каждый раз на годичный срок (последняя пролонгация была до 31 декабря 2022 г.; решение об этом было принято Верховной Радой 2 декабря 2021 г.), но не вступил в силу и не применяется ся на постоянной основе. Неоднократно высшие должностные лица Украины публично отмечали, что у Киева нет планов закреплять особый статус Донбасса в Конституции страны (Сообщение сайта Президента Украины В.Зеленского по итогам заседания КГ 14 мая 2020 года: «Украинская сторона в очередной раз исключила возможность закрепления особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей в Конституции Украины»). Киев не выполнял достигнутую лидерами «нормандской четверки» на саммитах в Париже 2 октября 2015 г., в Берлине 24 февраля 2018 г. вступил в силу закон Украины о т.н. «реинтеграции» Донбасса, переформатировавший силовую операцию в военную и фактически исключающий возможность политического урегулирования. Приняты и вступили в силу законодательные акты, ограничивающие предусмотренное п.11 «Комплекса мер» право на языковое самоопределение (законодательные ограничения использования русского языка, в том числе законы «Об образовании», «О среднем полном общем образовании» и
|
12. На основании Закона Украины
|
15 июля 2020 г. принято постановление Верховной Рады Украины №795-IX Киев избегал прямого диалога с представителями Донбасса о модальностях проведения местных выборов, не принимал во внимание и предложения Донецка и Луганска по этому вопросу, передававшиеся украинской стороне в рамках профильной подгруппы Контактной группы.
|
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы. |
Были созданы и функционировали четыре рабочие подгруппы (по безопасности, политическим, экономическим и гуманитарным вопросам). Киевом заблокирована ранее согласованная с Донбассом идея об интенсификации деятельности Контактной группы путем создания в ее рамках Консультативного совета (рабочей группы). На этом фоне отчетливо прослеживалась линия Украины на маргинализацию механизмов Контактной группы, блокирование работы подгрупп и стремление переместить все дискуссии в «нормандский формат», где Донецк и Луганск не представлены.
|