16:41

Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации М.Ю.Кондратенкова на третьей сессии Подготовительного комитета 11-й Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (общие прения), Нью-Йорк, 29 апреля 2025 г.

Уважаемый господин Председатель,

Поздравляем Вас с избранием на этот высокий пост и заверяем в нашей готовности конструктивно взаимодействовать по всем вопросам, возникающим в ходе обзорного процесса. Признательны Секретариату ООН и Управлению по вопросам разоружения ООН за организацию третьей сессии Подготовительного комитета 11-й Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

ДНЯО был и остается одной из основ международной системы безопасности. Более чем полувековая история успешного функционирования этого Договора является не только свидетельством его востребованности для всех государств-участников, но и доказательством его исключительной полезности.

Главная ценность ДНЯО, который стал практически универсальным международно-правовым инструментом, – это заложенный в его текст выверенный баланс трех фундаментальных составляющих – ядерного нераспространения, разоружения и мирного использования атомной энергии. Создание искусственных перекосов в сторону какого-то одного из этих компонентов стало бы реальным препятствием для реализации целей и задач Договора.

Уважаемый господин Председатель,

Очередной обзорный цикл ДНЯО выходит на финишную прямую. Вынуждены констатировать, что проблемы, с которыми сегодня сталкивается режим нераспространения ядерного оружия, основанный на ДНЯО, никуда не уходят, а, напротив, продолжают множиться.

Положение дел в области международной безопасности становится все более сложным. Ранее взятый странами Запада курс на глобальное доминирование и подавляющее военно-стратегическое превосходство привел к демонстративному попранию принципа равной и неделимой безопасности, а также к отказу от поиска взаимоприемлемых решений на основе подлинной многосторонности и встречного учета озабоченностей. Это, в частности, привело к опасному возрастанию уровня конфликтности между наиболее крупными в военном отношении странами, которые одновременно являются государствами, обладающими ядерным оружием. Ущемление Западом коренных интересов других стран спровоцировало серьезные стратегические риски, включая потенциально катастрофическую угрозу лобового вооруженного столкновения ядерных государств.

Сложившаяся ситуация самым негативным образом повлияла практически на все аспекты международных отношений, включая сферу контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН). Создававшаяся десятилетиями система соглашений и договоренностей, являвшихся несущими опорами архитектуры международной безопасности, частично обрушена. При этом на международной арене по-прежнему остро ощущается дефицит политической воли к совместной работе по устранению первопричин кризисов и принципиальных противоречий между государствами на основе уважения к интересам друг друга в области безопасности. Отдельные государства и их объединения по-прежнему напористо продвигают свои приоритеты без учета мнения других. Именно поэтому разоруженческие инициативы не находят консенсусной поддержки. Проблема в том, что государства зачастую не видят в этих предложениях ответа на ключевой для себя вопрос – как эти инициативы могут укрепить их безопасность в современных турбулентных условиях. Кроме того, не учитываются объективно существующие различия в стратегическом положении, экономических, политических, военных и демографических возможностях государств. Это не позволяет заложить прочный фундамент под обновление системы обеспечения региональной безопасности и глобальной стабильности, а также создать благоприятный климат для значимого прогресса в области КВРН. Любая разоруженческая инициатива и практические меры по ее осуществлению должны быть адекватны военно-политическому и стратегическому контексту. При этом крайне важно, насколько тот или иной подход к усилиям на треке КВРН способен обеспечить равенство сторон в диалоге и баланс их интересов.

Выступаем за реализацию комплексного подхода, способного обеспечить достижение конечной цели процесса разоружения – построения безъядерного и более безопасного для всех мира. Положениями ДНЯО четко определено, что усилия на данном направлении безотрывно вписаны в контекст всеобщего и полного разоружения. Нам совершенно непонятны призывы к ускоренному ядерному разоружению без учета реальной политической обстановки – особенно со стороны тех государств, которые допускают на своей территории передовое развертывание иностранного ядерного оружия, предоставляют военную инфраструктуру для его применения, участвуют в «совместных ядерных миссиях» и совместном ядерном планировании. Безответственная политика именно этих стран стала одним из серьёзнейших препятствий на пути ядерного разоружения.

Уважаемый господин Председатель,

Выполнение государствами-участниками ДНЯО своих нераспространенческих обязательств имеет принципиальное значение для международного мира и безопасности. Центральным элементом проверки их соблюдения является система гарантий МАГАТЭ. Ее объективность, деполитизированность, техническая обоснованность и строгое соблюдение государствами и Секретариатом Агентства своих прав и обязательств по вступившим в силу соглашениям о гарантиях и протоколам к ним – главные критерии доверия государств-участников к контрольному механизму МАГАТЭ. Их несоблюдение, а также попытки политизации осуществления гарантий наносят серьезный ущерб не только Агентству, но и задачам нераспространения ядерного оружия в целом.

Проводимая Секретариатом МАГАТЭ реформа системы гарантий требует пристального внимания со стороны государств-членов Агентства, поскольку в той или иной степени касается суверенитета и безопасности всех стран. По-прежнему ожидаем от руководства МАГАТЭ всеобъемлющий доклад о концепции осуществления гарантий на уровне государства (State-level сoncept), в котором будут четко зафиксированы все параметры реформы. Он должен быть представлен Совету управляющих Агентства для рассмотрения и принятия решения.

Отмечаем важность Дополнительного протокола к соглашениям о гарантиях с МАГАТЭ. Вместе с тем подчеркиваем, что его заключение носит сугубо добровольный характер.

Важным элементом укрепления режима нераспространения ядерного оружия является создание и функционирование зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО), предусмотренное статьей VII ДНЯО. Присоединение ядерных государств к соответствующим протоколам к договорам о формировании подобных зон представляет собой оптимальный способ получения участниками ЗСЯО юридически обязывающих гарантий, исключающих применение или угрозу применения в их отношении ядерного оружия. Россия ратифицировала все подписанные ею протоколы к договорам о безъядерных зонах, предоставив тем самым негативные гарантии безопасности более чем ста странам. Наши оговорки к упомянутым документам носят уточняющий характер и не затрагивают интересы государств, добросовестно следующих договоренности о ЗСЯО. При этом следует понимать, что от участников ЗСЯО ожидается, что они не только не будут размещать на своей территории ядерное оружие, но и не станут создавать у себя предназначенную для его использования инфраструктуру.

Подтверждаем значимость и актуальность резолюции 1995 г. по Ближнему Востоку, принятой на Конференции по рассмотрению и продлению действия ДНЯО. Будучи одним из ее соавторов, поддерживаем усилия по созданию в этом регионе зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ (ЗСОМУ). Положительно оцениваем запущенный в 2018 г. процесс ежегодных сессий Конференции по ЗСОМУ, в котором Россия участвует в качестве наблюдателя. Важно, чтобы к работе Конференции подключились все страны региона, а также все ядерные государства.

Уважаемый господин Председатель,

Развитие мирных атомных технологий играет важнейшую роль в поддержании мира и благосостояния человечества. Все больше государств включают атомную энергетику в свой энергобаланс, активизируют использование мирного атома в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и других ключевых отраслях экономики.

Последовательно поддерживаем широкий доступ государств-участников ДНЯО к благам мирного атома и развитие международного сотрудничества в данной области. Все страны, выполняющие свои обязательства по Договору, должны иметь право на развитие мирных атомных технологий без каких-либо ограничений. Использование односторонних ограничительных мер, создание искусственных препятствий двустороннему и международному сотрудничеству, а также подрыв принципа равного доступа к ядерным материалам, оборудованию и технической информации для использования в мирных целях являются нарушением Статьи IV ДНЯО. Политизация и создание искусственных разделительных линий на этом направлении недопустимы.

Надеемся, что нам удастся выйти на принятие итоговых документов 11‑й Конференции по рассмотрению действия ДНЯО. Для этого необходимо действовать в духе консенсуса и с должным уважением отнестись к политическим приоритетам и ограничениям каждого из участников обзорного процесса.

Благодарю Вас, уважаемый господин Председатель.


Incorrect dates
Advanced settings