Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой «на полях» Третьего Евразийского женского форума, Санкт-Петербург, 14 октября 2021 года
СОДЕРЖАНИЕ
- О третьем Евразийском женском форуме
- О межрегиональных связях Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- О 25-летии Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына
- О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел, международного сотрудничества и сообществ Республики Гвинея-Бисау С.К.Барбозой
- О предстоящем участии С.В.Лаврова в заседании клуба «Валдай»
- О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Кипр Н.Христодулидисом
- О текущей ситуации в Афганистане
- Об итогах чрезвычайного саммита «Группы двадцати» по Афганистану с участием И.В.Моргулова
- О ситуации на Украине
- О высказываниях Премьер-министра Японии Ф.Кисиды
- О визите старшего заместителя Госсекретаря США В.Нуланд
- О праздновании 160-летнего юбилея со дня рождения Ф.Нансена
- О проекте «Свадьбы народов мира: культурное наследие»
- О журналистских расследованиях по вопросу попытки госпереворота в Белоруссии
- О расширении Советом ЕС санкционного списка российских граждан
- О высказываниях МИД Украины
- О праве КНДР на самооборону
- О перспективах новой встречи «Нормандского формата»
- О предстоящих переговорах с афганской делегацией в Москве
- О слушаниях в Гааге по иску Украины по поводу инцидента в Керченском проливе
- О публикациях зарубежных СМИ по вопросу кипрского урегулирования
- О вопросе выплат властями Германии пенсий блокадникам Ленинграда
- Об итогах встречи Президента России с Премьер-министром Армении
- О встрече религиозных лидеров России, Азербайджана и Армении
- О гибели мирного жителя в Нагорном Карабахе
- О ситуации с задержанным в Праге гражданином России
- О сессии «Миссия женщин в мировой дипломатии» Евразийского женского форума
О третьем Евразийском женском форуме
Рада приветствовать вас в Санкт-Петербурге. Сегодня наш выездной брифинг проходит «на полях» третьего Евразийского женского форума.
Напомню, Форум проводится по инициативе Председателя Совета Федераций В.И.Матвиенко под эгидой Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В нем принимают участие женщины-лидеры из государств-участников СНГ и других стран мира (свыше 100 государств), парламентарии, представители исполнительных органов власти, международных организаций, деловых кругов, научного сообщества, общественных и благотворительных структур деятели международного женского движения, медиа сферы: журналисты, пресс-секретари, пиарщики.
Вчера плодотворно пообщались на тему эффективного партнерства в информационной сфере, о роли и влиянии женщин в формировании цифровой медиакультуры и гендерном балансе в журналистике.
Ключевые дискуссии Форума посвящены роли женщин в обеспечении глобальной безопасности, перехода к новым моделям экономического роста, социального прогресса, преодоления негативных последствий пандемии коронавирусной инфекции, достижения баланса в условиях всеобщей цифровизации, решения глобальных проблем экологии и климата.
Евразийский женский форум по праву можно считать эффективным механизмом взаимодействия и диалога женщин, влияющих на принятие социальных, политических и экономических решений.
О межрегиональных связях Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Санкт-Петербург является важной площадкой для проведения значимых международных форумов и конференций. При строгом соблюдении требований эпидемиологической безопасности. Здесь за последнее время прошли и Петербургский международный экономический форум и другие крупные международные мероприятия. Санкт-Петербург является одним из лидеров национального рейтинга инвестиционного климата. Поддерживаем усилия руководства города по привлечению иностранных инвестиций и развитию туризма.
Последовательная работа правительства Санкт-Петербурга по поддержке и развитию гуманитарных проектов и программ по продвижению русского языка в зарубежных городах-партнерах вносит значительный вклад в отстаивание национальных интересов и сохранение исторической памяти нашей страны.
В ходе своего визита 6 сентября с.г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров отметил высокий уровень взаимодействия МИД России с администрацией города и, в частности, Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга, который в этом году отметил свое 30-летие.
Важным фактором, способствующим росту деловых контактов и туристического потока, стало введение с 1 октября 2019 г. электронных виз для иностранных гостей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. К сожалению, эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы, и не столь позитивные, она осложнила реализацию этого решения. Несмотря на это, будем и далее способствовать упрощению порядка въезда туристов и бизнесменов в Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
Отдельного внимания и признательности заслуживает гуманитарная составляющая внешних связей Санкт-Петербурга в рамках противодействия коронавирусной инфекции. Невозможно переоценить вклад медицинских работников города и соответствующую гуманитарную помощь зарубежным партнерам – Кишиневу, Палестине, Сирии, Сербии, Италии, Узбекистану и многим другим государствам.
Реализуются соглашения о сотрудничестве с 96 зарубежными городами и 30 регионами, а также «диагональные» соглашения с правительствами Белоруссии, Киргизии, Туркменистана. 10 сентября с.г. было заключено Соглашение между Правительством Санкт-Петербурга и мэрией Белграда о торгово-экономическом, социальном, гуманитарном и культурном сотрудничестве.
Ленинградская область прочно утвердилась в числе регионов наиболее динамично развивающих свои межрегиональные контакты. Внешнеторговый оборот Ленинградской области за 1 квартал 2021 г. составил 2 667,7 млн долларов США. Рост товарооборота на 8,3%, при этом экспорт увеличился на 4,3%, импорт – на 15,6%. Отмечаем активное развитие гуманитарных связей Ленинградской области, особенно работу с регионами иностранных государств в области экологических и социальных инициатив.
Важным элементом взаимодействия Ленинградской области и европейских стран является сотрудничество на муниципальном уровне. В настоящее время действует свыше 100 таких соглашений. Продолжим и далее оказывать поддержку в развитии контактов со странами СНГ.
О 25-летии Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына
18 октября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в торжественном собрании, посвященном 25-летию Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына.
В мае 2019 г. по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина и при его поддержке на базе Дома открыт Музей русского зарубежья. Вместе они составляют современный музейно-архивный комплекс, сочетающий в себе функции библиотеки, научно-исследовательского, информационно-издательского и культурно-просветительского центра.
Сегодня Дом русского зарубежья имени А.Солженицына – это важнейший духовный, интеллектуальный центр по сохранению и продвижению российского наследия за рубежом, полезная площадка для плодотворного диалога с соотечественниками во всем мире и для сохранения памяти тех, кто, находясь на чужбине, не забывал о своей Родине и поддерживал её традиции.
18 октября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет переговоры с Министром иностранных дел, международного сотрудничества и сообществ Республики Гвинея-Бисау С.К.Барбозой, которая посетит Москву с рабочим визитом 17-19 октября. Планируется обсудить пути активизации двустороннего взаимодействия в политической, торгово-экономической, гуманитарной и иных областях, подписать Меморандум о взаимопонимании между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел, международного сотрудничества и сообществ Республики Гвинея-Бисау о политических консультациях.
Предстоит углубленный обмен мнениями по актуальным темам глобальной и региональной повестки дня, включая проблематику урегулирования кризисных ситуаций и борьбы с терроризмом в Африке. Предполагается предметно рассмотреть перспективы взаимодействия в ООН, других международных площадках и многосторонних форматах, а также вопросы дальнейшего продвижения российско-африканского сотрудничества в контексте подготовки к проведению второго саммита Россия-Африка в 2022 г.
О предстоящем участии С.В.Лаврова в заседании клуба «Валдай»
19 октября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в XVIII ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», которое состоится в Сочи.
Тематика нынешнего форума – «Глобальная встряска – XXI: человек, ценности, государство». В мировом развитии сейчас немало противоречивых тенденций. Есть о чем поговорить с российскими и иностранными экспертами на площадке, за многие годы ставшей авторитетной. Уже практически 20 лет Международный дискуссионный клуб «Валдай» существует и активно развивается.
Министр поделится российским видением ключевых аспектов развития международной обстановки, а также по традиции ответит на вопросы участников конференции.
О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Кипр Н.Христодулидисом
21 октября в Москве состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Кипр Н.Христодулидисом, который будет находиться в России с рабочим визитом.
Главы внешнеполитических ведомств намерены обсудить перспективы дальнейшего углубления политического диалога, совместные усилия по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции и преодолению ее экономических последствий, а также наращивания культурно-гуманитарных связей.
Министры обменяются мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня с акцентом на кипрском урегулировании, ситуации в Восточном Средиземноморье и регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Намечено подписание ряда двусторонних документов.
О текущей ситуации в Афганистане
Обеспокоены не снижающейся активностью террористической группировки ИГИЛ в этой стране. 8 октября с.г. игиловцы совершили крупный теракт в шиитской мечети г.Кундуз на севере страны, в результате чего погибло около 150 человек, порядка 200 человек получили ранения. Боевики группировки также взяли на себя ответственность за теракт в религиозной школе в провинции Хост, унесший жизни 7 человек. Рассчитываем, что слова новых кабульских властей об их возможности справиться с ИГИЛ в одиночку без внешней поддержки получат практическое воплощение.
Обратили внимание на двухдневный визит в Катар делегации Движения талибов во главе с и.о. мининдел Афганистана А.Х.Моттаки. Были проведены переговоры, в т.ч. и с представителями Госдепартамента США. На следующей неделе ожидаем приезда в Москву представительной делегации Движения талибов для участия в третьем заседании Московского формата консультаций по Афганистану.
Об итогах чрезвычайного саммита «Группы двадцати» по Афганистану с участием И.В.Моргулова
12 октября с.г. состоялся чрезвычайный саммит «Группы двадцати» по Афганистану (в онлайн-формате) под итальянским председательством. Российскую делегацию возглавил заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации И.В.Моргулов. Участие также принял Специальный представитель Президента Российской Федерации по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД России 3.Н.Кабулов.
Участники саммита подчеркнули необходимость гуманитарного содействия населению Афганистана в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе в целом. Подтвердили актуальность противодействия угрозам распространения терроризма и наркотрафика, исходящим с афганской территории.
Российской стороной сделан акцент на важности формирования инклюзивного правительства с учетом интересов всех этнополитических сил страны как ключевого шага на пути к завершению мирного урегулирования ситуации в Афганистане. Отмечено, что от государств, чье 20-летнее присутствие завершилось нынешним плачевным положением дел, ожидается ответственное отношение к помощи в постконфликтном восстановлении афганской экономики. Озвучен призыв объединить усилия для предотвращения кризиса в Афганистане и таких его нежелательных последствий, как рост терроризма и наркопроизводства в регионе и во всем мире, новый всплеск потоков афганских беженцев, а также риски проникновения под их видом в соседние страны, в первую очередь Центральную Азию, террористических элементов.
Все большую обеспокоенность вызывает ситуация на Украине. Дистанция между словами, декларациями, заявлениями и делами нынешнего киевского руководства продолжает увеличиваться.
На словах киевский режим обещает урегулировать конфликт в Донбассе мирным путем, говорит о приверженности Минским соглашениям, причём чередует эти заявления с комментариями относительного того, что Минские соглашения безнадежно устарели. На деле делается все, чтобы загнать ситуацию в тупик. За последние две недели Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ зафиксировала 2.800 обстрелов на линии соприкосновения, а с июля 2020 г., когда Украина подписала дополнительные «Меры по усилению режима прекращения огня», число его нарушений перевалило за 60 тысяч. Вдумайтесь в эти цифры. Вслед за главкомом ВСУ В.Залужным командующий Операцией объединенных сил А.Павлюк официально разрешил украинским военным открывать огонь без согласования с руководством, что нарушает упомянутые дополнительные меры и увеличивает число гражданских жертв в Донецке и Луганске. На рассмотрении в Верховной Раде находится законопроект о политике «переходного периода», утверждение которого поставит крест на особом статусе Донбасса. Он вступает в прямое противоречие с Минскими соглашениями и создает правовую основу для отказа от них официального Киева.
На этом фоне нет ничего удивительного в том, что заседания Контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе и ее подгрупп, состоявшиеся 12-13 октября с.г., вновь завершились ничем. Украинские представители в очередной раз сделали для этого все возможное.
Учитывая непростую ситуацию в урегулировании конфликта на востоке Украины, лидеры стран «нормандского формата» в ходе телефонного разговора 11 октября с.г. договорились поручить своим политическим советникам и внешнеполитическим ведомствам интенсифицировать соответствующую работу. Со своей стороны продолжим посреднические усилия в Контактной группе и «нормандском формате», в том числе по линии МИД России, направленные на побуждение Киева, Донецка и Луганска к выполнению своих обязательств по минскому «Комплексу мер».
К сожалению, западные кураторы Киева, вместо того чтобы стимулировать своих подопечных к реализации Минского пакета договоренностей, наоборот, потакают украинским руководителям в их стремлениях переложить ответственность за урегулирование внутриукраинского конфликта на Москву.
Показательным в этом плане стал саммит Украина-ЕС 12 октября с.г. Такое впечатление, что наши западные партнёры находились в какой-то параллельной реальности. Руководители Евросоюза и Украины призвали Россию «выполнить Минские договоренности в полном объеме». Видимо они считают, что Москва может вместо Киева предоставить Донбассу особый статус в составе Украины, объявить амнистию жителям Донецка и Луганска, и провести на Украине конституционную реформу с акцентом на децентрализации ее территориального устройства. Неужели именно это ЕС имел в виду, но тогда это какое-то новое слово в международном праве. Напомню, что все вышеперечисленные меры, которые необходимо принять, зафиксированы в минском «Комплексе мер» и являются ключевыми условиями всеобъемлющего политического урегулирования конфликта. Их может реализовать исключительно Украина, если мы говорим о конституционной реформе, об амнистии и т.д. Для чего же они делают подобные заявления?
Озабоченность вызывает рассмотрение в Брюсселе планов по развертыванию на Украине военно-тренировочной миссии ЕС. Реализация этой инициативы, которая противоречит Минским соглашениям, будет способствовать милитаризации страны и эскалации напряженности в Донбассе, поощрять власти в Киеве к дальнейшему саботажу Минского комплекса мер. Призываем отказаться от этого, мягко сказать, необдуманного шага. Если этот шаг обдуманный, то тогда хочется поинтересоваться, на какие цели ориентирован.
Другим примером расхождения слов и дел украинского руководства является его отношение к исторической памяти, к собственной истории и её фактам. На мероприятиях, посвященных 80-й годовщине трагедии в урочище Бабий Яр, Президент Украины В.А.Зеленский заявил, что «достойное чествование памяти всех погибших – наш долг перед предыдущими поколениями». Несмотря на эти заявления, на Украине – в нарушение национального законодательства и международного права – продолжается уничтожение мемориалов и захоронений советских воинов, павших в Великой Отечественной войне.
30 сентября с.г. в Коломые Ивано-Франковской области с братской могилы красноармейцев был снесен памятник и разбиты надгробные плиты с именами захороненных. Это всё происходит в один и тот же временной этап, при одном и том же президенте Украины. Эти заявления делаются одними и теми же людьми, а действия совершаются при попустительстве тех официальных властей, которые делают подобные заявления о необходимости сохранения памяти о всех павших и погибших. 8 октября с.г. Львовский горсовет принял решение о демонтаже центрального элемента мемориала-захоронения «Марсово поле» – масштабной копии Ордена Отечественной войны.
Вот это реалии. Вы верите, что Президент В.А.Зеленский об этом не знает? Я уже не знаю. Возможно, он не знает. Тогда хочется спросить, как он может не знать, почему он об этом не знает? Ему об этом не докладывают? Он дал соответствующие поручения, чтобы ему об этом не докладывали? Как об этом можно не знать? Ведь, в конце концов, не он и не его окружение устанавливали эти мемориалы и строили эти памятники. Это то, что делалось предыдущими поколениями.
В.А.Зеленский говорит об «ужасе, боли и страданиях, которые приносят человечеству нацизм, расизм, антисемитизм, ксенофобия и нетерпимость». Что мы видим на практике? Это всё к вопросу о том, насколько дела соответствуют словам. Украина из года в год голосует против резолюций Генеральной Ассамблеи ООН о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и ксенофобией. Делает это она вместе с США. Две страны. Иногда они прибегают к поддержке ещё кого-нибудь государства. В гордом одиночестве из года в год они голосуют против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которая предлагает конкретные практические шаги и их международно-правовое оформление по недопущению героизации нацизма, ксенофобии и всех соответствующих практик. Этому есть объяснение. На Украине действительно героизируют нацистов и их пособников, ровно поэтому они голосуют против этой резолюции из года в года на протяжении уже многих лет. Это не потому, что они не вчитались в эту резолюцию или у них только формируется отношение к ней. Такое возможно было, если речь шла о нескольких годах, но это ведь уже десятилетия. В честь пособников фашистов и коллаборационистов называют улицы, устанавливают им памятники. Во Львовской и Ивано-Франковской областях 2022 год провозглашен годом Украинской повстанческой армии. Можете себе это представить? Сегодня, 14 октября, на Украине празднуют годовщину основания этой карательной фашистской организации.
В очередной раз обращаем внимание международного сообщества на лицемерную политику украинских властей и призываем оказать на них влияние, с тем чтобы побудить Киев выполнять свои обязательства по урегулированию конфликта в Донбассе и сохранению той самой исторической памяти, которая опирается на факты, на реалии, а не на мифы и фейки.
О высказываниях Премьер-министра Японии Ф.Кисиды
Обратили внимание на прозвучавшее в японском парламенте высказывание нового Премьер-министра Японии Ф.Кисиды о том, что Токио не пойдет на заключение мирного договора с Россией без урегулирования территориального вопроса.
Если подобного рода ультимативными заявлениями японская сторона пытается обусловить дальнейший ход переговоров по вопросу о мирном договоре, то этим наши партнеры еще более отдаляют перспективу его решения.
Неизменно исходим из того, что первоочередным шагом на данном направлении должно стать признание Японией итогов Второй мировой войны в полном объеме, включая законность принадлежности островов южной Курильской гряды России. При этом поиск взаимоприемлемого решения вопроса о мирном договоре необходимо вести в русле комплексного развития российско-японских отношений через наращивание торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, выстраивание мер доверия в военно-политической сфере, сближение позиций в международных делах.
О визите старшего заместителя Госсекретаря США В.Нуланд
Оцениваем состоявшиеся 12 октября с.г. в МИД России переговоры с В.Нуланд как в целом полезные и своевременные.
Разговор получился предельно откровенным, без сглаживания острых углов по многочисленным проблемам, «раздражителям» в двусторонних отношениях, включая искусственно создаваемые Вашингтоном препятствия для деятельности диппредставительств России, постоянно вводимые визовые и иные ограничения, на которые мы вынуждены отвечать.
Напомним, что приезд В.Нуланд, фигурировавшей в российском «стоплисте» (нужно подчеркнуть, что это ответный «стоплист») стал возможен после того, как американская сторона выдала визу российскому дипломату, которому неоднократно отказывали во въезде в США по служебной необходимости. Он получал отказ в американской визе, хотя собирался ехать в ООН, которая находится на территории США. Это важный момент. У США есть обязательства как принимающий эту международную структуру страны обеспечивать её нормальную работу, в т.ч. выдачу виз тем зарубежным дипломатам, общественным деятелям, экспертам, которые прибывают в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке для работы, для участия в конференциях, симпозиумах. Это прямая обязанность США. Она не должна зависеть от двусторонних отношений или от каких-либо иных факторов в политике США. Она прописана в соответствующих документах. И от этой обязанности они не могут просто так отказываться. В контексте не выдачи визы российскому дипломату эти свои обязанности США много раз грубо нарушали. Соответственно, российский дипломат получил возможность въезжать в США, такая виза была ему выдана. Подобный размен позволил решить эту конкретную ситуацию, но в более широком плане, как было четко обозначено российской стороной в ходе переговоров, необходимо снять все ограничения, вводившиеся на взаимной основе, чтобы посольства и консульства могли работать нормально.
По итогам консультаций с заместителем Министра иностранных дел С.А.Рябковым, в которых принял участие заместитель Министра обороны генерал-полковник А.В.Фомин, а также по итогам бесед с другими российскими официальными лицами, можно констатировать, что, несмотря на сохраняющийся кризисный потенциал в двусторонних отношениях, в Москве и Вашингтоне разделяют стремление поддерживать диалог с целью придать им большую устойчивость и предсказуемость. В данном контексте дальнейшая эскалация на российском направлении, к чему призывают русофобски настроенные силы в США (речь идёт о недавнем призыве антироссийских конгрессменов о высылке 300 или 400 российских дипломатов и многое, что мы сейчас слышим из Вашингтона), способна лишь обострить и без того избыточную конфронтацию между нашими странами.
В.Нуланд было заявлено о нашей готовности к налаживанию контактов на всех уровнях в соответствии с договоренностями президентов России и США, достигнутыми в ходе саммита в Женеве. В качестве позитивного примера упоминались успешно развивающийся диалог по стратегической стабильности и взаимодействие в области информационной безопасности.
С нашей стороны подчеркивалась безальтернативность сбалансированного, отвечающего новым геополитическим реалиям подхода американской стороны к выстраиванию отношений с Россией на основе принципов равноправия и учета интересов друг друга.
В разговоре с В.Нуланд акцентировано, что формирующиеся, если не сказать сколачиваемое США, Великобританией и Австралией партнерство «AUKUS» не только грозит подорвать сложившуюся архитектуру безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и потенциально несет в себе риски для международного режима нераспространения.
По инициативе российской стороны затрагивалась также тема опасной активизации деятельности НАТО в непосредственной близости от российских границ, в первую очередь, в Восточной Европе и акватории Черного моря. Особую тревогу внушает недавнее решение Вашингтона и Варшавы о постоянном размещении на польской территории на ротационной основе американского воинского контингента и развертывание там элементов системы глобальной американской ПРО.
При обсуждении международной проблематики значительное внимание было уделено проблеме и ситуации в Афганистане после закончившейся коллапсом эвакуации американского военного контингента. Россия исходит из того, что, несмотря на кардинальные изменения внутриполитической обстановки в ИРА, механизмы расширенной «тройки», а также Московского формата, в который входят ключевые страны региона и США, не утратили актуальности и могут оказать эффективное содействие процессу межафганского примирения и формированию инклюзивного правительства, отражающего интересы всех этнополитических сил страны.
Вновь недвусмысленно заявлено, что размещение военной инфраструктуры США и НАТО в Центральной Азии для России категорически неприемлемо. Наша твердая позиция на этот счет, изложенная Президентом России во время женевского саммита, остается неизменной.
Условлено продолжать контакты по всему спектру актуальных проблем российско-американской повестки дня.
О праздновании 160-летнего юбилея со дня рождения Ф.Нансена
В эти дни проходят памятные мероприятия по случаю 160-летия Ф.Нансена, которое отмечалось 10 октября с.г.
Во всем мире чтят Ф.Нансена – видного норвежского полярного исследователя, ученого, общественного и политического деятеля, лауреата Нобелевской премии мира, стоявшего у истоков создания Лиги Наций. Его вклад колоссален в решение проблем беженцев, в том числе при помощи так называемого нансеновского паспорта – удостоверения личности людей без гражданства, репатриации военнопленных, борьбы с голодом. Как известно, ежегодно Верховным комиссаром ООН по делам беженцев присуждается премия его имени.
Фигура Ф.Нансена хорошо известна во всём мире и в России, которую он искренне любил, будучи убежденным сторонником выстраивания взаимоуважительных отношений между Россией и Норвегией.
В связи со 160-летней годовщиной со дня его рождения в нашей стране организован целый ряд мероприятий. В Дипломатической академии состоялся «круглый стол», посвященный многоплановой деятельности этой легендарной личности, проводятся выставки, конференции и просветительские мероприятия, в том числе в субъектах Российской Федерации. Приурочен к этой знаменательной дате выход в свет нескольких новых книг о норвежце.
Надеемся, что юбилейные мероприятия послужат не только данью памяти Ф.Нансена, в том числе в контексте российско-норвежских отношений, но и напомнят о фундаментальных принципах гуманизма, важности равноправного и уважительного взаимодействия, актуальности совместных усилий в целях обеспечения безопасности и стабильности во всем мире.
О проекте «Свадьбы народов мира: культурное наследие»
Мы являемся гостями Евразийского женского форума. Здесь столько говорится о женщинах, о традиционных ценностях, которые во многом сохраняются благодаря им. Для большинства женщин нет ничего важнее семьи, брака, воспитания детей и продолжения традиций. В этой связи хотела бы вам рассказать об одном российском проекте, который, на мой взгляд, соответствует духу и тем самым темам, которые звучат сегодня на Форуме.
В нашей стране существует такой проект ̶ «Свадьбы народов мира: культурное наследие». Когда я только получила письмо от человека, который этот проект придумал, это вызвало у меня улыбку, мне захотелось с ним познакомиться, потому что это действительно интересная, актуальная, занимательная тема. Она находится на стыке: это и традиция, это и историография, и культурология, и межкультурные, в том числе и межрелигиозные связи, обмен между странами, народами на историческую, этнографическую тему.
Кто же этот человек? Это автор данного проекта Д.Князев. Его проект направлен на сохранение уникальных свадебных традиций народов мира. Он начал с исследования этих традиций в нашей стране, а потом заинтересовался этими аналогичными или отличающимися традициями за рубежом.
За 6 лет существования этого уникального проекта были организованы экспедиции в самые отдаленные уголки нашей страны для съемок и реконструкций. Д.Князев снимает не только артефакты, костюмы или экспонаты музейные, но он и занимается реконструкцией традиционных свадеб коренных народов. Опубликовано два альбома об удмуртской и ненецкой свадьбах с описанием их брачных обрядов на трех языках – русском, английском и на местном. Готовится к изданию книга о традициях создания семьи русского народа. Проект реализуется при информационной поддержке Министерства иностранных дел. Также подключили к его освещению Постоянное представительство России при ООН в Нью-Йорке, потому что во многом эти темы перекликаются с повесткой всемирной организации.
История семьи, как правило, начинается как раз с образования этой семьи, со свадьбы, со всех обрядов. У каждого народа с ней связаны свои особые традиции и обычаи. Это интересные книги с уникальными фотографиями. Фантастически глубокая проделанная работа. Рекомендую познакомиться с данным проектом!
Вопрос: Недавно были громкие журналистские расследования о том, что ООН способствовала организации попытки мятежа, госпереворота в августе 2020 г. в Республике Беларусь. Как Вы смотрите на реакцию ООН (вернее молчание) на экономическое, санкционное давление со стороны Запада на Белоруссию и содействие попытке мятежа?
Ответ: Не видела таких расследований.
Цели и задачи ООН заключаются в поддержке международно-правовых основ, на которых государства выстраивали бы взаимоуважительные отношения. Подчеркивается важность и актуальность невмешательства в дела друг друга, уважение суверенитета, территориальной целостности и прав народов на собственную жизнь в рамках своего государства.
Позиция России по событиям в Белоруссии хорошо известна. Чётко, без каких-либо возможностей двойного прочтения осудили попытки целого ряда стран (это были коллективные усилия) по вмешательству во внутренние дела суверенного государства, разжиганию незаконных, противоречащих основополагающим законам Белоруссии действий и мероприятий. Наша позиция отличается последовательностью. Она не связана с тем, что Белоруссия – часть Союзного государства. Конечно, у нас особые отношения с этой страной, её народом, но это наш базовый, принципиальный подход. Относимся так ко всем странам.
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, принятое 11 октября с.г. Советом ЕС решение о расширении списка российских граждан, находящихся под санкциями Евросоюза за якобы «действия, подрывающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины».
Ответ: Напомню нашу базовую позицию, основанную на международном праве: любые принятые в обход Совета Безопасности ООН т.н. санкционные решения нелегитимны с международно-правовой точки зрения. Так к ним и стоит относиться.
Есть политологическая оценка. Это настоящие «санкционные игры» ЕС. Они вызывают сожаление, поскольку имеют исключительно политическую подоплеку. К праву это не имеет никакого отношения, противоречит ему. Санкции были приняты в преддверии саммита «Украина-ЕС», состоявшегося 12 октября с.г.
Это сигнал Киеву, поощряющий саботаж Минского комплекса мер. Есовские партнеры призывают нас выполнить Минские договоренности в полном объеме. При этом направляют сигнал киевскому режиму в виде подобных действий, которые неким образом, с их точки зрения, должны в чем-то сдерживать или порицать Россию. Кроме как «игрищами» и лицемерием назвать это нельзя. Главное, что в Брюсселе никак не могут понять одну простую вещь. Внутриукраинский кризис, который возник, в первую очередь, в связи с вмешательством стран «коллективного Запада» и непосредственно Брюсселя во внутреннюю жизнь Украины и перерос из кризиса в активный вооруженный конфликт, является позором для этих стран. Они сначала вмешивались, манипулировали интересами народа Украины, потом его бросили. Теперь подобными действиями создают ощущение своей вовлеченности в судьбу украинского народа. Это не вовлеченность, а самая настоящая подлость.
Кому как не нашим есовским партнерам знать великого А. де Сент-Экзюпери. Он писал: «мы в ответе за тех, кого приручили». Не будем давать оценки действиям, много раз это делали. В Брюсселе должны осознавать ответственность за эксперименты, которые они проводили с украинским народом. Абсолютно искусственно навязанное ощущение «прирученности», много лет создаваемое Брюсселем, требует двойной ответственности перед народом Украины. Никакими списками, их расширением, введением новых санкций, переподтверждением старых они не смогут снять с себя ответственность перед Украиной и ее народом за все манипуляции, которые они совершали на этом направлении. Наверное, это патетика. Мы исходим из того, что в Брюсселе должны услышать и осознать, что невозможно играть судьбами людей, а потом так безжалостно их предавать. Подобные вещи и сигналы усугубляют внутренний раскол, который сегодня весь мир видит и фиксирует на Украине.
Эти неправомерные ограничения ЕС коснулись и сотрудников судебных органов Российской Федерации. Это неприкрытая попытка оказать давление на судебную власть, которая независимо и непредвзято осуществляет свою деятельность. Как это соотносится с заявлением главы Представительства ЕС в России М.Эдерера в интервью изданию «РБК» 8 октября с.г. о том, что «нет никакого вмешательства Евросоюза во внутренние дела России»? Как нет? Вот же они.
Разумеется, данный недружественный шаг ЕС не останется без соответствующего ответа с нашей стороны.
Вопрос: В МИД Украины заявили, что Н.В.Поклонская «не спрячется от украинского правосудия в Африке». Как бы Вы могли прокомментировать это? Особенно в свете того, что бывший заместитель генпрокурора Украины Г.Мамедов не исключал, что украинская сторона может начать процедуру экстрадиции экс-прокурора Крыма. Есть ли у Киева основания для подобных действий?
Ответ: Н.В.Поклонская назначена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным Послом России. Она будет представлять Российскую Федерацию за рубежом. К Украине это не имеет никакого отношения.
Как глава дипломатического представительства по Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Н.В.Поклонская обладает абсолютным иммунитетом от подобных, кем бы то ни было заявленных действий, в том числе на пути следования туда и обратно. Все должны это понимать.
Вчера уже прокомментировала это. Прочитала комментарий МИД Украины относительно того, что в отношении Н.В.Поклонской будет применено «украинское правосудие» на территории стран Африки. Хочется порекомендовать украинским партнерам постараться, наконец, реализовать украинское правосудие на территории Украины. Начать надо с первичного. Как только у них это получится – реализуют собственное правосудие на территории собственной страны – сразу могут приниматься за более масштабные задачи. Пока у них плохо получается. Пусть стараются.
Вопрос: Как Российская Федерация относится к праву КНДР на самооборону? С учетом позиции Пхеньяна, изложенной недавно в ООН?
Ответ: Ответ прост, основывается на международном праве. Исходим из того, что статья 51 Устава ООН закрепляет неотъемлемое право государств-членов Организации на индивидуальную или коллективную самооборону, если они подвергаются вооруженному нападению. Данное положение в полной мере относится ко всем государствам-членам ООН, в том числе КНДР.
Вопрос: «Нормандский формат» на уровне министров иностранных дел. С учетом того, что договоренности встречи в Париже в 2020 г. были Киевом саботированы, есть ли о чем разговаривать? Можно ли рассчитывать, что Киев примет «формулу Штайнмайера»?
Ответ: Уже коснулась этой темы в ходе вступительной части. Могу повторить, что в ходе телефонного разговора 11 октября с.г. лидеры России, Германии и Франции договорились поручить своим политическим советникам и внешнеполитическим ведомствам интенсифицировать соответствующую работу. Эта тема в стадии проработки.
Что касается того, можно ли рассчитывать, что Киев примет «формулу Штайнмайера», пожалуйста, задайте этот вопрос, в первую очередь, украинской стороне. Или во вторую очередь, а в первую – тем, кто из-за рубежа курирует действия киевского режима.
Вопрос: Известна ли уже повестка запланированных на 20 октября переговоров с афганской делегацией в Москве? Какие у российской стороны приоритеты на этих переговорах? Будет ли в т.ч. обсуждаться защита прав человека в стране и, в частности, защита прав женщин?
Ответ: Основной акцент планируется сделать на вопросах постконфликтного восстановления страны и мобилизации консолидированной помощи международного сообщества в целях предотвращения гуманитарного кризиса в Афганистане. Важной темой станут дальнейшие перспективы развития внутриафганского процесса с упором на представление интересов всех этнополитических сил этого государства в создаваемых новых структурах власти. В число приоритетных тем повестки правочеловеческая проблематика не входит, но также может быть затронута в ходе дискуссии.
Это совершенно не означает, что она не является актуальной. Если Вы следите за тем, что сейчас происходит в Афганистане, то знаете – это и террористическая активность, и катастрофическая гуманитарная ситуация, касающаяся всех, – не только женщин, но и мужчин, людей пожилого возраста, людей с ограниченными возможностями. Вот на что в первую очередь должны быть нацелены усилия международного сообщества – на удовлетворение базовых потребностей человека.
Западные СМИ всё время пытаются представить дело так, что мы в этом смысле иные, нежели они. Это не так. Просто мы не можем игнорировать право на жизнь, заявляя о приоритетности прав человека, потому что в права человека входит право на жизнь. Без жизни реализация других прав человека просто невозможна. Если в Афганистане будут совершаться теракты, то вопрос уже не о соблюдении прав девочек и женщин, – в первую очередь, это решение базовых проблем, связанных с безопасностью, сохранением инфраструктуры, которая обеспечивает жизнедеятельность страны, обеспечения населения медикаментами, медицинской помощью. Но это совершенно не означает, что правочеловеческая проблематика для нас не является важной или актуальной. Надеюсь, я ошибаюсь, что в Вашем вопросе тоже такой делается акцент.
Вопрос: В Гааге начались слушания по иску Украины по поводу инцидента в Керченском проливе в ноябре 2018 г. Считаете ли Вы этот процесс политизированным? Какие аргументы есть у России в защиту своей позиции?
Ответ: Инициирование процесса по «керченскому инциденту» в международном арбитраже в Гааге представляет собой очередное злоупотребление Киевом международными средствами мирного разрешения споров в целях оспаривания суверенитета над Крымом.
Напомним, что в ноябре 2018 г. украинские власти, руководствуясь исключительно своими внутриполитическими интересами, в развитие этого подхода, доминирующего у них в международной повестке, устроили преднамеренную провокацию с использованием кораблей ВМС страны. Оснащенные боевым вооружением катера «Никополь» и «Бердянск», а также буксир «Яны Капу», где находились выполнявшие приказ военнослужащие, вопреки полученному от российских пограничников предупреждению о запрете на вхождение в территориальные воды Российской Федерации, продолжили движение, спровоцировав опасный инцидент. Он произошел на фоне серьезного наращивания Киевом военного потенциала в Азово-Черноморском регионе и других провокационных действий, предпринятых Киевским режимом в стремлении оспорить суверенитет нашей страны в отношении Крыма.
В оправдание этой опасной военной авантюры Украина пытается вовлечь арбитраж, созданный на основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Россия исходит из того, что требования Киева в данном процессе выходят за рамки юрисдикции арбитража, поскольку в соответствии с заявлением, которое наша страна сделала при ратификации Конвенции по морскому праву, она не принимает предусмотренные в разделе 2 части XV указанной Конвенции процедуры, ведущие к обязательным для сторон решениям, в отношении споров, касающихся военной деятельности, включая военную деятельность государственных судов.
Кроме того, Украина не использовала прямой обмен мнениями как способ урегулирования разногласий, что, согласно статье 283 Конвенции, является обязательным требованием для возбуждения арбитражного разбирательства.
Вопрос: Во многих греческих, кипрских и турецких СМИ снова появились утверждения о том, что Россия обсуждает с Турцией возможность «взаимного признания» Крыма как территории Российской Федерации и оккупированные турецкой армией территории на севере Кипра как отдельное государство. Присутствуют ли элементы правды в этих публикациях? Есть ли такие обсуждения? В основном эти публикации основываются на высказываниях, мнении известного аналитика А.Дугина. Его представляют, как советника Президента Российской Федерации В.В.Путина. Является ли он советником Президента В.В.Путина или иных руководителей в Правительстве России или он высказывает свое личное мнение?
Ответ: Знаю А.Г.Дугина как философа, политолога, общественного деятеля. Рекомендую Вам рассматривать его заявления именно в этом качестве. Возможно, он может Вам дополнительно рассказать о своих ипостасях публициста, журналиста, но всё-таки это в большей степени к нему вопрос.
Мы привыкли к тому, что существует такая интересная «забава»: в греческие или турецкие СМИ вбрасываются некие «фейки» (сама лично пару раз становилась объектом подобных публикаций), а потом нам предлагают объясниться на этот счёт. Мне кажется объясняться за эти публикации должны сами СМИ, которые публикуют информацию, не запрашивая комментария стороны до выхода в свет подобных статей.
Если упоминается российский подход, позиция официальной Москвы, то на мой взгляд (по крайней мере об этом всегда говорит профессиональное журналистское сообщество), необходимо было бы поинтересоваться нашим мнением для включения соответствующих пассажей в эти статьи. Этого не происходит, хотя мы открыты к взаимодействию и комментируем всё практически в онлайн-режиме. Призываю греческие СМИ обращаться к нам. Мы с удовольствием будем комментировать.
Республика Крым является неотъемлемой частью, одним из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Территория нашей страны никогда не была и не будет предметом торга. Допускать обратное в публикациях – сродни провокациям.
Проводить аналогии между российским Крымом и т.н. Турецкой республикой северного Кипра, некорректно и, на мой взгляд, достаточно небезопасно, если не сказать более – опасно. Подобные инсинуации сбивают с толку международную аудиторию, подрывают доверие, порождают негативные эмоции, в т.ч. к вопросу кипрского урегулирования.
Позиция России по кипрской проблеме Вам хорошо известна. Она сформирована нами, как постоянным членом Совета Безопасности ООН и остается неизменной. Последовательно выступаем за решение вопроса в международно-правовых рамках, установленных резолюциями СБ ООН и предусматривающих создание на Кипре двузональной, двухобщинной федерации с едиными международной правосубъектностью, суверенитетом и гражданством. Поддерживаем предпринимаемые Генеральным секретарем ООН в рамках миссии «добрых услуг» усилия по возобновлению межобщинного переговорного процесса.
В последнее время наблюдаем повышенную активность, нацеленную на международное признание незаконного гособразования на севере Кипра. Призываем воздерживаться от шагов, способных привести к росту напряженности между общинами, разбалансировать ситуацию на острове.
Вопрос: Поскольку Вы находитесь в Санкт-Петербурге (в прошлом – Ленинграде), мой вопрос касается резонансного решения германского правительства о выплате пенсий блокадникам Ленинграда и некоторым другим категориям граждан, но только еврейской национальности. Компенсации, которые выплачивались евреям на протяжении семидесяти лет, были связаны с работой общественной организации «Джуиш клэймс конференс» («Jewish Claims Conference»), находящейся в Нью-Йорке, с немецкими властями. Считаете ли Вы нужным и возможным создание некого общественного объединения при поддержке российского государства, с тем чтобы восстановить справедливость? А то получается, что пострадал только один народ.
Ответ: Наша позиция была изложена в соответствующем заявлении, опубликованном на сайте МИД России. Также комментировали этот вопрос на брифинге.
Мы работали с немецкой стороной, обращались к ней, чтобы не была допущена подобная сегрегация.
Обратили внимание на выплаты, сделанные по распоряжению Президента Российской Федерации В.В.Путина.
Призывали немецкую сторону учесть все исторические факты. Нельзя делить людей по национальностям, поддерживая одних и не замечая, что страдания были общими. На эту тему можно говорить бесконечно долго. Но мы же прошли уроки ХХ века, в том числе те, с которыми связаны эти выплаты. Они должны были научить нас, что сегрегации по национальному, религиозному признаку не место на нашей планете. Там, где есть малейшие подозрения на подобное деление, нужно предпринять все возможные усилия для недопущения этого.
Мы долго говорили с немецкой стороной. Это были длительные переговоры. Они сделали то, что сделали. Мы дали этому свою оценку, содержащуюся в нашем заявлении и комментариях. Вы можете с ней ознакомиться. Но нужно делать соответствующие выводы из трагических уроков прошлого, чтобы не повторять эти ошибки.
Вопрос: На текущей неделе состоялась встреча Президента России В.В.Путина и Премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна. Армянский премьер назвал встречу «продуктивной». В рамках переговоров он также заявил, что «карабахский конфликт не решён», а говорить о стабилизации ситуации на сегодняшний день рано. Как МИД России может оценить итоги встречи? Как, по Вашему мнению, дальше будут развиваться взаимоотношения стран для полноценного урегулирования ситуации в регионе?
Ответ: Принципиальные оценки встреч на высшем уровне даются по линии Администрации Президента Российской Федерации. У нас есть распределение функциональных обязанностей.
Что касается ситуации в целом, Россия последовательно выступает за неукоснительное соблюдение всех положений трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г. и 11 января с.г.
Рассчитываем, что тем самым будут создаваться необходимые условия для нормализации взаимоотношений Баку и Еревана, в т.ч. в части имеющихся сложных двусторонних вопросов.
Вопрос: Как в России оценивают значимость встречи Патриарха Кирилла, Шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде и Патриарха-католикоса Гарегина II для послевоенного урегулирования отношений Азербайджана и Армении?»
Ответ: Как известно, нынешняя встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II и Председателя Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде – не первая. Контакты между религиозными лидерами поддерживаются на протяжении десятилетий и отличаются доверительностью, как следует из оценок, которые дают они сами. Видим, что это уникальный формат. Без сомнения, он способствует углублению взаимопонимания между сторонами и продвижению межконфессионального диалога.
Исходим из того, что состоявшаяся в Москве 13 октября с.г. встреча послужит нормализации армяно-азербайджанских отношений и оздоровлению общей обстановки в Закавказье, включая укрепление доверия, решение насущных гуманитарных задач, сохранение объектов культурно-религиозного наследия. Это еще один важный формат для преодоления проблем, создания атмосферы доверия и диалога.
Вопрос: На днях в Нагорном Карабахе, фактически на глазах российских миротворцев, азербайджанский снайпер застрелил мирного жителя, работавшего в своём саду. Каким образом Россия планирует в рамках своей миротворческой миссии и в обеспечение безопасности населения Нагорного Карабаха призвать Азербайджан выполнять положения трёхстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.?
Ответ: Действительно, 9 октября с.г. в Мардакертском районе в результате обстрела с азербайджанской стороны смертельное ранение получил мирный житель села Мадагиз. Выражаем глубокие соболезнования всем родным и близким погибшего.
Командованием российского миротворческого контингента проводится соответствующее разбирательство с привлечением представителей обеих сторон. Для координации усилий по недопущению инцидентов в зоне своей ответственности российские миротворцы поддерживают непрерывное взаимодействие с генеральными штабами вооруженных сил Армении и Азербайджана.
Данное трагическое происшествие подтверждает важность неукоснительного соблюдения всех положений заявлений лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г. и 11 января с.г. Призываем обе стороны как можно скорее устранить имеющиеся взаимные раздражители в гуманитарном поле – обменяться военнопленными по формуле «всех на всех» и картами минных полей в полном объеме.
Вопрос: 12 сентября с.г. в аэропорту Праги был задержан гражданин Российской Федерации А.Франчетти по обвинению в терроризме со стороны Украины. Есть ли у МИД России какая-либо новая информация об этом?
Ответ: Держим эту ситуацию и все аналогичные темы, связанные с задержанием, арестом и трудностями подобного рода с российскими гражданами, на контроле. Посольству России в Праге даны соответствующие указания. Дипломатами налажено рабочее взаимодействие с представителями защиты, чешскими правоохранительными органами, дочерью А.Франчетти, находящейся в Чешской Республике.
В связи с решением 14 сентября с.г. пражского городского суда поместить российского гражданина под стражу особое внимание уделяется соблюдению его законных прав, в том числе с учетом актуального состояния здоровья.
Кроме того, сотрудники МИД России находятся в контакте с его сестрой, проживающей в г.Воронеж.
Добиваемся скорейшего освобождения российского гражданина. На это настроена и защита задержанного.
Вопрос: Хотела бы вернуться к тематике Женского форума. Одна из сегодняшних сессий называется «Миссия женщин в мировой дипломатии». По Вашему мнению, существует ли особая, женская, миссия в дипломатии? В чем она заключается? Какие из тех «пылающих костров», о которых Вы говорили сегодня, эта «мягкая сила» (если, конечно, она мягкая) может помочь потушить?
Ответ: Сходите на сессию, послушайте о том, какая роль и особая миссия женщины, есть ли она в контексте международных отношений. Зачем же я буду предвосхищать эту, на мой взгляд, интереснейшую дискуссию?
Если Вы спрашиваете меня в личном качестве, то я говорила об этом много раз. Безусловно, у нас (я говорю о женщинах), есть свое ощущение мира. Думаю, это может быть важным дополнением по целому ряду насущных, актуальных, злободневных тем и вопросов. Это социальная защита, в частности, семей, материнства, детства.
Это совершенно не означает, что вклад мужчин-дипломатов, экспертов, специалистов не важен. Многое из того, что сделано, было разработано и предложено именно мужчинами. Но дополнения, свой взгляд и опыт, которыми женщины могут поделиться, действительно, бесценны. Это и гуманитарная проблематика, и вопросы равноправия мужчин и женщин, и новые вызовы и то, как они влияют на жизнь девочек, женщин и т.д.
При этом в Министерстве иностранных дел мы работаем вместе. У нас нет женских или мужских «бригад». Работаем в едином коллективе, объединены общими целями и задачами. Это то самое единство, в основе которого лежат различные точки зрения и их сопряжение. На мой взгляд, это повышает эффективность нашей общей работы.