23:30

Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова для проекта документально-постановочных фильмов «Советские прорывы: вдохновение для будущего», Москва, 25 сентября 2024 года

1777-25-09-2024

Вопрос: В 1920-е годы, когда у СССР не было дипломатических отношений с другими странами, Советский Союз захотел установить контакты с ведущими фирмами по автостроению для модернизации автомобилей. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений, концерны пошли на взаимодействие с нашей страной. Означает ли это, что экономическая заинтересованность может работать даже в то время, когда дипломатические отношения отсутствуют?

С.В.Лавров: Вопрос содержит в себе ответ.

Означает ли, что экономическая заинтересованность может «пробивать» дорогу даже в отсутствие дипломатических отношений? Так и было в 1920-е гг. Не сказал бы, что Советский Союз «зазывал» к себе специалистов. Процесс был обоюдным.

Западные компании в полном соответствии с принципами, лежавшими в основе создания Соединенных Штатов Америки («делать бизнес»), после революции тут же поняли, что в этой богатейшей стране мира нужно «наводить мосты» с новой властью и договариваться о том, как делать бизнес.

Советский Союз, в свою очередь, был заинтересован в том, чтобы проводить индустриализацию (уже тогда были поставлены эти задачи). Особое внимание уделялось производству автомобилей, грузовиков, прежде всего тех серий, которые важны для повышения обороноспособности. Были открыты заводы  «Форда» и «Автокара» (была такая компания). Впервые в Россию пришел конвейер. Конвейерное производство было передано от заводов Г.Форда. И ЗИС (будущий ЗИЛ), и КИМ (будущий автомобильный завод имени Ленинского комсомола) – это все «продукты» совместных усилий, совместных производств. Сначала по лицензии, а потом были налажены выпуски стопроцентно советских автомобилей, которые, безусловно, многое позаимствовали у западных партнеров (в частности, знаменитая «Победа»).

В то время, когда к нам приходил этот бизнес, не было дипломатических отношений с Соединенными Штатами. Но правительство этой страны не возражало против того, чтобы ее граждане, посвятившие себя частному предпринимательству, предпринимательству делали бизнес в России по принципу «на свой страх и риск». И страх, и риск были. Все это оправдалось и окупилось. Критики в Соединенных Штатах Америки говорили, мол, как так, вы помогаете коммунистам создавать экономику. Тогда Г.Форд произнес одну из своих знаменитых фраз: «Независимо от того, где процветает промышленность, будь то Индия, Китай или Россия, больше прибыли будет для всех нас». Так он видел будущие процессы развития мирового хозяйства. По сути, Г.Форд предсказал глобализацию, которую сейчас его же страна интенсивно, сознательно разрушает.

Если говорить про сегодняшний день, то санкции, введенные американцами, сильно ударили по автопрому их союзников. Потому что сами Соединенные Штаты осуществляли автомобильный экспорт на нашем рынке в минимальных объемах. Это несопоставимо с теми масштабами, которые приобрел экспорт автомобилей из Европы (из Германии и других стран). По сути, США запретили им заниматься дальнейшим сотрудничеством с Российской Федерацией. Рынок был активно заполнен, а сейчас продолжает наполняться марками автомобилей других стран, прежде всего Китая. Налаживаются совместные производства. Некоторые подтрунивают над тем, что наш автопром — это просто китайский импорт. Это не так. Импортозамещение работает. Есть планы по переходу на производство собственных автомобилей с использованием китайских наработок, также как в 1920-е гг.  использовались американские. Это лишний пример того, что санкции губительны прежде всего для тех, кто их вводит. Особенно для тех, кто сам не особо заинтересован подрывать свою промышленность, но вынужден подчиняться гегемону, как это произошло с Европейским Союзом, чья экономика (не только автомобилестроение) буквально «подрывается» США. Эффект «работы» Вашингтона по устранению европейского конкурента будет ощущаться долгими десятилетиями.

Вопрос: Нуждается ли наш отечественный автопром в дипломатической поддержке для развития и продвижения?

С.В.Лавров: Почему только автопром? Любые экономические вопросы, имеющие международное измерение, нуждаются в политико-дипломатическом сопровождении.

Главными вопросами на переговорах на высшем уровне, которые ведет Президент России В.В.Путин со своими партнерами из стран с «нормальными» правительствами, прежде всего с нашими партнерами по ШОС, БРИКС, по объединениям на постсоветском пространстве – ЕАЭС, СНГ, являются темы экономической повестки дня. Все заинтересованы в том, чтобы извлекать выгоду от объединения усилий.

Автаркия в современной экономике невозможна. Все взаимосвязано. Производство сложное. Требуется огромное количество комплектующих, технологических решений. Эти вопросы согласовываются на высшем уровне, определяются параметры крупных проектов в нефтегазовой и ядерной энергетике, в транспортной сфере. Проект «Север-Юг» имеет огромное перспективное значение. И многое другое.

Затем на основе политических ориентиров, заданных главами государств, начинают работать экономические ведомства. Это дипломатия высшего уровня. Когда они начинают работать по реализации заданных параметров, мы как Министерство иностранных дел на всех переговорах, которые проводят Министр иностранных дел, его заместители с соответствующими странами, включаем в материалы для разговора с коллегами вопросы реализации на практике поставленных главами государств задач. Сочетание указаний высшего уровня, работы профильных ведомств и дипломатического сопровождения в конечном итоге в подавляющем большинстве случаев обеспечивает успех в реализации такого подхода.


Additional materials

  • Video

  • Photos

Photo album

1 of 1 photos in album