Выступление представителя делегации Российской Федерации в ходе тематической дискуссии по разделу «Космос (разоруженческие аспекты)» в Первом комитете 79-й сессии ГА ООН, Нью-Йорк, 29 октября 2024 года
Уважаемая госпожа Председатель,
Россия как автор ряда основополагающих инициатив по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК) неизменно вносит вклад в сохранение космоса свободным от оружия любого вида и предотвращение его превращения в еще одну сферу напряжённости и вооружённого противостояния. Наша принципиальная позиция на протяжении уже нескольких десятилетий остаётся неизменной – обеспечить достижение данной цели возможно лишь путём разработки общепризнанных юридически обязывающих принципов и норм международного права, которые носили бы всеобъемлющий характер и были бы нацелены на ПГВК, как это и предусмотрено решениями Первой Специальной сессии ГА ООН по разоружению 1978 г.
Возрастающие с каждым годом риски превращения космоса в плацдарм агрессии и войны лишь подтверждают актуальность данной задачи. Реализуемый США и рядом государств Запада курс на размещение оружия в космосе, наращивание потенциала силового воздействия на космические объекты (прежде всего, посредством разработки систем вооружений, предназначенных для применения силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса) и использование космического пространства для ведения боевых операций продолжает подрывать международный мир и безопасность, дестабилизировать обстановку в космическом пространстве и оказывать негативное влияние на продвижение к цели ПГВК.
Одновременно, стремясь отвлечь внимание международной общественности от реальных угроз в космосе и добиться выделения дополнительных финансовых средств на укрепление своих национальных военно-космических потенциалов, США при поддержке союзников продолжают пропагандистскую кампанию по дискредитации космической деятельности России и наших инициатив по ПГВК. Призываем не попадать в расставленную странами Запада ловушку, направленную на ревизию и подрыв международно-правового режима, регулирующего космическую деятельность, многосторонних усилий по ПГВК, поддержание международного мира и укрепление глобальной безопасности посредством совершенствования действующих и разработки новых юридически обязывающих инструментов в области контроля над вооружениями.
Отдельно хотели бы вновь акцентировать чрезвычайно опасную и выходящую за рамки безобидного использования космических технологий тенденцию, отчетливо проявившуюся в ходе событий вокруг Украины. Речь идёт о задействовании США и их союзниками компонентов гражданской инфраструктуры в космосе, в т.ч. коммерческой, в военных целях. Данные государства не отдают себе отчёт, что подобная деятельность фактически представляет собой опосредованное участие в вооружённых конфликтах. В результате действий Запада неоправданным рискам подвергаются устойчивость мирной космической деятельности, а также многочисленные социально-экономические процессы на Земле, от которых зависит благополучие людей, в первую очередь в развивающихся странах. Как минимум, такое провокационное применение гражданских спутников вызывает вопросы в контексте Договора о космосе 1967 г., предусматривающего его исключительно мирное использование, и требует самого серьёзного осуждения международным сообществом.
Убеждены, что на нынешнем этапе ещё возможно не допустить запуска полномасштабной гонки вооружений в космосе, точка невозврата пока не пройдена. В этих целях мы возобновляем призыв к государствам-членам ООН подтвердить свою приверженность действующим международно-правовым договорённостям, регулирующим космическую деятельность. Требуется также принять на национальном и международном уровнях обязательства в отношении того, что в космосе (в т.ч. на орбите вокруг Земли и на небесных телах) не должно размещаться оружие любого вида, также должно быть запрещено применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов и с их использованием, важно зафиксировать всеобъемлющий запрет на космические ударные вооружения, предназначенные для поражения космических объектов.
Хотели бы напомнить о наших конкретных предложениях:
– не задействовать космические объекты в качестве средства поражения любых целей на Земле, в воздушном и в космическом пространстве;
– не создавать, не испытывать и не развёртывать оружие в космосе, не применять космическое оружие для противоракетной обороны, в качестве противоспутниковых средств, для поражения целей на Земле или в воздушном пространстве, а также ликвидировать уже имеющиеся у государств такие системы;
– не уничтожать, не повреждать, не нарушать нормального функционирования и не изменять траектории полёта космических объектов других государств без их согласия;
– не оказывать содействие и не побуждать другие государства, группы государств, международные, межправительственные, а также любые неправительственные организации, включая неправительственные юридические лица, учреждённые, зарегистрированные или расположенные на территории, находящейся под их юрисдикцией и/или контролем, к участию в указанной выше деятельности.
В данном контексте важно понимать, что без надёжных гарантий сохранения космоса свободным от оружия, закреплённых в международном юридически обязывающем инструменте по ПГВК, решение вопросов, связанных с мирным использованием космоса и обеспечением безопасности космической деятельности, бесперспективно. Основа для запуска соответствующих переговоров имеется – в 2008 г. Российская Федерация и КНР внесли для рассмотрения Конференцией по разоружению (КР) проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), а в 2014 г. – его обновлённую версию, учитывающую высказанные рядом государств замечания и предложения. Документ по-прежнему находится на столе переговоров.
Приветствуем итоговый доклад, принятый Группой правительственных экспертов (ГПЭ) ООН по ПГВК. На его основе требуется продолжить работу над элементами профильного международного юридически обязывающего инструмента, как это предусмотрено рекомендациями ГПЭ. Рассчитываем, что успешные итоги Группы ускорят запуск переговоров по будущему договору с запретом на размещение оружия в космосе, применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов или с их помощью.
В качестве шага на период до разработки упомянутого юридически обязывающего инструмента, призванного обеспечить предсказуемость стратегической ситуации в космосе, рассматриваем меры транспарентности и доверия в космической деятельности (МТДК). При этом хотели бы особо подчеркнуть, что МТДК должны дополнять, но не подменять собой эффективный юридически обязывающий режим в отношении космоса. Отмечаем подтверждение данного тезиса в принятых консенсусом Комиссией ООН по разоружению (КОР) Рекомендациях для содействия практическому осуществлению МТДК в целях ПГВК, впервые закреплённого еще в 2013 г. в итоговом докладе ГПЭ ООН по МТДК. Рассчитываем, что содержащиеся этих документах меры будут применяться на добровольной основе в национальных практиках, в максимально возможной и практически осуществимой степени и сообразно интересам государств-членов ООН.
Исходим из общего понимания важности мер МТДК как неотъемлемого элемента международного юридически обязывающего инструмента по ПГВК. МТДК должны быть нацелены на полный запрет размещения оружия в космосе, применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов или с их помощью. Именно данные меры призваны, среди прочего, обеспечить разрешение спорных ситуаций, связанных с выполнением возможного будущего договора по ПГВК.
Единственной действенной МТДК в целях предотвращения размещения оружия в космосе по-прежнему остается международная инициатива/политическое обязательство о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК). Её полноформатными участниками стали уже более 35 государств, и их число продолжает неуклонно расти.
Присоединение всех государств к НПОК означало бы, по сути, принятие глобального политического обязательства не размещать оружие в космосе, делая тем самым разработку как космических ударных систем вооружений, так и средств противоспутниковой обороны нецелесообразной. Призываем все государства стать её участниками. Убеждены, что глобализация обязательства по НПОК стала бы серьёзной мерой доверия в космической деятельности государств. Рассматриваем НПОК как шаг на пути к заключению международного юридически обязывающего инструмента, содержащего гарантии против вывода ударных оружейных систем на околоземную орбиту.
Видим необходимость в укреплении центральной роли Комитета ООН по космосу (КОПУОС) в решении ключевых вопросов космической повестки дня. Сегодня как никогда важно обеспечить деполитизированный характер дебатов, не допустить переноса дискуссий по тематике мандата КОПУОС на другие форумы. В противном случае работа этой уникальной площадки будет просто парализована.
Уважаемая госпожа Председатель,
Российская Федерация вносит на рассмотрение Первого комитета проекты резолюции ГА ООН «Неразмещение первыми оружия в космосе», «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности (МТДК)» и «Дальнейшие практические шаги по ПГВК». При подготовке указанных документов учитываем накопленные наработки в области ПГВК, а также результаты деятельности различных профильных многосторонних форматов. Призываем все государства поддержать наши проекты резолюций и выступить их соавторами.
Благодарю за внимание.