Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Турецкой Республики Х.Фиданом, Анкара, 24 февраля 2025 года
Уважаемые представители прессы,
Хотел бы выразить искреннюю признательность от имени нашей делегации Министру иностранных дел Турецкой Республики Х.Фидану за то, что мы сегодня смогли по оперативной договоренности встретиться и обсудить широкий спектр проблем как двусторонней, так и международной повестки дня. Благодарю коллегу и друга за традиционно теплый прием и высокий уровень организации рабочего визита российской делегации.
Констатировали с удовлетворением, что, несмотря на напряженную международную обстановку, российско-турецкий политдиалог сохраняет интенсивность и поступательную динамику на всех уровнях. Регулярно контактируют наши президенты В.В.Путин и Р.Т.Эрдоган. Помимо телефонных контактов (1, 2, 3) в 2024 г. наши лидеры провели две очные встречи: 3 июля 2024 г. «на полях» заседания Совета глав государств-членов ШОС в Астане и 23 октября 2024 г. – в рамках саммита БРИКС в Казани.
Заданный главами государств ритм эффективного общения поддерживается представителями дипломатических ведомств, министерств обороны, разведслужб двух стран. В 2024 г. мы с Х.Фиданом регулярно проводили «сверку часов» по актуальным вопросам наших двусторонних отношений и по международной повестке дня. Последний контакт у нас состоялся буквально несколько дней назад в Йоханнесбурге «на полях» СМИД «Группы двадцати».
Приветствуем активизацию межпарламентских обменов. 24-25 сентября 2024 г. Москву с официальным визитом посетил Председатель Великого национального собрания Турции Н.Куртулмуш. Он был принят Президентом В.В.Путиным, провел переговоры с руководством Федерального Собрания Российской Федерации, выступил в Дипломатической академии МИД России. На этой неделе (26-27 февраля) в Анкаре с официальным визитом будет находиться Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко.
Обсудили пути наращивания двусторонних торгово-экономических связей, включая наше масштабное взаимодействие в области энергетики. Отметили взаимный интерес и солидный потенциал для сотрудничества в финансово-банковском секторе, в сфере транспортно-логистической и промышленной кооперации, туризме.
Разумеется, не могли не поговорить подробно о различных аспектах совместной работы по такому стратегическому проекту, как строительство АЭС «Аккую». Российские и турецкие специалисты, работая бок о бок, прилагают усилия к обеспечению физического пуска энергоблока №1 этой АЭС. Все четыре энергоблока станции строятся одновременно в круглосуточном без преувеличения режиме. Имеется серьезный задел для новых начинаний в данной сфере.
Говоря об энергетике, затронули вопросы эксплуатации и обеспечения безопасности газопроводов «Турецкий поток» и «Голубой поток». Это необходимо в условиях непрерывных провокаций со стороны киевского режима, который норовит террористическими актами подорвать нормальное функционирование энергетических объектов, включая трубопроводы. Важно, чтобы они работали без сбоев. Турция – крупный импортер и транзитер российского «голубого топлива», поэтому любая дестабилизация энергопотоков по каким бы то ни было причинам чревата не только ослаблением турецкой газовой отрасли, но и ростом инфляции на рынке энергоресурсов в целом, что, в конечном счете, ударит по рядовому потребителю.
Подробно проинформировали наших турецких друзей о российско-американских переговорах, состоявшихся 18 февраля с.г. в Эр-Рияде и получивших весьма позитивную оценку с точки зрения появившихся, наконец, возможностей иметь нормальный диалог, несмотря на многочисленные противоречия, которые сохраняются. Но без такого диалога не будет ясно, сможем ли мы сгладить эти противоречия или нет. Будем продолжать контакты с нашими американскими партнерами. Об этом есть соответствующая договоренность.
Подробно рассмотрели ряд международных и региональных сюжетов, включая процессы, идущие сейчас вокруг ситуации на Украине. Мы свою позицию не меняем. С удовлетворением отмечаем, что стало гораздо больше реализма в позиции многих стран, понимающих, что без долгосрочной, устойчивой договоренности, которая устраняла бы первопричины этой ситуации, ничего согласовать будет невозможно.
Провели обстоятельный анализ обстановки в зоне палестино-израильского конфликта. Обменялись мнениями о мерах, необходимых для обеспечения незамедлительного, устойчивого прекращения огня, освобождения заложников и возобновления переговорного процесса на основе резолюций СБ ООН, предусматривающих право палестинского народа на создание своего независимого государства, которое сосуществовало бы бок о бок с Израилем в мире и безопасности.
Выразили удовлетворение достигнутым уровнем взаимодействия между Россией и Турцией по сирийской тематике. Подтвердили обоюдную заинтересованность в том, чтобы придать динамику совместной работе по урегулированию обстановки в этой стране с учетом новых реалий.
Рассмотрели перспективы углубления сотрудничества на Южном Кавказе. Отдельное внимание уделили задаче укрепления доверия между сторонами, восстановлению инфраструктуры и транспортных коммуникаций, активизации хозяйственной деятельности, в том числе на основе многосторонних договоренностей в рамках Международной консультативной платформы «3+3» (три страны Южного Кавказа и три их соседа – Россия, Турция и Иран).
В целом считаю, что контакт был полезен. Продолжим работать в Анкаре. Уверен, что эта встреча внесет значимый вклад в дальнейшее развитие многопланового сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.
Вопрос: Между США и Россией были некоторые контакты. Каким образом они могут внести вклад? И если исходя из посреднической роли Турции, может ли Турция вновь стать хозяйкой или предоставить площадку для переговоров? С другой стороны, В.А.Зеленский говорил о международной безопасности, гарантиях безопасности. Что вы думаете об этом? Он также сказал, что и Турция, и европейские страны должны входить, быть включенными в этот процесс. Что вы думаете об этом процессе, господин Министр?
С.В.Лавров: Могу только подтвердить нашу позицию. Она не менялась, в отличие от позиции «персонажа», о котором Вы упомянули. Он меняет ее гораздо чаще, чем зеленые майки. Позицию европейских стран тоже трудно понять, потому что и у них она достаточно неустойчивая и меняется в зависимости от того, какие у кого возникают «идеи».
На этом фоне выделяется позиция США. Она заявлена последовательно, не призывает просто сразу же «замириться», оставить линию соприкосновения, а потом думать, что делать. Мы всегда подчеркивали, что такой вариант нас не устроит.
Такой вариант уже испробовали в апреле 2022 г. когда в Стамбуле достигли договоренности на основе принципов, которые сами украинцы нам предложили. Они обратились с просьбой: в качестве жеста доброй воли остановить продвижение наших войск и даже отойти назад. Что мы и сделали. Единственным результатом было то, что Украине Запад, в лице тогдашнего премьер-министра Британии Б.Джонсона, запретил подписывать ей уже инициированный документ, заявив, что Украина должна продолжать дальше ослаблять Россию, и будет получать вооружение, проводить мобилизацию и воевать так долго, пока Россия не потерпит «стратегическое поражение» на поле боя.
Поэтому варианты с использованием «неких советов» с «той» стороны мы уже больше не принимаем. Президент России В.В.Путин четко сказал, что мы готовы вести переговоры и с Украиной, и с Европой, и с любыми представителями, которые в духе доброй воли хотели бы помогать достичь мира. Но боевые действия прекратим, только когда эти переговоры дадут твердый, устойчивый результат, устраивающий Российскую Федерацию. Безусловно, реалии на земле должны учитываться в условиях, когда нацистский режим в Киеве с 2019 г. принял серию законов, запрещающих русский язык во всех сферах жизнедеятельности: образовании на всех уровнях, СМИ, культуре.
Этот же режим недавно законодательно запретил каноническую Украинскую православную церковь. Это заставило жителей не только Крыма (которые сделали свой выбор в 2014 г. перед лицом нацистского переворота в Киеве), но и Донецкой, Луганской, Херсонской, Запорожской областей сделать свой выбор. Они не хотели оставаться под властью режима, истребляющего все русское на землях, которые столетиями осваивались русскими, где создавались города, строились заводы, фабрики, порты.
Они сделали свой выбор сейчас в соответствии с российской Конституцией. Этот выбор обрел международно-правовой статус. Уважение всех этих реалий является обязательным, равно как и категорическое невступление Украины в НАТО. Об этом должна быть четкая, «железобетонная» договоренность.
На встрече в Эр-Рияде с американскими коллегами приветствовали тот факт, что Президент США Д.Трамп публично и неоднократно называл линию «втаскивания» Украины в НАТО ошибкой. Он сказал, что, если бы он был президентом в те годы, он никогда бы не позволил такой линии возобладать. И тем самым, по его словам, не состоялось бы никакого кризиса.
Но то, что «втягивание» Украины в НАТО является одной из ключевых первопричин происходящего, в этом никаких сомнений нет. Один из советников Д.Трампа сказал, что ясно, что война была спровоцирована, причем совсем не обязательно ее спровоцировала Российская Федерация. Эта война долго готовилась Вашингтоном при демократах, Брюсселем, а также брюссельской бюрократией.
Второй первопричиной является геноцид всех русских и русскоязычных жителей юго-востока Украины, которые сделали свой легитимный выбор в пользу возвращения в Российскую Федерацию.
Какие гарантии безопасности? Здесь, в Стамбуле, в том же апреле 2022 г. обсуждались гарантии безопасности от имени пяти постоянных членов Совета Безопасности, а также от имени Турции, Германии, но при условии отказа от вступления в НАТО. Там подробно было расписано, как это должно выглядеть.
«На столе» были гарантии безопасности. Украинская делегация сама их сформулировала: внеблоковая политика без вступления в какие-либо военные союзы. Запад запретил. Поэтому, сейчас надо смотреть, кто окончательно это будет решать. Не думаю, что украинское руководство на что-то способно, кроме стремления заработать денег, в том числе в «торге» с США по вопросу о том, как расплатиться с той помощью, которой без всяких оправдательных документов администрация Дж.Байдена «накачала» украинское пространство.
Вопрос: Стив Уиткофф, один из участников российско-американских переговоров в Эр-Рияде, заявил, что проект Стамбульских договоренностей может снова лечь в основу урегулирования украинского кризиса. Можете ли Вы подтвердить или опровергнуть эту информацию? О каких консультациях 25 февраля между Россией и США говорил Д.Трамп?
С.В.Лавров: Что касается заявления С.Уиткоффа о том, что проект Стамбульских договорённостей от апреля 2022 г., может быть взят за основу урегулирования украинского конфликта. Я этого не слышал.
Могу подтвердить только одно. С таким утверждением неоднократно выступал Президент Российской Федерации В.В.Путин, напоминая о том, что в Стамбуле мы были буквально в «одном часе» от подписания полноценного договора на основе предложенных украинцами принципов, но Б.Джонсон запретил это делать. Глава украинской делегации на тех переговорах Д.Г.Арахамия, который возглавляет фракцию «Слуга народа» в Верховной Раде, в своем интервью публично подтвердил этот факт, что 3 года назад они были готовы подписать, но им запретили руководители режимов, которые находятся в Лондоне, в Брюсселе и тогда находились в Вашингтоне.
Принципы Стамбульских договоренностей - это прежде всего отказ от вступления в НАТО, от размещения военных баз, от военных учений с участием иностранных войск, внеблоковый статус и получение гарантии безопасности от пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также Турции, Германии и других желающих. Все это «сломали» и решили «подождать», и посмотреть в какую сторону будет клониться ситуация на поле боя. Вот дождались.
Что касается встречи с американцами в ходе российско-американских переговоров в Эр-Рияде, мы договорились о восстановлении каналов общения по всем вопросам в разных областях и по международным делам, включая Украину. Американцы должны определить своего специального представителя для этой цели.
Самое несложное, это наладить, как мы это и предложили, нормальную работу посольств - российского в Вашингтоне и американского в Москве. Для этой цели уже состоялись на прошлой неделе два технических предварительных контакта. На этой неделе состоятся полноценные консультации. Надеюсь, что они снимут искусственные препятствия, нагроможденные демократическими администрациями Соединенных Штатов за последние годы.
Вопрос: Как Вы оцениваете будущие отношения с Дамаском? Как Вы относитесь к сохранению военного присутствия США в Сирии после изменения власти в стране?
С.В.Лавров: Что касается военного присутствия Соединенных Штатов в Сирии и как к этому относиться, надо спрашивать не меня, а сирийское руководство. Даже сказал бы, сирийский народ.
В период до того, как власть поменялась, военное присутствие США играло негативную роль. Во-первых, это было присутствие без официального приглашения легитимных властей. Во-вторых, его сутью было «сидеть» на наиболее плодородных землях с точки зрения продовольствия, углеводородов, использовать доходы от незаконной продажи этих богатств сирийского народа для того, чтобы финансировать квазигосструктуры, активно создававшиеся американцами на северо-востоке Сирии, чтобы подпитывать курдский сепаратизм. Эту роль трудно оценить позитивно.
Сейчас надо смотреть, как к этому относится руководство Сирии и как это будет вписываться в подготовку и проведение крупного мероприятия – Всесирийского национального собрания. Оно должно положить начало инклюзивному процессу выработки договоренности о будущем страны с участием всех политических, этнических и конфессиональных групп.
Если увидим движение по этому пути, то это и будет играть позитивную роль для отношений Дамаска с Российской Федерацией, и со всеми другими странами, которые, как Министр иностранных дел Турции Х.Фидан подчеркнул в своем вступительном слове, заинтересованы в обеспечении суверенной, независимой, территориально целостной Сирии, живущей в мире и согласии со всеми своими соседями.