13:54

Двусторонние отношения со страной Великобритания ru

РОССИЙСКО-БРИТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В настоящее время отношения с Великобританией характеризуются жесткой конфронтацией вследствие занятой Лондоном откровенно враждебной позиции в контексте проведения Россией специальной военной операции (СВО). Британская сторона отвергает нашу аргументацию относительно генезиса нынешней ситуации на Украине и продолжает игнорировать все факты, свидетельствующие о безальтернативности действий по демилитаризации и денацификации этой страны.

В марте 2023 г. правительством Великобритании был опубликован обновленный «Комплексный обзор по вопросам внешней политики, обороны, безопасности и развития», в котором Россия вновь, как и в предыдущей редакции 2021 г., неоднократно прямо называется «наиболее острой угрозой безопасности» Великобритании. При этом в Лондоне заявляют о намерении совместно с союзниками по НАТО применять военный, разведывательный и дипломатический потенциал для успешного противостояния «ядерным, обычным и гибридным угрозам», исходящим от нашей страны.

Британское руководство выдвинуло в отношении России концепцию «вовлекать, но остерегаться», предполагающую готовность Лондона к общению с Москвой исключительно по узким вопросам, отвечающим интересам англичан, при сохранении крайне критического общего настроя и при позиционировании Великобритании в качестве лидера общезападных усилий по противодействию «агрессивной России».

Во взаимодействии с ключевыми зарубежными партнерами англичане упорно продвигают тезисы о необходимости введения новых антироссийских санкций, о важности продолжения арестов отечественных активов за рубежом, о создании условий для полной политической, торгово-экономической и гуманитарной изоляции нашей страны. По состоянию на апрель 2024 г. в соответствующем санкционном перечне Лондона, связанном с Россией, числятся 1701 физическое лицо и 298 организаций.

Развернутая при поддержке властей Великобритании масштабная антироссийская информационно-пропагандистская кампания вызвала рост русофобских настроений в британском обществе. Существенному давлению подвергается проживающая в стране русскоязычная община.

Правительство Великобритании прилагает активные усилия для организации по линии Международного уголовного суда расследования событий на Украине. Публично заявляется, что целью такого разбирательства является привлечение России и её руководства к ответственности за «военные преступления». При этом англичане продолжают накачивать киевский неонацистский режим летальными вооружениями и координируют аналогичные усилия со стороны НАТО. При явном попустительстве Лондона в событиях на Украине принимают участие британские наемники.

Следует в то же время констатировать, что российско-британские отношения продолжали развиваться по нисходящей в течение последнего десятилетия.

В связи с вхождением Крыма и г. Севастополя в состав Российской Федерации в 2014 г. Лондон заморозил работу ключевых двусторонних механизмов – Стратегического диалога в формате встреч министров иностранных дел и министров обороны, Межправительственного комитета по торговле и инвестициям (МКТИ) и Энергетического диалога высокого уровня.

Была приостановлена реализация всего комплекса вопросов двустороннего военного сотрудничества, включая работу по заключению соглашения по военно-техническому сотрудничеству (ВТС). Отменены военные визиты высокого уровня, заморожено ВТС.

Резкое обострение двусторонних отношений произошло в результате инцидента в г.Солсбери 4 марта 2018 г., связанного с предполагаемым отравлением бывшего сотрудника ГРУ С.Скрипаля и его дочери Юлии. Британское правительство, не дождавшись результатов собственного расследования и проигнорировав возможность задействования правовых механизмов и форматов, включая ОЗХО и Конвенцию Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам, пошло на беспрецедентный шаг, объявив ряд недружественных по отношению к Российской Федерации мер, используя в своих провокационных целях произошедшую трагедию.

14 марта 2018 г. бывший Премьер-министр Т.Мэй озвучила в Палате общин перечень антироссийских шагов в связи с «делом Скрипалей»: высылка 23 российских дипломатов; разработка «новых законодательных мер для укрепления защиты от всех форм враждебной государственной деятельности»; принятие поправок к законопроекту о санкциях «с целью укрепления полномочий по введению санкций в ответ на нарушения прав человека»; усиление контроля границы; заморозка российских государственных активов «в случае наличия доказательств их использования в целях, угрожающих жизни или имуществу британских граждан»; «принятие всех необходимых усилий против оргпреступности и коррумпированных элит»; прекращение всех двусторонних контактов высокого уровня; принятие других шагов, содержание которых «не может быть разглашено в интересах национальной безопасности».

В числе наших ответных мер – высылка 23 дипломатических сотрудников посольства Великобритании в Москве; отзыв согласия Российской Федерации на открытие и функционирование генерального консульства Великобритании в Санкт-Петербурге; прекращение деятельности представительства Британского совета в Российской Федерации.

Правительство Великобритании инициировало дальнейшее обострение, инспирировав высылку российских дипломатов рядом стран, главным образом, ЕС и НАТО.

В порядке ответной меры британской стороне было указано на необходимость до 1 мая 2018 г. путем соответствующих сокращений своего персонала привести суммарное количество работников посольства и генеральных консульств в России в соответствие с числом российских дипломатов и административно-технических работников, которые находятся в длительной заграничной командировке в Великобритании.

В ходе контактов с британской стороной мы последовательно настаиваем на профессиональном, объективном и непредвзятом подходе к расследованию всех обстоятельств случившегося. Неоднократно заявляли Лондону о нашей готовности к сотрудничеству по линии правоохранительных органов и соответствующих экспертов.

После формального выхода Великобритании из состава ЕС (1 февраля 2020 г.) Лондон активизировал свою политику по наращиванию санкционного давления на Россию.

В ответ на такие недружественные шаги англичан, активизировавшиеся после начала СВО, российской стороной на основе принципа взаимности вводятся персональные санкции в отношении представителей Великобритании, которые плотно вовлечены в антироссийскую деятельность (им закрывается въезд на территорию Российской Федерации).

Политический диалог. После начала СВО двусторонние контакты на высшем и высоком уровнях фактически прекратились. В предшествующие годы они проходили с различной интенсивностью.

19 января 2020 г. в Берлине «на полях» конференции по ливийскому урегулированию состоялась краткая встреча Президента России В.В.Путина с тогдашним Премьер-министром Великобритании Б.Джонсоном.

8 мая 2020 г., 25 октября и 13 декабря 2021 г., а также 2 февраля 2022 г. были проведены телефонные разговоры между лидерами России и Великобритании.

22 декабря 2017 г. состоялся визит в Москву тогдашнего британского мининдел Б.Джонсона.

6 мая 2020 г. и 17 июня 2021 г. по инициативе британской стороны были проведены телефонные разговоры С.В.Лаврова с бывшим главой Форин Офиса Д.Раабом.

22 сентября 2021 г. «на полях» Генассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась первая встреча С.В.Лавров с тогдашней мининдел Великобритании Э.Трасс.

2 декабря 2021 г. С.В.Лавров провел встречу с Э.Трасс «на полях» СМИД ОБСЕ в Стокгольме.

10 февраля 2022 г. в Москве состоялись переговоры С.В.Лаврова с Э.Трасс.

При этом до конца февраля 2014 г., когда в связи с событиями на Украине и вокруг Крыма британская сторона начала действия, направленные на свертывание двустороннего политического диалога, его развитие на различных уровнях шло по нарастающей.

Так, только в 2013-2014 гг. состоялось пять двусторонних встреч В.В.Путина с тогдашним Премьер-министром Великобритании Д.Кэмероном, включая рабочие визиты британца в Сочи и российского лидера в Лондон, а также беседы «на полях» многосторонних мероприятий.

13 марта 2013 г. в Лондоне было проведено единственное на данный момент заседание российско-британского Стратегического диалога в формате встречи министров иностранных дел и обороны двух стран (с российской стороны участвовали С.В.Лавров и С.К.Шойгу). Следующее заседание предполагалось провести в Москве в первой половине 2014 г., однако в связи с событиями на Украине Лондон от этих планов отказался.

Межпарламентское сотрудничество. Большинство депутатов обеих палат британского парламента придерживаются взглядов, совпадающих с официальными подходами правительства консерваторов к выстраиванию двусторонних межгосударственных отношений. Основной акцент делается на «российской угрозе» национальной безопасности Великобритании, «кибератаках русских хакеров» на британскую инфраструктуру и вмешательстве Москвы в местные электоральные процессы.

Ситуация существенно осложняется тем обстоятельством, что костяк группы по связям с Россией в британском парламенте составляют откровенные русофобы во главе с лейбористом К.Брайантом.

В 2022 г. после введения Лондоном односторонних санкционных ограничений вследствие начала СВО России на Украине показатели двусторонней торговли начали резко сокращаться. В 2023 г. объем российско-британского товарооборота сократился по сравнению с 2022 г. на 70,9% до 2,3 млрд долл. США. При этом российский экспорт уменьшился на 99% до 55,6 млн долл. США, импорт снизился на 13,8% до 2,3 млрд долл. США.

До февраля 2022 г. активно развивались контакты в культурно-гуманитарной сфере. В 2014 г. был проведен российско-британский перекрестный Год культуры. В 2016 г. прошел перекрестный Год языков и литератур, в 2017 г. – перекрестный Год науки и образования, а в 2019-2020 гг. – перекрестный Год музыки. С российской стороны усилия в рамках перекрестных годов координировались специальным представителем Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М.Е.Швыдким, у англичан за организацию этих проектов отвечал Британский совет.

Помимо «украинского досье» и «дела Скрипалей» в российско-британских отношениях сохраняется ряд других серьезных проблем, которые также пока не поддаются решению.

В январе 2016 г. в Великобритании был опубликован доклад судьи Р.Оуэна по итогам т.н. «публичного расследования» обстоятельств смерти А.Литвиненко. В документе содержатся обвинения в адрес высшего руководства России в «вероятной» причастности к отравлению А.Литвиненко полонием-210 в ноябре 2006 г. Со ссылкой на эти обстоятельства англичане отказываются от восстановления контактов с ФСБ России, что препятствует развитию российско-британского взаимодействия в области противодействия терроризму.

В настоящее время британские правоохранительные органы по-прежнему уклоняются от взаимодействия с Генпрокуратурой России по вопросам выдачи находящихся на территории Соединенного Королевства российских граждан, в отношении которых в России возбуждены уголовные дела.

По состоянию на апрель 2024