Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 12 марта 2020 года
СОДЕРЖАНИЕ
- Об открытии выставки, посвященной 75-летию установления дипломатических отношений с Венесуэлой
-
О начале судебного процесса по «делу МН17» в Окружном суде Гааги
-
О постановлении Европейского Суда по правам человека по делу «Полях и другие против Украины»
-
О трехсторонней Контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе
-
О 52-й годовщине провозглашения независимости Республики Маврикий
-
О рекомендациях МИД России по посещению стран, где зафиксирован коронавирус
-
О готовности и желании С.В.Лаврова провести встречу с польским коллегой
Сегодня мы проводим нетрадиционный брифинг. Мы проводим его в условиях, когда ВОЗ заявила о пандемии коронавируса. Мы, в том числе, руководствовались рекомендациями Организации, которая предложила для профилактики переводить массовые, публичные мероприятия, по возможности, в онлайн режим, используя возможности телекоммуникационных технологий, что мы и сделали. Поэтому сегодня брифинг будет проходить для журналистов дистанционно, но он полностью посвящен их вопросам, которые поступают до сих пор. В ходе брифинга буду на них отвечать.
Об открытии выставки, посвященной 75-летию установления дипломатических отношений с Венесуэлой
17 марта с участием руководства МИД России состоится церемония открытия выставки архивных материалов, посвященной 75-летию установления российско-венесуэльских дипломатических отношений. На мероприятие приглашены представители аккредитованного в Москве дипломатического корпуса, общественно-политических, научных и культурных кругов, СМИ.
В рамках экспозиции планируется представить документы и фотографии, рассказывающие об истории связей между нашими странами, начало которым было положено 14 марта 1945 г. путем обмена нотами между Послом СССР в США А.А.Громыко и Послом Венесуэлы в США Д.Эскаланте.
Сегодня отношения между двумя государствами выстраиваются на прочных традициях дружбы, солидарности и взаимовыгодного сотрудничества. Венесуэла – стратегический партнер России. В последние годы нам совместными усилиями удалось достичь существенного прогресса в продвижении обоюдовыгодных проектов в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере. Планомерно идет укрепление торгово-экономических, военно-технических и инвестиционных связей, а также расширяется взаимодействие по линии гражданского общества.
Наши страны совместно выступают против попыток силового диктата, отстаивают нормы и принципы международного права, включая невмешательство во внутренние дела государства, а также противодействуют применению односторонних незаконных санкций.
Предстоящая выставка, иллюстрирующая наиболее важные этапы российско-венесуэльской совместной истории, призвана стать еще одним свидетельством традиционно тесных уз дружбы и сотрудничества между двумя странами.
18 марта Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров выступит на «правительственном часе» в ходе пленарного заседания Государственной Думы по теме «О внешней политике Российской Федерации на современном этапе».
Планируется осветить широкий круг актуальных вопросов мировой политики, включая отношения с ведущими зарубежными партнерами, урегулирование кризисов в Сирии, Ливии и на Украине, противодействие санкционному давлению Запада, ситуацию с коронавирусной инфекцией. Кроме того, Министр иностранных дел России С.В.Лавров ознакомит законодателей с перспективами построения Союзного государства России и Белоруссии, углубления процессов интеграции в рамках ЕАЭС, а также будут затронуты и другие темы.
Регулярные встречи Министра с депутатами Государственной Думы позволяют повысить уровень взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти, а также обменяться мнениями о текущей международной ситуации и повысить координацию усилий в реализации единого внешнеполитического курса России.
18 марта в Москве состоится встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии П.Сиярто.
В ходе переговоров предполагается обсудить практические вопросы российско-венгерских отношений с акцентом на реализацию договоренностей, достигнутых 30 октября 2019 г. в Будапеште в ходе встречи Президента Российской Федерации В.В.Путина с Премьер-министром Венгрии В.Орбаном.
Состоится обмен мнениями по ряду актуальных международных тем, включая проблематику урегулирования внутриукраинского кризиса и обеспечения языковых прав нацменьшинств на Украине, а также ситуацию на Ближнем Востоке, в том числе в контексте совместной российско-венгерской инициативы оказания содействия христианским общинам, проживающим в этом регионе.
19-21 марта Российскую Федерацию с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел и сотрудничества Буркина-Фасо А.Барри.
Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет с ним переговоры 20 марта в Сочи. Главы внешнеполитических ведомств обсудят перспективы расширения двустороннего взаимодействия в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях.
Предстоит углубленный обмен мнениями по актуальной международной и африканской проблематике с акцентом на противодействие терроризму и экстремизму в Сахаро-Сахельском регионе.
Рассчитываем, что визит Министра иностранных дел и сотрудничества Буркина-Фасо А.Барри придаст важный импульс активизации традиционно дружественных связей между Россией и Буркина-Фасо в различных областях.
О текущей ситуации с коронавирусом Covid-19
Получено большое количество вопросов относительно того, как выстраивается работа МИД России в связи с коронавирусной инфекцией, ее распространением, рекомендациями ВОЗ, работой наших ведомств, соответствующими законодательными мерами, которые принимаются. Я сегодня не один раз буду возвращаться к этой теме.
Был задан вопрос: Принимаются ли какие-то меры безопасности, чтобы избежать заболевания в МИД России?
МИД участвует в работе Оперативного штаба (ОШ) по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территорию России. Также в Министерстве организован собственный штаб, который возглавил заместитель Министра иностранных дел И.В.Моргулов. Решения принимаются в координации с российскими ведомствами.
Очень распространённый вопрос: изменился ли график дипломатов? Могу сказать, что большое количество международных мероприятий перенеслось. Отменяется или корректируется график этих международных событий. В частности, вчера российская сторона получила обращение Председателя ГА ООН о дополнительных мерах и изменениях в программе работы Генеральной Ассамблеи в период с марта по апрель текущего года. Предлагается уменьшить количество дипломатов, которые посещают штаб-квартиру ООН для участия заседаниях ГА ООН, предлагается воздержаться от приглашения участников, которые проживают за пределами штата и города Нью-Йорк. Также есть предложение, которое было озвучено руководителем ГА ООН, отменить параллельные мероприятия, отложить или сократить масштаб празднования соответствующих дат (речь идет о национальных днях). Предлагается целый комплекс мер, мероприятия переносятся и корректируются. Конечно, все это сказывается на работе отечественных дипломатов как центрального аппарата, так и сотрудников посольств, постпредств, генеральных консульств.
В МИД России принято решение о сокращении краткосрочных командировок до необходимого минимума. В российских загранучреждениях решения о профилактических мерах принимаются с учетом ситуации в стране пребывания и в координации с центральным аппаратом.
Что касается работы нашего Департамента, в частности, мы перевели целый ряд медийных мероприятий в онлайн формат. Для этого есть все необходимые технологические возможности.
Еще один очень распространённый вопрос, который приходил к нам от журналистов: как регламентируется работа СМИ с учетом большого количества иностранных корреспондентов в Москве? На данный вопрос каждый корреспондент получил индивидуальный ответ, учитывая, что это касалось лично журналиста.
Я рассказала о тех мерах, которые предпринимаются в МИД России.
Могу сказать и о текущей ситуации в целом.
За последние несколько дней случаи коронавируса зарегистрированы в еще большем количестве государств, в которых раньше этот вирус не фиксировался. На сегодняшний день инфекция коснулась более 110 стран мира, число заболевших превысило 119 тыс. человек. Повторю, в этой связи Всемирная организация здравоохранения охарактеризировала коронавирус Covid-19 как пандемию.
Практические все страны, как затронутые, так и незатронутые инфекцией, усиливают профилактические и контрольно-ограничительные меры (вводятся все более строгие карантинные режимы, закрываются пункты пропуска на границах, отменяются массовые общественные мероприятия). В частности, я еще раз хотела бы обратить ваше внимание на ситуацию в Италии. Итальянским Правительством введен ряд чрезвычайных мер, включая ограничения на въезд/выезд. Почему я это делаю повторно? Во-первых, потому что, к сожалению, Посольство Италии в Москве распространяло не совсем корректную информацию в ответ на российские меры и предупреждения, во-вторых, так как запрет на внутренние перемещения между областями и проведение массовых мероприятий, закрытие образовательных учреждений, музеев, кинотеатров, театров, горнолыжных курортов и рекреационных заведений касается большого количества туристов.
Мы обращаем особое внимание, что в рамках реализации властями Италии плана борьбы с распространением болезни иностранных граждан, прибывающих на Апеннины в туристических целях, обязывают возвращаться обратно тем же рейсом. В их числе уже немало россиян, несмотря на все наши предупреждения. При этом временно находящимся на территории Италии иностранным гражданам разрешено покинуть страну при условии отсутствия выраженных симптомов заболевания.
Мы вновь рекомендуем гражданам России временно воздержаться от поездок в Италию до момента официального объявления о стабилизации ситуации. Тем из них, кто сейчас находится на территории данного государства, следует предусмотреть скорейшее возвращение в Россию и предпринять конкретные практические меры, которые рекомендованы соответствующими российскими ведомствами.
Для получения актуальной информации о распространении коронавируса в очередной раз советуем следить за публикациями на веб-ресурсах МИД России и наших загранучреждениях, включая аккаунты в социальных сетях и, безусловно, я не устаю это повторять, новостную ленту мобильного приложения «Зарубежный помощник». Просьба загрузить само приложение на мобильное устройство и за ним следить. Мы публикуем там самую актуальную информацию.
Ситуация с нашими гражданами, находящимися на карантине за границей, оказание им необходимого содействия остается по-прежнему в числе ключевых приоритетов российских загранучреждений.
Это не последнее, что я скажу сегодня на данную тему, так как вопросы поступают от различных СМИ.
За последнее время удалось преодолеть опасный всплеск напряженности в Идлибской зоне деэскалации. Это стало возможным благодаря договоренностям, достигнутым в ходе встречи Президента России В.В.Путина и Президента Турции Р.Т.Эрдогана 5 марта в Москве.
В практическом плане подписанный по итогам саммита Дополнительный протокол к Меморандуму от 17 сентября 2018 г. позволил прекратить с 6 марта боевые действия по существующей линии соприкосновения в зоне деэскалации. Данный режим в целом соблюдается, что способствует заметной стабилизации обстановки в Идлибе. Кроме того, было принято решение о создании коридора безопасности вдоль трассы М4 и организовать совместное российско-турецкое патрулирование в данном районе. По поступающим сообщениям, уже ведутся работы по возобновлению транспортного сообщения по дороге М4.
В настоящее время продолжаются контакты по линии министерств обороны России и Турции с целью обеспечения выполнения достигнутых договоренностей. Рассчитываем, что это поможет добиться устойчивой стабилизации в Идлибе, улучшить гуманитарную обстановку, позволит внутренне перемещенным лицам вернуться в места постоянного проживания.
Следует особо отметить, что в Дополнительном протоколе зафиксированы принципиальные положения о приверженности суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии. Отмечена также решимость продолжать борьбу со всеми террористическими группировками, признанными таковыми СБ ООН, вплоть до их уничтожения.
На северо-востоке Сирии в целом сохраняется стабильная обстановка в результате реализации российско-турецкого Меморандума от 22 октября 2019 года. К негативным факторам относим активизацию т.н. «спящих ячеек» ИГИЛ и незаконное присутствие международной коалиции во главе с США. Не способствует укреплению безопасности в Заевфратье и политика Вашингтона по поощрению курдского сепаратизма и расхищению сирийских природных ресурсов.
Серьезные опасения вызывает отсутствие продвижения в решении проблем лагерей беженцев «Аль-Хоуль» и «Рукбан», находящихся на неподконтрольных Дамаску территориях. Призываем стороны, контролирующие данные районы, обеспечить, как минимум, базовые потребности находящихся там внутренне перемещенных лиц и не допустить гуманитарной катастрофы.
Вызывает обеспокоенность и продолжение Израилем практики нанесения односторонних воздушных ударов по сирийской территории с нарушением суверенитета соседних арабских стран. Последняя такая атака была произведена израильскими самолетами 5 марта из воздушного пространства Ливана. В результате погиб один сирийский военнослужащий, более 10 получили ранения. Считаем, что подобные произвольные силовые действия подрывают региональную безопасность и способствуют росту напряженности.
В то же время на фоне общей стабилизации обстановки в Сирии выступаем за активизацию гуманитарного содействия этому государству и помощи в возвращении беженцев. Отмечаем в этой связи координацию между Дамаском и Бейрутом по данным вопросам. В частности, на прошлой неделе Дамаск с рабочим визитом посетил Министр по социальным делам и туризму Ливана Р.Мушаррафия, который провел консультации с главой координационного штаба Сирии по возвращению беженцев Х.Махлюфом.
Кроме того, поддерживаем налаживание эффективного взаимодействия сирийского Правительства с международными гуманитарными агентствами. Недавно Дамаск посетили Президент МККК П.Маурер, исполнительные директора ЮНИСЕФ Х.Фор и Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) Д.Бизли. Помогают сирийцам и на двусторонней основе. По поступающим сообщениям, Китай предоставляет Дамаску пятый по счету гуманитарный грант в размере порядка 14 млн долл.США. В Японии также заявили о намерении выделить гуманитарную помощь Сирии на сумму около 5 млн долл.США по линии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) и ВПП ООН.
Приветствуем постепенную нормализацию контактов Сирии с арабскими странами. Считаем, что этот процесс отвечает интересам укрепления региональной безопасности и стабильности.
В Москве продолжают внимательно следить за развитием военно-политической и гуманитарной обстановки в Йеменской Республике.
К сожалению, сравнительно продолжительный период времени, в течение которого наблюдалось общее снижение уровня насилия, судя по всему, подошел к концу. По поступающей информации, начались ожесточенные боестолкновения в провинциях Маариб и Джоуф, а авиация воюющей на стороне Президента Йемена А.Хади «аравийской коалиции» вновь стала подвергать ракетно-бомбовым ударам позиции хуситского движения «Ансар Алла». В свою очередь хуситы возобновили обстрелы саудовской территории.
По-прежнему пробуксовывает реализация Стокгольмских договоренностей, достигнутых участниками конфликта в декабре 2018 года. Многие положения этого соглашения, касающиеся, в частности, разъединения войск в районе Ходейды и снятия блокады Таиза, остаются только на бумаге.
Сохраняет актуальность и задача претворения в жизнь Эр-Риядских договоренностей между Правительством А.Хади и Южным переходным советом от 5 ноября 2019 года. Исходим из того, что от этого будет зависеть не только обстановка на йеменском юге, но и перспективы стабилизации в масштабах всей страны.
Подтверждаем принципиальную позицию России о необходимости скорейшего прекращения вооруженного противостояния и запуска под эгидой ООН инклюзивных межйеменских переговоров. Также твердо убеждены, что продвижение в направлении урегулирования стоящих перед Йеменом многочисленных проблем, включая вопросы ее территориально-государственного устройства, возможно исключительно через диалог и учет интересов всех ведущих политических сил страны.
В контактах с вовлеченными и заинтересованными сторонами намерены и далее всемерно содействовать достижению этой цели.
О проекте строительства плотины ГЭС Хидасэ на Ниле
Вопрос египетского телеканала «Ten-TV»: В последнее время обострилась напряженность между Египтом и Эфиопией из-за проекта строительства плотины ГЭС Хидасэ на Ниле и отказа Эфиопии подписать соглашение об урегулировании работы плотины. На саммите Россия-Африка в Сочи, российская сторона выразила готовность стать посредником в решении этого вопроса. Может ли Россия повторить эту инициативу сейчас в свете обострения данного вопроса?
Ответ: Во-первых, я хотела бы отметить, что Россию связывают традиционно дружественные отношения с Египтом и Эфиопией. Мы внимательно следим за развитием ситуации, которая складывается в связи со строительством плотины «Возрождение» (Хидасэ) на р.Голубой Нил. Россия заинтересована в том, чтобы имеющиеся между Каиром и Аддис-Абебой противоречия были урегулированы как можно скорее путём переговоров в рамках существующих механизмов – на равноправной основе, при соблюдении норм международного права, с учётом законных интересов каждой из стран.
Мы намерены и далее содействовать поиску взаимоприемлемых компромиссов в контактах со всеми заинтересованными сторонами.
Вопрос от «92 News Pakistan»: Долгожданное перемирие между Правительством Афганистана и Движением талибов (ДТ) оказалось под угрозой после того, как Правительство «раскрыло карты», отказавшись освобождать заключенных из числа сторонников ДТ. Вместо согласованных 5 тыс. решено освободить только 1500 человек.
В стране прошли две параллельные церемонии инаугурации президентов, и создается впечатление, что настоящего мира в ближайшее время не предвидится. Что Вы скажете по этому поводу?
Вопрос от «Asia News»: Госдепартамент США опубликовал заявление с возражением против создания параллельных правительственных структур после прошедших в Афганистане выборов. Какова позиция России в этом вопросе?
Ответ: Хотела бы обратить внимание журналистов, которые прислали эти вопросы, и широкой общественности на комментарий, который был опубликован на официальном сайте МИД России 11 марта. Он полностью посвящен этой теме.
В нем говорится о состоявшихся 9 марта в Кабуле двух параллельных церемониях инаугурации основных соперников на выборах президента Афганистана А.Гани и А.Абдуллы.
Вызывает обеспокоенность то, что складывающаяся кризисная ситуация, в том числе в отношении всей картины, которая описана выше, чревата дальнейшей дестабилизацией и без того сложной внутриполитической ситуации в стране и негативными последствиями для запуска инклюзивных межафганских переговоров, перспективы которых открылись после заключения американо-талибского соглашения в Дохе 29 февраля текущего года.
Напомню, российская сторона приветствовала его подписание и надеется на то, что оно будет полностью выполнено, о чем мы также говорили ранее. Рассчитываем, что в ближайшее время удастся устранить все препятствия на этом пути, в том числе и урегулировать вопрос об освобождении из заключения 5 тыс. талибов и 1 тыс. военнослужащих правительственных сил накануне запуска прямых межафганских переговоров о мире и постконфликтном устройстве страны, как и записано в упомянутом соглашении.
Мы призываем всех ответственных политических деятелей Афганистана руководствоваться исключительно общенациональными интересами, а также сосредоточить усилия на продвижении процесса национального примирения, ведущего к прекращению гражданской войны и возрождению мирного, единого и самостоятельного государства, свободного от терроризма и наркопреступности.
Готовы и впредь оказывать дружественному афганскому народу всемерную поддержку в интересах скорейшего достижения указанных целей.
Обратили внимание на появившуюся в одном из Интернет-изданий информацию о том, что на брифинге в МИА «Россия сегодня» cпецпредставитель Президента Российской Федерации по Афганистану З.Н.Кабулов якобы заявил о «возможности ввода российских войск в Афганистан для борьбы с терроризмом, если об этом попросят афганские власти».
Хотела бы со всей ответственностью и в данном случае намерено используя эту формулировку, заявить о том, что это утверждение абсолютно не соответствует действительности и ни в какой форме российским cпецпредставителем не высказывалось. Ни одно из СМИ, которые присутствовали на брифинге, за исключением данного Интернет-издания, не публиковало подобных заголовков, статей, данных. Все это можно расценивать в лучшем случае как крайне неудачную интерпретацию слов российского дипломата. Я надеюсь, что речь не идет о намеренном искажении и некоем фейке. Я в большей степени уверена, что речь идет о проблемах с формулированием у тех, кто готовил этот сюжет для Интернет-сайта.
Российская позиция по данному вопросу хорошо известна. Она заключается в том, что Россия ни при каких обстоятельствах не планировала и не планирует направлять свои войска в Афганистан. Речь может идти только о возможности расширения сотрудничества с Афганистаном в борьбе с терроризмом и наркоугрозой через взаимодействие в военно-технической сфере, а также в области подготовки квалифицированных кадров, которое осуществляется и в настоящее время в формах, о которых все прекрасно знают. Мы регулярно на эту тему публиковали материалы.
Мы обращаемся к СМИ с просьбой быть более профессиональными и подходить к выполнению своих обязанностей с соответствующей долей ответственности, потому что подобные интерпретации и даже искажения данных, заявлений может обернуться большими проблемами в восприятии сообщений в различных странах. Мы готовы всегда отвечать на интересующие вопросы, давать дополнительные разъяснения.
О начале судебного процесса по «делу МН17» в Окружном суде Гааги
9-10 марта состоялись первые слушания в Окружном суде Гааги по «делу о крушении рейса МН17» в небе над восточной Украиной в июле 2014 года.
В ходе прошлого брифинга мы уже давали развернутый ответ накануне судебного процесса, говоря о том, что западными СМИ была развернута беспрецедентная обвинительная медийная кампания, которая переросла в прямое давление на суд и нагнетание антироссийских настроений.
Теперь, когда первые слушания состоялись, подтвердилась обоснованность наших оценок. Несмотря на то, что суд в эти дни занимался рассмотрением абсолютно процессуальных вопросов, в том числе графика и порядка заседаний, явки их участников, ажиотаж вокруг процесса не только не спадал, но и продолжал подпитываться со стороны целого ряда западных политиков, а также следователей и прокуроров.
Обратила на себя внимание, на мой взгляд, бесцеремонная линия стороны обвинения, которая открыто форсирует рассмотрение этого трудного дела и требует от суда лишь поскорее формально санкционировать навязываемую единственную версию произошедшего. Я приведу лишь один факт в качестве примера. Голландские прокуроры уже на данном этапе перешли к цитированию показаний неких анонимных свидетелей, якобы располагающих неоспоримыми доказательствами вины подсудимых. При этом общественность в очередной раз по принципу «хайли лайкли» запугивают триллерами на тему деятельности российских спецслужб, якобы пытающихся установить личности свидетелей, запугать их, помешать усилиям по установлению истинной картины трагедии. Очень много за эти дни было распространено фейков.
Я хотела бы напомнить: Россия не является участником судебного процесса. Более того, утверждения о причастности нашей страны к катастрофе не имеют под собой никаких оснований и базируются на сомнительных источниках.
Обвинения выдвинуты в отношении гражданина Украины и трех граждан России, интересы одного из которых представляют адвокаты. Они уже призвали суд внимательно изучить все материалы дела, которые занимают более 30 тыс. страниц. На это, согласитесь, (эти оценки разделяют даже непрофессионалы) требуется определенное время. Защита не без основания поставила вопросы, которые многократно задавались и нами, и нидерландскими парламентариями, о том, почему Украина не закрыла свое воздушное пространство над зоной боевых действий и почему эта тема до конца не была расследована. До сих пор остаются без видимой реакции десятки других обоснованных вопросов, задаваемых следствию не только российской стороной, но и теми политиками, журналистами и представителями гражданского общества, которые не приняли мейнстримовскую версию, которая была практически насильно им предложена.
Мы не намерены предвосхищать решения суда. Надеемся, что в ходе процесса будет непредвзято рассматриваться вся доступная информация, а не только аргументы стороны обвинения. Если суд будет действительно независимым и беспристрастным, ему придется досконально изучить всю совокупность фактов вокруг этой трагедии, назначить дополнительные экспертизы (это очевидно), допросить других свидетелей и специалистов, а не тех, которые подобраны прокурорами. Подробно нужно будет проанализировать действия, а может быть и бездействие властей Украины, проверить аутентичность представленных обвинением фото-, видео- и аудиоматериалов. Это только первичный взгляд на то, что предполагается сделать судом, если он действительно является беспристрастным.
О постановлении Европейского Суда по правам человека по делу «Полях и другие против Украины»
Обратили внимание на отказ Большой палаты Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) удовлетворить ходатайство Украины о пересмотре вынесенного 17 октября 2019 г. палатой из 7 судей постановления по жалобе «Полях и другие против Украины». В этом постановлении было установлено нарушение прав украинских чиновников в связи с увольнением по закону «Об очищении власти». Таким образом, изначальное решение ЕСПЧ, подтверждающее нарушение Украиной своих обязательств по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, вступило в силу.
Рассчитываем на то, что украинские власти в рамках своих обязательств по статье 46 Конвенции предпримут все необходимые шаги для исполнения данного постановления ЕСПЧ, в том числе меры по исключению несоответствующей советоевропейским стандартам практики люстрации на Украине.
О продолжающейся дискриминации русского языка на Украине
Неоднократно привлекали внимание к тому, что линия официального Киева на насильственную украинизацию в стране не только нарушает общепринятые международные нормы в сфере обеспечения прав национальных меньшинств, но и провоцирует раскол и ненависть в и без того поляризованном украинском обществе.
Примеров масса. На днях львовский лицей №45 подвергся настоящей травле националистов за объявление о наборе учеников в русскоязычные начальные классы. В социальных сетях даже звучали призывы сжечь это учебное заведение.
Дико наблюдать этот пещерный национализм в ХХI-м веке в стране, которая декларирует приверженность европейским ценностям и стремится в Евросоюз.
В своей фанатичной борьбе со всем русским украинские власти доходят до абсурда. В конце февраля текущего года печально известный Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания запретил ретрансляцию трех российских каналов, ссылаясь на необходимость «обеспечения защиты украинского информационного пространства от пропагандистской аудиовизуальной и печатной продукции государства-агрессора». По такой серьезной формулировке можно подумать, что речь идет о каких-то центральных политических и аналитических программах, где есть какие-то элементы, как им видится, пропаганды российской точки зрения. Может быть речь идет о российских телеканалах, на которых показываются ток-шоу, аналитические и итоговые программы, посвященные украинской повестке дня? Но нет, эта убойная формулировка коснулась таких каналов, как «Еврокино», «Топшоп ТВ» и «Зоопарк», основная «вина» которых заключается в том, что они вещают на русском языке.
Своими действиями киевские власти открыто демонстрируют пренебрежение своей собственной Конституцией, которая в статье 10 гарантирует защиту русского языка. Кроме того, Киев не соблюдает обязательства по Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о правах ребенка, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1986 г., Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года. Этот список международно-правовых документов можно продолжать еще долго.
В очередной раз призываем международные правозащитные институты дать четкую и адекватную оценку фактам нарушения прав русскоязычного населения Украины и побудить Киев отказаться от политики дискриминации в отношении русского языка.
О трехсторонней Контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе
В контексте Украины я хотела бы также ответить на вопрос Федерального агентства новостей: «Трехсторонняя Контактная группа по урегулированию ситуации в Донбассе уже 25 марта может предложить новый механизм для диалога сторон конфликта на юго-востоке Украины. Как МИД России оценивает текущий процесс урегулирования в Донбассе? Когда мир придет на украинскую землю?».
На эту тему вчера достаточно подробно высказался заместитель руководителя Администрации Президента России Д.Н.Козак. В частности, он отметил, что к договоренностям нужно «относиться бережно, чтобы они не сорвались». Мы можем только со своей стороны призвать всех прислушаться к этому мудрому совету.
В последние годы Киев сделал столько заявлений, во многом взаимоисключающих, противоречащих логике и смыслу и принятых документов, и взятых на себя обязательств, что давно уже пора заняться не разговорами, а делами. Если нынешнее украинское руководство будет демонстрировать конструктивный настрой, то такая позиция, такой настрой обязательно найдет соответствующий отклик и у всех остальных участвующих сторон, в первую очередь, в рамках Контактной группы в Минске.
О «российском вмешательстве» в выборы в Гайане
Я хотела бы коснуться и других тем, других регионов. Мы обратили внимание на публикации в Гайане, которые касались российского вмешательства в выборы уже в этой стране. Где мы только не «вмешивались в выборы», вот теперь дошло дело и до Гайаны. Я хочу сказать, что речь идет не только о публикациях, но и о тиражировании заявлений официальных лиц этого государства о депортации из этой страны трех человек «российского происхождения», из-за, якобы, их «вмешательства» в проходившие там выборы. Я хотела бы вновь подтвердить принципиальную позицию о российском категорическом неприятии любых форм вмешательства во внутренние дела государств.
Я хотела бы также обратить внимание, что каких-либо официальных обращений по упомянутому вопросу от властей Гайаны не поступало. Исходим из того, что если у наших партнеров возникли какие-либо реальные озабоченности, они должны их адресовать в первую очередь нашей стране по существующим каналам, а не заниматься вот такой вот публичной самодеятельностью в информационном пространстве. Не знаю, для чего это делается, для своих политических каких-то интересов, сложно сказать. Но в любом случае мы будем обязательно обращать внимание на эти вещи, заниматься их опровержением и далее.
Желаем дружественной Гайане, с которой нас связывают прошедшие испытание временем прочные узы конструктивного сотрудничества, успешно завершить избирательный процесс в рамках правового поля при абсолютном уважении суверенитета этой страны и права ее народа самостоятельно, без деструктивного вмешательства извне определять пути своего политического и социально-экономического развития.
О ситуации на армяно-азербайджанской границе
Также мы получили вопрос от Общественного телевидения Армении. Вопрос сам по себе похож уже на готовый ответ, так что я позволю себе сократить вступительную часть этого обращения и сфокусироваться на сути темы, которая интересует наших армянских коллег: «Как Вы прокомментируете агрессивные действия Азербайджана на армяно-азербайджанской границе»?
К сожалению, на границе и на линии соприкосновения продолжаются случаи нарушения режима прекращения огня. В результате есть убитые, раненые. В этой связи хотела бы выразить соболезнования родным, близким погибших.
Мы призываем стороны проявлять сдержанность, воздержаться от использования силы и активизировать переговорный процесс, направленный на достижение урегулирования политическими средствами.
Могу вас заверить, что мы продолжим следить за этой темой и давать оперативные комментарии на этот счет.
О 52-й годовщине провозглашения независимости Республики Маврикий
12 марта Республика Маврикий празднует 52-ю годовщину провозглашения независимости. Как известно, остров Маврикий был открыт в начале XVI века португальцами. В 1598 г. был занят голландцами, в 1715 г. перешел под управление Франции, а с 1810 г. находился во владении Британии. 12 марта 1968 г. Маврикий был объявлен независимым государством в составе британского Содружества.
Спустя несколько дней после освобождения Маврикия от колониальной зависимости – 17 марта 1968 г. – наши страны установили дипломатические отношения, которые продолжают успешно развиваться.
Тем не менее, процесс деколонизации Маврикия до сих пор не может считаться полностью завершенным – на протяжении многих лет приоритетной задачей дипломатии этой страны является вопрос восстановления суверенитета Порт-Луи над отчужденными Великобританией в 1965 г. территориями, а именно, архипелагом Чагос. Мы, кстати говоря, эту тему комментировали неоднократно.
Лондон упорно не желает решать эту проблему, отказываясь тем самым выполнять Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам (резолюция 1514 Генеральной Ассамблеи ООН от 1960 г.), а также резолюцию 2066 ГА ООН от 1965 г., в которой Великобритании предписано не предпринимать шагов, нарушающих суверенитет Маврикия.
В июне 2017 г. ГА ООН приняла резолюцию относительно запроса консультативного заключения Международного суда (МС). Это дало старт соответствующему судебному производству и в феврале 2019 г. МС вынес свое решение, признав, что деколонизация Маврикия не завершена должным образом до тех пор, пока спорные острова остаются под британским управлением.
В мае 2019 г. ГА ООН большинством голосов – Россия также проголосовала «за» – поддержала новый маврикийский проект резолюции о правовых последствиях отделения архипелага Чагос от территории Маврикия, в которой, ссылаясь на заключение МС, потребовала от Лондона в течение не более шести месяцев с момента ее принятия вывести с Чагоса свою колониальную администрацию. К сожалению, Великобритания и на этот раз отказалась выполнить предписание Генеральной Ассамблеи ООН.
Высоко ценим дружественный характер отношений между Россией и Маврикием. В ноябре 2017 г. Москву с рабочим визитом посетил Министр иностранных дел, региональной интеграции и внешней торговли Маврикия С.Лачминараиду, у которого остались очень теплые воспоминания от состоявшихся встреч и в целом о нашей стране. Напомню, что прошли переговоры с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым. 17 марта 2018 г. главы внешнеполитических ведомств двух стран обменялись поздравительными телеграммами по случаю 50-летия установления дипломатических отношений между нашими странами.
24 октября 2019 г. «на полях» саммита Россия – Африка в Сочи Президент России В.В.Путин провел беседу с и.о. Президента Республики Маврикий П.Ваяпури.
Мы поздравляем наших друзей с их национальным праздником и выражаем уверенность, что традиционные отношения дружбы и плодотворного сотрудничества между нашими государствами продолжат и далее успешно развиваться на благо народов двух стран, в интересах мира и стабильности в Восточноафриканском регионе.
5 марта в МИД России по инициативе Департамента по вопросам новых вызовов и угроз состоялась презентация для представителей компетентных российских ведомств глобального проекта Управления ООН по контртерроризму (УКТ) по обмену данными на авиапассажиров.
Глава секции по обеспечению авиабезопасности и противодействию перемещению террористов данного управления Й.Постма представил соответствующий программный комплекс, который данная структура предлагает использовать государствам-членам для выявления передвижений лиц, причастных к террористической деятельности.
В ходе встречи затрагивались и некоторые другие практические аспекты сотрудничества между Россией и ООН в сфере борьбы с международным терроризмом и преступностью, прежде всего – касающиеся задач противодействия иностранным террористам-боевикам и укрепления в этих целях погранбезопасности.
С российской стороны вновь подтверждена полная поддержка антитеррористических усилий Управления ООН по контртерроризму.
Об обсуждении дела Дж.Ассанжа на Постоянном совете ОБСЕ
Дело Дж.Ассанжа рассматривалось на Постоянном совете ОБСЕ. 7 марта российская делегация инициативно поставила вопрос о продолжающейся политической расправе над основателем сайта «Wikileaks». Еще раз повторю, речь идет о заседании Постоянного совета ОБСЕ.
Мы высказали свою критику в связи с преследованием журналиста и нарушением его прав. Я считаю, что эта формулировка далека от истины по той простой причине, что мы можем уже говорить о применении пыток, прямом издевательстве, доведении до крайнего состояния конкретного человека, журналиста, публициста, общественного деятеля. Это уже не является преследованием и неким нарушением его прав. Речь идет действительно о преступлении в «прямом эфире», которое может закончиться просто фатально.
Напомню, что свою жесткую, резкую критику выражали и «Репортеры без границ», и спецдокладчик ООН по вопросам пыток Н.Мельцер. Не экстрадировать заключенного в США также призвали Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ А.Дезир и комиссар Совета Европы по правам человека Д.Миятович. Они подчеркивали, что в США ему грозит несоразмерный тюремный срок, если не смертная казнь.
В ходе заседания Постсовета Россия вновь отметила неприемлемость лишения публициста возможности получения адекватной медицинской помощи (а это может просто стоить ему жизни) и беспрепятственного общения с адвокатами.
Однако, Великобритания и США придерживаются другой позиции. По их мнению, «дело Ассанжа» не имеет ничего общего со свободой слова и свободой СМИ, а распространение им секретной информации, якобы, «поставило под угрозу жизни многих людей».
То есть, Лондон и Вашингтон фактически обвиняют журналиста в распространении правды, объясняя это угрозой жизни. В то же время, я хотела бы напомнить, что военная агрессия Запада против хотя бы только Ирака, ставшая одним из предметов расследования Дж.Ассанжа, представлялась именно как «защита правды» при том, что в основе всей информационной кампании и Вашингтона, и Лондона, как раз были не просто ложные императивы, а прямые фейки. Это, конечно, апофеоз какой-то имперской логики, двойных стандартов и лжи - все, что происходит вокруг Дж.Ассанжа и, конечно, в первую очередь это касается позиций Вашингтона и Лондона.
Заботятся о жизнях, которые поставлены под угрозу те, кто своими действиями повлек жертвы и создал не просто угрозу жизням миллионов, а стал причиной начала прямой агрессии, а соответственно, гибели сотен тысяч мирных гражданских лиц, может быть даже и миллионов, и я говорю только об Ираке.
У мировой общественности отсутствуют сомнения в политической подоплеке кампании по преследованию Дж.Ассанжа. Мы призываем правозащитное сообщество и профильные международные структуры продолжать оказывать все усилия для того, чтобы в отношении Дж.Ассанжа восторжествовала справедливость или, по-крайней мере, чтобы его сейчас усилиями Вашингтона и Лондона просто не убили.
Вопрос: В Москве, в Министерстве иностранных дел России, одна за другой проходят встречи с представителями палестинских движений. Какова конечная цель этих встреч? Собирается ли Москва организовать для палестинцев всеобщую конференцию для национального примирения?
Ответ: Действительно, с конца февраля текущего года руководство МИД России проводит очень интенсивные контакты с представителями различных палестинских движений. Приведу несколько примеров. 27 февраля состоялись развернутые консультации с членом ЦК ФАТХ Х.Шейхом, 2 марта – с председателем Политбюро движения ХАМАС И.Ханией, 5 марта – с председателем движения «Палестинская национальная инициатива» М.Баргути, 11 марта – с генеральным секретарем движения «Исламский джихад» З.Ан-Наххаля. В ближайшее время ожидается приезд в Москву лидеров других политических сил Палестины.
Рассчитываем, что результатом этих контактов станет новая общепалестинская встреча в Москве. С нашей точки зрения, она должна помочь достигнуть договоренности о восстановлении национального единства на политической платформе Организации освобождения Палестины. Считаем, что преодоление раскола между Рамаллой и сектором Газа является ключевым условием налаживания устойчивых прямых палестино-израильских переговоров с целью комплексного урегулирования палестино-израильского конфликта на основе общепризнанной международно-правовой базы, включающей соответствующие резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, а также Арабскую мирную инициативу.
Я также обратила внимание на целый ряд публикаций, которые не рассматривают эти встречи в комплексе, вырывают их из контекста. Попросила бы ориентироваться на то, о чем я сейчас сказала, а именно – на комплексный, всеохватывающий взгляд на российские усилия по встрече с представителями различных палестинских политических сил и на те цели, которые преследует Россия – я только что о них сказала.
Вопрос: Повлияет ли ситуация с коронавирусом на график Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, в том числе на его возможную поездку в Японию?
Ответ: Начинала сегодняшний брифинг с изменений, которые имеются в графике российских дипломатов как в России, так и за рубежом, или влияют на его выстраивание. Безусловно, мы принимаем во внимание рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), руководствуемся всеми мерами, рекомендациями, указаниями, вырабатывающимися Оперативным штабом. У нас есть и собственные меры, рекомендации, которые оперативно утверждаются руководством Министерства, и являются указанием для действий сотрудников МИД России.
Что касается конкретно Японии, в настоящее время могу сказать, что даты следующего контакта глав внешнеполитических ведомств России и Японии не согласованы, потому говорить о каком-либо воздействии на этот процесс коронавируса не следует. Эти темы друг с другом точно не связаны.
Вопрос: Как поменялась ситуация для французских туристов после недавних рекомендаций французской дипмиссии об отмене поездок в Россию, связанных с распространением коронавируса? Какие этапы проверки должен пройти французский гражданин при въезде в Россию? В каком случае он может быть помещен в карантин? В каком виде организован карантин в России – это специализированная больница или отель?
Ответ: Таких вопросов поступает очень много. Хотела бы еще раз подчеркнуть, что вопросы, касающиеся приезда туристов в нашу страну, регулируются решениями российского Оперативного штаба, а также властей регионов и субъектов Федерации.
Просьба, во-первых, внимательно следить за новостями Штаба и, во-вторых, использовать для получения оперативных ответов указанные там телефоны либо возможности для онлайн-связи.
Вопрос: Планирует ли Россия приостановить транспортное сообщение с республиками Закавказья в связи с распространением эпидемии коронавируса?
Ответ: Подобные решения относятся исключительно к компетенции Оперативного штаба. Вновь подчеркну: все, что касается регламентаций, рекомендаций, принятия соответствующих законодательных актов о приезде туристов, делегаций в нашу страну из-за рубежа, не имеет под собой политической подоплеки. Главный тезис, причина и методология принятия мер связаны с вопросами здравоохранения, медицины, безопасности. При этом мы также принимаем во внимание рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и аккумулируем международный опыт противодействия данной – теперь уже можно говорить – пандемии в различных регионах мира.
Политики нет. Смело могу сказать, что внешнеполитическое ведомство в данном случае вторично и лишь только повторяет те рекомендации, которые вырабатываются в Штабе. Повторю, представитель МИД России участвует в работе Штаба – это заместитель Министра иностранных дел России И.В.Моргулов.
Вопрос: Планирует ли МИД России давать дополнительные рекомендации по посещению стран, где зафиксирован коронавирус, с учетом того, что их число растет? Как изменился график зарубежных поездок российских дипломатов?
Ответ: Я уже ответила на вторую часть вопроса.
Вновь повторяю: вопросы, связанные с рекомендациями по посещению стран, где зафиксирован коронавирус, обсуждаются на заседаниях Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России. Там же принимаются соответствующие решения – не в МИД России. Они принимаются Штабом в межведомственном формате – коллективно, коллегиально, исходя из тех основных целей и задач, для которых он и был создан.
Что касается графика поездок, то, как я уже сказала, краткосрочные командировки российских дипломатов, по решению руководства МИД России, минимизированы. Это решение введено в действие несколько дней назад. Руководствуемся этим.
Вопрос: Ситуация с распространением короновируса в мире стремительно развивается. Каждый день увеличивается число заболевших. В связи с этим возникает вопрос, уведомляли ли Министерство иностранных дел России зарубежные представители по дипломатическим каналам о том, что они не смогут посетить празднование дня победы в Москве? Если да, то от каких стран поступили подобные сообщения?
Ответ: Буквально два часа назад пресс-секретарь Президента России Д.С.Песков прокомментировал этот вопрос. Хочу обратить ваше внимание на то, что организация саммитов и мероприятий на высшем уровне – прерогатива Администрации Президента и комментируется ее представителями. Ответ на этот вопрос уже был дан Д.С.Песковым.
Вопрос: Есть ли у С.В.Лаврова желание и готовность провести встречу с польским коллегой? Как Россия относится к идее возобновления работы российско-польской группы по сложным вопросам?
Ответ: Хочу обратить ваше внимание на то, что Россия, Москва, российские дипломаты, другие официальные лица никогда не уходили от диалога с Варшавой. Также напомню, что контакт на уровне руководства Министерства иностранных дел, в частности Министра с его польским коллегой, имел место на полях сессии Комитета министров Совета Европы в Хельсинки 17 мая 2019 года. Мы ведем контакты между МИДами и на других уровнях, они не были заблокированы. Главное, чтобы был результат, потому что эти встречи проводятся не ради встреч как таковых, а ради результата. А результат очевиден – это развитие двусторонних отношений, а не их блокирование. Соответственно, в данном случае Москву упрекнуть не в чем. Мы всегда нацелены на диалог, всегда исходим из необходимости развития двусторонних отношений в интересах народов наших стран и ответственно относимся к публичным заявлениям по различным, в т.ч. сложным, вопросам.
Что касается деятельности двусторонней группы по сложным вопросам, вытекающим из истории двусторонних отношений, то, как известно, этот формат создавался с целью разгрузить политический диалог. В условиях, когда Варшава такой диалог самостоятельно, инициативно заблокировала, приостановила все механизмы сотрудничества и отказалась от Соглашения о безвизовом общении жителей Калининградской области и соответствующих регионов Польши, мы не думаем, что избирательный подход к выправлению диалога отвечает декларируемому Министром иностранных дел Польши желанию улучшить отношения с Россией. Повторю, мы открыты к нормальному, равноправному диалогу с Варшавой на понятных условиях, о которых я говорила сегодня. Цель должна быть очевидна – это развитие отношений, а не их блокирование.
Вопрос: Французская газета «Ле Монд» отказала МИД России в публикации опровержений статьи, опубликованной в январе и содержащей ложные сведения о деятельности МИД. Какие меры будут приняты Министерством? Какие дальнейшие шаги ожидать?
Ответ: Я уже давала подробный комментарий относительно сложившейся ситуации с «Ле Монд». Считаем, что со своей стороны МИД России предпринял все необходимые возможные усилия для того, чтобы решить этот вопрос цивилизованными методами, способами, принятыми во всем мире, для привлечения внимания редакции этого СМИ к допущенной ошибке – публикации недостоверной информации. Мы предоставили возможность (даже просили о ней) исправить допущенную ошибку.
Однако в «Ле Монд» не просто решили этого не делать, но и сочли уместным открыто, демонстративно выразить свое нежелание. Считаем, что такие действия говорят сами за себя: такая политика газеты – это яркое проявление того, как издание относится к своей аудитории и как решает для себя вопросы этики в профессии. Это удар по репутации издания.
Как мы уже подчеркивали, отказав нам в публикации опровержения, французское издание нарушило ключевой принцип международной журналистской этики – обеспечение права заинтересованной стороны на ответ на страницах СМИ в случае публично допущенной в ее адрес неточности или искажения. Он закреплен в ряде международных документов, под которыми французское журналистское сообщество не просто подписывалось, но и принимало активное участие в их разработке на волне подлинных демократических процессов в 50-60-х гг. ХХ в.
Мы воспринимаем действия «Ле Монд» как негативный пример журналистской работы, пренебрежения демократическими стандартами и принципами в работе СМИ, о которых так любят рассуждать в Париже. Будем предавать этот эпизод дальнейшей огласке, использовать его в качестве примера на профильных международных площадках, направим соответствующие материалы в ОБСЕ.
***
Поступило большое количество вопросов от японских журналистов о том, как меры, предпринимаемые для борьбы с распространением коронавирусной инфекции, касаются их лично, а также деятельности конкретных журналистов. Мы ответим им в индивидуальном плане.
Меня поразил вопрос: карантин для журналиста подразумевает самоизоляцию или насильственное помещение на карантин? Есть что рассказать японским коллегам о разнице между самоизоляцией и карантином. На все вопросы мы ответим дополнительно, т.к. они касались личных аспектов деятельности.