Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных и европейских дел Хорватии Г.Грлич-Радманом по итогам переговоров, Москва, 17 января 2022 года
Уважаемые дамы и господа,
Провели очень хорошие переговоры. По традиции они прошли в дружественной обстановке. Обмен мнениями носил открытый и доверительный характер.
Обсудили как подготовить мероприятия, которые призваны отметить тридцатилетие установления дипломатических отношений, установленных 25 мая 1992 г.
Выразили надежду на то, что после определенного спада в прошлом году товарооборот восстановит свою поступательную тенденцию. Подчеркнули важное значение заседаний межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которая состоялась в Загребе в прошлом месяце.
Отметили сотрудничество по линии бизнес-структур, включая ПАО «Лукойл», ПАО «Сбер», ПАО «Банк ВТБ», АО «Зарубежнефть». Поддерживаем активизацию бизнес-контактов, включая планируемое учреждение российско-хорватского Делового совета.
Высказались в пользу дальнейшего наращивания культурных, гуманитарных, научных, образовательных, спортивных связей. Обсудили ход работы над соглашением по учреждению в Хорватии Российского культурного центра.
У нас обоюдная заинтересованность в развитии сотрудничества в сфере туризма. Этому способствует тот факт, что с июня 2021 г. авиасообщение возобновилось и весьма бурно развивается.
Оценили наше взаимодействие в Организации Объединенных Наций, в том числе по вопросам взаимной поддержки кандидатур на выборах в органы ООН.
Как всегда мы обмениваемся мнениями по региональным проблемам. Особое внимание уделили ситуации на Балканах, Боснии и Герцеговине, диалогу между Белградом и Приштиной.
По вопросам, которые касаются отношений между Россией и Евросоюзом, между Россией и НАТО дали нашим хорватским друзьям необходимые разъяснения. Подчеркнули, что неизменно ценим взвешенную, конструктивную позицию Хорватии по решению проблем, которые накопились между Россией и Евросоюзом, между Россией и НАТО.
Признателен г-ну Министру и его делегации за эту встречу. Рассчитываю, что итоги переговоров будут полезны для дальнейшего развития нашего политического диалога и взаимодействия на мировой арене.
Вопрос (перевод с хорватского): Как Вы оцениваете ситуацию в Боснии и Герцеговине и Республике Сербской?
С.В.Лавров: Россия, как и наши хорватские коллеги, выступает за неукоснительное следование Дейтонским соглашениям. Сейчас предпринимаются активные попытки превратить Боснию и Герцеговину (БиГ), в которой два энтитета и три государствообразующих народа с равными правами, в унитарное государство. При поощрении некоторых западных стран, прежде всего США, в этих неблаговидных целях используется «демонизация» Республики Сербской и её руководства. Видим очевидную дискриминацию боснийских хорватов. Такое положение призваны исправить запущенные избирательные реформы. Их нужно как можно скорее завершить с прочной опорой на Дейтонские принципы равноправия трех государствообразующих народов и двух энтитетов.
При всех призывах не вмешиваться во внутренние дела других стран США назначили специального представителя по проведению избирательной реформы в Боснии и Герцеговине. Это к вопросу о сферах влияния. Считаем это показательным с точки зрения подхода США к проблемам на Западных Балканах. Проблемы избирательной реформы, как и все другие в БиГ, должны решаться в соответствии с Дейтоном, используя Парламентскую ассамблею, Президиум и другие структуры этого государства. Надеемся, что Евросоюз будет способствовать возвращению к основам – Дейтонским принципам – и не продолжит относиться к Западным Балканам как к зоне своего влияния.
Несколько лет назад тогдашняя глава дипломатии ЕС Ф.Могерини заявила, что западные Балканы – район, где со всеми проблемами будет разбираться Евросоюз, и другим туда лучше не подключаться. Эти примеры показательны с точки зрения ведущихся сейчас переговоров по гарантиям безопасности, с инициативой которых выступила Российская Федерация.
Вопрос: Если диалог России с США и НАТО по гарантиям безопасности пойдет по негативному сценарию, договориться не удастся, будем ли мы готовы противостоять Западу в одиночку? Потребует ли это дополнительного, более углубленного сотрудничества с нашим стратегическим партнером – Китаем – для противостояния военной угрозе и обещанным «адским» санкциям со стороны европейцев и американцев?
С.В.Лавров: Не выстраиваем нашу политику по принципу «что будет, если». Это скорее манера наших западных коллег, грозящих санкциями в отношении Российской Федерации практически ежедневно, по поводу и без. Твердо рассчитываем на обещанные нам конкретные ответы на проекты документов, которые Россия передала США и членам НАТО. Есть основания полагать, что на днях пройдут некоторые контакты на эту тему.
В концентрированном виде наши вопросы сводятся к тому, как конкретно Запад собирается выполнять свои обязательства, закрепленные в документах саммитов ОБСЕ в Стамбуле в 1999 г. и в Астане в 2010 г. В этих документах записано, что государства ОБСЕ не будут укреплять собственную безопасность за счет безопасности других. На пространстве ОБСЕ ни одно государство, группа стран или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в этом регионе. Это неотъемлемая часть компромиссов и решений, принятых на высшем уровне в ОБСЕ. Хотим получить ответ на вопрос: как Запад планирует выполнять то, под чем он подписался. В очередной раз хочу заверить, что наше руководство в состоянии надежно защитить российские интересы как с точки зрения безопасности, так и в плане обеспечения прав наших граждан.
Что касается отношений с КНР, то они не подвержены какой-либо конъюнктуре. Развиваются независимо от того, что по этому поводу думают наши западные коллеги. Не дружим с Китаем против кого бы то ни было.
Вопрос (перевод с хорватского) : На недавней пресс-конференции, говоря об Украине Вы сказали, что Россия никогда не угрожала Украине, украинскому народу, наоборот – Украина угрожала России и русскому народу. Что Вы этим хотели сказать?
С.В.Лавров: Сегодня обсудили накоротке эту тему. Хорватия, когда говорит о готовности обсуждать с Украиной опыт реинтеграции национальных меньшинств, имеет в виду решение гуманитарных вопросов, создание необходимых условий для уважения особых культурных, образовательных, языковых прав меньшинства, то некоторые официальные лица на Украине эту тему препарируют таким образом, что можно использовать опыт боевых действий, которые были в середине 90-х г.г. в этом регионе.
Такие намерения возможны. Надеюсь, что до этого дело не дойдёт. Они достаточно опасны на фоне заявлений того же Президента В.А.Зеленского о том, что кто из граждан Украины ощущает себя русским, пусть убирается в Россию.
Наш сегодняшний разговор с г-н Министром показал, что в Загребе понимают риски подобных попыток украинского режима, интерпретировать договорённости, которые достигаются между Киевом и Загребом в русле своих намерений и попытаться применить силовые варианты решения проблемы Восточной Украины.
Для украинского режима никакого «плана Б» быть не может. Есть только Минские соглашения, которые, как подчеркнул в своём вступительном слове г-н Министр, Киев обязан досконально выполнить.
Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать слова заместителя госсекретаря США В.Нуланд о том, что у США имеет 18 различных сценариев на случай вторжения России на Украину?
С.В.Лавров: Д.С.Песков уже изложил нашу позицию на сей счёт. Могу только предположить дополнительно. США располагают около 17 специальных и разведывательных служб. 17 плюс госдепартамент – 18. 18 сценариев. Может быть, они объявляют у себя внутри «конкурс».
Не забудем и о том, что американские официальные лица сказали и насчёт самой темы «вторжения» России на Украину. Распространили полную дезинформацию о том, что мы готовим провокацию с нападением чуть ли не на русскоязычное население в Донбассе, чтобы получить предлог для того самого «вторжения». Причём Дж.Псаки сказала, что это уже было в 2014 году.
Нынешняя трагедия в современной Украине началась в 2014 г., но не из-за некой провокации со стороны России, а в результате поддержанного и организованного в значительной степени по линии США государственного переворота.
Сегодня, безусловно, Украина находится под внешним управлением США. Вашингтон вполне в состоянии заставить киевский режим выполнить Минские договорённости.
Эта тема обсуждалась и в ходе саммита президентов В.В.Путина и Дж.Байдена в июне 2021 г. в Женеве. Там мы увидели и услышали понимание США сути Минских договорённостей: оно, прежде всего, в особом статусе Донбасса. Этим, надеюсь, американские коллеги займутся.