Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 31 августа 2022 года
СОДЕРЖАНИЕ
-
О выступлениях С.В.Лаврова перед студентами МГИМО МИД России и учащимися гимназии им. Е.М.Примакова
-
О борьбе с российской «пропагандой» и «дезинформацией» в ФРГ
-
О докладе МИД России о героизации нацизма и проявлениях неонацизма и расизма
-
Об опросе общественного мнения в связи с операцией США в Афганистане
-
О некоторых высказываниях О.Шольца в отношении расширения ЕС и отказе от принципа единогласия
-
О перспективах разблокирования транспортных связей на Южном Кавказе
-
О взаимодействии между оборонными ведомствами России и Ирана
-
О содействии России в разрешении конфликта между Азербайджаном и Арменией
Буквально через час начнутся переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран Х.Амирабдоллахианом.
Как ожидается, министры обменяются мнениями по ряду актуальных международных вопросов, включая ситуацию вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, положение дел вокруг Украины, Каспийского моря, в Сирии, Афганистане, Закавказье.
Намечено также обсуждение двусторонней повестки дня, в первую очередь, ее торгово-экономической составляющей в контексте реализации ключевых совместных проектов в области энергетики и транспорта, а также перспектив наращивания научно-технических и культурно-гуманитарных связей. Подробные материалы в преддверии переговоров были опубликованы на сайте МИД России и в официальных аккаунтах в социальных сетях.
О выступлениях С.В.Лаврова перед студентами МГИМО МИД России и учащимися гимназии им. Е.М.Примакова
Сложилась прекрасная традиция – 1 сентября, в День знаний, Министр посещает подведомственные учебные заведения и встречается со студентами-первокурсниками и преподавателями МГИМО. В ходе своего выступления С.В.Лавров осветит актуальные аспекты международной повестки дня, ответит на интересующие студентов вопросы. Встречи всегда интерактивные, проходит живой диалог. Трансляция будет доступна на наших ресурсах в интернете.
В тот же день глава внешнеполитического ведомства будет участвовать в мероприятии, посвященном Дню знаний, в автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Областная гимназия им. Е.М.Примакова».
5 сентября Министр иностранных дел Республики Таджикистан С.Мухриддин посетит Российскую Федерацию с официальным визитом. Запланированы его переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым. Встреча состоится в преддверии главного национального праздника Таджикистана – Дня независимости (9 сентября).
В ходе переговоров стороны рассмотрят график встреч и мероприятий на высшем и высоком уровнях до конца текущего года, а также значимые аспекты двусторонней повестки дня. Особое внимание будет уделено торгово-экономическому и культурно-гуманитарному сотрудничеству, обороне и безопасности, миграционной политике, подготовке кадров, совместным мерам в сфере биобезопасности, включая эпидемиологические вызовы, и информбезопасности. Предстоит обсудить реализацию договоренностей, достигнутых в ходе последних контактов президентов России и Таджикистана.
Состоится обмен мнениями по актуальным региональным и международным проблемам, включая ситуацию в Афганистане.
В рамках визита планируется подписание программы сотрудничества между министерствами иностранных дел двух стран на 2022-2023 гг.
О ситуации в Донбассе и вокруг Украины
Шесть месяцев на Украине и в Донбассе продолжается специальная военная операция. Ежедневно мы убеждаемся в том, что у России не было иного выбора кроме как безотлагательно встать на защиту многострадального населения ДНР и ЛНР, приступить к демилитаризации и денацификации Украины, устранению исходящих с её территории угроз безопасности нашей страны. Как неоднократно говорило руководство нашей страны, все эти задачи будут обязательно реализованы.
В последнее время в Киеве уже не скрывают того, что давно начали подготовку к вооружённому противоборству с Россией. Это ответ на вопрос тех, кто говорил, что ничего не знает, не понимает. Мол, всё произошло внезапно для всех, а «мирный киевский режим» пытался, но никак не мог выполнить Минские договоренности.
26 августа с.г. секретарь СНБО А.М.Данилов открыто признал (не в ходе допроса пока ещё, а в интервью), что в украинском руководстве буквально на следующий день после саммита «нормандского формата» в Париже в декабре 2019 г. пришли к выводу о «неизбежности большой войны с Россией». Цинизм подобных заявлений просто зашкаливает. Именно Президент В.А.Зеленский тогда сделал всё, чтобы не допустить реальных шагов по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины, а затем начал обвинять Россию в якобы нарушении достигнутых договорённостей. Потом вообще сказал, что киевскому режиму пора обзавестись ядерным оружием – тогда дела, мол, наладятся. Как мы всегда говорим, правда пробивается на свет божий. Украинские деятели, понимая неизбежность правосудия над ними, начинают давать признательные показания в эфире телевизионных программ. Они сами сознаются в том, кто в действительности не выполнял Минские соглашения, кто готовился к войне, кто делал это в теории и на практике, получая поставки западных наступательных вооружений, а также прогнозируя боевые действия. Это признание «могильщиков» собственной страны.
Другим свидетельством, подтверждающим неонацистскую сущность нынешнего украинского режима, стали русофобские откровения Посла Украины в Казахстане П.Ю.Врублевского. Прямая цитата человека, который называет себя не просто представителем Украины, а украинским послом. 22 августа с.г. это «явление» (дипломатом такого человека нельзя назвать) публично заявил следующее: «Стараемся их (русских) убить как можно больше. Чем больше мы убьём русских сейчас, тем меньше придётся убивать нашим детям. Вот и всё». Да, в одном он прав – вот и всё. Они сами во всём признались.
Нацизм, фашизм, национализм – неопроявления того, что должно было остаться в исторической памяти (не только наколки свастики, символика батальона «Азов», уходящие корнями к нацистским батальонам СС). В первую очередь, это идеология, не допускающая развития культуры идентичности народов, которые населяют исторические земли. Это идеология человеконенавистничества. Ненависти до уровня желания уничтожить представителей одной национальности, культурной группы. Просто потому, что они не нравятся или их считают конкурентами на каких-то направлениях. Это и есть то, против чего восстали люди в Донбассе, от чего убежали крымчане. Это то, что сейчас не может стать для нас моментом принятия, т.к. стало бы нашим коллаборационизмом, соглашательством с неонацистской идеологией.
Киевский режим заговорил сам. Сложно сказать, от страха, глупости или от того, что находятся в шоковом состоянии. Человек действительно дает возможность сознанию (или сознание само не спрашивая его) выйти на первый план, раскрыть свою подноготную. Пусть с этим разбираются психологи, психотерапевты, политологи, историки. Они сами себя начали обличать. До этого не было так массово. Видели элементы, раскрывающие эту суть. Теперь они заговорили все.
Был наш комментарий относительно высказываний посла Украины в Казахстане. Видели реакцию казахстанских коллег. Просто так это не будет оставлено.
Всё это делается Киевом, в том числе и в расчете на получение от Запада, прежде всего США, новых видов современного вооружения и очередных траншей финансовой помощи. Почему я увязываю националистическую, неонацистскую деятельность, логику и идеологию киевского режима с США? Вы можете сказать, что это натянутая параллель. Нет. Напомню заявление дважды бывшего президента США (сына бывшего президента США) Дж.Буша-младшего. Пару месяцев назад он сформулировал то, что украинский посол в Казахстане повторил. Это были слова представителя американского политического (финансового, экономического, энергетического) истеблишмента. Тот самый «deep state», внутреннее государство. Дж.Буш-младший, думая, что разговаривает с В.А.Зеленским, сказал, что украинская миссия состоит в том, чтобы «убить как можно больше русских». Поэтому, комментируя националистическую логику, я сразу же говорю о Вашингтоне и тех, кто является идейными вдохновителями киевского режима на данном треке.
По сообщению американских СМИ, вопросы новых траншей финансовой помощи и т.д., а также ситуация «на земле» будут обсуждаться на уже пятом по счёту заседании «контактной группы по оборонному содействию Украине» в «формате Рамштайн», которое пройдёт в очном режиме 8 сентября под председательством главы Пентагона Л.Остина. Круг замкнулся.
Сегодня союзные силы пусть и постепенно, но уверенно продвигаются вперед, шаг за шагом избавляя и освобождая Донбасс от неонацистов, превративших его города и сёла за последние восемь лет в свои укрепрайоны. Всё это вызывает озлобление в военно-политическом руководстве киевского режима, который отдает безумные и преступные приказы о массированных ударах по гражданским объектам в ДНР, ЛНР и на освобождённых территориях Запорожской и Херсонской областей с целью причинить максимальный ущерб, добиться еще большего числа жертв и пострадавших среди мирного населения. С особым остервенением украинские вооружённые силы бьют по детским садам, школам и другим образовательным учреждениям, что в преддверии 1 сентября выглядит ещё более кощунственно. Мы всё это проходили. Прекрасно помним бесланскую трагедию, которая произошла как раз тогда, когда дети пошли в школу. Людей, совершивших это, весь мир называет террористами. Люди, обстреливающие и наносящие удары по детским учреждениям (тем более 1 сентября), – террористы. Других определений для них быть не может.
Крайнюю озабоченность вызывает растущая напряженность вокруг крупнейшей в Европе Запорожской АЭС. Удивительно, что только у нас. Как будто АЭС находится в географически удаленном от той же Европы месте, а её население защищено. Как будто это другая «сказка», а всё, что в ней произойдет, никого из ныне живущих (в частности на европейском континенте) не затронет. Это «сон разума». Украинские неонацисты активно применяют натовские вооружения – крупнокалиберную артиллерию, РСЗО, беспилотники – для обстрелов по её объектам, включая те, разрушение которых может привести к непредсказуемым последствиям. Представители западных либеральных режимов даже не задают себе вопрос, не используется Украиной ли поставляемое оружие для обстрела Запорожской АЭС. Они даже не рассуждают, что если трагедия произойдет, то просто потому, что будут использованы их боеприпасы. Речь, в частности, идёт об энергоподстанциях, хранилищах отработанного и ещё не использованного ядерного топлива и др. Рассчитываем, что запланированное на сегодня – 31 августа – начало визита на АЭС инспекторов МАГАТЭ поможет остановить зарвавшиеся власти Украины в их стремлении спровоцировать ядерную катастрофу и прекратить этот ядерный шантаж.
Мы уже не раз обращали внимание на антигуманное отношение Киева к человеческой жизни. ВСУ и националистические группировки продолжают применять недопустимые методы ведения боевых действий, используют мирных граждан в качестве «живого щита». Буквально на днях стало известно, что ВСУ использовали химические отравляющие вещества против российских военнослужащих в Запорожской области.
Поражает позиция западных стран и Секретариата ООН. На прямые вопросы, кто обстреливает Запорожскую АЭС, они заявляют, что не знают. У них нет на этот счет позиции. То есть как нет? По неким «массовым, групповым изнасилованиям» у них есть. Мол, они точно знают, что это делают россияне. По другим преступлениям – сразу указывают в сторону Москвы. Тут же – странная аморфность. Чего не хватает? Дронов для слежения, данных со спутников, информации «на земле»? Что их удерживает от того, чтобы назвать вещи своими именами и вспомнить, что обстрелы идут со стороны, подконтрольной киевскому режиму? Хотя бы направление ветра могут определить? Тогда, наверное, могут сказать, откуда ведутся обстрелы. Что случилось? Что вдруг запамятовали?
В свою очередь, в военно-гражданской администрации региона сообщают, что власти Украины могут перейти к бактериологическим провокациям и террору по отношению к населению области. На фоне непрекращающихся обстрелов ВСУ по мирным городам ДНР и ЛНР, а также ряда областей юго-востока Украины давно стало ясно, что киевскому режиму всё равно, что будет с людьми на этих территориях. И не только на этих, учитывая, что они обстреливают ядерный объект.
Понимаю, что ЕС сейчас занят «важнейшей» темой – давать или нет визы гражданам России. Но у радиации нет паспортов. Ей не нужны визы для пересечения границ. Если на Запорожской АЭС что-то произойдет, то будет не до виз, паспортов и границ. По какой-то непонятной причине Евросоюз никак не озабочен этим вопросом. Немало было сделано саморазрушительного, самоубийственного европейскими либеральными режимами. Возможно, это еще одна «монетка в копилку».
Убеждены, что после завершения специальной военной операции все жители нынешней Украины смогут начать мирную жизнь в свободной стране, где нет ни нацистов, ни обстрелов городов, ни дискриминации (по национальному или языковому признаку), где уважаются международные гуманитарные нормы, права и свободы каждого гражданина.
О поставках Румынией оружия на Украину
Одно из новостных агентств Румынии сообщило о состоявшемся на днях телефонном разговоре министра обороны этой страны В.Дынку с украинским коллегой А.Ю.Резниковым, который благодарил за недавно одобренный пятый пакет румынской военной помощи для вооруженных сил Украины, включая стрелковое оружие, боеприпасы, запчасти для продукции военного назначения.
Данная тема впервые столь явно вышла в публичное пространство, хотя и ранее в соцсетях появлялись видеоматериалы, свидетельствующие об использовании ВСУ снарядов румынского производства. Но не было «прямой» фактуры.
Официальный Бухарест избегает гласности в этих вопросах, предпочитая рассказывать румынской и международной общественности исключительно о «гуманитарной» поддержке Украины. Теперь понятно, что означает слово «гуманитарный». Отрабатывая общенатовские разнарядки по отправке туда все новых партий смертоносных грузов, румынские представители, очевидно, испытывают моральную неловкость, осознавая реальные последствия этой идеологически обусловленной политики. Надо отбросить ложный стыд и во всем признаться. Сказать своему народу и всему миру, как дела обстоят на самом деле. Не бойтесь.
Накачка оружием украинских националистов, воюющих против собственного народа, лишь затягивает конфликт (вдруг в Бухаресте об этом не знают) и ведет к росту числа человеческих жертв. Те, кто способствуют этому, разделяют с киевским националистическим режимом ответственность за все новые преступления, кровь и страдания людей. Если официальные власти Румынии считают, что это всё лирика, – их точка зрения. Но было бы неплохо поделиться «откровениями» относительно поставок. Что они отправляют киевскому режиму?
О борьбе с российской «пропагандой» и «дезинформацией» в ФРГ
Обратили внимание на усилившуюся в последнее время раскрутку германскими властями тематики мнимой российской угрозы по распространению дезинформации и пропаганды.
17 августа с.г. было опубликовано заявление германского Федерального ведомства по защите конституции, посвященное возможным последствиям конфликта на Украине для внутренней безопасности в ФРГ, препровожденное соответствующими комментариями его главы Т.Хальденванга. Немецкими контрразведчиками прогнозируется рост интенсивности российской пропаганды с целью «нагнетания страхов среди населения Германии по поводу критической угрозы дефицита энергии и продовольствия в стране» и, тем самым, внесение раскола в немецкое общество.
Давайте разберемся. Это мы рассказываем, сколько и как немцам надо мыться? Посольство России в Берлине регулярно информирует население Германии, как им экономить электроэнергию, мыть посуду, принимать душ? Кто себе такое позволяет? Мне казалось, это делает Канцлер ФРГ О.Шольц, всевозможные министры правительства страны каждый день. Делают это инициативно, отвечая на вопросы граждан или в интервью. Г-н Т.Хальденванг, вы считаете своих коллег по германскому правительству тоже считаете дезинформаторами, пропагандистами, работающими на внесение раскола в немецком сообществе? Или им можно?
Мы вообще ничего не говорим про дефицит энергии. Делали всё, чтобы в Германии этого не было. Строили газопровод совместно с немецкими компаниями. Понимаю, удобно делать вид, что не знаете об этом или не помните. Но это говорит уже не столько об амнезии, сколько о глубинных психологических проблемах на грани психиатрии. Вы не знаете, что мы поставляли и поставляем Германии ресурсы? Не знаете, что именно нынешнее германское правительство (по указке из Вашингтона) делает всё, чтобы разрушить энергетическое взаимодействие с нашей страной. Не Германия поставляет России ресурсы, а Россия Германии. Разрушая энергетическое сотрудничество, нас обвиняете в угрозе дефицита энергии? Вы с ума сошли. И это не метафора.
Параллельно на сайте МВД ФРГ размещена подробная «брошюра-инструкция» для широких слоев населения о противодействии российской пропаганде и дезинформации. В условиях усиления дезинформационной активности со стороны российских государственных СМИ, «близких к Москве» интернет-ресурсов, а также аккаунтов, принадлежащих МИД России и российским диппредставительствам к рядовым немцам обращен призыв проявлять бдительность, не принимать на веру всё подряд и не участвовать в распространении непроверенных сообщений. Это каких? Можно в брошюре (или рядом) перечислить примеры «непроверенных сообщений», которые немецкие граждане могут случайно, бесконтрольно распространять? Кто будет проверять, что можно писать, а что нет? МВД Германии? У них будет сайт по проверке «допущенных» и «недопущенных» сообщений? Это называется по-другому. Даже не цензура, а тотальный контроль над гражданами. Нужно называть вещи своими именами. В качестве «надежных» источников информации рекомендуются исключительно новостные сообщения системных германских СМИ, материалы и сайты германских органов власти. Это тоже не цензура? Буквально год назад немецкие СМИ выявили большой пласт дезинформирующих материалов, которые они сами же распространяли, проводили расследования, увольняли сотрудников, говорили о проблемах в местных медиа. Или все равно? Раз германское, то можно? Тогда к этому надо по-другому относиться. Заявить, что в Германии вводится тотальная цензура, найден «внешний враг», которого будут обвинять во всех внутренних проблемах, только одна идеология и информация является верной – распространяемая официальным Берлином. О дефиците энергии он говорить может (и это правильная информация), а в контексте международных поставок – больше никто. Необходимо привести пару примеров, чтобы всем было понятно, в том числе немцам.
В этой связи хотелось бы отметить, что голословные инсинуации германских властей о «российской пропаганде» и «дезинформации», охотно подхватываемые и распространяемые в ФРГ местными СМИ на протяжении многих лет, нас уже давно не удивляют. Именно Берлин, используя все ресурсы,заблокировал вещание телеканала RT на немецком языке, приватизировал себе право на использование этого языка, чего-то сильно испугавшись. Вся эта «драматургия» длилась около года. Однако в этот раз немцам удалось «прыгнуть выше головы». Получается, что германские власти упрекают нас ровно в том, в чем практически на ежедневной основе упражняются их системные СМИ, тиражирующие истории о вине России в ухудшении социально-экономического положения в Германии и необходимости жесткой экономии энергоресурсов «назло Путину». Определитесь, есть в Германии проблемы с энергетикой или нет. Если есть, опубликуйте поименный список, кому можно об этом говорить, а кому нет. Вполне в духе Дж.Оруэлла Берлин собственными руками сеет панику среди населения, одновременно выдавая происходящее за «происки Кремля». Опять надо определиться. Если это «происки Кремля», значит в Германии есть проблемы. Но о них говорить нельзя. То есть, проблем нет. Тогда и происков нет. Или есть, но до Германии они не доходят.
По сути, опубликовав упомянутые выше материалы, Берлин публично расписался в прогрессирующей утрате контроля над логикой. Соответственно, той странной заряженностью уже не русофобского, а болезненного характера, который они направляют в немецкое медиапространство. Выходит, что развернутая им агрессивная агитация не срабатывает и не оказывает ожидаемого воздействия на настроения в германском социуме. В Германии, судя по всему, растет количество людей, задыхающихся от медиаабсурда. Они задают неудобные вопросы, сомневаются в правильности действий властей в отношении России и в принципе позиции Германии в международных отношениях. На этом фоне в ход идут опробованные инструменты зачистки информационного поля от любых источников альтернативных точек зрения. Стигматизации подвергаются все отклонения от «генеральной линии» германского официоза. Таков на текущий момент плюрализм мнений в ФРГ, которая столь усердствует в поучении других «демократическим ценностям». Нет таких ценностей в Германии.
Об антироссийских заявлениях официальных лиц Черногории
Обратили внимание на заявления ряда официальных лиц Черногории о том, что за недавними кибератаками на информационную структуру правительства данного государства якобы стоят российские спецслужбы.
Расцениваем тиражируемые в черногорских СМИ обвинения в адрес России как безответственный и лишенный элементарной логики пример политической атрибуции компьютерных инцидентов в стиле «хайли лайкли». Обращаем внимание на уже общепризнанный факт проведения в иностранном адресном пространстве киберопераций «под чужим флагом».
С сожалением констатируем, что Подгорица предпочитает «мегафонную дипломатию» предметному диалогу по вопросам компьютерных инцидентов. Мы открыты к взаимодействию, несмотря на политическую ангажированность, заряженность на различия в оценке ситуации. Прагматично, исходя из безопасности собственного населения, гражданских лиц, общественности, компаний и т.д. готовы к решению различных вопросов, в том числе в сфере информационной безопасности. Но никто же не обращается, не хочет решать всё в конструктивном поле. Есть только обвинительный тон и микрофон. Еще в 2020 г. Москва по дипломатическим каналам предлагала партнерам наладить сотрудничество с российским Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам.
Судя по всему, черногорские официальные лица не устояли перед соблазном отвлечь внимание своих граждан от внутриполитической неразберихи за счет нагнетания через СМИ антироссийских воззрений. Продемонстрировавшее свою неэффективность правительство Д.Абазовича отправлено в отставку (не нами), в перспективе – проведение внеочередных парламентских выборов. Симптоматично, что на этом фоне снова, как и вокруг избирательных процессов в странах Запада, возникает «русский след» (та самая карта, разыгрываемая каждый раз), а информацию о нём судорожно пытаются представить широкой аудитории через свои медийные и Интернет-ресурсы Госдепартамент и спецслужбы США. Никаких конкретных фактов при этом не приводят.
Рассматриваем ситуацию как продолжение реализуемого Подгорицей курса на разрушение отношений с Москвой в угоду США и их пособникам. Власти балканской страны пренебрежительно относятся к социально-экономическим задачам своего народа, его стремлению к сохранению и развитию исторических дружественных связей и духовно-культурной близости с Россией. Всё это никого из политического истеблишмента не интересует, т.к. есть желание выслужиться (или таким образом страх выходит наружу).
В опубликованном 15 августа с.г. материале центра идентификации угроз «Майкрософт» в классическом русофобском ключе утверждается, что некая хакерская группировка «Seaborgium» – «хайли лайкли» – действует в «государственных интересах России». Американская корпорация вновь обвиняет нашу страну в злонамеренной деятельности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В обоснование этого приводится туманная схема кражи учетных записей с целью продвижения «российской пропаганды» в странах НАТО.
Со своей стороны констатируем, что «Майкрософт» (и не только эта структура) активно используется властями США (не России) для прикрытия прямой киберагрессии или организации информационных кампаний против России. Именно через программные разработки этой корпорации к атакам на нашу страну привлекаются «диванные хакеры», включая так называемую «ИТ-армию Украины».
Россия, в отличие от США и их союзников, последовательно отстаивает на международной арене принципы мирной, безопасной и стабильной среды ИКТ. Их реализацией должны заниматься только компетентные ведомства через механизмы межгосударственного сотрудничества, которые вырабатываются в двустороннем порядке, а также на площадке уполномоченного органа под эгидой ООН – Рабочей группы открытого состава по международной информационной безопасности.
Недавно М.Цукерберг в интервью одному из американских подкастов делился своими впечатлениями о предвыборной ситуации в США в 2020 г. Он рассказал (а потом не опровергал), что к нему накануне выборов пришли из ФБР. Они не говорили, что из России или Китая. Сказали, что они из американских специализированных структур. М.Цукербергу рассказали, какую информацию в «Фейсбуке» они как корпорация должны блокировать, а какую продвигать. Он воспринял со всей серьезностью рекомендации ФБР. Только это отнюдь не рекомендации, а указания. Соответственно проводил информационную политику социальной сети под диктовку американских спецслужб. Потом он начал оправдываться, что в «Твиттере» всё хуже – там просто блокируют. А в «Фейсбуке» – ограничивают. Разница налицо. Правда, помним, как был в американских социальных сетях заблокировали аккаунты действующего на тот момент президента США Д.Трампа чтобы у американского народа не было сомнений в том, как проходили выборы в 2020 г.
Создается интересная картина происходящего в сфере интернета, киберсреде США и кто за чем стоит. Не надо компании «Майкрософт» придумывать «русские» угрозы, след, хакеров. У вас есть немало структур, которые вами занимаются напрямую и руководят. Вы давно перестали быть частным бизнесом, а действуете по указке силовых структур США.
О докладе МИД России о героизации нацизма и проявлениях неонацизма и расизма
В продолжение работы МИД России по сохранению исторической правды о ходе и итогах Второй мировой войны Министерством подготовлен очередной доклад о ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Приходится констатировать, что собранные в нём факты подтверждают, что упомянутые выше негативные проявления принимают устойчивый характер.
Отмечаем, что в текущем году положение дел в этой области резко деградировало. В ряде государств усилились кампании по искажению истории, фальсификации роли СССР в достижении Победы над нацизмом и создании современной системы международных отношений. Налицо все более частые попытки полной подмены понятий, когда цинично, в угоду политической конъюнктуре, меняют местами агрессоров, авторов идеологий расовой чистоты с противостоявшим им государством.
Уже сейчас очевидно, что появляется категория стран, где сотрудничавших с нацистами коллаборационистов объявляют участниками национально-освободительных движений, боровшихся за «независимость» своих государств. Они могут бороться за что угодно. Но вместе с нацистами и фашистами в 1940-х гг. они уничтожали граждан по расовому, национальному признаку. Как они это называли для себя, чем мотивировали – можно долго разбираться. Это не имеет никакого отношения к преступной деятельности. Целый ряд мер разрабатывается и реализуется в образовательной и просветительской сферах, а в более широком плане предпринимаются попытки переформатирования общественного сознания. В учебных программах и культурных проектах прославляются «подвиги» добровольных участников национальных легионов СС, воевавших за гитлеровскую Германию и принимавших участие в многочисленных массовых убийствах мирных жителей. При содействии властей разворачивается деятельность национал-радикалов и правых экстремистов, которые зачастую становятся главными исполнителями циничной войны с памятниками советским воинам-освободителям. За борьбу с «русским миром» и советским мемориальным наследием националисты получают привилегии диктовать всему обществу понятие «правильного патриотизма». Делается это за деньги, гранты, помощь, в том числе прибегают к простому средству – шантажу и запугиванию.
Наиболее угрожающая ситуация в этой сфере сложилась, помимо Украины, в государствах Прибалтики, в Польше и Чехии. В этих странах за истекший год вокруг празднования 9 мая развернулась невообразимая истерия с русофобскими мотивами. Это началось не сейчас, а стало безграничным, подавляя любое инакомыслие. За последние десятилетия тенденция набрала «фантастические» (со знаком «минус») обороты. Видим акты вандализма в отношении мемориалов красноармейцам, нападениям подвергались участвовавшие в таких мероприятиях российские дипломатические представители, сами мемориальные комплексы закрывались для доступа общественности. Люди, выражавшие несогласие, подвергались остракизму, гонениям и репрессиям. Во всех трех странах Прибалтики была запущена кампания по ускоренному сносу всех советских памятников, что прямо противоречит положениям ежегодной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с героизацией нацизма. Настоящей кульминацией неонацистской идеологии станет изменение позиции государств в голосовании по этой резолюции. Тогда страны, творящие бесчинства, уже не смогут сказать, что нам «кажется». Это будет государственная позиция, фиксирующая тотальное изменение отношения к проблеме неонацизма.
Принимаемые властями этих государств активные меры по формированию моноэтнических обществ на основе титульных этносов и усиливающаяся героизация пособников нацистов как часть создаваемой «новой» национальной истории заметно обостряют проблему защиты прав национальных меньшинств и этнических групп, в первую очередь русскоязычного населения, подвергающегося множественной дискриминации.
Просматривается еще одна категория стран, чьи правительства закрывают глаза на подобные проявления и попутно ретушируют неприглядные картины из собственного прошлого, расистского обращения с собственными колониями и уничтожения коренного населения. Эти страны закрывают глаза не только на проявления расизма и дискриминации. Следуя утвержденным в узком кругу установкам, они всеми средствами стараются скрыть от международного сообщества нацистскую суть киевского режима, обеляют и героизируют нацистский элемент украинского государства – радикальные националистические формирования, прежде всего батальон «Азов». Финансируют их и пестуют.
В текущем году русофобская «деятельность» получила дополнительный импульс и мотивы для «оправдания» после начала в феврале с.г. Российской Федерацией специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины и защите мирного населения Донбасса. В итоге это вылилось в шокирующую своей дикостью тотальную дискриминацию и стигматизацию россиян, включая дипломатов. Дискриминационное положение, в котором оказались находившиеся и в без того непростом положении российские соотечественники и граждане за рубежом, подробно проанализировано в отдельном тематическом докладе Министерства «О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах», вышедшем в июне с.г. В настоящем докладе Министерства этой тематике также уделяется самое серьезное внимание.
Выявленные тенденции подтверждают отстаиваемый Россией тезис о том, что подобные проявления расовой дискриминации и героизация нацизма создают прямую угрозу основополагающим ценностям подлинной демократии и прав человека, представляют собой серьезный вызов международной и региональной безопасности и стабильности.
Важно, что абсолютное большинство членов мирового сообщества разделяет российские подходы по вопросам противодействия героизации нацизма. Это подтверждается резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», которую Россия совместно с широким кругом соавторов из всех регионов мира ежегодно вносит на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. Положения указанной резолюции были взяты за основу при подготовке доклада.
Рассчитываем, что упомянутые в докладе негативные тенденции героизации нацизма будут осмыслены в фокусных странах, власти которых решатся, наконец, принять меры по противодействию позорным и опасным явлениям.
Мы рассчитываем, но практика показывает иное. Исходим из того, что власти в этих странах демократичные, не назначают сами себя. Не приходят путем «порочных практик», а исповедуют демократические ценности. Если это так, то они должны прислушаться к общественному мнению в своих государствах. Когда сделают это, поймут, что вся их деятельность по войне с историей и насаждению фейковой позорна, антидемократична и нелегитимна.
О завершении 10-й Конференции по рассмотрению действия ДНЯО
С 1 по 26 августа с.г. в Нью-Йорке прошла 10-я Конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В ней наряду с Россией приняло участие 151 государство, являющееся сторонами упомянутого Договора.
Конференция подвела итоги очередного обзорного цикла в рамках ДНЯО. Состоялись предметные и весьма непростые по эмоциональному накалу и политической заряженности дискуссии по трём ключевым составляющим Договора: ядерное разоружение, нераспространение и мирное использование атомной энергии.
Со всей определённостью подтверждено ключевое значение ДНЯО как краеугольного камня глобального режима ядерного нераспространения. Отмечена ключевая роль МАГАТЭ в контексте проверки выполнения государствами- участниками обязательств по Договору, а также координации международного сотрудничества в области мирного атома. Фиксируем возрастающий глобальный запрос на расширение взаимодействия в области ядерной энергетики и неэнергетического применения радиационных технологий, которые постепенно занимают все прочные позиции в контексте решения задач устойчивого развития.
Вместе с тем Обзорная конференция выявила немало принципиальных расхождений в позициях государств-участников ДНЯО. Среди них – традиционно острые разногласия между ядерными и неядерными странами относительно выполнения обязательств по Договору в части, касающейся ядерного разоружения.
Форум проходил на фоне непрекращающихся обстрелов украинскими вооружёнными формированиями Запорожской АЭС, чреватых катастрофическими последствиями как для Украины, так и для всего европейского континента. Да и где эта граница? Где закончатся последствия, если там что-то произойдет? Нет её. Последствия почувствуют все. Западные «кураторы» Киева упрямо настаивали на включении в документ политизированных формулировок, искажающих фактическую ситуацию вокруг ядерных объектов на Украине и игнорирующих реальные угрозы их безопасности. Нашей делегации неоднократно приходилось давать отпор лживым и злонамеренным утверждениям о том, что удары по ЗАЭС якобы наносятся российскими военными. Уже комментировали, что в западном медиапространстве дошли до того, что начали утверждать якобы наши военнослужащие сами в себя стреляют. (Это уже для «классической» литературы).
В результате итоговый документ Обзорной конференции согласовать не удалось. Ответственность за это полностью на тех государствах-участниках, которые потакают русофобской истерике украинских властей, кто смотрит сквозь пальцы на каждодневные удары киевского режима по ЗАЭС. За всем этим – стремление враждебных нам стран замаскировать собственные грубые нарушения базовых положений ДНЯО, отвлечь от них внимание международного сообщества целиком переключившись на «украинскую тему».
Отсутствие консенсусного итогового документа не отменяет того, что обзорный процесс состоялся. ДНЯО продолжает действовать, а государства-участники будут и в дальнейшем заниматься его последовательным осуществлением в рамках своих национальных обязательств. Наряду с этим создан солидный задел на будущее, о чём свидетельствует объем рабочих документов, суммирующих идеи и инициативы о совершенствовании и укреплении режима ДНЯО.
Следующий обзорный цикл начнется в 2023 г. Соответствующая Конференция состоится в 2026 г. Намеченная динамика позволяет говорить о том, что работа по реализации ДНЯО ведётся международным сообществом практически в непрерывном режиме.
Готовы самым активным и деятельным образом участвовать в решении долгосрочных задач, зафиксированных в ДНЯО. Настоятельно призываем другие государства-участники, которые разделяют наш настрой на поступательное укрепление режима ядерного нераспространения, действовать аналогичным образом.
С учетом сложных социально-экономических условий, в которых сейчас находится Афганистан, считаем важным продолжать совместную работу мирового сообщества под эгидой ООН по гуманитарной поддержке афганского населения. Именно в этом ключе рассматриваем призыв заместителя Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам М.Гриффитса «протянуть руку помощи» Афганистану.
По-прежнему отмечаем, что основное финансовое бремя восстановления этой страны должны нести именно США и их союзники, ответственные за текущее положение дел, последовавшее за их бегством из Кабула ровно год назад – 31 августа 2021 г. Как интересно: киевскому режиму ничего не жалко. Очередные 3 млрд были озвучены. Не факт, что эти деньги выходят за пределы американских финансовых институтов и государственных структур, а также частных корпораций, которые помогают американским гражданам избавляться от лишних денег. Целых 20 лет мучали страну своим присутствием, изничтожали – чего только ни было. Ушли страшно, позорно. Даже не улетали, а расползались. Где деньги на восстановление Афганистана? Я говорю о натоцентричном сообществе. Вы же там 20 лет «мусорили» – пора убраться. Это их же логика.
Озвученный нами еще в октябре 2021 г., на заседании Московского формата призыв провести донорскую конференцию по Афганистану был реализован лишь в марте этого года на мероприятии в Женеве. Этого явно недостаточно для решения всех проблем постконфликтного восстановления этой страны.
Правительству Афганистана до сих пор приходится иметь дело с печальными последствиями 20-летней американо-натовской оккупации. При этом продолжающаяся блокировка западниками афганских национальных авуаров (миллиарды долларов) еще больше усугубляет ситуацию и лишает местные власти ресурсов, необходимых для нормализации обстановки и борьбы с международным терроризмом. Можно хоть что-то на тему легитимности блокировки афганских авуаров США? Хочется понять, какая под этим правовая база. Если её нет, то это тоже надо констатировать всем тем, кто «молится» на либеральные диктатуры.
Вопрос: На днях американские военные корабли прошли через Тайваньский пролив, устроив таким образом очередную провокацию. Зачем, на Ваш взгляд, это было сделано и как данная провокация отразится на безопасности в регионе?
Ответ: Вы сами все озвучили: это действительно провокация. Рассматриваем проход 28 августа с.г. двух кораблей ВМФ США по акватории Тайваньского пролива именно таким образом: как часть цепочки провокаций, направленных на всестороннее сдерживание Пекина, оказание на него дополнительного давления и дестабилизацию ситуации в регионе в целом.
Очередная акция вооруженных сил США осуществлена в контексте поездок на остров американских политиков. Все это является звеньями одной цепи и явно не способствует укреплению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а наоборот, делает обстановку более сложной и непредсказуемой.
Считаем урегулирование ситуации в Тайваньском проливе сугубо внутренним делом Китая, который вправе предпринимать меры, необходимые для защиты своего суверенитета и территориальной целостности в вопросе Тайваня.
Принципиальная позиция России в тайваньском вопросе неизменна: исходим из того, что существует только один Китай, правительство КНР –
единственное законное правительство, представляющее весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая.
Вопрос: В Молдавии продолжается преследование представителей политической оппозиции. Так, 29 августа с.г. Апелляционная палата Кишинева оставила в силе решение суда о содержании бывшего президента Молдавии И.Н.Додона под домашним арестом до 21 сентября. На прошлой неделе эта же инстанция отказала в освобождении из-под ареста депутата, вице-председателя оппозиционной партии «Шор» М.А.Таубер. 18 августа с.г. молдавский спецназ провел учения в столице автономно-территориального образования Гагаузия, которые местные комментаторы расценили как акцию по запугиванию со стороны Кишинева, продемонстрировавшего готовность жестко реагировать на проявления протестных настроений. Как Вы оцениваете усиление авторитарных тенденций в действиях властей Молдавии в контексте декларируемой ими приверженности европейским и демократическим ценностям?
Ответ: Внимательно следим за внутриполитической ситуацией в Молдавии, включая упомянутые Вами процессуальные действия над лидерами оппозиции. Несомненно, это является сугубо внутренним делом Республики. Однако когда внимание правоохранительных органов этой страны заточено исключительно на политиках, выступающих за выстраивание конструктивных отношений с Российской Федерацией, невольно приходишь к мысли о политическом характере такого преследования.
Попытки нынешнего молдавского руководства всеми правдами и неправдами избавиться от своих оппонентов вряд ли могут добавить ему авторитета. Судя по всему, стойкая «аллергия» к таким нечистоплотным способам политической борьбы вырабатывается и у населения Молдавии, о чем свидетельствуют регулярно проводимые по всей стране многочисленные акции протеста и митинги в поддержку упомянутых деятелей.
К сожалению, вместо того, чтобы прислушаться к своим гражданам и путем широкого общественного диалога заняться совместным поиском решений, нынешние молдавские власти подвергают остракизму всех несогласных с происходящими в стране процессами.
Хотелось бы, кстати, увидеть критические оценки профильных международных структур (в т.ч. ОБСЕ и Совета Европы) того, насколько применяемые официальным Кишиневом, получившим в июне с.г. статус кандидата на членство в ЕС, методы по «зачистке» политического и медиаландшафта соответствуют «высоким» стандартам в области демократии, свободы СМИ и прав человека. Пока не видела, но наверняка подобные оценки будут даны.
Вопрос: В День независимости Украины президент США Дж.Байден объявил, что выделит Украине самый крупный пакет военной помощи в размере почти 3 млрд долларов США. Он направлен на подготовку украинских войск и их вооружение на годы вперед. Официальные лица США заявили, что, поскольку конфликт между Россией и Украиной продолжается, помощь США в области безопасности начинает носить долгосрочный характер и в будущем в Европе может базироваться больше американских войск. Почему Соединенные Штаты приняли такое решение именно сейчас? Как вы оцениваете цель так называемой долгосрочной обороны и размещения войск в Европе?
Ответ: Причин очень много, они не связаны с ситуацией вокруг Украины. Даже наоборот, ситуация вокруг Украины является продолжением соответствующей логики Вашингтона, то есть нарушена причинно-следственная связь. Это не из-за ситуации вокруг Украины наращивается военное присутствие США на европейском континенте. В результате заранее разработанной стратегии по увеличению своего военного присутствия Вашингтон стимулирует разрастание, усиление и ухудшение ситуации вокруг украинского кризиса для того, чтобы иметь повод и развязать себе руки насчет поставок вооружений киевскому режиму и увеличения своего присутствия на европейском континенте. Эта тактика была заранее, давно продумана, просчитана и реализована Вашингтоном. Ситуация вокруг Украины нужна была американцам для стимулирования этого процесса, что очевидно. Неоднократно и на различных уровнях комментировали этот вопрос. Любые поставки вооружений увеличивают риски негативного развития международной обстановки и ухудшают ситуацию непосредственно для мирных граждан, если мы берем ситуацию вокруг Украины. Гражданское население становится объектом атак с украинской стороны (имею в виду, со стороны, подконтрольной киевскому режиму).
Что касается размещения войск и расширения военной инфраструктуры США в Европе, во многом это было спровоцировано или реализовано в рамках расширения НАТО, которая расширялась только в одну сторону, а именно приближая себя к российским границам. Это все сложилось не вчера и является заранее спланированной деятельностью. Россия неоднократно говорила о своих озабоченностях – это тоже началось не вчера, не год назад и не пять лет назад – предлагала все виды взаимодействия для решения общих вопросов. Этими якобы общими вопросами безопасности руководствовались США, натовцы, расширяя свои базы, пододвигая их к российским границам. На все наши предложения, в том числе практического характера, о совместном противостоянии вопросам, которые представляют интерес в сфере защиты безопасности, нам был дан негативный ответ. Это было сделано не единоразово, не в конце 2021 г. – начале 2022 г. За много лет нам отказывали неоднократно. Наши озабоченности игнорировались.
Все эти годы Запад занимался тем, что укреплял свою безопасность за счет безопасности других, игнорируя законные озабоченности России и других стран. Ситуация только усугубляется. Никакой «добавленной» безопасности они не получают, а только ухудшение ситуации с безопасностью на целом ряде треков.
Вопрос: Аналитический центр Медиакорпорации Китая и Институт национального управления и оценки общественного мнения университета Жэньминь провели опрос общественного мнения. Согласно этому опросу, более 80% респондентов поддержали тезис о том, что борьба Соединенных Штатов с терроризмом в Афганистане закончилась полным провалом. Более 70% респондентов по всему миру посчитали, что США не выполнили обещания «построить стабильный, сильный и процветающий Афганистан». Более половины опрошенных из Афганистана уверены, что после вывода американских войск экономическое положение страны станет хуже, чем даже 20 лет назад. Замораживание Соединенными Штатами активов Центрального банка Афганистана на 7 млрд долларов почти 75% афганских респондентов назвали «грабежом», около 70% участников опроса, в том числе из других стран, призвали США разморозить средства. Как Вы оцениваете этот опрос?
Ответ: Со своей стороны полностью разделяем тезис о провале задач, которые ставил перед собой Вашингтон, его сателлиты, НАТО, начиная оккупацию Афганистана в 2001 г. Присутствие войск США и стран международной коалиции сопровождалось массовыми убийствами невинных жителей, разрушением гражданской инфраструктуры, коррупционными скандалами и в итоге завершилось позорным бегством в августе 2021 г. Насовершав там неприглядного, американская администрация вместо решительных мер для поддержки бедствующего по вине же США населения Афганистана продолжает блокировать национальные авуары страны.
Пропагандистская машина Запада работает на полную мощность, старается вообще не касаться итогов пребывания своих воинских контингентов на афганской земле. Считаем весьма важным продемонстрировать международной аудитории последствия указанной интервенции, после которой осталась лишь «выжженная земля» и огромное количество нерешенных и созданных проблем.
Благодаря глобальному опросу, который провели наши китайские друзья, можно сделать вывод, что подобную точку зрения разделяют не только сами афганцы, пострадавшие от рук Запада, но и большинство иностранных участников интернет-сообщества.
Вопрос: Миссия МАГАТЭ отправилась на Запорожскую АЭС. Есть ли уже информация о том, как проходит визит, первые результаты? Какие ожидания у российской стороны?
Ответ: Уже неоднократно комментировала этот вопрос сегодня, но скажу еще раз. Команда Агентства находится в пути. С российской стороны делается все необходимое и даже больше. Уже 3 месяца занимаемся этим вопросом, согласовав саму поездку, инспекцию, состав, время, маршрут и т.д. Делается все для того, чтобы запланированная еще несколько месяцев назад Миссия под руководством Гендиректора МАГАТЭ Р.Гросси на Запорожскую АЭС наконец состоялась, прошла в безопасном режиме и выполнила все поставленные перед ней задачи.
Этому предшествовала кропотливая работа. Все детали поездки согласовывались нашими профильными специалистами до мелочей. Проходили встречи Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Гендиректором МАГАТЭ Р.Гросси. После того, как в июне визит Р.Гросси на ЗАЭС не состоялся из-за грубого вмешательства Секретариата ООН и помех со стороны киевского режима, многое пришлось состыковывать вновь.
Никаких претензий к России здесь быть не может. Еще раз подчеркну, что все с нашей стороны было согласовано 3 июня, 3 месяца назад. В ООН лишь на вербальном уровне поддерживают миссию МАГАТЭ. Признавать своих прежних просчетов там, увы, не спешат. Конечно, вопросы к ним, но не могу этого не констатировать.
Исходим из того, что представители Агентства, которые уже в ближайшее время должны оказаться на станции, смогут на месте во всех подробностях ознакомиться с ситуацией, оценить последствия бесчеловечных украинских ударов по находящимся на этой площадке объектам и узлам и убедиться в том, что предоставляемая российской стороной практически на ежедневной основе информация о все более опасной обстановке на ЗАЭС и источнике этих угроз, которым однозначно является киевский режим и его вооруженные формирования, полностью соответствует действительности.
Миссия должна быть объективной и самое главное профессиональной. Вот залог, основная ее цель и задача: увидеть все, что там есть на сегодняшний момент и то, что стало результатом деструктивных действий в отношении ядерного объекта на протяжении последних месяцев. Попытки украинской стороны осложнить проведение международной миссии МАГАТЭ, наращивание интенсивности атак на ЗАЭС и применение все более тяжелых вооружений сводят на нет любые заверения режима В.А.Зеленского, будто в Киеве заинтересованы в успешном визите команды Р.Гросси. Удары наносятся все прицельнее и ближе к жизненно важным участкам станции, включая места хранения ядерного топлива – как свежего, так и отработанного. Жители Энергодара, многие из которых являются сотрудниками станции, а также их семьи вот уже который месяц просто живут под огнем. Этому нет никаких оправданий, как и упорному стремлению украинской верхушки поставить под угрозу не только безопасность ЗАЭС, но и судьбу народов целого континента. Еще раз хочу подчеркнуть, что никаких пределов для радиации нет. Она не будет смотреть, нарушила чьи-то границы или нет, закончился европейский континент или еще продолжается. Мы все прекрасно понимаем, о чем идет речь. Обо всем этом хорошо осведомлены в ООН и в МАГАТЭ. Надеемся, что планы украинских «стратегов» в очередной раз помешать Миссии МАГАТЭ не сбудутся и она состоится. Иное развитие событий можно будет рассматривать не иначе, как признание киевским режимом своей вины за происходящее.
Миссия МАГАТЭ, как и мандат Агентства в целом, носят технический характер. Тем не менее полагаем, что пребывание Р.Гросси на ЗАЭС поможет оздоровить ситуацию, заставит украинские вооруженные формирования прийти в себя и прекратить обстрелы станции и прилегающих к ней территорий, причем навсегда.
Призываем все страны, в первую очередь те, которые имеют прямое влияние на киевский режим, продолжать оказывать давление на украинские власти, принуждая образумиться, остановить ядерный произвол, шантаж, прекратить терроризировать весь мир и не доводить дело до катастрофы, чреватой необратимыми и весьма тяжелыми последствиями.
Вопрос: Год назад главы государств утвердили документ «О начале процедуры приема Ирана в члены ШОС». В сентябре этого года будет подписан меморандум, который даст возможность Ирану получить статус члена организации. Ожидается, что Иран завершит процедуру вступления в ШОС в 2023 г. Чем объяснить такую долгую и сложную процедуру?
Ответ: Процесс вступления в ШОС новых членов (сейчас мы говорим не об Иране, а в принципе) регулируется соответствующими нормативно-правовыми документами, включая «Положение о порядке приема новых членов» от 2010 г. и «Порядок предоставления статуса государства-члена» от 2014 г.
Согласно установленным правилам, принятие лидерами решения о начале процедуры приема является основанием для подготовки меморандума, в котором фиксируются принимаемые государством- кандидатом политические и иные обязательства, а также организационно- финансовые аспекты членства.
В первую очередь необходимо присоединиться к основополагающим международным договорам ШОС – Хартии, Договору о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и другим. Учитывая активное поступательное развитие сотрудничества в рамках организации, перечень такого рода документов постоянно пополняется, причем многие из них требуют ратификации. К примеру, в 2016 г. Индия и Пакистан должны были подключиться к 32 документам, а сегодня речь уже идет о 46.
После выполнения государством-кандидатом всех обязательств по меморандуму на рассмотрение Совета глав государств – членов ШОС вносится предложение о предоставлении ему членского статуса.
Разработанный в ШОС алгоритм носит четко продуманный и логичный характер, способствует ускоренной «акклиматизации» новых участников в рамках ШОС на основе единых для всех членов прав и обязанностей. Стандарты выработаны, они прозрачны и едины для всех.
Вопрос: Как Вы оцениваете перспективы ядерной сделки? Тегеран заявил, что ее не будет, пока Совет управляющих МАГАТЭ не закроет навсегда папку с ложными обвинениями по поводу поиска и обследования незаявленных ядерных объектов.
Ответ: Сейчас стартуют переговоры С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Ирана Х.Абдоллахианом. Будет пресс-конференция. Более чем уверена, что этот вопрос будет задан и будет освещаться. Давайте не будем предвосхищать, учитывая, что руководители двух профильных министерств прокомментируют эту тему.
Вопрос: Бюрократы-перестраховщики, работающие в МАГАТЭ, могут и сегодня находиться под так называемым «внешним влиянием». Есть ли доверие к миссии этой организации в случае Запорожской АЭС? Можно ли быть уверенными в том, что группа Р.Гросси займет нейтральную и объективную позицию?
Ответ: Всегда исходим из того, что МАГАТЭ – специализированная и деполитизированная организация. Там работают профессионалы, которые должны заниматься своей работой на основе именно профессиональных стандартов. Они должны быть объективными и непредвзятыми. Это касается всех вопросов, которые находятся в ведении организации.
Вопрос: Выступая в Карловом университете в Праге, канцлер Германии О.Шольц сказал, что Евросоюз должен расшириться за счёт включения в его состав государств с западных Балкан, Молдовы, Украины и, в перспективе, Грузии. Как МИД оценивает это заявление? Можно ли говорить о том, что расширение ЕС приведёт к тому, что конфронтация между РФ и Западом продолжится или усугубится?
Ответ: У меня такой вопрос: почему ЕС не хочет расшириться за счёт Великобритании? По-моему, все предпосылки на лицо: есть опыт, географическая близость, связи, контакты, политическая заряженность, членство в НАТО объединяет во многом. Прекрасная перспектива для расширения ЕС? Почему же сразу надо расширяться в другие стороны и по другим направлениям? Объединение с Великобританией должно стоять на повестке.
Если говорить предметно, то ощущение, что в ЕС мыслят категориями сфер влияния и освоения территорий государств по соседству и не совсем по соседству. Такое впечатление, что всё больше возрождается некий колониализм, имперское (империалистическое) мышление, которое было характерно до середины 20 века. Вроде была выбита почва из-под ног для дальнейшего прогрессирования подобного «заболевания», но нет. Как мы видим, эта идеология только развивается.
Сама политика расширения ЕС из процесса подготовки кандидатов к членству в Евросоюзе давно превратилась в есовский геополитический инструментарий. Кандидаты (евроаспиранты) беззастенчиво используются в качестве рынков сбыта и источников трудовых ресурсов. Опять же идёт реинкарнация империалистической и колониальной идеологии. Их заставляют присоединяться к решениям ЕС, к подготовке которых они не причастны и которые противоречат их же национальным интересам. Это всё политически увязывается. Хотите в ЕС или экономических бонусов – будьте добры, распишитесь в политической приверженности. Чему – неважно. Просто оставьте свою подпись. Иначе ничего не будет.
Евросоюз на текущем этапе своего существования вместо мирного экономического объединения ускоренно трансформируется в милитаризованный проект - инструмент в руках США и НАТО, экономический «отдел» НАТО (мы об этом так говорили), ЕС продолжает поставки оружия на Украину, откуда оно, что примечательно, контрабандой возвращается обратно же на «базу», но только не на официальную, а на базу «чёрного рынка» в тех же странах поставки. Вряд ли это делается для сохранения безопасности на континенте. Всё это, наоборот, ведёт к деструктивным процессам.
Что касается реформы процедур принятия решений в ЕС, то этот вопрос поднимается уже не в первый раз. Его необходимо адресовать в Брюссель. Могу только заметить, что за дискуссиями об отходе от принципа консенсуса просматриваются попытки отдельных стран ЕС навязать свою точку зрения несогласным: подавить какое-либо инакомыслие и попытки его реализовать. Должен быть поиск компромисса, какой-то инструмент или идеология поиска точек соприкосновений. Но таков нынешний ЕС.
Вопрос: В том же выступлении О.Шольц сказал, что ЕС следует отказаться от принципа единогласности в принятии ключевых решений в пользу принципа простого большинства. Понимают ли в МИДе, что такие преобразования, в частности, могут существенно упростить принятие новых санкций против РФ, поскольку, например, такой принцип позволит отсечь те страны, которые более скептично настроены к применению новых ограничений.
Ответ: Сейчас им что-то мешает принимать санкции? Где процесс реального обсуждения последствий, например, к которым не приведут, а уже привели санкции? Где учёт мнений народов этих стран? Нет этого ничего. Эта механика не заложена. Мы же видели, слышали и читали, благодаря в том числе западной прессе. Не той, которую можно как-то упрекнуть в наших «промосковских» симпатиях.
В западной прессе любое инакомыслие подавляется путём шантажа и прямых угроз. Если вы не проголосуете за продление санкций или введение новых, мы вам… и дальше через запятую, что с ними сделают. Это касается не только антироссийской позиции или санкций, но и внутриесовской жизни.
Вспомните попытки Польши, Венгрии, других стран что-то индивидуальное для себя «пробить» с точки зрения национальных интересов. Чем это заканчивалось? Арбитражными разбирательствами, политическими угрозами, задействованием механизмов давления. Это как по басне И.А.Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Вопрос в том, что идеология не та. Она стала доминировать над всем, даже не над прагматикой, а над правом, юридической сферой, принципами и ценностями, провозглашёнными в качестве незыблемых. Политическая идеология подмяла демократию и, в хорошем смысле, либеральные проявления. Эта идеологичность стала доминировать. Она «воцарилась». Что это за идеология? Вот это интересно. Получается, что идеология диктата воли сильного слабым, менее сильным, навязывание точки зрения тех, кто находится сейчас у «кнопки» принятия решений. Меняются люди, акторы, игроки. Тут же меняются идеологические надстройки. А то, что от этого страдают люди, которые много лет исполняли волю предыдущих хозяев «кнопки» – это никого не интересует. Подумаешь, вот так случилось. Это, к сожалению, визитная карточка того, что сейчас происходит с ЕС.
Вопрос: Заместитель министра торговли Турецкой Республики Р.Т. Турагай заявил, что Анкара обсуждает с Москвой вопрос открытия Зангезурского коридора и ожидает, что коридор будет открыт в самое ближайшее время». Может ли МИД подтвердить проведение подобных обсуждений?
Ответ: Не располагаем информацией о таких контактах руководства Министерства торговли Турции с российскими коллегами.
Могу лишь сказать, что Россия продолжает предметную работу с Баку и Ереваном в целях разблокирования транспортных связей на Южном Кавказе по линии профильной Трехсторонней рабочей группы под сопредседательством вице-премьеров. В рамках Рабочей группы имеется в виду согласовать «пакетное» решение по конкретным маршрутам, которое бы основывалось на принципе уважения суверенитета Армении и Азербайджана и работало на безопасность и экономическое благополучие Южного Кавказа.
Вопрос: 21 августа делегация США посетила Узбекистан. Стороны договорились «и дальше развивать многоплановое сотрудничество и стратегическое партнерство». Как Россия относится к увеличению американского влияния на постсоветском пространстве?»
Ответ: Исходим из того, что Узбекистан – наш партнер и суверенное государство. Оно имеет право на развитие отношений со всеми странами.
Отвечая на Ваш вопрос, сконцентрировалась на развитии двусторонних отношений России и Узбекистана, основанных на дружбе, взаимном уважении наших народов, носят характер союзничества и стратегического партнерства. Неоценимый личный вклад в их динамичное развитие вносят Президенты В.В.Путин и Ш.М.Мирзиёев.
В последние годы возросло количество политических контактов, включая межправительственные и межведомственные, по линии парламентов и регионов двух стран. Особо следует отметить учреждение Совместной комиссии на уровне глав правительств России и Узбекистана, которая призвана координировать совместные усилия по углублению всего комплекса двустороннего взаимодействия.
Активно развиваются торговые и инвестиционные связи по линии Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Россия лидирует по количеству действующих в республике совместных предприятий – свыше 2,3 тыс. В свою очередь в России зарегистрировано свыше 600 компаний с участием узбекского капитала. Российскими инвесторами в узбекскую экономику вложено более 10 млрд долл. Впечатляющую динамику демонстрирует взаимная торговля. Несмотря на коронавирусную пандемию, по итогам 2021 г. товарооборот увеличился на 17,3% – до 6,9 млрд долл. В первом полугодии текущего года по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом с показателем 3,8 млрд долл. рост уже составил 39,9 %. В России работают более 2 млн трудовых мигрантов из Узбекистана, чьи денежные переводы на родину представляют значительный вклад в благосостояние республики (в 2021 г. – 8 млрд. долл. или 11% ВВП).
Наращивается взаимодействие в области здравоохранения, образования и культуры. Расширяются двусторонние гуманитарные контакты. В Узбекистане действуют уже 14 филиалов российских вузов.
За последнее время проделана большая и результативная работа по выстраиванию межгосударственных отношений, отвечающих коренным интересам народов двух стран и способствующих обеспечению безопасности и стабильности в Центрально-Азиатском регионе.
Россия и Узбекистан плотно сотрудничают на различных международных площадках, выступают с общих или близких позиций по широкому кругу вопросов региональной и международной повесток дня.
С удовлетворением отмечаем, что российско-узбекистанское стратегическое партнёрство утвердилось в качестве весомого фактора интеграционного развития в евразийском регионе, играет существенную роль в деле обеспечения стабильности в Центральной Азии.
Вопрос: Белый дом продолжает утверждать, что Москва ведет с Тегераном переговоры по закупке Россией у Ирана беспилотников с целью их применения в ходе специальной военной операции на Украине. Вероятно, определенные вопросы вызвал и визит главы МИД Ирана в Москву. Есть ли у российской стороны какие-то подобные планы относительно приобретения новых БПЛА?
Ответ: Считаем, что эта тема искусственно вбрасывалась в американские СМИ, в том числе со стороны The Washington Post. Пресс-секретарь Президента Российской Федерации Д.С.Песков её уже исчерпывающе комментировал. Ранее помощник Президента России Ю.В.Ушаков обозначил, что закупка беспилотников не обсуждалась в ходе встреч В.В.Путина с иранским руководством в Тегеране 19 июля с.г.
Указанная тема не стоит на повестке дня сегодняшних переговоров министров иностранных дел России и Ирана.
Что касается взаимодействия между оборонными ведомствами двух стран, то оно развивается динамично. Напомню, что первый замначальника Генштаба Вооруженных сил Ирана А.Абдоллахи Алиабади буквально две недели назад посещал российскую столицу и принял участие в Московской конференции по международной безопасности. Иранская команда была достойно представлена на Армейских международных играх («АрМИ-2022») и заняла призовые места. Более того, часть состязаний прошла на территории Исламской Республики Иран.
Вопрос: 31 августа в Брюсселе пройдет очередная встреча лидеров Азербайджана и Армении при посредничестве главы Евросовета. Официальный Баку заявил, что рассчитывает на то, что на переговорах будет согласовано создание рабочей группы по подготовке текста мирного соглашения, однако со стороны Армении наблюдается сомнения. Первое – какие у Москвы ожидания от переговоров? И второе – активность ЕС, США на данном направлении стало уже традиционным делом, как Москва на это смотрит?
Ответ: Россия вместе с Баку и Ереваном сконцентрированы на реализации всех положений трехсторонних договоренностей на высшем уровне от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г. Соответствующая работа в рамках согласованных трехсторонних форматов носит предметный характер и продвигается поступательно. В частности, вчера (30 августа с.г.) в Москве состоялась встреча по делимитации границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения при консультативном содействии Российской Федерации. Соответствующее сообщение для СМИ по итогам этого мероприятия размещено на сайте МИД России.
Что касается информации о планах создать при посредничестве ЕС упомянутую Вами рабочую группу, то каких-либо сведений на этот счет от наших азербайджанских и армянских партнеров к нам не поступало.
Видим, что активность ЕС на Южном Кавказе определяется геополитическими амбициями, а не реальным желанием содействовать нормализации азербайджано-армянских отношений. Псевдоинициативы европейцев больше похожи на попытку беспардонно присвоить лавры посредничества, под которыми ничего нет. Мы, как посредники, работаем. Эта работа приносит конкретные результаты и соответствующе оценивается сторонами. Те, кто выдают себя за посредников, не являясь ими, видимо, ничего предложить неспособны, но им хочется показать некую свою «вовлечённость». Складывается ощущение, что есовский Брюссель во многом утратил навыки дипломатии. Правильно, если всё время призывать к свершениям «на поле боя», тогда им нечего делать на профессиональном треке. Насколько это эффективно, оценивать гражданам ЕС.
Вопрос: На днях на «полях» заседания Межправсовета ЕАЭС в Кыргызстане прошли переговоры премьер-министров России и Азербайджана, на которых была отмечена особая роль российской стороны в участии Азербайджана в заседании Евразийского экономического совета. На заседании Азербайджан заявил о готовности предоставить транспортно-логистический потенциал странам ЕАЭС, подчеркнув, это станет возможным в том числе после урегулирования конфликт между Азербайджаном и Арменией и в связи с перспективным разблокированием транспортно-экономических связей на Южном Кавказе. Как в МИД России смотрят на такой шаг Азербайджана навстречу ЕАЭС, особенно с учетом новых формирующихся международных реалий?
Ответ: Развитие диалога Азербайджана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) в любом формате безусловно имело бы ощутимый эффект для всего региона. Со своей стороны положительно оцениваем участие Премьер-министра Азербайджана А.И.Асадова в прошедшем заседании Межправсовета. Потенциал сотрудничества Баку с ЕАЭС, на наш взгляд, весьма высок. Видим большие перспективы такой кооперации. Считаем, что это так же пойдет на пользу процессу азербайджано-армянской нормализации.
Выступая на упомянутом заседании, А.И.Асадов, действительно, заявил о готовности предоставить транспортно-логистический потенциал Азербайджана странам ЕАЭС. Уверены, что углубление взаимодействия в сфере транспорта позволит нарастить товарооборот между нашими государствами, станет залогом для реализации совместных инфраструктурных проектов.
Вопрос: В сетях, в частности, в Дзене, в VK, Telegram и др. появляется все больше и больше информации (видео и тексты), где наши соотечественники, прожившие много лет за границей (особенно в ЕС) рассказывают о реальной ситуации в странах проживания, о своих поездках в Россию, впечатлениях и о желании вернуться на Родину. Известно, что Российская Федерация и, в частности, МИД РФ оказывает всемерную помощь соотечественникам, решившим вернуться в Россию. Известна ли динамика возвращения соотечественников в РФ? Из каких стран больше всего возвращается соотечественников? Каковы тенденции и сколько сможет принять РФ соотечественников?
Ответ: МИД России участвует в информационном обеспечении Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Госпрограмма).
На сегодняшний день Госпрограмма является весьма эффективным механизмом для возвращения соотечественников в Россию. В 80 субъектах Российской Федерации приняты региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Госпрограммы и членами их семей. Соотечественники имеют право на предусмотренные Госпрограммой льготы и меры социальной поддержки. Прием заявлений ведут представительства МВД России, специально созданные временные группы из числа сотрудников МВД России и МИД России в странах с наибольшим миграционным потенциалом (в т.ч. в Казахстане (гг.Нур-Султан, Алма-Ата, Уральск, Усть-Каменогорск), Азербайджане (г.Баку), Белоруссия (г.Минск), Молдавии (г.Кишинев) и консульские учреждения.
В первом полугодии 2022 г. лидерами по количеству принятых заявлений на участие в Госпрограмме за рубежом являются Казахстан (более 5 тыс.), Узбекистан (более 2,4 тыс.), Таджикистан (более 2 тыс.), Киргизия (порядка 1,9 тыс.) и Армения (1,4 тыс.). Одновременно росзагранучреждения, функционирующие в странах, совершающих недружественные действия в отношении России, фиксируют возрастающий интерес соотечественников к переезду в Россию. В частности, в Германии за этот период принято около 100 заявлений об участии в Госпрограмме. Аналогичные процессы наблюдаются в Латвии, Литве, Чехии и ряде других европейских государств.
С целью оптимизации процесса приема документов по Госпрограмме в этих странах увеличено количество приемных часов на консультирование и подачу заявлений.
Указом Президента Российской Федерации № 547 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня № 637» соотечественникам, проживающим в государствах, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских граждан или юридических лиц, предоставлено право подачи заявления об участии в Госпрограмме не только в государстве своего постоянного проживания, но и в любом государстве своего пребывания.
Российские министерства и ведомства изучают возможности для дальнейшего совершенствования механизмов и улучшения показателей Госпрограммы. В 2022 г. регионы готовы принять порядка 60 тыс. переселенцев.