15:58

Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе встречи с сотрудниками МИД Туркменистана, преподавателями и студентами Института международных отношений, Ашхабад, 25 июня 2025 года

1090-25-06-2025

Уважаемый Р.О.Мередов,

Коллеги, друзья,

Находясь в гостеприимном Ашхабаде, рад выступить перед действующими и будущими коллегами-дипломатами, преподавателями, студентами-международниками. Каждый раз, приезжая в Туркменистан, чувствую, что нахожусь среди настоящих друзей. Наши отношения вышли на уровень углубленного стратегического партнерства.

Прежде чем перейти к выступлению, хотел бы высказать особую признательность руководству Туркменистана, Национальному Лидеру туркменского народа, Председателю Халк Маслахаты Туркменистана Г.М.Бердымухамедову, Президенту Туркменистана С.Г.Бердымухамедову за приоритетное внимание, уделяемое ими сотрудничеству с Российской Федерацией. Эта позиция была сегодня подтверждена в ходе беседы с Президентом Туркменистана. Мы рассмотрели те задачи, которые были поставлены руководством двух стран и над реализацией которых работают наши правительства и, безусловно, внешнеполитические ведомства.

Российско-туркменистанское взаимодействие может служить хорошим примером того, как следует выстраивать межгосударственные отношения в многополярном мире, где продолжается перераспределение глобального баланса за счет укрепления центров силы за пределами исторического Запада.

В числе этих центров – Китай, Индия, другие члены БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества. Турция, другие стремящиеся к самостоятельности страны Евразии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока. Все громче и весомее заявляет о себе Африканский континент, повышается роль государств и интеграционных объединений в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна.

Представляя различные цивилизации, культуры и религии, государства Глобального Юга и Востока добиваются впечатляющих успехов в различных областях, опираясь на национальные традиции и международное сотрудничество. Они не только деятельно участвуют в преодолении вызовов в своих регионах в русле концепции «региональным проблемам –региональные решения», но и активно подключаются к решению ключевых проблем современности. Упрочение многополярных начал в международных делах оказывает непосредственное влияние и на многостороннюю дипломатию.

Особо отмечу позитивную роль таких объединений, как Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС, которые утвердились в качестве важнейших составных частей полицентричной архитектуры. Встает на ноги созданная на нью-йоркской площадке Группа друзей в защиту Устава ООН. Хочу отметить, что серьезный позитивный потенциал имеется и у «Группы двадцати», куда входят государства БРИКС вместе со своими единомышленниками и члены западной «семёрки».

На евразийском пространстве помимо ШОС действуют такие многосторонние объединения, как СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, СВМДА, АСЕАН, ССАГПЗ, и, не в последнюю очередь, центральноазиатская «пятерка», механизм «3+3» по Южному Кавказу и формат пяти прикаспийских государств.

Их дальнейшее укрепление служит интересам развития мира и стабильности, а сопряжение их потенциалов в русле философии интеграции содействует формированию Большого Евразийского партнерства – единого интеграционного контура, открытого для всех государств и объединений континента.

Для обеспечения устойчивого прогресса у Евразии и всего мирового сообщества имеется прочная международно-правовая база, прежде всего Устав ООН. Этот документ оптимально подходит для полицентричного мира.

Закрепленный в этом кодексе международного поведения принцип суверенного равенства государств подразумевает равноправие всех без исключения стран вне зависимости от размера территории, численности населения, военной, экономической мощи, политического устройства.

Безусловное соблюдение этого кодекса позволит всем государствам, в том числе средним и малым, чувствовать себя в безопасности.

Считаем крайне важным, чтобы положения Устава ООН выполнялись во всей их полноте, совокупности и взаимосвязи. Некоторые страны позволяют себе трактовать этот базовый ооновский документ выборочно, выдергивают из него нужные им на данный момент пассажи. Например, когда это отвечает их геополитическим замыслам, делают акцент на уважении исключительно территориальной целостности государств, забывая о таком принципе, как право наций на самоопределение. А в других случаях, наоборот, требуют признать самоопределение территорий, которые они хотят отторгнуть от суверенных государств.

Сошлюсь в очередной раз на принятую консенсусом Декларацию ООН 1970 г. «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН».

В ней ясно сказано, что принцип уважения территориальной целостности применим только к государствам, которые соблюдают принцип равноправия и самоопределения народов и имеют правительство, представляющее без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, все население, проживающее на данной территории.

Россия призывает помнить об этом тех, кто применяет двойные стандарты в своей политике. Не менее важное значение имеет закрепленное в первой статье Устава ООН требование уважать права человека и основные свободы для всех без различия расы, пола, языка и религии. Многие радетели прав человека откровенно игнорируют это требование, когда необходимо «выгородить» какой-нибудь человеконенавистнический, но послушный им режим.

Ещё одним принципом, призванным гарантировать мир и стабильность, является принцип равной и неделимой безопасности, исключающий укрепление безопасности одного государства или группы государств за счёт безопасности других. Он зафиксирован в целом ряде международных документов, принятых консенсусом на высшем уровне, в том числе в рамках ОБСЕ.

Одной из первопричин нынешнего кризиса европейской безопасности стало грубое нарушение этого принципа за счет агрессивного расширения НАТО на восток, развертывание натовской инфраструктуры по периметру российских границ, включая планы создания в Крыму и на Азовском море военных баз государств Североатлантического альянса с целью, которую они и не скрывали, превратить Украину в антироссийский форпост Вашингтона и Брюсселя.

Только исчерпав все мирные политические средства урегулирования украинского кризиса, мы были вынуждены принять военные и военно-технические меры по обеспечению безопасности нашего государства, защите наших граждан и соотечественников, чьи права последовательно истреблялись режимом, который пришел к власти в Киеве в результате антиконституционного государственного переворота в 2014 г. при поддержке Запада.

Тем не менее, мы и сегодня отдаем предпочтение методам дипломатии. Как не раз отмечал Президент России В.В.Путин, долгосрочное урегулирование украинского конфликта может быть достигнуто путем переговоров. Для этого необходимо сконцентрироваться на устранении первопричин этого кризиса, имея в виду военные угрозы, которые создавались втягиванием Украины в НАТО, а также подавлением языковых, культурных и религиозных прав русского и русскоязычного населения Украины.

Неспокойно сегодня и на Ближнем Востоке. Самую глубокую тревогу вызывает эскалация военной напряженности вокруг Ирана, чреватая дальнейшим подрывом региональной и глобальной безопасности.

Россия решительно осудила ракетно-бомбовые удары США по объектам ядерной программы Ирана, предпринятые вслед за неспровоцированным израильским нападением на Исламскую Республику. Речь идет о вызывающем пренебрежении международным правом, Уставом ООН и резолюциями Совета Безопасности, о серьезнейших издержках для режима нераспространения оружия массового уничтожения.

Поэтому мы последовательно призываем прекратить агрессию, предпринять все необходимые шаги по возвращению ситуации вокруг Ирана в политико-дипломатическое русло.

Сейчас есть признаки того, что осознание этого непреложного факта постепенно приходит и к другим странам, включая непосредственных участников нынешней ситуации. Конкретные предложения России о том, как обеспечить надежную не только деэскалацию, но и надежное долгосрочное урегулирование, мы заранее передавали и США, и Израилю, и Ирану. По-прежнему готовы к практическому обсуждению этих предложений, как и к диалогу с нашими коллегами, вовлеченными в различные конфликты, по всем другим вопросам.

Несмотря на то, что ситуация в мире в целом и в Евразии остается сложной, исправить ее еще не поздно. В целях ее долгосрочного оздоровления политикам и дипломатам, мы считаем, следует действовать на опережение, попытаться «заглянуть за горизонт».

Хотел бы в этой связи привлечь ваше внимание к инициативе Президента России В.В.Путина по формированию в Евразии общей континентальной архитектуры равной и неделимой безопасности, максимально открытой для всех расположенных здесь государств, готовых к равноправному конструктивному взаимодействию.

Цель начинания в том, чтобы преодолеть существующие вызовы, стабилизировать военно-политическую обстановку на всем евразийском пространстве, включая, подчеркну это особо, и его западную европейскую часть.

Роль Туркменистана в новой архитектуре как нейтрального государства и члена центральноазиатской «пятерки» может быть весьма весомой. И мы видим заинтересованность наших туркменистанских друзей в том, чтобы использовать свои уникальные, без преувеличения, возможности для содействия поиску «развязок» различных конфликтов, которые на нашем общем пространстве сохраняются.

Туркменистан – единственная страна, чей полный нейтральный статус был трижды официально признан единогласно Генеральной Ассамблеей ООН. И это придает заинтересованности Туркменистана в предоставлении своих посреднических услуг дополнительный вес.

Вместе с белорусскими коллегами предлагаем разработать Евразийскую хартию многообразия и многополярности в XXI веке, которая в перспективе могла бы быть принята на общеконтинентальном саммите. Видим Хартию как программный документ, в котором будут изложены рамочные параметры архитектуры безопасности в Евразии и шире – параметры взаимодействия государств в многополярном мире с опорой на принципы Устава ООН во всей, подчеркну это особо, их полноте и взаимосвязанности.

Мы будем рады подключению Туркменистана и других заинтересованных государств к этой работе. Упрочение всестороннего партнерства, союзничества и сотрудничества с нашими центральноазиатскими друзьями на основе уважения суверенитета, равноправия и взаимного учета интересов – один из важнейших приоритетов российской дипломатии.

В отличие от ряда государств, которые рассматривают Центральную Азию как арену геополитического противостояния, Россия никому ничего не навязывает, не учит жизни других, никого не настраивает против кого бы ни было, не политизирует практическую кооперацию, тем более не вмешивается во внутренние дела и не инспирирует «цветные революции».

Отдельно хотел бы остановиться на тематике российско-туркменистанских двусторонних отношений, которые опираются на общую славную историю.

В мае с.г. мы вместе отметили 80-ю годовщину Великой Победы. Высоко ценим бережное отношение туркменистанских коллег к сохранению памяти о тех героических событиях. В годы Великой Отечественной войны наши отцы, деды, прадеды плечом к плечу сражались против нацизма, спасали мир от ужасов «коричневой чумы». Только в первые дни войны в Красную Армию вступили 3 тыс. туркменских добровольцев, а на фронтах Великой Отечественной сражались сотни тысяч воинов из Туркменской ССР. Из них более 78 тыс. награждены орденами и медали. В их числе – прадед Президента Туркменистана Бердымухамед Аннаев.

В России по достоинству оценили участие Президента Туркменистана С.Г.Бердымухамедова в Параде Победы в Москве 9 мая с.г. В память о боевом братстве по Красной площади прошел почетный расчет Вооруженных сил Туркменистана. В этот же день в Ашхабаде при поддержке туркменистанского руководства состоялось возложение цветов к Вечному Огню Мемориального комплекса «Народная память» и шествие «Бессмертного полка» с портретами родственников участников войны. Возле здания посольства России была открыта «Аллея памяти» в честь юбилея Победы.

Наша делегация сегодня тоже возложила цветы к величественному монументу «Народная память». Бережно храня славные страницы совместного прошлого, мы с уверенностью смотрим в будущее.

Сегодня Россия и Туркменистан развивают межгосударственный диалог на принципах добрососедства, уважения и взаимного учета интереса. Подписанная президентами наших стран в 2022 г. в Москве Декларация об углубленном стратегическом партнерстве – важнейшая точка опоры в деле наращивания тесных связей по самому широкому спектру направлений. Они включают торговлю, энергетику, транспорт, цифровые технологии, образование, культуру, информационную и биологическую безопасность.

Неотъемлемой частью наших отношений стала парламентская дипломатия. Законодатели двух стран находятся в постоянном контакте. Благодаря их активной позиции, создан «ашхабадский формат». В 2022 г. состоялся первый Межпарламентский форум России и стран Центральной Азии.

Сегодня обсуждали, как наши коллеги парламентарии готовят его второе заседание. Заинтересованы в том, чтобы поставить на регулярную основу конференции женщин-парламентариев Межпарламентского союза.

Особое место в нашем партнерстве занимает гуманитарное сотрудничество. Высоко ценим уважительное и заинтересованное отношение в Туркменистане к русскому языку, литературе, культуре. Большой популярностью пользуется Русский драматический театр в Ашхабаде. Успешно функционирует совместная Российско-Туркменская школа им. А.С.Пушкина. Русский язык широко изучается в образовательных учреждениях вашей страны.

В России туркменский язык преподают в университетах и в специальной школе в Астраханской области, где компактно проживает туркменская диаспора. В ближайшей перспективе планируем реализовать масштабный проект создания Российско-Туркменского университета.

Сегодня мы с моим коллегой и другом, Заместителем председателя Кабинета министров, Министром иностранных дел Туркменистана Р.О.Мередовым обсуждали ход подготовки межправительственного соглашения по этому вопросу. Большое внимание уделяем молодежным обменам. Предлагаем расширить продуктивное взаимодействие Института международных отношений МИД Туркменистана и МГИМО МИД России, а также развивать связи между начинающими специалистами-международниками двух стран при содействии Совета молодых дипломатов нашего внешнеполитического ведомства.

Работаем над дальнейшим раскрытием масштабного потенциала торгово-экономического сотрудничества. Россия остается одним из крупнейших партнеров Туркменистана. Только за первые три месяца этого года товарооборот вырос более, чем на 21%. Это не предел, учитывая потенциал экономик наших стран.

Хочу отметить, что в рамках Межправительственной Российско-Туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству обсуждаются новые крупные совместные проекты. Полезным и продуктивным в этом смысле стало участие Заместителя Председателя Кабинета министров Туркменистана Н.Х.Атагулыева в XXVIII Петербургском международном экономическом форуме. Н.Х.Атагулыев возглавит туркменскую часть Межправительственной комиссии. С нашей стороны сопредседателем станет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллин. Условились, что в ближайшее время они проведут встречу по подготовке полноценного очередного заседания Межправительственной комиссии.

Уникальное географическое положение наших стран создаёт хорошие возможности для развития транспортных коридоров. В этом контексте тесно взаимодействуем в рамках повышения эффективности восточного маршрута Международного транспортного коридора «Север-Юг», который соединяет Россию и Иран через территорию Казахстана и Туркменистана и имеет стратегическое значение для развития транспортных маршрутов в этой части Евразии.

В России с большим уважением относятся к мудрому выбору Туркменистана в пользу постоянного нейтралитета. Хотел бы ещё раз поздравить наших друзей с предстоящим юбилеем – 30-летием этой знаменательной вехи туркменистанской государственности.

Концепция позитивного нейтралитета получила новое звучание и наполнение, благодаря личным усилиям и энергии Г.М.Бердымухамедова. Объединительные международные инициативы Туркменистана: диалог как гарантия мира; зона мира, доверия и сотрудничества в Центральной Азии; объявление нынешнего года Международным годом мира и доверия продолжают вносить значимый вклад в сохранение мира и стабильности в регионе и за его пределами.

Идея равноправного межгосударственного диалога на основе уважения прав и интересов всех его участников, которую продвигает Туркменистан, близка и созвучна российским подходам. Совпадение наших позиций по ключевым проблемам современности – это залог эффективной совместной работы в рамках ряда многосторонних форматов. В их числе «Россия – Центральная Азия». Он существует относительно недавно, но уже зарекомендовал себя в качестве востребованной площадки для обмена мнениями по широкому спектру вопросов сотрудничества и международной политики.

В 2022 г. впервые был проведен саммит «Россия – Центральная Азия». Он состоялся в Астане. До конца этого года намечена вторая встреча в верхах, на одобрение которой выносится План совместных действий стран Центральной Азии и России на ближайшую перспективу. Этот план станет «дорожной картой» сотрудничества по ключевым направлениям взаимодействия и поможет запустить отраслевые механизмы «на шестерых».

Придаём особое значение взаимодействию с Туркменистаном в рамках Содружества Независимых Государств. Являясь ассоциированным членом СНГ, ваша страна вносит весомую лепту в его деятельность. С 2019 г. успешно реализуется Программа активизации партнёрства между внешнеполитическими ведомствами стран СНГ, принятая по инициативе Ашхабада.

В следующем году, который пройдёт под знаком 35-летия Содружества, Туркменистан будет председательствовать в СНГ. Уверен, что Ашхабад успешно справится с этой почётной и ответственной миссией. Будем всячески поддерживать наших туркменистанских друзей в реализации этих полномочий.

Видим хорошие перспективы налаживания взаимодействия Туркменистана с Евразийским экономическим союзом. Подключение к его работе (а формы для этого существуют самые разные) открыло бы новые возможности реализации взаимовыгодных проектов.

Успешно сотрудничаем на Каспии. Сегодня много об этом говорили в ходе переговоров. Разделяем особую ответственность за его сохранение и рациональное использование. Очевидно, что первостепенным интересам всех стран «каспийской пятерки» отвечает поддержание мира, стабильности и безопасности в Каспийском регионе, его устойчивое развитие на принципах добрососедства, доверия и сотрудничества прибрежных государств, реализация экономического, в том числе транзитного потенциала Каспия на благо прибрежных государств и обеспечение должного состояния окружающей среды этого важнейшего водоема.

На повестке дня – формирование региональной «каспийской общности» на благо наших стран и народов. В этом русле идет предложение России о создании Каспийского совета. Готовы к тесной работе с нашими туркменистанскими друзьями в этих целях.

Перед нами стоят масштабные задачи в двусторонних и международных делах. Убежден, что молодые поколения туркменских дипломатов, представленные здесь в том числе, сохранят традиции уважения к нашей общей истории, приумножат сегодняшние достижения во внешней политике, внесут собственную лепту в укрепление нейтрального курса Туркменистана и будут способствовать дальнейшему расширению дружественных связей и стратегического сотрудничества между нашими странами.

Вопрос: Сегодня Туркменистан выдвигает новаторские инициативы по выработке международных решений, направленных на обеспечение мира и безопасности. События последнего времени со всей ясностью демонстрируют, что сохранение мира, укрепление безопасности и стабильности были и остаются приоритетами мировой политики. В данном контексте в ходе 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Туркменистана С.Г.Бердымухамедов предложил приступить к обсуждению возможностей выработки под эгидой ООН стратегии глобальной безопасности. При этом принципы превентивной дипломатии как инструмента предотвращения и нейтрализации вызовов и угроз, причин, их порождающих, использование потенциала позитивного нейтралитета, а также восстановление культуры доверительного диалога определены в качестве трех ключевых направлений данной стратегии. Хотелось бы узнать, как Вам видится данная идея?

С.В.Лавров: Считаю, что оценки, которые Вы сейчас изложили в контексте инициативы Президента Туркменистана С.Г.Бердымухамедова, полностью укладываются в проводимый нами анализ ситуации и в шаги, которые российское руководство предпринимает и инициирует на международной арене.

Глобальная безопасность – это главная вещь, особенно на нынешнем этапе, когда печально известные «часы Судного дня» тикают и переносят стрелку все ближе к полуночи. Важно этого не допустить. Активно занимаемся тем, чтобы не произошла катастрофа. Уже стало будничным говорить о возможности начала третьей мировой войны. Это особенно печально в ситуации, когда реваншистские, агрессивные, воинствующие настроения в полном объеме вновь возрождаются в Европе. Как будто двух мировых войн, не говоря о менее значительных конфликтах в предыдущие столетия, лидерам нынешнего Европейского союза недостаточно.

Тем не менее, есть и позитивные тенденции, включая реализм и здравый смысл, декларируемые администрацией Д.Трампа в качестве базовых принципов своей внешней политики, а также опору на национальные интересы Соединенных Штатов при продекларированном признании национальных интересов других государств. Это очень важная констатация, коренным образом отличающая в контексте изложения концептуального видения развития мира администрацию Д.Трампа от предыдущей администрации Дж.Байдена, которая вся была поглощена своими неолиберальными гегемонистскими планами. Обеспечение глобальной безопасности – это отнюдь не решенный вопрос. Для того, чтобы это можно было назвать состоявшимся, требуются дополнительные усилия. Ответственные страны предпринимают немало усилий на этом направлении.

Вы упомянули инициативу о глобальной безопасности уважаемого С.Г.Бердымухамедова. У Председателя КНР Си Цзиньпина тоже есть инициатива (выдвинутая в феврале 2023 г.) о глобальной безопасности. Она содержит целый ряд принципов, применимых к урегулированию любых кризисных  ситуаций. Важнейший из этих принципов гласит о необходимости в любом конфликте сконцентрироваться на его первопричинах и затем на их устранении.

Касался ситуации вокруг Украины. Кризис, продолжающийся сейчас там, вынудил нас, не оставил нам другого выбора, кроме как начать специальную военную операцию для защиты своей безопасности и прав русских и русскоязычных жителей тогдашней Украины. Это один из хороших примеров. Без устранения первопричин ничего не получится. Возьмите, например, законы Украины по запрету, истреблению русского образования на всех этапах. Начали они с высшей, а потом дошли и до начальной школы. Запрет средств массовой информации на русском языке, запрет русской культуры. Никаких русских книг вы сейчас не найдете в библиотеках. Их оттуда выкидывали, как в годы разгула фашизма в Германии. Только в Германии книги сжигали. А украинцы – народ специфический. Они их сдают в макулатуру, и еще деньги за это получают. Сносят памятники, включая монумент основательнице Одессы – Екатерине Великой.

Акцент, сделанный в концепции Председателя КНР Си Цзиньпина на обязательном устранении первопричин конфликта, если мы хотим урегулировать какой бы то ни был кризис, как никогда, актуален. Но эти две инициативы (Президента Туркменистана С.Г.Бердымухамедова и Председателя КНР Си Цзиньпина) идут в одном направлении. В том же направлении идет выдвинутая Президентом России В.В.Путиным инициатива формирования архитектуры евразийской безопасности. Здесь нет и не будет конкуренции между такого рода предложениями. Они имеют общую концептуальную основу, и самое главное – мобилизовать мировое сообщество через различные практические мероприятия с участием политиков, дипломатов, ученых, общественных организаций на практическое рассмотрение этих инициатив и стремиться к выработке конкретных рекомендаций для принятия на межгосударственном уровне.

В этом смысле упомяну Международную конференцию по евразийской безопасности (1, 2), которую ежегодно проводит Республика Беларусь. Осенью текущего года состоится третье такое мероприятие. Мы будем готовы участвовать в аналогичных форумах, которые будет проводить Туркменистан в развитие инициативы С.Г.Бердымухамедова. Как говорится, маслом каши не испортишь. Активно приветствуем все то, что конструктивно и нацелено на преодоление разногласий, недопущение перерастания разногласий в конфронтацию.

Вопрос: Туркменистан и Российская Федерация приняли на себя обязательства по выполнению глобальной Повестки дня до 2030 г. по реализации Целей устойчивого развития. Как Вы оцениваете нынешние достижения Целей устойчивого развития? И что необходимо для ускорения данного процесса?

С.В.Лавров: Мы активно поддержали работу по согласованию Целей устойчивого развития. Они были одобрены. Секретариат ООН, его соответствующие подразделения регулярно публикуют доклады о том, как эти Цели выполняются. Выполняются они слабо. Совершенно точно на удовлетворительном уровне находится реализация менее чем половины из ЦУР. Причин на это много, но главная заключается в том, что наши западные «коллеги» продолжают мыслить и действовать, исходя из неоколониальных инстинктов. Пятосот лет (как сейчас принято упоминать в анализах соответствующих проблем: колониальная эпоха, рабовладельчество, эксплуатация) Запад жил за счет других, за счет природных богатств, расположенных в Африке, в Азии, в Латинской Америке.

Сейчас, когда идет «пробуждение» Мирового большинства, когда появились новые центры экономического роста, финансовой мощи, политического влияния, Запад оказался в ситуации, когда созданная им же модель глобализации даже не начинает распадаться, а уже распадается. Базовые принципы глобализации, активно продвигавшиеся Западом, с которыми в конечном итоге все так или иначе согласились, заключались в добросовестной конкуренции, в безоговорочном уважении права собственности, в недопустимости односторонних действий, в презумпции невиновности.

Для того, чтобы эти принципы действовали, были созданы соответствующие механизмы: МВФ, ВТО и различные структуры, наподобие SWIFT, обеспечивавшие комфортные методы проведения расчетов. Прекрасно помню, как на пике функционирования этой модели глобализации американское руководство всем разъясняло, что доллар – это не собственность США, а общемировое благо, обслуживающее интересы всех без исключения государств. Когда эта свобода рынка с дополнительными договоренностями в рамках ВТО и МВФ была в расцвете, мировая экономика росла. Ее дефекты, о которых я сейчас скажу, не были так заметны, как сейчас. Но Запад перешел к методам диктата, наказания тех, кто не слушает и не выполняет его требования, стал прибегать к методам прямого (называю вещи своими именами) воровства чужих активов, методам односторонних санкций. Всё это не способствовало гладкому функционированию мирового хозяйства и выявило его дефекты. Особенно это касается главной цели, которой руководствовался Запад, – найти способ продолжать жить за счет других. По-честному, в рамках декларировавшейся самим Западом добросовестной конкуренции, он стал проигрывать новым центрам экономического роста и финансовой мощи. Это, прежде всего, КНР и целый ряд других стран.

Для того, чтобы избежать ответственности за свои действия по внедрению протекционистских мер, нарушению свободы конкуренции, свободы торговли, Запад заблокировал деятельность Органа ВТО по разрешению споров. Китайская Народная Республика, против которой принимались нелегитимные дискриминационные меры, и другие страны, подвергавшиеся таким же шагам со стороны Запада, до сих пор (долгие годы) не могут добиться справедливости, потому что в рамках ВТО споры рассматривать некому. США просто заблокировали работу этого механизма.

У этих проблем две первопричины. Первая причина – объективная утрата Западом конкурентоспособности по сравнению с новыми центрами экономического роста. Вторая – широкое безоглядное применение незаконных односторонних рестрикций против тех, кто представляет Западу конкуренцию либо в торгово-экономической сфере, либо в сфере мировой политики. Как результат, все это негативно сказалось на выполнении Целей устойчивого развития.

Напомню, что в контексте этих Целей особое внимание уделялось проблемам изменения климата. Запад, уговаривая развивающиеся страны пойти на ограничение собственного экономического роста ради спасения природы, поступал эгоистично. Потому что сам он достиг своих результатов в развитии промышленности именно благодаря, прежде всего, углеводородной экономике, а теперь пытается не дать развивающемуся миру пройти эту естественную ступень промышленного развития.

Чтобы уговорить развивающиеся страны воспринять эту логику, Запад периодически обещал достаточно большие средства для того, чтобы компенсировать неизбежные издержки, связанные с «зеленым переходом». Еще когда десять лет назад в декабре 2015 г. собиралась Парижская конференция по климату, Западом развивающимся странам было торжественно обещано по 100 млрд долл. ежегодно в течение 10 лет на цели компенсации затрат на «зеленый переход». Ничего существенного из этого не вышло. Были выданы какие-то кредиты, гранты, но на порядок меньше, чем было обещано. Сейчас страны третьего мира, Мирового большинства анализируют, извлекают уроки из этой ситуации.

Если говорить об Африке, то там сейчас происходит вторая волна освобождения после деколонизации, принесшая политическую свободу бывшим колониям. Страны Африки осознали, что они по-прежнему остаются в эксплуатируемом положении, когда в подавляющем большинстве случаев они поставляют сырье, а вся добавленная стоимость по его превращению в товары производится и потребляется на Западе. Причем разрыв колоссальный. Африка сейчас выступает за то, чтобы создавать свою промышленность, свои перерабатывающие мощности. Это серьезный процесс. Его все обязаны учитывать, когда говорят о будущем мировой экономики. Поэтому мы все хотим, чтобы развитие было устойчивым, чтобы оно было комфортным для природы, для климата. Но здесь необходимо искать реалистичный баланс, чтобы это не было на пользу только одной группе стран, и чтобы обязательно учитывались задачи социально-экономического развития государств, составляющих Глобальный Юг и Глобальный Восток.

Вопрос: Как Вы упомянули в своем выступлении, в настоящее время сложилась сложная ситуация на Ближнем Востоке. И будучи непосредственным соседом этого региона, Туркменистан, опираясь на свой постоянный позитивный нейтралитет, уже с первых дней проявил активность в деле политико-дипломатического урегулирования конфликта, а также решения ряда гуманитарных вопросов. В частности, был открыт гуманитарный коридор для выезда иностранных граждан с территории сопредельного государства. Также туркменской стороной были предприняты оперативные меры для посадки и обслуживания воздушных судов иностранных авиакомпаний, а также пребывания иностранных граждан. Как бы Вы охарактеризовали действия Туркменистана в данной ситуации?

С.В.Лавров: Это гуманитарное великодушие и помощь ближнему, то, что свято для всех нормальных цивилизаций, культур, стран, народов.

Мы высоко оцениваем то, что Туркменистан не просто предоставил возможности для тех, кто хотел покинуть зону конфликта, но сделал это быстро, эффективно. Отдельная признательность за это. Поскольку среди них были российские граждане. По-другому нормальные люди, нормальные страны не должны себя вести. Поэтому это та самая общечеловеческая ценность, которая действительно общечеловеческая.

Второй аспект касается уже возможности и готовности Туркменистана содействовать поиску путей прекращения насилия, деэскалации и перехода к политическому регулированию. Уже упоминал в своем выступлении, что Туркменистан для этого имеет свои внешнеполитические принципы, которые в полной мере универсальны и которые могут послужить основой для переговоров между оппонентами. Туркменистан (надеюсь, не узурпирую положение хозяина) может стать площадкой для многих переговоров, учитывая его уникальный статус постоянного нейтралитета, трижды единогласно признанный в ООН. Мы сегодня с Заместителем председателя Кабинета министров, Министром иностранных дел Туркменистана Р.О.Мередовым обсуждали детали усилий, которые сейчас предпринимаются, проинформировали друг друга о телефонных и личных контактах с участниками событий и со странами, их соседями, прежде всего арабскими государствами Персидского залива. Министр иностранных дел Ирана А.Аракчи был в Москве, затем сразу же прилетел в Ашхабад. Мы в контакте с руководством США и Израиля. Предложили ряд практических шагов, которые помогут разрядить ситуацию.

Вчера, в том числе из Вашингтона, Тегерана и Израиля, звучали обнадеживающие заявления. Хотя потом были сделаны двусмысленные комментарии. Не хочу выдавать желаемое за действительное. Потому что вслед за этими обнадеживающими заявлениями с разных сторон последовали противоречивые комментарии. Но если они материализуются (а мы будем готовы способствовать тому, чтобы они материализовались), все вздохнут с облегчением. Потому что это кровавая, разрушительная история не способствует нормальному развитию народов в этой части мира, тем более что здесь, в тридцати с небольшим километрах, уже начинается граница Исламской Республики Иран.

Будем готовы поддерживать инициативы Туркменистана. Может быть, на каком-то этапе (размышляю вслух) сформулируем какое-нибудь совместное предложение, если стороны, вовлечённые в этот конфликт, будут готовы.

Вопрос: За последние годы активизировались туркмено-российские научно-образовательные контакты. Вместе с тем, укрепляется сотрудничество между профильными высшими учебными заведениями двух стран. В 2017 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Институтом международных отношений Министерства иностранных дел Туркменистана и МГИМО. Каково Ваше мнение по поводу разработки и реализации обменных образовательных программ между вышеназванными вузами? Смогут ли учебные заведения приступить к выполнению этих программ, начиная уже с нового учебного года?

С.В.Лавров: Это я Вас должен спросить. Как Вы чувствуете как студентка и как человек, знакомый с этими программами, насколько они Вас интересуют? Если есть интерес со стороны студенчества, то, конечно, они будут реализованы.

Наши министерства, смело говорю и от имени Министра иностранных дел Туркменистана О.Р.Мередова, заинтересованы в этом, можете не сомневаться. Сегодня среди направлений, которые нам представляются перспективными, мы упоминали студенческие обмены, сотрудничество между двумя нашими институтами международных отношений, взаимные стажировки. Приветствовали расширение этой практики. Всегда, когда друг к другу в гости ездят министры, можно организовать встречи такого рода. Р.О.Мередов хорошо знает свою «альма-матер». Он всегда желанный гость в МГИМО.

Думаю, тут не надо рисовать какую-то «схему». Нужно пользоваться имеющимися возможностями. Мы за обмены, взаимные стажировки, постоянные встречи. Если еще раз пригласите, обещаю продолжить эту практику. Надеюсь, что Р.О.Мередов будет щедро делиться своим богатейшим опытом с нашими студентами.


Дополнительные материалы

  • Видео

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме

Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска