ООН
Выступление руководителя делегации Российской Федерации И.В.Баринова в рамках рассмотрения Комитетом по ликвидации расовой дискриминации объединенных 23-го и 24-го периодических докладов Российской Федерации о выполнении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Уважаемая госпожа Председатель, уважаемые члены Комитета, коллеги!
В современном мире проблема недопущения любых форм расовой дискриминации становится все более актуальной. Российская Федерация высоко ценит роль Комитета по противодействию любым формам расовой дискриминации и ответственно подходит к вопросу выполнения своих международных обязательств по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Учитывая важность данной проблематики, Российской Федерацией сформирована делегация, в состав которой вошли представители ключевых министерств и ведомств, осуществляющих реализацию положений Конвенции в пределах своих компетенций. А именно - Федерального агентства по делам национальностей, Министерства спорта, Министерства внутренних дел, Министерства культуры, Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования и науки, Министерства иностранных дел, Генеральной прокуратуры, Верховного суда, Федерального агентства по делам молодежи.
Положения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (далее – Конвенции) включены в правовую систему Российской Федерации, заняв место среди базовых принципов регулирования общественных отношений во всех сферах общественной жизни и став таким образом неотъемлемой частью проводимой государством политики.
Отмечая целостность и стройность Конвенции как всеобъемлющего международно-правового акта в сфере борьбы с расовой дискриминацией, считаем важным отметить ее статью 4, которая требует от государств-участников этого международного договора активных наступательных действий по противодействию любому распространению идей, основанных на расизме. Российская Федерация не только не сделала никаких оговорок к положениям Конвенции, но и признала компетенцию Комитета рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях договора.
Кроме того, Россия также является автором ежегодно вносимой в рамках Генеральной Ассамблеи ООН резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В этом документе в том числе подчеркивается важная роль и значение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Вашего Комитета. Значительная часть российского ежегодного добровольного взноса в бюджет Управления Верховного комиссара ООН по правам человека также направлена на реализацию проектов по противодействию расизму и расовой дискриминации.
Уважаемые члены Комитета,
Российская Федерация исторически сложилась как многонациональное государство, объединившее все этнические общности, вошедшие в её состав и создавшее необходимые условия для их дальнейшего этнокультурного развития. Россия обладает уникальным, тысячелетним опытом создания политико-правовых условий для развития и мирного сосуществования различных народов.
Это, в частности, отмечалось Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. В своих выступлениях он неоднократно подчеркивал важность установления прочного межнационального мира и согласия в России и недопущения в какой-либо форме дискриминации по любому основанию.
Одним из основных принципов государственной национальной политики провозглашен принцип предотвращения и искоренения любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации установлены гарантии равенства «прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии», а также установлен запрет любых форм «ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной (этнической), языковой или религиозной принадлежности».
Данный подход закреплен в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. Ее реализация возложена на созданный Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 168 специализированный орган государственной власти – Федеральное агентство по делам национальностей. К основным функциям Агентства в числе прочих относятся профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
Разработана соответствующая государственная программа «Реализация государственной национальной политики», которая предусматривает перечень мероприятий, направленных, в том числе, на обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и отношения к религии, а также соответствующий объем их финансирования. Законодательством установлены полномочия и сфера компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений. На уровне субъектов Российской Федерации определены заместители глав регионов, ответственные за состояние межнациональных отношений.
Российское национальное законодательство построено по отраслевому принципу, то есть весь массив нормативно-правовых актов разделен на отдельные отрасли, которые включают в себя совокупность норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений характерными для них методами. Антидискриминационные принципы и нормы общего характера, запрещающие дискриминацию лиц по признаку их расовой, этнической, социальной, лингвистической или конфессиональной принадлежности, соотносятся с правами человека в конкретной области – в реализации трудовых прав, в праве на образование, на пользование родным языком, в праве на пользование достижениями культуры и другими. Благодаря такому подходу принцип недискриминации распространяется на все права, признаваемые Конституцией и законодательством Российской Федерации.
Эта нормативно-правовая база постоянно совершенствуется с учетом современных реалий.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской либо схожих с ней атрибутики или символики; публичные призывы к осуществлению этих деяний; массовое изготовления и распространение материалов такого содержания; организация и подготовка указанных деяний, а также их финансирование и подстрекательство к их осуществлению подпадают под определение экстремистской деятельности и преследуются согласно соответствующим нормам уголовного законодательства.
Ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистского характера (статьи 282-282.3). Более десяти составов преступлений включают мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы в качестве квалифицирующего признака, существенно отягчающего ответственность за их совершение и влекущего повышенные меры уголовной ответственности.
В соответствии со статьей 13 Конституции Российской Федерации запрещена деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Постоянный контроль за деятельностью различного рода общественных объединений, в том числе на предмет ведения противоправной деятельности, осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
В рамках организации системного противодействия экстремистским проявлениям, направленным на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни в 2014 г. принята Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.
Россия проводит последовательную политику, направленную на борьбу с попытками героизации нацизма, пропаганды нацистской идеологии и других идей или теорий превосходства на основе расы, этнического, религиозного или социального происхождения, или пытающихся оправдать либо поощряющих расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме, и последовательно принимает меры по искоренению всякого подстрекательства к такой дискриминации. В частности, законодательно запрещена публикация трудов руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, использование нацистской символики и символики организаций, сотрудничавших с нацистами, как оскорбляющей память о жертвах Великой Отечественной войны. В 2014 г. в Российской Федерации установлена уголовная ответственность за реабилитацию нацизма.
Российские власти уделяют серьезное внимание расследованию и привлечению к ответственности виновных в случаях возбуждения ненависти или вражды по расовым, этническим или религиозным мотивам. Сотрудники правоохранительных органов на регулярной основе проходят профессиональную подготовку по вопросам борьбы с расовой дискриминацией и профилированием.
Результаты проверок исполнения законодательства о борьбе с экстремизмом свидетельствуют о том, что работа правоохранительных органов по выявлению и пресечению фактов экстремизма приобрела наступательный характер и стала приносить более ощутимые результаты. В частности, увеличение количества выявленных преступлений экстремистской направленности в субъектах Российской Федерации в значительной степени явилось следствием активной деятельности центров по противодействию экстремизму органов внутренних дел.
В 2016 г. правоохранительными органами Российской Федерации выявлено 1450 преступлений экстремистской направленности (расследовано 1207 преступлений, в том числе направлены в суд уголовные дела по 993 преступлениям). По оконченным производством уголовным делам выявлено 934 лица, совершивших преступления.
В первом квартале 2017 г. правоохранительными органами выявлено 421 преступление такой направленности, установлено 211 лиц, совершивших эти преступления, по 267 преступлениям уголовные дела направлены в суд.
В 2016 г. судами Российской Федерации различных уровней при рассмотрении уголовных дел в общей совокупности было осуждено 427 человек за преступления по мотивам расовой, этнической ненависти. Среди них за совершение преступления по мотиву расовой дискриминации, предусмотренных статьями 280, 280.1-280.3 УК России – 72 лица; по пункту «л» части 2 статьи 105 УК России за убийство по мотиву расовой ненависти или вражды – 4 лица. За тот же год было рассмотрено 64 дела об административных правонарушениях и 44 гражданских дела, связанных с расовой дискриминацией.
Этому во многом способствовали меры общего характера, принимаемые Верховным Судом Российской Федерации по соблюдению основных положений Конвенции.
До сведения судей и работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации постоянно доводится информация о текущей практике Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Верховный суд Российской Федерации размещает на русском языке в электронном виде в ведомственной сети Верховного Суда Российской Федерации решения Комитета, принимаемые по результатам рассмотрения индивидуальных сообщений, а также об общих рекомендациях Комитета. Эта информация доступна для судов общей юрисдикции, включая мировых судей. До сведения судей и работников аппарата Верховного Суда доводится информация, содержащаяся в ежегодных докладах Комитета. Тексты ежегодных докладов на русском языке также размещаются в ведомственной сети Верховного Суда Российской Федерации. Решения Комитета, переведенные на русский язык, также включаются в периодические обзоры практики Верховного Суда Российской Федерации. До сведения судей и работников аппарата Верховного Суда также доводится информация о содержании периодических докладов Специального докладчика по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.
В целом в Российской Федерации выстроена система достаточно эффективной судебной защиты каждого человека в случае любых актов дискриминационных нарушений его прав. Суды Российской Федерации в своей деятельности последовательно реализуют принцип неукоснительной защиты прав и законных интересов лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, независимо от расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, в том числе используя прямые ссылки на соответствующие статьи Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Начиная с 2012 г., все большее распространение получают преступления экстремистского характера, подготовленные или совершенные с использованием сети Интернет. В 2016 г. такие правонарушения составили 63,2% (526 из 831) от общего числа преступлений, определенных Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Основной возраст лиц, совершивших данные преступления, – от 18 до 29 лет.
Российские компетентные органы проводят работу по выявлению и блокировке опубликованной информации, содержащей призывы к осуществлению деятельности, направленной на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды, пропаганды идей исключительности либо неполноценности человека по какому-либо из таких признаков. Уполномоченным органом по данному вопросу выступает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор), которая в пределах своей компетенции осуществляет профилактические меры по предупреждению подобной деятельности.
В целях выявления информационных материалов с признаками экстремизма мониторинг СМИ и сети Интернет на постоянной основе проводят органы прокуратуры субъектов Российской Федерации. При выявлении нарушений организуются проверочные мероприятия, по результатам которых принимаются меры прокурорского реагирования.
За период с 1 февраля 2014 г. по апрель 2017 г. Роскомнадзор выявил в сети Интернет около 42 тысяч ресурсов, которые содержали пропаганду идей расовой нетерпимости, ксенофобии и неонацизма. При этом с октября 2014 г. по настоящее время было выявлено 26332 ресурса, пропагандирующие идеологию террористической организации «Исламское государство». После направления официальных предупреждений ведомства с 39702 из них противоправная информация была удалена, к 2216 ресурсам доступ на территории России был ограничен. По требованию Генеральной прокуратуры Российской Федерации Роскомнадзор провел работу с более чем 1630 ресурсами, из них с 1490 информация такого рода была удалена, к 144 ресурсам доступ был ограничен.
В соответствии с положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации ФАДН России осуществляет мониторинг состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений, а также раннего предупреждения конфликтных ситуаций. Данная информация должна способствовать принятию эффективных решений по реализации государственной политики в этой сфере.
В настоящее время в базу данных внесены сведения о более 90 000 средствах массовой информации, около 10 000 показателей, характеризующих социально-экономическую напряженность, 220 000 некоммерческих организациях и других организациях, деятельность которых попадает под мониторинг состояния межнациональных отношений. Общее количество объектов мониторинга, введенных в систему, составляет более 25 миллионов. Система мониторинга должна стать одним из важных инструментов по пресечению деятельности, направленной на нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
Особое внимание уделяется профилактике расовой нетерпимости и иных экстремистских проявлений в среде болельщиков, в том числе с учетом проведения в стране крупных международных спортивных соревнований. Спортивные организации на постоянной основе проводят международные мероприятия, направленные на обмен наилучшими национальными практиками по созданию среды, свободной от дискриминации. Так, в подготовку к проведению в России Всемирной летней Универсиады в Казани, Олимпийских игр в Сочи, Кубка конфедераций и чемпионата мира ФИФА по футболу включены соответствующие семинары и тренинги с участием представителей государственных органов, футбольного сообщества и экспертов Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, а также НПО (в т.ч. СОВА, ФАРЕ - Football against racism in Europe, организации поддержки болельщиков - Supporters Direct Europe).
В целях обеспечения безопасности и создания благоприятной атмосферы не только на футбольных матчах, но и на других спортивных мероприятиях по различным видам спорта 26 июля 2017 г. принят закон о ратификации Конвенции Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий и в частности, футбольных матчей.
Кроме того, в российских спортивных организациях (федерации, лиги, клубы) существуют структурные подразделения, ответственные за взаимодействие с болельщиками и противодействие дискриминации в спорте. Например, в Российском футбольном союзе существует должность инспектора по борьбе с расизмом и дискриминацией в футболе.
Российские власти осуществляют меры по борьбе с предрассудками, ведущими к расовой дискриминации, по поощрению взаимопонимания, терпимости и дружбы между нациями, этническими и религиозными группами. В тесном взаимодействии с представителями национальных диаспор, этнокультурных, общественных, молодежных и религиозных организаций созданы и эффективно используются механизмы предупреждения и урегулирования межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Российская Федерация всячески поощряет в надлежащих случаях объединяющие многонациональные организации и движения, равно как и другие мероприятия, направленные на уничтожение расовых и межнациональных барьеров. Подобные мероприятия реализуются по линии различных министерств и ведомств. Государство оказывает финансовую поддержку деятельности национально-культурных автономий и национально-культурных центров. Так, например, организуются концерты фольклорной и этнической музыки, мастер-классы народного творчества, мероприятия исследовательского и диалогового формата, проекты по сохранению и развитию традиционной культуры народов России.
Российская Федерация на постоянной основе принимает соответствующие меры в сфере преподавания, воспитания, культуры и информации, в том числе на региональном уровне. Во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в учебную программу начальной и средней школы включены специальные учебные курсы, направленные на формирование у подрастающих поколений культуры взаимного уважения и патриотического мировоззрения, пропаганду традиционных культурных, религиозных и моральных ценностей, а также ознакомление с культурными и религиозными традициями народов России, проводятся уроки памяти Холокоста.
Уделяется большое внимание профилактике распространения радикализма в молодежной среде. В этих целях российские власти укрепляют взаимодействие с образовательными организациями высшего образования, волонтерскими и общественными организациями, ведущими такую работу с молодежью. Деятельность образовательных организаций высшего образования по проведению культурно-просветительских и воспитательных мероприятий координирует Министерство образования и науки Российской Федерации. В вузах создаются центры гармонизации межэтнических и межнациональных отношений, клубы межнациональной дружбы, школы толерантности молодежи. Реализуются программы адаптации иностранных студентов.
Большое внимание уделяется сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне и Второй мировой войне. В 2016 г. по поручению Президента Российской Федерации Минобрнауки России совместно с Российским историческим обществом и Российским военно-историческим обществом разработал новый учебно-методический комплекс по отечественной истории. В 2016 г. большое количество соответствующих учебных мероприятий были посвящены семидесятилетию создания Международного военного трибунала в Нюрнберге и значению его наследия для пресечения пронацистской, радикальной и экстремистской деятельности и разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды.
В Российской Федерации проживает свыше 190 народов и этнических групп, которые в соответствии с Конституцией и законодательством имеют равные права на сохранение и развитие своих языка, культуры и традиций. Вместе с тем государство оказывает дополнительные меры поддержки коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего востока (к таковым относятся народы, насчитывающие менее 50 тыс. человек, далее – коренные народы Севера), а также иным этническим меньшинствам.
Учитывая уязвимость традиционного образа жизни и среды обитания, малую численность каждого из коренных малочисленных народов, Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством предусмотрен значительный перечень преференций и льгот коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, касающихся пользования природными ресурсами и землями, и меры социальной поддержки. Кроме того, отдельные субъекты Российской Федерации принимают региональные нормативные правовые акты, количество которых более 1200. Такая законотворческая работа, направленная на усиление защищенности прав коренных малочисленных народов, продолжается в настоящее время.
В рамках реализации антидискриминационных положений в настоящее время в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположены места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера, в целях приближения медицинской помощи населению активно внедряются выездные формы работы с использованием всех видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного). Выездные медицинские бригады оснащены портативным диагностическим оборудованием (330 комплексов) и сформированы в местах проживания коренных малочисленных народов.
На этом направлении государство сотрудничает с коммерческими структурами. В качестве примера приведу партнерство с ОАО «Российские железные дороги», в результате которого запущены медицинские поезда в ряде регионов страны. Ежегодно такая передвижная поликлиника оказывает консультативно-диагностическую помощь жителям 40-45 отдаленных поселков, врачи осматривают более 10 тысяч человек, треть из которых – представители коренных малочисленных народов.
Россия уделяет серьезное внимание улучшению положения цыган, их интеграции в жизнь современного общества. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. в Российской Федерации проживает 207 тысяч цыган (0,15 % от всего населения Российской Федерации). В субъектах Российской Федерации насчитывается 9 национально-культурных автономий цыган и 23 общественные организации, включая региональные общественные объединения цыган в Краснодарском крае, Калининградской, Свердловской, Ростовской, Омской, Смоленской, Тверской областях.
Президент Федеральной национально-культурной автономии цыган (ФНКА) Н.Г.Деметер входит в состав Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и в Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при ФАДН России. Совместно с ФНКА цыган был разработан и Правительством Российской Федерации утвержден Комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган на 2013 2014 гг. В настоящее время проходит стадию согласования разработанный ФАДН комплексный план по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган на 2017-2019 годы.
Организован ежеквартальный мониторинг положения цыган в субъектах Российской Федерации и выполнения Методических рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по работе с цыганским населением. Подавляющее число цыган ведет оседлый образ жизни, интегрированы в экономическую, социальную и культурную сферу жизни общества. Они работают в различных областях сельского хозяйства, производства, обслуживания, учреждениях образования и культуры. В Москве 86 лет работает государственный цыганский театр «Ромэн», многочисленные музыкальные коллективы и ансамбли, талантливые цыганские дети обучаются в театральных и музыкальных вузах.
Вместе с тем, цыгане, ведущие кочевой образ, нуждаются в мерах поддержки, в первую очередь в части получения детьми образования.
В частности, для адаптации цыганских детей и освоения учебной программы на уровне их сверстников случае необходимости создаются специальные подготовительные классы, после которых дети вливаются в обычные классы без психологических и иных проблем.
Заслуживает внимания пилотный проект Федеральной национально-культурной автономии российских цыган «Образование как способ адаптации цыган в российское общество». Проект реализован на средства гранта Президента Российской Федерации в двух регионах России – Московской и Смоленской областях. В ходе обучения дети получали необходимые знания и навыки для успешного обучения и адаптации в системе начального и общего образования (в том числе по русскому языку). В рамках проекта были разработаны и внедрены новые методики работы в школе с цыганскими детьми. При реализации проекта был опробован метод включения в образовательный процесс ассистента из общины, носителя языка, который присутствует на уроках, и помогает осуществлять коммуникацию между учителем, учениками и родителями.
Конвенция и имплементирующее ее российское законодательство в полном объеме действует на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Власти Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополя уделяют системное внимание решению вопросов этнокультурной политики на полуострове.
Согласно новой Конституции Республики Крым статус государственных языков впервые получили русский, украинский и крымско-татарский. Федеральными и региональными властями уделяется большое внимание созданию условий для изучения родных языков в Крыму.
С целью восстановления исторической справедливости, устранения последствий незаконной депортации с территории Крымской АССР армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и допущенных нарушений в 2014 г. издан Указ Президента Российской Федерации о мерах по реабилитации и государственной поддержке их возрождения и развития. В развитие этого Указа распоряжением Совета министров Республики Крым утвержден План мероприятий, предусматривающий комплекс мер по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы в сфере межнациональных отношений, обустройства, социально-культурной адаптации репатриантов, образования на государственных языках Республики Крым (таковыми признаны крымско-татарский, русский и украинский языки) и изучения армянского, болгарского, новогреческого и немецкого языков, а также реализации мероприятий, направленных на удовлетворение социальных и этнокультурных потребностей репрессированных народов.
Во исполнение данного Указа Правительством Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, а также Правительством Севастополя, разработан и реализуется комплекс мер по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов, подвергшихся незаконной депортации и политическим репрессиям по национальному и иным признакам на 2017-2019 годы, исполнение которого координирует ФАДН России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790 утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (далее – ФЦП), направленная на интегрирование экономики Республики Крым и г. Севастополя в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития и межнационального согласия. В соответствии с программой Правительство Российской Федерации одобрило инвестиции в развитие Крыма в размере 708 млрд. руб. (более 10 млрд. евро), 10 млрд. руб. (150 млн.евро) специально предназначены для развития крымско-татарского сообщества.
В рамках реализации единой комплексной кампании, направленной на гармонизацию межнациональных отношений, укрепление межнациональной толерантности Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым оказывается содействие деятельности средств массовой информации, издающихся на армянском, болгарском, немецком, новогреческом и крымско-татарском языках. Кроме того, «Телерадиокомпания «Крым» имеет редакции национальных программ, которые осуществляют вещание на армянском, болгарском, греческом, крымско-татарском, немецком, украинском языках.
Российская Федерация, опираясь на свой исторический опыт, Конституцию, нормативно-правовые акты, принципы государственной национальной политики, исходя из целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека, Декларации Организации Объединенный Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации и настоящей Конвенции, последовательно осуществляет политику поддержания прочного межнационального мира и согласия и недопущения любых форм дискриминации и будет проводить эту линию в дальнейшем.
Уважаемые члены Комитета,
Завершая свое выступление, хочу сказать, что российское национальное законодательство и правоприменительная практика в области противодействия дискриминации имеют много различных аспектов, все из которых я не могу охватить за столь короткое время. Поэтому в рамках заседаний сегодня и завтра я и мои коллеги будем рады предоставить более подробную информацию по тем вопросам, которые заинтересуют экспертов Комитета.
Благодарю Вас, госпожа Председатель.