Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел, франкофонии и регионального сотрудничества Габонской Республики Э.Иссозе Нгонде, Москва, 18 марта 2015 года
Уважаемые дамы и господа,
Мы провели переговоры с моим габонским коллегой Э.Иссозе Нгонде, которые были весьма полезными, насыщенными и содержательными.
Габон – перспективный партнер России в Африке. Отношения с этим государством носят традиционно дружественный характер. У нас есть общее понимание, которое сегодня подтверждено, что мы хотим развивать эти отношения на равноправной взаимовыгодной основе, что в полной мере отвечает народам наших стран и способствует задачам обеспечения мира и стабильности на африканском континенте.
Обсудили состояние и перспективы двустороннего сотрудничества. Отметили хороший уровень политического диалога. Договорились подтягивать к этому уровню другие сферы нашего взаимодействия, прежде всего торгово-экономическую. Есть перспективы в военно-технической области, активно развиваются гуманитарные и образовательные связи. Условились поддерживать интерес деловых кругов наших стран в установлении и расширении контактов, в том числе для обсуждения перспектив реализации в Габоне экономических и инвестиционных проектов – в разведке, добыче и переработке углеводородного сырья, горнодобывающем комплексе, других сферах.
Договорились продолжать сотрудничество по обучению граждан Габона в российских высших учебных заведениях. Число предоставляемых стипендий, которые полностью используются, возросло. Сегодня обсуждали перспективы дальнейшего расширения количества государственных стипендий для граждан этой страны.
Мы рассмотрели международные вопросы. Наши взгляды на современные проблемы мироустройства совпадают. Убеждены в необходимости коллективных действий по решению всех конфликтных ситуаций на основе международного права при уважении центральной роли ООН и самобытности народов в различных регионах мира.
Особо остановились на положении дел на африканском континенте. Высоко оцениваем активное участие Габона в интеграционных процессах в Центральной Африке, в миротворческих усилиях африканцев и ООН на континенте. Считаем (и наши коллеги и друзья из Габона эту позицию высоко оценили), что африканцы сами должны определять пути политического урегулирования сохраняющихся на африканском континенте конфликтов, а задача международного сообщества – оказывать поддержку африканским усилиям в лице Африканского союза и субрегиональных организаций. В Совете Безопасности ООН Россия будет способствовать именно такому подходу к работе по стабилизации обстановки в горячих точках Африки. Продолжим содействовать укреплению миротворческого потенциала африканских государств, в том числе путем подготовки миротворцев в учебных центрах нашей страны, а также оказания помощи в оснащении африканских миротворческих контингентов.
Выразили высокую оценку усилий Габона по обеспечению безопасности в Гвинейском заливе. У нас общие оценки в том, что касается задач повышения эффективности международно-правового сопровождения усилий по борьбе с пиратством.
Мы обсудили шаги, предпринятые международным сообществом и самими африканскими странами, их партнерами из-за рубежа, включая Российскую Федерацию, которые позволили нейтрализовать на данном этапе вирус лихорадки Эбола.
Таково в целом содержание наших переговоров, которые, повторю, были весьма полезны для поддержания контактов по всем аспектам российско-габонских отношений. Благодарю своего коллегу за очень хорошую совместную работу.
Вопрос: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы урегулирования украинского кризиса с учётом принятого вчера Верховной Радой закона по Донбассу и заявлений руководителей провозглашённых ДНР и ЛНР о том, что до отмены данных законов политический диалог с Киевом невозможен?
С.В.Лавров: С сожалением вынужден комментировать эту ситуацию. Мне казалось, что 12 февраля в Минске недвусмысленно были определены шаги, которые предстоит осуществить. Документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» был подписан всеми участниками Контактной группы, включая полномочных представителей Киева, Луганска, Донецка и помогавших им в этом процессе представителей России и ОБСЕ. Там записано буквально следующее: сразу после отвода тяжёлых вооружений должен начаться диалог по модальностям проведения местных муниципальных выборов в соответствующих районах Донецкой и Луганской областей. Должен быть диалог о том, как проводить эти выборы (хотя они будут проводиться на основе закона Украины), но модальности проведения, в соответствии с Минскими договорённостями, необходимо согласовывать с Донецком и Луганском. Этого никто даже не пытался сделать.
Далее говорится, что на 30-й день после подписания Минского документа от 12 февраля должно быть принято постановление Верховной Рады, определяющее конкретные населённые пункты на территориях, на которые будет распространяться закон о местном самоуправлении или, как его ещё называют, об особом статусе. Закон принят Верховной Радой осенью прошлого года, но отсутствие в нём описания территорий, на которые он распространяется, не позволял ввести его в действие. Поэтому в Минске была зафиксирована договорённость о том, что на 30-й день после подписания документа о Комплексе мер 12 февраля должен проясниться объём территорий, населённых пунктов, на которые распространяется этот закон. Это всё, что требовалось от Верховной Рады, и под чем подписалась Украина. Вместо этого Верховная Рада по предложению Президента П.А.Порошенко (что меня особенно смутило, поскольку Президент Украины поддержал Минский пакет от 12 февраля) приняла решения, которые, по сути, переписывают договорённости, а говоря проще – грубо их нарушают, обусловливая введение закона об особом статусе необходимостью освобождения территорий, которые они назвали оккупированными, а также замены практически всех избранных населением этих территорий лиц на кого-то ещё. Из постановления Верховной Рады вытекает, что закон об особом статусе вступит в силу только тогда, когда руководить этими территориями будут те, кто приемлемы для Киева. Это – попытка «поставить с ног на голову» всё, о чём договаривались. Компромисс, позволяющий укреплять доверие, заключался в том, чтобы ввести сейчас особый статус на территориях, где люди проголосовали за своих руководителей. Никто не заставлял украинскую сторону официально признавать результаты выборов, но с уважением отнестись к этим процессам и выполнить то, о чём договаривались – это минимум, который должна была сделать украинская власть. Повторю, никакими дополнительными условиями необходимость введения этого закона не обставлялась. Надо было только обозначить населённые пункты и конкретные территории.
Не знаю, как теперь пойдёт политический процесс. Вчера я обратился со специальными посланиями к министрам иностранных дел Германии Ф.-В.Штайнмайеру и Франции Л.Фабиусу, в которых привлёк их внимание к вопиющему нарушению первых шагов политической части минского пакета и призвал предпринять совместный трёхсторонний демарш перед нашими украинскими коллегами, чтобы побудить их выполнять то, под чем они подписались и что было поддержано высшими руководителями Германии, Франции, Украины и России.
Вопрос: 17 марта в Киеве в ходе совместной пресс-конференции с Президентом Румынии Президент Украины П.А.Порошенко заявил о необходимости «разморозки» приднестровского конфликта. И это при том, что именно Киев и Москва являются гарантами мира и стабильности в регионе. Учитывая такой отход от предыдущих соглашений, существует ли сейчас, по Вашему мнению, реальная угроза возобновления этого конфликта?
С.В.Лавров: Честно говоря, я не слышал, что точно сказал П.А.Порошенко. Термин «разморозка» может иметь несколько значений. Если исходить из того, что приднестровский конфликт долгое время назывался «замороженным», то не думаю, что Украина заинтересована в его переводе через «разморозку» вновь в горячую фазу. Едва ли это будет кому-либо приемлемо. Если же дело касается активизации переговорного процесса, то мы всегда выступали за это. Действительно, как Вы сказали, Россия и Украина занимают уникальную позицию в этом процессе, поскольку мы не только посредники, но и страны-гаранты наряду со сторонами конфликта – Кишинёвом и Тирасполем – и наблюдателями от США, Евросоюза и ОБСЕ.
Не буду комментировать конкретно смысл сказанного Президентом Украины, но скажу, что на данном этапе, за последний год роль Украины в усилиях по активизации приднестровского урегулирования была не столь сбалансированной, как того требует статус страны-посредника и страны-гаранта. Украина, по сути, содействовала (и продолжает это делать) организации нечто вроде экономической блокады Приднестровья. По моей оценке, она подыгрывает настроениям тех, кто хотели бы использовать перспективы ассоциации Молдавии с Евросоюзом, чтобы в ультимативном плане заставить приднестровцев пойти на выдвигаемые Кишинёвом условия.
Убеждены, что здесь не может быть односторонних решений. Вы знаете, что базовые позиции сторон полярны. Молдавия в 2005 г. приняла закон, исключающий особый статус Приднестровья, в котором говорится лишь о местном самоуправлении отдельных деревень и посёлков на левом берегу Днестра. В ответ Приднестровье провело референдум, на котором была объявлена независимость. Нам нужно искать «золотую середину» между двумя этими полярными позициями, что, конечно, потребует коллективных усилий, чтобы, прежде всего, убедить главных действующих лиц в необходимости договариваться между собой с учётом озвученных ранее принципов: мы хотим подтвердить суверенитет, территориальную целостность Молдавии, в рамках которой будет обеспечен особый статус Приднестровья при понимании, что Молдавия остаётся самостоятельным, независимым и нейтральным государством.
В последнее время на этом пути наметился прогресс. В частности, мы отметили встречи нового главы Правительства Республики Молдова с лидером Приднестровья, на которых обсуждались практические вопросы нормализации экономических, социальных, гуманитарных связей между двумя берегами Днестра. Мы готовы способствовать этому процессу, посвящённому шагам, которые будут сразу же позитивно влиять на жизнь обычных людей и тем самым укреплять доверие между сторонами, что очень важно для создания условий, необходимых для поиска договорённостей о политическом статусе Приднестровья в составе Молдавии. Это должна быть договорённость с существенным делегированием полномочий. Последние события в этой стране показывают, что придётся учесть интересы и других частей Молдавии, в частности, Гагаузии.
Вопросы накапливаются, и нельзя рассчитывать, что они будут решены в порядке выдвижения ультиматумов. А такое искушение есть у некоторых политических деятелей в Молдавии и за её пределами в связи с подписанием соглашения об ассоциации между РМ и Европейским союзом. Очень рассчитываю, что наши европейские коллеги, сознавая свою ответственность за обеспечение справедливого приднестровского урегулирования, будут содействовать нахождению общеприемлемых для сторон развязок, а не навязывать точку зрения одной стороны другой.