Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в университете Бруней-Даруссалам, Бандар-Сери-Бегаван, 29 января 2012 года
Уважаемые дамы и господа,
Дорогие друзья,
Прежде всего, хотел бы поблагодарить руководство университета за очень теплый прием и предоставленную мне возможность пообщаться с вами.
Остановлюсь на некоторых темах, относящихся к проблематике АТР. Но прежде, чем начать выступление, хотел бы выразить глубокое удовлетворение поездкой в Бруней. Мы долго ее обсуждали, и вот она состоялась. Благодарен друзьям и коллегам за гостеприимство и прекрасную организацию визита.
Мы уже успели обсудить широкий круг вопросов, относящихся к российско-брунейскому сотрудничеству, и отметили, что наши двусторонние связи продвинулись. Политический диалог стал регулярным, интенсивным и доверительным, наши отношения поступательно развиваются. Сегодня мы договорились о том, что этот потенциал необходимо направить на конкретные практические проекты в самых разных областях.
В последнее время все более очевидно, что мир вступил в полосу глубоких преобразований. На наших глазах формируется новая полицентричная система международных отношений. Одним из наиболее значительных проявлений этого процесса является усиление роли, которую играет Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) в глобальной экономике и политике. АТР сегодня взял на себя функции ведущего «мотора» глобального роста.
Интенсивная интеграция, мощный подъём и рост взаимозависимости экономик этого региона повысили его сопротивляемость воздействию негативных внешних факторов. Такие локомотивы экономического развития, как Китай, Индия и страны АСЕАН, помогли региону не просто выстоять под ударами финансового кризиса, но и укрепить своё положение в общемировой системе координат. Даже на фоне турбулентности в мировой экономике и финансах государства региона демонстрируют хорошие экономические показатели и готовность противостоять угрозе глобальной депрессии.
Россия – неотъемлемая часть АТР, и совершенно естественно, что азиатско-тихоокеанское направление является одним из наших ключевых внешнеполитических приоритетов. Первоочередной задачей считаем активное участие в формировании региональной архитектуры безопасности и сотрудничества, дальнейшее встраивание России в разворачивающиеся здесь процессы политико-экономической кооперации и интеграции.
Расширение нашей вовлечённости в региональные дела благоприятно воспринимается партнёрами. Россию рассматривают в качестве силы, способствующей обеспечению стабильности и созданию условий для дальнейшего устойчивого развития АТР. Без России сложно представить себе коллективные усилия по противодействию таким вызовам современности, как международный терроризм, контрабанда наркотиков и распространение ОМУ. Мы вносим весомый вклад в объединенные усилия для решения энергетических, транспортных, научно-технологических, природоохранных проблем, в работу по чрезвычайному реагированию и продвижение межцивилизационного диалога.
У России нет идеологических расхождений, исторических противоречий, которые нельзя было бы урегулировать путем конструктивного диалога. Мы развиваем добрососедские отношений со всеми без исключения странами АТР – большими и малыми, от Японии до стран южной части Тихого океана. С некоторыми государствами нас связывают отношения стратегического партнёрства.
Настроены на тесное взаимодействие на международной арене, развиваем гуманитарные связи, укрепляем контакты между людьми. Упор делается на формирование модернизационных альянсов на основе инноваций в отраслях экономики с высокой добавленной стоимостью, на взаимодействие в сфере высоких технологий, космосе, других областях. Ряд партнёров, например ваш близкий сосед Сингапур, проявляет заметный интерес к российскому инновационному центру «Сколково». Намерены и впредь сотрудничать со странами АТР в энергетической сфере. Это – развитие традиционных и нетрадиционных источников энергии, создание инфраструктуры для нефтепереработки и производства сжиженного газа, совместное использование атомной энергии. Мы также представляем нашим друзьям преимущества применения глобальной навигационной и телекоммуникационной системы ГЛОНАСС.
Хорошие перспективы совместных проектов открывает реализация масштабных проектов в регионах Дальнего Востока и Сибири. Эти обширные российские территории обладают огромными ресурсами. И формирование здесь инфраструктуры, связывающей Европу и Азию, создает прекрасные перспективы.
В нынешнем году ключевым внешнеполитическим событием для России станет проведение в сентябре во Владивостоке саммита АТЭС. Мы намерены соблюсти преемственность в решении задач, стоявших на повестке дня предыдущих заседаний, а также продвигать новые приоритеты. В их числе – дальнейшая либерализация торгово-инвестиционной деятельности и углубление экономической интеграции, сотрудничество в целях инновационного роста, совершенствование транспортно-логистических систем, укрепление продовольственной безопасности.
Хотел бы привлечь ваше внимание к посвященной предстоящему саммиту статье Президента России Д.А.Медведева под названием «Интеграция – в целях развития, инновации – в интересах процветания», что является девизом владивостокской встречи на высшему уровне.
Россия энергично работает и в других региональных и трансрегиональных объединениях и форумах – Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ), Диалоге по сотрудничеству в Азии, Форуме «Азия-Европа», Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС и «тройке» Россия-Индия-Китай, которая регулярно проводит встречи на уровне министров иностранных дел и отраслевых подразделений (агентств).
Особо подчеркну важную роль Восточноазиатских саммитов, которые, являясь относительно новым механизмом, тем не менее, приобретают все большую важность. Россия и США присоединились к этому механизму в 2011 г. Осенью прошлого года мы приняли участие в саммите на о.Бали. У меня складывается впечатление, что это весьма многообещающий формат и уникальная структура, позволяющая на высшем уровне вести диалог по стратегическим вопросам региона. На наш взгляд, это естественный формат для выработки целостной концепции новой архитектуры безопасности и сотрудничества в Восточной Азии.
Президент России Д.А.Медведев и Председатель КНР Ху Цзинтао осенью 2010 г. выступили с совместной инициативой по созданию в АТР всеобъемлющей архитектуры безопасности и устойчивого развития. Россия и Китай предложили всем государствам региона подтвердить приверженность принципам равной и неделимой безопасности, мирного урегулирования споров, отказаться от конфронтации и сотрудничества, направленного против третьих стран. Всё это – путь к созданию в регионе инклюзивной архитектуры безопасности и сотрудничества в открытом, внеблоковом формате и основанной на принципе верховенства права в международных отношениях.
Позитивная реакция со стороны многих стран подтверждает, что данная инициатива способна стать объединительной идеей для Азиатско-Тихоокеанского региона. Есть реальная возможность опереться на эти принципы и прекратить дискутировать по поводу политических и правовых рамок региональной безопасности, включая, особо подчеркну, коллективные усилия всех структур и организаций, действующих в АТР.
Стоит отметить, что механизм ВАС был инициирован АСЕАН. Мы последовательно выступаем за укрепление центральной роли АСЕАН в регионе, рассматриваем её в качестве одного из системообразующих факторов активно идущих здесь интеграционных процессов. Углубление отношений с АСЕАН занимает высокое место в шкале приоритетов внешней политики России в АТР. За 15 лет партнерства у нас сложился интенсивный политический диалог, активно развивалось разноплановое сотрудничество. В 2005 и 2010 гг. состоялись саммиты Россия-АСЕАН, которые придали сильные импульсы поступательному продвижению сотрудничества.
Сейчас одна из важнейших задач – наращивание динамики торгово-экономических связей. Здесь у нас имеются определенные подвижки. Товарооборот России со странами "десятки" достиг 15 млрд. долл., увеличившись за последние два года почти на две трети. Понимаем, что по этому показателю мы пока ещё отстаем от других диалоговых партнеров АСЕАН. Поэтому в ходе второго саммита Россия-АСЕАН в 2010 г. было решено придать работе на данном направлении дополнительное ускорение. Наши профильные ведомства завершают подготовку "дорожной карты" торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия-АСЕАН, предусматривающей конкретные меры по расширению кооперации в таких ключевых сферах, как энергетика, транспорт, телекоммуникации, космос, сельское хозяйство и промышленное производство.
В прошлом году мы увеличили до 1,5 млн. долл. ежегодный взнос в Финансовый фонд диалогового партнерства Россия-АСЕАН. За счёт этих средств уже осуществлены важные проекты в приоритетных для нас областях – биотехнологиях, возобновляемой энергетике, электронной коммерции. Они создают базу для перехода к долгосрочным программам сотрудничества, использованию инновационного и технологического потенциала России и АСЕАН.
Среди наиболее важных направлений сотрудничества – продвижение энергетической безопасности. В 2010 г. одобрена пятилетняя Рабочая программа сотрудничества Россия-АСЕАН в сфере энергетики. На повестке дня – запуск российско-асеановского энергодиалога в области возобновляемых источников энергии.
Отмечу активную позицию Брунея в продвижении российско-асеановского энергетического и других направлений сотрудничества. В июле прошлого года в Бандар-Сери-Бегаване состоялось очередное заседание старших должностных лиц Россия-АСЕАН по энергетике, а в октябре Министр энергетики вашей страны представлял Ассоциацию на Международной энергетической неделе в Москве. Ряд конкретных предложений выдвинуты осенью прошлого года в ходе визита в Бруней делегаций Министерства энергетики России и Росатома.
Новые возможности для укрепления нашей кооперации с АСЕАН будут открываться по мере углубления интеграционных процессов. Вместе с нашими партнерами по Таможенному союзу, Белоруссией и Казахстаном мы рассматриваем возможности создания зоны свободной торговли с Вьетнамом и Новой Зеландией. По этому поводу уже идут переговоры. Если данный пилотный проект будет успешным, можно будет подумать о распространении этой практики на всю Ассоциацию. Кстати говоря, в упомянутой мной статье Президента России Д.А.Медведева содержится призыв готовиться к переговорам по соглашениям о свободной торговле со всеми странами-участницами АСЕАН.
Ещё одно важное направление – расширение гуманитарных контактов. Мы подписали с «десяткой» Соглашение о сотрудничестве в области культуры, открыли в Москве Центр АСЕАН, принимаем меры по активизации образовательных обменов.
Нам предстоит ещё многое сделать, и это, безусловно, потребует целенаправленных усилий – как на государственном уровне, так и по линии бизнес-сообщества и гражданского общества. Тем не менее, у нас нет сомнений, что все задачи развития отношений с АСЕАН могут быть успешно решены.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что у России в регионе нет «двойной» повестки дня. Мы открыты для любых форм конструктивного и взаимовыгодного общения и сотрудничества. Действуя сообща, мы сможем добиться большей эффективности в укреплении региональной стабильности, обеспечению экономического роста и процветания.
Благодарю за внимание и готов ответить на вопросы.
Вопрос: В контексте построения новой архитектуры безопасности в АТР какую, по Вашему мнению, роль будет играть АСЕАН?
С.В.Лавров: Как я уже отметил в своем вступительном слове, за АСЕАН должна закрепиться ключевая роль в консультациях о ходе процесса интеграции и безопасности в регионе. АСЕАН была инициатором всех действующих ныне крупных форматов – это и партнерства с отдельными странами, расположенными в регионе и за его пределами, и Региональный форум АСЕАН по безопасности и др. Если не ошибаюсь, семь лет назад Ассоциация начала проводить Восточноазиатские саммиты. Несомненно, роль АСЕАН центральная, и я призываю другие страны уважать это, а саму Ассоциацию - продолжать усилия на этом направлении.
Вопрос: В контексте усилий России по укреплению международного сотрудничества что, по Вашему мнению, можно сделать для улучшения контактов между российскими и брунейскими студентами?
С.В.Лавров: Уверен, что традиции обучения иностранных студентов в России сохранились и будут продолжены. Сегодня мы обсудили с Министром Л.Дж.Сенгом необходимость увеличения контактов между российскими образовательными учреждениями и брунейскими студентами. В целом такая отрасль сотрудничества, как образовательные обмены, много лет назад была ключевым элементом в наших гуманитарных контактах с другими станами. Десятки тысяч иностранных студентов учатся в России. Безусловно, мы будем рады видеть среди них больше брунейцев. Будем также поощрять российских студентов приезжать на обучение в прекрасный Университет Брунея, где они смогут найти достойное окружение и великолепную природу.
Вопрос: Очевидно, что развитие российско-асеановских отношений имеет важное значение. Тем не менее, за 15 лет сотрудничества Вашей страны с Ассоциацией состоялись всего два саммита – в 2005 и 2010 гг. Не пора ли проводить третий?
С.В.Лавров: Дело не в частоте саммитов, а в реальных делах. Я упоминал о важном документе, касающемся программы действий саммита, который был доработан. Это «дорожная карта» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, которая позволит обеспечить существенный рост торговых обменов между странами. Когда мы поймем, что настало время для корректировки курса со стороны руководства, уверен, мы сможем дать им рекомендации встретиться и поделиться с нами своими замечаниями.
Zusätzliche Materialien
-
Video