09:39

Полная версия интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «Россия будет стабилизирующим фактором в АТР», опубликованного в газете «Известия» 27 января 2012 года

125-27-01-2012

Вопрос: 8-9 сентября 2012 года во Владивостоке состоится саммит АТЭС. Как идет подготовка к этому важному мероприятию, какие прорывы для России ожидаются в экономической и внешнеполитической сферах?

Ответ: Для России председательство в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», кульминацией которого станет саммит АТЭС во Владивостоке 8-9 сентября, имеет, без преувеличения, очень большое значение. Его успешное осуществление призвано придать серьезный импульс реализации утвержденной Президентом Д.А.Медведевым стратегической линии на продвижение позиций нашей страны в АТР, включая эффективное подключение России, прежде всего районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, к азиатско-тихоокеанской интеграции. Речь идет о создании благоприятных условий для решения задач по переводу экономики Российской Федерации на инновационный путь развития, эффективному использованию потенциала региона для нужд социально-экономического подъема наших восточных территорий, укреплению места и роли нашей страны в региональной архитектуре безопасности и сотрудничества.

В ходе подготовки к саммиту предстоит провести порядка сотни различных мероприятий министерского и экспертного уровня, от итогов которых будет напрямую зависеть результативность встречи лидеров. Поэтому мы уделяем особое внимание содержательному наполнению деятельности форума в течение всего российского председательства.

На повестке дня прежде всего предложенные Россией приоритеты работы АТЭС в 2012 году. Это – торгово-инвестиционная либерализация и углубление региональной экономической интеграции, формирование надежных транспортно-логистических систем, интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста, продовольственная безопасность. Наши идеи получили консенсусную поддержку на симпозиуме и неформальном совещании старших должностных лиц АТЭС в декабре 2011 года в Санкт-Петербурге.

Рассчитываем в полной мере использовать российское председательство, чтобы продемонстрировать интеллектуальный, технологический и ресурсный потенциал нашей страны, в первую очередь ее восточной части, показать перспективы, связанные с созданием Единого экономического пространства с соседями – Казахстаном и Белоруссией. В этих целях атэсовские мероприятия планируется провести в разных городах Российской Федерации, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Хабаровске, Ярославле и, естественно, Владивостоке.

Наш подход к председательству в АТЭС направлен на то, чтобы российские инициативы были в максимальной степени конвертированы в практические проекты сотрудничества. Эффективное решение этой задачи будет напрямую способствовать упрочению авторитета и влияния России в АТР, укреплению в регионе стабильности и безопасности.

Вопрос: Есть ли подвижки в переговорах с Японией по территориальной проблеме? Чего следует ожидать на этом направлении в связи с вероятной победой В.В.Путина на предстоящих президентских выборах, последовательно занимающего жесткую позицию по этому вопросу?

Ответ: Российский подход к проблеме мирного договора с Японией носит абсолютно последовательный характер. Мы ведем диалог с японской стороной по данной проблеме и готовы его продолжать. Вместе с тем наша и японская позиции пока значительно расходятся.

Южные Курильские острова, на которые Токио пытается претендовать, являются территорией Российской Федерации в соответствии с международно-правовыми реалиями, сложившимися по итогам Второй мировой войны и закрепленными в Уставе ООН.

Совместная работа по поиску урегулирования данного вопроса может быть результативной только в условиях формирования между Россией и Японией тесных партнерских отношений, предполагающих широкое развитие сотрудничества в различных областях, конструктивное взаимодействие на международной арене. Добрым соседям и партнерам гораздо проще договориться, даже по весьма сложным проблемам.

Считаем важным, чтобы сложные вопросы истории двусторонних отношений рассматривались в первую очередь в рамках диалога ученых-историков. Как свидетельствует опыт, публичные дискуссии, тем более в конфронтационном ключе, лишь ведут к росту полярных настроений, антагонизируют общественность. Это никоим образом не приближает урегулирование. Все это откровенно и предметно излагалось Президентом Д.А.Медведевым в ходе встреч с японскими руководителями.

В.В.Путин знает «территориальную» тему досконально, имеет огромный опыт контактов с японскими лидерами, внес весомый вклад в развитие российско-японских обменов. По результатам его визита в Токио в 2009 году инициированы, в частности, новые перспективные направления сотрудничества с Японией в энергетике, в том числе атомной, области высоких технологий, машиностроения. Наращивание связей в данных сферах, равно как и полномасштабное взаимодействие на международной арене по актуальным вопросам безопасности создало бы благоприятный фон для продвижения диалога по политическим проблемам.

Вопрос: Каковы перспективы урегулирования на Корейском полуострове в связи с приходом к власти в Пхеньяне Ким Чен Ына? Что мешает возобновлению шестисторонних переговоров по ядерной программе Северной Кореи? В чем заключается тактика и стратегия России на этом треке?

Ответ: Разрядка на Корейском полуострове, без чего невозможно говорить об оздоровлении обстановки в Северо-Восточной Азии в целом, имеет для нас исключительно важное значение. Вряд ли надо объяснять, что речь идет о регионе, непосредственно прилегающем к дальневосточным рубежам России, а потому все происходящее там непосредственно затрагивает и нашу страну.

Сложившаяся ситуация уходит корнями в середину прошлого века. Регион во многом представляет собой своего рода «осколок» конфронтационной эпохи «холодной войны». Его наиболее острым «углом» является продолжающееся противостояние между двумя корейскими государствами.

Рассчитываем, что Пхеньян и Сеул поднимутся над разногласиями и, исходя из понимания стратегической перспективы, найдут возможности перейти к диалогу и сотрудничеству. Дело других стран – способствовать, а не препятствовать этому процессу.

Говоря о ядерной проблеме Корейского полуострова, приходится признать, что пока не удалось преодолеть паузу в переговорном процессе, которая продолжается уже три года. Основная причина – дефицит доверия между КНДР и рядом других участников шестисторонних переговоров. Помимо этого, северокорейские партнеры не верят, что международно-правовые механизмы смогут обеспечить безопасность страны.

Тем не менее, предпринимавшиеся различными сторонами усилия способствовали формированию условий для возобновления переговоров. Существенную подвижку на пути перезапуска диалога удалось обеспечить российской стороне – мы сумели убедить северокорейских коллег отказаться от предварительных условий возвращения за стол переговоров. Напомню – об этом заявил бывший руководитель КНДР Ким Чен Ир на встрече с Президентом Д.А.Медведевым в августе прошлого года в Улан-Удэ.

Кончина северокорейского лидера привела к некоторой паузе в движении к перезапуску «шестисторонки». Однако, на данный момент не видим оснований прогнозировать дополнительные сложности. В настоящее время обстановка в КНДР остается спокойной. В канун Нового года Пхеньян официально заявил, что в его политике не будет изменений. Расцениваем это как подтверждение готовности нового руководства КНДР соблюдать все двусторонние и многосторонние договоренности, достигнутые в рамках шестистороннего процесса. Исходим из того, что эти обязательства остаются в силе и для всех других участников переговоров.

Ключевым условием возобновления переговоров по ядерной проблеме и ее последующего урегулирования является формирование на Корейском полуострове и вокруг него обстановки мира и безопасности. Ожидаем от сторон максимальной сдержанности в том, что касается военной деятельности в регионе, в первую очередь в чувствительных районах, являющихся предметом территориальных споров.

Важным фактором создания подобной атмосферы считаем учреждение механизма мира и безопасности в Северо-Восточной Азии, формирование которого ведется под российским председательством в рамках шестисторонних переговоров. Мы готовы к продолжению этой работы немедленно после возобновления шестистороннего процесса.

Заинтересованы в дальнейшем развитии добрососедских отношений с Пхеньяном. Об этом, в частности, говорилось в послании Президента Д.А.Медведева в связи с кончиной Ким Чен Ира. Надеемся, что новое руководство КНДР настроено действовать в таком же ключе. Ведь, как гласит восточная мудрость, «близкий сосед лучше дальнего родственника».

Вопрос: В АТР идет борьба между Китаем и США за контроль над Тихим океаном. Пекин усиливает свое влияние на такие страны как Мьянма, Фиджи, стратегически важное государство Тимор-Лешти. Вашингтон – на Австралию и Новую Зеландию. Что необходимо сделать России, чтобы не потерять свои позиции в этом регионе?

Ответ: Через обширный и динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион проходят глобальные торговые пути. Здесь формируются новые эффективные сырьевые, финансовые, технологические цепочки. Регион укрепляет свое положение в международной системе координат. Роль азиатско-тихоокеанских экономик как локомотива глобального роста в дальнейшем будет только возрастать. На наших глазах усиливается влияние АТР на формирование не только региональной, но и международной экономической и политической повестки дня.

В данном контексте вполне объясним возрастающий интерес к делам этого региона со стороны ведущих держав. Мы также последовательно наращиваем здесь свои позиции, которые опираются на прочный фундамент дружественных, взаимовыгодных отношений практически со всеми государствами АТР.

Важно не допустить, чтобы закономерный процесс усиления внимания мирового сообщества к ситуации в АТР перерос рамки естественной и взаимно стимулирующей конкуренции, пошел по негативному пути острого соперничества и тем более конфронтации. Такой поворот был бы особенно опасен с учетом сохраняющихся в регионе противоречий, конфликтов и территориальных споров. В «мозаичной» азиатско-тихоокеанской зоне присутствуют множественные вызовы безопасности, в том числе в таких сферах, как разоружение и нераспространение, борьба с терроризмом и оргпреступностью, преодоление последствий природных и техногенных катастроф. Нарастают экономические и социальные риски, особенно ввиду угрозы глобальной депрессии. Все это чревато разбалансированием и дестабилизацией региональной обстановки.

В данных условиях наши усилия направлены на всемерное развитие многосторонней сетевой дипломатии и разветвленной диалоговой инфраструктуры для своевременного выявления потенциальных коллективных угроз и совместного поиска путей их преодоления.
В последнее время на этом направлении мы добились немалого – Россия стала полноправным участником механизма Восточноазиатских саммитов, присоединилась к диалоговому межрегиональному форуму АСЕМ, активно работает в диалоговом формате совещаний министров обороны государств АСЕАН и их внешних партнеров. Одной из важнейших многосторонних встреч в текущем году в регионе будет саммит АТЭС во Владивостоке, который мы будем проводить в качестве председателей форума.

Нашим концептуальным вкладом в формирование в АТР всеобъемлющей архитектуры безопасности и сотрудничества является совместная инициатива Президента Д.А.Медведева и Председателя КНР Ху Цзиньтао, выдвинутая осенью 2010 года. В ней сформулированы ключевые принципы, которые могут стать опорными элементами такой архитектуры. Это – верховенство международного права, внеблоковость, равенство, открытость, инклюзивность. В документе содержатся положения о развитии и адаптации к условиям региона имеющих универсальный характер принципов неделимости безопасности и отказа от попыток укреплять собственную безопасность в ущерб безопасности других стран. Мы предлагаем строить здание региональной безопасности на прочном фундаменте международного права с опорой на такие базовые принципы как мирное урегулирование споров, неприменение силы или угрозы силой, отказ от конфронтации и сотрудничества, направленного против третьих стран, а также на основе налаживания партнерских связей между многосторонними объединениями в АТР.

Убеждены в том, что российско-китайские предложения могут стать объединительной идеей для Азии и Тихого океана. Неслучайно они уже встретили позитивный отклик со стороны многих стран АТР, вызвали заинтересованность в рамках ООН. Отдельные положения инициативы включены в совместные документы по итогам двусторонних встреч на высшем уровне с руководителями ряда ключевых государств региона.

Для российской внешней политики на азиатском направлении реализация данных положений является приоритетной задачей на ближайшую перспективу. Это станет надежным залогом того, что наша страна не только сохранит свои позиции в обновленной архитектуре АТР, но и укрепит свою роль в качестве важного стабилизирующего фактора в регионе, надежного и серьезного партнера в расположенных там государств.


Falsche Datumsangaben
Zusätzliche Such-Tools