Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе заседания Делового совета при Министре иностранных дел Российской Федерации, Москва, 18 декабря 2017 года
Уважаемые коллеги, добрый день,
Мы начинаем очередное заседание Делового совета.
Как мне кажется, эти встречи обоюдополезны как для представителей органов исполнительной власти, так и для наших деловых кругов.
Сегодня на повестке дня у нас весьма актуальная и обширная тема – задачи и перспективы укрепления экономического сотрудничества в рамках БРИКС.
В деятельности этого объединения за последние годы произошел количественный и, что важнее, качественный рост. «Пятерка» вступила во второе десятилетие. Можно констатировать, что из «клуба по интересам» она превратилась в полноформатный механизм стратегического партнерства по многим направлениям. Ежегодно проходят два саммита лидеров БРИКС – основной и заседание «на полях» встречи «Группы двадцати» плюс около 100 официальных мероприятий, из них примерно 20 министерского уровня. За этими цифрами стоит широкая сеть профильного взаимодействия пяти стран, контактов и сотрудничества между деловыми кругами, учеными и представителями гражданского общества.
Углубление стратегического партнерства в БРИКС – один из приоритетов внешней политики России. К голосу «пятерки» прислушивается все больше стран, тем более что ситуация на планете не становится спокойнее и безопаснее. В этой ситуации нам очень важно продвигать полицентричные, многосторонние подходы к решению международных проблем. Это естественный процесс. Он отражает объективное перераспределение глобального баланса сил в пользу стран с формирующимися рынками. Отражением этого стало появление таких форматов, как БРИКС и «двадцатки», которая, к слову сказать, своим существованием означает признание неспособности западных стран самостоятельно решать международные валютно-финансовые проблемы без участия растущих экономик, новых центров экономической мощи и финансового влияния, с которым, конечно, приходит и влияние политическое.
Ясно, что за новое мироустройство, которое должно быть демократическим, еще предстоит побороться. Сдерживающий фактор – попытки ряда государств цепляться за отжившие подходы, сохранить доминирование, навязывать свои модели развития другим народам, в одностороннем порядке и с опорой на силовые методы продвигать свои узкокорыстные интересы.
Напротив, БРИКС – яркий и позитивный пример укрепления многосторонних, коллективных начал в мировых делах. Разные в культурно-цивилизационном отношении государства выстраивают свои отношения на принципах равноправия, взаимоуважения, верховенства международного права и строгого учёта интересов друг друга. Мы едины или близки в анализе ключевых проблем, с которыми сталкивается человечество. В фокусе нашего внимания – формирование справедливой системы глобального управления, которая учитывает интересы всех ключевых стран, включая формирующиеся и развивающиеся экономики. Мы твердо отстаиваем базовые принципы Устава ООН. В этом действительно заключается основа миропорядка - в частности, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, разрешение споров мирными средствами. Мы вместе с партнерами по БРИКС продвигаем объединительную повестку дня международных отношений, ищем возможности сопряжения подходов в тех сферах, где они пока еще не в полной мере отражают консенсус.
Комплексное сотрудничество БРИКС идёт по трём основным и тесно взаимосвязанным направлениям – политика и безопасность, экономика и финансы, культура и гуманитарные обмены.
Из этих трёх опор объединения самой прочной, пожалуй, остается экономическое взаимодействие, поскольку основу влияния «пятерки» на международной арене по-прежнему составляет растущий экономический вес государств-участников, их значение как одной из главных движущих сил развития мировой экономики. То, что Индия и Китай являются рекордсменами по темпам роста уже не первый год - всем известный факт. Мы также учитываем такой фактор, как численность населения, огромный инновационный потенциал и богатейшие природные ресурсы «пятерки».
Мы едины в оценках нынешнего состояния дел в мировой экономике и финансах. Мы совместно ищем новые источники экономического роста. Исходим из того, что масштаб и характер современных экономических вызовов предполагают, что развиваться можно только вместе, наращивая кооперационные связи, которые наиболее эффективно выстраиваются в рамках прозрачных многосторонних структур.
БРИКС стремится реформировать устаревшую финансово-экономическую архитектуру мира. Ведется энергичная работа на площадках ООН, «Группы двадцати», МВФ, где на долю БРИКС уже приходится 14, 75% голосов. Не хватает всего 0,25% до блокирующего пакета. Мы отстаиваем основы открытой, равноправной и взаимовыгодной многосторонней торговой системы и роль ВТО как её фундамента. Продолжаем искать пути решения проблемы доминирования ограниченного числа «старых» резервных валют в мировой экономике. В этом направлении идет создание Нового банка развития и Пула условных валютных резервов БРИКС с общим разрешенным капиталом в 200 млрд. долл.
Разумеется, мы заинтересованы в том, чтобы отечественные экономические операторы получали конкретную пользу от участия России в стратегическом партнерстве БРИКС, извлекали выгоду из функционирования механизмов «пятерки», которые созданы в целом ряде очень важных для нашего бизнеса отраслей.
Рассчитываю, что сегодня мы обсудим, как лучше и эффективнее использовать созданные в рамках БРИКС институты и инструменты, в том числе в интересах российского бизнеса. Какие здесь имеются резервы? Что требуется дополнительно? Конечно же, все эти вопросы необходимо обсуждать с учетом специфики подходов каждой из стран «пятерки».
Состоявшийся три месяца назад в китайском Сямэне IX саммит БРИКС получился весьма результативным. Показал, что объединение вступает во второе десятилетие с солидным багажом конкретных и полезных инициатив. В Сямэне был зафиксирован существенный прогресс в реализации принятой на саммите БРИКС в 2015 г. в Уфе Стратегии экономического партнерства, которая определяет точки сопряжения экономических интересов на годы вперед. Сегодня нам предстоит посмотреть не только на то, как выполняются решения, но и обсудить пути продвижения новых российских инициатив в ходе председательства ЮАР в БРИКС, которое наступает в 2018 г.
Хотел бы отметить, что мы высоко ценим роль, которую играют наши профильные ведомства. В первую очередь имею в виду Министерство экономического развития и Министерство финансов. Важный вклад в «пятистороннее» взаимодействие вносят российские участники Делового совета БРИКС во главе с Президентом ТПП России С.Н.Катыриным.
Повторю, что разговор сегодня хотел бы посвятить в первую очередь именно многосторонним проектам. У нас с каждой из стран БРИКС насыщенные разветвленные контакты, но в этом формате хотелось бы посмотреть на те проекты, которые затрагивают три, четыре, а в идеале и все пять стран этого объединения.
В заключение хочу сказать, что, как бы ни складывалась глобальная экономическая ситуация, БРИКС, как и его экономическое «измерение», остаются востребованными. Главная задача – добиваться того, чтобы его деятельность реально повышала благосостояние народов наших пяти стран. В этой связи трудно переоценить отечественное бизнес-сообщество, которое способно эффективно использовать взаимодополняющий характер экономик стран БРИКС в интересах их устойчивого развития.