13:18

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 20 января 2022 года

72-20-01-2022

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран Х.Амир Абдоллахианом

  2. О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Госсекретарем США Э.Блинкеном

  3. О предстоящем участии С.В.Лаврова в «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

  4. О ситуации на Украине

  5. С Днём Республики Крым

  6. О «Всеобъемлющей политике НАТО в отношении космоса»

  7. О текущей ситуации в Афганистане

  8. О вынесении в ФРГ пожизненного приговора сирийскому «беженцу»

  9. О годовщине прорыва блокады Ленинграда

  10. О 50-й годовщине установления дипломатических отношений с Народной Республикой Бангладеш

Из ответов на вопросы:

  1. О новом После России в Белоруссии

  2. О заявлениях Госдепартамента США в отношении Белоруссии

  3. О ситуации на границах Белоруссии

  4. О международном признании Крыма

  5. О военном сотрудничестве Турции и Азербайджана

  6. О визите «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Нагорный Карабах

  7. О заявлениях И.Г.Алиева в отношении В.Пекресс

  8. О создании транспортного коридора, объединяющего страны ГУАМ

  9. О российской позиции в отношении запусков Северной Кореей баллистических ракет

  10. О возможном визите С.В.Лаврова в Японию

  11. О подготовке встречи В.В.Путина и Ф.Кисиды

  12. О совместной операции сил ОДКБ по стабилизации ситуации в Казахстане

  13. О возможности возникновения нового кризиса в Центральной Азии

  14. О роли Узбекистана в интеграционных процессах

  15. О предложении Турции организовать встречу президентов России и Украины

  16. О  ситуации в Афганистане

  17. О стратегии ЕС в области обороны, безопасности, антитеррора и в других сферах

  18. О процессе евроинтеграции Украины

  19. О дипломатических методах России

  20. О создании информационного фона в связи с ситуацией на российско-украинской границе

  21. О возможном расширении ОДКБ

 

О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран Х.Амир Абдоллахианом

 

20 января глава российской внешнеполитической службы C.B.Лавров проведет переговоры с Министром иностранных дел Исламской Республики Иран Х.Амир Абдоллахианом, который находится в Москве в рамках первого визита в Россию Президента Ирана С.Э.Раиси.

Планируется обсуждение состояния и перспектив российско-иранских отношений, включая различные аспекты взаимодействия в области экономики с акцентом на ход реализации ключевых двусторонних проектов.

Предполагается также обмен мнениями по ряду актуальных международных тем, в частности, по ситуации вокруг переговорного процесса в Вене по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе и по отдельным региональным сюжетам.

 

Назад к оглавлению

 

О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Госсекретарем США Э.Блинкеном

 

21 января в Женеве состоятся переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Государственного секретаря США Э.Блинкена. Предстоит предметное обсуждение внесенных Россией 15 декабря 2021 г. двух проектов фундаментальных документов – Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности и Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора.

В ходе встречи предполагается оценить результаты состоявшихся переговоров межведомственных делегаций России и США в Женеве 10 января с.г., дискуссий по линии НАТО (Брюссель, 12 января с.г.) и в ОБСЕ (Вена, 13 января с.г.), а также определиться с возможными дальнейшими шагами, имея в виду скорейшее представление американской стороной письменного ответа с постатейными комментариями на российские документы.

 

Назад к оглавлению

 

О предстоящем участии С.В.Лаврова в «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

 

26 января Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров выступит на «правительственном часе» в ходе пленарного заседания Государственной Думы на тему «Об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации». Планируется, что он ответит на вопросы депутатов.

Напомню, что ежегодные встречи Министра с парламентариями позволяют повысить уровень взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти, обменяться мнениями о текущей международной ситуации и наметить пути повышения эффективности реализации внешнеполитического курса нашей страны.

 

Назад к оглавлению

 

О ситуации на Украине

 

В настоящее время западные и украинские СМИ, а также официальные лица стали ещё более активно тиражировать спекуляции на тему скорого «вторжения» России на Украину. Так они это формулируют. Убеждены, что целью этой кампании является создание информационного прикрытия для подготовки их собственных масштабных провокаций, в т.ч. военного характера, которые могут иметь самые трагические последствия для региональной и глобальной безопасности.

К сожалению, наши опасения подтверждают последние сообщения, которые появляются в СМИ со ссылкой на официальные структуры, источники и т.д. Уже несколько дней Великобритания военно-транспортными самолетами своих ВВС отправляет на Украину оружие. Было организовано не менее 6 рейсов, каждое воздушное судно может взять на борт до 77,5 тонн груза, т.е. в общей сложности порядка 460 тонн вооружений. Как стало известно, будут поставлены переносные противотанковые комплексы для применения в условиях городской застройки. Кстати, ведению именно таких боевых действий украинских военных, как вы знаете, обучают западные инструкторы на Яворовском полигоне во Львовской области.

Более 200 спецназовцев отправила Канада под предлогом охраны своего посольства и эвакуации дипломатов в случае чрезвычайной ситуации.

Но самой масштабной является военная «помощь» (как они это называют) Соединенных Штатов Америки. Только в последние месяцы Вашингтон поставил на Украину 30 противотанковых ракетных комплексов «Джавелин» и 180 ракет к ним. Ранее СМИ писали о том, что в январе с.г. ожидается отправка партии вооружений на сумму в 20 млн долл. Всего с 2014 г. по конец 2021 г., по словам представителей Пентагона, США предоставили Украине военную помощь на 2,5 млрд долл. Перед Новым годом CNN сообщала, что Дж.Байден дополнительно выделил Украине на эти цели ещё 200 млн долл. В 2022 г. военный бюджет США предусматривает на такие расходы 300 млн долл.

На Украине подобную помощь воспринимают как карт-бланш на проведение силовой операции в Донбассе. ВСУ не прекращают обстрелы мирного населения востока страны. По данным Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, после Нового года количество нарушений режима прекращения огня уже перевалило за три тысячи.

Вновь вынуждены привлечь внимание к теме разгула неонацизма на Украине. На днях киевский горсовет переименовал в честь служившего в войсках СС руководителя Организации украинских националистов Р.Шухевича остановку общественного транспорта, ранее носившую имя генерала Н.Ф.Ватутина  – освободителя украинской столицы от гитлеровцев. Что еще нужно? Еще нужны какие-то дополнительные доказательства того, что там происходит? Известный антифашист, глава Украинского еврейского комитета Э.Долинский сообщил об угрозах его жизни со стороны ультранационалистов. Это тоже никто слышать и видеть не хочет. К сожалению, рост неонацистских настроений на Украине не волнует ни наших западных партнёров, ни профильные международные организации.

Призываем западные страны прекратить агрессивную антироссийскую информационную кампанию, перестать содействовать милитаризации Украины, затягивая её в НАТО, а вместо этого направить усилия на побуждение киевского режима к выполнению Минских соглашений и других международных обязательств.

 

Назад к оглавлению

 

С Днём Республики Крым

 

Хотела бы поздравить всех жителей нашей страны с Днем Республики Крым.

Сегодня, 20 января, отмечается этот праздник, День Республики Крым, который был установлен в 2009 г. и подтвержден Законом Республики в 2014 г. Поздравляем жителей российского региона с праздником, желаем здоровья, мира и процветания в составе нашей единой Родины — России.

Рассматриваем эту дату и приближающуюся годовщину Крымской весны как прекрасный повод напомнить о более чем 20-летней борьбе жителей полуострова за самоопределение, за справедливость. За ту самую демократию, которой нас в теории учит Запад, а на практике полностью забывает о своих обязательствах и обещаниях. Здесь демократия восторжествовала в самом высшем смысле этого слова. Эти двадцатилетние усилия привели крымчан в родную гавань в 2014 г. Основные вехи этого по-настоящему благородного дела — это хронология крепнущей воли и надежд крымчан и севастопольцев на пути домой.

В период нахождения Крыма в составе Украины (1990-2014 гг.) юридический статус региона неоднократно менялся в результате конфликтов между республиканскими и киевскими властями. Давайте вспомним, расскажем нашим западным партнерам, мировому сообществу как и что там развивалось.

12 ноября 1990 г. на внеочередной сессии крымского областного Совета народных депутатов было принято решение о проведении референдума о преобразовании Крымской области в Крымскую Автономную ССР, существовавшую до 1945 г. и входившую в состав РСФСР. 20 января 1991 г. (дата, от которой и пошел праздник) состоялся референдум. На нем более 93% высказались за воссоздание Крымской АССР как субъекта СССР.

Киев решил перехватить инициативу у крымчан. 12 февраля 1991 г. Верховный Совет Украинской ССР принял закон о восстановлении Крымской АССР в составе УССР. Через четыре месяца соответствующие изменения были внесены в Конституцию Украинской ССР 1978 г. Воля крымчан была искажена, но их борьба, их благородное дело продолжилось.

5 мая 1992 г. Симферополь принял «Акт о государственной самостоятельности Республики Крым», закреплявший право самостоятельно избирать президента, правительство и Верховный суд, иметь свое гражданство и утверждать государственные языки.

13 мая 1992 г. Верховная Рада Украины признала решения парламента Крыма о провозглашении «Акта о государственной самостоятельности» и проведении очередного референдума противоречащими Конституции Украины и приостановила их действие.

14 июня 1993 г. Верховный Совет Крыма ввел должность Президента Республики Крым. С февраля 1994 г. по март 1995 г. этот пост занимал Ю.А.Мешков, который победил на выборах с поддержкой 72% голосов избирателей. 27 марта 1994 г. в Крыму состоялся очередной референдум, на котором большинство жителей полуострова поддержало инициативы избранного президента. А они были направлены на тесную интеграцию с нашей страной.

ЦИК и Президент Украины объявили состоявшийся 27 марта 1994 г. референдум вновь незаконным. В продавленной Киевом в 1995 г. Конституции Крыма уже не было ни должности президента, ни суверенитета.         

Крымчане помнят постоянные нарушения прав и свобод со стороны Украины, нападки на русский язык, искусственное насаждение чуждых исторических взглядов и ценностей, планы размещения натовских сил, учения, которые проводились там силами, которые открыто декларировали, что именно Россия является их противником. Все помнят угрозу вторжения радикалов майдана. Всё это предопределило солидарное решение жителей полуострова на референдуме 16 марта 2014 г. воссоединиться с Россией.

За прошедшие годы Крым и Севастополь преобразились. Неоднократно бывала там и в командировках, и в личном качестве. Видела, как за эти годы работа просто по-настоящему кипела. Залог успешного развития — в межнациональном согласии, основы которого заложены в Конституции Республики Крым. Русский, украинский и крымско-татарский языки являются государственными, напомню для тех, кто не знает, гарантируется многообразие культур, обеспечивается их равноправное развитие и взаимообогащение. Неплохой пример для киевского режима? Получилось у Крыма, получится и у Украины. Вперед!

 

Назад к оглавлению

 

О «Всеобъемлющей политике НАТО в отношении космоса»

 

17 января с.г. был опубликован документ, который называется «Всеобъемлющая политика НАТО в отношении космоса». Вроде все хорошо: космос, политика, всеобъемлющая, НАТО. В этом документе определены приоритетные задачи и направления работы альянса применительно к космическому пространству. Обыватель и человек, который не имеет профессионального взгляда на подобные вещи, может не усмотреть здесь какой-либо угрозы. Но нужно вчитаться. Всё плохое в деталях. Документ носит тенденциозный, а на самом деле провокационный характер. Он выполнен в русле деструктивных установок космически значимых государств-членов НАТО во главе с США, нацеленных на размещение оружия в космосе, применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов других стран и превращение космического пространства в арену боевых действий. Это наглядный пример отсутствия правды в заверениях о мирном характере блока. Вот конкретная маленькая деталь (она является не такой уж и маленькой), всё-таки речь идет о космосе.

Именно этим обусловлена фиксация в документе возможности задействовать при необходимости механизм статьи 5 Североатлантического договора (коллективная оборона) в ответ на атаки в космосе, из космоса или в отношении космоса. Данное положение фактически «развязывает руки» государствам НАТО для использования при необходимости ударных средств кинетического и некинетического воздействия в космическом пространстве, поскольку квалифицировать те или иные действия в каждом конкретном случае в качестве «атаки» будет именно Североатлантический альянс.

Налицо очередная попытка легитимизировать применение силы в космосе, что противоречит утверждённой мировым сообществом задаче предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве. Видимо, такое поведение страны НАТО считают «ответственным» подходом применительно к космосу.

«Всеобъемлющая политика НАТО в отношении космоса» в очередной раз подтверждает правильность и своевременность российских предложений по юридически обязывающим гарантиям безопасности, а также востребованность продвигаемых нами при широкой поддержке государств-единомышленников инициатив по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Речь идёт о выработке юридически обязывающего инструмента, который бы предусматривал запрет на размещение в космосе любых видов вооружений, применение силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса, а также принятию государствами-членами ООН политических обязательств не размещать первыми оружие в космосе.

 

Назад к оглавлению

 

О текущей ситуации в Афганистане

 

Отмечаем успешные контртеррористические действия Кабула, приведшие к ликвидации бывшего главаря афганской террористической ячейки ИГИЛ А.Фаруки, а также аресту ряда членов террористической организации «Хизб-ут-Тахрир» в провинции Тахар. Призываем афганские власти к интенсификации этих усилий, в том числе уделяя внимание ситуации с террористической активностью в северных провинциях, которые граничат с нашими центральноазиатскими соседями.

Вызывает озабоченность развитие протестных настроений на этнической почве на севере страны. Они вызваны арестом талибского полевого командира узбекского происхождения по обвинению в совершении противоправных действий. Надеемся, что новые власти не будут поддаваться на провокации, которые устраиваются деструктивными элементами по разжиганию межэтнической розни с целью дестабилизации обстановки в такое непростое для страны время.

 

Назад к оглавлению

 

О вынесении в ФРГ пожизненного приговора сирийскому «беженцу»

 

Как было сообщено в ФРГ был вынесен пожизненный приговор сирийскому «беженцу»,. В материалах средств массовой информации говорилось о том, что 13 января с.г. завершился судебный процесс над гражданином Сирии А.Расланом, который ранее получил статус беженца в ФРГ.

Как выяснилось, будучи в 2011-2012 гг. офицером сирийской контрразведки, он, злоупотребляя своим служебным положением, совершал убийства, истязания и изнасилования заключенных в дамасской тюрьме «Аль-Хатыб». Вероятно, почувствовав, что скрыть эти преступления не удастся, А.Раслан изменил присяге и перешел на сторону террористических бандформирований. В декабре 2012 г. он вместе с семьей был переправлен в Иорданию, а затем в 2014 г. под видом беженца – в Германию. Немецкие власти арестовали его в 2019 г.

После длившегося более двух лет расследования и судебного разбирательства Высший земельный суд ФРГ на основании многочисленных свидетельств приговорил Анвара Раслана к пожизненному заключению.

Мы тщательно не знакомились с материалами дела, но не ставим под сомнение добросовестность германской Фемиды. Палач, насильник, изменник и пособник террористов получил, как говорится, по заслугам.

Убеждены, что, окажись он на территории САР, ему и там пришлось бы предстать перед судом. Дело в том, что в Сирии за подобные злодеяния его, скорее всего, ждала бы смертная казнь, что по правилам Евросоюза делает его выдачу невозможной. Так что применение в отношении этого человека, если так еще его можно назвать, универсальной юрисдикции фактически спасло ему жизнь.

На фоне этого громкого процесса, который кое-кто из непримиримых противников Дамаска пытается политизировать – якобы этот преступник, «служил режиму Б.Асада» и т.д. – возникают вопросы о том, каких монстров иной раз встречают с распростёртыми объятиями на Западе под видом «сторонников оппозиции», явных демократизаторов, защитников прав человека, свобод, носителей либеральных ценностей и т.д. При этом наделяя их всевозможными регалиями просто потому, что приписывают им противостояние с сирийским «режимом». Не трудно предположить, что подобные истории с предоставлением статуса беженца будут продолжаться, имею в виду предоставление статуса беженца тем людям, которые вообще не имеют никакого отношения к правочеловеческой проблематике, являются террористами, боевиками, экстремистами, просто преступниками.

Нужно восстанавливать нормальные межгосударственные контакты с САР и отлаживать конструктивное международное взаимодействие в интересах решения проблемы беженцев. Это взаимодействие должно быть цивилизованным для общего же блага и для того, чтобы подобные юридические казусы, когда статус беженца, в том числе включая финансовую помощь, моральную поддержку, не предоставлялись бы подобным людям или нелюдям.

 

Назад к оглавлению

 

О годовщине прорыва блокады Ленинграда

 

Как вы знаете, мы уделяем особое внимание теме исторической памяти. В эти дни невозможно не вспомнить о блокаде Ленинграда и о тех людях, которые героически выстояли, и о тех, кто их освобождал.

12 января 1943 г. советские войска начали наступательную операцию, которая впоследствии получила кодовое название «Искра». Целью подразделений Красной Армии был прорыв блокады Ленинграда.

Начиная с 8 сентября 1941 г. второй крупнейший город Советского Союза находился в жесточайшей блокаде, целенаправленно организованной фашистскими захватчиками. Блокада продолжалась 872 дня. В Ленинграде за это время погибло около миллиона человек. Иначе как одним из крупнейших преступлений против человечности блокаду назвать нельзя. Нет и не может быть прощения нацистам, которые решили сломить город, взять его измором, целенаправленно истребляя сотни тысяч мирных граждан.

Те годы прошли, но тактика бить по гражданскому населению, чтобы реализовать свои цели, осталась, чтобы сломить их волю. Ничего не напоминает сейчас?

Попытки прорвать кольцо блокады вокруг Ленинграда предпринимались неоднократно, как вы знаете. Но только в январе 1943 г., когда основные силы вермахта были стянуты к Сталинграду, эти усилия принесли долгожданный успех.

Наступательная операция «Искра» проводилась силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского. 18 января 1943 г. войска двух фронтов встретились в районе рабочего поселка №1, что позволило создать коридор. По нему в кратчайшие сроки советские инженеры провели временную железнодорожную ветку для снабжения города всем необходимым. В тяжёлых зимних условиях (под обстрелами и в мороз) буквально за 17 суток была проложена полноценная железнодорожная ветка от станции Поляны до Шлиссельбурга. В Ленинград пошли первые поезда с продовольствием (для меня очень тяжело возвращаться к этим временам, потому что с каждым годом, как бы это не казалось парадоксальным, трагедия и масштаб того, что пережила наша страна ощущается все острее) и боеприпасами, улучшилась подача электроэнергии. Прорыв блокады облегчил положение граждан, обеспечил снабжение оборонявших его войск и мирного населения.

Кстати, под Санкт-Петербургом, в Кировском районе Ленинградской области, на левом берегу Невы, у Ладожского моста расположен Музей-панорама «Прорыв». Там рассказывается об истории битвы за Ленинград и поисковой деятельности в регионе, а также представлена картина драматических событий 13 января 1943 г. – второго дня операции «Искра». Гигантское полотно-диорама занимает 500 квадратных метров.

Мы как Министерство иностранных дел рекомендуем этот музей, мемориал на Пискарёвском кладбище и многие другие исторические памятники и объекты к посещению всем гостям нашей страны, в том числе дипкорпусу, коллегам-дипломатам. Как вы знаете, в Санкт-Петербурге расположено немало консульств иностранных государств. Без посещения этих монументов, без понимания трагедии того времени и того подвига, который совершил советский народ, невозможно понимать нашу страну и наших людей.

К сожалению, сегодня, в эпоху переписывания истории великого подвига, даже о казалось бы всем известных фактах приходится напоминать и рассказывать заново. Но мы будем это делать. Убеждена, что тем, кто ознакомится с историческими свидетельствами тех времён, узнает о тех ужасах, которые ленинградцам пришлось пережить в осаждённом фашистами городе, уже ни в чём их не надо будет убеждать.

 

Назад к оглавлению

 

О 50-й годовщине установления дипломатических отношений с Народной Республикой Бангладеш

 

25 января будет отмечаться 50-летие установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Народной Республикой Бангладеш.

Наши страны связаны узами давней дружбы, основа которой была заложена в 1972 г., когда СССР поддержал национально-освободительную борьбу народа Бангладеш и в числе первых признал независимость нового государства. Бангладешцы по сей день хранят память о подвиге советских военных моряков,  которые в 1972-1974 гг. расчистили акваторию порта Читтагонг от мин и затонувших кораблей.

На современном этапе между нашими странами поддерживается активный политический диалог, который выстраивается на основе принципов равноправия и взаимного уважения. Напомню, что Бангладеш является крупным торговым партнером России в Южной Азии, двусторонний товарооборот превышает 2,5 млрд долл. США в год. Реализуются крупные проекты, включая строительство первой в Бангладеш АЭС «Руппур». Успешно функционирует созданный в 2017 г. механизм Межправительственной Российско-Бангладешской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Очередное его заседание состоялось 15 декабря 2021 г.

Поздравляем наших бангладешских друзей со знаменательным юбилеем наших отношений!

 

Назад к оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Какие задачи ставятся МИД России перед новым Послом России в Белоруссии Б.В.Грызловым? Когда можно ожидать его прибытие в Минск?

Ответ: Б.В.Грызлов намерен прибыть в Минск и приступить к своим обязанностям до конца текущего месяца.

В том, что касается задач нового руководителя Посольства, то общей установкой российского дипломата является работа на благо дальнейшего развития сотрудничества между нашими странами и народами по всем направлениям.

Специфика наших отношений с Белоруссией ставит дополнительные задачи. Назначение видного политического и государственного деятеля на пост Посла в Минске подчеркивает особое значение, которое руководство России придает отношениям с братской Республикой. Хотела бы привлечь внимание к опубликованному 18 января с.г. агентством ТАСС интервью Б.В.Грызлова, в котором подробно изложены оценки его видения тех задач и того, как он планирует их реализовывать.

Белоруссия для России – ключевой союзник и стратегический партнер. Мы вместе строим Союзное государство, активно взаимодействуем в региональных интеграционных объединениях – СНГ, ОДКБ и ЕАЭС. Теснейшим образом переплетены экономики наших стран. Активно развивается взаимная торговля, межрегиональное и приграничное сотрудничество. Вместе реализуем масштабные проекты в промышленности, энергетике, науке. Наши государства связывают обязательства совместной обороны западных рубежей Союзного государства.

Основой нашего сотрудничества служат тесные отношения между гражданами России и Белоруссии, совместная история и культура, общие традиции и ценности. Наша задача – помочь их дальнейшему укреплению, созданию равных возможностей для россиян и белорусов на пространстве Союзного государства.

Важнейшим приоритетом деятельности российского Посла, Посольства в целом и всех наших загранучреждений в Белоруссии является обеспечение единой внешнеполитической линии России и Белоруссии. Хорошо известно, что наши страны придерживаются совпадающих точек зрения по ключевым международным и региональным проблемам. В текущих условиях вдвойне важно, чтобы координация внешнеполитических шагов наших государств не давала сбоев.

Воспользуюсь возможностью, которую Вы мне предоставили, задавая вопрос. Хотелось бы в том числе через Ваше агентство, пусть немного заранее, но поздравить наших коллег-дипломатов Белоруссии с предстоящим профессиональным праздником, который отмечается 22 января.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Как Вы прокомментируете недавние высказывания представительницы Госдепа США по поводу белорусско-российских учений на территории Белоруссии; проекта Конституции Белоруссии, где они заявили, что рассматривают этот проект, как возможность размещения российского ядерного оружия в Белоруссии; и их заявления о том, что Белоруссия играет дестабилизирующую роль в регионе.

Ответ:  В качестве одного из своих достижений американские деятели постоянно упоминают американское образование. Когда слышишь заявления американских официальных лиц, то можно усомниться в качестве образовательного процесса в США. Либо это непонимание реалий, либо незнание фактов, либо неумение на основе фактов прийти к какому-то выводу.Невозможно воспринимать то, что говорят наши американские партнёры, полностью игнорируя белорусскую ситуацию, реалии, всё, что творится вокруг этой страны, на границе этой страны. При этом делают акцент на некой политической составляющей, апеллируя к каким-то «фактам», которые фактами не являются. Детально во всё это углубляться невозможно.

Приведу пример, доказывающий мой тезис. Вчера состоялась пресс-конференция Президента США. Посмотрите какие вопросы были заданы в контексте ситуации вокруг Украины. Все журналисты, чётко артикулируя (не может быть сомнений в том, что мы не так их поняли), говорили о том, что Россия собирается напасть на Украину. Они выдавали это за абсолютно выверенный факт. Мало того, они на основе этого тезиса, который они произносили утвердительно, задавали вопросы Президенту США, как они будут реагировать, какие планы выстраиваются для отпора России. Сам тезис фактором не является. Он вбрасывался в информационное пространство США через утечки, источники и заявления официальных лиц, потом, как в питательной среде, обрастал некой аналитикой в СМИ США, затем обратно формулировался в виде вопроса тем же самым американским политическим деятелям. Есть реальность, а есть домыслы, которые за счёт чистоты их повторения преподносятся как реальность, как факты.

Многое из того, что мы сейчас слышим от представителей Вашингтона понять не могут даже их американские коллеги. Настолько это всё находится в каком-то отрыве от ситуации.

На днях В.Нуланд сказала о том, что у них есть 18 сценариев развития событий, если Россия нападёт на Украину. У меня такое впечатление, что в шоке от этой информации были все: Госдеп, Белый дом и силовые ведомства США. Что это за 18 сценариев? Откуда она их взяла? Посмотрите, как все не нашлись что ответить на этот счёт, когда вопросы им задавали.

Подобные заявления – «одного поля ягоды».

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Президент А.Г.Лукашенко заявил, что у границы Белоруссии со стороны Польши и прибалтийских стран сосредоточены 30 тысяч военных. Как Россия оценивает обстановку на границе Союзного государства? Какие меры готова принять для снижения напряжённости?

Ответ: Это к продолжению темы, которую наши белорусские коллеги-журналисты сейчас озвучили. Есть информация о том, что Польша стянула к белорусской границе несколько десятков тысяч своих военных. Интересно, когда американские журналисты и политические деятели, представители государства начнут говорить о том, что Польша собирается напасть на Белоруссию? Это же в их логике? Если перемещаются военные к чьей-то границе несмотря на то, что они находятся на своей территории, – это явный сигнал к тому, что должны напасть. Когда это произойдёт? Или это другое? Или то, что можно Польше, нельзя всем остальным? Страна-член НАТО может перемещать свои вооружённые силы к границе страны не члена НАТО, не объясняясь и делая это исключительно по собственному разумению или, например, по указанию Брюсселя. А той стране, к границе которой эти войска пододвигаются, это делать категорически запрещено. То есть, если страна НАТО у себя такую реконфигурацию вооружённых сил проводит – это нормально, правильно, потому что НАТО «за мир». Когда же с той стороны видят соответствующие манёвры и тоже задумываются о вопросах собственной безопасности в ответ на то, что происходит, то «это» сразу признак агрессии. Это в лучшем случае «кривое зеркало». Это вопрос о полном отсутствии логики. Даже не к лицемерию, не к двойным стандартам, а просто к отсутствию логики.

Разделяем беспокойство белорусских союзников наращиванием военного присутствия НАТО вдоль внешних рубежей Белоруссии. Это общая граница Союзного государства и ОДКБ. Польша, Литва и Украина демонстративно стягивают к границам вооруженных силовиков, военную технику, строят инфраструктуру. Хоть какими-то объяснениями они себя не утруждают. Очевидно, что действия провокационные, но объясняться, оправдываться они не считают нужным. Мы прекрасно понимаем, что речь идёт о провокациях, которая одна за другой демонстрируется.

Россия и Белоруссия вынуждены адекватно реагировать, в том числе путем совместного патрулирования воздушного пространства, регулярных совместных тренировок и учений.

Где американская пресса? У неё закончилась бумага или свободное интернет-пространство для того, чтобы дописать туда агрессию Польши, манёвры, которые на своей территории угрожают соседям? Кроме слова «Россия» ничего больше не помещается?

Хотела бы также напомнить о том, что в этом же ряду и решение о проведении внеплановой проверки сил реагирования Союзного государства. 18 января с.г. заместитель Министра обороны Российской Федерации А.В.Фомин в деталях изложил замысел проводимых мероприятий, в т.ч. предстоящего 10-20 февраля учения «Союзная решимость 2022». Можете ознакомиться с соответствующими материалами на ресурсах Министерства обороны России.

Хотела бы отметить, что в отличие от западных коллег мы свой план не скрываем, действуем открыто, разъясняем, отвечаем на вопросы. В рамках добровольной транспарентности рассказываем о проведении мероприятий по укреплению совместной обороны Союзного государства.

Говорю это и потому, что наши американские коллеги уже успели выпустить очередной «триллер» про «наступление России на Украину с территории Белоруссии». Нет сомнений, что западная пропаганда в ближайшие недели будет яростно отрабатывать эту установку Вашингтона. Не исключено, что делается это для того, чтобы создать информационный фон для подготовки собственных масштабных провокационных планов, реализация которых может повлечь самые серьезные последствия.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Сегодня, 20 января, отмечается День Республики Крым. В этой связи хотели бы спросить, что мы можем сделать (возможно, совместно с федеральными ведомствами, в первую очередь, с МИД России), чтобы голос Крыма чаще звучал на международных площадках? Как Вы считаете, что в краткосрочной и долгосрочной перспективе ждет наш полуостров в плане международного признания?

Ответ: МИД России настойчиво работает над тем, чтобы обеспечить участие представителей крымской общественности на международных площадках. В прошлом году крымчане выступили в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке по «формуле Арриа», приняли участие в мероприятиях по линии Совета по правам человека и ОБСЕ. Вот один из способов. Эти практики себя оправдали. Будем и далее способствовать активному вовлечению представителей крымских НКО и СМИ в работу на международной арене.

Что касается международного признания. Видим титанические усилия коллективного Запада, который строит настоящие плотины для того, чтобы правда о Крыме, о жизни, которая там развивается, о тех достижениях и проблемах, которые там происходят, не прорвалась в информационное пространство. Видим как каждый день их замыслы рушатся. Посмотрите, какое количество книг издаётся в том числе на территории стран коллективного Запада их же авторами о исторической ситуации в ретроспективе крымских событий. Имею в виду конца XX в. – начала XXI в., о чём я сегодня говорила. Не российскими авторами эти книги пишутся и издаются, а потом продвигаются за рубежом, а сами зарубежные публицисты, политологи, эксперты за эти годы, углубившись в проблематику, издали не одно произведение.

Проводится большое количество мероприятий и конференций, круглых столов. Ездят делегации. Есть ограничения, связанные с пандемией, но тогда они переходят в «онлайн» формат. Участвуют в них представители этих самых стран, чьи правительства под серьёзным нажимом всё ещё продолжают открещиваться от реальности, при этом общественность и эксперты этих стран проявляют всё больше интереса к ситуации в этом российском регионе.

Напомню, что и политические деятели, и руководители целого ряда стран также высказываются в пользу признания реальности при сохранении различных подходов. У них наступает понимание реальности. Работа будет продолжена. Будем вместе, имею в виду различные ветви власти и гражданское общество, и журналистов, идти «намеченным курсом» и нести правду в массы. Многие говорят – «добиться признания». Это безусловно является задачей. Ведь вопрос не только в том, чтобы добиться, а в том, чтобы правда, истина, факты пробили себе путь, как «солнечный луч» озаряет тёмное пространство. Точно также эта правда будет пробиваться и способствовать пониманию ситуации в этом российском регионе.

Чем больше мы слышим слов отрицания со стороны западных политиков, тем мы больше понимаем, что всё правильно делаем. Пусть они не сомневаются в том, что мы можем передумать или отступиться от намеченного курса. Никогда.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Касаются ли ст.4 и ст.7 Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора, которое Россия обсуждает сейчас с НАТО, военного сотрудничества между членом НАТО Турцией и Азербайджаном? Тем более с учётом заявления НАТО, что альянс надеется на продолжение в будущем политического диалога на высоком уровне и широкого практического сотрудничества с Азербайджаном

Ответ: Главным постулатом российской внешней политики остается развитие равноправного международного сотрудничества, учитывающего интересы других стран, которое не приводило бы к доминированию «блокового сознания». Безопасность и стабильность должны быть обеспечены для всех, а не только для группы стран. Это то, что называется неделимостью безопасности.

Исходим из того, что любые действия, особенно в военной сфере, не должны противоречить неоднократно подтвержденным в документах Россия-НАТО и ОБСЕ (в т.ч. на высшем уровне) краеугольным принципам неделимости безопасности в Европе и отказа от укрепления своей безопасности за счет безопасности других.

Какую бы Вы отдельную страну, группу стран не называли, эта принципиальная российская позиция касается всех.

В последние десятилетия в НАТО явно решили принести эти принципы в жертву своим блоковым и военным планам. Продолжали осваивать соседние с нами государства, в т.ч. с помощью «партнерских программ». Альянс официально закрепил «сдерживание» России в своей политике, военном строительстве и военной деятельности. Поэтому мы рассматриваем ее как направленную против России и использовали в текстах Договора и Соглашения соответствующие формулировки по военной деятельности и военному сотрудничеству.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Россия озабочена тем, что тройка сопредседателей Минской группы ОБСЕ не может побывать в Нагорном Карабахе, заявил 17 января с.г. Постпред России при ОБСЕ А.К.Лукашевич. При этом ранее Президент Азербайджана И.Г.Алиев заявил, что Баку не позволит Минской группе ОБСЕ заниматься карабахским урегулированием, поскольку этот вопрос якобы закрыт. Когда можно ожидать визит в Нагорный Карабах сопредседателей Минской группы ОБСЕ? И как Москва относится к заявлениям, что Минской группе не разрешат заниматься карабахским урегулированием? Россия также считает, что «вопрос закрыт»?

Ответ: Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ поддерживает продолжение работы данного формата в соответствии с его мандатом и с учетом новых региональных реалий, возникших после 2020 г. Эта позиция полностью разделяется нашими партнёрами по Минской группе, это США и Франция. Это нашло отражение в совместном заявлении глав внешнеполитических ведомств государств-сопредседателей Минской группы от 7 декабря 2021 г.

В этом документе зафиксирован призыв к Баку и Еревану принять сопредседателей в регионе в ближайшее время, что позволит им оценить ситуацию непосредственно на месте, достичь ощутимого прогресса в реализации гуманитарных инициатив, которые обсуждались на состоявшихся встречах «тройки» с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении.

По итогам упомянутых контактов, прошедших в сентябре и в ноябре 2021 г. соответственно в Нью-Йорке и Париже, сопредседатели передали обоим министрам «на полях» заседания СМИД ОБСЕ в Стокгольме 2 декабря 2021 г. реалистичные и сбалансированные предложения по повестке дня дальнейшего взаимодействия. Это было нацелено на решение насущных гуманитарных вопросов, в первую очередь, в социально-экономической сфере. Ожидаем от сторон официальной реакции, в том числе и по вопросу о возможности возобновления региональных визитов «тройки».

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Президент Азербайджана И.Г.Алиев 12 января с.г. угрожал арестовать кандидата в президенты Франции В.Пекресс при возвращении из Степанакерта из-за посещения Республики Арцах. Как к этим угрозам относится Москва, и как это возможно технически в зоне ответственности российских миротворцев?

Ответ: Азербайджано-французские отношения должны комментировать представители двух стран: Азербайджана и Франции. Здесь никаких не может быть сомнений.

Вновь расскажу о базовых подходах к ситуации на земле, посещениях этих территорий.

Напомним, что Российский миротворческий контингент развернут вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора на основании Заявления лидеров Азербайджана, Армении и России о полном прекращении огня и всех боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта от 9 ноября 2020 г. В соответствии с пунктом 6 данного Заявления Лачинский коридор находится под контролем российских миротворцев. Азербайджан гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях.

Командованием Российского миротворческого контингента определен порядок посещения, в том числе иностранными гражданами и сотрудниками международных организаций, миссий, района проведения миротворческой операции. Он хорошо известен азербайджанской и армянской сторонам. В частности, предусмотрено заблаговременное и надлежащее уведомление российских миротворцев о таких поездках.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: В ходе своего визита в Киев Президент Азербайджана И.Г.Алиев выразил поддержку территориальной целостности Украины, а также обсудил с В.А.Зеленским создание транспортного коридора, объединяющего страны ГУАМ. Как в России относятся к этому заявлению, поддержке Азербайджаном Украины и попытке Баку и Киева активизировать работу ГУАМ – фактически антироссийского проекта?

Ответ: Исходим из того, что выстраивание двусторонних отношений – суверенное право каждого государства. Важно, чтобы такие связи не были направлены против третьих стран. Тоже исходим из этой принципиальной позиции в выстраивании своих контактов с другими странами. Ожидаем подобного подхода от наших партнёров.

Тема визита Президента Азербайджана в Киев 14 января с.г. подробно обсуждалась в ходе телефонного разговора между Президентом России В.В.Путина и Президентом Азербайджана И.Г.Алиевым, который состоялся 18 января с.г. по инициативе азербайджанской стороны.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Северная Корея в последние два-три месяца активно занимается запусками баллистических ракет. Это для японского государства очень серьезная угроза. На мой взгляд, это явное нарушение резолюции Совета Безопасности ООН. Какова позиция Российской Федерации по этому поводу?

Ответ: Наша принципиальная позиция по всем аспектам корейского урегулирования хорошо известна. Она не менялась.

Последовательно выступаем за исключительно мирное, дипломатическое решение комплекса проблем Корейского полуострова с участием всех заинтересованных сторон и при активной роли ООН. Исходя из этого, Россия и Китай, как вы знаете, представили проект новой резолюции Совета Безопасности ООН. Этот проект имеет целью как возобновление политического диалога на двусторонних треках, так и в рамках «шестистороннего процесса». Исходим из того, что именно на политических аспектах урегулирования следует сфокусировать внимание всего международного сообщества и вовлеченных государств, что поможет в том числе снизить военную напряженность в Северо-Восточной Азии. Мы не просто даем оценки событиям, а вносим практические предложения для того, чтобы снизить напряженность, и делаем это в рамках наших принципиальных подходов.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Будет ли эта проблема предметом переговоров министров иностранных дел России и Японии тогда, когда Ваш Министр С.В.Лавров посетит Японию? Он недавно заявил, что он планирует такой визит.

Ответ: Напомню Вам об ответе Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопрос Вашего японского коллеги в ходе пресс-конференции о возможности визита. Думаю, что тематику конкретного визита нужно обсуждать тогда, когда планы проведения визита или переговоров будут в конкретной практической проработке. Вопрос обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе касающийся вызовов и угроз, которые возникают в результате наращивания военно-политического сотрудничества Японии с США обсуждаются в очном формате по двусторонним каналам, прежде всего по линии советов безопасности двух стран. В силу объективных причин, которые связаны с распространением коронавирусной инфекции, такие контакты в последнее время не проводились. Работают и наши посольства. Рассчитываем на их возобновление по мере преодоления пандемии.

Безусловно, проблематика региональной стабильности и безопасности занимает особое место в двусторонних контактах и переговорах глав МИД двух стран.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Если состоится визит С.В.Лаврова в Японию, будут ли министры иностранных дел России и Японии обсуждать подготовку очной встречи Президента России В.В.Путина с японским Премьер-министром Ф.Кисидой?

Ответ: У нас есть несколько русских пословиц и поговорок на тему «если бы». Такая гипотетическая постановка вопроса сейчас не очень справедлива. Давайте будем исходить из концепции того, что тематика переговоров согласуется сторонами тогда, когда в практическом плане обсуждаются и прорабатываются сами переговоры. Уверяю Вас, что как только это действительно обретет практические очертания, будем обязательно подробнейшим образом информировать о том, какие вопросы будут включены в повестку этого переговорного процесса.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Мне кажется, ЕАЭС не так достойно, не так как хотелось бы, представлен на международном уровне. Несколько лет назад, когда пресс-конференции с С.В.Лавровым были «живьем», я задавал вопросы, как реагирует международное сообщество на это объединение. Он говорил, что тяжело продвигается. Странно, чему они удивлялись, что российские войска «вошли» в Казахстан две недели назад. Почему была такая реакция? Может быть, мы неправильно рассказываем об этом, может, это надо как-то усилить и сказать, что мы вместе – мы это сила, с которой надо считаться. Не хотите считаться, придется Вам по-любому с этим считаться?

Ответ: Почему была так воспринята совместная операция сил ОДКБ по стабилизации ситуации в Казахстане, осуществлявшаяся по просьбе руководства этой страны? Да потому что так всё. Вы можете любую тему взять, по любой теме, связанной не только с Россией, не только с постсоветским пространством, а с ситуацией на африканском континенте или в Азии, она как-то по-другому подается в средствах массовой информации коллективного Запада, кроме как в выгодном их политическому курсу ключе? Нет, конечно. Посмотрите, что сейчас происходит. Возьмем тему, которая вроде бы должна всех объединять, которая является таким лучом надежды в современном непростом положении – это спорт. Предстоящая Олимпиада в Китае. Что можно еще придумывать, кроме как задаваться вопросом как китайская сторона будет организовывать эти Игры в условиях распространяющегося нового штамма коронавируса, как страны справятся со сложной задачей соблюдения эпидемиологических требований во время тренировок и участия в соревнованиях, что можно ждать от спортсменов в таких условиях? Вот чем должна быть заполнена информационная сфера. Вы посмотрите, что сейчас происходит? Кто из официальной делегации присоединится к бойкоту, а кто все-таки поедет? Это 2022 г. Люди проходят испытания пандемией, пытаются ответить на вопрос как выжить, как изобрести действенное средство борьбы с новыми вирусами. И в этот момент вместо того, чтобы использовать позитивную повестку для того, чтобы подарить надежду многим, кто ее не может найти, заводится очередная грязная интрига вокруг Олимпийских игр. Это новость? Конечно, нет. Так было всегда. Те олимпиады, которые проходят на территории стран блоковой философии, там всё более-менее нормально. С какими бы трудностями ни сталкивались, к каким бы провалам организаторы ни приходили, там все будет хорошо. Там нет проблем ни с правами человека, ни гуманитарных вопросов, ни коррупции. Все прекрасно. Как только речь идет о проведении крупнейших мировых спортивных мероприятий на территории стран, не входящих в какое-либо «блоковое кольцо», либо не являющихся членами коллективного Запада, тут же находятся реальные вопросы и проблемы, которые просто гиберболизируются либо придумываются несуществующие, либо идет комбинация – соединение реальных проблем с намеренно мифологизированными.

Тоже самое и с ситуацией вокруг Казахстана. В процессе самых драматических событий, когда мирные протесты из-за действий экстремистов, боевиков, специально обученных людей, владеющих оружием и умеющих его применять, превратились в настоящие побоища, боестолкновения, коллективный Запад, правочеловеческие структуры, специалисты-гуманитарщики этого ничего не видели. Не призывали к успокоению ситуации, не обрушивались с критикой на экстремистов, не называли боевиков боевиками. Они либо молчали, либо отделывались какими-то невнятными сообщениями. Как только ситуация была взята под контроль руководством Казахстана при коллективной легитимной, абсолютно укладывающейся в международно-правовые рамки, помощи ОДКБ, тут же как по команде началась информационная атака, начали призывать к успокоению ситуации, хотя она уже успокоилась, к сдержанности, хотя вся ситуация того не требовала. Тут же начали говорить о том, что власти (представляете до чего додумались) якобы ограничивают средства массовой информации в их работе. То есть не увидеть как вламывались в редакции, экстремисты брали в заложники журналистов, держали их по несколько часов, требовали выйти в эфир, угрожали жизни, а каких-то сотрудников и лишали. Этого никто не видел. Но как только ситуация вошла в мирное нормальное русло – обрушились с прямой или косвенной критикой на власть. Так было всегда. Так будет всегда. Почему? Потому что выгодно, конъюнктура, прикрытие такой псевдоактивностью, словесной пеной несуществующих или существующих только на словах ценностей, создание предпосылок, обеспечивающих собственные конъюктурные интересы.

Организация Договора о коллективной безопасности на самом деле все более укрепляется в качестве ключевой структуры обеспечения безопасности и стабильности в регионе. Очевидно, что в условиях сохраняющейся глобальной нестабильности, разрастания региональных конфликтов, роль и востребованность усилий ОДКБ будут возрастать.

Посмотрите как в ходе событий, происходивших в Казахстане, западный информационный мейнстрим полностью отключился от темы Афганистана. Как будто Афганистан находится не на границах стран Центральной Азии, а на другом континенте. Неужели непонятно было даже мало-мальски образованному западному журналисту, что дестабилизация обстановки в сочетании с наплывом экстремистов, боевиков под видом иммигрантов с территории Афганистана, может привести к глобальному коллапсу, к возникновению ещё более страшных нежели ранее существовавших террористических ячеек и боевых организаций. Будто никто не мог соединить два очевиднейших факта и понять, что молниеносные, точечные, легитимные, эффективные действия и самого Казахстана (имею в виду руководство этой страны), и ОДКБ просто предотвратили целую цепочку масштабнейших страшных бедствий в регионе. Не в одной стране, а в регионе в целом. Удивительным образом все западные эксперты эту тему постарались не заметить. При том, что про Афганистан они говорят каждый день на протяжении полугода. Давайте честно скажем, кто из американских граждан знает о географической близости Казахстана, сопредельных стран, Афганистана и о тех проблемах, с которыми страны региона и такие организации как ОДКБ и ШОС  борются много лет: наркотрафик и все, что с этим связано, нелегальное распространение оружия. Кто знает, что это все регион, объединенный этими страшными проблемами, с которыми наши страны «воюют» уже не год, а десятилетия? Конечно, они не знают. Если бы какая-нибудь американская газета позволила себе на эту тему поразмышлять, думаю, что каждый гражданин как США, так и других стран НАТО аплодировал бы стоя проведенной операции. Мало того, еще призвал бы своих «идеологов» так же качественно, эффективно и в законных рамках предотвращать угрозы собственным странам. Мы видели их попытки реализации вот таких «кампаний» по обеспечению безопасности, и к чему это всё приводило. В условиях сохраняющейся глобальной нестабильности и разрастания региональных конфликтов роль и востребованность усилий ОДКБ будет возрастать.

В ходе кризисных событий в Казахстане Организация проявила способность действовать быстро, решительно, строго в рамках правового поля. Результат все видели. Тут же были вброшены (как по команде как в западных в СМИ, так и через подконтрольные Западу и натовским структурам организации на территории стран Центральной Азии) тезисы: «это будет второй Афганистан», «оккупация», эти «якобы миротворческие силы на самом деле оккупационные и никогда они оттуда не уйдут». Думаете, кто-нибудь извинился, написал в оправдание своих предыдущих материалов статьи с собственным разоблачением, что они были не правы? Как минимум ошиблись, а на самом деле наврали? Нет, конечно. Вот этот информационный лжелокомотив так и движется вперед и будет двигаться. Его символом стала пробирка К.Пауэлла и выступление руководителя Госдепартамента США в Совбезе ООН в начале 2000-х.

На саммите ОДКБ 10 января с.г. члены Совета коллективной безопасности констатировали, что достигнутые результаты были бы невозможны без скоординированной, плодотворной и заинтересованной работы всех государств-членов. ОДКБ постоянно обогащается дополнительными средствами, которые позволяют повысить заслон различным угрозам, в том числе террористическим и экстремистским. Миротворческие силы Организации ежегодно отрабатывают слаженность действий, в том числе с прицелом на участие в перспективе в операциях ООН по поддержанию мира.

Догадываемся, что тот факт, что ОДКБ продемонстрировала наличие в своей основе эффективного и востребованного механизма купирования террористических угроз извне,  когда все партнеры по Организации действуют слаженно и оперативно, пришелся многим нашим западным партнерам и коллегам не «по душе». Это мы тоже понимаем.

Опыт ОДКБ крайне востребован, он будет внимательно проанализирован в целях наращивания союзниками усилий по совместному противодействию попыткам внешнего деструктивного вмешательства в зоне ответственности Организации.

Отмечаем возрастающий интерес к налаживанию контактов с ОДКБ. Создание в Организации институтов партнера и наблюдателя открывает новые возможности для более углубленного сотрудничества с заинтересованными странами и международными организациями.

Что касается упомянутого Вами Евразийского экономического союза, то он является ответственным участником международной торговой системы, осуществляет открытую неконфронтационную, недискриминационную деятельность при соблюдении норм ВТО. Членство в ЕАЭС носит добровольный и равноправный характер.

Исходим из того, что об успехах и значении евразийской интеграции, в том числе на международном уровне, должны говорить объективные цифры и факты. Союз продемонстрировал способность выдерживать и проходить через настоящие глобальные испытания, в том числе и имеющие неэкономическую природу, ну вот, например, пандемия COVID. В 2021 г. произошел рекордный рост основных макроэкономических показателей «пятерки» как по сравнению с 2020 г., так и относительно «допандемийного» 2019 г.

ЕАЭС является состоявшейся международной организацией региональной экономической интеграции. О его признании на международной арене говорит широкая сеть контактов Союза с зарубежными партнерами в рамках торгового и делового сотрудничества, а также подключение к его деятельности в статусе наблюдателя.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Вы допускаете в ближайшее время в этом регионе такую же вспышку как было в Казахстане?

Ответ: Это вопрос к тем экспертам, которые занимаются данной проблематикой. Мы в данном случае концентрируемся на возможности коллективных усилий по предотвращению, недопущению или купированию подобных угроз.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: На прошлом брифинге я задавал вопрос по поводу Узбекистана,  его роли в интеграционных процессах.

Ответ: Помню Ваш вопрос. Что касается вступления отдельных государств в различные интеграционные структуры то, еще раз повторю то, о чем говорила. Это вопрос к Узбекистану.

Современный Узбекистан успешно развивается, плодотворно сотрудничает с соседями в двустороннем формате и в рамках региональных объединений, таких как СНГ и ШОС, как наблюдатель активно взаимодействует с ЕАЭС.

Что касается наших двусторонних отношений, то Узбекистан для России – это стратегический партнер и союзник России. Наши двусторонние отношения строятся на базе Договора об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве (1992 г.). Есть и ряд таких более современных документов, это Договор о стратегическом партнерстве (2004 г.) и Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном (2005 г.). Двустороннее сотрудничество мы характеризуем как широкомасштабное, интенсивное, с наличием доверительного политического диалога. Носит оно традиционно дружественный характер и поступательно развивается в различных областях.

В этом году мы будем совместно отмечать 30-летие установления дипломатических отношений между нашими странами (20 марта 1992 г.). Но наши исторические, культурные отношения намного богаче и древнее. У нас согласована обширная программа совместных мероприятий в связи с этой датой, запланирован ряд культурных событий в столицах и регионах России и Узбекистана.

Опираясь на союзнические принципы дружбы и взаимопомощи, равноправия и уважения интересов друг друга, Россия и Узбекистан нацелены на дальнейшее углубление всего комплекса двусторонних связей в 2022 г. в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах взаимодействия.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что считает нереалистичной перспективу якобы вторжения России на Украину, так как  Украина – сильная страна, а России, чтобы могла на это пойти, ей «необходимо пересмотреть ситуацию во всем мире и ситуацию в собственной стране». Как в МИД России восприняли это заявление? Рассматривает ли Москва возможность встречи В.В.Путина и В.А.Зеленского в Анкаре по приглашению Р.Т.Эрдогана?

Ответ: Как-то странно комментировать заявления представителя другого государства, который говорит о наших планах. Только и слышим, как представители не нашей страны говорят о том, что наша страна планирует сделать. Считаю, что нужно слышать то, что говорит сама Россия. Она высказалась на этот счет однозначно и четко, исходя из наших не сегодня возникших подходов. Опираемся на наши принципиальные позиции выстраивания наших международных отношений, двусторонних контактов. Поэтому лучше задавать вопрос о планах российской стороне. Зачем мы будем комментировать различные заявления людей, которые не реализуют российскую политику, не относятся к нашей государственной службе?

Прекрасно понимаем, что у Турции и Украины существуют и развиваются двусторонние отношения. На мой взгляд, важнее говорить о том, что  было сделано именно в этом контексте. Если у Турции есть желание содействовать развитию Украины как государства, их политических институтов, урегулирования конфликта, то лучше употребить свои дружеские связи с этой страной, для того, чтобы побудить это государство выполнить свои международные обязательства в виде минского «Комплекса мер», что явно нацелено на улучшение ситуации на Украине.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: В СМИ было сообщение, что в ходе встречи министров иностранных дел России и Германии обсуждались вопросы афганской повестки. Какие именно направления рассматривались? Обсуждалась ли тема признания правительства талибов?

Ответ: Могла бы выделить два ключевых вопроса: вопросы безопасности и гуманитарного измерения. Министр иностранных дел России С.В.Лавров об этом и сказал на пресс-конференции по итогам упомянутых Вами переговоров. У нас с Германией общность подходов по наиболее принципиальным вопросам афганской повестки дня, это касается пресечения угроз распространения терроризма и наркотрафика, риски роста миграционных потоков, и необходимость оказания гуманитарной помощи населению. Обсуждалось это и в двустороннем контексте, и в контексте содействия международным усилиям.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Брюссель готовит документ «Стратегический компас», который ляжет в основу стратегии ЕС в области обороны, безопасности, антитеррора и в других сферах. По сообщениям СМИ, для России в последней версии этого документа хороших слов не нашлось. Как МИД России планирует строить отношения с Евросоюзом?

Ответ: Комментировать документ, еще не опубликованный в качестве принятого или официального проекта неправильно. Естественно знакомы и с «утечками», комментариями и т.д.

Брюссель анонсирует этот документ как предтечу военно-политической доктрины, которая будет содержать квинтэссенцию понимания угроз, с которыми сталкивается Евросоюз в условиях эволюционирующей среды безопасности. Будет представлен широкий обзор видения эволюции современного мира. На его основе, видимо, будут на институциональном уровне распределены ресурсы Евросоюза и его стран-членов в сфере коллективного противодействия новым вызовам.

За последние годы Евросоюз вплотную столкнулся с результатами геополитических экспериментов США и их союзников в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Это привело к дестабилизации ситуации на европейском континенте, изменению обстановки в странах-членах ЕС: беспрецедентный мировой миграционный кризис, обострение террористической и криминогенной активности, качественно иное «звучание» проблематики оргпреступности, наркотрафика и других вызовов и угроз.

Что касается появившейся в СМИ информации, согласно которой в некоторых разделах этого (еще не опубликованного) документа ЕС Россия фигурирует в качестве одного из основных источников угроз для Евросоюза, то «утечки» мы не комментируем. Такой подход слышали и от Ж.Борреля, и от других «подпевал», и от СМИ, «обслуживающих» есовский и натовский Брюссель. Это глупо. Какая угроза исходит с территории России? Тем более экзистенциальная. Придумывают какие-то тезисы, что мы угрожаем их ценностям, которые они сами не могут сформулировать, и физически не существующему единству.

Нашу линию намерены выстраивать выверено и сбалансированно, исходя из конкретных действий ЕС. Если Брюссель продолжит потакать восточноевропейскому и прибалтийскому лагерю, развивая свое внешнеполитическое, а тем более военное планирование вокруг мифа о «российской угрозе» и подстраивая под эту «мифологему» соответствующие собственные потенциалы, не будем оставаться безучастными. Здесь не должно быть никаких иллюзий. Напротив, если увидим настрой Брюсселя на переосмысление линии на российском направлении в прагматичном, здравомыслящем и взаимовыгодном ключе, то откликнемся и будем совместно искать точки соприкосновения. Ничего нового в этой позиции нет.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Почему бы при случае не предложить Брюсселю подвести промежуточные итоги процесса евроинтеграции Украины? Одна из самых благополучных республик бывшего СССР опустилась на последнее место по показателям. Ведь стремление Киева к сближению с Европой было взаимным, Евросоюз это открыто продемонстрировал в 2013-2014 гг., предложив Украине решать «или-или». Москва тогда предлагала решение «и ЕС, и Россия».

Ответ: Это констатация очевидного. Деградацию положения дел на Украине невозможно скрывать. Какими бы саммитами они не пытались «приукрасить ситуацию», «крымскими платформами» отвлечь внимание собственного населения, сколько бы раз ни повторяли слова «экономический прогресс» и «агрессия России» – неприглядная реальность на Украине всё равно очевидна всем. Последние фанаты киевского режима, полностью солидаризировавшиеся со всеми его преступлениями, потеряли терпение. Они понимают, куда рухнуло это государство. «Аппарат» полностью потерял управление и свалился в пике. Все это понимают.

Между полетом и падением есть разница. Между свободой и хаосом тоже есть существенный нюанс. Долгое время политики на Украине прикрывались словом «свобода» в разрушении собственной государственности. Знали они или нет, что разрушают страну и институты управления? Это пусть рассудит и докажет история. Факт остается фактом. Они прикрывались важным для каждого человека словом «свобода», чтобы проводить политику, приведшую к хаосу во всех сферах жизни и дестабилизации ситуации вокруг Украины. Утрачено управление государством. Если вообще сегодня это государство. Территория и народ есть, а институтов управления нет. Даже если они так называются, сделать ничего не могут. Это проявляется не только в политической сфере, а везде. В лучшем случае абсурд, а на самом деле – отсутствие системного подхода, управления.

Вы правы, что в момент распада СССР Украина была одной из наиболее развитых союзных республик. Она вышла из Советского Союза без проблем. Сегодня здесь присутствуют журналисты, живущие и работающие в независимых государствах, которые ранее были советскими республиками. Они хорошо помнят, как их нынешние страны столкнулись с колоссальными проблемами (вооруженные, пограничные и внутренние конфликты). Украина вышла процветающей, богатой, развитой республикой, которая стала государством. Видим что от нее осталось. На этой территории много лет идет братоубийственная война. Её уже списывают на все что угодно, но не на отсутствие должного управления, характерного для государства.

На Западе прекрасно отдают себе отчет в том, что на Украине сформировался коррумпированный, олигархический, компрадорский режим. Публично не говорят. Периодически это всплывает наружу через «источники» и «утечки». По итогам визитов становится известно, что очередные западные эмиссары пытались уговорить или что-то «подправить в ручном режиме». Это уже невозможно сделать. Во-первых, им во многом выгодна ситуация хаоса на Украине. Во-вторых, признать собственную ошибку (когда Украину поставили перед выбором «или-или»), это значит признаться в отсутствии потенциала для мирового лидерства.

Вернемся к ситуации в момент распада СССР. Именно благополучие использовалось местными националистами для пропаганды выхода из состава Союза. Мол, заживем лучше, откроются возможности, если перестанем «кормить Москву». Хотя если посмотреть на межбюджетные трансферты, то на деле Украинская ССР дотировалась из союзного центра, т.е. во многом за счет России, тогда – РСФСР. Но кому это было интересно?

Впрочем, за все годы независимости украинская элита так и не продемонстрировала понимания опасности политики, нацеленной на хаос. Были попытки собрать страну, интегрировать или гармонизировать истинно выгодные связи и контакты, чтобы полноценно развиваться. При этом за все годы независимости никто из политических деятелей на Украине не продемонстрировал подлинную самостоятельность или желание её отстаивать. С одной стороны, выходили из СССР с желанием быть независимыми, с другой – тут же поставили себя в прямую зависимость от целого ряда структур и организаций. Была четко обозначена прозападная ориентация. Не в качестве самостоятельного курса, а диктата со стороны «большого брата» и послушного выполнения всего того, что навязывалось. Даже против интересов народа.

«Оранжевые» партии, движения – следствие глубокой неуверенности в собственных силах. Казалось бы, националисты на Украине взывали к росту самосознания нации, но при этом демонстрировали комплекс неполноценности и ожидания, что «Запад нам поможет». Парадокс, но уже свершившаяся история.

Для Запада Украина самостоятельной ценности не представляет. Она нужна как геополитический плацдарм против России, как способ экономической наживы западных монополий. Глава евродипломатии Ж.Боррель в интервью радиостанции «Би-би-си» 10 января с.г. вновь заявил, членство Украины в Евросоюзе «не стоит на повестке дня». К киевскому режиму никто не относится как к равным. Про народ Украины даже не говорю. Истинное отношение коллективный Запад продемонстрировал, постоянно разжигая ситуацию в этой стране, а не используя свое влияние и возможности для стабилизации этой ситуации.

Заключенное в 2014 г. Соглашение об ассоциации ЕС-Украина носит односторонний и невыгодный для Украины характер, закрепляет аграрно-сырьевую специализацию страны в мировом разделении труда и ее зависимую роль в качестве источника дешевой рабочей силы, а также рынка сбыта есовских товаров и услуг. Никакой специфики, идентичности, самоценности Украины никто ни в ЕС, ни в НАТО, ни на Западе видеть не хочет и не собирался.

Ради мифической перспективы членства в ЕС, олицетворением которой стало Соглашение об ассоциации с ЕС, прозападные круги (контролирующиеся Западом) на Украине в 2013-2014 гг. пожертвовали внутренней стабильностью, пошли на неконституционный захват власти путем государственного переворота, спровоцировали гражданский конфликт и раскол в стране. Видели, как проголосовали Крым и Донбасс против такого поворота дел, а в других городах Юго-Востока Украины мирный гражданский протест был подавлен – как бандами националистов, так и СБУ. В те дни, когда горел Дом профсоюзов в Одессе, где погибли 50 человек, никто в Киеве, а также в столицах западных кураторов Украины о правах человека не вспоминал. Как и сегодня.

Данные шаги были предприняты вопреки расчетам ряда экономистов, согласно которым положительный экономический эффект для Украины от участия в Едином экономическом пространстве Белоруссии, Казахстана, России и Украины, соглашение о формировании которого было подписано президентами в 2003 г., будет намного больше, чем для остальных участников. Кстати, в отличие от Соглашения об ассоциации с ЕС, которое обязывает Киев присоединяться к внешнеполитическим установкам Евросоюза, проекты евразийской интеграции таких политических обязательств на него не налагали. Была чисто экономическая выгода.

В результате прозападного курса Киева практически полностью разрушены слаженные цепочки промышленных и научно-инновационных связей с Россией и другими странами-участниками евразийской интеграции. Остались «на бумаге» предлагавшиеся Россией высокотехнологичные совместные предприятия с синергетическим эффектом, например в атомной промышленности или авиастроении. Решениями украинских властей в последние годы сведена к минимуму свобода перемещения между Украиной и Россией, говорящими, в отличие от стран-членов ЕС, на одном языке. Нанесен колоссальный урон гуманитарным, родственным и дружеским связям между гражданами наших стран.

Справедливости ради стоит отметить, что в определенные периоды своей новейшей истории Украина пыталась реализовать модель экономической интеграции «и с Россией, и с ЕС». Наша страна, руководствуясь в т.ч. положениями утвержденных в 2005 г. «дорожных карт» об общих пространствах Россия-ЕС, была готова рассмотреть такой вариант, т.к. формирование таких пространств гарантировало сохранение целостности исторически сложившихся связей в условиях эволюции интеграционных процессов. Однако Евросоюз не смог преодолеть собственные политические установки, амбиции, ущербную логику, требовавшую от стран того региона, который мы в то время определяли как «общее соседство», определиться по принципу «либо с нами, либо против нас». Характерным высказыванием накануне рокового вильнюсского саммита «Восточного партнерства» в ноябре 2013 г. отметился министр иностранных дел председательствовавшей тогда в Совете ЕС Литвы Л.Линкявичюс. По его словам, «это – геополитическая битва Европы, и мы должны взять верх на Украине». Теперь именно от НАТО и ЕС слышим, что не должно быть зон влияния, и якобы Москва стремится вновь поделить Европу на сферы влияния. Это точная цитата. Теперь они будут говорить, что Л.Линкявичюс выражал личное мнение? Это уже в пользу бедных.

Итог этой битвы: Украина оказалась у разбитого корыта, перед закрытыми дверьми на пороге (или на задворках?) Евросоюза. С колоссальным объемом проблем никто не хочет иметь дело. И на обочине набирающих обороты процессов евразийской интеграции. Сами себя туда загнали. Имею ввиду не людей, а политиков.

Украина – не единственный пример сомнительных итогов не прозападной ориентации, а внедрения людей, которые обслуживают западные интересы под видом национально ориентированных политиков и деятелей, проводящих соответствующий курс. Примерно те же процессы разрыва кооперационных межчеловеческих связей с Россией, деиндустриализации и массовой трудовой миграции на Запад мы наблюдаем в странах Прибалтики, а также в Молдавии и Грузии.

Для понимания ситуации надо читать бессмертную повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Желательно, в лексике оригинала, где «русские» в переводе на украинский названы самим автором «русскими», а не «украинцами» или «казаками». Это – ключевое для понимания трагедии Украины произведение, которое показывает, как те исторические предпосылки, описанные в этой книге, сегодня реализованы на практике, к чему все это привело.

Желаем братской Украине преодолеть нынешние трудности и вспомнить о своих истинных ценностях, а не руководствоваться мнимыми, а уже тем более чужими интересами.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Какие еще дипломатические методы остались у России в отношениях с Западом?

Ответ: В дополнение к каким? На этот счет можно выпустить энциклопедию. Базовый метод – профессионализм, подкрепленный ответственностью к выстраиванию международных отношений.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: Зачем американские СМИ продолжают подогревать напряженность, возникшую из-за ситуации на российско-украинской границе?

Ответ: Чтобы создать информационный фон для собственной провокации руками украинских националистов, боевиков, СБУ, ВС Украины. Эту страну накачивают оружием, под видом инструкторов поставляют людей, явно нацеленных на не мирное решение внутриукраинского кризиса. Делают все, чтобы дестабилизировать ситуацию в регионе в непосредственной близости от нашей страны.

Нужно посмотреть, как начинались региональные конфликты. Всегда с провокаций. То, как сейчас себя ведет коллективный Запад (в частности, в контексте Украины), вновь демонстрирует провокативное поведение.

 

Назад к оглавлению

 

Вопрос: В этом году исполняется 20 лет ОДКБ. Блестящая операция ОДКБ в Казахстане при сравнении с бегством США из Афганистана делает ОДКБ привлекательной, показывает реальные эффективные возможности в современных сложных условиях. В сетях поднимается тема о возможном расширении ОДКБ. Есть ли какие-либо перспективы в этой связи? Ведутся ли какие-либо переговоры? Называется несколько государств. Например, Куба. Можете это подтвердить или опровергнуть?

Ответ: Надо отделять аналитические материалы от развлекательных.

В Уставе ОДКБ все записано. Кто желает присоединиться, должен обратиться с такой просьбой. В последние полтора года главы государств подписали Протокол, который вносит изменения в Устав, и помимо полноправных членов Организации создаются институты партнера и наблюдателя. Разослали эту информацию по соответствующим странам. Интерес к ОДКБ огромный.

 

Назад к оглавлению

 


Additional materials

  • Video

  • Photos

Photo album

1 of 1 photos in album