Ответы Министерства иностранных дел Российской Федерации на вопросы СМИ, поступившие к пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2022 году
- О реакции на недружественные действия Польши и стран Прибалтики
- О роли России в ООН
- О перспективах переговоров по украинскому конфликту
- О развитии российско-китайских связей
- О реакции на идею президента Венесуэлы Н.Мадуро создать политический блок союзников России и Китая
- О реакции на идею по развалу России
- О предлагаемой Индией новой системе интеграционных процессов
- О реакции на стремление Франции противостоять распространению российского медиаконтента в Африке
- О сотрудничестве России и Бразилии
- О предпринимаемых действиях в ответ на задержание в Латвии шеф-редактора «Спутник-Литва» М.Касема
- К финансовым расчетам между странами ЕАЭС
- О работе по нейтрализации воздействия западных НКО на общественные настроения в ряде стран ближнего зарубежья
- Об оценке шансов возобновления мирных переговоров по корейскому урегулированию
- О перспективах СВПД
- О значении взаимоотношений с партнерами по СНГ
- О продвижении Россией своих интересов путем «мягкой силы»
- О роли России в Закавказье
- О российско-казахстанском сотрудничестве
- О развитии российско-китайских отношений
- О российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве
- К развитию инициативы «Один пояс, один путь»
- Об ограничении экономических последствий разрыва отношений с недружественными странами
- О важности развития отношений России со странами Ближнего Востока
- Об основных направлениях деятельности российской дипломатии в 2023 году
- О российско-финских отношениях
- О российско-японской договоренности от 2 июля 1986 года
- О реакции на заявления японской стороны
- К пересмотру правительством Японии Стратегии национальной безопасности
О реакции на недружественные действия Польши и стран Прибалтики
Вопрос: Может ли Россия в ответ на очевидно недружественные действия Польши и стран Прибалтики разорвать с этими странами отношения?
Ответ: Польша и страны Балтики – государства, где давно разворачивается оголтелая русофобская кампания и которые пытаются являться закоперщиками любых антироссийских затей Запада. За последнее время двусторонние отношения с этими странами катастрофически деградировали, взаимодействие с ними по всем направлениям заморожено и практически сведено к нулю.
Но мы не являемся сторонниками разрыва дипотношений. Даже в самой непростой ситуации необходимо сохранять каналы для ведения диалога, решения вопросов наших сограждан и соотечественников. Нельзя исключать, что, войдя в антироссийских раж, эти страны решатся на полный разрыв контактов с нами. Если это произойдёт, то ответственность за этот шаг и его последствия полностью ляжет на руководство этих государств. Мы намерены твердо отстаивать наши национальные интересы, а оппоненты должны понимать, что их действия будут иметь долгосрочные последствия.
Вопрос: В прошлом году участились предложения по пересмотру роли России в ООН, в частности, исключения ее из постоянных членов Совбеза, на чем настаивает Украина при поддержке своих западных патронов. С другой стороны нарастает кризис доверия к способностям ООН решать международные проблемы. Может ли 2023 г. стать годом кардинальных перемен в Организации Объединенных Наций?
Ответ: Неуклюжие попытки Киева поставить под сомнение легитимность членства России в ООН и ее Совете Безопасности ничего, кроме недоумения, вызывать не могут. Вместе с тем мы готовы и впредь заниматься международно-правовым ликбезом для наших украинских соседей и их западных кураторов, коль скоро подобные необоснованные выпады в адрес нашей страны продолжаются, даже несмотря на регулярно озвучиваемую нами неоспоримую аргументацию.
Как уже неоднократно было отмечено, Россия является членом всемирной Организации и постоянным членом ее СБ ООН на правах государства-продолжателя СССР. Данный статус нашей страны подкреплен множеством официальных документов, один из которых - решение Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 года. В нем участники Содружества поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. Свою подпись под этим решением поставил и Президент Украины Л.Кравчук, что по большому счету уже сводит на нет любую аргументацию Киева.
Отдельного внимания заслуживает и письмо Президента РСФСР Б.Н.Ельцина на имя Генсекретаря ООН Х.Переса де Куэльяра от 24 декабря 1991 года, в котором говорится, что членство СССР в ООН, в том числе в ее Совете Безопасности, и во всех других органах и организациях системы ООН «продолжается Российской Федерацией при поддержке СНГ». Тогда ни одно государство-член не высказало возражений против содержащейся в послании схемы, в результате чего Россия автоматически взяла на себя все права и обязанности Советского Союза во всемирной Организации.
В дальнейшем никаких попыток формально оспорить статус России как продолжателя СССР также не наблюдалось. Встает вопрос: так какие правовые изменения внезапно произошли спустя более 30 с лишним лет? Вопрос, конечно же, риторический, ибо ничего за это время не поменялось. Ничего, кроме политики украинских властей, которые сегодня предпочитают заняться топорным переписыванием истории для обоснования существующих только в их головах фантазий.
Что касается востребованности и общей эффективности ООН, хотелось бы прежде всего обозначить, что Организация при любых обстоятельствах должна сохранять за собой центральную координирующую роль в мировых делах. Она остается стержневым элементом современной международно-правовой системы и единственной поистине универсальной площадкой для поиска коллективных ответов на глобальные вызовы. Закрепленные в ее Уставе принципы, прежде всего суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела, не только не теряют актуальности, но и утверждаются в качестве ключевых опорных точек международного мира и безопасности.
При этом перед лицом рассуждений о якобы несоответствии ООН современным реалиям, важно держать в уме, что способность Организации успешно выполнять поставленные перед ней задачи напрямую зависит от готовности государств-членов к поиску компромиссов и проявлению политической воли, ведь ООН – не какой-то «автономный» организм. Посему периодически звучащие замечания о «неэффективности» ООН попросту несостоятельны – «стрелы критики» следовало бы направить в адрес тех, кто подрывает ее авторитет и легитимность своими деструктивными шагами.
К сожалению, в последнее время коллективный Запад взял прямой курс на разрушение основ ооноцентричного миропорядка, стремясь во что бы то ни стало сохранить монополию на определение магистральных векторов развития человечества. С одной стороны, в русле концепции «миропорядка, основанного на правилах» Вашингтон и его единомышленники усердно «плодят» неинклюзивные механизмы принятия решений в обход ООН.
Одновременно активизируются попытки по превращению самой ООН в площадку для давления на страны, проводящие независимую внешнюю политику и не желающие слепо подчиняться западному диктату. Коснулась подобная беспринципность и России: после начала специальной военной операции США и союзники упорно наводняют ООН политизированными антироссийскими инициативами и оказывают мощнейший прессинг на развивающиеся государства, буквально силой заставляя их голосовать за подобные документы.
Как следствие, всемирная Организация оказывается «в заложниках» конфронтационного курса Запада. Такое положение дел отнюдь не способствует утверждению в ООН атмосферы доверия и солидарности, настолько необходимой в сегодняшние непростые времена. Из этого вытекает логичный вывод: нашим западным партнерам нужно кардинально пересмотреть свои подходы к ведению международного взаимодействия – тогда и созидательный потенциал ООН в предстоящем 2023 году раскроется на все сто процентов.
О перспективах переговоров по украинскому конфликту
Вопрос: Любой конфликт заканчивается переговорами. На данный момент, с кем со стороны Украины в принципе возможен диалог? С кем говорить – есть ли с той стороны реальные переговорщики? Будут ли привлекаться к переговорам европейские лидеры? И можно ли вообще доверять европейцам, которые обманули нас и гордятся этим? Кто в нынешней ситуации может быть гарантом? Кому можно доверять?
Ответ: Позиция России по переговорам с Украиной хорошо известна. Ее подробно изложил С.В.Лавров, в том числе 18 января с.г. в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2022 г.
Хотели бы напомнить, что в феврале-апреле 2022 г. мы уже вели переговоры с Киевом. Он запросил их сразу после начала специальной военной операции, а затем прервал диалог, оставив без ответа наши предложения от 15 апреля 2022 г. Позднее В.Зеленский законодательно запретил возобновление контактов, издав 30 сентября 2022 г. указ о «невозможности» переговоров с Президентом России. Мы не раз подтверждали, что открыты к переговорам, которые теперь, разумеется, должны учитывать новые географические и политические реалии.
Что касается европейских лидеров, то доверия к ним после саморазоблачительных признаний А.Меркель и Ф.Олланда об истинном предназначении Минских соглашений 2015 г. практически не осталось. Мы хорошо помним, как на протяжении восьми с лишним лет страны ЕС, прежде всего, Германия и Франция как участники «нормандского формата» систематически игнорировали происходящее в Донбассе, потакая саботажу Киевом своих обязательств по мирскому «Комплексу мер». Они делали вид, что не замечают, как украинские вооруженные силы и националистические формирования ежедневно творили геноцид, обстреливая гражданскую инфраструктуру Донбасса, в результате чего гибли мирные жители, в том числе дети. Они также не замечали тотальную дискриминацию всего русского на Украине. Хотя в ответ на прямые вопросы в двусторонних контактах признавали недопустимость ущемления прав отдельных категорий ее жителей.
Обманутым в итоге оказалось само население Западной Европы и Украины, которое наивно верило своим политикам, заявлявшим о приверженности миру. Ничего подобного на самом деле не было, а была задача выиграть время и дать неонацистскому киевскому режиму подготовиться к войне.
Если говорить о возможностях договариваться с Западом, то Евросоюз и США, к сожалению, утратили культуру дипломатии и переговоров. Они всем пытаются что-то навязать, получить односторонние выгоды, не считаясь с интересами противоположной стороны. Именно по этой причине они не восприняли должным образом выдвинутые нами в декабре 2021 г. предложения по гарантиям безопасности. Предпочли в ущерб стабильности и безопасности на европейском континенте бросить колоссальные политические, экономические, военные и человеческие ресурсы на открытую конфронтацию с Россией.
Мы никогда не отказывались ни от равноправного диалога с европейскими партнерами, ни от поиска путей урегулирования проблем в области безопасности. Не теряем надежды, что рано или поздно увидим в Европе такие политические силы, которые будут способны опираться на собственные национальные интересы, а не на стремление угодить кому-то «за океаном». Тогда и договариваться будет с кем.
О развитии российско-китайских связей
Вопрос: Китайская аудитория РТ с нетерпением ждет открытия границ для путешествий и рабочих поездок. Как скоро возобновится выдача туристических виз в двух странах? Планируются ли введение безвизового режима для туристов, которые путешествуют не в составе групп, а также увеличение количества авиарейсов? Мешает ли отсутствие нормальных контактов, вызванное пандемией, развитию российско-китайских связей?
Ответ: На сегодняшний день с российской стороны препятствия для приема китайских туристов отсутствуют. Граждане КНР могут въезжать на территорию Российской Федерации на основании виз, которые выдаются консульскими учреждениями в соответствии с действующим российским законодательством. Упрощенный порядок въезда для отдельных категорий граждан установлен российско-китайским межправительственным соглашением
Приветствуем решение китайских властей о поэтапном снятии противоэпидемических ограничений, в том числе возобновлении туристических поездок своих граждан за границу, включая Россию. В данной связи рассчитываем на постепенное восстановление турпотока и в обратном направлении – из России в Китай.
Развитию двусторонних контактов будут способствовать увеличение количества авиарейсов между нашими странами и запуск пассажирского сообщения через российско-китайскую границу.
Убеждены, что совместными усилиями мы сможем обеспечить планомерное восстановление масштабных двусторонних гуманитарных обменов, которое имеет важное значение для дальнейшего укрепления отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем.
О реакции на идею президента Венесуэлы Н.Мадуро создать политический блок союзников России и Китая
Вопрос: Президент Венесуэлы Н.Мадуро недавно заявил об идее создания политического блока союзников России и Китая в Латинской Америке. Это не первый лидер стран региона, выступивший за смену внешнеполитического курса: все больше президентов в Латинской Америке говорят о нежелании продолжать быть т.н. задним двором США и вести свою политику, опираясь на указания из Вашингтона. Как вы расцениваете такие заявления? Какие практические шаги должны быть предприняты для осуществления подобных инициатив?
Ответ: Мы, безусловно, обратили внимание на выступление президента Н.Мадуро, в котором он говорил, что пришло время объединить усилия и пути народов Латинской Америки и Карибского бассейна, способствовать формированию мощного блока политических сил и экономического влияния. Этот блок, по заявлению венесуэльского лидера, призван стать региональным центром силы, выстраивающим отношения с другими центрами и полюсами, в том числе Россией и Китаем.
Считаем, что инициатива президента Н.Мадуро несет в себе важный созидательный посыл – единения на основе свободного, равноправного и справедливого сотрудничества в интересах достижения целей развития, регионального мира и безопасности. В полной мере отражает центростремительные тенденции, которые снова набирают силу среди латиноамериканских лидеров.
Идея возрождения регионального единства вновь становится актуальной именно сейчас, когда США задействуют против Латинской Америки с каждым днем совершенствуемый набор неоколониальных инструментов давления и шантажа в рамках возрожденной «доктрины Монро», которая имеет абсолютно деструктивные цели не только подчинить себе государства региона, но и ограничить их взаимодействие с третьими странами, такими как Россия и Китай. При этом российско-китайские отношения служат ярким примером эффективного взаимодействия между крупными мировыми державами, основанного на принципах равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг друга.
Россия позитивно относится к развитию сотрудничества со всеми членами международного сообщества, включая страны Латинской Америки. Мы всегда выступали за единую, политически самостоятельную и экономически развитую Латинскую Америку, поддерживали интеграционные процессы на континенте. Российское видение полицентричного миропорядка подразумевает его построение с опорой на центр силы в латиноамериканском регионе, который разделяет с нами принципы суверенного равенства государств, права на самостоятельный выбор путей развития, отвергает повсеместно практикуемое коллективным Западом вмешательство во внутренние и внешние дела.
Со своей стороны продолжаем вести диалог со всеми странами региона в конструктивном ключе, уважая их национальные интересы. Будем и дальше выстраивать тесное взаимодействие с Сообществом латиноамериканских и карибских государств – СЕЛАК, задающим тенденции общерегионального объединения, а также другими субрегиональными интеграционным структурами и форумами на равноправной, взаимозаинтересованной основе. Такой подход находит в регионе живой отклик и встречное стремление к сотрудничеству.
О реакции на идею по развалу России
Вопрос: В одном из ведущих западных изданий «Politico» обсуждаются тезисы новой книги под названием «Несостоявшееся государство: гид по развалу России». Ее написал ведущий специалист одного из крупнейших антироссийских фондов Вашингтона – Джеймстаунский фонд. Кто стоит за усилившимися разговорами о расчленении и несостоятельности России как государства? Почему такая риторика поощряется? Вы рассматриваете такой сценарий?
Ответ: Пытаясь возродить однополярную модель под лозунгом «порядка, основанного на правилах», наши противники пускают в ход любые средства – давление, провокации, шантаж, запугивание неугодных и применение силы. В этом же ряду находится информационная война, элементом которой является нарратив о территориальном распаде России как одном из допустимых вариантов решения «русского вопроса».
Названный Вами материал далеко не единственный на эту, с позволения сказать, тему. По сути, это – очередное наглядное подтверждение того, с кем мы в реальности имеем дело и какие планы вынашивают противники в отношении нашей страны.
Для нас давно ясно, что само существование России как одного из базовых, системообразующих элементов на обширном евразийском пространстве представляет проблему для наших оппонентов. Однако история вновь и вновь учит, что любые попытки раскачать российскую государственность, внести раскол в общество, а тем более посягнуть на территориальную целостность страны лишь способствуют консолидации нашего народа, поощряют к продолжению курса на суверенизацию ключевых сфер жизни. При этом подтверждается недоговороспособность и лживость Запада, что укрепляет нас в решимости в приоритетном порядке продолжать развивать южный и восточный векторы внешней политики.
О предлагаемой Индией новой системе интеграционных процессов
Вопрос: На недавнем саммите стран Мирового Юга под председательством Индии министр иностранных дел этой страны С.Джайшанкар говорил, что глобализация в нынешнем ее виде несоврешенна, и перед странами Мирового Юга стоит задача выработать новую парадигму интеграционных процессов. Каким вы видите место России в той системе, которую предлагает Индия?
Ответ: Страны Запада как в колониальном прошлом, так и сейчас преследуют свои узкокорыстные интересы. Они никогда не заботились о благе угнетаемых ими народов. Эгоцентризм и эксплуатация глобального Юга сегодня продолжается. С той разницей, что надсмотрщиков в пробковых шлемах и с кнутами заменили западные транснациональные корпорации, различного рода фонды и НПО из США, ЕС, Великобритании и Канады с их изощренными мерами финансового закабаления и экономического принуждения.
Пренебрежение интересами развивающегося мира, разобщающая и надменная политика Запада фактически во всех областях уже запустили формирование нового мироустройства и создание альтернативных форматов сотрудничества. Главную роль в этих процессах играют государства-цивилизации и цивилизационные общности, прежде всего, принадлежащие к глобальному Югу и Востоку. России как многонациональной и многоконфессиональной стране с тысячелетней историей отведена особая роль в решении этих задач.
Озвученные министром иностранных дел Индии С.Джайшанкаром на саммите «Голос Глобального Юга» идеи коррелируют с задачами, стоящими перед российской дипломатией. Мы также боремся за более справедливый и сбалансированный полицентричный миропорядок, уважение культурно-цивилизационного многообразия мира и традиционных духовно-нравственных ценностей.
Последовательно выстраиваем с единомышленниками механизмы взаимодействия в самых разных сферах: в политической, экономической, торговой, валютно-финансовой и культурно-гуманитарной, а также в области безопасности.
О реакции на стремление Франции противостоять распространению российского медиаконтента в Африке
Вопрос: Французский МИД заявил о планах создать цифровое СМИ, ориентированное на африканскую аудиторию, отметив, что цель этого медиа – противостояние влиянию на континенте других СМИ, в особенности российских. Э.Макрон и вовсе призвал «принять стратегию влияния», заявив, что надо «лучше использовать сеть «France Medias Monde» («France Medias Monde» объединяет новостной канал «France 24» и радио «RFI»). Таким образом, в то время как Франция блокирует вещание телеканала RT France у себя, Париж стремится противостоять распространению нашего контента и в Африке. Что вы об этом думаете?
Ответ: Во франкоязычном интернет-пространстве действительно уже некоторое время циркулирует информация о намерении создать онлайн-медиа ресурс для распространения французской точки зрения на текущие события среди африканской молодежи. Учредителем нового проекта якобы выступит «Дом африканского мира и диаспоры», однако у многих экспертов нет сомнений в том, что его редакционную политику будет курировать непосредственно МИД Франции, действуя в «лучших традициях» государственной пропаганды.
Не вызывает сомнений и то, что контент данного онлайн-медиа будет иметь «двойное назначение», смысл которого будет заключаться не столько в донесении до африканцев французского видения глобальных и региональных проблем, сколько в дискредитации нашей страны, исторически поддерживающей дружеские связи со многими государствами континента.
В очередной раз убеждаемся, насколько эфемерны все громогласные и в то же время дежурные заявления о свободе слова во Франции. Ведь на деле мы регулярно становимся свидетелями того, как Париж весьма избирательно подходит к этой теме, пытаясь пресекать распространение любой не совпадающей с его официальной позицией информации как внутри страны, так и за ее пределами. Характерный пример - запрет французскими властями вещания RT France.
Неужели в Париже действительно считают, что распространение собственных видеороликов через социальные сети позволит исправить устоявшийся колониальный и неоколониальный имидж Франции в Африке? Что до попыток противодействовать воздействию российских СМИ на африканскую аудиторию, то дело это заведомо бесперспективное: если на континенте интересна наша точка зрения на те или иные проблемы, то преградить ей путь к читателям, зрителям или слушателям не удастся никому – и никакие стратегии этого не изменят.
О сотрудничестве России и Бразилии
Вопрос: Бразилия является стратегическим партнером России. После 24 февраля 2022 г. Бразилия отказалась присоединиться к экономическим санкциям. По словам Министра иностранных дел России С.В.Лаврова, «главный итог 2022 года для России – прояснение того, с кем можно работать, а кому верить нельзя». Бразилия – это страна, с которой Россия может работать? Ожидаете ли вы продолжения взаимодействия при новом правительстве Л.Лулы?
Ответ: Бразилия – это страна, с которой Россия не только может, но и желает работать. Уверены, что данное стремление взаимно. Об этом говорит не только богатая история наших дипломатических отношений, которым, кстати, в текущем году, 3 октября, исполняется 195 лет. Свидетельством обоюдного настроя на всестороннее укрепление связей является и опыт нашего взаимодействия в упомянутом Вами непростом 2022 году. Так что, я бы даже изменил здесь модальность – мы просто должны продолжить совместную работу во имя укрепления проверенных временем уз дружбы, взаимного уважения и конструктивного сотрудничества, которые связывают наши народы.
Примечательно, что линия на развитие взаимовыгодного взаимодействия с Россией рассматривается всеми ведущими бразильскими политическими силами как отвечающая национальным интересам их страны.
У российского руководства уже состоялся ряд контактов с действующей бразильской администрацией. 20 декабря 2022 г. проведен телефонный разговор Президента России В.В.Путина с Президентом Бразилии Л.Лулой, 31 декабря 2022 г. «на полях» церемонии инаугурации состоялась встреча нового бразильского лидера с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, возглавившей российскую делегацию на мероприятии. В ходе бесед подтвержден обоюдный настрой на обеспечение преемственности российско-бразильских отношений, их всемерное укрепление как в двустороннем формате, так и в многосторонних структурах, прежде всего, в БРИКС, «Группе двадцати», ООН и ее Совете Безопасности, в состав которого в качестве непостоянного члена входит сейчас Бразилия.
Бразилия – ответственный участник глобальных процессов, проводящий независимый внешнеполитический курс и приверженный поиску коллективных ответов на современные вызовы международному миру и безопасности. В отношении принятых «коллективным Западом» незаконных мер ограничительного характера страна придерживается четкой и последовательной позиции и не поддерживает не получившие одобрения Совета Безопасности ООН подобные шаги.
Отмечаем, что Бразилия играет важную роль в процессах региональной интеграции. Убеждены в том, что анонсированная новой бразильской администрацией активизация усилий на данном направлении, в частности, в рамках Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CEJIAK) и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР), будет способствовать закреплению за регионом статуса одного из центров формирующегося многополярного миропорядка.
Настроены на плодотворную совместную работу с Бразилией по укреплению всего комплекса наших отношений как в двустороннем формате, так и на региональном и многостороннем треках.
О предпринимаемых действиях в ответ на задержание в Латвии шеф-редактора «Спутник-Литва» М.Касема
Вопрос: Какие действия предпринимает и планирует предпринять МИД России в ответ на задержание в Латвии шеф-редактора «Спутник-Литва» М.Касема?
Ответ: Задержанный 3 января с.г. в Риге Службой госбезопасности Латвии шеф-редактор портала «Спутник-Литва» М.Касем продолжает находиться в заключении по сфабрикованным обвинениям. В частности, ему вменяется «нарушение санкционного режима ЕС». Ходатайство адвоката об освобождении его подзащитного под залог латвийской фемидой проигнорировано.
Роспосольство в Риге находится в постоянном контакте с журналистом. Обеспокоены, что на фоне ареста и известий о кончине бабушки, которую М.Касем приехал навестить в Латвию, у него обострились проблемы со здоровьем. При этом своевременное получение необходимых лекарств тюремной администрацией не обеспечивается. По мнению юристов, такое негуманное отношение можно трактовать как умышленное причинение физических страданий заключённому.
Неправомерные действия латвийских властей и другие факты нарушения прав человека, включая несоразмерность избранной меры пресечения инкриминируемым М.Касему деяниям, создают юридическую основу для направлений соответствующих жалоб в международные судебные инстанции, а также по линии правозащитных органов ООН. Преследование М.Касема и другие вопиющие случаи репрессий против журналистов в Прибалтике находятся под пристальным вниманием МИД России.
Россия не собирается уподобляться прибалтийским государствам и использовать карательное правосудие для преследования инакомыслия.
В качестве ответных мер продолжим предпринимать шаги дипломатического и экономического характера, которые, как мы видим, имеют достаточно чувствительные последствия для Риги.
К финансовым расчетам между странами ЕАЭС
Вопрос: На данный момент доля расчетов в долларах и евро между странами ЕАЭС составляет 26 %. По сравнению с 2015 годом она снизилась всего на 4 % – семь лет назад долларами и евро оплачивалось 30 % операций между странами Союза. Планируется ли применение защитных механизмов, которые позволили бы ускорить процесс отказа от валют, доказавших свою ненадежность?
Ответ: Отказ от доллара и евро во взаиморасчетах на пространстве ЕАЭС – не единовременный процесс. Предметная работа на данном направлении ведется с момента создания Союза, и позитивная динамика в этой сфере очевидна. Не планируем останавливаться на достигнутом, в ближайшее время, по оценкам российских ведомств экономического блока, предполагаем нарастить долю использования национальных валют до 85 %.
Значительный импульс развитию запущенных процессов должна придать реализация Распоряжения Евразийского Межправительственного совета от 26 августа 2022 г. «О дальнейшей работе по расширению использования национальных валют государств-членов Евразийского экономического союза при осуществлении расчетов в рамках взаимной торговли». Среди закрепленных приоритетов: обеспечение межсистемного взаимодействия национальных систем платежных карт государств-членов Союза, увеличение сети корреспондентских счетов банков стран ЕАЭС и расширение возможности обмена финансовой информацией без использования SWIFT в трансграничных расчетах, развитие торгов валютными парами национальных валют ЕАЭС. Предпринимаются усилия по созданию благоприятных условий для бизнеса в вопросах заключения контрактов в национальных валютах, что призвано уменьшить долю долларовых расчетов между резидентами стран пятерки.
Дополнительным шагом в данной области является использование национальных валют при перечислении сумм ввозных таможенных, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в бюджет Союза, а также – при расчетах за энергетические ресурсы между государствами-участниками ЕАЭС.
В то же время стоит понимать, что говорить о полном отказе от использования доллара и евро во взаиморасчетах в ЕАЭС пока преждевременно. Другие страны Союза вправе использовать их по своему усмотрению и в тех случаях, когда другой альтернативы нет. При этом мы видим, что в текущих реалиях наши партнеры прекрасно осознают риски зависимости от доллара и евро и заинтересованы в продвижении национальных валют.
Вопрос: В ряде стран ближнего зарубежья отмечается рост антироссийских настроений. Какие конкретные шаги предпринимает МИД России или подведомственное Министерству Россотрудничество для нейтрализации воздействия западных НКО на общественные настроения в этих странах?
Ответ: Многие страны на постсоветском пространстве являются для России стратегическими партнёрами и союзниками, с которыми нас связывают тесное взаимодействие практически во всех областях, совместное прошлое и узы многовековой дружбы между нашими народами. Мы последовательно проводим линию на сохранение и приумножение этих позитивных достижений и тенденций.
Вместе с тем мы видим абсолютно беспардонные попытки Запада воспользоваться ситуацией вокруг Украины, чтобы искусственно спровоцировать в странах СНГ антироссийские настроения, вбить клин в наши добрососедские и взаимовыгодные отношения. Во всё более свойственной западникам откровенно хамской манере они уже не просто ставят друзей и союзников России перед выбором – «или с ними, или против нас», но и хотят разрушить объединяющие нас многоплановые связи. Это не что иное, как откровенное и наглое вмешательство во внутренние дела государств Содружества, попытка манипулировать общественным сознанием и навязывать чуждые ценности и псевдодемократические стандарты.
Убеждены, что все эти потуги обречены на провал. Подавляющее большинство граждан стран нашего ближайшего зарубежья способно самостоятельно разобраться, где правда, а где ложь. Нахрапистости западников мы противопоставляем дальнейшее укрепление политико-дипломатических контактов, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. При этом нами используется весь арсенал взаимодействия в образовании, культуре, СМИ, межчеловеческом общении и т.д. Такой работе способствует деятельность представительств Россотрудничества, в том числе по сохранению и развитию русского языка как эффективного средства межнационального общения, проведение межрегиональных форумов, создание совместных учебных заведений, реализация проектов в медийной сфере, обмен творческими коллективами и т.п.
Что касается государств Центральной Азии, то здесь речь идёт о стратегических партнёрах и союзниках, с которыми Россию связывают не только тесное взаимодействие практически во всех сферах, но и узы исторической дружбы между народами. В ходе состоявшегося 14 октября 2022 г. в Астане по инициативе Президента В.В.Путина первого саммита Россия – Центральная Азия все участники единодушно подтвердили зрелый, не подверженный конъюнктуре характер наших отношений на двусторонних треках и востребованность шестистороннего формата. Весомый вклад в его развитие вносят регулярные контакты в формате «ЦА5+Россия» по линии глав внешнеполитических ведомств.
Россия остаётся одним из главных торгово-экономических партнёров и ведущих инвесторов в экономику государств Центральной Азии. Общий объём накопленных российских инвестиций в регион превысил 47 млрд долларов США, а наш товарооборот с центральноазиатскими странами по итогам первого полугодия 2022 г., несмотря на все деструктивные усилия Запада, увеличился на 16,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил около 20 млрд долларов США.
В регионе успешно действуют 26 филиалов российских вузов, а также Киргизско-Российский Славянский университет в Бишкеке и Росийско-Таджикский (Славянский) университет в Душанбе, прорабатывается вопрос открытия Российско-Туркменского университета в Ашхабаде и Российско-Казахстанского в Астане. В пяти городах Таджикистана работают построенные Россией общеобразовательные школы с обучением на русском языке, оказывается поддержка российско-туркменской средней школе им. А.С.Пушкина в Ашхабаде, рассматривается вопрос строительства девяти совместных школ в Киргизии.
В этих условиях вряд ли есть основания говорить о реальном росте антироссийских настроений в общественном мнении Центральной Азии, как бы этого ни хотели действующие в отдельных странах региона прозападные НПО и активисты, спонсируемые США и ЕС. Что касается случаев так называемого бытового национализма по отношению к русскоязычным гражданам, то они становятся предметом нашей озабоченности и встречают адекватную реакцию со стороны местных властей.
Об оценке шансов возобновления мирных переговоров по корейскому урегулированию
Вопрос: Считаете ли вы, что приостановление межкорейского военного соглашения 2018 г. действительно возможно, и какие последствия это может иметь? Существует ли реальная вероятность размещения ядерного оружия США на территории Южной Кореи в случае дальнейшей эскалации ситуации на Корейском полуострове? Как вы оцениваете шансы возобновления мирных переговоров по корейскому урегулированию в формате «шестерки» на данном этапе и готова ли Россия принять в них участие?
Ответ: С сожалением и тревогой наблюдаем в последнее время за процессом демонтажа достигнутого в 2018 г. прогресса на треке корейского урегулирования.
Неоднократно отмечали, что причиной развития событий по негативному сценарию было и остается нежелание США и их союзников по региону – вопреки Сингапурскому совместному заявлению лидеров КНДР и США от 12 июня 2018 г. и ряду межкорейских документов – вести с КНДР диалог о предоставлении ей гарантий безопасности, отвечать на односторонние уступки со стороны Пхеньяна, принимать меры по укреплению доверия и нормализации отношений с Северной Кореей. Напротив, проявленную тогда добрую волю наших северокорейских партнеров Вашингтон истолковал как признак слабости и решил «наступить на старые грабли», наращивая санкционно-силовое давление на Пхеньян и предсказуемо получая вынужденные военно-технические ответы. К сожалению, эту крайне неразумную политику американцев теперь поддерживают не только в Токио, где склонны к дестабилизации ситуации на Корейском полуострове, но и в Сеуле.
При сохранении подобного конфронтационного курса вполне вероятна и дальнейшая эскалация, возможные признаки которой вы упомянули. Особенно неприятные последствия принесло бы возвращение на Юг Корейского полуострова американского ядерного оружия, о чем стали открыто рассуждать в Республике Корея – этот шаг неизбежно пришлось бы учитывать в оборонном планировании России и, думаю, Китая.
Впрочем, надеемся, что до опасной черты ситуация не деградирует и все заинтересованные стороны придут к пониманию безальтернативности политико-дипломатического способа урегулирования комплекса проблем Корейского полуострова путем выхода на компромиссные договоренности о создании системы мира и коллективной безопасности, баланса сил в Северо-Восточной Азии. Только в этом случае возможно возобновление многостороннего переговорного процесса, о котором вы упомянули. Мы к такой работе готовы, открыты к конструктивным контактам со всеми вовлеченными сторонами на основе совместных с Китаем инициатив – «дорожной карты» и «плана действий» комплексного урегулирования проблем Корейского полуострова.
Вопрос: После казни в Иране британского шпиона Алирезы Акбари, Лондон может изменить свою позицию относительно Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), – пишет газета The Telegraph. Кроме того, Лондон отозвал из Тегерана своего посла. Как вы считаете, какая судьба теперь ждёт СВПД?
Ответ: С момента заключения СВПД в 2015 г. эти без преувеличения исторические договорённости неизменно остаются в фокусе мировой политики. Жизнь доказала, что это был единственно верный путь к урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы и предотвращению масштабного кризиса, чреватого ощутимыми негативными последствиями. Даже американцы, которые создали немало сложностей для реализации СВПД, в итоге вынуждены признать своё решение выйти из «ядерной сделки» серьёзным внешнеполитическим просчётом.
Ключевое значение имеет то, что СВПД был подкреплён резолюцией СБ ООН 2231, которая зафиксировала обязательства сторон, сделав их частью международного права. Именно это позволяет квалифицировать односторонний выход США из «ядерной сделки» и предпринимаемые Вашингтоном вразрез со своими обязательствами шаги как нарушение по смыслу статьи 25 Устава ООН.
Как известно, администрация Дж.Байдена неоднократно обещала вернуть Америку в «ядерную сделку». К сожалению, пока этого не произошло. В результате многомесячных переговоров в так называемом венском формате с подключением всех стран, которые участвовали в разработке СВПД, был свёрстан «пакет» решений, позволяющих в сравнительно сжатые сроки возобновить полнокровное осуществление всеобъемлющих договорённостей 2015 г. с учётом изначально согласованных параметров без довесков и изъятий. В основу этих решений положен продвигаемый нами подход, строящийся на встречном синхронизированном движении США и Ирана по пути восстановления их обязательств в рамках «ядерной сделки». Внушительную часть работы придётся проделать и европейским странам, чтобы вернуть тщательно выверенный баланс интересов, на котором базируется СВПД, и исправить допущенные ими отступления.
Иными словами, с технической точки зрения всё давно готово для того, чтобы процесс реанимирования СВПД начался. Осознав это, наши американские и европейские коллеги вдруг начали притормаживать, стараясь переложить на Тегеран ответственность за пробуксовки в переговорном процессе. В России это называется «перекладыванием проблемы с больной головы на здоровую». В интернет «утекли» публичные откровения Дж.Байдена о якобы кончине «ядерной сделки». В ход пошли самые нелепые домыслы насчёт иранских нарушений резолюции СБ ООН 2231, связанных с померещившимися кому-то поставками БПЛА в Россию. Одновременно с этим на Западе прозвучали заявления, что СВПД вообще сейчас не приоритетный вопрос, а все силы, мол, должны быть брошены на поддержку протестной деятельности в Иране. Всё это – нечистоплотные уловки с целью увести международное внимание в сторону от процесса восстановления «ядерной сделки» и снизить глобальное давление на Вашингтон и его сателлитов по данной чувствительной теме.
Вместе с тем выполнение обязательств по резолюции СБ ООН 2231 – это не вопрос желания или выбора, а императив и руководство к действию, закреплённое в Уставе ООН. США и Евросоюз обязаны привести свою политику и законодательство в чёткое соответствие с требованиями Совета Безопасности. К слову, Иран неоднократно подтверждал, в том числе на самом высоком уровне, готовность вернуться к выполнению всех добровольных обязательств по СВПД, которые были приостановлены в ответ на неправомерные действия Вашингтона. 9 января с.г. официальный представитель МИД ИРИ С.Канаани заявил о готовности Тегерана заключить договорённость о восстановлении реализации СВПД на основе находящегося на столе переговоров проекта. Мы, разумеется, это только приветствуем, тем более что российская сторона внесла существенный вклад в разработку соответствующих решений, да и в их осуществлении нашим специалистам отводится весомая роль.
Остаётся надеяться, что наши западные коллеги осознают меру той ответственности, которая лежит на их плечах, перестанут играть в игры и, наконец, найдут в себе силы прийти к окончательному соглашению о «перезапуске» СВПД, на подготовку которого они потратили столько сил. Рассчитываем, что это поймут и в Великобритании, где в последнее время усилились голоса, выступающие в пользу пересмотра позиции по СВПД. Никакой выгоды от развала «ядерной сделки» Лондон не получит. Неукоснительное соблюдение СВПД и резолюции СБ ООН 2231 – это единственно верный шаг на пути к миру и стабильности. Со своей стороны, будем продолжать делать всё от нас зависящее, чтобы события развивались именно по такому сценарию.
О значении взаимоотношений с партнерами по СНГ
Вопрос: 2022 год во многом стал переломным для мира, международных процессов. Для России еще в большей степени стала актуальной идея Большого Евразийского партнерства (БЕП). Какое значение на этом фоне приобретают отношения с партнерами по СНГ, развитие и углубление данного сотрудничества, в частности, с Азербайджаном?
Ответ: Инициатива БЕП, выдвинутая еще в 2015 году, для Российской Федерации не является конъюнктурным проектом, привязанным к временному интервалу. Это приглашение к развитию многовекторного и многоуровнего трансграничного взаимодействия в двустороннем и международном форматах.
Что касается последнего, и об этом мы всегда говорили, важным его компонентом является сопряжение потенциала межгосударственных объединений, в числе которых видим такие ориентированные на практическое сотрудничество и позитивно заряженные организации, как ШОС, ЕАЭС, АСЕАН.
Приветствуем активное подключение Азербайджана к евразийским интеграционным процессам. В 2021-2022 гг. в Баку успешно прошла серия экспертных мероприятий, посвященных евразийской тематике, в частности, вопросам укрепления связей между Азербайджаном и ЕАЭС. Знаковым событием в этом отношении стал XV Евразийский экономический форум, состоявшийся в Азербайджане в октябре 2022 г.
Уверены, что дальнейшие шаги в этом направлении полностью отвечают интересам республики, находящейся в центре Евразийского континента.
О продвижении Россией своих интересов путем «мягкой силы»
Вопрос: Россия с начала «нулевых» много говорила и делала ради продвижения своих интересов путем «мягкой силы». Однако русофобию даже в ближайших странах все-таки победить не смогла. Украина – тому наглядный пример. Считаете ли вы, что Москва проиграла на этом поле боя Западу? Есть ли шанс «культурно» восстановить свое влияние у соседей? И что для этого нужно сделать?
Ответ: Видим беспрецедентный уровень русофобии в ряде зарубежных стран, переходящий в открытую дискриминацию по национальному признаку. Такое поведение вызывает сожаление и заставляет усомниться в уровне культуры и нравственности, который себе приписывают наши партнеры. Те, кто это поддерживают, вредят в первую очередь своему собственному населению.
Русофобия исходит от узкой группы стран так называемого «коллективного Запада», а у России настоящих друзей очень много. Российская культура богата, самобытна, созидательна, высоко духовна. Она являет собой общемировое достояние, проникнутое глубоким жизненным смыслом.
Россия открыта к сотрудничеству с теми, кто уважительно и с пониманием относится к нашей стране, ее традициям и языку, ценит достижения в сфере искусства. Придаем большое значение углублению международного гуманитарного взаимодействия. Приоритеты такой работы изложены в утвержденных Президентом Российской Федерации Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, а также Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Успешно реализуются международные культурные проекты с участием России, проводятся фестивали и конкурсы, развиваются связи в области музейного, театрального дела, кинематографа, гастрольной деятельности. Проводятся Дни России за рубежом и Дни зарубежных стран в России, включая мероприятия духовного характера. Как Вы знаете, в 2022 г. широко отмечалось, в том числе в зарубежных странах, 350-летие со дня рождения Петра I и другие юбилейные даты в истории России. На 2023 г. запланированы юбилейные мероприятия по случаю 150-летия со дня рождения С.В.Рахманинова, 100-летия со дня рождения Р.Г.Гамзатова и других памятных дат.
Русофобская кампания и попытки продемонстрировать некий «единый фронт» борьбы с русской культурой не находят отклика у искренне чувствующих и самостоятельно мыслящих граждан. Состоявшиеся в 2022 г. на территории России международные мероприятия стали наглядным свидетельством безуспешности попыток изолировать нашу страну в гуманитарной сфере. В различных мероприятиях в России принимали и будут принимать участие иностранцы не только из дружественных стран, но и тех, чьи власти продолжают раскручивать антироссийскую вакханалию. Мы, в отличие от наших недоброжелателей, придерживаемся недискриминационного подхода и ценим талант вне зависимости от национальности или гражданства.
Рано или поздно к нашим оппонентам придет осознание бесперспективности избранной ими линии на конфронтацию, тем более что именно сотрудничество в сферах культуры, спорта, образования, науки и молодежных контактов помогает лучшему пониманию и налаживанию диалога.
Вопрос: Можете ли вы очертить стратегический план России в Закавказье? Как вы оцениваете проделанную за прошедший год работу, и каковы цели Москвы в этом регионе на пятилетнюю перспективу? В этом контексте также хотели бы уточнить, участвует ли российская сторона в процессе налаживания отношений между Арменией и Турцией, которое сейчас снова активизировалось?
Ответ: С закавказскими республиками нас связывают общая история, духовно-культурная близость, крепкие узы дружбы между народами. Россия, непосредственно граничащая с Южным Кавказом, заинтересована в стабильности и процветании этого региона, взаимовыгодном использовании и раскрытии его транспортно-логистических, торгово-инвестиционных, технологических возможностей. Именно на это направлены усилия нашей дипломатии.
Мы интенсивно работаем над преодолением накопленного в регионе конфликтного потенциала. В данной связи одна из приоритетных задач – нормализация армяно-азербайджанских отношений. Фундаментом выступают заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г., 11 января, 26 ноября 2021 г. и 31 октября 2022 г. Убеждены, что успех процесса целиком зависит от четкого следования этим трехсторонним договоренностям.
В более широком плане остаемся привержены действующим и формирующимся многосторонним переговорным форматам. Готовы продолжать конструктивное взаимодействие в рамках Международных Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье, обеспечивающих прямой равноправный диалог Грузии с Абхазией и Южной
Осетией. Нацелены продвигать работу запущенной в декабре 2021 г. Консультативной региональной платформы «3+3» (Азербайджан, Армения, Грузия, а также Россия, Иран и Турция). Считаем эту площадку, где планируется сосредоточиться на практических вопросах укрепления кооперации в интересах региональных игроков, полезной и своевременной. Что касается нормализации отношений между Анкарой и Ереваном, то именно под российской эгидой был дан старт этому начинанию в январе 2022 г., когда в Москве впервые встретились спецпредставители Армении Р.К.Рубинян и Турции С.Кылыч. С обоими мы и сегодня поддерживаем тесный контакт. Приветствуем последние подвижки, которые открывают перспективы для восстановления армяно-турецких связей, что поспособствует дальнейшему оздоровлению региональной обстановки.
О российско-казахстанском сотрудничестве
Вопрос: Насколько внимательно МИД России смотрит за ситуацией в Казахстане? Не создадут ли в будущем там «вторую Украину»?
Ответ: Прежде всего, стоит отметить, что Россия и Казахстан – близкие соседи, связанные многолетней историей дружбы и доверия. Неслучайно, сегодня отношения находятся на уровне стратегического партнерства и союзничества. Поэтому вполне естественно, что российские и казахстанские власти тесно взаимодействуют для решения общих насущных проблем.
Отчетливо видим понимание казахстанских властей на разных уровнях, что использование «национальной карты» во внутренней политике опасно тем, что ситуация может легко выйти из-под контроля.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, несмотря на все козни противников дальнейшего развития российско-казахстанского союзничества, продолжаем с партнерами работу над укреплением многопланового двустороннего взаимодействия, чему способствует и то, что в отношениях с дружественным Казахстаном, в отличие от, как они себя гордо самоименуют, «цивилизованного западного мира», мы не вмешиваемся во внутренние дела республики, действуя в соответствии с Уставом ООН, а также общепринятыми принципами и нормами международного права.
О развитии российско-китайских отношений
Вопрос: В феврале и сентябре 2022 г. Президент России В.В.Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин провели очные встречи, а недавно – переговоры по ВКС. Как вы оцениваете роль дипломатии глав государств в развитии российско-китайских отношений? Каковы Ваши ожидания по развитию межгосударственных связей в этом году? Что могут делать стороны для построения более справедливого мирового порядка?
Ответ: Дипломатия лидеров – ключевой компонент в укреплении российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Доверительные контакты Президента Российской Федерации В.В.Путина с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином играют ведущую роль в обеспечении поступательного углубления всего комплекса многоплановых связей между нашими странами. В одном из интервью – как раз китайскому СМИ – российский президент отметил, что давно знаком с Председателем Си Цзиньпином и, как добрые друзья и политики, у которых во многом общие взгляды на решение мировых проблем, оба лидера тесно и часто общаются. За последние 10 лет главы государств провели уже четыре десятка встреч. Это и двусторонние визиты, и общение «на полях» многосторонних форумов, и другие контакты. Лидеры обмениваются мнениями о состоянии и перспективах российско-китайских отношений, детально обсуждают сферы практического сотрудничества, «сверяют часы» по актуальным региональным и международным вопросам. Каждая такая встреча имеет «высокую добавленную стоимость», расставляет приоритеты и задает ритмичный тон работе разветвленного механизма контактов между Россией и Китаем на всех уровнях и по всем направлениям.
В 2022 году, который стал переломным для всей системы международных отношений, лидеры России и Китая продолжили плотную координацию. В.В.Путин первым из иностранных глав государств подтвердил свой приезд на XXIV зимние Олимпийские игры в Пекине и 4 февраля 2022 года посетил китайскую столицу, где в привязке к открытию Олимпиады провел обстоятельные переговоры с Председателем Си Цзиньпином. Это был первый за более чем два с половиной года очный контакт лидеров наших стран после начала пандемии коронавирусной инфекции. По итогам переговоров подписан пакет из 15 двусторонних документов. Принято весомое Совместное заявление, в котором отмечено, что «дружба между двумя государствами не имеет границ», а «в сотрудничестве нет запретных зон». Подтвержден важнейший тезис о превосходстве российско-китайских отношений над военно-политическими союзами времен «холодной войны». При этом подчеркнуто, что укрепление двустороннего стратегического взаимодействия между Россией и Китаем не направлено против третьих стран, не подвержено влиянию конъюнктурных изменений международной среды. Главы России и Китая, изложив общие оценки причин роста конфликтного потенциала в мире, выступили в защиту миропорядка, основанного на международном праве, включая цели и принципы Устава ООН, выразили стремление продвигать многополярность и содействовать демократизации международных отношений, сообща выстраивать процветающий, стабильный и справедливый мир.
Второй очный контакт состоялся в сентябре в Самарканде «на полях» заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. В.В.Путин тогда подчеркнул, что на фоне стремительно меняющегося мира неизменным остаётся только одно – дружба между Россией и Китаем.
Что касается переговоров по видеосвязи 30 декабря, сложилась добрая традиция лидеров России и Китая под занавес уходящего года проводить своего рода «инвентаризацию» двусторонних отношений за истекший период, планировать ключевые направления взаимодействия на ближайшую перспективу. Главы государств, в частности, единодушно отметили, что отношения России и Китая достойно выдерживают все испытания, чинимые недоброжелатели на Западе, демонстрируют зрелость и устойчивость, продолжают динамично развиваться, оставаясь наилучшими за всю историю и представляя собой образец сотрудничества крупных держав в XXI веке.
В наступившем году совместными усилиями России и Китаю удастся еще больше укрепить и продвинуть двусторонние межгосударственные связи. Как известно, Президент России В.В.Путин пригласил китайского лидера Си Цзиньпина посетить Российскую Федерацию с государственным визитом весной. Исходим из понимания, что это станет центральным событием в двусторонних отношениях в 2023 году.
Полагаем, что в связи с оптимизацией в Китае противоэпидемических мер произойдет восстановление очных контактов и обменов на всех уровнях.
Россия и Китай предпринимают активные совместные шаги по укреплению многополярной системы международных отношений.
В условиях радикальной трансформации геополитической ситуации в целях поддержания глобального мира и стабильности, урегулирования региональных конфликтов, преодоления конфронтации и продвижения объединительной повестки нашим странам удается эффективно осуществлять внешнеполитическую координацию. Вместе с другими единомышленниками последовательно противодействуем попыткам Соединенных Штатов добиться глобального доминирования путем продвижения концепции «порядка, основанного на правилах».
В этих целях намерены предпринимать энергичные усилия с китайскими друзьями по защите авторитета ООН и укреплению духа солидарности и сотрудничества в рамках «Группы двадцати», углублению стратегического партнерства в рамках БРИКС, всестороннему продвижению деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), укреплению роли АТЭС, наращиванию взаимодействия на таких площадках, как Восточноазиатский саммит, Региональный форум АСЕАН по безопасности, Совещание министров обороны стран – членов АСЕАН и партнеров по диалогу, поддержке центральной роли АСЕАН в качестве ключевого элемента региональной архитектуры в Восточной Азии.
О российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве
Вопрос: В 2022 году несмотря на сложную международную ситуацию и продолжение пандемии коронавируса, торговый оборот России и Китая увеличился в годовом исчислении на 29,3% до 190 млрд долл. США. Это стало рекордным показателем для двух стран. Как бы вы прокомментировали устойчивый рост объема российско-китайской торговли? Каковы ваши ожидания относительно развития китайско-российских отношений в 2023 году?
Ответ: Действительно, в прошлом году российско-китайский товарооборот вырос на треть и достиг новых рекордных показателей,
а двустороннее практическое сотрудничество продолжило поступательно развиваться по всем направлениям. Китай вновь подтвердил статус главного торгового партнера России, которым он является уже на протяжении более чем 10 лет, причем в текущих условиях его роль как дружественного государства постепенно возрастает. Успешно реализуются масштабные проекты в сферах инвестиций, промышленности, энергетики и сельского хозяйства, космической и других высокотехнологических областях. Более чем в два раза увеличилась доля расчетов в национальных валютах – в них сейчас осуществляется свыше половины нашей торговли. Сданы в эксплуатацию два трансграничных мостовых перехода через реку Амур, что будет способствовать дальнейшему укреплению двусторонней транспортной взаимосвязанности. Постепенно восстанавливались межрегиональные и гуманитарные контакты.
Убеждены, что потенциал российско-китайского двустороннего сотрудничества по-прежнему далеко не исчерпан и в новых международных реалиях перед нашими странами открываются дополнительные возможности. Рассчитываем, что недавние решения китайской стороны о поэтапном снятии противоэпидемических ограничений будут способствовать восстановлению динамики очных контактов на всех уровнях, придадут новый импульс двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству. В наступившем году мы нацелены не только досрочно выполнить задачу по доведению двусторонней торговли до 200 млрд долл. США, которую планировалось достичь к 2024 году, но и выйти на новые рубежи и существенно углубить российско-китайское практическое взаимодействие. Будем усердно работать над выведением российско-китайских связей на новый, еще более высокий уровень в интересах развития наших государств и на благо наших народов.
К развитию инициативы «Один пояс, один путь»
Вопрос: В этом году исполняется 10 лет важнейшей инициативе «Один пояс, один путь» выдвинутой в 2013 г. китайским лидером. Какие новые возможности, по вашему мнению, откроются для китайско-российского сотрудничества в этой связи?
Ответ: В 2017 и 2019 годах Президент Российской Федерации В.В.Путин принял личное участие в прошедших в Пекине первом и втором форумах высокого уровня по международному сотрудничеству «Один пояс, Один путь», что свидетельствует о внимании к выдвинутой в 2013 году инициативе Председателя КНР Си Цзиньпина.
В турбулентной международной ситуации все большее значение приобретает тематика развития региональных интеграционных процессов, в частности становится еще более важна слаженная работа по сопряжению строительства ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь», способствующая укреплению взаимосвязанности между Азиатско-Тихоокеанским и Евразийским регионами.
К настоящему времени на треке сопряжения сделано уже немало. Выходим на разработку совместных отраслевых проектов интеграционного характера. Рассчитываем, что их подготовке и запуску будет способствовать выполнение мероприятий Дорожной карты торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР, подписание которой запланировано на ближайшем заседании Совместной комиссии.
Для нас работа на данном направлении неразрывна и с реализацией инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о формировании Большого Евразийского партнерства, предполагающей синергию потенциалов государств и многосторонних платформ Евразии, прежде всего ЕАЭС, ШОС, АСЕАН. В этой связи придаем большое значение выполнению договоренности лидеров России и Китая о параллельном и скоординированном продвижении Большого Евразийского партнерства и «Пояса и пути» от 5 июня 2019 г., что, несомненно, будет способствовать развитию региональных интеграционных процессов на благо народов Евразии.
Об ограничении экономических последствий разрыва отношений с недружественными странами
Вопрос: Удалось ли российской дипломатии ограничить последствия разрыва отношений с недружественными странами после военной операции на Украине, особенно с точки зрения воздействия на российскую экономику?
Ответ: Очевидно, что процесс преодоления последствий разрыва этих отношений продолжается, так же как и сама антироссийская санкционная война, ведущаяся недружественными нам странами. Удалось ли ограничить? Безусловно, да. Состояние нашей экономики наглядно свидетельствует об этом.
Еще недавно нам предрекали ее сокращение по итогам прошлого года на 10-20%, но, как известно, оно оказалось в разы меньше и составило 2,5%. Скорректировали в сторону улучшения свои оценки и прогнозы развития российской экономики и такие международные институты, как Всемирный банк, МВФ, многие эксперты из этих же самых недружественных стран.
Такая же картина и по другим основным показателям: инфляция ниже 12%, при этом ожидается ее дальнейшее снижение, уровень безработицы находится на историческом минимуме. Внешний долг России по состоянию на 1 января 2023 года составил 381,8 млрд долл., снизившись за 2022 год на 100 млрд долл. или на 20,8%. При этом внешний гос. Долг уменьшился на 2 млрд долл. за год до 57,4 млрд долл. Ожидается рекордный профицит внешней торговли не только в силу изменения цен на сырьевые товары, но и переориентации России на торговлю со странами Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.
Особо отметим активизацию сотрудничества с нашими партнерами по ЕАЭС и СНГ, как в рамках самих этих форматов, так и на двустороннем уровне. Помимо торговли – это заметное развитие кооперации в области энергетики, транспорта, цифровизации, финансов и пр.
В общем, Россия постепенно адаптируется к новым реалиям. Несмотря на имеющиеся сложности, основные задачи на внешнеэкономическом контуре так или иначе решаются. Параллельно выстраиваются стратегические рамки взаимодействия с теми партнерами, кто действительно дорожит своей репутацией, а не приносит экономику в жертву политическим амбициям.
О важности развития отношений России со странами Ближнего Востока
Вопрос: Насколько важно продолжать развитие отношений России со странами Ближнего Востока на фоне плохих отношений с Западом?
Ответ: Развитие отношений с государствами Ближнего Востока традиционно является одним из приоритетных направлений внешней политики России. Оно имеет самодостаточное значение и уж точно не является «приложением» к нашей европейской политике.
Страны Ближнего Востока всегда рассматривались нами как естественные союзники России, играющие значимую роль в мировых делах и обладающие богатейшим культурным, экономическим и политическим потенциалом, всемирно известным историческим наследием. Укрепление доверительного диалога и разнопланового взаимовыгодного сотрудничества с каждым из этих государств, а также существующими на Ближнего Востока межгосударственными объединениями всецело отвечает интересам наших народов. Рассматриваем задачу дальнейшего развития такого взаимодействия с арабскими партнерами в качестве одной из важнейших составляющих процесса построения более справедливой и равноправной системы международных отношений, основанной на принципах сохранения национальной самобытности и цивилизационного многообразия.
Мы признательны друзьям из государств Ближнего Востока за сбалансированную позицию по чувствительным для нас сюжетам глобальной повестки дня, включая украинскую тему. Рассчитываем, что, несмотря на растущий внешний прессинг, наши партнеры сохранят взвешенную и последовательную линию в данном вопросе.
Удовлетворены развитыми и многоплановыми отношениями, сложившимися у нас с ближневосточными странами. Основой этому служит тесное и доверительное общение на уровне лидеров наших стран. В октябре 2022 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин провел обстоятельные переговоры с Президентом ОАЭ Мухаммедом Бен Заидом Аль Нахайяном в Санкт-Петербурге. В октябре 2022 г. в Казахстане состоялась встреча Президента России с Эмиром Катара Тамимом Аль Тани и Президентом Палестины Махмудом Аббасом.
Поддерживается интенсивный политический диалог на уровне глав внешнеполитических ведомств. В мае 2022 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетил Оман и Алжир, а в июне 2022 г. – Бахрейн и Саудовскую Аравию, где он принял участие в 5-м заседании стратегического диалога «Россия-ССАГПЗ». В ноябре 2022 г. Министр нанес визит в Иорданию и ОАЭ.
На начало 2023 г. уже запланированы контакты с нашими арабскими партнерами на различных уровнях, информация о которых будет обнародована в ближайшее время.
Об основных направлениях деятельности российской дипломатии в 2023 году
Вопрос: Какие основные направления работы Министр С.В.Лавров видит для российской дипломатии в 2023 году?
Ответ: Российская дипломатия продолжит придерживаться базовых принципов внешнеполитической деятельности нашей страны, таких как самостоятельность, многовекторность, уважение международного права, опора на национальные интересы, открытость к взаимовыгодному сотрудничеству. Будем и впредь бороться за правду и справедливость в международных делах, против рудиментов неоколониализма и гегемонистских амбиций США и их сателлитов, агрессивно продвигаемого ими пресловутого «порядка, основанного на непонятно кем придуманных правилах».
Любым попыткам нанести ущерб России и ее союзникам будет дан решительный отпор. Практическую работу с недружественными государствами продолжим выстраивать исходя из степени учета ими наших законных озабоченностей, прежде всего в сфере безопасности.
При этом главным вектором приложения усилий российской дипломатии становится максимальное использование потенциала сотрудничества с Мировым большинством, то есть государствами и объединениями пространства СНГ, Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Стремимся наладить новые механизмы взаимодействия в различных сферах со странами, не присоединившимися к антироссийской кампании Запада. Будем расширять сотрудничество с партнерами по ШОС и БРИКС, другими государствами, проявляющими самостоятельность в международных делах. В интересах укрепления стабильности в Евразии продолжим задействовать потенциал ЕАЭС, где Россия председательствует в 2023 г. Выведению партнерства с африканскими друзьями на новый уровень призван способствовать второй саммит «Россия-Африка», запланированный на 2023 г.
Среди других безусловных приоритетов – защита законных прав российских граждан за рубежом, упрочение связей с соотечественниками, укрепление позиций русского языка и российской культуры в мире, содействие сохранению за рубежом правды о роли России в мировой истории, наращивание борьбы с проявлениями русофобии и неонацизма.
Осознавая, что мир вступил в период революционных трансформаций, мы готовы к различным вариантам развития международной ситуации. Уверенно смотрим в будущее и не сомневаемся, что Россия обеспечит свою безопасность и безопасность своих союзников в любых международных условиях, а наша внешняя политика будет и впредь успешно выполнять свое главное предназначение – формировать благоприятные внешние условия для ее поступательного развития.
О российско-финских отношениях
Вопрос: Отношения между Россией и Финляндией в прошлом году значительно ухудшились. Что намерена сделать Москва со своей стороны, чтобы они начали улучшаться?
Ответ: Такая постановка вопроса некорректна. Россия последовательно выступала и на практике проводила линию на развитие добрососедского взаимовыгодного сотрудничества с Финляндией, основу которого традиционно составляли прочные торгово-экономические отношения. Наработанные десятилетиями двусторонние связи, способствовавшие повышению уровня жизни людей, были в одночасье разрушены руководством Финляндии, безапелляционно избравшим конфронтационный курс в отношении нашей страны, следуя в русле общезападной антироссийской пропаганды и военного психоза. Это был не наш выбор.
Вопрос о том, что нужно сделать для улучшения отношений между Россией и Финляндией, следует адресовать финским властям. А для начала спросить: заинтересованы ли в Хельсинки в этом вообще? В нынешней ситуации вызывает сомнение способность проведения Финляндией самостоятельного, а не диктуемого другими курса в отношении Российской Федерации.
О российско-японской договоренности от 2 июля 1986 года
Вопрос: Министерство иностранных дел России объявило о приостановке безвизовых обменов с четырьмя северными островами. Правильно ли предположить, что посещение японцами находящихся там кладбищ по гуманитарным соображениям, как это имело место до 1991 г., будет возобновлено в этом году?
Ответ: Ранее не раз подтверждали, что российско-японская договоренность от 2 июля 1986 г., касающаяся взаимных безвизовых посещений могил предков на территории наших стран, продолжает действовать. Тем не менее на официальном уровне каких-либо обращений от японской стороны о намерении возобновить такие поездки, приостановленные в пандемийный период, не поступало.
О реакции на заявления японской стороны
Вопрос: Заместитель председателя Либерально-демократической партии Японии г-н Асо в качестве причин для увеличения оборонного бюджета высказал опасение в связи с отсутствием «гарантий ненападения России на японский остров Хоккайдо». Можете ли вы предъявить гарантии, что Россия не имеет планов оккупации Хоккайдо?
Ответ: Пристально следим за планами Японии по форсированному наращиванию в тесной смычке с США собственной военной мощи, включая беспрецедентный рост оборонных расходов, которые, в том числе, идут на организацию крупномасштабных учений в непосредственной близости от российских границ.
Неоднократно доводили до японской стороны по дипломатическим каналам, что такие действия чреваты потенциальными угрозами для безопасности нашей страны и региональной стабильности в целом. Прямо предупреждали, что оставляем за собой право на принятие ответных адекватных мер, естественно, в соответствии с утвержденной оборонной доктриной Российской Федерации.
Отвечать на измышления, рождающиеся в мозгу отдельных японских политиков, не считаем целесообразным.
К пересмотру правительством Японии Стратегии национальной безопасности
Вопрос: В декабре прошлого года правительство Японии пересмотрело Стратегию национальной безопасности, которая теперь позволяет наносить контрудары по территории враждебных стран. Этот шаг объясняется непрекращающимися запусками ракет с территории КНДР. Не считает ли Россия такое изменение военной стратегии Японии угрозой для себя?
Ответ: Рассматриваем принятую в декабре 2022 г. обновленную редакцию Стратегии национальной безопасности как очередное свидетельство ускоренного продвижения официального Токио по пути милитаризации, в том числе в целях обслуживания интересов США в АТР, включая обретение собственного ударного потенциала.
За звучащими стандартными ссылками на «северокорейскую угрозу» видим попытки закамуфлировать агрессивные военно-стратегические замыслы и планы японо-американского альянса в регионе, направленные прежде всего против России и Китая. Такая линия администрации Ф.Кисиды способна спровоцировать новые вызовы безопасности и резкое усиление напряженности в АТР.
В связи с этим указываем японской стороне на необходимость в полной мере помнить уроки прошлого. Токио хорошо известно, к чему приводит политика милитаризма.