Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на XIII Международной встрече высоких представителей по вопросам безопасности, Москва, 28 мая 2025 года
Уважаемый Сергей Кужугетович,
Уважаемые коллеги,
Высокие гости,
Для меня большая честь выступить на пленарном заседании очередной XIII Международной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, поделиться оценками нашего Министерства о том, как мы работаем в связи с протекающими в мире динамичными процессами, в соответствии с теми поручениями, которые дает Президент Российской Федерации и в соответствии с его оценками и указаниями.
Отрадно, что Ваш форум, который стал уже традиционным и вызывает живой интерес во всем мире (даже среди тех, кто здесь не представлен. Может быть, им это интереснее, чем многим другим), отражает объективную историческую тенденцию обретения странами Мирового большинства дополнительного понимания необходимости отстаивать свое законное место в международных отношениях.
В этом зале присутствуют многочисленные представители стран Глобального Юга и Востока. Голос этих стран звучит все громче при обсуждении и решении наиболее острых, ключевых проблем современного мира. Данный факт отражает поистине тектонический сдвиг, произошедший (и который ещё происходит) в международной политике за последние годы. Прежде всего, это ускорение процессов формирования многополярного мироустройства, перераспределения баланса сил в пользу новых центров развития на Евразийском континенте, в Африке и Латинской Америке.
Эти новые, объективные реалии стали признавать, замечать и на Западе. Другое дело, что вместо того, чтобы считаться с этой объективной исторической тенденцией, в Америке и особенно в Европе есть еще немало тех, кто видит в многополярности не благо, а вызов и даже угрозу. Угрозу пресловутому «порядку, основанному на правилах», который Запад пытался установить после окончания «холодной войны» в своих эгоистических интересах. В негодных целях международному сообществу навязывается представление, что многополярный мир – это чуть ли не хаос и борьба всех против всех.
Мы с подобными трактовками согласиться не можем. Они не отражают реальное положение вещей. Считаем такие подходы Запада не соответствующими действительности. Например, Запад постоянно продвигает тезис о неизбежности соперничества и даже столкновения великих держав. Этот тезис не выдерживает проверки на соответствие реальности. Возьмите отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой – два великих соседа. По оценке лидеров Китая и Российской Федерации, отношения развиваются динамично и находятся в наилучшем состоянии за свою многовековую историю, а по качеству являются гораздо более продвинутой формой взаимодействия, нежели классические союзы прошлой эпохи.
Еще один пример – особо привилегированное стратегическое партнерство России с еще одной великой цивилизацией Евразии – Индией. Взаимоуважительные, обоюдовыгодные, доверительные отношения, характерные для связей моей страны с другими государствами-участниками БРИКС и сотрудничающими с этим объединением многими десятками стран Глобального Юга и Востока.
БРИКС служит примером конструктивного многостороннего взаимодействия крупных мировых игроков и их партнёров, представляющих различные континенты, культуры и религии. Объединение уверенно утвердилось в качестве одного из столпов многополярного мира, проводника интересов стран Мирового большинства на международной арене.
Залогом мира и стабильности в многополярном мироустройстве является опора на международное право, на идеалы равенства и добрососедства, принципы взаимного уважения и учета интересов. Если серьезно говорить об устойчивости мировой системы, то многое будет зависеть от того, удастся ли добиться от Запада отказа от продавливания своих деструктивных идеологических, внеправовых установок и начать добросовестно соблюдать принципы Устава ООН. Соблюдать в их полноте и взаимосвязи, а не выборочно, как привыкли делать в Европе и США, уверовав в собственную исключительность и непогрешимость.
В условиях многополярности в более четком свете предстает прозорливость отцов-основателей ООН, положивших в основу функционирования всемирной Организации принцип, согласно которому ООН основана на суверенном равенстве государства.
Соблюдение этого принципа призвано гарантировать уважение законных прав и национальных интересов каждой страны вне зависимости от размера территории, демографического, ресурсного или силового потенциалов. Показательно, что если взять хронологию и историю конфликтов после создания ООН, после утверждения этого принципа, единогласно одобренного всеми, не было ни одного конфликта или кризиса, в котором Запад руководствовался бы уважением суверенного равенства государств. Никогда. Приглашаю на досуге посмотреть историю всех конфликтов, существовавших за последние 80 лет.
Такая позиция Запада постоянно порождала дополнительные новые кризисные ситуации в международных отношениях. Селективность в подходах к применению принципов Устава ООН особенно грубо проявилась на примере украинского кризиса. Считаем абсолютно неприемлемым тот акцент на принципе территориальной целостности, который делают Запад, руководители Секретариата ООН и других международных структур при полном игнорировании права наций на самоопределение.
Напомню, что именно право наций на самоопределение стало международно-правовой основой процесса деколонизации, который принес свободу огромному количеству стран Африканского континента и других регионов мира.
Международное сообщество давно дало исчерпывающий ответ на кажущуюся правовую коллизию между принципом территориальной целостности и принципом права наций на самоопределение. Еще в 1970 г. после многолетних переговоров Генассамблея ООН приняла консенсусную Декларацию о принципах международного права, касающуюся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В той части, о которой мы говорим, там четко записано, что необходимо уважать территориальную целостность всех государств, чьи правительства не нарушают принцип самоопределения народов и в силу этого представляют всё население, проживающее на данной территории. Представляет ли киевский режим, развязавший войну против собственного народа после госпереворота в феврале 2014 г., население Крыма и юго-востока Украины? Конечно, нет.
Точно так же, как в 1960-е гг. колонизаторы в Лондоне, Париже, Мадриде, Лиссабоне, Берлине, Брюсселе никоим образом не могли представлять интересы народов Африки, которые хотели жить под руководством правительств, избранных ими самими, а не навязанных извне.
Та же самая история произошла после госпереворота с огромными территориями бывшей УССР. Именно нацистский режим, который пришел к власти после госпереворота, на протяжении многих лет грубо нарушает права русских и русскоязычных людей. В последние годы, начиная с середины 2010-х гг., прямо приступил к законодательному истреблению всего, что связано с Русским миром и Россией. Русский язык, культуру, традиции, русскоязычные средства массовой информации – всё это было законодательно, категорически запрещено.
В 2024 г. приняли закон о запрете канонического православия, канонической Украинской Православной Церкви. Тем самым грубейшим образом попран еще один базовый принцип Устава ООН, закрепленный в статье 1 Устава этой Организации, о том, что все государства обязаны обеспечивать права человека независимо от расы, пола, языка и религии. Показательно, что Запад, который по поводу и без повода, когда имеет дело с подавляющим большинством представленных здесь государств, обязательно учит жизни с точки зрения соблюдения прав человека в западном понимании этой концепции.
Посмотрите на высказывания западных деятелей об Украине за последние годы после госпереворота. Ни разу вообще не употреблялось словосочетание «права человека». Более того, председатель Еврокомиссии У.фон дер Ляйен, прочие брюссельские бюрократы и руководство НАТО публично заявляют о необходимости наращивания поддержки Украины, потому что она (Украина) защищает «европейские ценности». Оказывается, вот в чем заключаются эти ценности – в истреблении национальных идентичностей, в данном случае русского народа, русскоязычных людей. Даже на Ближнем Востоке в Израиле не запрещен арабский язык, а на палестинских территориях – иврит.
То же самое происходит в любом другом районе мира, где «сожительствуют» представители народов, мягко говоря, не вполне ладящих друг с другом.
Совсем недавно комиссар Евросоюза по вопросам расширения г-жа М.Кос гордо заявила, что Украина выполнила все предварительные условия, которые были необходимы для того, чтобы начать процесс переговоров о присоединении Украины к Евросоюзу. Вот те самые европейские ценности, на деле означающие воплощение в жизнь, в практику идеологии нацизма в чистом виде.
Мы начали, в том числе по инициативе Президента США Д.Трампа, при поддержке Президента Турции Р.Т.Эрдогана и руководства Саудовской Аравии, прямые контакты с украинскими представителями. 16 мая с.г. в Стамбуле были возобновлены прямые переговоры по всем вопросам урегулирования. К ним мы были давно готовы, но Украина отказывалась. Её не пускали в этот процесс хозяева, прежде всего, руководство нынешней Европы. На этих переговорах мы настаивали на отмене всех этих дискриминационных законов и будем продолжать это делать на следующем раунде прямых переговоров, о котором мы объявим в самое ближайшее время.
Хочу подчеркнуть, что мы всегда – долгие годы до специальной военной операции и после ее начала – предлагали и предлагаем украинской стороне урегулировать все проблемы (а они с каждым годом становятся все серьезнее) путем диалога и дипломатии. Признательны правительствам, предоставившим свои услуги для возобновления переговоров без предварительных условий.
Переговоры лучше, чем война. Но для того, чтобы добиться успеха (глубоко в этом убеждены), необходимо устранить первопричины конфликта, как это не раз подчеркивал Президент России В.В.Путин. Только что упомянул об одной из них – законодательном лишении десятков миллионов людей их права на родной язык, традиции, культуру, вероисповедание, историю, в конце концов, на память о своих предках, которые столетиями жили на этих землях, основывали города, заводы, строили порты и в целом осваивали эти территории. А сейчас киевский режим сносит памятники, этим людям (включая Екатерину Великую, ее соратников), создавшим восточную Украину, нынешнюю южную Украину, равно как и героям Великой Отечественной войны, которые освобождали Украину и затем Европу от нацистской чумы.
Но есть еще одна не менее важная первопричина. Она касается линии на затягивание Украины в НАТО. Многократно говорил, что спусковым крючком конфликта на Украине (и в более широком плане – глубокого кризиса безопасности в Европе) стала именно агрессивная, многолетняя экспансия НАТО на восток, которая совершалась вопреки дававшимся еще руководству СССР, а затем России клятвенным заверениям американцев и европейцев о том, что расширение альянса не состоится.
Все это стало нарушением не только этих обещаний (якобы, устных, как говорят некоторые), но и обязательств, подписанных на высшем уровне в ходе саммитов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1999 г. в Стамбуле, в 2010 г. – в Астане. Там было четко сказано, что безопасность должна быть неделимой и равной, и что ни одна страна или группа стран не имеет права претендовать на доминирование на пространстве ОБСЕ.
НАТО делала именно то, что было запрещено. Когда мы пытались пристыдить наших западных коллег, спрашивая их, дескать, почему вы нарушаете то, под чем подписались ваши президенты и премьеры, нам отвечали, мол, это политическая декларация, а юридические гарантии безопасности мы будем давать только тем, кто обратится в Североатлантический альянс с просьбой о приеме в члены. Вот такое лицемерие, вранье без всякого преувеличения.
Конечно, мы были вынуждены реагировать. Как Президент России В.В.Путин многократно говорил, мы неоднократно пытались перевести ситуацию в русло переговоров о договоренности о равной безопасности, чтобы закрепить этот принцип на практике. Запад отказывается. В том числе, последняя попытка была в декабре 2021 г. Повторю, как сказал Президент России В.В.Путин, у нас не осталось другого выхода, чтобы защищать законные интересы безопасности Российской Федерации и законные интересы людей, которых мы не имели право оставить в руках нацистского режима.
Насчет членства в НАТО. Напомню, что нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус Украины был торжественно провозглашен в Декларации о независимости этой страны, принятой в 1991 г. Именно это обязательство – провозглашение нейтрального, внеблокового и безъядерного статуса на вечные времена – сделало возможным признание Украины в качестве независимого государства Российской Федерацией и всеми остальными членами международного сообщества. Возвращение к этому клятвенному обещанию, которое нацистский режим пытался нарушить (и даже записал это обязательство нарушить свой безъядерный статус в Конституцию), является одним из ключевых требований России, которые должны быть удовлетворены в рамках любого урегулирования, как это и было предусмотрено в апреле 2022 г. на переговорах в Стамбуле, когда этот принцип был записан на бумаге. Однако переговоры были сорваны англосаксами и прочими организаторами войны против России.
Вместе с тем в НАТО не собираются извлекать какие-либо уроки из всей этой истории. С тревогой наблюдаем наращивание натовских контингентов по всей линии соприкосновения с Россией. Кстати, она значительно удлинилась после приема в альянс некогда нейтральных Швеции и Финляндии. Непонятно, почему они были недовольны своей жизнью в нейтральном статусе.
В Европе все громче слышны голоса безответственных политиков, призывающих население затянуть пояса, готовиться к войне с Россией (называются даже конкретные сроки – то 2027 г., то 2030 г.). Тревожит недавнее заявление нового Канцлера Германии Ф.Мерца, обязавшегося превратить Германию снова, как он сказал, в ведущую военную державу Европы. Многим это сразу напомнило о периодах прошлого века, когда Германия дважды становилась первой военной державой Европы, что из этого получилось, сколько горя это принесло народам (причем не только Европейского континента).
Но этого натовским стратегам, кажется, мало. Теперь НАТО делает шаги по выходу из зоны своей ответственности, стремится в Азиатско-Тихоокеанский регион, который они стали называть Индо-Тихоокеанским регионом, угрожая подорвать архитектуру безопасности, которая за долгие десятилетия сложилась вокруг АСЕАН и позволяла странам региона и их партнерам в самых разных частях мира успешно сотрудничать. Это вызывает глубокое беспокойство за судьбу АСЕАН, за будущее благополучие государств-членов Ассоциации.
Натовцы, когда у них сейчас спрашивают (бывшего генерального секретаря НАТО Й.Столтенберга спросили), мол, как это у вас такие планы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, вроде бы НАТО – это оборонительный альянс, защищающий территорию своих стран-членов. Й.Столтенберг на этот вопрос, не моргая, не краснея, ответил, мол, да, мы защищаем по-прежнему территорию стран-членов, но сегодня угроза этим территориям проистекает из Индо-Тихоокеанского региона, из Южно-Китайского моря, из Тайваньского пролива, из Юго-Восточной Азии.
Видите, как там создаются элементы военной инфраструктуры НАТО, в том числе в отношениях между Вашингтоном и Сеулом планируются мероприятия, включая ядерный компонент, создаются «тройки» и «четверки» типа Южная Корея–Япония–Новая Зеландия–Австралия. Они пытаются распространять пример АУКУС на другие конфигурации закрытого, блокового типа и откровенно пытаются вытянуть из «десятки» АСЕАН отдельные страны, сделав их частью своих узкоблоковых «авантюр» в этом регионе.
Готовы всячески проявлять солидарность с нашими асеановскими друзьями в отстаивании архитектуры, которая была одобрена в рамках восточноазиатских саммитов и которую сейчас пытаются разрушить. Технический опыт показывает, что если к тебе приходит НАТО, то жди беды. Об этом помнят и в бывшей Югославии, в Ираке, в Ливии и во многих других странах.
Особую тревогу вызывает положение на Ближнем Востоке – этот стратегически важный регион вследствие многолетней деструктивной линии западных игроков вновь оказался на грани дестабилизации. Сегодня, считаем, по-прежнему не поздно принять срочные меры по деэскалации обстановки в зоне палестино-израильского конфликта. И активизировать усилия по формированию условий для возобновления переговорного процесса по всем вопросам окончательного статуса и с целью исправления исторической несправедливости, которая пока не позволила создать независимое палестинское государство в соответствии с решениями ООН.
Сложная ситуация сохраняется вокруг иранской ядерной программы. Разрушив Совместный всеобъемлющий план действий (когда такое решение было принято восемь лет назад), отдельные круги в Израиле, США и Европе рассчитывали покончить с законными гражданскими ядерными разработками Тегерана, не считаясь с его правом по Договору о нераспространении ядерного оружия.
Сейчас наблюдаем переговорный процесс между Вашингтоном и Тегераном, где этот принцип права на обогащение в рамках программ мирного использования ядерной энергии является ключевым. Судя по комментариям сторон по итогам очередного раунда, есть надежда на то, что будет достигнут прогресс и что процесс движется в правильном направлении. Желаем успеха этим усилиям в надежде, что будут достигнуты результаты, которые устроят все заинтересованные стороны, включая Иран.
В послании Президента России В.В.Путина нашему высокому собранию особо отмечалось значение нынешнего года как года 80-летия разгрома германского нацизма, японского милитаризма и создания по итогам Второй мировой войны современного мироустройства с центральной ролью ООН.
Выступаем за создание в нынешних условиях глобальной архитектуры безопасности, опирающейся на объективные тенденции многополярности, появление новых центров роста и гарантирующей равные условия для мирного развития всех без исключения государств. Хочу еще раз подчеркнуть, что база для этого есть. Это Устав ООН. Надо только, чтобы все честно его выполняли.
Важным шагом на пути к цели глобальной безопасности считаем формирование архитектуры равной и неделимой безопасности на Евразийском континенте – самом обширном и богатом, от стабильности которого зависит устойчивость многополярного мира. При этом на нем отсутствует общерегиональная организация, в отличие от Африки, где есть Африканский союз, или Латинской Америки, где есть СЕЛАК.
Президент В.В.Путин в этой связи выдвинул инициативу создания архитектуры евразийской безопасности, для участия в дискуссиях о построении которой приглашаются все без исключения государства или объединения континента, включая страны западной части Евразии. По нашему мнению, это должна быть именно евразийская архитектура, потому что евроатлантические концепции, которые примерялись к европейской части континента за последние долгие десятки лет после Второй мировой войны и в ходе «холодной войны», себя дискредитировали. НАТО нарушала все мыслимые взятые на себя обязательства. ОБСЕ оказалась нефункциональной из-за того, что западные страны и руководство Секретариата ОБСЕ отказались от выполнения закрепленных в основополагающих документах обязанностей, включая принцип консенсуса, беспристрастности и многое другое. Евросоюз после того, как пару лет назад подписал подчиненное соглашение с НАТО, по сути, тоже присоединился к евроатлантическим схемам.
Россия исходит из того, что на нашем континенте уже формируется то, что Президент России В.В.Путин назвал Большим Евразийским партнерством. Это проявляется в сопряжении интеграционных процессов, идущих в ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, в рамках инициативы Китая «Один пояс, один путь», других субрегиональных структур, в частности, существующих и в районе Персидского залива, и на южноазиатском полуострове.
Есть много субрегиональных организаций. Гармонизация этих интеграционных процессов позволит формировать прочную материальную основу для дискуссий об архитектуре безопасности.
Россия никому ничего не навязывает, готова к взаимоуважительному диалогу со всеми. Будем совершенствовать существующие механизмы безопасности, использовать их в нашей работе в формате ОДКБ, СНГ, ШОС. Продвигаем в рамках наших двусторонних связей с партнерами и союзниками новые принципы, которые будут вносить вклад в формирование общеконтинентальной архитектуры. Упомяну в этой связи заключенные в последние месяцы Договор о гарантиях безопасности между Россией и Белоруссией, российско-корейский и российско-иранский Договоры о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
Хочу особо выделить, что все наши шаги и инициативы в концептуальном плане созвучны положениям Глобальной инициативы в сфере безопасности, выдвинутой Председателем КНР Си Цзиньпином, включая важнейшее положение о том, что ключом к урегулированию любых конфликтов в любой части мира является установление первопричин и их полное устранение.
Следующим шагом рассматриваем подготовку «Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке». Этот документ был предложен Белоруссией и поддержан Россией. Он призван зафиксировать политические и правовые основы взаимодействия государств в сфере безопасности на евразийском пространстве и параметры сотрудничества в целом в многополярном мире с опорой на Устав ООН во всей полноте и взаимосвязи его принципов.
Уважаемые коллеги,
Россия твердо настроена вносить вклад в решение проблем, общих для всего человечества. На первый план здесь выдвигается наша инициативная роль за последние долгие годы в продвижении принципов сотрудничества по обеспечению международной информационной безопасности. Опираясь на принцип суверенного равенства, мы добились в качестве первого шага принятия в декабре 2024 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции против киберпреступности – первого универсального договора в сфере международной информационной безопасности. Это была наша инициатива. Призываем все страны присоединиться к этому документу. Церемония подписания открывается осенью текущего года в столице Вьетнама.
Убеждены, что ООН вполне по силам продолжать наращивать усилия по согласованию общих универсальных критериев и принципов работы и по другим направлениям, включая сферу использования искусственного интеллекта, вокруг которой сейчас идут горячие дискуссии. Уверены, что эта тема должна рассматриваться Группой правительственных экспертов государств-участников Конвенции о «негуманном» оружии. Эта Группа экспертов обсуждает проблемы смертоносных автономных систем.
Не могу не сказать о проблеме терроризма, которая упоминалась в фильме и в послании Президента Российской Федерации В.В.Путина. Мы заинтересованы в наращивании сотрудничества со всеми, кто не делит террористов на «плохих» и «хороших» и не прибегает к двойным стандартам.
В этой аудитории хотел бы привлечь особое внимание к актам терроризма со стороны киевского режима, чьи спецслужбы причастны к организации убийств российских политиков, военачальников, журналистов, общественных деятелей. Этот режим громогласно объявляет о своих планах продолжать массированные обстрелы гражданских объектов и мирного населения Российской Федерации.
Печально, что на Западе реагируют только на наши законные, справедливые, ответные меры на террористические акции киевского режима, которые, подчеркну, затрагивают гражданские цели, а наши ответные меры касаются исключительно ударов по военным целям и объектам, используемым вооруженными силами Украины.
Будем добиваться, чтобы все понимали суть происходящего и чтобы очередная попытка выгородить киевский режим теперь уже за его прямое вовлечение в терроризм была разоблачена.
Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН продолжит действовать на международной арене с осознанием всей полноты своей ответственности за все аспекты международных отношений, включая поддержание мира, стратегической стабильности, урегулирование конфликтов и будет продвигать объединительную повестку дня.
Желаю участникам встречи плодотворных дискуссий и успехов в вашей ответственной работе.