Брифинг заместителя директора ДИП МИД России И.И.Нечаева, Москва, 17 ноября 2022 года
СОДЕРЖАНИЕ
- О XXXIX заседании совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России
- О предстоящем участии С.В.Лаврова в совместном заседании СМИД, СМО и КССБ ОДКБ
- Об украинском кризисе
- О принятии Третьим комитетом 77-й сессии ГА ООН резолюции «Положение в области прав человека во временно оккупированных Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина»
- О 19-й Международной встрече по Сирии в «Астанинском формате»
- О недопуске Германией делегации Паралимпийского комитета России на Генеральную ассамблею Международного паралимпийского комитета
- О решении Генеральной ассамблеи Международного паралимпийского комитета о временной приостановке членства Паралимпийского комитета России
- О недопуске в Молдавию российских деятелей культуры
- О попытке нападения на Посольство России в Варшаве
- О высказываниях министра иностранных дел Нидерландов, обвинившего Россию в распространении ненависти к евреям
- О конференции НАТО по обязательствам в области киберзащиты
- О новых фактах, подтверждающих преступления британских военнослужащих в Афганистане
- О ситуации в Республике Чад
- О скандале с использованием властями ряда европейских государств шпионского программного обеспечения в политических целях
- О статье директора германского Института имени Гёте в газете «Берлинер Цайтунг»
- О 77-летии начала Нюрнбергского процесса
- О 150-летии со дня рождения Г.В.Чичерина
- О «Плане действий по военной мобильности» Евросоюза
- О реализации «Черноморской инициативы»
- О российско-китайском сотрудничестве
- Об инциденте с падением ракет на территорию Польши
- О предпринимаемых Россией шагах по урегулированию армяно-азербайджанских отношений
- О французских инициативах по армяно-азербайджанскому урегулированию
- О Большом Евразийском партнерстве
- Об XI российско-азербайджанском межрегиональном форуме
- О поставках нефти по трубопроводу «Дружба»
- О решении Окружного суда Гааги по «делу MH17»
- О торгово-инвестиционном сотрудничестве России и АСЕАН
- О взаимодействии между ЕАЭС и АСЕАН
- О признании Украины террористическим государством
- Об обстрелах Украиной собственных городов
- О действиях в случае возникновения кризисных ситуаций
О XXXIX заседании совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России
В ходе прошлого брифинга мы уже анонсировали, что завтра, 18 ноября, в Особняке МИД пройдет XXXIX заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России под председательством Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Напомню, что в нем примут участие губернаторы, руководящие сотрудники Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Главная тема повестки дня – особенности международного межрегионального сотрудничества субъектов Федерации в условиях новой геополитической обстановки.
Вызовы, с которыми Россия сталкивается сегодня, приобретают новое качество. «Коллективный Запад» развязал против нашей страны настоящую гибридную войну. В этих условиях назрела необходимость пересмотра подходов к международному межрегиональному сотрудничеству.
Цель мероприятия – обсудить и наметить шаги по перенастройке международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, в соответствии с переориентацией внешнеполитических приоритетов.
По итогам заседания планируется выработать рекомендации, нацеленные на достижение практических результатов.
О предстоящем участии С.В.Лаврова в совместном заседании СМИД, СМО и КССБ ОДКБ
22-23 ноября с.г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в совместном заседании Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности Организации Договора о коллективной безопасности. Мероприятие состоится в Ереване в преддверии очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Предусмотрен обмен мнениями о военно-политической обстановке в регионах коллективной безопасности ОДКБ и деятельности Организации в межсессионный период. Участники заседания рассмотрят солидный пакет решений, касающихся внешнеполитического, военного и антитеррористического сотрудничества в рамках Организации, направленных на укрепление и дальнейшее развитие системы коллективной безопасности ОДКБ.
В формате совместного заседания также планируется одобрить ряд документов, включая итоговую Декларацию, выносимых на утверждение Советом коллективной безопасности ОДКБ.
Продолжающаяся специальная военная операция убедительно подтверждает то, о чем неоднократно говорило российское руководство. На Украине мы имеем дело с «коллективным Западом», долгосрочная цель которого – «победа над Россией на поле боя» любой ценой и вплоть до последнего украинца.
Появившиеся было в Европе и США в последнее время робкие сигналы о важности использования дипломатических средств для урегулирования украинского кризиса сходят на «нет». Интересы «партии войны» оказались превыше всего. Вновь звучат призывы к дальнейшему предоставлению Украине всесторонней помощи. Это подтвердил и находившийся 15 ноября с.г. в Киеве глава ЦРУ У.Бернс, который, как пишет газета «Вашингтон пост», «укрепил приверженность США» оказанию поддержки режиму В.А. Зеленского в «борьбе с российской агрессией».
Сугубо воинственный настрой демонстрирует руководство Украины. Ни о каком прекращении боевых действий или перемирии нет ни слова. В Киеве настроены на эскалацию конфликта. Агрессивность риторики властей только нарастает. Выступая на саммите «Группы двадцати» 15 ноября с.г., В.А.Зеленский в привычной ему русофобской манере представил очередной, оторванный от действительности, список украинских «фантазий», назвав его «формулой мира». Тему переговоров он сознательно проигнорировал, но четко обозначил стремление Киева воевать до «победного конца». Еще более жесткой позиции придерживается главнокомандующий ВСУ В.Ф.Залужный, который отвергает саму мысль о каких-либо переговорах, достижении компромисса и заявляет, что войска будут сражаться до «освобождения всей украинской земли».
Этот курс киевского режима полностью одобряется Западом, готовым направлять на Украину всё больше оружия, из которого ежедневно ведут обстрелы жилых кварталов, социальных объектов в ДНР, ЛНР, Херсонской, Запорожской и ряде других приграничных областей России. Вчера, 16 ноября с.г., состоялось очередное, седьмое заседание так называемой Контактной группы по военной помощи Украине в «формате Рамштайн». Накануне из Вашингтона пришли сообщения о том, что американская администрация запросила у Конгресса США выделить до конца 2022 г. на помощь Киеву дополнительно порядка 38 млрд долл., больше половины из которых пойдет на поставки вооружений.
Свой вклад в накачивание «военных мускулов» Украины внес ЕС. 14 ноября с.г. в Брюсселе было объявлено о запуске «Миссии Евросоюза по обучению украинских военнослужащих». Она рассчитана на два года, в течение которых планируется подготовить порядка 15 тыс. человек по различным военным специальностям. Тренинги будут проходить на полигонах государств ЕС.
Понятно, что «коллективный Запад» столь охотно дает Киеву всё, что он пожелает, поскольку цинично преследует собственные интересы. Для него Украина просто инструмент, способ чужими руками и, к сожалению, жизнями простых украинцев добиваться ослабления и изоляции России. А украинские власти даже не скрывают, что страна стала полигоном для испытания натовских вооружений. Об этом откровенно говорит в интервью изданию «Politico» министр обороны Украины А.Ю.Резников.
Складывается впечатление, что в Киеве настолько увлеклись военными авантюрами, что по-прежнему «не ведают, что творят». Вместе с тем время играет против них. Каждый день вскрываются всё новые факты зверств украинских вооруженных формирований и иностранных наемников в зоне проведения СВО. Украинские неонацисты, явно опираясь на опыт своих кровавых провокаций в Буче и Изюме, едва дождавшись вывода российских вооруженных сил из части Херсонской области и Херсона, вновь принимаются за то, что у них получается лучше всего – издеваться над мирными жителями. Так, назначенная В.А.Зеленским «глава херсонской военно-гражданской администрации» Г.Л.Луговая открыто призвала военных «расстреливать предателей, как собак». В сети Интернет уже появились кадры привязанных к фонарным столбам людей на занятых ВСУ российских территориях в Херсонской области.
Решительно осуждаем подобные позорные антигуманные методы. В любом правовом государстве, к которым Украина, впрочем, давно перестала относиться, они просто немыслимы. Чтобы скрыть бесчинства украинских вооруженных формирований, киевские власти запретили представителям СМИ, в том числе иностранным, посещать Херсонскую область под предлогом «стабилизационных мероприятий». На днях они даже лишили аккредитации нескольких западных журналистов, которые «осмелились» сделать репортажи из города накануне приезда туда В.А.Зеленского, которого, судя по опубликованным в соцсетях и мессенджерах видеозаписям, немногочисленные и отказавшиеся эвакуироваться жители Херсона встретили, мягко говоря, без особого восторга.
Действия «коллективного Запада» и его киевского марионеточного режима подтверждают безусловный императив достижения целей и задач специальной военной операции. Все они непременно будут выполнены.
16 ноября с.г. Третий комитет 77-й сессии ГА ООН по инициативе Украины принял резолюцию «Положение в области прав человека во временно оккупированных Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Украина». В поддержку документа проголосовали 78 государств – в основном западные покровители киевского режима и их союзники, против высказались 14 стран, 79 – воздержались. Таким образом, в очередной раз застрельщикам этого одиозного опуса не удалось добиться его консенсусного одобрения, за принятие резолюции выступили менее половины государств-членов ООН.
Вызывает сожаление, что благородное дело защиты прав человека киевский режим неблаговидно использует для подтверждения необоснованных политических и территориальных притязаний на Республику Крым. Резолюция ожидаемо носит ангажированный и тенденциозный характер. Ее содержание выходит далеко за рамки как правозащитной проблематики, так и полномочий Третьего комитета ГА ООН.
Обращают на себя внимание цинизм и беспринципность авторов резолюции, которые обвиняют Россию в тех нарушениях, которые киевский режим совершал в отношении жителей полуострова, когда Крым был частью Украины, и совершает сейчас в отношении собственного населения. Это касается невыполнения своих международных обязательств в рамках международных договоров, попрания и ущемления прав лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, преследования журналистов и работников СМИ, а также блокирования веб-сайтов, транслирующих точку зрения, отличную от линии Киева.
Характерно, что ни западные покровители Киева, ни правозащитные механизмы ООН ни разу за восемь лет с момента воссоединения Крыма с Россией не выступили с осуждением противоправных и негуманных действий украинских властей, которые ввели водную, энергетическую, транспортную, продовольственную и гуманитарную блокаду полуострова. Не подвергалась критике дискриминационная политика Евросоюза по отказу в выдаче виз крымчанам, что является очевидным нарушением права на свободу передвижения.
Принятие резолюции произошло на фоне «заговора молчания» со стороны международного сообщества и международных правозащитных структур касательно террористических действий киевского режима в отношении жителей Крыма, включая использование тактики террористов-смертников – речь о подрыве 8 октября с.г. Крымского моста, унесшего жизни невинных людей.
Хотим напомнить, что на все субъекты Российской Федерации, включая Республику Крым и г.Севастополь, распространяется действие Конституции Российской Федерации и российского законодательства, гарантирующие гражданам страны соблюдение всех основных прав и свобод, включая право на труд, социальное обеспечение, здравоохранение и образование. В равной степени на территории Республики Крым и г.Севастополя в полной мере действуют международные договоры Российской Федерации, жители данных субъектов Российской Федерации пользуются всеми правами и свободами человека, гарантированными правозащитными договорами, без какой-либо дискриминации по сравнению с жителями других регионов России.
О 19-й Международной встрече по Сирии в «Астанинском формате»
22-23 ноября в столице Казахстана пройдет очередная, 19-я Международная встреча по Сирии в «Астанинском формате». Согласно сложившейся практике, помимо высоких представителей трех стран-гарантов – России, Ирана и Турции – в данном мероприятии примут участие делегации Правительства Сирийской Арабской Республики и сирийской оппозиции, а также наблюдатели из Иордании, Ирака и Ливана, представители ООН и Международного Комитета Красного Креста.
В ходе встречи состоится предметное обсуждение динамики развития ситуации в Сирийской Арабской Республике и вокруг нее с акцентом на обеспечение дальнейшей стабилизации обстановки «на земле» и продвижение комплексного политического урегулирования в соответствии с положениями резолюции 2254 СБ ООН. Будут рассматриваться вопросы мобилизации коллективных усилий в интересах улучшения гуманитарной ситуации в Сирии, в том числе посредством финансирования проектов раннего восстановления объектов социально-экономической инфраструктуры, принципиальная важность реализации которых отмечена в резолюции 2642 СБ ООН.
Возмущены фактом отказа Германии выдать въездные визы делегации Паралимпийского комитета России, которая по приглашению Международного паралимпийского комитета должна была принять участие во внеочередной Генеральной ассамблее Организации 16 ноября с.г. в Берлине.
Российский комитет на протяжении многих лет вносит значительный вклад в развитие международного спортивного сотрудничества, последовательно продвигает идеи и принципы паралимпизма, достойно защищает интересы наших атлетов. Видимо, не всем это нравится.
Расцениваем недопуск представителей ПКР на Генеральную ассамблею МПК как проявление тенденциозной политики и недобросовестной конкуренции. Германия бесцеремонно злоупотребила фактом проведения мероприятия международной неправительственной организации на своей территории, решив в одностороннем порядке вмешаться в ее дела. Создается впечатление, что цель этого демарша заключалась в том, чтобы не дать возможности делегации ПКР принять личное участие в работе Генеральной ассамблеи и развенчать голословные обвинения в адрес российского паралимпийского движения.
Берлин предпринял очередной недружественный шаг в отношении России. Однако в данном случае немцы в своей антироссийской истерии перешли все грани приличия, избрав объектом атаки спортсменов- паралимпийцев. Вызывает сожаление, что представители «цивилизованного мира», столь рьяно ратующие за повсеместную защиту прав и свобод человека, без тени сомнения прибегают к циничным дискриминационным действиям в отношении лиц с ограниченными возможностями фактически на основании их национальной принадлежности.
Выражаем решительный протест в связи с очередной попыткой «коллективного Запада» свести политические счеты с Россией, изолировать нашу страну, используя такую деликатную сферу, как международное паралимпийское движение.
Крайне разочарованы решением Генеральной Ассамблеи Международного паралимпийского комитета о временной приостановке членства Паралимпийского комитета России в данной организации.
На фоне уже принятых неправомерных мер Международного олимпийского комитета и ряда международных спортивных федераций, в результате которых российские атлеты были отстранены от законного участия в значимых спортивных состязаниях и чемпионатах, а Российская Федерация лишилась возможности проведения большинства соревнований, в очередной раз мы стали свидетелями прямого вмешательства политики в спорт, теперь уже в паралимпийский. Таким образом, функционеры от спорта сыграли на руку западникам, применив «запрещенный прием» по отстранению сильных конкурентов, которыми, безусловно, являются наши паралимпийцы.
Вынуждены констатировать, что Международный паралимпийский комитет превращается в площадку для сведения счетов, что выглядит циничным, учитывая, что ущемляются права атлетов с ограниченными возможностями.
Что особенно возмущает – попытка «притянуть за уши» вопрос о нарушении нашими спортсменами олимпийского перемирия, а также вменить нашему Паралимпийскому комитету якобы неспособность выполнять требования Устава Международного паралимпийского комитета.
Принятое решение противоречит принципу запрета дискриминации по какому-либо признаку, является абсолютно незаконным и необоснованным, нарушает базовые принципы, лежащие в основе олимпийских и паралимпийских ценностей.
Со своей стороны задействуем необходимые международно-правовые инструменты для отстаивания прав российских спортсменов.
О недопуске в Молдавию российских деятелей культуры
Были весьма удивлены тем, что 15 ноября с.г. молдавские власти не пропустили в страну делегацию российских деятелей культуры, которые прибыли в Кишинев для организации культурных мероприятий в рамках Фестиваля документального кино «Евразия.DОС». Он ежегодно проводится при содействии Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.
О приезде российской делегации молдавская сторона была уведомлена заранее. Тем не менее, без каких-либо объяснений троих россиян несколько часов продержали в кишиневском аэропорту, после чего им было объявлено об отказе в праве въезда на территорию Молдавии. Сотрудникам нашего посольства встретиться с ними не разрешили.
Всегда считали и продолжаем считать Молдавию активным участником Содружества Независимых Государств. Решение молдавских властей о недопуске российских участников проекта СНГ, направленного на укрепление культурно-гуманитарного сотрудничества в рамках Содружества, нам, мягко говоря, не понятно. Рассчитываем, что молдавская сторона предоставит разъяснения на этот счет.
О попытке нападения на Посольство России в Варшаве
В ночь с 11 на 12 ноября с.г. неизвестные лица дважды предприняли попытки нападения на нашу дипмиссию в Варшаве – через ограду Посольства были брошены файеры и бутылки с горючим веществом. Полиция пассивно наблюдала за происходящим и не попыталась задержать злоумышленника.
Ситуация, когда в самом центре польской столицы, в непосредственной близости от находящихся рядом других охраняемых объектов – национального министерства обороны, резиденций президента Республики Польша и главы правительства, иностранное диппредставительство безнаказанно подвергается атаке весьма опасным способом, вызывает крайнюю тревогу и свидетельствует о грубом нарушении Варшавой предусмотренных международным правом обязательств по защите помещений диппредставительств от всякого вторжения или нанесения ущерба.
Призываем польскую сторону обеспечить безопасность российских дипломатических и консульских миссий в Польше и гарантировать неприкосновенность наших загранучреждений от противоправных посягательств. Требуем от компетентных органов Республики Польша расследования инцидента и привлечения виновных к ответственности.
Обратили внимание на высказывания министра иностранных дел Нидерландов В.Хукстры в португальской синагоге в Амстердаме 9 ноября с.г., который заявил, что Россия якобы способствует распространению ненависти к евреям в интернете.
На примере В.Хукстры мы видим, что представители голландских властей берут все новые «высоты» в нелепых упражнениях по перекладыванию на Россию ответственности за проблемы, возникающие в собственных странах. При этом они делают вид, что не замечают, как нагнетание русофобской риторики способствует распространению ненависти к многонациональному российскому народу, к которому относятся, в том числе, несколько сот тысяч евреев, проживающих в России.
Рекомендовали бы властям Нидерландов реалистично взглянуть на причины проявления антисемитизма у себя в стране. Голландские СМИ уже давно бьют тревогу относительно распространения в социальных сетях экстремистских взглядов среди молодежи. Хорошо известно также об активности таких неонацистских организаций, как The Base и Feuerkrieg Division, пропагандирующих идеи расовой и этнической нетерпимости.
Напомним, что ежегодно по инициативе России Генассамблея ООН принимает резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Если раньше Нидерланды воздерживались по этой резолюции, то в этом году они впервые проголосовали против. Не это ли показатель постепенного дрейфа Нидерландов в сторону продвижения идей, лежащих в основе исключительности, нетерпимости и, в конечном счёте итоге, антисемитизма?
О конференции НАТО по обязательствам в области киберзащиты
Обратили внимание на прошедшую под эгидой Североатлантического блока в Риме 9-10 ноября с.г. конференцию по вопросам кибербезопасности. Состоявшаяся дискуссия в очередной раз подтвердила, что продолжение милитаризации киберпространства является одной из приоритетных задач альянса. Усилиями НАТО цифровое измерение превращается в арену геополитического противостояния, зону для наступательных операций.
Говоря о вредоносной активности в сети, генсекретарь НАТО Й.Столтенберг как обычно скатился к обвинениям в адрес России. Якобы действия нашей страны создают угрозу объектам критически важной инфраструктуры не только на Украине, но и в других европейских государствах. По традиции никаких доказательств не приводилось. Зато акцентировалась необходимость наращивания инвестиций в развитие потенциалов стран-членов блока по реагированию на кибер- и гибридные вызовы. Отработке таких навыков посвящены регулярные учения альянса. Кстати, в ближайшее время в Эстонии состоятся крупнейшие из них - «Cyber Coalition» - с участием более 40 стран, т.е. не только членов НАТО, но и тех, кого они хотят вовлечь в орбиту своего влияния.
США и их союзники лишают государства цифрового суверенитета, заставляя изменять внутреннее законодательство и переводить сведения государственной важности в облачные хранилища на территории Альянса через подконтрольные IT-компании. Так поступили на Украине Microsoft и Amazon, которые взяли информационные ресурсы киевского режима под свой контроль.
Конечная цель этих потуг Вашингтона и его приспешников – переформатирование виртуального пространства таким образом, чтобы установить монопольный контроль над ним, в т.ч. для обеспечения передовых позиций в случае необходимости его задействования в военно-политических целях.
О новых фактах, подтверждающих преступления британских военнослужащих в Афганистане
Обратили внимание на появившиеся новые обстоятельства, подтверждающие преступления британских военнослужащих в Афганистане. Исходим из того, что обнародованные сведения должны быть тщательно расследованы, а виновные привлечены к ответственности. Необходимо положить конец безнаказанности, которая продолжает позволять западным военным пренебрегать жизнями мирных граждан.
Работа в этом направлении нами уже ведется. Так, на состоявшемся 16 ноября с.г. заседании Московского формата консультаций по Афганистану проведена презентация подготовленной МИД России Белой книги о фактах гибели гражданского населения Афганистана в результате противоправных действий США и их союзников. Привлечено внимание общественности к преступлениям американо-натовского военного контингента на территории Афганистана с 2001 по 2021 гг., в результате которых погибли мирные афганские граждане, наносился вред их здоровью, причинялся ущерб экономике, инфраструктуре и экологии страны. Акцентировано, что все подобные инциденты должны быть расследованы международными правовыми институтами.
Внимательно следим за развитием внутриполитической обстановки в Республике Чад. Приветствуем завершение в октябре с.г. Национального инклюзивного диалога, рассматриваем его решения как важный шаг на пути обретения страной внутриполитической стабильности.
Выражаем надежду, что вновь образованные органы власти во главе с Президентом переходного периода, Президентом Республики и Главой государства М.И.Деби, который будет осуществлять управление страной в течение 2 лет, смогут успешно пройти этап преобразований, решить непростые задачи социально-экономического развития и противодействия террористической угрозе, обеспечить возвращение к конституционной форме правления. Считаем, что для достижения этих целей необходимо оказывать чадскому руководству содействие, в том числе по линии международных и региональных организаций.
Вместе с тем, ситуация в сфере безопасности в Чаде продолжает оставаться сложной. Сохраняется угроза вторжения на территорию Республики боевиков вооруженной оппозиции, дислоцированных в сопредельных Ливии и Судане. Чадские военнослужащие противостоят экстремистским группировкам «Боко Харам» и «ИГИЛ в Западной Африке», террористическая деятельность которых в районе озера Чад становится все более активной. Считаем весьма важным сопряжение усилий как мирового сообщества, так и африканских организаций по коллективному противодействию этим вызовам.
МИД России рекомендует воздержаться от поездок, не вызванных крайней необходимостью, в Республику Чад вплоть до полной нормализации обстановки и обеспечения надежных гарантий безопасности.
Внимательно следим за продолжающимся скандалом вокруг вскрывшихся фактов использования властями ряда европейских государств шпионского программного обеспечения в политических целях.
На прошлой неделе был опубликован проект доклада, подготовленный специальным комитетом, сформированным в Европейском парламенте в целях проведения соответствующего расследования. Согласно документу, руководство ряда стран Европы (Польши, Греции и т.д.) активно применяло шпионские программы Pegasus, Predator и др. (главным образом, израильского производства). Они использовались для слежки за неугодными представителями оппозиции, гражданского общества, деловых кругов, правозащитниками и журналистами.
Авторы доклада отмечают, что во многих случаях указанные программные продукты приобретались европейскими властями через специализированные компании, зарегистрированные в Болгарии и на Кипре. По их сведениям, эти государства превратились в настоящие гавани по реэкспорту шпионских программ ввиду несовершенства их национального законодательства и механизмов надзора за деятельностью IT-экономоператоров. Данный тезис де-факто был подтвержден кипрским руководством во время парламентских слушаний, состоявшихся после публикации упомянутого отчета спецкомитета Европарламента.
Рассматриваем такое положение дел как пример вопиющего нарушения фундаментальных принципов правового государства и прав человека. Привыкший менторски уличать других в «недемократичности» Евросоюз на деле продемонстрировал неспособность уследить за разгулом тоталитарных тенденций на своей территории.
Сложившаяся ситуация подтверждает, что сегодня в ЕС никто не может быть гарантированно защищен от прослушивания со стороны иностранных спецслужб. Настоятельно призываем российских граждан, проживающих или перемещающихся по Евросоюзу, учитывать это при использовании информационно-коммуникационных устройств.
О статье директора германского Института имени Гёте в газете «Берлинер Цайтунг»
Обратили внимание на статью директора германского государственного Института имени Гете К.Ленц в газете «Берлинер Цайтунг» от 9 ноября 2022 г. Институт имени Гёте управляет обширной сетью немецких культурных центров, функционирующих при посольствах Германии за рубежом. В данной, по сути, программной публикации руководительница этой по идее чисто гуманитарной структуры неожиданно чётко и открыто позиционирует её в качестве политической организации, пытающейся оказывать влияние на внутренние дела стран, в которых действуют её представительства. Более того, г-жа К.Ленц откровенно заявляет, что эта деятельность осуществляется под прикрытием «квазидипломатического статуса» Института имени Гёте. Согласно статье, для пропагандистской работы, направленной против органов власти государств, политическая система которых, по мнению г-жи К.Ленц, должна быть изменена, используются даже курсы немецкого языка на базе упомянутых немецких культурных центров. Последние к тому же ещё якобы являются «защищёнными» площадками для проведения мероприятий «критиками» местных режимов.
Саморазоблачающая статья К.Ленц, безусловно, примечательна как очередное стопроцентное подтверждение в целом давно известной истины – большая часть действующих за рубежом НКО и институтов «мягкой силы» под видом реализации гуманитарных и образовательных проектов занимаются политической деятельностью и зачастую напрямую вмешиваются во внутренние дела других стран. По этой причине в последнее время деятельность целого ряда германских некоммерческих организаций была признана в России нежелательной.
Функционирование московского представительства Института имени Гёте также находится в постоянном фокусе внимания МИД России. Она регулируется двусторонним российско-германским Межправительственным соглашением от 4 февраля 2011 г. В случае злоупотребления этой структурой своим статусом культурно-информационного центра российская сторона примет адекватные меры реагирования, предусмотренные законодательством нашей страны и Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. На сегодняшний день таких фактов зафиксировано не было. Надеемся, что подобное положение дел сохранится. Со своей стороны уточняем, что культурно-информационный центр России в Германии, коим является Российский дом науки и культуры в Берлине, политической работы не ведёт.
О 77-летии начала Нюрнбергского процесса
20 ноября 1945 г. в Нюрнберге начался судебный процесс, вошедший в историю как «Суд народов» над главными нацистскими военными преступниками.
Юридической основой Международного военного трибунала стали Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, принятая на Московской конференции 1943 г., и Соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран «оси» 1945 г.
В соответствии с принципами Нюрнбергского трибунала 24 подсудимым было предъявлено обвинение в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны; т.е. в преступлениях против мира; в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных территорий, разграблении и бесцельном разрушении деревень и городов, не оправданном военной необходимостью; в жестокостях, совершенных в отношении гражданского населения, т.е. в преступлениях против человечности.
Принципиально важно, что историческая задача процесса заключалась в осуществлении правосудия в отношении главных инициаторов и виновников фашистских злодеяний; он ни в коей мере не являлся местью немецкому народу, который сам в известной степени оказался заложником политики А.Гитлера.
Итоги Нюренбергского процесса общеизвестны. За совершение бесчисленных военных преступлений и тягчайших злодеяний против человечности нацистские главари были приговорены к смертной казни, длительным или пожизненным срокам.
Нюрнбергский процесс имеет непреходящее историческое значение: перед всем миром были разоблачены чудовищные преступления германского фашизма и милитаризма, продемонстрирована опасность его возрождения в любой форме.
Правительства большинства стран, создавших Трибунал и единодушно выступивших в качестве обвинителей и судей, сегодня забыли или намеренно игнорируют тот исторический урок, который дорого стоил Европе и всему человечеству. Всё чаще предпринимаются попытки пересмотреть историю Второй мировой войны, уравнять в ответственности агрессоров и освободителей, жертв и палачей, а также возвести в ранг героев военных преступников. Необходим решительный отпор такого рода попыткам. Недопустимо переписывать историю Второй мировой войны, пересматривать её итоги, оправдывать нацистов, их пособников и совершённые ими злодеяния.
О 150-летии со дня рождения Г.В.Чичерина
24 ноября исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося советского государственного деятеля, политика и дипломата Г.В.Чичерина. Его роль как наркома по иностранным делам РСФСР, а затем СССР в становлении дипломатии послереволюционной России и организации работы внешнеполитического ведомства нашей страны невозможно переоценить.
Георгий Васильевич по сей день остается примером компетентности и самоотдачи в служении Отечеству. Свою деятельность во главе Народного комиссариата иностранных дел СССР в период 1918-1930 гг. он посвятил тому, чтобы вывести Советскую Россию из изоляции, добиться ее признания в качестве полноценного члена международного сообщества. Брестский мир, мирные переговоры со странами Прибалтики, первые равноправные договоры с Турцией, Ираном и Афганистаном, участие в качестве главы делегации на Генуэзской и Лозаннской конференциях, Рапалльский договор, настойчивые усилия по заключению в 1926 г. Берлинского договора о ненападении и нейтралитете с Германией, «полоса признаний» – вот далеко неполный перечень его дел, которые можно без преувеличения отнести к наиболее ощутимым успехам отечественной внешней политики.
Г.В.Чичерин заложил основы «восточной политики» новой России, активно выступал в этой связи за укрепление отношений с Китаем, вел интересную переписку с выдающимся китайским политическим деятелем Сунь Ятсеном.
Исповедуемый Георгием Васильевичем принцип глобального подхода к мировым делам и сегодня актуален для российской дипломатии как никогда.
В Министерстве иностранных дел всегда уделялось и уделяется особое внимание богатому наследию Наркома. Хранящийся в Архиве внешней политики Российской Федерации фонд секретариата народного комиссара по иностранным делам РСФСР и СССР Г.В.Чичерина содержит свыше 9 тысяч архивных дел, большая часть которых оцифрована и доступна исследователям.
7 октября с.г. начала свою работу историческая выставка Музеев Московского Кремля, приуроченная к 150-летию Г.В.Чичерина.
Рекомендую воспользоваться возможностью узнать больше о жизни и дипломатической деятельности Г.В.Чичерина, прикоснуться к истории и своими глазами увидеть мемориальные вещи, подлинные рукописи, фотографии, предметы быта и документы той эпохи. Выставка в Патриаршем дворце объединяет почти сто ценных экспонатов, многие из которых представляются публике впервые. Историческая экспозиция будет открыта до 8 января 2023 г.
К юбилею выдающегося советского дипломата Почта России выпускает в обращение почтовую марку.
Вопрос: Как Вы могли бы прокомментировать представленный 10 ноября с.г. Еврокомиссией и Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррелем и обсуждавшийся на встрече Минобороны стран ЕС новый «План действий по военной мобильности»?
Ответ: Подготовка такого документа подтверждает активную милитаризацию европроекта, который изначально создавался для предотвращения новой войны в Европе. Сейчас же в Евросоюзе все подчинено логике военной конфронтации с нашей страной. По сути, происходит сращивание с НАТО. Под эти задачи переформатируется и гражданская инфраструктура Евросоюза, включая транспортно-транзитную сеть, чтобы обеспечить быструю переброску тяжелой техники по направлению «Запад-Восток». На подобные цели выделяется серьезное финансирование.
Видимо, воинственным кругам в Евросоюзе недостаточно того, что в обход своих собственных правил экспортного контроля Европейский союз уже поставляет киевскому режиму смертоносные вооружения на 3,1 млрд евро по линии «Европейского фонда мира» (так цинично в Европе видят «мир») и запустил подготовку на территории ФРГ и Польши украинских боевиков, которые продолжат уничтожать мирное население и разрушать инфраструктуру. Теперь в ЕС хотят добиться, чтобы логистически оружие и военную технику можно было быстрее доставить в зону конфликта. В свою авантюру пытаются втянуть и другие страны – Молдавию, Западные Балканы.
К сожалению, как и после госпереворота в Киеве в феврале 2014 г., так и сейчас мирное урегулирование ситуации на Украине не значится в планах Евросоюза. Напротив, в есовском Брюсселе нарочито идут по пути эскалации. Наращивают инвестиции в затягивание вооруженного противостояния, лицемерно закрывают глаза на многочисленные военные преступления и нарушения международного гуманитарного права со стороны Вооруженных сил Украины.
Все это крайне опасно для стабильности на европейском континенте, который отдельные страны ЕС хотели бы сделать реальным «театром военных действий». К тому же реализация объявленного «Плана действий по военной мобильности 2.0» весьма дорого обойдется гражданам стран Евросоюза.
Они уже вынуждены из-за недальновидной политики ЕС терпеть запредельную инфляцию, холод в домах, очереди на заправках. Не думаем, что они готовы оплачивать из собственного кармана еще и многомиллиардные милитаристские затеи евробюрократов.
Вопрос: Россия сделала все возможное для возобновления зерновой сделки, несмотря на провокации Киева. Но нашу часть сделки - если говорить о той же поставке удобрений - так и не исполняют. Планируют ли ее возобновить? И если нет, чем мы ответим?
Ответ: Хотел бы обратить внимание, что совсем недавно на сайте МИД было опубликовано соответствующее сообщение для СМИ. Кроме того, реализация Стамбульских соглашений развернуто прокомментирована в интервью заместителя Министра иностранных дел России С.В.Вершинина «Известиям» 16 ноября с.г. и сегодня,17 ноября, МИА «Россия сегодня».
Подчеркну, сделка была действительно технически продлена на 120 дней. Это предусмотрено в соответствующих документах, в случае отсутствия возражения сторон. Россия не выступила против продления. Постоянно подчеркиваем «пакетный» характер этой сделки: не только вывоз украинского продовольствия, но и российского зерна, и удобрений.
Внимательно следили за работой Секретариата ООН на этом направлении. Оценили их усилия. Надеемся, что все наши озабоченности в течение следующих 120 дней будут учтены. Речь идет о доставке нашего продовольствия, которое безвозмездно должно идти в нуждающиеся страны.
В очередной раз четко подтверждаем, что «гуманитарный коридор» в Черном море должен использоваться только в вышеуказанных целях. Нельзя допускать со стороны киевского режима никаких провокационных мер, а тем более военных.
Исходим из того, что российские озабоченности будут учтены в течение следующих 120 дней.
Вопрос: Идеологическое размежевание и блоковое противостояние могут только подорвать мировой прогресс, заявил председатель КНР Си Цзиньпин на саммите G20. Как вы оцениваете концепцию единой судьбы человечества, выдвинутую председателем Си Цзиньпином в текущей геополитической обстановке?
Ответ: Отмечаем позитивное значение выдвинутой главой китайского государства концепции о построении «сообщества единой судьбы человечества» для укрепления солидарности мирового сообщества и объединения усилий в реагировании на общие вызовы современности, в том числе на упомянутые в вопросе.
Отрадно отметить, что подходы России и Китая по абсолютному большинству вопросов международной повестки дня созвучны. Наши страны выступают с единых позиций относительно планов коллективного Запада выстроить натоцентричную архитектуру глобальной безопасности и предпринимают активные совместные усилия по укреплению многополярной системы международных отношений.
В условиях происходящих радикальных изменений геополитической обстановки намерены укреплять внешнеполитическую координацию с китайскими партнерами в целях становления более демократичного и справедливого многополярного мироустройства, купировать попытки «коллективного Запада» обеспечить свое единоличное доминирование, в том числе посредством продвижения концепции так называемого «порядка, основанного на правилах».
Вопрос: Украинские военные проинформировали США и других западных союзников, что пытались перехватить российскую ракету именно в тот период, который совпал с инцидентом в Польше, а также недалеко от этого места, передавал CNN со ссылкой на источник в американской Администрации. МИД Польши, лидеры стран НАТО и «Большой семерки» выпустили совместное заявление по итогам чрезвычайной встречи, прошедшей на полях саммита в Индонезии. Было предложено оказать всемерную поддержку Польше, на территории которой произошел взрыв, унесший жизни двух человек. При этом США возлагают на Россию ответственность за ракетный инцидент в Польше независимо от того, какими будут результаты расследования, заявили в Белом доме. Как бы вы оценили реакцию американской стороны?
Ответ: Подчеркну, что Министерство обороны России незамедлительно, сразу же, как стало известно об этом инциденте и трагической гибели двух человек, дало комментарий о непричастности российских вооруженных сил к упавшим на территорию Польши ракетам.
Особое внимание обращает на себя совершенно антироссийская, русофобская реакция представителей некоторых стран НАТО, а также СМИ, которые сразу же, как по указке (возможно заранее готовились), обвинили во всем Россию, не проведя никаких расследований, не узнав причины инцидента.
Так бывало уже не раз. Это стало визитной карточкой «коллективного Запада» – голословные обвинения России без всестороннего изучения того или иного инцидента.
Отметим, что и Киев делает голословные заявления в адрес России при каждой возможности, высказывая свою антироссийскую позицию. Видимо, теперь киевский режим призадумается. Его западным кураторам это начинает надоедать.
Российская сторона выступает за всестороннее расследование данного инцидента и обнародование его результатов.
Вопрос: Спецпредставитель МИД РФ по вопросам содействия нормализации армяно-азербайджанских И.А.Ховаев побывал в Ереване, где провел встречи с армянским руководством. Какие вопросы удалось обсудить в ходе встречи? Можете ли вы констатировать достижение каких-то новых договоренностей? И в данном контексте интересно, собирается ли теперь И.А.Ховаев в Баку?
Ответ: Плановая поездка в Ереван Специального представителя Министра иностранных дел Российской Федерации по содействию нормализации отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения И.А.Ховаева позволила провести полезные дискуссии с армянскими партнерами по вопросам реализации договорённостей, достигнутых в ходе трёхсторонних переговоров Президента России В.В. Путина, Президента Азербайджана И.Г.Алиева и Премьер-министра Армении Н.В.Пашиняна в Сочи 31 октября с.г. На очереди – поездка И.А.Ховаева в Баку.
Вопрос: 15 ноября Сенат Франции принял резолюцию, призывающую ввести санкции в отношении Азербайджана, включая санкции на импорт углеводородов. Как Москва воспринимает такую политику Франции, которая с одной стороны, всячески пытается быть посредником в армяно-азербайджанском урегулировании, при этом параллельно очень ярко показывает свою несбалансированность, двойные подходы и типичную западную любовь оперировать для давления санкциями. Считаете ли Вы такую политику на самом деле последовательной?
Ответ: Это не политика Франции, а лишь инициатива французских парламентариев. Соответственно, за комментарием как там относятся к подобным экзерсисам своих законодателей по данному вопросу было бы целесообразно обратиться к официальному Парижу.
Вопрос: Сегодня в международных процессах происходят трансформации. Насколько понимаем, Россия в новых условиях в том числе продвигает идею Большого Евразийского партнерства. Какое значение регион Южного Кавказа будет иметь в будущем для России с точки зрения реализации данной концепции, мировых трансформаций, новых коопераций экономического, транспортно-логистического характера, в том числе реализации проекта «Север-Юг», разблокирования транспортно-экономических связей и т.д.?
Ответ: Мир проходит через сложный, длительный этап становления многополярного устройства. Это проявляется в рассредоточении экономической мощи и укреплении незападных центров принятия политических решений. Фокус мировой экономической активности уже сместился в Азиатско-Тихоокеанский регион. Очевидна востребованность адаптации всей системы международных отношений к реалиям многополярного мироустройства. Грядет глобальная перестройка. Если мы не хотим революционных потрясений, в общих интересах – содействовать этому процессу.
В таких условиях российская инициатива о Большом Евразийском партнерстве приобретает особый смысл. Абсурдная санкционная политика западных стран, спровоцировавшая мировой экономический кризис, стимулирует стремление государств континента крепить взаимодействие, находить новые формы и способы сотрудничества в финансово-экономической, транспортно-логистической и других сферах.
Говоря о Большой Евразии, мы имеем в виду формирование общеконтинентального интеграционного контура. Его нормативную, институциональную основу могут составить существующие в Евразии многосторонние структуры, соглашения о зонах свободной торговли, вся взаимосвязанная договорная инфраструктура континента.
Россия самым активным образом вовлечена в процесс создания Большого Евразийского партнерства. Работает над сопряжением планов развития Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь». Ускоренными темпами модернизируем и увеличиваем пропускную способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, ведем строительство международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Европа-Западный Китай», развиваем транспортно-логистическую инфраструктуру Каспийского региона. Это то, что составит инфраструктурный «каркас» будущей Большой Евразии.
Южный Кавказ является стратегическим для Евразии транспортным узлом, где пересекаются коммуникации и торговые пути, идущие с Востока на Запад и с Юга на Север. Безусловно, важное значение имеет реализация совместных логистических проектов, включая дальнейшее развитие международного транспортного коридора «Север-Юг». В целях его скорейшего запуска приветствуем усилия азербайджанской и армянской сторон по разблокированию всех транспортных и экономических коммуникаций в регионе.
В прошлом году была учреждена специальная площадка – Консультативная региональная платформа «3+3», в рамках которой также обсуждаются все эти вопросы. Развитию коммуникаций будет способствовать вступившее в силу в прошлом году Соглашение между прикаспийскими государствами о сотрудничестве в области транспорта. Его реализация направлена на превращение региона Каспийского моря в крупный международный логистический узел.
За пределами тематики Большого Евразийского партнерства отмечу, что мы всегда уделяли приоритетное внимание взаимодействию с государствами Южного Кавказа. Нас связывают общая история и многогранные экономические отношения. В последние годы, несмотря на напряженную обстановку в мире, сотрудничество с закавказскими партнерами только набирает обороты. В частности, в 2022 г. фиксируем существенный рост объемов взаимной торговли, что позитивно отражается на экономических показателях этих стран.
Вопрос: 17-18 ноября в Баку пройдет азербайджано-российский межрегиональный форум. Какое он, на взгляд МИД России, имеет значение с точки зрения реакции на сегодняшние экономические вызовы и выстраивания, в том числе экономических цепочек взаимодействия, выходящих за исключительно двусторонние отношения? То есть с точки зрения и экономики, и транспортно-логистической тематики. Какое значение имеют сегодня для России отношения с Азербайджаном с точки зрения партнерства на фоне меняющегося мира?
Ответ: Сегодня стартовал визит Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина в Азербайджан, к которому приурочено проведение XI Российско-азербайджанского межрегионального форума.
Форум, который возобновляет свою работу после двухлетней пандемийной паузы, доказал свою востребованность в качестве эффективного механизма, содействующего активизации и наращиванию прямых связей между российскими регионами и Азербайджаном.
Свыше 70 субъектов Российской Федерации поддерживают взаимовыгодное сотрудничество с Азербайджанской Республикой. Российские регионы заинтересованы в расширении контактов с Азербайджаном в различных сферах, включая промышленность, транспорт, судостроение, сельское хозяйство и инвестиции.
Относительно второй части вашего вопроса отмечу, что отношения России и Азербайджана выдержали многолетнюю проверку на прочность, находятся на подъеме. С подписанием 22 февраля с.г. в Москве на высшем уровне Декларации о союзническом взаимодействии наши страны вышли на качественно новый уровень сотрудничества. У нас очень активный график контактов, только за последнее время прошла целая серия мероприятий, способствующих дальнейшему раскрытию потенциала двусторонних торгово-экономических связей, II Каспийский экономический форум 5-6 октября с.г. в Москве, XV Евразийский экономический форум 27-28 октября с.г. в Баку и, конечно же, сегодняшний IX Межрегиональный форум.
Вопрос: Мой вопрос касался остановки поставок нефти по трубопроводу «Дружба». Но вчера вечером стало известно, что в Венгрию и Словакию поставки возобновлены. Были ли контакты по линии внешнеполитических ведомств? В частности венгерский МИД активно комментировал остановку поставок. Какова позиция России относительно таких инцидентов. Есть ли ожидание, что это может повториться?
Ответ: Мы неоднократно говорили на брифингах, что по таким рабочим моментам, касающихся деятельности экономоператоров, вопросы необходимо адресовать именно им. У коллег хорошая пресс-служба. Они знают ситуацию изнутри. Всегда готовы пойти навстречу и ответить на ваши вопросы.
Действительно, нефтепровод «Дружба» возобновил свои поставки. Что касается сложившейся ситуации в целом, то могу сказать, что идет «гибридная война». Необходимо рассматривать каждый вопрос в отдельности. Если повторится что-то подобное, будем изучать ситуацию и реагировать соответствующим образом.
Вопрос: Несколько минут назад на лентах агентств появилась информация, что суд Нидерландов подтвердил выводы о том, что ракета, сбившая самолет MH17, была российского производства. Не уверен, что у МИД может найтись оперативный комментарий на эту тему, но если он есть, были бы рады.
Ответ: Будем изучать данное решение. Во всех этих вопросах каждый нюанс имеет значение. После изучения юридического документа будем готовы его прокомментировать.
Вопрос: В прошлом году были внесены уточнения в Дорожную карту торгово-инвестиционного сотрудничества России и АСЕАН и в программу ее реализации на 2021–2025 годы. Не могли бы вы назвать приоритетные проекты этой программы?
Ответ: Углубление экономического взаимодействия – один из приоритетов российско-асеановского диалогового партнерства, значение которого еще больше возросло в условиях беспрецедентного санкционного давления на нашу страну. В этом плане Дорожная карта торгово-инвестиционного сотрудничества Россия-АСЕАН на 2021-2025 гг. и Рабочая программа по ее выполнению – исключительно важные инструменты. В документах, обновленных на очередных консультациях министров экономики России и Ассоциации в сентябре 2021 г., повышенное внимание уделяется проблематике устойчивого развития, изменения климата, интеллектуальной собственности.
Активная работа ведется и в наукоемких областях в рамках реализуемой сейчас программы Года научно-технического сотрудничества Россия-АСЕАН. По понятным причинам на передний план вышли вопросы обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, создания новых устойчивых цепочек поставок, формирования стабильной инфраструктуры для взаиморасчетов. Российская сторона выступила с предложением запустить кооперацию по линии статистических ведомств.
За последнее время с асеановцами реализованы совместные проекты в сферах поддержки малого и среднего бизнеса, циркулярной экономики, сельского хозяйства, здравоохранения и внедрения инновационных технологий. Прорабатываются инициативы по биотехнологиям, развитию «умных» городов и удаленных территорий, повышению цифровой грамотности рабочей силы, продвижению отечественных анимационных технологий на рынки АСЕАН.
Вопрос: «У нас есть неиспользованный потенциал в торговле, - сказал год назад Постпред России при АСЕАН А.А.Иванов в интервью ТАСС, - Россия и АСЕАН планируют в 2022 году принять обновленный план по борьбе с терроризмом». И добавил: «Мы действуем в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС), отдельно Россия здесь от других стран ЕАЭС действовать не может». Не могли бы вы это прокомментировать, особенно в свете недавнего голосования в ООН по российским «репарациям» Украине, включая позицию Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана? Армения, председательствующая в ОДКБ, тоже воздержалась от голосования. Как это можно объяснить?
Ответ: Действительно, АСЕАН проявляет заинтересованность в расширении связей с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Хорошей основой для этого является подписанный в 2018 г. в Сингапуре Меморандум о взаимопонимании в области экономического сотрудничества между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и АСЕАН, а также соответствующая Программа сотрудничества до 2025 г. Несмотря на геополитическую турбулентность, агрессивный прессинг и угрозы вторичных санкций со стороны Запада, контакты между ЕАЭС и АСЕАН сохраняют позитивную динамику. В настоящий момент речь идет о начале переговоров по соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Индонезией, которое дополнит аналогичные документы, подписанные в 2015 г. с Вьетнамом и в 2019 г. с Сингапуром.
Вместе с тем подчеркну, что диалог на площадке ЕАЭС носит исключительно экономический характер, политические сюжеты странами «пятерки» не обсуждаются. Аналогичного подхода государства-члены Союза придерживаются и в контексте выстраивания отношений с АСЕАН.
Переходя собственно к ответу на Ваш вопрос, скажу, что он наглядно иллюстрирует принципиальную разницу в подходах России и «коллективного Запада» во главе с США к выстраиванию взаимодействия со своими партнерами и к международным отношениям в целом. Вашингтон и его союзники, давно утратившие способность к ведению профессионального диалога и достижению компромиссов, привыкли добиваться своих целей посредством грубой силы. Масштабы беспринципности США и единомышленников поражают: так, развивающимся государствам, не желающим разрывать взаимовыгодные связи с Россией, буквально «выкручивают руки», чтобы склонить их к поддержке одиозных антироссийских инициатив. Для нас твердая вера в равенство всех государств и непреходящее значение истинной дипломатии не дает нам опускаться до того, чтобы посредством неприкрытого давления диктовать кому бы то ни было свою волю.
Россия сохраняет неукоснительную приверженность основополагающим международно-правовым нормам, заложенным в Устав ООН, одним из важнейших принципов которого, как вы знаете, является суверенное равенство государств. Согласно ему, любая страна, вне зависимости от размера, ресурсов и влияния, имеет право самостоятельно определять свои национальные интересы и соответствующим образом вырабатывать свою внешнеполитическую линию.
Вы упомянули ряд наших коллег по ЕАЭС, ОДКБ и СНГ в контексте принятой 14 ноября с.г. юридически ничтожной резолюции 11-й чрезвычайной спецсессии Генассамблеи о «репарациях» в пользу Украины. Да, они действительно не голосовали «против», но и не поддержали это политизированное начинание. Вместе с ними аналогичным образом поступили еще 94 страны. Соответственно, более половины государств-членов ООН продемонстрировали нежелание солидаризироваться с данным русофобским документом. Очевидно, далеко не такого результата жаждал «коллективный Запад».
Вопрос: Хотели бы узнать позицию МИД России по вопросу о признании Украины террористическим государством. В Госдуму был внесен законопроект. Стоит вопрос: будет он принят или нет? Какова позиция МИД?
Ответ: Что касается инициативы признать Украину террористическим государством, то, на наш взгляд, подход в этом вопросе должен быть максимально нюансированным и полностью учитывать национальные интересы Российской Федерации.
Признание Украины «террористическим государством» означало бы ревизию последовательно отстаиваемой на протяжении многих лет линии на неприятие доктрины «государственного терроризма». В этой связи обращаем Ваше внимание на тот факт, что именно ряд стран из числа «коллективного Запада» использует такие ярлыки, как «террористическое государство», «террористический режим» или «государство – спонсор терроризма» для обозначения «неугодных» стран, не соответствующих их извращенным представлениям о демократии и правах человека, а затем ссылаются на эти же ярлыки для легитимизации односторонних принудительных мер, идущих вразрез с императивными принципами суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела, предусмотренными в Уставе ООН.
Неудивительно, что в условиях развязанной Западом «гибридной войны» подобные обвинения в «государственном терроризме» звучат и в адрес нашей страны. Однако копировать чужие подходы враждебных нам государств, идя тем самым в фарватере формулируемых на Западе псевдоюридических концепций, было бы, на наш взгляд, ошибочным.
Вопрос: Можете объяснить, в чем логика обстрела Украиной собственных городов?
Ответ: Вопрос о людоедской логике украинских властей, обстреливающей собственные города, задан не по адресу.
Хотели бы напомнить, что еще до начала нами специальной военной операции Киев на протяжении восьми лет осуществлял беспощадные обстрелы городов Донбасса, убивая там мирных граждан. Было бы неразумным ожидать, что сейчас логика главарей киевского режима должна измениться. Нелюди не станут гуманистами. Никаких иллюзий на этот счет быть не должно.
Вопрос: Резкое обострение ситуации, признание в сетях многих популярных политиков, что мы только что были на краю худшей катастрофы, вынуждает обратиться с вопросами:
– что делать соотечественникам-гражданам России в случае введения чрезвычайного положения в странах проживания?
– как быть с несовершеннолетними детьми, которые не являются гражданами России?
– как быть тем, кто проживает на расстоянии сотен километров от столиц или ближайших аэропортов?
– может быть, есть возможность в условиях резко обострившейся ситуации и не прогнозируемых перспектив оперативно предоставить гражданство России тем соотечественникам (и их детям), которые желают этого давно и, к сожалению, безрезультатно?
– учитывая, что наша диаспора очень большая, может быть, имело бы смысл обратиться к другим странам о взаимной помощи своим согражданам и соотечественникам в кризисных ситуациях? Ведь речь идет о гражданских людях, не имеющих отношения к возникающим критическим и опасным ситуациям.
Ответ: В случае возникновения в стране пребывания кризисных ситуаций рекомендуем российским гражданам соблюдать меры безопасности, проявлять бдительность и выдержку, избегать посещения мест массового скопления людей, обеспечить запасы продуктов и предметов первой необходимости, следить за сообщениями МИД и ближайших консульских учреждений Российской Федерации, а также указаниями местных служб спасения. Советуем гражданам выбирать маршруты в места эвакуации или более безопасные районы – в зависимости от реальной обстановки.
Вопросы российского гражданства неоднократно затрагивали в ходе наших брифингов. Порядок оформления четко прописан в законе. Если кто-то хочет оформить гражданство своим детям – для этого необходимо обратиться в российские консульские учреждения в стране вашего пребывания.
Международная практика показывает, что организация содействия гражданам в чрезвычайных ситуациях, как правило, осуществляется достаточно оперативно по договоренности с местными властями. Кроме того, вопросам взаимной помощи и реагирования на кризисные ситуации уделяется особое внимание в рамках межмидовского диалога, прежде всего с дружественными странами. В частности, действует Соглашение о взаимодействии государств-участников СНГ в случае эвакуации их граждан из третьих стран при возникновении чрезвычайной ситуации (от 12 апреля 1996 г.).