ИНТЕРВЬЮ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ В.И.ТРУБНИКОВА КОРРЕСПОНДЕНТУ ИНФОРМАГЕНТСТВА ИТАР-ТАСС
Вопрос: Как Вы оцениваете итоги 2002 года и какие важные моменты внешнеполитической деятельности России могли бы отметить?
Ответ: Исключительно насыщенным и результативным был 2002 год для России.
Стратегический курс страны на твёрдое отстаивание жизненных интересов, опирающийся на партнёрство и сотрудничество со всеми ведущими центрами мировой политики, начал приносить практическую отдачу. Россия усилила свои позиции на международной арене, утвердила репутацию ответственного, конструктивного и предсказуемого члена мирового сообщества. Благодаря этому укрепилась наша безопасность, создались благоприятные внешние условия для решения задач социального и экономического развития России, проведения необходимых реформ, повышения благосостояния граждан.
Мы добились ряда важных практических результатов - в этом году Россия стала полноправным членом "группы восьми", США и Евросоюз признали рыночный статус российской экономики, наша страна исключена из "чёрного списка" ФАТФ и смогла повысить кредитный рейтинг. Эти факторы расширяют возможности делового сотрудничества и способствуют развитию российской промышленности и торговли.
Последовательная линия России на активное участие в глобальной антитеррористической коалиции способствовала выстраиванию механизмов совместного противодействия террористической угрозе на международном уровне и преодолению инерции двойных стандартов. За рубежом стали лучше понимать суть наших действий по искоренению терроризма в Чечне. Эту эволюцию настроений убедительно продемонстрировал октябрьский кризис с заложниками в Москве в Театральном центре на Дубровке.
Несмотря на выход США из Договора по ПРО, России удалось сохранить фундаментальные основы международной стратегической стабильности, обеспечить преемственность процессов контроля над вооружениями и удержать их в обязывающих договорно-правовых рамках.
Выработана и введена в действие новая схема сотрудничества между Россией и НАТО, позволяющая совместно работать по широкому кругу важнейших вопросов европейской и мировой безопасности. Существенно продвинулись и обогатились связи с Европейским союзом. Новый климат в отношениях с ЕС позволяет решать самые сложные вопросы, и это подтвердили переговоры по проблеме калининградского транзита.
Укрепился многовекторный характер российской внешней политики. В 2002 году мы закрепили позитивную динамику наших отношений с Индией, надёжно обеспечили преемственность дружественных связей с Китаем.
Определённых успехов удалось добиться и на таком безусловно приоритетном для Российской Федерации направлении, как Содружество независимых государств. В частности, здесь для нас имело важное значение создание Организации Договора о коллективной безопасности и реальный "запуск" ЕврАзЭС - торгово-экономического мотора Содружества.
Конечно, решены далеко не все проблемы. Но можно сказать, что у России есть все основания оценивать 2002 год в целом позитивно.
Вопрос: Какие направления будут приоритетными для российской внешней политики в 2003 году?
Ответ: Внешнеполитические приоритеты России в 2003 году останутся неизменными. Мы будем добиваться закрепления позитива, накопленного за последнее время в международных делах, последовательно работать над утверждением многосторонних правовых подходов к решению актуальных международных проблем.
Характер существующих угроз безопасности России предполагает уделение приоритетного внимания вопросам борьбы с международным терроризмом, трансграничной преступностью, распространением ОМУ и средств доставки. Эти угрозы носят глобальный характер, а значит, - для их нейтрализации требуется объединение ресурсов всего мирового сообщества. Мы будем и дальше наращивать взаимодействие с нашими зарубежными партнёрами по проблематике глобальных вызовов - как на двусторонней основе, так и в рамках имеющихся международных организаций и структур.
Очевидно, что в нынешнем году нам предстоит самым серьёзным образом заниматься вопросами предотвращения и урегулирования региональных конфликтов, решать задачи постконфликтного восстановления, стабилизации и развития. Россия будет и дальше проводить сбалансированную и прагматичную политику развития сотрудничества по всем географическим направлениям. При этом главной задачей для нас останется всемерное наращивание связей с государствами Содружества независимых государств, совершенствование и укрепление механизмов СНГ.
Важное практическое значение сохранит комплекс вопросов, связанных с углублением интеграции России в мировую экономику. Мы будем настойчиво добиваться ликвидации дискриминационных режимов и ограничений, ущемляющих российские интересы, вести работу по обеспечению стандартных условий нашего присоединения к ВТО, оттачивать экономические аспекты взаимодействия с ЕС, расширять российское участие в деятельности региональных структур экономического сотрудничества АТР.
Предметом особого внимания России останется положение её граждан и соотечественников за рубежом, обеспечение соблюдения их интересов и законных прав в странах проживания.
Вопрос: Какова будет политика России в области разоружения и контроля на вооружениями в 2003 году?
Ответ: В 2003 году Россия продолжит работу по укреплению глобальной стратегической стабильности, ядерному разоружению, предотвращению распространения ОМУ и средств доставки. Наша политика в области разоружения и контроля над вооружениями основана на чёткой программе действий. Зримым итогом в продвижении этой программы стали подписанные 24 мая 2002 года президентами России и США В.В.Путиным и Дж.Бушем Договор о сокращении стратегических ядерных потенциалов (ДСНП) и Совместная Декларация о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки.
Президент России В.В.Путин 7 декабря 2002 года внёс ДСНП на ратификацию в Государственную Думу. В начале 2003 года договор должен быть синхронно одобрен как Федеральным Собранием, так и Сенатом США, а затем войдёт в силу. Договор и Декларация фиксируют взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями; на их основе предстоит выработать новые меры доверия, транспарентности и предсказуемости в области СНВ-ПРО.
Вопрос: Останется ли вопрос нераспространения ядерного оружия одним из приоритетов российской внешней политики?
Ответ: Укрепление международного режима нераспространения и его основы - Договора о нераспространении ядерного оружия - остаётся одним из приоритетов российской внешней политики.
Москва намерена использовать подготовку к обзорной конференции 2005 года по рассмотрению действия Договора как универсальную трибуну для продвижения российских позиций и инициатив не только по ядерным вопросам, но и всему комплексу вопросов укрепления стратегической стабильности, разоружения и нераспространения, включая недопущение размещения оружия в космосе. В этой связи необходимо подчеркнуть важность координации позиций ядерных держав в формате "пятёрки".
Будем наращивать конструктивное давление на страны, из-за позиции которых до сих пор не может вступить в силу Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В первую очередь, это США, Индия, Пакистан и Израиль.
Вопрос: Какие задачи предстоит решить Содружеству Независимых Государств в 2003 году?
Ответ: Главная задача 2003 года - придание ускорения процессам развития Содружества Независимых Государств. Россию не может устраивать темп этого процесса. Промедление дорого обходится как России, так и странам Содружества.
Важными вехами минувшего года стали неформальная встреча глав государств в Алма-Ате и кишинёвский саммит СНГ в октябре. На этих форумах была закреплена продвигаемая Россией линия на наполнение деятельности Содружества конкретным содержанием, прежде всего в вопросах борьбы с новыми вызовами и угрозами, а также на экономическом направлении.
Захват заложников в театральном центре на Дубровке с предельной ясностью высветил опасность терроризма, настоятельную необходимость объединения усилий в целях борьбы с его проявлениями.
Прошедший год стал продуктивным в плане разработки и принятия важных документов СНГ, способствующих противодействию новым вызовам и угрозам. Были утверждены Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2003-2004 годы, программы совершенствования сотрудничества в пограничной сфере и военно-технического сотрудничества, одобрена Концепция сотрудничества в противодействии незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров, подписан Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий.
Решением руководителей стран-участниц Договора о коллективной безопасности создаётся авиационная группировка с базированием на киргизском аэродроме в Канте. Она призвана усилить военный компонент Договора - Коллективные силы быстрого развёртывания.
В ходе недавнего визита Президента России В.В.Путина в Бишкек было подписано Соглашение о сотрудничестве в области безопасности с Киргизией.
Российские правоохранительные органы совместно с коллегами из Таджикистана осуществляли комплекс мер, направленных на выявление и пресечение контрабандных каналов поступления наркотиков в Россию. По данным МВД России, в минувшем году из наркооборота было изъято свыше 110 килограммов героина.
В России удовлетворены улучшением отношений с Грузией, которое последовало после проведения антитеррористических мероприятий в Панкисском ущелье и выдачи России чеченских боевиков.
Вопрос: Каковы перспективы формирования единого экономического пространства СНГ?
Ответ: Россия и её соседи в СНГ должны продвигаться к формированию единого экономического пространства. Шагом к этой цели стало решение о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли, принятое на кишинёвском саммите. Главы государств СНГ высказали в Кишинёве намерение специально собраться в первой половине 2003 года для обсуждения проблемных вопросов этого направления.
Минувший год в экономической сфере в рамках СНГ ознаменовался совершенствованием торговых связей, разработкой действенной платёжно-расчётной системы, развитием правовой базы многостороннего и двустороннего сотрудничества, касающейся в том числе межгосударственных финансово-промышленных групп и других корпоративных структур, унификации налоговой политики.
Повышенное внимание уделялось топливно-энергетической сфере. В последнее время Россия подписала ряд важных соглашений о сотрудничестве со странами СНГ в этой области. С Белоруссией планируется сотрудничать в газовой отрасли и создании равных условий в ценовой политике. С Казахстаном намечено взаимодействие как в газовой сфере, так и транзите нефти. С Молдавией условлено о поставках российского природного газа и его транзите по территории республики, с Украиной - о создании на паритетных условиях газового консорциума по управлению её газотранспортной системой.
В стадии подготовки находятся проекты межправительственных соглашений о сотрудничестве в газовой отрасли с Узбекистаном, Туркменистаном и Арменией, об использовании для транзита украинских нефтепроводов. Сейчас весьма актуальна задача создания в СНГ общего рынка топливно-энергетических ресурсов.
Нам известно, что заинтересованность в целенаправленном укреплении и развитии Содружества присутствует у всех государств-участников, и это, по нашему мнению, является определяющим.
Вопрос: Насколько эффективно взаимодействие стран Содружества в рамках Антитеррористического центра СНГ?
Ответ: В целом, сотрудничество в рамках Антитеррористического цента СНГ в 2002 году отличалось эффективностью. Сегодня АТЦ СНГ полностью соответствует основной задаче - является постоянно действующим специализированным органом СНГ. Он предназначен для обеспечения координации взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
В минувшем году в АТЦ решались вопросы информационно-аналитического характера: формировался банк данных о международных террористических организациях в странах СНГ и их участниках, организациях и лицах, поддерживающих террористов. Вёлся мониторинг состояния и тенденций распространения международного терроризма в СНГ и за его пределами с обобщением и предоставлением его результатов государствам-участникам.
Оперативная деятельность АТЦ отрабатывалась в ходе подготовки и проведения антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений. В потенциале центра имеется такая эффективная функция, как оказание содействия заинтересованным государствам Содружества в проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом, осуществлению межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления. Полагаем, что после подписания протокола об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ эта функция будет востребована.
Кроме того, на АТЦ возложена задача содействия подготовке специалистов и инструкторов антитеррористических подразделений. Уверены, что подготовленный при содействии специалистов АТЦ спецназ станет действенным инструментом против террористов и экстремистов всех мастей.
В марте 2002 года в АТЦ создан контактный пункт связи с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН. С учётом значимости центральноазиатского направления филиал АТЦ в Бишкеке преобразован в полноценное региональное отделение АТЦ СНГ.
Вопрос: Какие первоочередные меры предстоит провести по совершенствованию структуры СНГ в 2003 году?
Ответ: Вопросы повышения эффективности органов Содружества и оптимизации их структуры стали центральной темой кишинёвского саммита в октябре 2002 года, в ходе которого был утверждён пакет мер, предусматривающих более полный контроль за выполнением решений, более чёткое разграничение полномочий между руководящими органами СНГ, а также оптимизацию структуры органов Содружества с одновременным существенным сокращением их штатов.
Кроме того, в настоящее время готовятся предложения по оптимизации структуры отраслевых органов СНГ, количество которых достигает 70, и повышению эффективности их работы. Предложения будут вынесены в следующем году на рассмотрение руководящими органами Содружества.
Безусловно, речь не идёт о какой-то ломке сложившихся работоспособных механизмов. Основное внимание уделяется отладке практического сотрудничества в конкретных, представляющих взаимный интерес сферах, чтобы повысить его эффективность и плодотворность, исключить мешающее делу дублирование.
Вопрос: Насколько эффективно poccийcкo-aмepикaнcкoe сотрудничество в рамках Рабочей группы по борьбе с терроризмом?
Ответ: Россия и США создали уникальный канал для доверительного профессионального диалога о противодействии терроризму. В деятельности российско-американской Рабочей группы по борьбе с терроризмом участвуют ведущие специалисты ведомств двух стран - дипломаты, военные, представители разведки.
В её рамках вырабатываются конкретные решения и рекомендации, которые представляются затем руководству двух государств. Очередное заседание группы планируется провести в Москве в этом месяце.
Касаясь деятельности группы в целом, можно сказать, что после майского саммита она приобрела ещё более многоплановый характер и охватывает сейчас практически все элементы сотрудничества России и США в вопросах борьбы с терроризмом. В группе сложились традиции подлинно партнёрского взаимодействия. В Москве российско-американская рабочая группа рассматривается как один из составных элементов международной антитеррористической архитектуры.
Созданная в 2000 году по решению президентов России и США двусторонняя Рабочая группа по противодействию угрозам, исходящим из Афганистана, стала одним из наиболее эффективных механизмов российско-американского сотрудничества в борьбе с новыми угрозами и вызовами. В мае 2002 года в соответствии с договорённостью президентов В.В.Путина и Дж.Буша она была преобразована в Рабочую группу по борьбе с терроризмом. Речь не шла о простой смене вывески. Мандат группы был существенно расширен как по географическому охвату, так и по кругу рассматриваемых проблем. В её рамках были созданы подгруппы, в том числе и по противодействию террористической угрозе, связанной с применением ядерных материалов и других средств массового поражения.
Следует к названным форматам добавить ещё и "группу восьми". На встрече лидеров стран "восьмёрки" в Кананаскисе, а также на встрече министров иностранных дел в Уистлере принят целый ряд документов, направленных на пресечение терроризма, включая Принципы по предотвращению доступа террористов или тех, кто их укрывает, к оружию или материалам массового уничтожения, которыми эти государства будут руководствоваться. Они также призывают других партнёров последовать их примеру.
Я бы упомянул и такие важные региональные организации, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы, Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Региональный форум АСЕАН, Шанхайская организация сотрудничества, в которой Россия принимает активное участие, диалог по проблематике борьбы с терроризмом по линии Россия-НАТО, Россия-ЕС. Набирает обороты антитеррористическое взаимодействие нашей страны с партнёрами и союзниками по СНГ и ДКБ.
Центральную координирующую роль во всех этих усилиях играет и должна играть в будущем Организация Объединённых Наций.
Таким образом, международная антитеррористическая повестка дня в минувшем году была весьма насыщенной. Недостатка внимания со стороны руководителей государств и правительств, министров иностранных дел к этим вопросам не ощущалось. Пресечение терроризма во всех его проявлениях по-прежнему было основной задачей, которая стояла перед всем мировым сообществом и каждым членом в 2002 году.
Вопрос: Насколько эффективно Россия совместно с международным сообществом противостояла другим вызовам, в том числе наркоугрозе?
Ответ: Расширение масштабов незаконного производства, оборота и злоупотребления наркотических средств и психотропных веществ в мире за последнее время превратилось действительно в общемировую проблему, одну из опаснейших угроз человечеству. Самым тревожным и проблемным узлом сейчас является нарастающая угроза незаконного потока наркотиков с территории Афганистана.
Россия ставит вопрос о разработке комплексной международной стратегии по решению проблемы афганских наркотиков. Основной акцент в нашем подходе сделан на предложении сочетать содействие Переходной администрации Афганистана в оздоровлении экономики страны и борьбе с производством наркотиков с усилиями по созданию антинаркотических "поясов безопасности" по всему периметру границ Афганистана. Проработка и реализация данной стратегии требует активизации внешнеполитической работы по всем азимутам. При этом важнейшим условием успеха нам видится усиление координирующей роли ООН, последовательное наращивание потенциала её антинаркотических структур.
В этих целях в 2003 году Россией был предпринят ряд важных практических шагов, в частности, выделен добровольный взнос в размере 500 тыс. долларов в Фонд Программы ООН по международному контролю над наркотиками с прицелом на его реализацию на наиболее "наркоопасном" – центрально-азиатском направлении.
В условиях глобализации наркобизнес стал одним из важных факторов формирования "криминального поля" мировой экономики, напрямую связанного с такими формами деятельности международной организованной преступности, как коррупция, торговля оружием, людьми. Всё чётче просматривается связь наркобизнеса с терроризмом, прямое или косвенное подключение к механизмам его финансирования, что подрывает основы региональной и мировой стабильности.
Данную проблему разрозненными усилиями не решить, поэтому в центре нашего внимания -налаживание эффективных механизмов антинаркотического взаимодействия в рамках СНГ, более действенное подключение к этой проблематике Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества. Мы также позитивно оцениваем динамику сотрудничества в рамках центральноазиатского Меморандума о взаимопонимании в области борьбы с наркотиками.
В минувшем году перечень двусторонних документов по противодействию наркотикам пополнился двумя соглашениями России - с США и Уругваем. Уверен, что это становится важным вкладом в усилия мирового сообщества по противодействию наркоопасности и другим вызовам безопасности.
Вопрос: Каковы перспективы расширения Шанхайской организации сотрудничества, исходя из задач усиления борьбы с терроризмом?
Ответ: Сотрудничество на этом направлении является одним из системообразующих элементов деятельности ШОС. Напомню, что одновременно с Декларацией о создании ШОС государства-учредители в июне 2001 года подписали Конвенцию о борьбе с терроризмом сепаратизмом и экстремизмом. Сейчас ведётся работа по практическому воплощению положений Конвенции. Усилия направлены на скорейший запуск механизма Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС - постоянно действующего органа, предназначенного для содействия координации и укрепления взаимодействия компетентных органов государств-членов в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Соглашение РАТС, охватывающее все аспекты её формирования и деятельности, было подписано 7 июня нынешнего года на саммите ШОС в Санкт-Петербурге.
Необходимо отметить и деятельность "Бишкекской группы" руководителей правоохранительных органов и спецслужб стран ШОС, в рамках которой укрепляется взаимодействие в борьбе с наркобизнесом, незаконной торговлей оружием, нелегальной миграцией и другими проблемами.
Что касается расширения состава организации, то такая возможность предусмотрена Хартией ШОС, однако, это вопрос не сегодняшнего дня. В первую очередь необходимо, чтобы ШОС встала на ноги. Потребуется также некоторое время для разработки нормативных документов, регламентирующих порядок приёма новых членов в ШОС.
Вопрос: Какие шаги предпринимаются в плане активизации взаимодействия ШОС с другими международными объединениями, в том числе АСЕАН?
Ответ: Шанхайская организация сотрудничества - открытая, неблоковая организация, готовая к широкому взаимодействию с другими международными структурами и государствами по актуальным проблемам современной жизни. С учётом этого на состоявшемся 23 ноября 2002 года в Москве заседании Совета министров иностранных дел ШОС была подписана Временная схема взаимоотношений ШОС с другими международными организациями и государствами. Этот документ позволяет новой организации уже на этапе организационного становления активно включаться в международные контакты.
Что касается конкретно АСЕАН, то мы позитивно воспринимаем интерес, проявленный к ШОС со стороны ассоциации, видим широкие перспективы для эффективного взаимодействия на антитеррористическом и других направлениях. В декабре минувшего года спецпредставитель Президента России по делам ШОС В.Воробьёв по поручению Совета национальных координаторов ШОС посетил секретариат АСЕАН, где провёл обмен мнениями относительно налаживания контактов между двумя объединениями.
Вопрос: Какие правовые рамки необходимо использовать для борьбы с терроризмом и урегулирования острых международных проблем?
Ответ: Россия выступает за максимальное использование потенциала ООН и других международных институтов в целях укрепления правовых основ борьбы с терроризмом. Лишь на этой основе возможна долгосрочная, эффективная борьба с этим опаснейшим вызовом современности.
Россия твёрдо ведёт линию на недопустимость, в контексте урегулирования острых международных проблем, односторонних действий под лозунгом "борьбы с терроризмом", подчас в обход Устава ООН и норм международного права. В ходе контактов с американской стороной акцентируется внимание на том, что бороться с терроризмом и причинами, его порождающими, можно только сообща. Ни одно государство, даже такое мощное, как США, не в состоянии справиться с существующей угрозой в одиночку.
Вопрос: Насколько обоснованы претензии США на роль "мирового полицейского"?
Ответ: Претендовать на единоличную роль "мирового полицейского" просто бесперспективно и нереально. Сейчас слишком сложны и масштабны те вызовы, с которыми сталкивается мировое сообщество.
Что касается США, то американцы действительно проводят очень активную, даже напористую внешнюю политику, в которой стремятся в полной мере использовать имеющийся у них геополитический и экономический потенциал для продвижения своих интересов. Есть основания говорить о том, что у определённой части политического истеблишмента США порой возникает соблазн продиктовать свои условия окружающему миру.
Вместе с тем опыт практического взаимодействия убеждает в контрпродуктивности односторонних подходов, доказывает преимущества координации совместных действий, которые дают свои положительные результаты. Именно коллективные усилия лежат в основе борьбы с терроризмом, которую ведут США и Россия, а также в целом мировое сообщество.
В договорно-правовых рамках по-прежнему выдерживается регулирование вопросов контроля над вооружениями и стратегической стабильности. На принципах сопряжения интересов, как показывает, в частности, опыт взаимодействия России с НАТО, развиваются механизмы обеспечения безопасности. Принципы тесной международной координации реализуются в решении даже самых острых региональных вопросов.
Уверен, что при настойчивой линии всех заинтересованных сторон достаточно возможностей, чтобы удержать развитие международных отношений в стабильном и предсказуемом русле. Современный миропорядок должен основываться на уважении суверенитета и национальных интересов различных государств, твёрдом соблюдении норм международного права, политико-дипломатическом урегулировании конфликтов и споров.
Вопрос: Насколько обоснованы обвинения США в адрес Ирака?
Ответ: Обвинения Ирака в утаивании вооружений являются голословными. Такие утверждения не идут на пользу делу, а лишь усиливают существующие в мире опасения, что вопрос с иракским оружием массового уничтожения служит прикрытием для иных целей.
Если кто-то имеет реальную информацию о наличии у иракцев запрещённых вооружений или продолжении попыток их разработки, то было бы логичным предоставить её в специальные инспекционные органы - ЮНМОВИК и МАГАТЭ.
Основные усилия России на иракском направлении сконцентрированы на сохранении процесса урегулирования ситуации в политико-дипломатической плоскости. Исходя из этого, мы активно работали как с нашими партнёрами в Совета Безопасности ООН, так и с Багдадом. Нам удалось убедить иракское руководство в необходимости скорейшего выхода из сохранявшегося с декабря 1998 года тупика в его взаимоотношениях с ООН по разоруженческим досье. С другой стороны, Россия приложила максимум усилий для выработки сбалансированной резолюции СБ ООН, которая дала возможность удержать ситуацию в ооновских рамках, отвести угрозу немедленной военной развязки.
Согласие Багдада с резолюцией 1441 позволило перейти к практическому развёртыванию инспекционно-мониторинговой деятельности в Ираке ЮНМОВИК и МАГАТЭ. В настоящее время в Ираке находятся более ста инспекторов этих международных организаций, которые могли бы на месте проверить данные, вызывающие тревогу отдельных государств. Их выводы, какими бы они ни были, должен затем оценить Совет Безопасности ООН, за которым и последнее слово в том, что касается последующих шагов международного сообщества на иракском направлении.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать обвинения США в адрес Сирии?
Ответ: Россия не заинтересована в появлении вблизи своих южных границ новых обладателей передовых ракетных технологий и оружия массового уничтожения. Эти обвинения не новы, поскольку Вашингтон давно обвиняет Дамаск в подобных "грехах", однако до представления конкретных фактов на сей счёт дело так и не доходит.
В отношении покровительства экстремистским палестинским организациям на сирийской территории могу лишь процитировать заявления сирийских официальных лиц, которые неоднократно указывали на то, что палестинские представительства выполняют чисто информационные функции. Что касается ливанской Хизбаллы, то в Сирии её считают организацией, ведущей национально-освободительную борьбу.
Вопрос: Имеет ли США веские основания для причисления Ирана к "оси зла"?
Ответ: В России полагают, что линия США на причисление Ирана к некой "оси зла" не имеет под собой достаточных оснований. Россия рассматривает Иран как важного регионального партнёра. Тегеран не только осуждает международный терроризм на словах, но и продемонстрировал на деле, в частности в Афганистане, свою готовность участвовать в борьбе с этим глобальным злом. Иранская сторона сразу же осудила недавний захват заложников в Москве чеченскими террористами.
Более того, наш опыт сотрудничества с Ираном подтверждает, что это государство способно играть позитивную роль в урегулировании конфликтных ситуаций, в укреплении стабильности и безопасности в регионе.
Россия продолжает с Ираном регулярный политический диалог, поощряя конструктивное участие Тегерана в международных и региональных делах с особым акцентом на борьбу с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом, вопросы разоружения, нераспространения и экспортного контроля. Именно такая линия в плане поддержки Ирана в проведении позитивной политики в Афганистане, на Ближнем Востоке и в других регионах является продуктивной.
Вопрос: Как Вы относитесь к обвинению в адрес Саудовской Аравии в связи с террористическими организациями?
Ответ: В Москве обратили внимание на публиковавшиеся в американских СМИ материалы о работе правоохранительных органов США по выявлению и пресечению источников финансовой подпитки международных террористов, включая так называемый "саудовский след".
Рассчитываем, что американской стороне удастся точно идентифицировать и привлечь к ответственности тех, кто оказывал финансовую поддержку непосредственным организаторам и исполнителям чудовищного преступления 11 сентября 2001 года.
В последнее время не утихает полемика между США и Саудовской Аравией по поводу слабой степени сотрудничества Эр-Рияда на антитеррористическом направлении. В настоящее время руководство Саудовской Аравии начало серьёзный пересмотр взаимоотношений с исламистскими организациями, воздерживаясь от оказания помощи радикальным группировкам, за исключением палестинских. Введены новые, более строгие правила финансовой отчётности благотворительных фондов, ужесточён контроль за деятельностью банков.
Вместе с тем, в Королевстве активно продолжается сбор средств на благотворительные цели, конечный адресат которых зачастую неизвестен. В этом контексте, обвинения, выдвигаемые США, представляются обоснованными: вплоть до конца 90-х годов практически все слои населения Королевства, включая элиту, участвовали в финансировании различных организаций, действующих под лозунгами "мусульманской солидарности".
Поэтому важно, что Вашингтон ведёт диалог с Эр-Риядом по контртеррористической проблематике. Недавно было объявлено о создании совместной американо-саудовской группы по борьбе с терроризмом, в задачи которой, судя по всему, будет входить и сотрудничество в ликвидации источников финансирования терроризма. Хотелось бы, чтобы работа в этом новом формате оказалась результативной, поскольку для нас эти усилия имеют практический смысл. Мы неоднократно обращали внимание наших американских партнёров на деятельность международных террористов в Чечне и их непрекращающуюся финансовую подпитку со стороны "террористического интернационала". "Террористический интернационал" - и это подтвердили захват заложников в Москве, а также трагические события на острове Бали, в Кении и других странах - не имеет и не признаёт границ.
Вопрос: Какова позиция России по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке?
Ответ: Необходимо разорвать порочный круг насилия на Ближнем Востоке, так как его продолжение объективно ведёт к радикализации позиций, подпитывает экстремистские силы, включая тех, кто делает ставку на терроризм. Сохраняющаяся угроза расползания ближневосточного конфликта имеет весьма опасные последствия как для международной стабильности, так и для национальных интересов России.
Российская сторона, выступающая за коллективные и скоординированные усилия, убеждена в том, что именно таким образом можно добиться лучших результатов в ближневосточном урегулировании. В этой связи мы считаем важным формирование "четвёрки" международных посредников в составе России, США, ЕС и ООН, которая получила международно-правовой статус, зафиксированный в Резолюции 1397 Совета Безопасности ООН. Россия принимает самое активное участие в деятельности этого механизма и настроена на всемерное развитие работы в таком формате.
В ходе министерской встречи "четвёрки" в декабре в Вашингтоне в целом удалось согласовать так называемую "дорожную карту". Этот план предусматривает поэтапный выход из кризиса и создание палестинского государства в течение трёхлетнего периода, а также продвижение к всеобъемлющему арабо-израильскому урегулированию, включая сирийское и ливанское направление. Теперь перед нами стоит задача обеспечить скорейший запуск практической реализации этой программы.
Вопрос: Можно ли рассматривать как политику двойных стандартов отсутствие критики в адрес Израиля в связи с его неприсоединением к Договору о нераспространении ядерного оружия?
Ответ: Любые попытки вывести Тель-Авив из-под справедливой критики за неприсоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия неоправданны. Позиция России предельно ясна и не раз звучала на различных международных форумах.
Израиль продолжает оставаться единственным государством в регионе, которое не присоединилось к Договору и не поставило свою ядерную деятельность под гарантии Международного агентства по атомной энергии.
Россия проводит работу по вовлечению Израиля в международный режим нераспространения ядерного оружия. Считаем, что изменение позиции этой страны в вопросе присоединения к Договору будет реально способствовать снижению напряженности и в конечном счёте урегулированию ближневосточного кризиса.
Вопрос: Можно ли рассматривать как политику двойных стандартов обвинения США в адрес Северной Кореи?
Ответ: КНДР должна строго выполнять свои обязательства как по Договору о нераспространении ядерного оружия, так и по соглашению с МАГАТЭ о применении полноохватных гарантий в связи с ДНЯО.
Внезапное осложнение ситуации вокруг ядерной программы КНДР не имеет прямой связи с обстановкой на Корейском полуострове и с контактами между Севером и Югом Кореи. Это, прежде всего - проблема отношений между КНДР и США, и она должна решаться на путях конструктивного диалога между ними, в условиях сохранения и взаимного соблюдения Рамочного соглашения 1994 года.
При выработке своего подхода к урегулированию корейских проблем российская сторона исходит из последовательной политики укрепления безопасности и стабильности в регионе. По мере продвижения межкорейского диалога задача обеспечения соответствующих мирных условий для него не утратила свою актуальность, причем не только для России, но и для других заинтересованных государств - Китая, США, Японии. При этом возрастающее значение приобретает фактор межкорейского сближения, развития многоплановых связей, прежде всего в экономической области.
С учётом этих моментов, а также цели безусловного обеспечения безъядерного статуса Корейского полуострова российская сторона продолжает интенсивные контакты с США, КНДР, Китаем, Японией, Республикой Корея с тем, чтобы, во-первых, снять остроту возникшей проблемы и, во-вторых, вывести её в русло переговоров Пхеньяна и Вашингтона, постепенной нормализации американо-северокорейских отношений.
Разумеется, мы прислушиваемся к озабоченностям, которые высказываются рядом западных стран. Вместе с тем мы учитываем, что многие из них диктуются политическими соображениями.
Россия активно проводит соответствующую работу в двустороннем и многостороннем формате для урегулирования возникающих проблем. Ожидаем от всех заинтересованных сторон проявления сдержанности, выполнения принятых на себя обязательств и продолжения диалога с целью мирного решения всех вопросов, вызывающих озабоченность. Россия выступает не только против политики двойных стандартов, но и против внесения каких бы то ни было стран в так называемые «чёрные и белые списки».
Вопрос: Какие усилия предпринимает российская сторона в сфере контроля за нераспространением ОМУ и ракетных технологий?
Ответ: Как Вы знаете, контрольные функции за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия осуществляет МАГАТЭ. Россия принимает самое активное участие в деятельности этой международной организации, проводит линию на совершенствование существующей системы гарантий.
Особую надежду возлагаем на реализацию инициативы Президента России В.В.Путина по разработке устойчивых к распространению инновационных ядерных технологий. Работа по её воплощению продолжает проводиться в рамках МАГАТЭ. Это является ещё одним весомым вкладом России в дело ядерного нераспространения.
Важной составной частью наших усилий по нераспространению оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки является взаимодействие России с другими странами в области экспортного контроля. Такое сотрудничество осуществляется как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Особое значение мы придаём в этом плане нашему взаимодействию с членами ЕврАзЭС и государствами СНГ.
Активную позицию занимают наши представители в международных механизмах экспортного контроля - Режиме контроля за ракетной технологией, Вассенаарских договорённостях, Группе ядерных поставщиков и Комитете Цангера.
Мы продвигаем на международных форумах, включая ООН, российскую инициативу о создании Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.
Заметным событием минувшего года стало вступление в силу в ноябре Международного кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет - своего рода свода основных принципов поведения государств в ракетной сфере. Россия присоединилась к этому политическому документу при том понимании, что он является первым шагом на пути к выработке юридически обязывающей многосторонней договорённости о глобальном режиме ракетного нераспространения.
Россия, разумеется, продолжит усилия по вовлечению в работу по недопущению ракетного распространения всех стран, прежде всего обладающих собственным ракетным потенциалом.