15:01

СТЕНОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.В.ЛАВРОВА НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ПО ИТОГАМ ПЕРЕГОВОРОВ С МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ НИДЕРЛАНДОВ Б.БОТОМ, МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ЛЮКСЕМБУРГА Ж.АССЕЛЬБОРНОМ, ЧЛЕНОМ КОМИССИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ К.ПАТТЕНОМ И ГЕНЕРАЛЬНЫМ СЕКРЕТАРЕМ СОВЕТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА/ВЫСОКИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ПО ОБЩЕЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЕС Х.СОЛАНОЙ, ГААГА, 19 ОКТЯБРЯ 2004 ГОДА

2253-20-10-2004

 

 

С.В.Лавров: Хотел бы поблагодарить своего коллегу Б.Бота за очень хороший прием, гостеприимство и плодотворную дискуссию, которую мы провели. Хотим, чтобы наше стратегическое партнерство с Евросоюзом по всем тем вопросам, о которых упомянул мой коллега, развивалось по восходящей, решались конкретные дела на основе общего понимания каждого их всех четырех пространств, согласованных в ходе предыдущего саммита Россия-ЕС в Москве 21 мая этого года. Наш подход к этим задачам, к разработке "дорожных карт" заключается в том, что должны быть предприняты конкретные договоренности в конкретных областях сотрудничества, с конкретными датами, с исполнителями с каждой стороны. Главное, чтобы это выводило нас на взаимодействие, основанное на равноправном, взаимоуважительном определении тех областей сотрудничества, будь то в экономике, в сфере внутренней, внешней безопасности или в гуманитарной сфере, которые отражают совместные интересы России и Евросоюза, и совместно выработанные действия двух сторон по ответу на те вопросы, которые возникают в каждой из этих сфер.

Я также удовлетворен очень предметной и деловой дискуссией, которая состоялась по международным делам. Обсуждалась ситуация на Ближнем Востоке, в Иране, в Ираке, на Балканах, включая Косово, на Кипре, а также задача подготовки к Министерскому заседанию ОБСЕ в начале декабря в Софии. Все это было рассмотрено конкретно. По большинству вопросам наши подходы близки или совпадают. Мы договорились о совместных или параллельных шагах по многим из этих тем с целью добиться урегулирования конфликтов. В случае с Министерским заседанием ОБСЕ, договорились выйти на решения, которые могли бы повысить эффективность этой организации во всех трех областях, в которых она функционирует, ради сотрудничества в целях которого она была создана. Это безопасность, гуманитарные вопросы, включая права человека и сотрудничество в области экономики.

Удовлетворен нашими переговорами, и как сказал Б.Бот, мы договорились приложить все усилия в ближайшие недели с тем, чтобы подготовить результативное проведение саммита Россия-Евросоюз, намеченного на 11 ноября.

Вопрос: Довольны ли вы ответом Евросоюза на вопрос, поставленный Россией относительно грузового транзита в Калининград через территорию Литвы. Какие здесь существуют проблемы? Имеет ли Россия какой-либо интерес отложить закрытие Игналинской атомной станции в Литве?

С.В.Лавров: Последний вопрос имеет двусторонний характер и обсуждается в рамках наших отношений с Литвой. Именно в этом контексте его нужно и ставить.

Что касается грузового транзита в Калининград, то этот вопрос обсуждался сегодня. Мы получили заверения, что вопросы, поставленные в нашем документе, который был передан г-ну Боту в ходе его поездки в Москву в июле этого года, рассматриваются. Есть ожидания, что по некоторым из них будут конкретные продвижения вперед. Вопросы эти важные. Они связаны с нормальным функционированием Калининградской области Российской Федерации и с возможностью решить накопившиеся социально-экономические проблемы. Мы объяснили нашим коллегам озабоченность, которая сохраняется у российской стороны. Надеюсь, что она была услышана, и эти проблемы будут решаться в треугольнике Евросоюз-Литва-Россия. На мой взгляд, это единственно верное решение, учитывая договоренность, которая была достигнута в Москве 21 мая на саммите Россия-Евросоюз, о необходимости заключить соглашение по грузовому транзиту в Калининград.

Наши озабоченности очень просты. Мы хотим, чтобы режим доставки грузов в Калининград из остальной части России был не хуже, чем он был до сих пор, а желательно более упрощенным. Пока же, необходимость выполнения новых, введенных после присоединения к Евросоюзу Литвы формальностей выливается в удорожание в полтора раза различных таможенных процедур, удорожание на одну треть процедур, связанных с санитарным контролем и многое другое. Мы на конкретных фактах показываем, что ситуация ухудшилась после расширения Европейского Союза и что мы заинтересованы искать решения на основе заключения соответствующего соглашения, которое должно быть выработано при участии Литвы, России и Евросоюза.

Вопрос: Обсуждалась ли в ходе переговоров проблема борьбы с терроризмом. Какие формы сотрудничества может ожидать Россия?

С.В.Лавров: Проблема борьбы с терроризмом обсуждалась в качестве одной из приоритетных задач нашего взаимодействия. Помимо присутствия этой темы в диалоге практически с каждой страной Евросоюза и использования более эффективно двусторонних каналов, которые существуют для решения конкретных проблем, возникающих в этой связи, мы вновь выразили свою заинтересованность в двусторонних формах взаимодействия. Это касается как сотрудничества с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН, так и необходимости повысить внимание ОБСЕ к этим вопросам. Могу сказать, что у нас есть понимание того, что Министерское заседание ОБСЕ в начале декабря в Софии должно высказаться в пользу более конкретных проектов в рамках Организации, которые затрудняли бы жизнь террористам, и тем, кто является их пособниками. Существует ряд наработок, инициированный не только Россией и Евросоюзом, но и отдельными странами, включая США, Францию и Болгарию, который направлен на повышение безопасности всего нашего общего пространства ОБСЕ в отношении угроз, которые представляют собой террористы. Также мы согласились с необходимостью координировать наши усилия с целью скорейшего одобрения ООН проекта конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, который был внесен Российской Федерацией и сейчас рассматривается на Генеральной Ассамблее ООН.

Условились также сотрудничать по принятой по инициативе России резолюции Совета Безопасности 1566, которая требует повышения эффективности в выполнении как странами-членами ООН, так и региональными структурами, принятых мировым сообществом решений по пресечению терроризма и по обеспечению необратимости наказания за участие в актах террора и за какое-либо пособничество им.

Вопрос: Поднимался ли на переговорах вопрос меньшинств в Латвии? Каких действий по защите меньшинств вы ожидаете от Евросоюза?

С.В.Лавров: Мы не ожидаем от Евросоюза ничего большего, чем то, что записано в Совместном заявлении от 27 апреля 2004 года, которое было принято на встрече министров России и Евросоюза, и которое предполагает, что проблеме прав национальных меньшинств необходимо уделять должное внимание. В фактическом плане речь идет о том, чтобы Латвия и Эстония выполнили те рекомендации, которые адресованы им ОБСЕ, Парламентской ассамблеей Совета Европы и европейскими структурами.

Важно, чтобы Конвенция о защите прав национальных меньшинств была ратифицирована, как это сделала Литва. Примером может служить визит в Латвию докладчика ОБСЕ по национальным меньшинствам Р.Экеуса. Он подтвердил рекомендации ускорить процесс натурализации нетитульных граждан в Латвии и необходимость сделать так, чтобы как граждане, так и те, кто таковыми еще не являются, имели возможность участвовать в муниципальных выборах.

Существует также ряд рекомендаций, которые принимались ранее Р.Экеусом и Х.Роблесом. Россия исходит из того, что эти рекомендации должны выполняться. Мы не требуем ничего сверхъестественного, что выходило бы за рамки общепринятых норм отношения к людям.

В дополнении к ответу моего коллеги хотел бы добавить, что поддерживаю сказанное г-ном Бота и надеюсь, что вы понимаете, что в современном мире полного единодушия не бывает и не может быть. В любой период человечества у стран есть свои интересы, которые могут не совпадать в том или ином аспекте. Но то, что мы партнеры с Евросоюзом в стратегическом плане не оставляет никаких сомнений. По мере продвижения наших отношений с Европейским Союзом, как и с любой другой организацией или государством всегда будут оставаться такие вопросы, которые предстоит решать. Это можно назвать разногласием или необходимостью достичь общего согласия, но это неизбежно, и не надо это драматизировать. Я согласен с тем, как описал это Б.Бот. Главное, что стратегическое направление нашего движения совпадает.

Добавлю еще к теме прав меньшинств. Знаем, что есть Копенгагенские критерии и знаем позицию Евросоюза как и то, что он оценивает своих членов в соответствии с этими критериями. Но есть еще рекомендации ОБСЕ и Совета Европы. Все страны Европейского союза являются членами этих организаций и, наверное, имеют обязательства выполнять рекомендации, которые там принимаются. При всем уважении к Копенгагенским критериям, и не желая вносить раскол в ряды северных стран, упомяну еще наличие неформальных Хельсинских критериев. В Финляндии проживает 6 процентов шведов, но несмотря на это шведский язык является государственным наравне с финским. Это пример для подражания тем странам, где меньшинство составляет 30-40 и более процентов населения.

Вопрос: В вашей статье, г-н Бот, упоминалось, что борьба с терроризмом не должна проводиться с нарушением прав человека. Разделяет ли российская сторона вашу озабоченность на этот счет?

С.В.Лавров (в дополнение к ответу Б.Бота): Я читал статью г-на Бота, которая была опубликована во многих газетах, в том числе и в России. Не могу согласиться с тем, что главный смысл этой статьи сводится к тому вопросу, который вы задали. Статья направлена на то, чтобы борьба с терроризмом продолжалась решительно и даже более эффективными методами. Одновременно, это статья призывает уделять внимание соблюдению прав человека в ходе этой борьбы, с чем мы полностью согласны. Россия предпринимает необходимые меры, чтобы так оно и было. С другой стороны, не могу не отметить проблемы, связанной с тем, что порой существует искушение впасть в другую крайность, когда люди, находящиеся в розыске в связи с обвинением в причастности к организации и поощрении терактов получают трибуну в средствах массовой информации, появляются на экранах, приглашаются на конференции в Европе, где они проповедуют свои взгляды, которые заключаются в том, что, и я цитирую "пока нынешняя политика российского руководства будет продолжаться, крупномасштабные теракты неизбежны". При этом эти лица открещиваются от того, что они причастны к организации конкретных терактов. Но если то, что они заявляют с экранов и страниц газет на разных конференциях не является поощрением терроризма, то, наверное, я ничего не понимаю в этой жизни. Поэтому, защищая права человека в отношении честных невинных мирных граждан, нельзя позволять свободно разгуливать по Европе тем, кто находится, как минимум, под сильным подозрением в причастности к организации и спонсированию террористической деятельности.


Fechas incorrectas
Criterios adicionales de búsqueda