ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕКТОРА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ А.В.ТОРКУНОВА НА ЦЕРЕМОНИИ ПРАЗДНОВАНИЮ В МГИМО МИД РОССИИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Уважаемая г-жа Б.Ширак,
Уважаемый г-н С.В.Лавров,
Уважаемый г-н А.А.Фурсенко,
Уважаемый г-н Ж.Каде,
дорогие коллеги, друзья!
Позвольте мне открыть нашу торжественную встречу, посвященную десятилетию образования российской–французской магистратуры по направлению «Международные отношения».
Сейчас мы с удовлетворением констатируем, что проект, начатый Парижским институтом политических наук и МГИМО в уже далеком 1994 г., не только выжил, но и динамично развивается. Плоды этого проекта, а сейчас в зале сидит большинство из почти 150 выпускников магистратуры, не просто многочисленны, но и весьма качественны.
Прошедшие через горнило магистратуры, или «мастэра», как любят называть ее сами студенты, надеюсь, сумели интегрировать в себе лучшее, присущее обеим институтам.
Магистратура во всех своих измерениях стала пилотным проектом, своеобразной премьерой.
Это первая в России магистратура по международным отношениям, первая - совместная, первая – российско-французская, первая (и, думается, по-прежнему, лучшая) в МГИМО.
Магистратура стала площадкой для отработки перехода МГИМО на Болонскую систему.
В конце концов, это первая магистратура, которая празднует свой юбилей на столь высоком уровне.
Работая вместе, мы многому научились - прежде всего, преодолевать трудности. Нам пришлось сводить воедино рознящиеся образовательные стандарты и практики, находить общие критерии оценки, решать массу прикладных вопросов, о существовании которых, начиная этот проект, мы даже и не подозревали.
Методом проб и ошибок, надеюсь не трагичных, мы вносили свой вклад в формирование единого образовательного пространства Европы.
Вместе с тем стратегический успех наших усилий был изначально предопределен. Предопределен – благодаря традиционному российско-французскому притяжению, благодаря совместным ценностям и философии, которые в значительной степени базируются на великих идеях французского Просвещения, на не менее блистательном наследии творцов политических и экономических идей европейского единства двадцатого века. Значительную роль сыграл тот факт, что треки модернизации и развития российского и французского образования совпали на большинстве направлений.
Принципиально важно, что контекст российско-французских межгосударственных отношений весь период существования магистратуры был и, глубоко уверен, останется благоприятным для развития образовательных контактов.
В настоящее время магистратура стала проектом, который де-факто вышел за пределы МГИМО.
Среди магистрантов можно найти выпускников почти десятка московских вузов, двух десятков региональных университетов от Санкт-Петербурга до Новосибирска, от Томска до Астрахани.
Другими словами, ИПН и МГИМО дали уникальную возможность лучшим выпускникам молодых факультетов и отделений международных отношений из российской провинции выйти на мировые стандарты образования.
Спектр профессиональной востребованности выпускников «мастэра» чрезвычайно широк. Более 25 выпускников работают в российском МИДе, около 10 человек пришли в МГИМО уже в качестве преподавателей. И они в числе лучших среди молодого поколения будущей профессуры. Многие работают и даже руководят исследовательскими центрами в области международных исследований и безопасности. Не обделенным бывшими магистрантами остался и международный бизнес – где нашли себя более 30 наших выпускников.
Вкус к получению знаний, к самосовершенствованию, привитый в магистратуре, дал свои всходы - более 20 человек стали аспирантами или уже защитили диссертации. В значительной степени благодаря нашим французским коллегам 18 наших выпускников смогли продолжить свое обучение непосредственно во Франции.
Магистратура сформировала вокруг себе уникальную атмосферу сотрудничества, которое развивается теперь и в сфере научного и экспертного взаимодействия между российскими и французскими коллегами.
Конвергенция науки и образования видится нам одним из важнейших стимулов дальнейшего развития проекта.
«Мастэр» сформировал сеть неформальных контактов, своеобразный клуб выпускников и преподавателей, встречи которого в различных форматах происходят с завидной регулярностью.
По завершению периода внутренней модернизации 2002-2003 гг. динамика развития магистратуры чрезвычайно высока. В частности нам предстоит перейти к выдачи двух полноценных дипломов выпускникам «мастера», продолжить создание все новых совместных курсов и учебников. Нам важно удачно вписать магистратуру в Болонский процесс.
Все эти задачи при их успешном решении открывают магистратуре колоссальные перспективы на следующее десятилетие, которые, как представляется, пройдет под знаком интеграции российского и европейского образования.
12 мая 2004 года