Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 2 сентября 2021 года
СОДЕРЖАНИЕ
- Об участии С.В.Лаврова во II Просветительском марафоне «Новое Знание»
- О предстоящем заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом
- О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и гвинейской диаспоры Гвинейской Республики И.Калилом Кабой
- О Международном антифашистском форуме
- О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Республики Руанда В.Бирутой
- К годовщине окончания Второй мировой войны
- О проведении в Архангельске торжественных мероприятий, посвященных 80-й годовщине прибытия в СССР первого Северного конвоя
- Об осквернении советского захоронения в Польше
- О ситуации в Афганистане
- О ситуации в Эфиопии
- О министерской конференции по Ливии в Алжире
- Об актуализации российской Концепции обеспечения коллективной безопасности в зоне Персидского залива
- Об игнорировании крупнейшими ИТ-компаниями требований российского законодательства
- О кампании против немецкого подразделения «РТ» в Германии
- О решении БДИПЧ ОБСЕ не проводить наблюдение за парламентскими выборами в Норвегии
- О заявлении членов Еврокомиссии по случаю так называемого Европейского дня памяти жертв тоталитарных и авторитарных режимов
- О VI Каспийском медиафоруме
- О правилах въезда в иностранные государства в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции
- О Международном благотворительном турнире по гольфу
- О перспективах продвижения на международных площадках инициатив по афганскому урегулированию
- О дипломатическом признании новых властей Афганистана
- О проблеме беженцев из Афганистана
- О высказываниях российских парламентариев
- О докладе национальной разведки США о происхождении коронавируса
- О налаживании отношений между Турцией и Арменией
- О динамике развития армяно-азербайджанского урегулирования
- О верховном представителе в Боснии и Герцеговине
- О встрече Президентов США и Украины 1 сентября с.г.
- О бегстве американцев из Афганистана
- О композиторе М.Теодоракисе
- О декларировании США отказа от силового переустройства мира и определении вывода американских войск из Афганистана как «миссии милосердия»
- О резолюции Совета Безопасности ООН по Афганистану
- О военной помощи Украине
Об участии С.В.Лаврова во II Просветительском марафоне «Новое Знание»
3 сентября в Москве Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров выступит перед участниками II Просветительского марафона «Новое Знание».
Марафон, который проходит с 1 по 3 сентября, охватит всю Россию. В дни мероприятия руководство страны, видные государственные деятели, лидеры бизнеса, науки, культуры и спорта будут выступать и общаться с российскими школьниками и студентами в рамках шести просветительских треков – «Знание», «Спорт», «История и культура», «Наука и технологии», «Цифровой мир и медиа», «Бизнес». Трансляции будут организованы из студий в шести городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Сочи, Казань, Владивосток).
Более пяти тысяч лекторов проведут уроки в российских школах – как в городах-миллионниках, так и в труднодоступных уголках нашей страны. В акции под названием «Поделись своим знанием» примут участие известные ученые, министры, губернаторы, предприниматели, сотрудники компаний и общественных организаций, которые добились успехов в жизни и теперь вернутся в школу, чтобы передать свой опыт молодому поколению.
В рамках трека «Знание» на главной площадке Марафона в Экспоцентре на Красной Пресне С.В.Лавров расскажет о современных реалиях дипломатии.
Трансляция выступления как обычно будет доступна на сайте Министерства и на наших аккаунтах в социальных сетях.
О предстоящем заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом
3 сентября в МИД России под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова пройдет очередное заседание Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
В мероприятии примут участие члены Комиссии, среди которых представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, депутаты Государственной Думы и сенаторы Российской Федерации, руководители ряда общественных организаций и фондов.
Планируется, в частности, обсудить вопросы подготовки VII Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом (Москва, 15-16 октября), рассмотреть итоги государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками, ознакомиться с опытом работы с российской диаспорой Ассоциации юристов России и многое другое.
7 сентября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет переговоры с Министром иностранных дел и гвинейской диаспоры Гвинейской Республики И.Калилом Кабой, который посетит Москву с рабочим визитом 6-8 сентября.
Планируется обсудить вопросы дальнейшего укрепления взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, гуманитарной и иных областях.
Значительное внимание будет уделено задачам расширения делового партнерства в таких перспективных сферах, как геологоразведка и освоение запасов минерального сырья, инфраструктура, энергетика, транспорт, рыболовство, сельское хозяйство.
Предстоит углубленный обмен мнениями по актуальным темам глобальной и региональной повестки дня, включая проблематику урегулирования кризисных ситуаций и борьбы с терроризмом в Африке, противодействия распространению опасных инфекционных заболеваний, в т.ч. COVID-19 и лихорадке Эбола. Предполагается предметно рассмотреть направления взаимодействия в ООН и в других многосторонних форматах, а также вопросы дальнейшего продвижения российско-африканского сотрудничества в контексте подготовки к проведению второго саммита Россия – Африка в 2022 г.
* Анонсированный визит Министра иностранных дел и гвинейской диаспоры Гвинейской Республики И.Калила Кабы не состоится.
О Международном антифашистском форуме
8-9 сентября в Москве пройдет Международный антифашистский форум-2021, приуроченный к Международному дню памяти жертв фашизма и посвященный 80-й годовщине начала Великой Отечественной войны и 75-летию окончания Нюрнбергского трибунала.
К сожалению, и сегодня, спустя 80 лет с начала Великой Отечественной войны, человечеству вновь приходится сталкиваться с проявлениями фашизма. События, происходящие в ряде стран, вызывают справедливое негодование ветеранов Великой Отечественной войны, жертв фашизма – бывших малолетних узников фашистских концлагерей и жителей блокадного Ленинграда, а также других пострадавших от фашизма представителей международного сообщества. Поэтому, одна из главных целей Международного антифашистского форума – предупредить мир о реальной угрозе фашизма, снова заявляющего о себе.
В ходе работы Форума будет представлен доклад Оргкомитета о современных проявлениях фашизма в различных странах, а также формах и методах эффективного противодействия им со стороны общества. Будут затронуты вопросы фальсификации истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны, оказания моральной, правовой и материальной помощи жертвам фашизма, патриотического воспитания подрастающего поколения и другие.
Программой Форума запланирована Международная видеоконференция с прямым включением представителей ряда зарубежных государств, среди которых: Австрия, Армения, Белоруссия, Болгария, Германия, Израиль, Казахстан, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Сербия, Словения, США, Узбекистан, Украина, Франция и Эстония.
В адрес организаторов и участников Международного антифашистского форума будет направлено приветствие Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова.
10 сентября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров проведет переговоры с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Республики Руанда В.Бирутой, который посетит Москву с рабочим визитом 9-10 сентября.
Планируется обсудить основные направления развития российско-руандийского партнерства в политической, торгово-экономической, гуманитарной и иных областях. Особое внимание предполагается уделить дальнейшему продвижению взаимовыгодной деловой кооперации, в частности, в сферах энергетики и использования мирного атома, геологоразведки, цифровых технологий, а также подготовки руандийских кадров в высших учебных заведениях России.
Предстоит обстоятельный обмен мнениями по актуальным темам глобальной и региональной повестки дня, включая вопросы миротворчества и разблокирования кризисных ситуаций в Африке, противодействия новым вызовам и угрозам, таким как международный терроризм и экстремизм.
К годовщине окончания Второй мировой войны
3 сентября в нашей стране отмечается день воинской славы – День окончания Второй мировой войны (1945 г.) – крупнейшего вооруженного конфликта в истории человечества, унесшего жизни десятков миллионов людей. Вторая мировая война стала величайшей трагедией, отразившейся на судьбах поколений.
Введение этого праздника Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. позволило восстановить историческую справедливость и достойно отразить решающий вклад СССР в скорейшее успешное завершение кровопролитной войны и обеспечение перехода к мирной жизни.
Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, подписанный в ночь на 9 мая 1945 г., положил конец боевым действиям на всех европейских фронтах. Единственным реальным союзником Германии оставалась милитаристская Япония, продолжавшая вести военные действия на Дальнем Востоке и в Тихом океане. Ключевым событием в разгроме милитаристской Японии стали победоносные действия советских вооруженных сил против Квантунской армии в Маньчжурии, японских частей и соединений на Сахалине и Курильских островах.
Итоги войны закреплены в Акте о капитуляции от 2 сентября 1945 г. и Уставе ООН, членом которой в 1956 г. стала и сама Япония.
С сожалением вынуждены констатировать, что официальный Токио до сих пор отказывается в полной мере признавать сложившуюся историческую реальность и разделить общепризнанные оценки причин, обстоятельств и результатов Второй мировой войны.
3 сентября мы отдаем дань памяти мужеству, героизму и самопожертвованию советских солдат, всех народов и братских республик СССР, внесших решающий вклад в победоносное завершение этой ужасной войны. Ее уроки показывают, что отпор человеконенавистническим замыслам можно дать лишь объединив силы, отстаивающие свободу и национальную независимость.
Наша общая задача сегодня – сберечь историческую правду. Это особенно важно в современных условиях, когда не прекращаются попытки переписать историю Второй мировой войны, пересмотреть ее итоги, преуменьшить роль Советского Союза в победе над нацистской Германией и милитаристской Японией.
Надеемся, что празднование этого памятного дня еще раз напомнит всему человечеству о том, какая дорогая цена была заплачена СССР и другими союзными державами за мирный международный порядок, который сохраняется на протяжении более 75 лет.
29-31 августа в Архангельске состоялись торжества, посвященные 80-летию прибытия в СССР из Великобритании первого Северного конвоя под кодовым названием «Дервиш». Программа юбилея включала военно-морской парад, возложение венков к памятнику «Участникам Северных конвоев 1941- 1945 гг.», международную научно-практическую конференцию «Ленд-лиз и арктические конвои: от регионального сотрудничества к глобальной коалиции», торжественный митинг «Огненные мили Победы».
В мероприятиях приняли участие аккредитованные в нашей стране послы Великобритании и Норвегии. МИД России представлял директор Второго Европейского департамента С.С.Беляев.
В ходе торжеств красной нитью звучал тезис о важности сохранения памяти о героическом подвиге людей, бросивших вызов грозным северным морям и беспощадному врагу. Северные конвои стали примером беспрецедентного успешного сотрудничества стран-участниц антигитлеровской коалиции, которые, несмотря на серьезные идеологические противоречия, смогли сплотиться во имя общей цели – борьбы с фашизмом.
Отрадно, что народы России и Великобритании до сих пор связывает уважительное отношение к памяти участников тех событий. Наше Посольство в Лондоне поздравило с юбилейной датой ныне здравствующих британских ветеранов, которые, в свою очередь, передали наилучшие пожелания участникам торжеств в Архангельске.
Пользуясь случаем, хотели бы также выразить искреннюю благодарность ветеранам-морякам, ковавшим Великую Победу. От всей души желаем вам самого крепкого здоровья, счастья и благополучия.
Об осквернении советского захоронения в Польше
Только сейчас нам стало известно об очередном акте вандализма в отношении советского воинского захоронения в Польше, произошедшего летом на кладбище советских воинов в г.Равич, где похоронено более полутора тысяч советских военнослужащих, погибших в боях за город и его окрестности в январе 1945 г. Кто же эти люди, совершающие подобные страшные деяния? Они наверняка там живут. Это не «заброшенные» с других континентов вурдалаки, а люди, проживающие в г.Равич, потомки жителей этого города. За их будущее полторы тысячи человек отдали собственные жизни. На находящемся в центре кладбища обелиске вандалы красками нанесли неразборчивые надписи и изображения. Непонятно, в каком «запале» это делали.
Хотя мэр города осудил хулиганскую выходку и пообещал, что городские власти устранят ее последствия, до настоящего времени ничего не сделано для приведения памятника в порядок.
Прискорбно констатировать, что акты вандализма по отношению к советским мемориальным объектам в Польше по-прежнему происходят регулярно. Это уже четвертый такой случай только в этом году. Не впервые за последнее время подвергается осквернению и советское кладбище в г.Равич, где власти уже восстанавливали два разрушенных надгробия и мраморную плиту после обращения Генконсульства России в Познани в 2020 г.
Отмечаем, что польская сторона зачастую даже не сообщает о фактах вандализма, как это предписывается статьей 3 межправительственного Соглашения о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий, и о них становится известно из региональных СМИ, от неравнодушных граждан или из социальных сетей, нередко с большим опозданием. Поскольку извещения обо всех случаях нарушат благостную картину, которую обычно рисуют в Варшаве, рассказывая о якобы уважительном отношении в этой стране к захоронениям погибших советских воинов. Иного объяснения этому найти невозможно.
Без малого двадцатилетняя афганская эпопея США и НАТО завершилась бесславно. Это не просто провал, а катастрофа. Застарелые проблемы терроризма, наркотрафика и низкого уровня жизни местного населения решить, по сути, так и не удалось. Многое только усугубилось. После себя иностранные силы не сумели оставить устойчивую политическую систему, которая с приходом к власти Движения талибов, судя по всему, будет основательно переформатирована. «Финальным аккордом» военного присутствия международной коалиции стал очередной случай гибели мирных граждан в результате удара американского беспилотника, повлекшего за собой обрушение жилого дома и смерть 9 человек, в том числе 6 детей. Решительно осуждаем подобное неизбирательное применение силы.
Определенную озабоченность у нас вызывает нарастание социально-экономической напряженности в Афганистане, связанной с приостановлением финансовой и материально-технической помощи со стороны традиционных доноров страны из числа западных государств. Сохраняется неопределенность относительно возобновления работы госучреждений и банков. В Кабуле и других крупных городах возникает недовольство политикой Движения талибов на фоне роста цен на товары первой необходимости, продовольствие и топливо. В связи с этим призываем международное сообщество к принятию действенных мер по недопущению гуманитарного кризиса в Афганистане. Со своей стороны прорабатываем возможность доставки в Кабул российской гумпомощи.
По поступающим из Афганистана сведениям, представители Движения талибов предпринимают шаги, направленные на формирование новой политической системы страны. При этом выступаем за скорейшее формирование инклюзивного коалиционного правительства с участием всех этнополитических сил Афганистана, включая национальные меньшинства. Отмечаем также заявление высокопоставленного функционера Движения талибов Ш.Делавара, который призвал спешно свернувшие свои дипмиссии иностранные государства возобновить их работу. Этот сигнал демонстрирует готовность руководства талибов к развитию связей с международным сообществом.
Посольство России в Кабуле продолжает работать в штатном режиме. Ситуация с обеспечением безопасности его сотрудников и комплекса зданий на данном этапе находится под контролем.
Вызывает озабоченность развитие обстановки в дружественной Федеративной Демократической Республике Эфиопии, где активизировались боевые действия между правительственной армией и отрядами Народного фронта освобождения Тыграя в непосредственной близости от г.Семера – административной столицы региона Афар.
В аэропорт этого города, являющегося важным логистическим центром, была приостановлена доставка международной гуманитарной помощи. Народный фронт освобождения Тыграя также продолжает попытки взять под контроль в Афаре стратегическую трассу, связывающую Эфиопию с Джибути, что грозит ухудшением и без того непростой гуманитарной ситуации и увеличением потока беженцев.
Считаем необходимым безотлагательное прекращение огня с обеих сторон конфликта с тем, чтобы остановить кровопролитие, улучшить гуманитарную обстановку, начать поэтапное движение к социально-экономической стабилизации и возвращению внутренне перемещенных лиц в места постоянного проживания.
Приветствуем назначение 26 августа с.г. бывшего президента Федеративной Республики Нигерии О.Обасанджо Высоким представителем Африканского союза по региону Африканского Рога. Рассчитываем, что на этом посту он окажет эффективное содействие усилиям по нормализации гуманитарной ситуации на севере Эфиопии.
Призываем международное сообщество и региональные организации поддержать шаги эфиопского правительства по поиску путей урегулирования внутренней ситуации в целях возвращения региона Тыграй к миру и восстановлению нормальной жизни населения. Исходим из того, что решающая роль в этом принадлежит самим эфиопам при содействии в первую очередь африканского сообщества.
О министерской конференции по Ливии в Алжире
30-31 августа с.г. в столице Алжирской Народной Демократической Республики состоялась конференция стран-соседей Ливии, в которой приняли участие министры иностранных дел Алжира, Египта, Республики Конго, Нигера, Судана, Чада, самой Ливии, а также спецпосланник Генсекретаря ООН по Ливии Я.Кубиш, Генеральный секретарь ЛАГ А.Абульгейт и Комиссар по политическим делам, вопросам мира и безопасности Афросоюза Б.Адеойе.
Главной целью форума было заявлено оказание содействия ливийцам в скорейшем достижении национального примирения и преодолении продолжающегося с 2011 г. острого военно-политического кризиса. В данном контексте состоялся заинтересованный обмен мнениями по проблематике реализации резолюций 2510 и 2570 СБ ООН, а также соответствующих решений международных конференций, проведенных в Берлине в январе 2020 г. и июне 2021 г. Участники встречи в Алжире договорились продолжать усилия по продвижению под эгидой ООН политического процесса в Ливии, подчеркнули необходимость укрепления мер доверия в интересах создания благоприятных условий для организации в Ливии общенациональных выборов, намеченных на 24 декабря с.г. Было условлено, что следующее аналогичное мероприятие состоится в Каире.
Россия всегда подчеркивала особую значимую роль стран-соседей Ливии в комплексном урегулировании военно-политического межливийского конфликта. Последовательно выступали и выступаем за их активное и весомое подключение к коллективным международным усилиям по содействию в продвижении политпроцесса в этой стране. Приветствуем своевременную инициативу Алжира по организации столь представительного мероприятия на своей территории. Подтверждаем готовность к укреплению сотрудничества со странами-соседями Ливии в интересах скорейшего восстановления мира и безопасности на ливийской земле, что в свою очередь будет способствовать устойчивой нормализации обстановки на всем пространстве Сахаро-Сахельской зоны.
Об актуализации российской Концепции обеспечения коллективной безопасности в зоне Персидского залива
В середине 1990-х гг. Россия представила свое видение коллективной безопасности в зоне Персидского залива. С тех пор наша Концепция неоднократно дополнялась и уточнялась в соответствии с динамикой развития ситуации в этом стратегически важном регионе мира.
Среди основных принципов упомянутой российской инициативы традиционно выделяем универсальность, поэтапность и многосторонность как способ обеспечения участия всех заинтересованных сторон в принятии и выполнении решений на основе приверженности международному праву, уважению суверенитета и территориальной целостности государств.
К августу текущего года российская сторона в координации с нашими региональными партнерами завершила работу над актуализацией Концепции. Её обновленная версия сконцентрирована на принятии долгосрочной программы совместных действий по укреплению стабильности и безопасности, включая меры доверия, создание механизмов разрешения споров и урегулирования конфликтов, определение основных ориентиров и параметров будущей архитектуры межгосударственного взаимодействия в районе Персидского залива. Документ предусматривает налаживание многостороннего сотрудничества в военно-политической сфере, продвижение экономической, гуманитарной, экологической и иных видов кооперации.
Новая редакция Концепции размещена в открытом доступе на сайте МИД России, разослана по столицам стран региона, а также распространена в качестве официального документа Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.
После нормализации санитарно-эпидемиологической ситуации в Москве на площадке Института востоковедения Российской академии наук будет организован международный «круглый стол» для предметного обсуждения документа. Рассчитываем на активное участие в этой дискуссии заинтересованных представителей мирового экспертного сообщества.
Об игнорировании крупнейшими ИТ-компаниями требований российского законодательства
В последнее время системный характер приобрела практика игнорирования рядом крупнейших ИТ-компаний, преимущественно расположенных в американской юрисдикции, законных требований компетентных органов власти Российской Федерации по блокировке и удалению противоправного контента.
По сути оставлены без внимания уже направлявшиеся в адрес штаб-квартир «Гугл» и «Эппл» предписания относительно прекращения доступа к признанным экстремистскими ресурсам в их онлайн-приложениях. Нас не может устраивать ситуация, когда интернет-гиганты без привязки к законодательству страны, в юрисдикции которой они действуют, сами выбирают, на какие запросы реагировать, какие ресурсы оставлять, а какие убирать. Тем более недопустима политическая сегрегация и политика в качестве доминаты при принятии решений, которые, с нашей точки зрения и всех тех, кто уважает международное право, должны основываться на законодательной базе. Напомним, к примеру, что вопреки декларируемым заверениям о приверженности принципам защиты свободы доступа к информации, ничто не помешало той же компании «Эппл» закрыть по запросу украинских спецслужб доступ к ресурсам целого ряда российских СМИ и соцсетей на территории этой страны. Могут, когда хотят. Главное – желание, но оно не может опираться на политическую конъюнктуру, особенно когда речь идет о свободе слова, регулировании медиа-контента и т.д.
При этом на фоне легкомысленного, если не сказать равнодушного, отношения к нормам российского законодательства упомянутые компании демонстрируют куда большую законопослушность и готовность к диалогу с органами власти в государствах пребывания своих штаб-квартир и странах Запада в целом. Они понимают, что будет, если не выполнят соответствующие предписания. Более того, они даже предпринимают меры по ответственному саморегулированию. Когда им не приходится напоминать, направлять обращения, публично повторять просьбы, они сами встраиваются в реализацию национального законодательства. При этом в этих же странах видим примеры политизированного подхода. Чего только стоит ситуация, когда произвольными ограничениями «Эппл» и «Гугл» были убраны из медиа-поля такие соцсети, как «Парлер». Чисто политизация этого вопроса.
Считаем, что подобное высокомерное, избирательное поведение, как и демонстративное игнорирование многократных обращений уполномоченных российских структур в отношении признанного экстремистским контента, приобретает особенно неприемлемый характер в контексте текущих электоральных процессов. От американских партнеров слышали много требований, озабоченностей, даже угроз не вмешиваться в их не просто внутренние дела, а выборы. Был целый список претензий к российской стороне. Мы пытались сказать, что есть цивилизованные формы общения, соответствующие каналы связи. Главное – нам необходимы примеры и факты, которые бы свидетельствовали о том, что российская сторона так или иначе, с точки зрения Вашингтона, может вмешиваться (или уже) в выборы. О чем конкретно идет речь? Примеров не предъявляли, но риторика продолжалась.
Сейчас как раз тот самый случай, когда мы показываем, рассказываем и обращаем внимание американской стороны, что факты есть. Только они не про «попытки» российского вмешательства или оказания влияния на внутриполитические процессы в США, а ровно наоборот. Американские юридические лица, компании, структуры так или иначе формируют определенные обстоятельства, которые вполне можно трактовать как попытку вмешиваться не просто во внутренние дела, а в электоральный политический процесс. Об этом говорим не только мы, но и целый ряд российских органов исполнительной власти. Соответствующие заявления сегодня были опубликованы.
Дальнейшее попустительство со стороны американских ИТ-монополий распространению запрещенных материалов правомерно трактовать как вмешательство во внутренние дела российского государства. В таких обстоятельствах, по меньшей мере, обескураживает непрекращающийся поток абсолютно бездоказательных демагогических обвинений во вмешательстве во внутренние дела США.
Настоятельно призываем должным образом удовлетворить требования Роскомнадзора и Генпрокуратуры России, в очередной раз направленные сегодня в адрес упомянутых компаний.
В более широком контексте исходим из необходимости формирования и развития более упорядоченной нормативно-правовой среды для добросовестного и ответственного осуществления ИТ-операторами из зарубежных юрисдикций своей деятельности на территории России, чему призван способствовать вступающий в силу с 1 января 2022 г. Закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации». Рассчитываем, что с открытием их представительств согласно нормам этого закона диалог между государством и зарубежными интернет-гигантами будет переведен на качественно иной, отвечающий общественному запросу уровень.
Даже без нашего материала было достаточно сообщений, которые цитируются (в т.ч. заявления Роскомнадзора). Дополнительно уделили внимание этой теме, чтобы потом американские партнеры не сказали, что они не в курсе. Теперь точно в курсе. Факты есть. Если необходимо уточнить нюансы или детали, с удовольствием ответим на вопросы. Открыты к диалогу.
О кампании против немецкого подразделения «РТ» в Германии
Шокирует комментарий пресс-секретаря Союза журналистов Германии Х.Цернера относительно отказа властей Герцогства Люксембург в оформлении лицензии на спутниковое вещание немецкой версии российского телеканала «РТ». Речь идет не о руководителе политической партии, у которой есть собственная, исключительно политизированная повестка, не о подпольном лидере националистического движения, а о пресс-секретаре Союза журналистов Германии. Представитель главного профсоюза германских СМИ в противоречащей всем нормам профессиональной этики и элементарной порядочности манере приветствовал такое решение соседнего государства.
Хочу привести фразы и выражения, которые использовал пресс-секретарь Союза журналистов Германии. Х.Цернер говорил это не от себя, а от своей структуры. Он назвал это «победой для радиовещания, журналистики и всех телезрителей» лишение немецких граждан доступа к информации от популярного там российского медиаоператора. Получается, он «благословил» очередной акт цензуры, наступления на свободу слова и выражения мнений в своей стране, – Германии – которая все время подчеркивает уважение свободы слова, заботится о журналистах. Шокированы. Налицо противоречие.
Можно сколько угодно говорить, что не нравится то или иное СМИ, но чтобы оно не нравилось, должны быть факты, доказывающие, что оно каким-то образом не соответствует тем самым определениям и нормам, по которым должно работать СМИ. Это не вопрос вкусовщины или политических взглядов, которые должны совпадать или нет с другими журналистами. Это вопрос соответствия деятельности СМИ внутреннему законодательству страны и международным обязательствам государства. Ваши (обращаюсь к Союзу журналистов Германии) личные взгляды, предпочтения, мироощущения в данном случае не играют никакой роли. Приведите конкретные факты, почему вам как журналистам не нравится телеканал «РТ». Может, потому что он популярнее многих СМИ, входящих в ваш Союз? Банальная ревность? Надо держать себя в руках, уметь мобилизовывать силы, идти вперед, доказывать конкурентоспособность, а не дергать представителя власти за фалды пиджаков, требовать включения административных ресурсов и только так выигрывать конкурентную борьбу.
Подобные заявления, заставляющие задуматься о профпригодности их автора, г-н Цернер делает не впервые. Приведу пример еще одного его одиозного высказывания не для него (думаю, он помнит), не для аудитории, а для коллег из международных организаций, которые сами не находят подобные заявления, чтобы дать им оценку.
Обращаюсь к Представителю ОБСЕ по свободе СМИ Т.Рибейро с просьбой дать оценку данному высказыванию представителя Союза журналистов Германии. «Те, кто работает на «РТ», распрощались с критической и независимой журналистикой». Х.Цернера беспокоит даже то, что «РТ» есть в Интернете. Видимо, российский канал является в его представлении главной угрозой, исходящей из цифрового пространства.
Обычно фиксируем нападки на СМИ со стороны ветвей власти в различных странах, но Германия в этом смысле стала уникальной страной. Видим, как немецкие журналисты травят, буквально развязали войну в отношении своих коллег. Если они не считают российских журналистов своими коллегами, это проблема не российских журналистов. Это проблемы германских корреспондентов, немецких СМИ, их объединений и по сути официального Берлина. Получается, что в демократической стране, считающей себя свободолюбивой, есть люди, в руках которых имеются ресурсы влияния на общественное мнение. Они используют недопустимые приёмы, в том числе травлю и прямые оскорбления в адрес представителей СМИ. Если есть факты, данные или материалы, свидетельствующие о том, что у германских журналистов могут быть основания по профессиональным мотивам не любить телеканал «РТ», будьте добры их опубликовать и предоставить нам. Если их нет, то каким-то образом соответствуйте профессии. Будьте журналистами, а не пропагандистами.
Следует отметить, что риторика германского Союза журналистов показательна с точки зрения общей атмосферы клеветничества и травли, целенаправленно разогреваемой вокруг «РТ» в ФРГ с активной подачи местных властей, несмотря на недавние опровержения Федерального канцлера А.Меркель. Официальные лица Германии публично отказывают работающим в «РТ» сотрудникам в самом праве называться журналистами. Создаются препятствия для нормального банковского обслуживания немецкой редакции телеканала. Нас заверяют, что официальные власти не имеют к этому отношения, но у нас есть другая информация. Публикуются порочащие репутацию российских медийщиков материалы. Все это происходит в государстве, ратующем за свободу СМИ и слова как непререкаемую ценность и краеугольный камень демократического и плюралистического общества.
Вызывают закономерные вопросы и обстоятельства, при которых происходило рассмотрение властями Люксембурга заявки «РТ». В медийном пространстве то и дело всплывают сообщения о консультациях люксембургских и германских ведомств с привлечением представителей спецслужб обеих стран, на содержание которых косвенно указывали принимавшие формы неприкрытого давления заявления немецких чиновников.
Плохо скрываемая агрессия в адрес телеканала «РТ» успела сформировать рефлексы всеобщей вседозволенности по отношению к СМИ российского происхождения, примером чему является игнорирование вроде бы авторитетным изданием «Ди Вельт» предписаний немецкой Фемиды. Еще 17 августа по решению судов в Берлине и Франкфурте-на-Майне газета была обязана удалить со своих ресурсов клеветнические материалы, посвященные телеканалу «РТ». Вопреки представлениям о немецкой законопослушности, этого до сих пор не произошло. Ответ на вопрос «почему» очевиден – создали соответствующую атмосферу. СМИ и представители власти действуют заодно.
На этом фоне особенно характерно гробовое молчание профильных международных организаций. Мы сегодня достаточно материалов предоставили, чтобы ОБСЕ заинтересовалось, что же там происходит с телеканалом «РТ» на территории Германии. Можем дать дополнительные, если будет интересно. Пора начать реагировать на подобные вопиющие нарушения свободы СМИ. Ожидаем от этих структур предписанной их мандатами адекватной реакции. Отмолчаться не получится, будем напоминать. Обращаемся к германским властям с настоятельным призывом прекратить ущемлять права российских СМИ и журналистов и вернуться к надлежащему исполнению международных обязательств в области плюрализма мнений. Раз их так интересует ситуация в России, хотим, чтобы они с таким же пылом обратили внимание на ситуацию непосредственно в Германии. Есть много проблем, которыми надо заняться, в частности, в сфере свободы слова.
О решении БДИПЧ ОБСЕ не проводить наблюдение за парламентскими выборами в Норвегии
Еще один феерический пример не просто двойных стандартов. Неоднократно говорили о том, что двойные стандарты остались в «добром прошлом». Речь идет об отсутствии каких-либо стандартов, о полном хаосе на важном, актуальном направлении.
Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ – это структура, которая должна наблюдать за выборами. Наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ решили не проводить наблюдение за парламентскими выборами в Норвегии. Политика БДИПЧ ОБСЕ в отношении организации наблюдения за избирательными процессами в государствах «к востоку» и «к западу» от Вены продолжает вызывать недоумение и вопросы.
Хочется разобраться, где же те стандарты, которым мы все время «не соответствуем» с их точки зрения, на которые они все время ссылаются и которых в принципе нет.
Очередной пример – решение руководства БДИПЧ не проводить мониторинг намеченных на 13 сентября 2021 г. парламентских выборов в Норвегии. При этом у экспертов Бюро (в т.ч. по итогам недавнего визита миссии по оценке потребностей наблюдения) сохраняются нарекания к норвежской электоральной системе, а предыдущие рекомендации БДИПЧ остаются невыполненными. Можно было бы понять, что все проблемы Норвегии с электоральными процессами и с проведением выборов решены, что учтены все пожелания (99,9% всех проблем решены, а 0,1% оставили просто потому, что все совершенное скучно). Но это не так. Почему же тогда Бюро отказывается от наблюдения за выборами в этой стране? Не интересно? Или что-то другое?
Такая позиция БДИПЧ контрастирует с неизменным желанием забрасывать в страны постсоветского пространства многочисленные «десанты» долгосрочных и краткосрочных наблюдателей, даже несмотря на санитарно-эпидемиологические ограничения из-за COVID-19.
Вновь обращаем внимание руководства БДИПЧ на изъяны в применяемой им электоральной методологии, исправить которые можно лишь путем выработки единых, согласованных всеми государствами-участниками ОБСЕ норм и стандартов наблюдения за выборами.
Обратили внимание на недавнее заявление членов Еврокомиссии – В.Юровой и Д.Рейндерса – в связи с так называемым Европейским днем памяти жертв тоталитарных и авторитарных режимов. Привить традицию ежегодно праздновать его в Евросоюзе уже более десяти лет пытаются в привязке к дате подписания Договора о ненападении между Германией и СССР 1939 г.
У человека непосвященного, не очень хорошо знающего историю не возникнет ли вопроса: а до 1939 г. авторитарных и тоталитарных режимов не было?
Делается это под высокопарные лозунги о «европейских ценностях», гарантирующих свободу от тоталитаризма и авторитаризма. Преследуя вроде бы благую цель, в Брюсселе безответственно продвигают откровенно ревизионистские подходы к нашей общей истории, кощунственно ставят знак равенства между фашизмом и коммунизмом.
В заявлении среди прочего говорится, что «23 августа в ЕС отдают дань памяти жертвам тоталитарных режимов в Европе и тем, кто сражался с этими режимами».
Товарищи, работающие в Еврокомиссии, мы не можем так беспощадно изгонять логику. В какой-то момент она обидится и больше к вам не придет.
Хочется спросить у облеченных высокими полномочиями представителей Еврокомиссии, поставивших свои подписи под указанным шедевром: каким же образом дань памяти жертвам нацизма отдают в этот день в странах Прибалтики, где регулярно чествуют ветеранов СС? В странах-членах ЕС, где уничтожаются памятники солдатам Красной Армии, отдавшим свои жизни ради победы над «коричневой чумой»? Или в представлении авторов этого заявления советские граждане, погибшие от рук нацистских приспешников, и наши воины-освободители не относятся к категории «чтимых европейцев», а посему заслуживают пренебрежения? Похоже, о таких очевидных противоречиях брюссельские «политкомиссары» в ажиотаже предать забвению решения Нюрнбергского трибунала даже не задумываются. Нарушена прямая логика. Они не задумываются и над тем, чем такая историческая слепота может обернуться. И уже обернулась.
Мы, безусловно, солидарны с теми, кто, не поддаваясь на псевдоисторические провокации, искренне чтят память отдавших жизни в борьбе с фашистской человеконенавистнической идеологией и ее пережитками. И 23 августа для этого тоже был весомый повод. В этот день 78 лет назад победой Красной Армии завершилась Курская битва, которая стала одним из крупнейших и ключевых сражений Второй мировой войны, приведших к разгрому нацистской Германии. Это к вопросу не о придуманных виртуальных стандартах и принципах, не существующих и остающихся только на бумаге, оживающих исключительно в ходе таких беспринципных бдений. Эта живая, настоящая история, за нее заплачена огромная цена, потому что расплатились за нее человеческими жизнями.
10 сентября в Астрахани состоится VI Каспийский медиафорум, основными организаторами которого являются Правительство Астраханской области, Ассоциация «Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий – Евразия» и политологический центр «Север – Юг» при поддержке Ростуризма и Россотрудничества.
Это уникальная площадка для обмена опытом, обсуждения новых векторов развития региональной и международной журналистики, создания единого информационного поля для стран Каспийского региона (Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана).
Тематика нынешнего форума – этнокультурные коммуникации в медиапространстве, экологический и этнокультурный туризм.
Основное внимание на дискуссионных площадках будет уделено выработке практических рекомендаций и проектных инициатив, касающихся развития туристского направления на основе этнобрендов прикаспийских государств и приграничных территорий России, создания и обмена качественными этнотуристическими и экологическими познавательными материалами, опытом, информационного обмена между редакциями СМИ стран Каспийского региона и др.
К участию в форуме приглашаются представители СМИ, органов государственной власти, ответственных за реализацию информационной политики, международное сотрудничество и развитие туризма, а также эксперты, ученые и политологи, лидеры общественных и молодежных организаций стран Каспийского региона.
Мы также примем участие в этом форуме. При этом (надеюсь, ничего нам не помешает) возобновим практику выездных брифингов. Соответственно, наш следующий регулярный брифинг пройдет «на полях» форума в гибридном формате, учитывая, что к нам подключаются люди, которые находятся за рубежом или не имеют возможности очного участия в связи с ограничениями. Будут местные журналисты, возможно, приедет кто-то из других регионов, и можно будет подключиться и задать вопрос. Постараемся все для этого сделать.
О правилах въезда в иностранные государства в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции
Хотела бы обратить внимание, что на сайте Министерства опубликованы обновленные сведения о правилах въезда в иностранные государства в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции по состоянию на 31 августа с.г.
Приведены подробные сведения о посещении стран Северной и Южной Америки, Европы, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Азии и Океании, СНГ, а также Грузии, Абхазии и Южной Осетии.
Призываем всех, кто планирует зарубежные поездки в ближайшее время, ознакомиться с этой актуальной информацией и следить за нашими ресурсами – это аккаунты в социальных сетях, приложение «Зарубежный помощник».
О Международном благотворительном турнире по гольфу
10 сентября в «Москоу Кантри Клаб» (филиал ГлавУпДК при МИД России) пройдет юбилейный XXV Международный благотворительный турнир по гольфу. Он станет одним из заметных событий, проходящих в рамках празднования 100-летия со Дня образования Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса.
Планируется, что в Турнире примут участие представители ГлавУпДК, федеральных и региональных ведомств, дипкорпуса, а также известные спортсмены и артисты – основатели и послы благотворительных фондов.
В Турнире сыграют дипломаты разных стран, представители деловой и политической элиты, профессионалы и любители гольфа, юниоры.
Мероприятие проходит не в первый раз, поэтому оно привлекает внимание.
Подробную информацию можно узнать на сайте ГлавУПДК.
Вопрос: В.А.Небензя заявил, что в резолюции Совбеза по Афганистану не учтены важные на взгляд России вопросы. Будет ли МИД продвигать на международных площадках свои инициативы по афганскому урегулированию?
Ответ: Неоднократно подчеркивали, в том числе в контексте обсуждения афганской проблемы, что традиционными темами для нас являются борьба с международным терроризмом (в первую очередь, противодействие ИГИЛ) и наркотрафиком. В последней резолюции Совета Безопасности ООН по Афганистану не была в должной мере учтена угроза со стороны ИГИЛ и других террористических организаций, на что, в частности, в своем выступлении указал Постоянный представитель России в Нью-Йорке В.А.Небензя.
Последовательно выступаем (и делали так ранее) за становление Афганистана в качестве мирного, независимого и экономически благоустроенного государства. Отмечаем, что проведенная странами Запада стихийная операция по уходу из Афганистана может возыметь негативный эффект для благополучия всей страны на новом историческом этапе. Убеждены, что именно западные страны, принимавшие решение о формах нахождения и делавших это в отрыве от мандата СБ ООН, ни разу не отчитавшись перед СБ ООН и перед международным сообществом, несут основную ответственность за данный шаг, как и за все, что оставлено «в наследство» Движению талибов.
Вопрос: Лидеры США, Франции и Великобритании назвали условия международной легитимизации Движения талибов. Какая позиция России по теме дипломатического признания новых властей Афганистана?
Ответ: Выступаем за формирование в Афганистане инклюзивного коалиционного правительства с участием всех этнополитических сил страны, включая национальные меньшинства. Вопрос официального признания новых властей станет актуальным после завершения этого процесса.
Вопрос: МИД заявлял, что обсуждает с соседями Афганистана проблему беженцев. Какие перспективы её решения Вы видите в ближайшее время?
Ответ: Видим серьезные риски того, что под видом беженцев в страны региона, в особенности, в центральноазиатские государства, могут проникать террористы и экстремисты. В ближайшей перспективе перед новыми властями Афганистана станет задача создания благоприятных условий для жизни афганцев на новом историческом этапе её развития для этого будет необходимо решить естественным путем миграционную проблему.
Вопрос: Как Вы могли бы прокомментировать эмоциональную дискуссию в социальных сетях вокруг недавних высказываний российских парламентариев о том, что обострение ситуации в Афганистане должно подтолкнуть Центральную Азию «в объятия» России?
Ответ: У нас было много вопросов на этот счет. Готова ответить комплексно. Хотела бы позволить себе ответить официально, озвучив позицию по этому вопросу, а потом добавить «менее официальный» подход.
Мы сейчас слышим, в том числе в связи с выборами в Государственную Думу Российской Федерации, как активно обсуждается российская внешняя политика, международные отношения и история в контексте современных мировых процессов, делается много заявлений внешнеполитической направленности. Необходимо понимать, что заявления о политике страны, об ее официальной позиции делают официальные представители исполнительной власти. Очень многое – это выражение личного мнения или неких политических установок, точки зрения группы лиц. Это нельзя отождествлять с отношением всего государства, с официальной точкой зрения и позицией Российской Федерации. Иногда они совпадают, иногда в корне противоречат.
Все без исключения государства Центральной Азии – стратегические партнеры России. Это закреплено не только в публичных заявлениях, но и в особых межгосударственных договорах. Согласно взаимным обязательствам, наше сотрудничество выстраивается на основе уважения суверенитета друг друга, невмешательства во внутренние дела, дружбы, добрососедства, равноправия и взаимного учета интересов. К этому следует добавить наши обязательства в рамках ООН, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и ШОС.
Россию и центральноазиатские республики объединяют общая история, тесные человеческие и культурно-гуманитарные связи, плотная «ткань» торгово-экономических и хозяйственных отношений. Наши главы государств, министерства и ведомства сообща прилагают последовательные усилия к сбережению и качественному развитию этих привилегированных связей, преодолению общих вызовов и угроз, в том числе иногда преодолению проблем одной страны совместными усилиями, если это в интересах государства, столкнувшегося с проблемным вопросом. Таких примеров огромное количество. COVID-19 показал как мы по-настоящему искренне отнеслись к беде многих стран, среди которых и упомянутый регион. Неужели это не видно? Неужели это не чувствуется? Неужели именно на это не стоит ориентироваться? Неужели та чаша весов, на которую поставлены наши действия по поддержке, помощи, действенному участию, не перевесят чашу весов, на которой находится пара странных, оторванных от жизни и не выражающих официальной позиции слов и выражений? Ответ очевиден.
Могу понять как человек, работающий со словом, что яркое выражение иногда привлекает внимание. Но нужно же представлять себе, кто его озвучил, в каких целях, является ли это выражение позицией страны. Многие говорят, что понимают, что политические заявления не являются официальным мнением страны, но, наверняка, отражают позицию народа. Это не так. Мы много раз проявляли искреннее участие не только как государство, но и по линии гуманитарных, общественных организаций. Именно это и должно стать самым ярким доказательством нашего истинного подхода. А провокаторы будут всегда со всех сторон. Бывает, что эти заявления звучат не в желании уколоть, укорить, а от незнания, непонимания каких-то фактов или их неправильной интерпретации. С другой стороны, могут найтись еще провокаторы, которые их раскрутят в собственных нуждах и интересах. Всегда нужно смотреть суть, анализировать и помнить о том, что существуют факты, на которые стоит опираться, когда делаешь выводы. Мы дорожим нашими отношениями, дорожим подходом, о котором я сейчас сказала. Мне кажется, наши центральноазиатские друзья точно так же дорожат отношениями с нашей страной.
Мы всегда готовы прийти на помощь друг другу в сложных ситуациях. Это регулярно подтверждалось делами, особенно на пиковом этапе пандемии. Сколько мы об этом говорили, сколько вы видели кадров видеохроники, читали новостей информационных агентств.
Призываем спокойно воспринимать, мягко говоря, «нестандартные» высказывания, продиктованные сиюминутными обстоятельствами, опираясь на реальные факты. Не проходить мимо, но отделять политическую сиюминутную конъюнктуру момента от глубинного отношения страны и народа.
У нас есть на что опереться.
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать доклад Офиса Директора национальной разведки США о происхождении коронавируса?
Ответ: Видела анонсированный Офисом Директора национальной разведки США доклад о происхождении коронавируса, вызвавшего пандемию COVID-19. С сожалением хотела бы отметить, что его публикация привела к очередному витку инсинуаций вокруг этого важного и сугубо научного вопроса.
Россия и раньше призывала избегать политизации ситуации в связи с исследованием источника возбудителя новой коронавирусной инфекции. Такие шаги ведут к росту напряженности в обществе и на международной арене, препятствуют выработке совместных подходов к противодействию распространению инфекции.
Считаем необходимым сосредоточиться на поиске путей развития международного взаимодействия для победы над пандемией, а не использовать эту общемировую, общечеловеческую трагедию для сведения счетов на межгосударственном уровне и манипуляции общественным мнением.
Надеемся на совместную работу со всеми заинтересованными странами в интересах недопущения в будущем чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, развиваем взаимодействие с партнерами в области окружающей среды, генетики, иммунологии и др.
Но такое неистовое желание политизировать этот вопрос мы фиксировали неоднократно. Каждый раз говорили, что все-таки наука должна сказать свое слово, а не политические, пусть даже самые прекрасные, деятели придумывать версии, не основанные на фактах. Политики имеют право делать выводы, принимать решения, но в основе должны быть данные ученых, материалы, добытые научным путем в ходе соответствующих процедур. Только они могут служить ключом к разгадке этого сложнейшего вопроса.
Вопрос: Анкара и Ереван в последние недели подают друг другу сигналы о готовности к налаживанию отношений на фоне открывающихся в регионе возможностей в связи с нагорно-карабахским урегулированием. В частности, 25 августа с.г. Президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил о возможности открытия «новой страницы» отношений между Анкарой и Ереваном и перспективах участия Армении в платформе «шести» в регионе. В ответ Премьер-министр Армении Н.Пашинян сообщил, что Ереван готов положительно рассмотреть этот вопрос. Как в Москве смотрят на потенциальное налаживание отношений между Турцией и Арменией, и готова ли Москва выступить посредником между Анкарой и Ереваном по этому вопросу? Насколько, на взгляд официальной Москвы, подвижки в данном урегулировании завязаны с решением вопросов между Азербайджаном и Арменией?
Ответ: Зафиксировали состоявшийся недавно обмен положительными сигналами между Ереваном и Анкарой. Россия всегда выступала за нормализацию армяно-турецких отношений и в прошлом участвовала в соответствующих посреднических усилиях. Способствовали подписанию в 2009 г. «Цюрихских протоколов», предполагавших поэтапное улучшение отношений между Арменией и Турцией без выдвижения предусловий. Думаю, Вы помните эту историю с «записками» С.В.Лаврова. Россия сыграла действенную, эффективную роль посредника, которая привела к позитивным итогам той встречи. К сожалению, инициативы, достигнутые сторонами при посредничестве России, не были реализованы. Но это уже была воля каждого государства.
Готовы и сейчас всячески содействовать сближению двух соседних государств на основе взаимоуважения и учета интересов друг друга. Исходим из того, что наряду с нормализацией азербайджано-армянских отношений в контексте реализации подписанных лидерами России, Азербайджана и Армении заявлений от 9 ноября 2020 г. и 11 января с.г. это работало бы на мир, стабильность и процветание в регионе.
Что касается упоминания в Вашем вопросе платформы «шести», то речь, как я понимаю, идет об идее запуска консультативного регионального механизма с участием Азербайджана, Армении и Грузии, а также России, Ирана и Турции. Считаем, что такой формат отвечал бы интересам всех его потенциальных участников и мог бы внести вклад в укрепление мер доверия и стимулирование экономического сотрудничества на Южном Кавказе.
Вопрос: На днях новый сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России И.А.Ховаев встречался с главой МИД Азербайджана Д.Байрамовым. 31 августа в Москве прошла встреча глав МИД России и Армении С.В.Лаврова и А.Мирзояна. До этого были переговоры Президента России В.В.Путина с Премьер-министром Армении Н.Пашиняном. Стоит ли ожидать каких-то новых подвижек в армяно-азербайджанском процессе по итогам всех озвученных переговоров и встреч? Планируются ли новые встречи, может быть, зеркальные, с азербайджанскими коллегами?
Ответ: Все, что Вы перечислили, свидетельствует о том, что вопросы нагорно-карабахского урегулирования и нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией остаются в фокусе внимания Москвы, нашей активной политики на этом направлении. А также являются центральными темами в политике Баку и Еревана, в том числе на высшем и высоком уровне.
Основные усилия России сконцентрированы на реализации трехсторонних договоренностей, о которых я уже сказала. В числе приоритетов – решение гуманитарных задач в Нагорном Карабахе, деэскалация напряженности на азербайджано-армянской границе, разблокирование транспортных и экономических связей в Закавказье.
Поддерживаем и активизацию работы сопредседателей Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию на основе имеющегося мандата и при адекватном учете новых региональных реалий. Считаем, что «тройка» могла бы содействовать повышению доверия между Баку и Ереваном, решению гуманитарных вопросов, что послужило бы предпосылкой для перехода к обсуждению политических проблем. В настоящее время новый российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ И.А.Ховаев как раз совершает региональную поездку: у него уже состоялись переговоры с азербайджанским руководством, впереди – аналогичные контакты в Ереване. Будем вас информировать.
Вопрос: Как Россия видит перспективы урегулирования спора вокруг назначения нового верховного представителя в Боснии и Герцеговине? Готова ли Москва и впредь оказывать поддержку Баня-Луке в ее отказе признавать навязанную кандидатуру К.Шмидта, и, если да, о чем может идти речь?
Ответ: Неоднократно отмечали, что наши коллеги по Руководящему комитету Совета по выполнению Соглашения о мире в Боснии и Герцеговине ранее отвергли предлагавшийся Москвой и Пекином компромиссный вариант развязки, призванный обеспечить необходимую международно-правовую легитимность Высокого представителя по Боснии и Герцеговине, и пошли на беспрецедентное «назначение» германского кандидата К.Шмидта в обход Совета Безопасности ООН и в отсутствие консенсуса на сей счет как внутри международного сообщества, так и среди самих боснийских сторон. К сожалению, Балканам не повезло с точки зрения того, насколько часто решения и механизмы Совета Безопасности ООН игнорируются западными странами.
В очередной раз хотелось бы подчеркнуть: без одобрения СБ ООН г-н К.Шмидт считаться Высоким представителем не может. В этой нашей позиции изменений не произошло. Его деятельность в этом качестве, тем более с использованием «чрезвычайного инструментария» (т.н. боннских полномочий) нелегитимна, чревата негативными последствиями для постконфликтного урегулирования в Боснии и Герцеговине, способна подорвать всё достигнутое на этом направлении за четверть века, противоречит принципам Дейтонского соглашения и ставит под угрозу их реализацию.
Как государство-гарант Мирного соглашения по Боснии и Герцеговине и член Руководящего комитета Российская Федерация подтверждает неизменную поддержку основополагающих постулатов этого ключевого международно-правового документа для обеспечения мира и стабильности на Балканах – равноправия трёх государствообразующих народов Боснии и Герцеговины и двух энтитетов с широкими конституционными полномочиями, диалога, компромисса и консенсуса между ними. Внешний протекторат над суверенной и независимой Боснией и Герцеговиной в виде института Высокого представителя давно себя изжил. Эта позиция появилась у нас не сегодня. Он превратился из механизма решения проблем в их источник. Судьбу страны должны определять исключительно её народы без вмешательства и поучений извне.
Как и прежде, готовы к конструктивному взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами в целях продвижения позитивной повестки для Боснии и Герцеговины на основе дейтонских принципов.
Вопрос: Как Вы могли бы прокомментировать встречу Президента США Дж.Байдена с Президентом Украины В.А.Зеленского 1 сентября с.г. в Белом Доме?
Ответ: Пресс-секретарь Президента России Д.С.Песков уже прокомментировал эту встречу. Поэтому саму встречу комментировать я не хотела бы. Безусловно, два суверенных государства имеют право развивать отношения. Но коль скоро ситуация на Украине является предметом глобальной международной повестки, повестки международных организаций и значительную роль в формировании ситуации на Украине играют именно США, то могу сказать, что использование Вашингтоном Киева в качестве антироссийского орудия может привести к весьма предсказуемым и печальным последствиям. В данном случае имею в виду последствия для Украины. Они уже налицо – это потеря ориентации в собственных национальных интересах, дисфункция государства, подмена интересов и функций государства Украина интересами и функциями государства США, потеря исторической идентификации. Украина (имею в виду киевский режим), развивая отношения с другими странами, должна руководствоваться интересами и волей украинского народа, а не интересами и волей американского политического истеблишмента. Более подробно на эту тему можете почитать стенограммы выступлений Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова за последние пару недель. Всё доступно на нашем сайте.
Вопрос: Как коснётся России бегство американцев из Афганистана (иммиграция, дополнительные расходы, стратегия в данном регионе и т.д.)? Могли бы Вы также комментировать гуманитарный аспект этих действий и событий, которые являются довольно драматическими и трагическими для будущего этого региона?
Ответ: Полагаем, что США и Запад в целом, несмотря на поспешное сворачивание присутствия в Афганистане, продолжают нести основную ответственность за происходящее в этой стране и за то, чтобы внутриполитическая ситуация там не скатилась в полномасштабный кризис. Можно много приводить различных идиоматических выражений, которые бы характеризовали роль, которую США и НАТО сыграли в стране и регионе, в том, что там происходит и как будет ситуация развиваться дальше, но я бы, наверное, привела одно – «Долг платежом красен».
Страны Запада 20 лет бесконтрольно экспериментировали, хотя должны были подчиняться, реализовывать мандат Совбеза ООН. Они «задолжали» Афганистану во всех смыслах этого слова. Делать вид, что они ушли, кое-как собравшись наспех, и всё, история закончилась – не получится. Возможно это получилось бы, если бы мы жили в мире пятидесятилетней давности, когда не было средств связи и можно было через подконтрольные СМИ навязывать несуществующую действительность. Мы эту действительность сейчас наблюдаем. Поэтому ничего придумать не получится. Весь мир видел, что там натовцы во главе с США сотворили. Мы не видели, что они там делали, а вот к чему это привело, стало неожиданностью для всего мира. Поэтому делать вид, что они не несут за это ответственность, что они не в долгу перед афганским народом, что они не создали мировую проблему, как для региона, так и для различных континентов, не выйдет.
На данном этапе беспокойство, безусловно, вызывает возможность проникновения террористических и экстремистских элементов на территорию стран-соседей Афганистана, особенно в Центральную Азию. Они могут туда прорываться под прикрытием гуманитарных лозунгов и призывов о помощи беженцам и т.д. В принципе опыт имеем и мы, и вы как журналисты, и государства, которые участвовали в проведении различных контртеррористических операций в различных регионах мира. Все мы имеем опыт и представление о том, как это может происходить. Считаем, что международное сообщество и, в первую очередь, традиционные западные доноры Афганистана должны оказать действенную помощь населению этой страны с целью снижения или полного купирования миграционных потоков.
Вопрос: Сегодня греческий мир переживает большую утрату. Умер легендарный композитор, патриот, антифашист М.Теодоракис. Он очень любил Советский Союз и его народы, он был связан с Россией. Как МИД России прокомментирует эту утрату?
Ответ: Для меня эта новость была по-настоящему печальной. Мы не можем изменить мир, но каждый раз чувствуем боль, когда уходят близкие люди. Для меня М.Теодоракис действительно был человеком, на музыке которого я выросла и с именем которого росла.
Возможно, в Греции знают о том, что в нашей стране он был не только популярен, но и любим. У нас в школах на уроках музыки преподавали его произведения, изучали его биографию. Это было какое-то время назад, когда он уже был известен, но при этом ещё не стал такой мировой легендой. Уже тогда его любили, знали и изучали не в специализированных музыкальных учебных заведениях, а в обычных московских школах. Не уверена, что он ставил такую задачу. Думаю, что он просто творил, но ему удалось удивительное. Именно его музыка стала одним из символов Греции для российских граждан, для народа нашей страны.
Мне кажется, к нашей стране он тоже испытывал особые чувства. Это была взаимная любовь. В одном из интервью он сказал: «Моя связь с Россией как человека, как художника и революционера – очень сильна. Я постоянно чувствую восхищение и благодарность по отношению к стране, которая принесла столько жертв, чтобы спасти мир от нацизма». М.Теодоракис был удостоен ряда советских и российских наград.
Его смерть – невосполнимая утрата не только для греческого народа, всего мира, но и для нас особенно. Мы его знаем, любим. В связи с его уходом эта любовь не закончится.
Вопрос: Президент США Дж.Байден, называя вывод американских войск из Афганистана «миссией милосердия», заявил, что США отказываются от силового переустройства мира, а их уход из Афганистана подводит черту под эрой крупных военных операций, направленных на переустройство других стран силовым путем. «Миссия милосердия» унесла множество человеческих жизней. Невольно вспоминается и другая операция США (бомбардировки Югославии), звучащая так же благозвучно – «Милосердный ангел». Как Россия расценивает подобное заявление, и внушает ли оно доверие относительно целей и действий США? Или это скорее отвлекающий маневр?
Ответ: Тут два варианта – либо они не знают значения слова «милосердный», либо идёт подмена понятий. Это касается не только слова «милосердие». Слово «демократия» тоже из этого же ряда.
Вопрос: Стало известно, что Совет Безопасности ООН принял резолюцию по Афганистану, и что Россия и Китай воздержались при голосовании, так как не были включены их поправки. В чём причина того, что российские поправки не были включены?
Ответ: Эту тему я сегодня уже прокомментировала. Подробно об этом говорил Постпред России при ООН В.А.Небензя. Почему они не были включены, нужно обращаться не к нам. Наша задача была отразить в этой резолюции ключевые вещи с точки зрения интересов нашей страны, но и глобальных интересов региона и мира. Мы свою задачу старались реализовать. Так что это вопрос к тем членам Совета Безопасности ООН, которые их не включили.
Вопрос: Заявляя об отказе от силового переустройства мира, США вновь направляют около 60 млн долларов на «военную помощь» Украине. Учитывая непрекращающиеся нарушения Минских соглашений со стороны киевского режима и обстрелы по мирному населению Донбасса, является ли данная «помощь» поводом для поднятия вопроса о введении военного эмбарго для Украины?
Ответ: Много раз комментировали данный факт, используя высокие выражения, международно-правовые формулировки, цитаты в подтверждение нашей позиции. Иногда спрашивают: а что плохого, если оказывается помощь, тем более, в размере крупной суммы на военные нужды, осуществляются соответствующие поставки? Мы всё время говорим о том, что Украина находится в фазе активного вооруженного внутреннего конфликта. Это непреодолимая проблема и уже не для первого президента. Спрос на прекращение этого конфликта – это основная идея, с которой приходят кандидаты и в президенты, и в законодательные органы власти. Это именно то, за что политики «покупают», на что они «обменивают» голоса избирателей на Украине. Это основная повестка. Всё это мы говорили. Ничего плохого нет в том, чтобы предлагать друзьям, гостям добавить сахар в чай. Если вы ставите перед ними целую сахарницу, это говорит о вашей щедрости, что вы заботитесь о них, что вам не жалко ничего для них, что самое лучшее вы готовы отдать. Есть только один момент: тот человек, которому вы предлагаете, не должен быть болен сахарным диабетом. Вы ему предлагаете сахара всё больше и больше. Убеждаете его, что добавляя в свой чай этот сахар, он поступает правильно. Возможно, таким сравнением получится показать всю пагубность заигрывания с Киевом – не с народом, а с киевским режимом, с политикой в этой стране.
Действительно, мы обеспокоены действиями США и других стран-членов НАТО, направленными на поддержку агрессивных милитаристских настроений в Киеве, что непосредственно и самым негативным образом сказывается на ходе урегулирования конфликта, ведёт к эскалации боевых действий. Уже разбирали подробно эту ситуацию на наших брифингах, что на Украине уже прошло шесть совместных учений в текущем году со странами альянса. При этом маневры «Defender Europe 2021» были крупнейшими за последнюю четверть века. Никаких вопросов они не решают. Тем, кто со стороны НАТО что-то там пытается Киеву показать и научить, неплохо было бы научиться самим. Мы их «навыки» наблюдали в Афганистане. То, что они там устроили… Стыдно кому бы то ни было предлагать содействие и помощь в обучении. Самим нужно отработать основополагающие вещи. Ведь речь шла об уходе, не о спасательной операции, не об обеспечении безопасности региона, а о завершении собственного присутствия там, которое превратилось в трагическую бойню.
Западные инструкторы, чьё присутствие на Украине только расширяется, активно обучают украинских военнослужащих ведению боевых действий, в т.ч. в городских условиях. Это то, что нужно, безусловно, сейчас украинскому народу. Без этого навыка никуда: не преодолеешь COVID-19, не укрепишь экономику, не решишь проблемы разъединения общества. Осталось всем научиться поголовно воевать в городе, и все вопросы решатся сами собой.
Осуществляются поставки на Украину вооружений и боевой техники. Всё это прямо противоречит предусмотренному Минским «Комплексом мер» обязательству Киева по выводу иностранных формирований и военной техники с территории Украины (п. 10). Но при этом мы понимаем отношение нынешних киевских властей к этому документу. Они его не скрывают.
Дополнительно осложняет ситуацию упорное нежелание западных стран признавать тот факт, что на востоке Украины мы имеем дело с сугубо внутриукраинским вооруженным конфликтом. Он происходит между нынешним украинским режимом (который пришел к власти в результате антиконституционного государственного переворота в феврале 2014 г.) с одной стороны, и с жителями Донбасса с другой. Последние отказались признавать законность засевшего в Киеве националистического правительства.
Навязываемый украинской пропагандой тезис о якобы имеющем место конфликте между Украиной и Россией нужен киевскому режиму, чтобы переложить на Москву решение своих собственных внутриполитических и экономических проблем и иметь возможность постоянно стоять с протянутой рукой перед западными покровителями: «дай то, дай это». По большому счёту это является показателем «использования» Украины в качестве антироссийского фактора и орудия. Для западных кураторов Киева, прежде всего США, это повод вводить незаконные ограничительные меры, оказывать политическое давление и поддерживать «контролируемую напряженность» у границ России, пытаясь сдержать развитие нашей страны.
На Украине вполне себе официальные представители, в частности какие-то советники из офиса Президента Украины, договорились до того, что это уже «не конфликт между Россией и Украиной», что не является правдой (есть даже соответствующий документ, подписанный украинской стороной), а что его нужно называть «русско-российским конфликтом». Это называется критическая точка заболевания. Это показатель абсолютной неадекватности людей, которые были призваны разрешить кризис, а занимаются исключительно тем, что они его усугубляют.
Международное сообщество должно признать факт гражданской войны на Украине и добиваться эмбарго на поставки вооружения в страну, истребляющую собственное население, запрещающую оппозиционные политические партии и инакомыслие, уничтожающую свободную прессу и журналистов. А им за это поставляют оружие в таких объемах.
Рассчитываем, что на Западе ещё сохранились здравомыслящие политики не на словах, а на деле испытывающие искренние чувства к Украине, причем чувство симпатии, а не ненависти, и которые не позволят «ястребам» в Вашингтоне, а также в отдельных европейских столицах ещё больше дестабилизировать ситуацию в Европе.