Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 10 марта 2016 года
Уважаемый г-н Председатель,
Мы все сходимся - и это вновь подтвердила прошедшая 3 марта в Париже министерская встреча «нормандского формата», - что минский «Комплекс мер» является безальтернативной основой мирного урегулирования украинского кризиса. Разнятся оценки, почему он до сих пор не выполнен.
В том, что касается режима прекращения огня и отвода военной техники, доклады СММ указывают на нарушения с обеих сторон. Вместе с тем, закрепляется опасная тенденция - украинские силовики постепенно захватывают т.н. «нейтральную полосу», приближают свои передовые позиции к расположению сил ополчения, проверяют их на прочность. Это прямое и грубое нарушение Минских договоренностей.
В течение 5-8 марта произошел инцидент, спровоцированный попыткой украинских военных захватить еще один нейтральный участок в районе н.п.Ясиноватая к северу от Донецка. Не удивлены, что Киев поспешил и в этом случае обвинить ополчение в операции «под чужим флагом». Это уже «фирменный» прием.
Особо настораживает, что это было сделано сразу после подписания в Контактной группе 2 марта важных договоренностей по разминированию и прекращению учебных стрельб.
Призываем Киев, германское председательство ОБСЕ и СММ предпринять необходимые шаги по недопущению подобных провокаций в будущем.
Отмечаем позитивную роль, которую сыграли слаженные действия наблюдателей спецмониторинговой миссии ОБСЕ и представителей совместного Центра контроля и координации в предотвращении перерастания этого инцидента в более крупное столкновение. Уверены, что дальнейшее укрепление их взаимодействия внесет дополнительный вклад в стабилизацию ситуации. Случаи с попаданием под обстрел представителей СЦКК, а также группы журналистов не должны повториться.
Наблюдатели СММ по-прежнему наиболее востребованы в зоне безопасности по обе стороны линии соприкосновения. Приветствуем более частое посещение расположенных там пропускных пунктов. Необходимо сокращение времени ожидания на КПП, открытие большего числа пунктов пропуска - вплоть до полного снятия блокады.
Доклады СММ свидетельствуют, что договоренность о прекращении учебных стрельб на полигонах в зоне безопасности в целом выполняется. Приветствуем также практические шаги по маркировке и очистке минных полей.
Эти важные, хотя и ограниченные достижения необходимо развивать. Рассчитываем, что работа в Контактной группе и ее профильных подгруппах, наконец-то, станет более результативной. Нужны дальнейшие шаги по деэскалации обстановки - полному прекращению огня, отводу всех подпадающих под соглашения вооружений. Спокойствию на линии соприкосновения, безусловно, способствовал бы вывод из зоны конфликта националистических батальонов, которые остаются наиболее дестабилизирующим элементом. Важной мерой укрепления доверия сторон могли бы стать прямые контакты представителей подразделений сторон, занимающих позиции друг напротив друга.
В целом стержнем всего минского процесса является прямой диалог между Киевом и Донбассом - будь то аспекты безопасности или политический процесс. Отказ от предметного разговора и поиска компромиссов с Донецком и Луганском, громкие заявления о скором «возврате Донбасса» годятся для пропаганды и отвлечения населения от внутренних проблем. Однако одновременно такая тактика ведет к затягиванию кризиса, в чем объективно не заинтересован ни украинский народ, ни его соседи.
Снова напомню вам слова советника Президента Украины, участника переговорного процесса в рамках Контактной группы г-на Владимира Горбулина: «Исчерпывается потенциал дипломатических средств решения проблем донбасского конфликта», «главная и единственная стратагема украинского государства - выигрывать время и накапливать силы», «в скором времени встанет вопрос активного и эффективного привлечения другого инструмента внешнеполитической деятельности - вооруженных сил». Пока все подтверждается.
Это, на наш взгляд, порочная логика, которая исходит из того, что Минские договоренности вредны для Украины, а следовательно - не должны быть выполнены.
Наш подход противоположен. Полагаем, что реализация хотя бы первого этапа политического процесса - согласование всех ключевых вопросов проведения выборов в Донбассе - можно ускорить.
Необходимо придерживаться последовательности действий, закрепленной в Минских соглашениях и подтвержденной лидерами «нормандской четверки» в Париже 2 октября прошлого года. В частности, важно соблюдать взаимосвязь вопросов проведения выборов, введения в силу закона об особом статусе на постоянной основе, отражения этого особого статуса в конституции Украины и проведения амнистии на основе того закона, который уже был принят Верховной Радой, но пока не подписан Президентом П.А.Порошенко.
Уважаемый г-н Председатель,
Мы также ознакомились с тринадцатым докладом наблюдательной миссии ООН по правам человека на Украине за период с 16 ноября 2015 года по 15 февраля 2016 года.
Не удивлены, что подтвердились факты грубых нарушений прав человека и преступлений со стороны украинских вооруженных сил, спецслужб, радикальных элементов. Очевидно и то, что расследование этих преступлений затягивается или саботируется. Служба безопасности Украины, являясь, как видно из доклада, одним из основных нарушителей, открыто препятствует борьбе с безнаказанностью и поиску виновных.
То же самое касается преступлений, совершенных на киевском «майдане», в Одессе и Мариуполе. Следствие затягивается, на судей оказывается давление. В целом на Украине сохраняются серьезные проблемы в части отправления правосудия и соблюдения процессуальных норм в соответствии с международными стандартами.
Введены по политическим мотивам ограничения в области свободы выражения мнения, собраний, работы СМИ. Власти попустительствуют попыткам захвата радикалами храмов украинской православной церкви московского патриархата и насилию в отношении верующих.
В целом попустительство беззаконию, когда оно политически оправдано, проходит красной нитью сквозь весь украинский кризис. Сначала первые «коктейли Молотова» на «майдане», захват госучреждений на западе Украины и затем по всей стране, разгул националистов и радикалов, которые творят беззаконие не только в зоне конфликта, но и по всей стране. Они чувствуют себя вправе давить на судей и правоохранительные органы. Под знаменами «Правого сектора», «Свободы», «Айдара» собрались бандиты, которые живут поборами с грузовых перевозок и мирных жителей. Считается нормальным, когда депутат парламента забирается в иностранное дипломатическое представительство, чтобы сорвать государственный флаг, как это было на днях в российском консульстве во Львове. Не заметили никаких решительных действий украинских правоохранительных органов по обеспечению безопасности российской дипмиссии в Киеве. Присутствующим в этом зале должно быть хорошо известно, каким образом и на основании каких норм должна обеспечиваться неприкосновенность дипломатических миссий. Эти выходки могут быть продолжены и сегодня.
На все это приверженцы «западных ценностей» до сих пор смотрят широко закрытыми глазами, лишь бы продолжался курс реформ, ради которого доверчивых людей на «майдане» кормили печеньем. Видимо, именно такое у некоторых наших коллег понимание «порядка, основанного на правилах».
Благодарю за внимание.