16:53

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 2 марта 2018 года

387-02-03-2018

СОДЕРЖАНИЕ

  1. О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Анголу, Намибию, Мозамбик, Зимбабве и Эфиопию
  2. О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Индонезии Р.Марсуди
  3. О шестом заседании российско-турецкой Совместной группы стратегического планирования
  4. О проведении выборов Президента России за рубежом
  5. О развитии ситуации в Сирии
  6. О гуманитарных последствиях, вызванных операцией по взятию Ракки возглавляемой США коалицией
  7. О доступе к находящимся в иракских пенитенциарных учреждениях российским гражданкам и ситуации вокруг них
  8. О ситуации в Йемене
  9. Об очередных бесчинствах радикалов на Украине
  10. О ситуации со СМИ на Украине
  11. О ситуации в Молдавии вокруг закона о борьбе с «иностранной пропагандой»
  12. О расхождениях в высказываниях американских официальных лиц по вопросу развития российско-американских отношений
  13. О систематическом вмешательстве США в выборы иностранных государств
  14. О якобы имеющихся в России планах о возможной денонсации Европейской конвенции о защите прав человека и прекращению членства России в Совете Европы
  15. Из ответов на вопросы:
    1. О выдаче разрешения Госдепом США на поставки на Украину ракетных комплексов «Джавелин»
    2. О встрече заместителей министров иностранных дел стран «Каспийской пятёрки»
    3. Об избрании нового президента Армении
    4. О позиции России по нагорно-карабахскому урегулированию
    5. О крылатых ракетах в послании Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию
    6. О строительстве АЭС в Венгрии
    7. О российско-украинском газовом вопросе
    8. О реакции США на послание Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию
    9. Об отказе США от участия в российско-американских экспертных консультациях по вопросам международной информационной безопасности
    10. О ситуации вокруг совместной российско-аргентинской операции по пресечению канала поставок наркотических средств в Россию
    11. О кандидатуре на пост посла России в Азербайджане
    12. Об обвинениях в адрес России в хакерских атаках на различные министерства Германии
    13. О реакции США на инициативу России об открытии гуманитарных коридоров в Сирии
    14. О российско-сербских отношениях
    15. О реакции России в случае применения ядерного оружия против ее союзников
    16. О реформировании СБ ООН
    17. О поставках молока и молочной продукции из Белоруссии
    18. О специфике формирования диппочты в российских загранучреждениях

О визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Анголу, Намибию, Мозамбик, Зимбабве и Эфиопию

 

5-9 марта состоится рабочая поездка Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по ряду стран Африки – в Анголу, Намибию, Мозамбик, Зимбабве и Эфиопию. Запланированы встречи Министра с высшим руководством этих государств, а также полноформатные переговоры с главами внешнеполитических ведомств.

Предстоит обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу актуальных проблем современной международной и региональной повестки дня. Особое внимание будет уделено вопросам формирования новой международной и региональной повестки дня, новой полицентричной архитектуры межгосударственных отношений, основанных на нормах международного права, включая принцип невмешательства во внутренние дела суверенных стран, при укреплении центральной роли ООН. Отдельно будут рассмотрены приоритетные направления двустороннего и многостороннего взаимодействия в противостоянии международному терроризму, транснациональной преступности и распространению наркотиков. Важными темами переговоров станут обсуждение путей разрешения конфликтов на Африканском континенте, ближневосточное урегулирование, положение в Сирии, обстановка на Корейском полуострове, а также реформа Совета Безопасности ООН.

Встречи и беседы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в столицах африканских государств позволят подробно проанализировать состояние и перспективы торгово-экономических, инвестиционных, научно-технических и гуманитарных связей. Планируется обсудить совместные меры по повышению эффективности работы на этих участках с учетом имеющегося опыта плодотворного партнерства, а также наличия в указанных странах важных объектов двустороннего сотрудничества.

К оглавлению

О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Индонезии Р.Марсуди

 

13 марта в Москве пройдут переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Индонезии Р.Марсуди.

Повестка дня включает широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, включая наращивание политического диалога, развитие торгово-экономических и гуманитарных связей, а также предметное обсуждение международной и региональной проблематики.

К оглавлению

О шестом заседании российско-турецкой Совместной группы стратегического планирования

 

14 марта в Москве состоится шестое заседание Совместной группы стратегического планирования, возглавляемой Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым и Министром иностранных дел Турецкой Республики М.Чавушоглу.

Политический диалог между Россией и Турцией характеризуется высокой динамикой контактов на высшем и высоком уровнях. В ходе предстоящих переговоров имеется в виду сверить позиции по ключевым вопросам двусторонней повестки дня, проанализировать выполнение договоренностей, достигнутых между Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Президентом Турецкой Республики Р.Т.Эрдоганом, обсудить подготовку к очередному заседанию российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня под председательством глав двух государств.

Министры рассмотрят реализацию стратегических двусторонних проектов в энергетической сфере (строительство АЭС «Аккую» и прокладка газопровода «Турецкий поток»), а также возможности дальнейшего наращивания взаимного товарооборота.

В рамках обмена мнениями по актуальным региональным и международным проблемам значительное место планируется уделить тематике борьбы с международным терроризмом, вопросам стабилизации ситуации в Сирии и активизации процесса политического урегулирования в свете итогов Конгресса сирийского национального диалога в Сочи.

К оглавлению

О проведении выборов Президента России за рубежом

 

МИД России в своей зоне ответственности активно готовится к проведению выборов Президента России за рубежом. Полным ходом идет доставка бюллетеней и иной документации в наши загранточки. Завершается формирование участковых избирательных комиссий. По состоянию на конец февраля их возглавили 32 посла (в том числе, в США, Новой Зеландии, Австрии, Узбекистане, Казахстане и др.) и 45 генеральных консулов. Приказы о формировании УИК продолжают поступать, поэтому эти данные не окончательные.

В плане организации максимального охвата избирателей за рубежом сделано следующее. Общее число сформированных избирательных участков по состоянию на конец февраля составило беспрецедентную цифру – 393. Хотела бы напомнить, что на предыдущих президентских выборах эта цифра была 378. Внешнеполитическое ведомство расширяет географию досрочных выездных голосований. Если на предыдущих президентских выборах в 2012 г. досрочные и выездные голосования проводились в 166 городах 62 стран, то сейчас их число возросло до 356 в 90 странах мира. В таких масштабах эта форма работы еще не использовалась никогда.

Впервые в истории организации выборов за рубежом созданы избирательные участки в местах, пользующихся большой популярностью у россиян в качестве туристических направлений. Это Гоа (Индия), Пхукет и Паттайя (Таиланд), Сус (Тунис), Хургада (Египет). В других «туристических» местах будем проводить выездные голосования на о.Бали (Индонезия), в Шарм-Аш-Шейх (Египет), на о.Фукуок (Вьетнам). Данные будут еще уточняться.

Специально созданными участками (Бушер (Иран), Островец (Белоруссия), Гуаякиль (Эквадор), Санта-Крус (Боливия), Вунгтау (Вьетнам)) охвачены поселки специалистов на крупных зарубежных промышленных объектах – строительство АЭС, нефтедобыча и другие. Для производственников также организуются выездные голосования в Анголе, Алжире, Бангладеш, Венесуэле, Индии, Ираке, Китае, Омане, Судане, Турции.

В связи с тем, что власти Латвии и Эстонии не разрешили ни открывать дополнительные избирательные участки, ни организовывать выездные голосования (это, кстати, к вопросу о правочеловеческих структурах Европейского союза и ОБСЕ – неплохо было бы дать оценку этим действиям данных государств), российской стороной принято решение провести выборы на избирательных участках в этих странах 17 и 18 марта.

В этих странах, а также в ФРГ и ряде других, планируется организация бесплатных автобусных трансферов к местам голосования из городов компактного проживания росграждан. Информация об этом размещена на официальных сайтах загранучреждений Российской Федерации.

15 февраля в ЦИК России состоялось первое из кустовых совещаний с руководством РЗУ из стран СНГ, Прибалтики, Скандинавии и Израиля. Провели предметное обсуждение хода подготовки к выборам, обмен мнениями по вопросам организационного, методологического, юридического характера. Руководство ЦИК на данном этапе высоко оценило проделанную МИД и российскими загранточками работу на этом направлении. Мы будем стараться и далее, чтобы эта оценка не понижалась.

Аналогичное совещание состоялось 27 февраля в Берлине на базе российского Посольства.

Для охвата удаленных РЗУ запланированы веб-конференции в МИД России. Уже провели такое мероприятие со странами Африки, на очереди – Азия и Америка. Опыт показал востребованность данной формы работы. Наши дипломаты, которые сейчас занимаются организацией выборов,   выражают удовлетворение и благодарность возможностью даже удаленно получить ответы на конкретные вопросы, актуальную информацию по  избирательной тематике.

На официальном сайте ЦИК в соответствующем разделе уже есть адреса и телефоны избирательных участков российских загранучреждений. На этой неделе мы уже проводили работу по выверке этих данных, которые будут еще раз уточнены. На официальном сайте МИД России сегодня также в соответствующем разделе будет опубликован список избирательных участков.

Я каждый раз обращаю на это особое внимание. Помимо существующих тем для постоянной дезинформации у нас появилась еще и «предвыборная» тема. В соцсетях и на популярных страницах блогеров я встречаю, что невозможно будет проголосовать за рубежом, для того, чтобы проголосовать за рубежом нужно чуть ли не месяцами ждать некий разрешений, постановки на учет и так далее. Все смешивается в одну какую-то кучу, путается. Есть постановка на консульский учет, голосование и подготовку к нему. Вся информация о том, что нужно сделать, если вы в день или в преддверии голосования находитесь за рубежом, уже опубликована на официальном сайте ЦИК. Пожалуйста, пользуйтесь проверенной информацией. Не поддавайтесь на эту дезинформацию. Большая просьба к СМИ максимально широко освещать эту тему. Действительно дезинформации очень много, а речь идет о гражданах, которым необходимо сделать свое волеизъявление. Еще раз повторю, для этого созданы все возможности. По сравнению с предыдущими электоральными циклами, сейчас работа действительно во многом интенсифицирована по линии внешнеполитического ведомства.           

К оглавлению

О развитии ситуации в Сирии

 

За прошедшие две недели напряжение в развитии ситуации в Сирии и вокруг нее нарастало. Сталкивались две тенденции. С одной стороны, та, что определялась главным образом усилиями России и ее партнеров по астанинскому формату, команды спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистуры. Эти усилия направлены на то, чтобы сохранить позитивный импульс, приданный политическому урегулированию в этой стране Конгрессом сирийского национального диалога (КСНД) в Сочи, и обеспечить реальное продвижение к миру на основе резолюции 2254 СБ ООН. С другой – лихорадочными попытками террористов помешать этому. К сожалению, эти действия не только не получали осуждения со стороны ряда западных партнеров, но и всячески покрывались и оправдывались ими, рассматривались как возможность перехватить инициативу у России и продолжить реализацию своих корыстных геополитических планов, ничего общего не имеющих с интересами сирийского народа. У этого народа разные взгляды на свою страну, политическое обустройство и на ее будущее. Но, то что делают террористы, боевики и экстремисты точно не отвечает интересам народа Сирии.    

В политическом плане противостояние развивалось вокруг непростой гуманитарной ситуации, а также продолжающихся беспочвенных обвинений Дамаска в применении химического оружия.

Последняя тема носила исключительно искусственный характер, поскольку никаких убедительных свидетельств применения Дамаском химического оружия никто до сих пор не представил. Об этом говорят, в том числе, недавние заявления главы оборонного ведомства США Дж.Мэттиса, который публично признал отсутствие у Вашингтона таких доказательств.

Все обвинения на этот счет основаны на лжесвидетельствах боевиков и неких «волонтеров» пресловутых «Белых касок», которых неоднократно уличали в распространении видеофальшивок. Последняя из них, которая раскручивается в настоящее время в сети Интернет, – инсценировка новой «химической атаки режима» с применением хлора в населенном пункте Шифуния. Одновременно игнорируются сообщения об использовании отравляющих веществ со стороны, экстремистов. Так, в период с 15 по 17 февраля в провинции Идлиб было зафиксировано два случая провокаций с применением боевиками хлора против правительственных войск (населенные пункты Хувейн и Синджар).

Теперь о гуманитарной составляющей. В середине февраля совместный гумконвой ООН/МККК после долгого перерыва доставил в г.Нашабия в Восточной Гуте продовольствие и медикаменты. Необходимые условия для этого были созданы благодаря содействию российских военных, добившихся введения в этом районе 72-часовой «паузы» на работу авиации. Это, впрочем, не остановило окопавшихся в Гуте террористов и взаимодействующих с ними НВФ от продолжения ракетно-минометных обстрелов Дамаска и окрестностей. 24-25 февраля по Дамаску было выпущено более 70 мин и ракет.

Обстрелы столицы Сирии продолжаются регулярно, ежедневно унося жизни ни в чем не повинных людей. По данным столичного Управления здравоохранения, за последние несколько дней погибли 32 мирных жителя, более 200 получили ранения.

После единогласного принятия СБ ООН 24 февраля резолюции 2401, направленной на содействие облегчению гуманитарной ситуации по всей территории Сирии, включая требование к сторонам о прекращении без каких-либо задержек боевых действий за исключением военных операций против террористов для создания устойчивой гуманитарной паузы на период не менее 30 дней, боевики лишь активизировали свои вылазки. На объявление российскими и сирийскими военными ежедневной пятичасовой гуманитарной паузы и создание коридора для выхода желающих мирных жителей из Восточной Гуты террористы ответили отчаянными обстрелами, препятствуя безопасному движению как людей, так и гуманитарных грузов.

Эти провокации со стороны НВФ сделали необходимой и неизбежной крупномасштабную наземную контртеррористическую операцию в Восточной Гуте, поддерживаемую с воздуха ВВС Сирии и ВКС России. Уже освобождены населенные пункты Хазарма, Салихия и частично Нашабия. Занята стратегическая высота Тель Фарзат. После упорных боев с террористами сирийские войска заняли деревню Хош-эд-Давахре. Ожесточенные бои идут в районе города Утая к юго- востоку от Дамаска. В Харасте военнослужащие 4-й механизированной дивизии отбили несколько зданий в районе Аль-Аджами. Боевики там оказывают упорное сопротивление. Сообщается о применении ими американских ПТРК «Toy» (TOW). Разворачивается наступление правительственных войск с охватом Харасты с севера.

Ситуация в зоне деэскалации «Хомс» в целом оставалась спокойной. Единичные провокации со стороны нусровцев и их союзников фиксировались на севере провинции Хама.

В провинции Дейр-эз-Зор появились признаки нормализации жизни на освобожденных от ИГИЛ территориях. За первые недели февраля в свои дома в г.Абу-Кемаль вернулись около 300 семей. Для облегчения этого процесса власти возводят переправы через Евфрат. В штатном режиме заработал погранпереход на сирийско-иракской границе. В ходе разминирования городов Абу-Кемаль и Аль-Маядин были обнаружены новые схроны игиловцев с оружием, в том числе израильского производства. На противоположном берегу Евфрата жертвами очередного неизбирательного удара авиации ведомой США коалиции по лагерю для ВПЛ стали более 10 человек.

Внимательно следим за развитием ситуации внутри Идлибской зоны деэскалации, где, по поступающей информации, происходят столкновения между недавно образованным объединением сирийской вооруженной оппозиции «Фронт освобождения Сирии» («Джабхат Тахрир Сурия») и «ан-Нусрой» («Хейат Тахрир Аш-Шам»). В результате нусровцы отступают, оставляя город за городом.

По-прежнему мы серьезно обеспокоены действиями возглавляемой США коалиции в Сирии, в частности, продолжением блокирования американскими партнерами гуманитарного доступа к лагерю ВПЛ «Рукбан», расположенному в 55-километровой зоне т.н. «деконфликтинга». Такая позиция вступает в противоречие с резолюцией 2401 СБ ООН. Незаконное присутствие американских военных в районе вокруг Ат-Танфа и перекрытие ими важнейшей транспортной артерии между Дамаском и Багдадом представляет собой грубейшее нарушение суверенитета Сирии.

По мере того, как радикалы «на земле» наращивали усилия по срыву перемирия, их внешние спонсоры и ангажированные СМИ раздували истерию по поводу якобы невыполнения Дамаском и Москвой положений резолюции 2401 СБ ООН. Хотелось бы еще раз сказать, что Россия голосовала за резолюцию и незамедлительно после ее принятия в координации с законным Правительством Сирии предприняла практические шаги с целью положения ее основных тезисов в том виде, как они изложены в тексте документа. Мы продолжим действовать в этом направлении. Однако не следует рассчитывать на то, что мы станем препятствовать сирийским властям в борьбе с террористами, теми самыми, которые неоднократно обстреливали в том числе и российское диппредставительство в Дамаске. Об этом неоднократно говорил Министр иностранных дел России С.В.Лавров, комментируя принятую резолюцию, а также об этом говорилось в заявлениях и комментариях МИД России.

Для выполнения резолюции 2401 СБ ООН нужны не фейковые бумажки без подписи с обвинениями законного Правительства Сирии, России и Ирана в нарушении резолюций 2254, 2268 и 2401 СБ ООН, а конкретные дела, следствием которых должно стать размежевание между теми, кто готов поддержать прекращение огня, и террористами с последующей ликвидацией на всей территории Сирии террористических организаций, признанных таковыми СБ ООН, и налаживанием политического урегулирования в этой стране на основе резолюции 2254 СБ ООН и с учетом решений, принятых на КСНД в Сочи.

К оглавлению

О гуманитарных последствиях, вызванных операцией по взятию Ракки возглавляемой США коалицией

 

Самую серьезную озабоченность у нас вызывает ситуация в г.Ракка, являющемся административным центром одноименной провинции на севере Сирии. Население этого города до начавшегося в 2011 г. кризиса составляло около 300 тыс. человек, однако по мере захвата территорий Сирии к востоку от Евфрата боевиками ИГИЛ к 2014 г. выросло до 800 тыс. за счет внутренне перемещенных лиц. Впоследствии все эти мирные люди стали, по сути, «живым щитом» игиловского псевдохалифата, превратившего Ракку в свою «столицу».

В ноябре 2016 г. «Сирийские демократические силы» (СДС), ядро которых и по сей день составляют курды, приступили к операции по освобождению Ракки от террористов, которая завершилась в октябре 2017 г. На протяжении всего этого времени СДС пользовались активной поддержкой авиации и артиллерии ведомой США антиигиловской коалиции, буквально засыпавших город артиллерийскими и минометными снарядами, авиабомбами, в том числе начиненными белым фосфором. Почти год городские кварталы Ракки, ее мирные жители, оказавшиеся в настоящем котле, подвергались методичному уничтожению. Руководившие операцией иностранные советники и слышать не хотели ни о создании гуманитарных коридоров или гуманитарных паузах, ни о медицинской эвакуации или доставке нуждающимся гуманитарных грузов.

Сейчас очень часто проводятся некие параллели между тем, что происходило, например, в Алеппо. Хотела бы напомнить, что, когда, в частности, сирийская армия при поддержке ВКС России проводила операции по зачистке террористов, в первую очередь всегда думали и просчитывали возможности по сохранению жизней и обеспечения безопасности гражданских лиц. Хотела бы также напомнить, какое количество раз в этом зале мы рассказывали об установке веб-камер на сайте Министерства обороны России, которые транслировали ситуацию с гуманитарными коридорами, о том, какие планировались и проводились операции по доставке гуманитарных грузов, оказанию медицинского содействия тем, кто выходил из мест, где велась зачистка террористов.           

Судьба гражданского населения Ракки тех, кто руководил этой операцией, не интересовала, как не интересовала она и западное сообщество. Все известные случаи краткосрочных перемирий, которые объявлялись командирами СДС, связаны с моментами, когда из Ракки во всеоружии выводились наиболее боеспособные подразделения игиловцев с целью их дальнейшей переброски в Дейр-эз-Зор и на другие участки противостояния с правительственными войсками.

После многомесячной осады город Ракка, по сути, оказался стерт с лица земли. Об этом свидетельствуют материалы, отснятые с беспилотников, которые можно свободно найти в сети Интернет. В руины обращены жилые дома, школы и больницы, хлебопекарни. Разрушены системы водоснабжения и канализации. Отсутствует электроснабжение. По свидетельствам очевидцев, в ряде районов города стоит смрад от остающихся под развалинами трупов. Западный мир ничего не хочет об этом знать. Западные журналисты ничего не хотят об этом писать. Гуманитарные организации, которые так внимательно отслеживали происходящее в Алеппо и сейчас отслеживающие все действия правительственных сил, не хотят обращать внимания на ситуацию в Ракке.     

Ракка буквально напичкана как оставленными террористами смертоносными ловушками, так и неразорвавшимися боеприпасами, применявшимися коалицией, которые повсеместно поджидают новые жертвы. При этом заявления ряда стран Запада о намерении выделить средства на нужды разминирования Ракки так и повисли в воздухе.

Сложно судить, какова судьба нескольких сотен тысяч мирных жителей, которые находились в этом городе на начало осады, сколько их сегодня вынуждено влачить существование в ужасающих условиях. Ракка сегодня – город-призрак, в котором, однако, если верить сообщениям СМИ, существует некий «местный совет». Тем не менее, непонятно, кого он представляет, и за что отвечает. Возможно, «Обсерватория по наблюдению за правами человека в Сирии» нам расскажет?

При этом говорить о восстановлении законной администрации в этой сирийской провинции в целом и в городе Ракке в частности не приходится. США, в нарушение суверенитета Сирии обосновавшиеся к востоку от Евфрата, не допускают туда не только представителей сирийских военных или гражданских властей, но и международных гуманитарных организаций, а также СМИ.

При этом, согласно просачивающейся из-за этого «железного занавеса» информации, остающиеся в г.Ракка жители остро нуждаются в срочной гуманитарной помощи. В этой связи Российская Федерация выступила с инициативой создания международной оценочной миссии, которая могла бы дать независимую и беспристрастную оценку нынешнего положения дел на фактически контролируемых США территориях, оценить потребности находящихся там сирийцев и выработать схемы чрезвычайного реагирования в сложившихся условиях.

Вынуждены обратить внимание мирового сообщества и, прежде всего, входящих в антиигиловскую коалицию государств, что п.10 единогласно принятой 24 февраля резолюции 2401 Советом Безопасности ООН прямо призывает все стороны способствовать доставке гуманитарной помощи нуждающимся на всей территории Сирии и предоставить гуманитарным агентствам безопасный и беспрепятственный доступ во все зоны, где сохраняется тяжелая гуманитарная ситуация, а значит и в Ракку, которая, кстати, дважды упоминается в тексте этой резолюции.

Между тем, вместо содействия решению проблемы этого многострадального сирийского города в СМИ, как бы в ответ на российскую инициативу, звучат заявления разного рода «ответственных военных» об «отсутствии ценности в параллельных усилиях России» по урегулированию в Сирии. В этой связи хотелось бы ответить на такого рода «аналитику»: у России никогда не было и нет «параллельных» или «перпендикулярных» усилий. Наши действия направлены на универсальное и безукоризненное выполнение положений единогласно принятых Советом Безопасности ООН резолюций 2254 и 2401. При этом Россия последовательно вносит в данный процесс весомый практический вклад в отличие от некоторых партнеров, которые, по нашей оценке, продолжают прилагать усилия для реализации в Сирии собственных геополитических замыслов, не имеющих ничего общего с интересами долгосрочного сирийского урегулирования.

Хотела бы напомнить, нам тогда так много говорилось про Алеппо, что все не так и не эдак. По данным мэра Алеппо (человека, который, так или иначе взял на себя ответственность руководства этим многострадальным городом), сейчас там проживает 200 тыс. мирного гражданского населения. Поэтому, не надо учить. Я прекрасно понимаю, что данные, которые мы озвучиваем, бесят. Ребята, но это правда.    

К оглавлению

О доступе к находящимся в иракских пенитенциарных учреждениях российским гражданкам и ситуации вокруг них

 

По имеющейся информации, в настоящее время в одной из тюрем Багдада наравне с гражданками и детьми из других стран содержатся 22 русскоговорящие женщины и 49 детей, которые предположительно могут являться гражданами Российской Федерации.

Женщины находятся под следствием и до его окончания им запрещено контактировать с посторонними лицами, в том числе с иностранными дипломатами. Поэтому доступ к ним для сотрудников российского Посольства в Багдаде пока закрыт.

По результатам расследования иракские власти планируют проведение судебных процессов по делам жен и вдов иностранных боевиков ИГИЛ, в числе которых могут оказаться и российские гражданки. Против них будут выдвинуты обвинения как в незаконном нахождении на территории Ирака, так и в причастности к террористической деятельности или пособничестве в ее осуществлении. В случаях, когда их вина будет считаться доказанной, им может грозить смертная казнь, пожизненное или весьма продолжительное тюремное заключение. Иракский закон «О борьбе с терроризмом» отличается весьма жесткими формулировками, и лица, причастные к преступлениям ИГИЛ на территории Ирака, едва ли могут рассчитывать на снисхождение.

Проблема усугубляется сложностями в идентификации женщин и их детей, находящихся в тюрьме. Некоторые из них намеренно уничтожили свои документы и дезинформируют иракские власти о своем гражданстве, другие действительно утратили паспорта в ходе военных действий. Национальность малолетних детей определить, как вы понимаете, еще сложнее, так как они еще не говорят ни на одном языке.

Тем не менее, Посольство России в Багдаде последовательно и достаточно энергично проводит работу по выяснению гражданства этих лиц, обстоятельств их прибытия и пребывания в Ираке и причин арестов. В соответствующие министерства и ведомства Ирака направлены дипломатические ноты с просьбами о посещении тюрьмы сотрудниками консульского отдела нашего Посольства в Багдаде в соответствии с международными нормами. В случае установления российского гражданства этих женщин планируется обеспечить соблюдение их прав на защиту в суде силами местных адвокатов и подачу апелляции в случае вынесения суровых приговоров.

В ближайшее время ожидаем подвижек в позиции иракской стороны в том, что касается предоставления нашим дипломатам в Багдаде права на посещение женщин, предположительно имеющих российское гражданство.

Что касается детей, то иракские власти никогда не возражали и не возражают против их возвращения на родину при условии правильного оформления соответствующих документов в России и их передачи Посольством в Багдаде в местные судебные органы. Опыт на этот счет, как вам известно, накоплен достаточный. С лета 2017 г. и по настоящее время из Ирака и Сирии в Россию возращены 24 женщины и 73 ребенка.

Еще раз хотела бы сказать, что данный вопрос находится на постоянном контроле МИД России, потому что к нам поступает большое количество сообщений, писем и просьб от родственников и из российских регионов. Мы этим занимаемся на регулярной основе. Когда это возможно, мы можем некоторые факты придать гласности.  

К оглавлению

О ситуации в Йемене

 

В результате очередной эскалации боевых действий положение там становится все более катастрофическим. Мы имеем дело с «крупнейшим гуманитарным кризисом современности». Это не только наши оценки. Это подтвержденная статистикой цитата, которая была предоставлена в ходе брифинга Совета Безопасности ООН 27 февраля спецпосланником Генерального Секретаря ООН по Йемену И.Ахмедом (на сегодняшний день он завершил работу в этом качестве). Также эта информация и данные были предоставлены и подтверждены директором по гуманитарным операциям ООН Дж.Гингом. Каковы же цифры? В гуманитарной помощи нуждаются 22,2 млн. человек. Свыше 8,5 млн. недоедают, большинство из них, конечно, дети. Свыше одного миллиона страдают от холеры и дифтерии – на дворе XXI век! Два миллиона йеменцев стали внутренне перемещенными лицами.

Когда российская делегация участвовала в работе Совета по правам человека и Конференции по разоружению в отделении ООН в Женеве, ко мне подошел один из западных журналистов и спросил, думаем ли мы о сирийских детях, их же убивают. Об этом мы говорили до того, как о сирийских детях в принципе узнали на Западе, а также до активной фазы развития гуманитарного кризиса. У меня другой вопрос: а о детях Йемена кто-нибудь на Западе помнит? К кому-то или  какой-нибудь делегации подбегают и спрашивают о том, в курсе ли они, что происходит с детьми Йемена? О детях в других «горячих точках» я еще сегодня расскажу. Кстати говоря, раз уж зашел разговор о детях Сирии. Именно Российская Федерация принимает их на лечение, оказывает им гуманитарную помощь как внутри Сирии, так и тем детям, которые приезжают в нашу страну. Мы-то думаем. Самое главное – это даже не работа с последствиями. Главное, что мы говорили об этом до начала того ада, который до сих пор творится в конкретных регионах Сирии, о которых, в частности, я сегодня уже говорила.

По самым скромным оценкам, за три года конфликта в Йемене погибло уже не менее 9,2 тыс. человек, свыше 50 тыс. получили ранения. Огромный урон в результате воздушных бомбардировок продолжает нести гражданская инфраструктура этой страны. Разрушены школы, больницы, транспортные объекты. Ощущается острая нехватка медикаментов, вследствие чего многие йеменцы умирают из-за вполне излечимых в наше время болезней. Полтора миллиона госслужащих как на севере, так и на юге страны не получают зарплату в течение более полутора лет.

Обстановка стала несколько улучшаться после снятия Саудовской Аравией блокады морских портов Йемена. Тем не менее, аэропорт Саны по-прежнему закрыт для гражданской авиации, а участники конфликта продолжают чинить препятствия гуманитарным конвоям. 

Нелишним было бы обратить внимание, что ряд делегаций в Совете Безопасности ООН, демонстрирующих гипертрофированную активность по Сирии и стремящихся действовать из якобы чисто гуманитарных побуждений (как они нам об этом говорят), в отношении йеменской катастрофы проявляют себя более чем скромно.

Мы твердо убеждены, что у йеменского конфликта отсутствует военное решение. Необходимо искать пути запуска мирного процесса без предварительных условий. Стороны необходимо вернуть за стол переговоров. Ключевая роль в этом принадлежит новому спецпосланнику Генсекретаря ООН по Йемену М.Гриффитсу, которому мы желаем успехов. Рассчитываем на его способность сделать необходимые выводы из работы, проделанной его предшественником.

К оглавлению

Об очередных бесчинствах радикалов на Украине

 

С тревогой наблюдаем за дальнейшей радикализацией ситуации на Украине. 17 и 18 февраля националисты, ярые русофобы при абсолютном молчаливом согласии украинских сил правопорядка совершили нападение на Российский центр науки и культуры и представительство Россотрудничества, а также офисы российских банков в Киеве. Не будем подробно останавливаться на этом инциденте, так как соответствующий комментарий на этот счет мы уже давали 19 февраля. Отметим лишь, что наши обращения к украинской стороне положить конец подобным выходкам радикалов и создать условия для безопасной работы российских учреждений на Украине остались без должной реакции.

Не прошло и недели, как нападению подверглось наше Генконсульство в Одессе – 27 февраля около трех десятков активистов националистических организаций Одессы забросали территорию российского загранучреждения дымовыми шашками, облили забор краской, выкрикивали оскорбления в адрес Российской Федерации. За этим безмолвно, не чиня никаких препятствий, наблюдали порядка 50 представителей правоохранительных структур Украины. Участившиеся акции против российских учреждений на Украине, а также бездействие сил правопорядка, которые присутствовали при  этом, говорят о том, что эти атаки инспирированы украинскими властями, которые упорно реализуют курс на агрессивный национализм неонацистского толка.

В одном из интервью я упомянула о выступлении Президента США Дж.Буша ст. в 1991 г. в Киеве, который предостерегал народ Украины от национализма. В его выступлении есть пассаж, который действительно потрясает воображение людей, плотно занимающихся Украиной, в котором он называет этот национализм «самоубийственным». Как будто предвидел, что национализм – это не просто отрицательная черта. У каждого государства, народа есть то, с чем приходится иметь дело, есть проявления радикализма. Но есть и особенности. Президент Дж.Буш ст. в 1991 г. говорил о том, что его страна не поддержит этот «самоубийственный» национализм в контексте непосредственно самой Украины и проживающих там людей.

От действий радикалов страдают не только российские представительства. В феврале дважды были совершены нападения на Общество венгерской культуры в Закарпатье. Нет сомнений, что эти события являются реакцией на жесткую и принципиальную позицию венгерского руководства по отстаиванию прав и интересов национальных меньшинств на Украине. Официальный Киев вместо того, чтобы заняться добросовестным расследованием бандитских нападений в лучших традициях русофобии сразу же попытался переложить вину на российскую сторону, рассказал о некоем «российском следе» в этом деле. Тогда возникает вопрос: наши загранточки тоже Москва погромила? 

Призываем международные структуры дать адекватную оценку происходящему на Украине (пока они вообще всех не переубивали), этому  беспределу и потребовать от Киева соблюдать общепризнанные международные нормы с целью обеспечения безопасного функционирования иностранных учреждений, а также провести расследование, найти и наказать виновных в атаках на зарубежные представительства.

Мы, конечно, каждый раз призываем международные структуры, которые всегда фокусируются на правочеловеческой проблематике, дать оценку. Конечно, надежды мало, потому что до сих пор те, кто занимается и вовлечен, в том числе в урегулирование внутреннего украинского конфликта, не дали оценку т.н. закону «О реинтеграции» Донбасса. Несмотря на многочисленные просьбы, до сих пор не дана никакая оценка.

Хотим отметить, что российская сторона в полном объеме выполняет свои обязательства по созданию благоприятных условий для работы иностранных учреждений на своей территории, включая украинские представительства. К примеру, Культурный центр Украины в Москве на Арбате беспрепятственно осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 27 февраля 1998 г.

Украинская сторона в последнее время пытается продолжить претендовать на роль ньюсмейкера. Одиозные и иногда просто абсурдные высказывания украинских политических деятелей, принятие дискриминационных законов, регулярные выходки радикалов стали нормой политической жизни на Украине.

Казалось бы, дальше некуда, но нет предела совершенству. Киев дошел до того, что стал позволять себе вмешиваться во внутренние дела других государств и указывать, каким образом им организовывать избирательный процесс. Речь идет о ноте МИД Украины от 21 февраля относительно президентских выборов в Российской Федерации 18 марта 2018 г. Эта нота, претендующая называться документом, не вызвала у нас ничего, кроме недоумения. В частности, в ней украинская сторона, в нарушение общепризнанных норм и правил, предприняла попытку диктовать правила выборных процедур в Российской Федерации и на созданных избирательных участках в помещениях Посольства России в Киеве и российских генконсульств в Одессе, Львове и Харькове, которые пользуются дипломатическим иммунитетом.

В этой связи хотели бы напомнить, что Российская Федерация является суверенным государством, которое в соответствии с Конституцией самостоятельно определяет порядок проведения выборов Президента на всей территории страны, включая, разумеется, Республику Крым и город федерального назначения Севастополь, которые стали частью Российской Федерации путем реализации права народов на самоопределение, закрепленного в статье 1 Устава ООН и Международных пактах о гражданских политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. Мы не устанем повторять, что решение народа Крыма носит окончательный и бесповоротный характер, статус Республики Крым как субъекта Российской Федерации закреплен Конституцией Российской Федерации.

Рассчитываем, что украинской стороной будут соблюдены международные и двусторонние обязательства, включая Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., Консульскую конвенцию между Российской Федерацией и Украиной, и предприняты все необходимые меры для обеспечения безопасности российских загранучреждений на Украине, а также находящихся на территории Украины российских граждан, которые будут принимать участие в предстоящих выборах Президента Российской Федерации.

К оглавлению

 

О ситуации со СМИ на Украине

 

В драматическом ключе продолжает развиваться ситуация со СМИ на Украине. Их работа блокируется, работники СМИ подвергаются всяческому давлению вплоть до физического насилия. При этом должного расследования этих случаев, включая убийства журналистов, украинскими правоохранительными органами не проводится, что лишний раз говорит о том, что репрессии происходят с подачи официального Киева.

По оценке Национального союза журналистов Украины, только в период «евромайдана» (ноябрь 2013 – февраль 2014 гг.) в Киеве произошел  271 случай нападений на журналистов и редакции СМИ, которые остаются безнаказанными. Уже после государственного переворота систематически происходят убийства, избиения, аресты украинских журналистов, депортации работников зарубежных СМИ. Когда мы говорим о том, что нападают на российские объекты на Украине, то нам часто говорят, что у нас сейчас такие отношения с Украиной и это нужно принимать во внимание. А отношения Украины со своими гражданами и со СМИ также  будут оправдываться аналогичными тезисами? 

Дошло до того, что медийщики этой страны вынуждены скрываться бегством. Какими ценностями руководствуются на Украине, когда осуществляется подобное?

Но расследованиями, похоже, никто не занимается, нам об этом не известно. Вместо этого украинские правоохранительные органы отрабатывают политический заказ и напрямую участвуют в физическом давлении на неугодные СМИ. Последний пример. 8 февраля силовики ворвались с обысками в газету «Вести». Был придуман повод о споре хозяйствующих субъектов. На самом деле, была просто заблокирована работа издания.

О каких условиях для работы СМИ в принципе может идти речь в обстановке тотального правового нигилизма? Когда мы апеллировали к международным структурам в связи с дискриминационным характером действий украинских властей в отношении российских СМИ, нам говорили, что это наши с Украиной дела. Вот, собственно, и пример того, как в принципе на территории этой страны обстоят дела со СМИ. Это не вопрос отношения исключительно к российским СМИ, а посыл и тенденция, которые уже закрепились.

В очередной раз призываем международное сообщество решительно выразить свою позицию в отношении сложившейся ситуации. Мы также обращаемся к европейским правозащитным организациям, чьи страны активно поддерживали «евромайдан», дать объективную оценку тому, что сейчас происходит на Украине.

К оглавлению

О ситуации в Молдавии вокруг закона о борьбе с «иностранной пропагандой»

 

Мы уже неоднократно комментировали ситуацию в Молдавии вокруг дискриминационного закона о борьбе с «иностранной пропагандой». Мы обратились с призывом к профильным международным структурам и правозащитным организациям дать объективную экспертную оценку действиям молдавских властей на предмет их соответствия основополагающим принципам и нормам международного права. Внятной реакции пока нет. Точнее, реакция есть, но масштабы не соответствуют.

Нельзя не отметить, что по этой теме высказались главы дипмиссий США и ЕС в Молдавии, отметив, что данный подход не соответствует общедипломатическим нормам. К сожалению, несмотря на это, в Молдавии продолжает набирать обороты давление на СМИ. Вслед за общественным телевидением Гагаузской автономии «TV-Gagauzi» 26 февраля за ретрансляцию новостных сюжетов телеканала «Россия 1» молдавский совет по теле- и радиовещанию оштрафовал телевизионный канал «РТР-Молдова». В случае, если канал не согласится изменить сетку своего вещания, ему грозят повышением штрафов, после чего вообще возможен отзыв лицензии.

Таким образом, мы становимся свидетелями того, как европейская страна, стремящаяся стать полноправным членом Европейского союза, скатывается к тоталитарным практикам контроля и оказания прямого давления на неугодные официальному Кишиневу СМИ, вплоть до запрета их деятельности. Выражаем решительный протест в связи с антидемократическими действиями, которые направлены на подавление свободы слова.

Всё это, к сожалению, подается в виде следования передовому опыту ЕС. Говорится о том, что молдавское законодательство адаптируется к нормам Европейской конвенции о трансграничном телевидении. В Евросоюзе-то о таком слышали?

К оглавлению

 

О расхождениях в высказываниях американских официальных лиц по вопросу развития российско-американских отношений

 

Обратили внимание на явные разночтения в оценках двусторонних отношений и вообще к подходам к России и событиям в ней со стороны различных  американских официальных представителей.  Недавно прозвучало заявление официальных лиц по вопросам российско-американских связей. 28 февраля официальный представитель Государственного департамента США Х.Науэрт заявила, что «не уверена, что США и Россия могут двигаться дальше по вопросу налаживания отношений». В то же время, днем ранее, 27 февраля Посол США в России Дж.Хантсман, выступая перед студентами в Казани, сообщил, что смотрит с оптимизмом на 2018 г., который можно будет закончить «на лучшей ноте, чем сейчас». По его словам, в этом году отношения двух стран могут улучшиться, что позволит решить ряд проблем. Посол также отметил, что это следует делать постепенно, не «откатываясь» назад в развитии деловых и инвестиционных отношений, в поддержании контактов между простыми людьми. Хороший диссонанс, конечно. Все это не может не настораживать.

Судя по всему, в США есть две версии развития двусторонних отношений. Одна рассчитана на внутреннего потребителя в США, на международную реакцию. В глазах американских граждан ряд представителей американского политического истеблишмента формирует образ России как ужасной страны, и постоянно демонизирует наше государство. То же самое ретранслируется журналистам, которые внутри США освещают международные отношения.

Вторая версия рассчитана на россиян. Возможно, нам хотят показать, что США делают все, чтобы развивать отношения между двумя странами, но что-то или кто-то не дает им это делать. Я привела цитаты двух официальных представителей государства, сказанных с разницей в несколько часов. От сомнений в возможности двигаться дальше в налаживании отношений до перспектив улучшений уже в этом году. Сильно, правда?

Я прекрасно понимаю, что порой для того, чтобы изжить некие негативные характеристики и тенденции развития общества нужны десятилетия. Для того, чтобы США изжили в своем обществе сегрегацию необходимо еще какое-то время.

Хотела бы сказать еще раз, что если Госдепартамент США еще раз посмеет назвать наших журналистов, которые присутствуют на брифинге, «журналистами из России» и на этом основании перестанут с ними общаться, то мы сделаем то, что обещали. Мы сделаем специальные места для т.н. журналистов из США. Это поведение недопустимо. Если раньше, буквально несколько десятилетий назад, в один автобус в США не пускали людей с разным цветом кожи, то это надо изживать в себе, а не возвращаться к порочной практике в начале XXI века, деля журналистов по странам и национальностям. Это журналисты, которые выполняют свою работу. Конечно, они имеют национальную принадлежность, конечно, они приехали из Российской Федерации, но на основе принадлежности к стране вы не имеете права отказывать им в доступе к информации. Еще раз повторю, что если это повторится вновь, то мы сделаем места для журналистов из США. Это будут специально отведенные места в Пресс-центре МИД России и на пресс-конференциях, чтобы ваши журналисты почувствовали, что это такое.

Я очень благодарна тем американским журналистам, которые отстояли право своих российских коллег на доступ к информации и равное к себе отношение.

К оглавлению

О систематическом вмешательстве США в выборы иностранных государств

 

Нас часто спрашивают, что мы имеем в виду, когда говорим о систематическом вмешательстве США в выборы в иностранных государствах. Мы приводим различные примеры. Но лучше всего прочитайте книгу бывшего Госсекретаря США Х.Клинтон. Не последнюю, которая называется «Что случилось?», а написанную по итогам ее деятельности в качестве Госсекретаря. В книге на каждой странице по нескольку раз рассказывается, как они вмешивались во внутренние дела различных государств и моделировали процессы внутренней жизни, что они делали для поддержки тех или иных режимов, в которых были заинтересованы или, наоборот, не были заинтересованы. В ней все это написано. Это все не просто в открытом доступе, а продается в магазинах.

К оглавлению

 

О якобы имеющихся в России планах о возможной денонсации Европейской конвенции о защите прав человека и прекращению членства России в Совете Европы

 

Вчера к нам поступило много вопросов от российских и зарубежных корреспондентов с просьбой прокомментировать появившуюся в СМИ информацию о якобы наличии в российских органах власти планов о возможной денонсации Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и, как следствие, выходу России из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека и прекращению членства России в Совете Европы.

Я, честно говоря, не могу ни опровергнуть, ни подтвердить данную информацию. При этом очевидно, что отношения между ПАСЕ, ЕСПЧ и Россией переживают на настоящий момент кризисную стадию. Регулярно выражаем нашу обеспокоенность сложившейся в ПАСЕ удручающей ситуацией: Россия не участвует в ее сессиях с конца 2014 г., когда наша делегация была ограничена в полномочиях. А ведь в компетенцию данного органа входит принятие целого ряда весьма значимых решений, в том числе избрание судей ЕСПЧ, а также ключевых должностных лиц Совета Европы.

В данном контексте отсутствие у России возможности участвовать в голосовании по столь значимым вопросам напрямую влияет, на наш взгляд, на легитимность решений, принимаемых в отношении нашей страны органом, при формировании которого ее волеизъявление не учитывается.

Мы регулярно доводим до сведения наших партнеров по СЕ и озабоченности, связанные с изобретательным (а подчас и одиозным) толкованием ЕСПЧ положений ЕКПЧ, идущим вразрез с нормами общего международного права и принципом субсидиарной, то есть вспомогательной роли Суда. Ряд политизированных постановлений против нашей страны являются наглядным примером применения Судом «двойных стандартов», о чем российские представители заявляют на специальных заседаниях Комитета министров Совета Европы.

Таким образом, мы рассчитываем на то, что совместные усилия по преодолению сложившихся трудностей в отношениях между Россией и Советом Европы в ближайшем будущем приведут к восстановлению полноценного сотрудничества в духе целей Организации, закрепленных в ее Уставе.

К оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Как Вы оцениваете сообщения о том, что Госдеп США выдал разрешение на поставки на Украину ракетных комплексов «Джавелин»? Возможно ли в этих условиях возобновление переговоров в «нормандском формате»?

Ответ: Мы задаём открыто, публично нашим американским, европейским коллегам, представителям всех, кто обсуждает с российской стороной ситуацию на Украине, вопрос о том, просчитано ли, проанализировано ими, к чему всё это ведёт, чего они хотят добиться? Урегулирования конфликта? Для этого есть минский «Комплекс мер». Там всё прописано. Кстати говоря, там нет ни слова о том, что поставки вооружений могут каким-то образом помочь урегулированию ситуации. Там говорится о совершенно другом – о поэтапном плане урегулирования, который нужно шаг за шагом реализовать. А для того, чтобы он был реализован сторонами, нужно оказать всё необходимое содействие и влияние, которое есть у стран, на конфликтующие стороны. Вот и всё. А про оружие в минском «Комплексе мер» ничего не говорится.

К оглавлению

Вопрос: Вчера появилась информация, в т.ч. на сайте МИД России, о встрече заместителей министров иностранных дел стран «Каспийской пятёрки». Были ли раскрыты детали переговоров? Потом состоялись телефонные разговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с министрами иностранных дел Ирана и Азербайджана. Связано ли это с подготовкой к предстоящему саммиту?

Ответ: Возьму Ваш вопрос на проработку, думаю, в ближайшее время дадим дополнительную информацию по нему, если будет возможно. Могу сказать, что российская сторона регулярно обсуждает с коллегами из Азербайджана и Ирана тему Каспия, т.к. она актуальная для наших стран.

Вопрос: В Армении избран новый президент, который вступит в полномочия 9 апреля. Как Россия намерена выстраивать с ним отношения?

Ответ: Делать соответствующие заявления, безусловно, прерогатива Президента России. Наши отношения с Арменией носят исторический характер, их вектор закреплён в двусторонних документах, поэтому исходим из того, что развитие будет таким, каким оно было определено двусторонними соглашениями и в ходе многочисленных саммитов, встреч, переговоров, исходя, в первую очередь, из принципов благополучия и интересов народов двух стран.

К оглавлению

Вопрос: Считаете ли Вы целесообразным возвращение Степанакерта за стол переговоров по карабахской проблеме?

Ответ: Наша позиция по нагорно-карабахскому урегулированию хорошо известна, она изложена в соответствующих справочных документах на сайте Министерства и не претерпела изменений. Если появится какая-то нюансировка или развитие событий по данному сюжету, мы обязательно Вас об этом проинформируем.

К оглавлению

Вопрос: Президент России В.В.Путин сказал во вчерашнем послании, что появление крылатых ракет – не блеф. Наверное, он намекал, что некоторые могут подумать так за 17 дней до выборов.

Ответ: Думаю, многие хотели бы, чтобы это был блеф.

К оглавлению

Вопрос: Как Вы считаете, есть ли у международного сообщества возможность убедиться в подлинности существования этих ракет?

Ответ: Ещё раз хотела бы отметить, что комментарий, тем более официальный, относительно послания Президента России – прерогатива соответствующих российских структур, как и исполнение того, что намечено Президентом Российской Федерации, что, как Вы знаете, прописано в соответствующих документах, Конституции.

Что касается того, можно или нельзя убедиться в подлинности существования этих ракет, я хотела бы задать, кстати говоря, не риторический, а вполне практический вопрос: когда-нибудь Российская Федерация отказывалась от военного сотрудничества, кооперации, обмена информацией? Посмотрите, какое количество мероприятий с дипкорпусом проводит наше Министерство обороны. В Москве для этого построен специальный центр, куда приезжают иностранные делегации, приходит военный атташат, там проходят мероприятия для СМИ. Мне кажется, что та открытость, желание совместной работы, которая проявляется по линии нашего оборонного ведомства, беспрецедентная как для всего мира, так и для нашей страны. Чего греха таить, нельзя сказать, чтобы за ХХ век мы проявляли какую-то особую открытость. Но времена меняются, открытость и кооперация стали нашей визитной карточкой, в т.ч. в таких областях, как оборона, военно-промышленный комплекс и т.д. Если есть заинтересованность, вопросы, российская сторона всегда открыта, чтобы на них ответить. Ещё раз говорю: зайдите на сайт Минобороны, посмотрите, какое количество мероприятий с участием иностранных специалистов, экспертов, наблюдателей оно проводит.

Ещё один момент (не совсем по теме Вашего конкретного, очень узкого вопроса). Я хотела бы обратить Ваше внимание на то, о чём мы говорили неоднократно. Все проблемы, которые мы предвидели по проблематике международной стабильности, безопасности, мы всегда предлагали решать вместе – например, та же самая противоракетная оборона. Несколько лет назад в Москве недалеко от Министерства иностранных дел проходила не просто по инициативе, но при полной организации российской стороны большая пресс-конференция. Может, кто-то даже её освещал, думаю, наши старожилы-корреспонденты из Латинской Америки помнят конференцию по ПРО. Это было очень масштабное мероприятие, когда именно российская сторона приглашала наших западных партнёров – США, другие страны для конкретного, предметного разговора. В таком же примерно формате в виде роликов, инфографики, расчётов демонстрировались наши выкладки о том, как можно было бы организовать мировую безопасность без деления мира на зоны комфорта, безопасные зоны, не приватизируя безопасность какими-то отдельными столицами, регионами. Это было практическое приглашение к конкретной работе после всех политических заявлений, концептуальных документов.

После этого мы опять не получили никакого ответа, который бы материализовался в практическую прикладную работу. Только наращивание вооружений на наших границах, агрессивной риторики, принятие ещё более страшных концепций по вооружению, некому сдерживанию «агрессора» (при этом под «агрессором» всё время стала пониматься наша страна). Если раньше это ещё как-то камуфлировалось, то в последние годы об этом говорили и писали открыто.

Мы никогда не закрывали дверь к взаимодействию по всем направлениям. Мы приглашали сами, пытались со своей стороны начать эту работу в инициативном плане. Вспомните ту же Мюнхенскую речь Президента России. Там много сказано о том, что российская сторона предвидела, о чём международному сообществу стоило бы задуматься. Вспомните выступление Президента Российской Федерации на заседании ГА ООН в 2015 г. Разве это не было приглашением к диалогу по конкретной теме, предполагающей именно коллективные действия? Если сочли, что ПРО – это та тема, по которой взаимодействие с Россией почему-то невыгодно, непрагматично и не отвечает политическим задачам, то уж взаимодействие по контртерроризму нельзя назвать невыгодным – это выгодно всем от политиков до обывателей. Вспомните это выступление.

Поэтому хотела бы повторить, что мы всегда были и будем открыты (это основа современной России) к взаимодействию в различных сферах.

К оглавлению

Вопрос: Российской стороной и венгерским правительством было обещано, что строительство АЭС в Венгрии начнётся уже в январе или феврале. По неофициальным каналам была информация о том, что Президент Российской Федерации В.В. Путин в этой связи посетит Венгрию. Есть ли информация об этом или задержках строительства?

Ответ: Уточним у наших экспертов и сегодня ответим.

К оглавлению

Вопрос: Президент Украины П.А.Порошенко говорил о долге России, связанном с газом. О каких долгах идёт речь?

Ответ: Надо спрашивать у украинской стороны. У нас, к сожалению, есть опыт взаимодействия с Украиной по газовому вопросу – это всегда сложно и не по российской вине. Историю вы знаете и уточнять, что произошло на этот раз, надо в Киеве.

К оглавлению

Вопрос: На вчерашнее послание Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию американцы сразу отреагировали обвинениями в нарушениях международных норм применения стратегического оружия. 

Ответ: На моментальный комментарий со стороны Госдепартамента США последовал моментальный комментарий Посла России в США А.И.Антонова, размещённый на наших ресурсах. Обратите на него внимание. Это конкретный, экспертный, не эмоциональный комментарий.

К оглавлению

Вопрос: Как бы Вы прокомментировали ситуацию с отказом США от участия в российско-американских экспертных консультациях по вопросам международной информационной безопасности?

Ответ: Если говорить мягко, дипломатично – ситуация странная, реально – выходящая за рамки приличия. Договорённость об этом была достигнута, установлены конкретные сроки, параметры, потом консультации. Помимо всего прочего мы регулярно слышим от различных американских политиков (сенаторов, конгрессменов, экспертов) некие данные, новые вводные о российском кибервмешательстве, влиянии и т.д. Что могло бы быть лучше обсуждения этого в данном формате. Российская сторона к этому не просто была готова, а делала всё, чтобы эти консультации прошли конструктивно. В последний момент, несмотря на достигнутые договорённости, американцы, которые подтвердили своё участие, получили команду не участвовать. Это стало большим сюрпризом для них самих. Вот как сейчас идут дела. Честно говоря, не собирались на данном этапе это комментировать, но раз вы спросили, рассказываю, как эти дела обстоят на самом деле. Вот вам информация к размышлению относительно реальности, а, на самом деле, беспочвенности обвинений в неких киберугрозах со стороны России. Предлагали конкретно обсудить всё, что у американцев наболело и накипело – на экспертном уровне есть желание, потому что эксперты всегда могут поговорить, – но прошёл политический сигнал, в результате которого эти эксперты были вынуждены отказаться от не только от запланированных, но и подтверждённых консультаций. Была подтверждена повестка, формат, не только время и место, а конкретные детали. Но, ещё раз говорю, политический сигнал прошёл. От кого он прошёл, почему и что это был за сигнал – лучше уточнить у американской стороны.

К оглавлению

Вопрос: «Коммерсант» написал, что бывший сотрудник посольства А.Абьянов заявил, что канал через А.Ковальчука, которого задержали в Германии, работал с 2012 г. Как бы Вы это прокомментировали?

Ответ: Прокомментирую это одной «сенсационной» информацией, которая, к сожалению, не для всех СМИ дошла – идёт следствие, полтора года работают эксперты, специалисты. Работают напряжённо, совместно с аргентинской стороной. Были предприняты соответствующие шаги, произведены аресты. При этом следствие продолжается. Напомним, что именно российская сторона предложила аргентинской стороне начать взаимодействие по этому сюжету и в первую очередь была заинтересована в эффективности той операции, которая, в результате, прошла успешно. Это констатировано с двух сторон, потому что всё было обнаружено на территории комплекса, который принадлежит российскому посольству. Ещё раз говорю, что идёт следствие.

К сожалению, будет большое количество недостоверной информации. Сейчас уже идёт новая волна – начинаются опровержения. Сегодня, например, «Московский комсомолец» написал опровержение той публикации, которая была вчера – везде было написано, что подозреваемый, некто Ковальчук, которого разыскивали по линии Интерпола, являлся сотрудником российского посольства. Читали миллион версий, по которым он был дипломатом, сотрудником Департамента безопасности, сотрудником МИД, техническим специалистом посольства, техническим специалистом нескольких наших посольств. Это всё абсолютное враньё и ложь. Начинается уже публикация опровержений. Сегодня в эфире, отвечая на этот вопрос, я уже приводила примеры, что, к сожалению, этим страдают даже государственные СМИ России. Мы будем кропотливо опровергать ту информацию, которая не соответствует действительности, делать соответствующие публикации в разделе сайта МИД. Все технические параметры, все вопросы, связанные с обвинёнными, обвиняемыми, арестованными – это вопросы следствия, которое сейчас идёт.   

К оглавлению

Вопрос: Аргентинская таможня (у них даже была опубликована фотография в «Твиттере») утверждает, что это был российский самолет СЛО «Россия». Управление делами Президента утверждает, что это ненастоящая фотография, фейк. Планирует ли МИД России или Управделами показать настоящий самолет?

Ответ: Я еще раз говорю, что эти вопросы относятся к компетенции следствия. По техническим вопросам нужно обращаться к ним. У нас был официальный комментарий по линии Управделами Администрации Президента, они давались неоднократно. К сожалению, не все их цитировали. Считаю что все-таки нужно опираться на информацию тех государственных органов,  в отношении которых существуют подобные данные. В комментарии МИД, в заявлении ЦОС ФСБ говорилось, что идет следствие. Все детали, которые можно было дать в интересах следствия, мы дали. Было порядка семи-восьми интервью нашего Посла, который предельно оперативно комментировал эту ситуацию, опять же в рамках своей компетенции то, о чем можно сейчас говорить. Большая просьба все-таки исходить из интервью Посла, комментария МИД, заявления ЦОС ФСБ. И для зарубежной аудитории, и для своей мы все выставляем на информационные ресурсы, сайты и соцсети.

К оглавлению

Вопрос: 27 ноября 2017 г. Посол России в Азербайджане В.Д.Дорохин был освобожден от должности. До сих пор российскую миссию так никто и не возглавил. Есть ли какая-то определенность с кандидатурой на пост посла России в Азербайджане?

Ответ: Определённость с назначением послов Российской Федерации вносит Президент Российской Федерации. Соответствующие указы публикуются на сайте Президента. Это полностью его прерогатива. Но могу сказать, что наши отношения с Азербайджаном развиваются, работа идет. Наше посольство работает в Баку, поддерживаются контакты в Москве с нашими азербайджанскими коллегами. Это естественный процесс – ротация посла. Бывает по-разному. Но еще раз повторю, что это не отражается на наших связях и контактах с азербайджанскими коллегами.

К оглавлению

Вопрос: В отличие от американских СМИ, которые вчера пестрели заголовками о «супероружии Путина», в Германии весь день писали о хакерских атаках на различные министерства, в том числе на МИД. В этих атаках обвиняются российские хакеры. Мы уже неоднократно наблюдали такие ситуации: в США поражение демократов пытались оправдать атаками, в Испании таким образом оправдывали результаты референдума.

Ответ: А вы знаете, что потом официальная позиция Мадрида, некоторые представители которого как-то невнятно начали обвинять Россию, что все это дело ее рук, была отозвана? Сказали, что  их опять не так поняли, что они не то имели в виду. Что говорить? Все они правильно имели в виду с их точки зрения. Нужно было придумать правильный аргумент для внутреннего потребления, вот они и придумали. А потом начали (извините за это «невысокое» выражение), «отыгрывать обратно». Вот вам цена подобных заявлений и ответственности за них. Когда было нужно и когда не было политических ресурсов для разрешения внутренней ситуации, начали прибегать к раскрученным тезисам. Потом, уже потеряв в этом смысле лицо, они начали забирать свои слова обратно и говорить, что их не так поняли.

К оглавлению

Вопрос: Если в США таким образом пытались оправдать победу Д.Трампа, в Испании сепаратизм Каталонии, с чем же связаны обвинения Германии в адрес России?

Ответ: Честно говоря, я не знаю. Думаю, надо спрашивать у политологов и экспертов непосредственно в Германии. Но вообще политическая ситуация в этой стране развивается очень активно. Возможно, в связи с развитием политической ситуации. Ее комментируют очень широко, почитайте, что там происходит. Это одно из предположений, мне сложно сказать.

К оглавлению

Вопрос: В основной части своего выступления Вы подробно остановились на инициативе России об открытии гуманитарных коридоров в Сирии. Буквально вчера представитель Госдепа США Х.Науэрт эту инициативу раскритиковала и назвала ее смехотворной. По ее словам, мирные граждане в Восточной Гуте этими коридорами не пользуются, как не пользовались и в Алеппо. 

Ответ: Да она-то откуда знает?

К оглавлению

Вопрос: По ее информации, они ими не пользуются, потому что боятся преследования со стороны Правительства Сирии. Как бы Вы могли ответить на эту критику?

Ответ: Прежде, чем заявлять такие вещи, нужно хотя бы иметь представление, о чем говоришь. Я сегодня приводила конкретную ситуацию, рассказала о том, что если говорить об эффективности гуманитарных коридоров, которые были организованы российской стороной, то они были обеспечены безукоризненно с учетом всей сложности этой ситуации. Это гуманитарная помощь, поддержка медикаментами, психологическая поддержка, фактическое обеспечение безопасности. Всем это демонстрировалось на соответствующих вебкамерах, на сайте Министерства обороны. Это тот опыт, который есть у российской стороны. В данном случае говорить о неэффективности?

Нужно комментировать вопросы эффективности в контексте зоны ответственности США. Я сегодня привела пример ситуации в Ракке. Хотелось бы послушать американскую сторону, как они оценивают эффективность проведения операции там. Все ли там нормально? Налаживается ли там жизнь? Еще раз говорю, в Алеппо вернулось 200 тыс. человек. Мало того, это не мифология, это не просто цифра на бумаге. Там можно посмотреть видеокадры.

Кстати, у Вашего канала такие кадры есть, потому что, когда к нам приезжают зарубежные делегации, они говорят о том, что видят репортажи «Раша Тудей» и могут сравнить их с репортажами западных СМИ, которые вообще замалчивают нормализацию жизни в районах Сирии, где при поддержке ВКС России сирийским Правительством проводились контртеррористические операции, где сейчас создаются условия для возвращения населения. Собственно говоря, эта цель и ставилась во главу угла. Но ничего этого нет. Возможно, представитель Госдепа США ничего не знает о том, что в освобожденные города возвращаются люди, налаживается жизнь, что есть позитивные, положительные примеры. Она может этого не знать, потому что смотрит только «Си-Эн-Эн» или «Фокс-Ньюс», хотя «Си-Эн-Эн» она вряд ли смотрит.

К оглавлению

Вопрос: Во время своего недавнего визита в Сербию Министр иностранных дел России С.В.Лавров в очередной раз повторил, что Россия никому, в том числе и Сербии, не навязывает выбор, с кем и как дружить. С другой стороны, европейское сообщество ставит Сербии определенные условия для вступления страны в Европейский Союз, в том числе по присоединению Сербии к антироссийским санкциям. Могут ли повлиять эти навязанные европейским сообществом условия на характер российско-сербских отношений?

Ответ: Я присутствовала на пресс-конференциях, которые состоялись с участием главы российского внешнеполитического ведомства и его сербских коллег. На одной из них, после продолжительных и очень обстоятельных переговоров, Президент Республики Сербии А.Вучич высказал позицию своего государства относительно давления на страну по поводу введения антироссийских санкций. А.Вучич достаточно прямо сказал. Посмотрите его слова, касающиеся введения антироссийских санкций. Думаю, исходить надо из этого. То, что мы никогда ни перед Сербией, ни перед другими странами не ставили вопрос «или – или» или – или с нами, или против нас, или если вы не с нами, то мы не будем общаться с вами. Так не было никогда, и мы уже говорили о том, что эта концепция просто вредоносна. Есть страны, и их, к сожалению, немало, где эта концепция уже была реализована западными партнерам и принесла свои разрушительные плоды. Надеюсь, пример этой неудачной политики под названием «или – или» будет учтен, этот опыт не останется незамеченным и больше нигде не будет применяться западными коллегами. Сербия может гармонично развивать отношения с любым регионом мира, с любой страной, исходя из своей политики, определенной волеизъявлением своего народа. Не видим в этом никаких противоречий.

К оглавлению

Вопрос: Вчера в ходе своего Послания к Федеральному Собранию, Президент России В.В.Путин заявил, что любое применение ядерного оружия против России и её союзников будет рассматриваться как ядерное нападение, и ответ на него будет незамедлительным. Можете ли Вы озвучить этих союзников России, чтобы наши западные партнеры имели это в виду?

Ответ: Можно, но не нужно. Наши внешнеполитическая и военная доктрины доступны. Эти текстовые документы неоднократно комментировались. Считаю, что нет никакой необходимости в какой-либо детализации той части Послания, которую Вы процитировали. Всё предельно четко, ясно и понятно. Тот запредельный уровень давления, который Россия ощутила в последние годы, а также некооперабельность по чувствительным для нас вопросам, в том числе связанным с национальной, региональной и общемировой безопасностью, просто не оставили шансов нашему государству, чтобы соответствующие меры не были приняты. Мы неоднократно говорили о том, что не считаем необходимым делить безопасность. Считаем важным работать вместе над созданием общей безопасности с европейцами, поддерживать диалог по вопросам безопасности с другими регионами мира, не только с теми, с которыми мы граничим на суше. К сожалению, нас не слышали, соответственно в Послании вчера об этом и говорилось.  

К оглавлению

Вопрос: Вы говорили о том, что в ходе предстоящего визита Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ряд африканских стран планируется обсуждение с зарубежными коллегами вопросов, касающихся реформирования Совета Безопасности ООН. Означает ли это, что реформа Совета Безопасности ООН приобрела очевидные очертания, или то, что у России поменялась позиция по этому вопросу?

Ответ: Нет, позиция не поменялась. Тематика и обсуждение реформ Совета Безопасности ООН занимает достаточное место в переговорах с большинством зарубежных партнеров, тем более визиты Министра иностранных дел России в перечисленные африканские страны осуществляются не каждый год. Это регион, в котором Министр бывает регулярно, но не так часто, как в других, например, в Европе. Именно поэтому с этими странами, действительно, предполагается обсудить весь комплекс проблем, в частности, проблему, которая, безусловно, затрагивает африканские страны – реформирование Совета Безопасности ООН, на котором будет сделан особой акцент. Повторюсь, тема реформирования Совета Безопасности ООН обсуждается с подавляющим большинством государств в ходе переговоров по линии внешнеполитических ведомств. Что касается концептуального подхода, то не могу сказать, что последнее время эта работа ведется в стенах штаб-квартиры как-то особенно интенсивно, но и при этом нет ощущения, что этой работе не уделяется достаточного внимания. Работа идет – от обсуждения в двустороннем и многостороннем форматах до мероприятий научного-практического и научно-прикладного планах в стенах самой Организации. Министр иностранных дел России С.В.Лавров очень часто в ходе своих интервью уделяет этой тематике особое внимание, так как знает эту работу изнутри, проработав Постоянным представителем Российской Федерации при ООН достаточно долгий период времени. Обязательно направим Вам целую подборку материалов по российскому подходу к этому вопросу.

К оглавлению

Вопрос: Хотел бы задать вопрос относительно вновь начавшихся экономических войн с Белоруссией, в плане поставок молока и молочной продукции из Белоруссии, которые Роспотребнадзор перенес на 6 марта.

Ответ: Не слышала о «войнах» с Белоруссией в различных сферах. Уточню у экспертов, о чем идет речь, но уж точно назвать это «войной» нельзя. Если есть какие-либо вопросы, мы их решаем. Сегодня, кстати, познакомилась с новым советником-посланником Посольства Белоруссии в Москве Н.А.Кислековой, которая будет работать и представлять Белоруссию в России. Ничего такого мы с ней не обсуждали, не слышала от нее подобных эпитетов. Уточню, о чем идет речь. Если есть какие-то проблемные вопросы, мы всегда их решаем с белорусскими коллегами конструктивно.

К оглавлению

Вопрос: Вчера Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко достаточно жестко ответил на подобные вещи.

Ответ: Я уточню.

К оглавлению

Вопрос: По Вашим словам, те, кто говорили о том, что кокаин должен был перевозиться в дипломатической почте, не представляют себе, как она формируется. Как формируется дипломатическая почта и кто принимает решение о том, что в ней будет отправлено? Например, могут ли ей быть отправлены личные вещи дипломата, технического персонала?

Ответ: Могу сказать, что сенсационность Вашего вопроса не имеет права на существование. В нашем комментарии, который был дан сразу после опубликованной в аргентинских СМИ информации, четко написано, что диппочта формируется исключительно руководством загранучреждения, если мы говорим о загранучреждениях. Без контроля со стороны руководства она не формируется. Это изложено в нашем письменном комментарии.

К оглавлению

Вопрос: Но что туда может попасть? Могут ли быть отправлены личные вещи сотрудников Посольства, завхоза? Иначе непонятно, зачем оставлять в школе 12 чемоданов, если их все равно нельзя отправить дипломатической почтой, а на обычной почте их обязательно проверят?

Ответ: Об этом и говорили. Когда пошла информация о том, что это была дипломатическая почта, было сказано, что это не соответствует действительности - либо это неверно преподнесенная информация, либо заведомый фейк. Возможно, не исключаю, было желание выдать это за дипломатическую почту. Сегодня, отвечая на этот вопрос в интервью С.Доренко, привела очень банальный пример. Если Вы пойдете в какой-то фирменный магазин, попросите у них фирменный пакет, при этом положите туда купленную на улице вещь и будете выдавать ее за покупку, сделанную в магазине, то вряд ли вещь перестает быть купленной на улице. Возможно, примерно об этом может идти речь. Попытка выдать это за дипломатическую почту, возможно, была, но, повторюсь, это вопрос следствия. Я не могу подтвердить, так как это вопрос следствия, которое еще длится. Была ли на самом деле это дипломатическая почта? Еще раз мы говорим о том, что нет. Это было сказано сразу в нашем письменном комментарии. Кстати, мне кажется, у нас был опубликован материал относительно дипломатических курьеров, о том, что такое в принципе дипломатическая почта. Думаю, будет неплохо это обновить и поместить на советующих ресурсах Министерства.

Еще раз говорю, что это не попытка уйти от ответов на Ваши вопросы. Это ограничение наших полномочий ведущимся следствием. Мне очень хочется, чтобы Вы это услышали и поняли. Я не скрываю, что не была в курсе спецоперации. Я узнала об этом от коллег, и та информация, которой мы владеем, ограничивается ведущимся следствием.

К оглавлению

***

Хочу сказать, что сегодня будет очень необычное, невеселое завершение брифинга.

22 февраля на съемках программы «Место встречи» на телеканале НТВ произошел инцидент (вы, наверное, знаете, о чем я говорю). Обсуждалась ситуация на Украине, в частности в Донбассе. На реплику политолога, эксперта из Германии, который сказал, что украинские военные обстреливают мирное население на юго-востоке Украины,  украинский эксперт возмутился и потребовал доказательств. Речь зашла о детях. Неоднократно со стороны украинского эксперта звучало требование дать доказательства о страданиях детей, он уверял, что это не так, нет никаких материалов на эту тему. Еще раз хотела бы сказать о том, что передача закончилась так, как закончилась. Я считаю, что журналисты, эксперты, политологи могут и должны отстаивать свои аргументы исключительно интеллектуально, не прибегая к силе (это второй вопрос, но не могу об этом не сказать).

Мы не могли пройти мимо, в том числе потому, что нам направили огромное количество писем, поступали звонки от людей из Донбасса, которые были возмущены тем, что якобы никто не знает об их трагедии, о том, что страдают не просто мирные, гражданские лица, но и дети. Специально для украинского эксперта, принимавшего участие в программе и не видевшего результатов ударов по мирному населению Донбасса, мы подготовили материалы с фотографиями детей, погибших и пострадавших от действий вооруженных сил Украины. Мы получили эти фотографии не опосредованно, а напрямую. Мы не искали их в интернете, чтобы это были не фейки. Напрямую общались с людьми, живущими в Донбассе. Даже видавшие виды сотрудники ДИП сказали, что смотреть на них выше их сил. Не будем все вам показывать, это страшные фотографии. Но знать, помнить и напоминать тем, кто не знает и не помнит, мы должны. Сегодня на экранах мы покажем вам несколько фотографий и сделаем специальный раздел в социальных сетях, где будем публиковать их для тех, кто не знает и не помнит, что происходит с детьми в Донбассе.

Извините за нетрадиционное окончание брифинга, но мы не могли этого не сделать.

К оглавлению

 


Дополнительные материалы

  • Видео

  • Фото

Фотоальбом

1 из 1 фотографий в альбоме

Некорректно указаны даты
Дополнительные инструменты поиска