ООН
О ПОЗИЦИИ РОССИИ НА 79-Й СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН
1. Основным приоритетом в ходе 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН является восстановление центральной координирующей роли Всемирной организации в мировых делах, которая пошатнулась в результате линии Вашингтона и его сателлитов на подчинение ООН своим установкам. Эта задача закреплена в Концепции внешней политики Российской Федерации.
Деятельность ООН должна быть в первую очередь направлена на формирование более справедливого, демократического и устойчивого многополярного мироустройства с опорой на принципы Устава ООН во всей их полноте и взаимосвязи, прежде всего принцип суверенного равенства государств.
2. Необходимо решительно противодействовать попыткам западников продвигать одиозную концепцию «миропорядка, основанного на правилах», которая предусматривает ревизию формировавшейся десятилетиями международно-правовой архитектуры, дискредитацию или произвольную интерпретацию целей и принципов Устава ООН, а также создание альтернативных узких форматов принятия решений в обход Всемирной организации.
3. Следует решительно бороться с порочными неоколониальными практиками, которые используются коллективным Западом в целях замедления объективного исторического процесса формирования подлинно многополярного мироустройства и удержания своего ускользающего доминирования и дальнейшего паразитирования на странах мирового большинства.
Речь идет о незаконных односторонних санкциях, несправедливых торговых соглашениях, ограничении доступа к новым технологиям, разграблении ресурсов суверенных государств, а то и прямых силовых интервенциях. Такие шаги бьют по наиболее уязвимым слоям населения затронутых стран и отдаляют перспективу реализации Целей устойчивого развития.
На этом фоне по линии Группы друзей в защиту Устава ООН подготовлен проект резолюции Генассамблеи ООН «Искоренение колониализма во всех его формах и проявлениях». Основные цели документа: объявление 14 декабря Днем борьбы против колониализма во всех его формах и проявлениях (приурочен к дате принятия ГА ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 1960 г.) и закрепление профильного пункта в повестке дня Генассамблеи.
Указанная инициатива одобрена в рамках Спецкомитета Генассамблеи по деколонизации (С-24) в июне 2024 г. Призываем всех конструктивных партнеров поддержать ее в ходе рассмотрения в Четвертом комитете ГА осенью с.г.
4. Специальная военная операция, проводимая в соответствии со статьей 51 Устава ООН, будет продолжена до достижения всех поставленных целей.
Оказание финансовой, технической и военной помощи Киеву со стороны западных стран, включая «накачку» вооружениями, влечет затягивание украинского кризиса и его эскалацию. Такая политика делает коллективный Запад соучастником преступлений неонацистского режима.
Вооруженные силы Украины, не способные переломить катастрофическую для них ситуацию на поле боя, в отместку наносят удары по мирному населению и гражданской инфраструктуре приграничных районов России. Все военные преступления, а также теракты киевского режима тщательно фиксируются, виновные понесут неотвратимое наказание.
Москва открыта к диалогу по политико-дипломатическому урегулированию кризиса. 14 июня 2024 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин обозначил условия для начала переговорного процесса: вывод украинских вооруженных формирований из Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, нейтральный безъядерный статус Украины, ее демилитаризация и денацификация, обеспечение прав, свобод и интересов русскоязычного населения, закрепление новых территориальных реалий (статуса Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей как субъектов Российской Федерации), а также отказ Киева от претензий на членство в НАТО и отмена всех санкций против России.
Вместе с тем в настоящее время не видим готовности украинских властей и их западных кураторов к переговорам. Вместо этого они ультимативно продвигают «формулу мира» В.Зеленского, которая только отдаляет перспективу всеобъемлющего, устойчивого и справедливого урегулирования. К поддержке данной инициативы западники пытаются обманным путем подтягивать страны мирового большинства, зазывая их на различные псевдомирные сходки. Убедительно призываем всех здравомыслящих членов международного сообщества не поддаваться на эти провокации.
Фиксируем подключение к таким контрпродуктивным начинаниям руководства Секретариата ООН в нарушение статьи 100 Устава Всемирной Организации, предписывающей ооновским чиновникам придерживаться равноудаленной линии. Подобными действиями Секретариат лишает себя возможности играть роль честного посредника.
5. Украинский кризис стал апогеем деградации системы евроатлантической безопасности. В этом контексте выдвинутая Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 14 июня 2024 г. инициатива по формированию новой архитектуры безопасности в Евразии предполагает опору на принцип равной и неделимой безопасности и отказ от «игр с нулевой суммой». Страны и их объединения не должны рассматривать какую-либо часть мира в качестве сферы своего исключительного влияния, равно как и стремиться обеспечить собственную безопасность за счет других.
В перспективе новую евразийскую систему можно было бы экстраполировать на другие регионы планеты с целью стабилизации глобальной военно-политической обстановки. Предлагаем всем заинтересованным странам континента – как его азиатской, так и европейской части – присоединиться к соответствующей дискуссии.
6. Основная ответственность за предотвращение и разрешение конфликтов, преодоление их последствий лежит на самих вовлеченных государствах. Международное содействие по линии ООН не должно подменять национальные усилия, может оказываться исключительно при согласии властей и в соответствии с Уставом Организации. Посредничество, «добрые услуги», а также превентивная дипломатия должны основываться на принципах беспристрастности и безусловного уважения суверенитета государств.
7. Цель реформирования Совета Безопасности ООН – адаптация этого органа к современным геополитическим реалиям путем повышения представленности в его составе государств Глобального Юга и Востока. При этом преобразования не должны отразиться на эффективности и оперативности СБ, что предполагает сохранение его относительно компактного размера («чуть более двадцати членов» – low twenties).
Особое внимание следует уделить исправлению исторической несправедливости в отношении Африканского континента в параметрах, согласованных самими африканцами. Поддерживаем кандидатуры Бразилии и Индии на постоянные «кресла» в реформированном СБ. Увеличение числа западников в любой категории членства с учетом их перепредставленности и неконструктивной линии недопустимо.
По какому бы пути ни пошла реформа, итоговая модель преобразований должна пользоваться поддержкой подавляющего большинства государств-членов, а в идеале – получить консенсусное одобрение. Пока такое согласие не просматривается. Соответствующие дискуссии необходимо терпеливо продолжать в формате Межправительственных переговоров (МПП) без установления искусственных крайних сроков. Перевод МПП на текстуальную основу до согласования базовых аспектов реформы был бы контрпродуктивен.
Прерогативы постоянных членов Совета, включая право вето, ревизии не подлежат. Вето – не привилегия, а важнейший механизм работы СБ, который гарантирует принятие по-настоящему сбалансированных и выверенных решений, учитывающих весь спектр мнений. Это особенно актуально на фоне очевидного нежелания западных членов прислушиваться к своим коллегам по Совету.
8. Россия активно участвует в подготовке к «Саммиту будущего» (Нью-Йорк, 22-23 сентября с.г.) и согласовании его итоговых документов – «Пакта будущего», а также приложений к нему – «Глобального цифрового договора» и «Декларации о будущих поколениях».
Любые начинания по совершенствованию работы ООН должны быть направлены на повышение эффективности и авторитета Организации. Необходимо сохранить ее межправительственную природу и «разделение труда» между главными органами. Последнее слово в реализации инициатив по переустройству ООН – за государствами-членами, которые должны сами определить, какие предложения заслуживают претворения в жизнь.
Попытки повысить «профиль» неправительственных организаций и других негосударственных субъектов в работе Всемирной организации чреваты подрывом ее основ. Не можем согласиться с инициативами по созданию новых структур, дублирующих функции уже существующих ооновских органов, особенно в сфере международного мира и безопасности. Не поддерживаем идеи по усилению правочеловеческой составляющей в деятельности ООН. Рассматриваем как вредные шаги по универсальной увязке вопросов безопасности и климата, что создает предпосылки для вмешательства во внутренние дела государств и размывания мандата СБ.
9. Поддерживаем реалистичные инициативы по оптимизации деятельности Генассамблеи ООН в рамках рабочей группы по ее ревитализации. Во главу угла ставим отладку рабочих методов ГА, упорядочение перегруженной повестки дня, укрепление многоязычия. Нововведения должны быть рациональными и соотноситься с потребностями времени. Попытки перераспределить в пользу Генассамблеи полномочия СБ, недопустимы.
10. Поддерживаем развитие и укрепление сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными объединениями в соответствии с Главой VIII Устава ООН. Следует наращивать конструктивное взаимодействие ООН с ОДКБ, ШОС, СНГ, БРИКС и ЕАЭС, которые обладают более глубоким пониманием специфики ситуации в зонах своей ответственности и в этой связи способны гармонично дополнять усилия ООН по реагированию на актуальные региональные вызовы и угрозы.
11. Подчеркиваем безальтернативность всеобъемлющего подхода к урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке на общепризнанной международно-правовой основе, без внешнего вмешательства. При этом сохраняется востребованность коллективных международных усилий и инициатив, способствующих формированию общерегиональной архитектуры безопасности.
12. Выступаем за мирное урегулирование в Сирии на основе приверженности суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности страны в рамках политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при содействии ООН, как предусмотрено резолюцией СБ 2254. Соответствующие задачи составляют прямой мандат спецпосланника Генсекретаря ООН по САР Г.Педерсена, пытающегося подменить его размытыми и не имеющими «добавленной стоимости» планами.
Важно продолжать борьбу с тергруппировками, очаги присутствия которых сохраняются на не подконтрольных Дамаску территориях, прежде всего в Идлибе и Заевфратье. Рассматриваем как незаконное и подрывающее территориальное единство страны военное присутствие США и их союзников, а также Турции на севере, северо-востоке Сирии и в зоне «Ат-Танф». Произвольные атаки Израиля и нарушающие международное право решения по оккупированным сирийским Голанским высотам дополнительно дестабилизируют ситуацию.
Главным вызовом для сирийцев остается деградация гумположения. Реагирование международного сообщества, в том числе по линии ООН, остается недостаточным из-за политических установок западных стран. Они не выполняют донорских обязательств, отказывают в реализации насущных проектов по раннему восстановлению, но при этом расхищают природные ресурсы САР и ужесточают незаконные односторонние санкции, кроме того, блокируют содействие добровольному возвращению беженцев и ВПЛ, несмотря на непосильную нагрузку, связанную с затянувшимся пребыванием сирийцев в странах приема.
13. Беспрецедентная эскалация насилия в зоне палестино-израильского конфликта с растущими угрозами дестабилизации и проекции напряженности на регион в целом не может не вызывать озабоченности. Выступаем против терроризма во всех его проявлениях, против атак в отношении мирного населения в любом месте и в любой стране, включая Израиль 7 октября 2023 г. Однако данная атака не может использоваться в качестве предлога для коллективного наказания миллионов палестинцев, нападений на соседние Ливан и Сирию.
В этой связи необходимо постоянное и повсеместное прекращение огня; освобождение всех заложников и произвольно задержанных лиц; безопасный и беспрепятственный гумдоступ ко всем пострадавшим и нуждающимся; возобновление мирных переговоров на общепризнанной международно-правовой основе с упором на запуск необратимого процесса по созданию независимого и суверенного палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме.
14. Обеспокоены тупиковой ситуацией в политпроцессе в Ливии. Выходом из сложившегося положения могли бы стать проведение общенациональных выборов и создание единых органов власти со справедливым представительством в них всех регионов страны. При этом осуществляться такие шаги должны без излишнего внешнего давления. Настраиваем ливийцев на поиск компромиссов, скорейшее воссоздание единых госинститутов. Убеждены в безальтернативности инклюзивного диалога с учетом озабоченностей всех ливийских сторон и необходимости его сопровождения со стороны ООН.
15. Нормализация в Йемене осложняется эскалацией в регионе, включая обострение в зоне палестино-израильского конфликта, и милитаризацией в близлежащих акваториях. Тем не менее, необходимо активизировать переговорный процесс с участием всех йеменских протагонистов, включая движение «Ансар Алла», и ведущих региональных игроков при беспристрастном посредничестве ООН. Спецпосланнику Генсекретаря Х.Грюндбергу следует продолжить работу со сторонами, дабы запустить реализацию имеющейся «дорожной карты».
Санкционные меры СБ ООН в отношении Йемена утратили актуальность и в силу своей несбалансированности лишь способствуют сохранению турбулентности в регионе. Обеспокоены, что отдельные государства используют санкционные решения СБ в недобросовестных целях. Осуждаем незаконную передачу в третьи страны военной продукции, конфискованной при осуществлении досмотров судов.
16. Приветствуем уверенное продвижение Ирака по пути укрепления национального суверенитета. Убеждены, что иракские власти и народ готовы взять в свои руки полную ответственность за политическое будущее страны. Поддержали единогласно принятую 31 мая 2024 г. резолюцию СБ ООН 2732 о завершении к концу 2025 г. деятельности Миссии ООН по содействию Ираку.
Неизменно поддерживаем усилия иракского правительства по улучшению социально-экономического положения в стране, а также по борьбе с теругрозой. Видим успехи в работе по устранению разногласий между различными этническими и конфессиональными компонентами иракского общества в рамках общенационального диалога. Подчеркиваем неприемлемость превращения Ирака в арену региональной конфронтации. Считаем важным урегулирование Багдадом всех проблем со странами-соседями.
17. Последовательно проводим линию на содействие нацпримирению и укреплению стабильности в Афганистане и его превращение в свободное от терроризма и наркотиков государство.
Серьезную обеспокоенность вызывает растущее влияние ИГИЛ, угрозы перетока терактивности в Центральную Азию и за ее пределы. Продвигаем императив прагматичного взаимодействия международного сообщества с талибскими де-факто властями без давления и ультиматумов. Важнейшую роль отводим региональному сопровождению урегулирования в первую очередь в рамках Московского формата консультаций, а также по линии региональных организаций, таких как ШОС и ОДКБ.
Поддерживаем работу Миссии ООН по содействию в Афганистане (МООНСА) прежде всего в контексте наращивания гуманитарной помощи местному населению, создания условий для скорейшей разморозки афганских активов и мобилизации донорских средств на возрождение национальной экономики. Любая модификация мандата МООНСА, а также создание новых постов, включая Спецпосланника Генсекретаря, возможны лишь при условии согласия со стороны де-факто властей.
Убеждены, что основную ношу постконфликтного восстановления должны взять на себя США и их союзники по НАТО, ответственные за разрушительные итоги своего 20-летнего присутствия на афганской земле.
18. Эскалация военно-политической напряженности вокруг Корейского полуострова целиком связана с безрассудным наращиванием США и их союзниками военной активности в Северо-Восточной Азии, что провоцирует КНДР на справедливую реакцию. Ответственность за то состояние, в котором сейчас пребывает процесс корейского урегулирования, полностью лежит на Вашингтоне.
Санкции СБ ООН против КНДР не помогли стабилизировать ситуацию в регионе, зато их побочным эффектом стало ухудшение гуманитарной обстановки в стране, к чему добавляются последствия незаконных односторонних принудительных мер отдельных стран и их объединений.
Настаиваем на кардинальном ослаблении санкционной политики СБ ООН на корейском направлении, что могло бы создать условия для политических шагов, ведущих к разрядке вокруг полуострова. В широком смысле речь должна идти о выстраивании прочной и устойчивой системы безопасности в Северо-Восточной Азии с учетом законных интересов всех государств региона, включая КНДР. Ликвидация группы экспертов санкционного Комитета СБ ООН 1718 – давно назревшая вынужденная мера. Эта команда, презрев принципы объективности и беспристрастности, обслуживала интересы оппонентов Пхеньяна. Любые альтернативные мониторинговые механизмы за рамками СБ ООН не будут иметь международной легитимности.
19. Исходим из безальтернативности Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Предостерегаем США, вышедшие из Плана в 2018 г., и западных участников «ядерной сделки» от дальнейших нарушений положений СВПД и резолюции СБ ООН 2231. Подчеркиваем недопустимость деструктивных шагов в отношении Плана на площадке СБ ООН, в частности возможное задействование западными странами механизма восстановления антииранских санкций («снэпбэк») без каких-либо оснований и в нарушение предусмотренных СВПД процедур. Отвергаем попытки ретроспективного вменения Ирану «нарушений» «ракетных» положений (параграфы 3 и 4) приложения «В» резолюции СБ 2231, действие которых прекратилось в октябре 2023 г. Призываем Вашингтон и его союзников вернуться к переговорам в целях скорейшего и полноценного восстановления функционирования СВПД.
20. В контексте кипрской проблематики необходим поиск справедливой и устойчивой модели урегулирования, которая будет основываться на профильных резолюциях СБ ООН и учитывать справедливые интересы обеих общин. Навязывание произвольных временных рамок недопустимо. Поддерживаем усилия Генсекретаря в рамках миссии «добрых услуг». Сохраняет актуальность стабилизирующее воздействие на ситуацию Вооруженных сил ООН на Кипре. Не видим надобности в активизации на этом треке «политической» роли Евросоюза.
21. Залог устойчивого функционирования институтов Боснии и Герцеговины – соблюдение равноправия двух энтитетов и трех государствообразующих народов в полном соответствии с Дейтонским мирным соглашением 1995 г. Боснийцы заслуживают право самостоятельно определять судьбу своей страны. Считаем необходимым скорейшее упразднение аппарата Высокого представителя (ВП). Пост ВП остается вакантным, так как К.Шмидт не получил соответствующего одобрения со стороны СБ ООН.
Отношения между тремя этносами были подорваны в результате продвинутой бошняками в нарушение конституции страны и Дейтонского соглашения и при поддержке западников резолюции ГА ООН 78/282 (принята 23 мая 2024 г.), устанавливающей 11 июля Международным днем памяти «геноцида» в Сребренице. Этот документ носит политизированный и антисербский характер. Общее число государств-членов, не поддержавших резолюцию, существенно превысило количество проголосовавших за нее. Опасаемся, что этот непродуманный шаг усилит центробежные тенденции в БиГ.
22. Серьезную обеспокоенность вызывает ситуация в Косово, руководство которого все больше отходит от духа и буквы резолюции СБ ООН 1244, игнорирует свои обязательства и проводит политику сегрегации в отношении сербского населения. Урегулирование проблемы возможно лишь при условии достижения договоренностей между Белградом и Приштиной без навязывания готовых рецептов извне. Обстановка подтверждает востребованность ооновского присутствия в Косово. Выступаем против сокращения кадрового и финансового потенциала Миссии ООН по делам временной администрации в Косово. Открытый формат заседаний СБ по косовской проблематике и их периодичность должны быть сохранены.
23. Процесс миростроительства в Колумбии должен осуществляться на основе утвержденного СБ ООН Итогового соглашения о мире. Поддерживаем приверженность колумбийских сторон его комплексному выполнению. При этом вынуждены констатировать низкие темпы практической реализации договоренностей, отсутствие должных гарантий безопасности для участвующих в мирном процессе экс-комбатантов и пострадавшего мирного населения. Ожидаем практических результатов от усилий по налаживанию диалога властей с вооруженными формированиями, включая «Армию национального освобождения».
24. Неуклонная деградация ситуации в Гаити обусловлена многолетним вмешательством в дела страны и попытками «инжиниринга» ее политического ландшафта извне. Развертывание на острове иностранного вооруженного контингента должно быть ограничено по времени, заточено на воссоздание потенциала правоохранительных органов и оказание им помощи в восстановлении правопорядка. Жизнеспособное урегулирование кризиса достижимо исключительно на основе широкого внутригаитянского политдиалога.
25. Выступаем за взвешенный, деполитизированный подход при рассмотрении положения в Мьянме, включая поиск путей нормализации гумобстановки в Ракхайнской национальной области. Ключ к устойчивому решению проблемы беженцев-рохинджей лежит в плоскости двустороннего диалога между Мьянмой и Бангладеш. Недопустимо использование СБ для давления на власти в Нейпьидо через затаскивание в Совет непрофильных правочеловеческих вопросов с опорой на непроверенную информацию из недостоверных источников.
26. Россия всегда являлась последовательным сторонником нормализации отношений между Индией и Пакистаном. Рассчитываем, что вовлеченные стороны не допустят нового обострения обстановки в регионе. Выступаем за решение кашмирской проблемы путем двусторонних переговоров Нью-Дели и Исламабада.
27. Лидирующую роль в предотвращении кризисных явлений и урегулировании конфликтов в Африке должны играть сами африканцы при поддержке в случае необходимости со стороны международного сообщества. Выступаем за поступательное и ритмичное наращивание сотрудничества ООН с Афросоюзом и субрегиональными организациями континента. Большое значение придаем принятой в декабре 2023 г. резолюции СБ 2719 о предоставлении миротворческим операциям под эгидой Афросоюза доступа к начисленным взносам ООН. Реализация данного документа будет способствовать дальнейшему укреплению стратпартнерства между ООН и панафриканской организацией.
Намерены и далее активно содействовать политурегулированию кризисов в ЦАР, ДР Конго, Судане, Южном Судане, Сомали, Мали и Сахаро-Сахельском регионе в целом, а также в других «горячих точках» Африки. Последовательно поддерживаем курс континента на окончательное избавление от колониального наследия и его неоколониальных проявлений. Энергично противодействуем попыткам дискредитировать взаимодействие России со странами Африки.
Санкционные режимы СБ ООН в отношении ряда стран Африки следует регулярно пересматривать на предмет их смягчения, особенно в части оружейного эмбарго. Устаревшие и неэффективные ограничения не только не способствуют урегулированию конфликтов, но и генерируют сложности для правительств в борьбе с незаконными вооруженными формированиями.
28. Продолжаем внимательно следить за развитием ситуации в Западной Африке и Сахеле. Приветствуем расширение взаимодействия Буркина-Фасо, Мали и Нигера в целях коллективного обеспечения безопасности в регионе. Поддерживаем усилия правительства Мали по стабилизации ситуации в стране, противодействию теругрозе, наркотрафику, трансграничным перемещениям легкого стрелкового оружия (ЛСО) и боевиков. Международное содействие Бамако по линии ООН должно отвечать приоритетам государства и оказываться без внешнего вмешательства.
29. В качестве постоянного члена СБ ООН и двустороннего партнера продолжаем содействовать долгосрочному и устойчивому урегулированию затяжного внутреннего конфликта в ЦАР. Открыты для взаимодействия со всеми игроками «на земле», международными и двусторонними партнерами правительства страны. При этом акцентируем ключевую роль российского содействия в стабилизации ситуации в стране и обеспечении госконтроля над 85% национальной территории. Препятствуем попыткам политически мотивированной дискредитации деятельности российских инструкторов.
30. Отмечаем значительное ухудшение положения в области безопасности в ДР Конго, которое самым негативным образом сказывается на гуманитарной обстановке в стране. Исходим из того, что вывод Миссии ООН по стабилизации в ДРК должен осуществляться поэтапно. Возникновение вакуума безопасности в оставляемых миротворцами регионах, прежде всего на востоке страны, недопустимо.
31. Поддерживаем усилия по урегулированию продолжающегося с апреля 2023 г. вооруженного конфликта в Судане. Рассматриваем Верховный (Суверенный) Совет страны в качестве высшего легитимного органа власти. Выступаем за сохранение единства, территориальной целостности и суверенитета государства, а также устойчивое и комплексное урегулирование кризиса самими суданцами в рамках национального диалога без вмешательства извне.
После завершения острой фазы конфликта необходимо предпринять практические шаги для возобновления межсуданского диалога. В целях придания ему инклюзивного характера считаем важным подключить все местные влиятельные политические силы и этноконфессиональные группы, а также авторитетных региональных лидеров.
Приветствуем усилия Личного посланника Генсекретаря ООН по Р.Ламамры по скорейшему достижению в стране мира и стабильности. Надеемся, что ему удастся восстановить доверие к Всемирной организации в глазах местного населения после недобросовестной и предвзятой деятельности бывшего руководства ныне свернутой Миссии ООН по поддержке переходного периода в Судане.
Текущая ситуация в стране не должна служить поводом для расширения действующего в Дарфуре санкционного режима СБ ООН. Залогом нормализации обстановки остается восстановление нацединства на основе ведомого суданцами политпроцесса.
32. Придаем большое значение скорейшему завершению процесса деколонизации в соответствии с основополагающей резолюцией Генассамблеи ООН 1514 (XV), утвердившей Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 1960 г. Данная проблематика не теряет актуальности на фоне сохранения 17 несамоуправляющихся территорий на повестке Спецкомитета ГА ООН по деколонизации (С-24). Россия продолжит принимать активное участие в работе С-24.
33. Выступаем за неукоснительное соблюдение базовых принципов миротворчества ООН: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата. Миротворческие усилия призваны, прежде всего, содействовать политическому урегулированию вооруженных конфликтов. Обеспокоены тенденцией по перегрузке мандатов второстепенными задачами, в том числе правозащитного, климатического и гендерного свойства. В условиях ограниченных финансовых и человеческих ресурсов это мешает эффективному выполнению «голубыми касками» своих основных обязанностей.
Успех миссий во многом зависит от способности и готовности их руководства выстраивать конструктивные отношения с государствами пребывания. Применение новых технологий возможно только при строгом соблюдении суверенитета принимающей страны. Недопустимо использование борьбы с дезинформацией для приглушения справедливой критики в адрес миротворцев. Разведка в миротворчестве должна применяться исключительно для обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских лиц. Расширение мандатов операций за счет полномочий по применению силы может происходить только по решению СБ при строгом учете специфики каждой конкретной ситуации.
Ведущую роль в выработке магистральных направлений развития ооновского миротворчества отводим Спецкомитету ГА ООН по миротворчеству (С-34). Консенсусные решения С-34 отражают коллективную волю всех вовлеченных в эту проблематику участников. Попытки обхода этой площадки недопустимы.
Видим хорошие перспективы для подключения ОДКБ к деятельности ООН по поддержанию мира. Вступившие в силу изменения в Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ от 2007 г. создают возможности для участия Организации в операциях ООН по поддержанию мира под эгидой так называемого координирующего государства.
34. Международную поддержку в области миростроительства и «сохранения мира» следует оказывать только по просьбе и в соответствии с приоритетами принимающего государства, а также с прицелом на наращивание его собственного потенциала. Необходимо повышать прозрачность и детализацию отчетности о расходовании средств управляемого Генсекретарем ООН Фонда миростроительства.
35. Санкции являются вспомогательным инструментом СБ ООН по пресечению деятельности, создающей угрозы миру и безопасности. Выступаем против их применения в качестве инструмента наказания, а также в целях недобросовестной конкуренции, давления на «неугодные режимы» и их экономического удушения.
Тщательно градуированные ограничения должны вводиться на заранее оговоренный срок с гибкими возможностями для своевременной модификации в зависимости от обстановки «на земле». Необходимо учитывать и держать на постоянном контроле весь комплекс их политических, социально-экономических, правочеловеческих и гуманитарных последствий. Отвергаем порочную практику параллельного введения незаконных односторонних принудительных мер против стран, уже находящихся под санкциями СБ, и настаиваем на закреплении недопустимости таких действий в профильных резолюциях Совета.
Предлагаем распространить мандат омбудсмена санкционного Комитета СБ 1267/1989/2253 по ИГИЛ и «Аль-Каиде» на все субъекты ооновского санкционного перечня. Уточнения функциональных обязанностей контактного центра по делистированию в этом смысле недостаточно для того, чтобы санкционный арсенал Совета стал действительно адресным, эффективным и справедливым подспорьем в деле прекращения конфликтов.
36. Призываем к объединению усилий международного сообщества в борьбе с терроризмом при центральной координирующей роли ООН без двойных стандартов и «скрытых повесток» на основе ее Устава, профильных универсальных конвенций и протоколов, резолюций Совета Безопасности, а также Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Важно активно задействовать инструментарий вспомогательных антитеррористических органов Совета, в частности Контртеррористического комитета (КТК), санкционных Комитетов по ИГИЛ и «Аль-Каиде», а также Движению талибов.
Поддерживаем деятельность Управления ООН по контртерроризму (УКТ). Отстаиваем необходимость увеличения доли регулярного бюджета ООН в финансировании УКТ. «Ядром» программно-проектной деятельности Управления должны оставаться инициативы с акцентом на наращивание потенциала национальных контртеррористических институтов стран-реципиентов.
Ведущую роль в борьбе с терроризмом и экстремизмом отводим государствам и их компетентным органам. Недопустимо подменять межгосударственные контртеррористические механизмы взаимодействия некими «гибкими международными партнерствами» с участием ограниченного числа стран и негосударственных игроков.
Следует нарастить усилия по перекрытию идеологической, материальной, финансовой и кадровой подпитки террористов, а также по укреплению сотрудничества стран в противодействии иностранным террористам-боевикам (ИТБ) и привлечению их к уголовной ответственности на основе принципа «либо выдай, либо суди».
Препятствуем стремлению западников размыть международно-правовую контртеррористическую базу, попыткам универсализировать односторонние стандарты в сфере противодействия терроризму и экстремизму через манипулирование правозащитной и гендерной проблематикой, а также спорные концепции по «предупреждению насильственного экстремизма» и по борьбе с «расово и этнически мотивированным насильственным экстремизмом/терроризмом».
В противовес западным антиэкстремистским инициативам продвигаем в ООН профильную Конвенцию ШОС по противодействию экстремизму (2017 г.) в качестве образцового международного договора о сотрудничестве государств в борьбе с экстремистскими проявлениями любого толка.
Акцентируем внимание международного сообщества на опасном росте правоэкстремистских угроз, особенно агрессивного национализма и неонацизма. Разоблачаем террористическую сущность киевского режима. Подчеркиваем лживость и двойные стандарты коллективного Запада, который огульно обвиняя Россию в «агрессии», не замечает фактов открытой господдержки терроризма неонацистским режимом в Киеве. Призываем США и их сателлитов отказаться от содействия украинским властям в политическом спонсорстве и накачке вооружениями местных неонацистских формирований, активно применяющих терметоды и укрепляющих связи с транснациональной оргпреступностью и тергруппировками в вопросах переправки ИТБ и торговли оружием. Этот процесс ведет к эскалации рисков в области антитеррористической безопасности в Европе и в мире в целом.
Выступаем за развитие международного сотрудничества в борьбе с распространением террористической и экстремистской идеологии в информационном пространстве за счет формирования единых и справедливых международных основ взаимодействия государств на данном направлении, а также универсальных правил ответственного поведения.
Призываем к добросовестному и эффективному выполнению резолюций СБ ООН по борьбе с финансированием терроризма (2199, 2253, 2462) и сохранению профессионального деполитизированного характера работы ведущих «антиотмывочных» форматов. Убеждены, что любые попытки исключить Россию из профильного международного сотрудничества противоречат техническому мандату глобальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
37. Мировая проблема наркотиков представляет собой серьезную угрозу общественной безопасности и здравоохранению. Уделяем равнозначное внимание трем ее взаимосвязанным элементам: сокращению спроса на наркотики, сокращению предложения наркотиков и укреплению международного сотрудничества на основе общей и совместной ответственности государств. Отстаиваем принцип «нулевой терпимости» к незаконному производству и обороту наркотиков.
Неукоснительное соблюдение всеми государствами трех профильных конвенций ООН 1961, 1971 и 1988 гг. – залог эффективного функционирования глобальной системы наркоконтроля. Рассматриваем попытки ее дестабилизации, включая легализацию наркотиков в рекреационных целях в США, Канаде и ряде стран ЕС в качестве грубого нарушения этих договоров и угрозы безопасности нашей страны. Заложенный в конвенциях принцип ограничения применения наркотиков медицинскими и научными целями является наилучшим способом реализации прав человека на жизнь и здоровье.
Конечная цель наших усилий – построение общества, свободного от наркотиков, через продвижение здорового образа жизни среди детей и молодежи.
Считаем неприемлемыми политизацию антинаркотического сотрудничества, фактическое прекращение США и странами ЕС полицейских контактов с неугодными им странами, а также навязывание спорной концепции «сокращения вреда», которая включает запрещенные российским законодательством методики лечения наркомании.
38. Выступаем за консолидацию международных усилий в борьбе с криминальными вызовами и угрозами при центральной координирующей роли ООН на основе добросовестного, взаимоуважительного и равноправного межгосударственного сотрудничества.
Полагаем деструктивными попытки политизации работы Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию и Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (КТОП), а также механизма ее обзора. Назначение этих форумов – профессиональное обсуждение тематики противодействия преступности, обмен опытом и наработками между экспертами в правоохранительной и судебной областях, определение новых векторов и укрепление правовых рамок международного антикриминального сотрудничества.
Подчеркиваем главную роль и ответственность государств и их компетентных органов в работе по противодействию преступности. Отмечаем важность укрепления правовой основы международного антикриминального сотрудничества путем разработки новых универсальных инструментов в данной области.
Выступаем против насыщения антикриминальных площадок неуместными или второстепенными вопросами, что не позволяет государствам в полной мере сконцентрироваться на поиске совместных решений по наиболее актуальным профильным проблемам.
39. Поддерживаем осуществление международного антикоррупционного сотрудничества при центральной координирующей роли Всемирной организации и на основе Конвенции ООН против коррупции (КПК). Подтверждаем приверженность принципам функционирования Механизма обзора хода осуществления КПК, его межправительственному и техническому характеру. Большое значение придаем реализации политдекларации спецсессии Генассамблеи ООН против коррупции 2021 г., особенно в части устранения пробелов в нормах международного права, регулирующих вопросы возвращения активов. Важно обеспечить исполнение государствами резолюций Конференции сторон КПК, включая положения о необходимости сохранить технический характер сотрудничества компетентных органов и воздерживаться от введения и применения односторонних санкций.
40. Выступаем за сохранение центральной роли ООН и, в частности, ее Рабочей группы открытого состава (РГОС) по международной информбезопасности (МИБ). Важно обеспечить выполнение достигнутой по итогам восьмой сессии РГОС (Нью-Йорк, 8-12 июля 2024 г.) договоренности о создании в ООН – по завершении деятельности нынешней Группы в 2025 г. – единого универсального механизма по тематике информбезопасности, действующего на основе принципа консенсуса и уполномоченного на выработку юридически обязывающих норм в цифровой сфере. Востребовано принятие решения в Первом комитете 79-й сессии ГА ООН (пункт повестки дня «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»), закрепляющего результат июльского заседания РГОС и нацеливающего согласование оставшихся параметров нового органа (участие неправительственных субъектов и функционал тематических подгрупп) исключительно в рамках РГОС в ходе ее заключительного переговорного цикла (декабрь 2024 г. – июль 2025 г.). Необходимо отслеживать и срывать возможные попытки США и их союзников навязать мировому сообществу непрозрачную и подконтрольную им Программу действий – в нарушение консенсусной договоренности в РГОС – путем внесения в Первом комитете соответствующего проекта резолюции Генассамблеи.
На направлении борьбы с информпреступностью важно вести дело к принятию Генассамблеей ООН в ходе ее 79-й сессии всеобъемлющей конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преступных целях, разрабатываемой в рамках профильного Спецкомитета.
Требуется продолжать линию на упрочение роли системы ООН в сфере ИКТ для устойчивого развития. В этих целях востребовано укрепление соответствующих усилий в рамках профильных организаций и механизмов – Международного союза электросвязи (МСЭ), процесса Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО), Форума по управлению Интернетом (ФУИ). Готовы внести свой вклад путем проведения ФУИ в России в 2025 г.
Во исполнение решений ВВУИО выступаем против введения односторонних ограничений и присваивания отдельными странами исключительных прав в управлении Интернетом. Считаем принципиальным зафиксировать данные положения в Глобальном цифровом договоре (ГЦД). Неприемлемы попытки Запада включить в ГЦД тенденциозные правочеловеческие штампы, насытить текст вредными идеями о равенстве государств и неправительственных структур в регулировании сферы ИКТ, включая искусственный интеллект (ИИ).
Выступаем за формирование справедливых международных технических стандартов и требований в области ИИ. Наиболее подходящей площадкой для решения данной задачи считаем МСЭ.
41. Подчеркиваем, что ядерное разоружение – одну из основ ДНЯО – необходимо рассматривать как часть комплексного процесса всеобщего и полного разоружения в полном соответствии со Статьей VI Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) во всей ее целостности. Разоруженческий процесс должен выстраиваться с учетом нынешних геополитических реалий, неделимости безопасности и важности поступательных шагов в сторону укрепления стратегической стабильности и снижения напряженности в глобальном и региональном масштабе.
42. Несмотря на отзыв ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), Россия остается государством, подписавшим этот Договор, со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами. Основным препятствием для вступления ДВЗЯИ в силу остаются США, которые на протяжении многих лет саботируют этот процесс. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своих заявлениях четко дал понять: Россия не будет первой возобновлять ядерные испытания, мы пойдем на это только в том случае, если США предпримут подобный шаг.
43. Выступаем против попыток политизировать обзорный процесс Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который является одним из краеугольных камней глобальной безопасности. Подчеркиваем, что ядерное разоружение – одну из основ ДНЯО – необходимо рассматривать в контексте целостного универсального разоруженческого процесса, который должен выстраиваться с учетом нынешних геополитических реалий, неделимости безопасности и важности поступательных шагов в сторону укрепления стратегической стабильности и снижения напряженности в глобальном и региональном масштабе.
44. Неизменно поддерживаем право государств на использование атомной энергии в мирных целях. Подчеркиваем ключевую роль в реализации этого права Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Политизация работы Агентства или расширение его мандата за пределы рамок Устава недопустимы. В работе Агентства должен соблюдаться баланс между всеми уставными направлениями деятельности организации.
Поддерживаем усилия МАГАТЭ, нацеленные на глобальное признание атома в качестве климатически нейтрального источника энергии. Выступаем за сохранение объективного, деполитизированного, технически обоснованного и при этом основанного на заключенных между государствами и МАГАТЭ соглашениях характера проверочного механизма Агентства – системы гарантий. Продолжим регулярно информировать международное сообщество о реальном положении дел на российском ядерном объекте – Запорожской АЭС (ЗАЭС) – на фоне активизации попыток Украины поставить под угрозу ядерную и физическую ядерную безопасность.
45. Констатируем дальнейшую деградацию и политизацию в работе Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), что наглядно подтверждается деятельностью Техсекретариата О3XО в контексте сирийского «химдосье». Отвергаем попытки западных стран отстаивать изыскания нелегитимных структур, действующих под эгидой Техсекретариата, а также продвигать «карательные» решения в отношении неугодных им стран на площадке Конференции государств-участников и Исполсовета О3XО в нарушение норм и требований Конвенции о запрещении химического оружия.
46. Продолжим прилагать усилия для укрепления режима Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) с учетом активной военно-биологической деятельности США в третьих странах и блокировки Вашингтоном разработки юридически обязывающего Протокола к Конвенции с эффективным механизмом проверки.
Выступаем за актуализацию принципов и процедур Механизма Генсекретаря ООН по расследованию случаев возможного применения химического и биологического оружия в целях дальнейшего укрепления его потенциала. Выдвинули ряд соответствующих конкретных предложений и рассчитываем на скорейший запуск данного процесса.
47. Высоко ценим роль Комитета СБ ООН 1540 в качестве вспомогательного органа СБ, нацеленного на предотвращение попадания ОМУ в руки негосударственных субъектов. Считаем важным наращивать усилия на данном направлении в духе сотрудничества, как и предусмотрено резолюцией СБ ООН 1540.
48. Неизменно оказываем поддержку региональным усилиям по нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ). Важным процессом на этом направлении считаем деятельность Конференции ООН по созданию зоны, свободной от ядерного оружия и других видов ОМУ, на Ближнем Востоке. Убеждены, что выработка профильного юридически обязывающего соглашения способствовала бы укреплению региональной стабильности. Продолжаем участвовать в Конференции в качестве наблюдателя. Сожалеем, что США – единственные из «ядерной пятерки» – продолжают ей пренебрегать.
49. Рассчитываем на поддержку российских инициатив по разработке многосторонних договоренностей в области КВРН, традиционно вносимых на рассмотрение Первого комитета проектов резолюций по неразмещению первыми оружия в космосе, мерам транспарентности и укрепления доверия в отношении космической деятельности, а также дальнейшим практическим шагам по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.
50. В контексте ситуации на Украине продолжают вызывать обеспокоенность подрыв западными странами глобальных усилий по борьбе с распространением оружия, а также саботаж ими международных договоренностей в сфере контроля над вооружениями. Непрекращающаяся «накачка» оружием киевского режима со стороны государств-членов НАТО, которые открыто признают отсутствие возможностей отслеживать его дальнейшее перемещение, повышает риски попадания данных вооружений к тергруппировкам и криминальным структурам, его безудержному «расползанию» по всему миру.
51. В сфере международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях исходим из непреложного характера центральной и координирующей роли Комитета ООН по космосу. Выступаем против решения вопросов, входящих в его компетенцию, на сторонних международных площадках и в непрофильных международных организациях. Подчеркиваем актуальность разработки и принятия национальных норм, обеспечивающих выполнение международно-правовых обязательств применительно к космической деятельности. Выражаем озабоченность наметившейся тенденцией к закреплению в политике отдельных государств односторонних подходов (вне рамок ООН и Комитета по космосу) в вопросах создания режима исследования, освоения и использования космических ресурсов, что несет серьезные риски для международного сотрудничества, включая проекцию на космическое пространство.
Продолжаем выступать за необходимость правовой определенности в вопросах делимитации космического и воздушного пространств в контексте установления пространственных пределов суверенитета государств над их территорией и обеспечения их национальной безопасности, а также создания условий для долгосрочной устойчивости космической деятельности и безопасности полетов воздушных судов. Призываем к созданию эффективной системы управления космическим движением на основе регулирования и мониторинга путем разработки международным сообществом юридически обязательных правил поведения.
52. В области морского права считаем принципиально важным сохранить целостность режима регулирования, установленного Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими основополагающими документами в этой сфере. Новые процессы, в том числе принятое в июне 2023 г. Соглашение о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции и предусмотренная им система глобальных органов, не должны наносить ущерба положениям действующих универсальных и региональных договоров, а также мандатам компетентных межправительственных организаций.
Заинтересованы в эффективном функционировании органов, созданных в соответствии с Конвенцией 1982 г., – Международного органа по морскому дну, Международного трибунала по морскому праву и Комиссии по границам континентального шельфа. Исходим из того, что указанные органы должны действовать строго в рамках предусмотренных Конвенцией мандатов, не допуская расширительного толкования собственных полномочий и политизации решений.
53. Россия рассчитывает на эффективное и беспристрастное выполнение Международным Судом ООН (МС) возложенных на него Уставом ООН функций, в том числе в разбирательствах с участием России. Данные надежды, оправдались – несмотря на беспрецедентное политическое давление со стороны Запада, оппоненты сейчас терпят одно поражение за другим.
В начале года МС вынес сразу два знаковых вердикта в пользу России. Прежде всего – это окончательное решение по существу дела Украины против России на основании Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (МКБФТ) и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛРД). Международный суд ООН признал отсутствие в России политики дискриминации крымских татар и украинцев в Крыму. Решение Суда в части МКБФТ делегитимизировало украинскую «антитеррористическую операцию» в Донбассе, подтвердив, что никаких террористов там не было, а Киев воевал с народом, не признавшим пришедшую по итогам «майдана» власть. Таким образом, Украине было полностью отказано в каких-либо компенсациях по указанным искам.
Вскоре после этого МС вынес еще одно громкое решение в пользу России – по Конвенции о геноциде, отклонив украинские обвинения в якобы «злоупотреблении» Конвенцией для признания ДНР и ЛНР и начала СВО. Обосновано, что ДНР и ЛНР были признаны в силу права на самоопределение, а проведение СВО основано на праве на самооборону. Эти права закреплены в Уставе ООН, Конвенция о геноциде не имеет к ним отношения. В итоге Суд оставил на рассмотрении только вопрос о совершении Киевом геноцида в Донбассе. Таким образом, Украина из обвинителя превратилась в обвиняемого. Киеву не помогло даже вступление в дело тридцати двух западных стран – якобы в качестве «третьих сторон», но в реальности в поддержку Украины.
Рассчитываем, что в условиях беспрецедентного давления МС продолжит делать правильный выбор в пользу справедливости, иначе окажется под ударом вся система международного правосудия. Во исполнение резолюции ГА ООН 2022 г. он вынес второе консультативное заключение по вопросу о правовых последствиях политики Израиля на оккупированной палестинской территории с упором на незаконное строительство поселений. Кроме того, в условиях израильской военной операции в секторе Газа МС начал слушания и принял три решения о «временных мерах» по иску ЮАР и ряда присоединившихся стран о нарушениях Конвенции по предупреждению преступления геноцида и наказании за него от 1948 г.
Будем активно использовать эти решения.
54. За прошедший год Международный уголовный суд (МУС) полностью подтвердил свою марионеточную сущность, продолжая выполнять политический заказ западников на «охоту» за представителями неугодных режимов.
Рассматриваем в качестве такого и «трюк» Прокурора МУС К.Хана с запросом о выдаче ордеров на арест израильского руководства. Решение этого Суда по данному вопросу будет зависеть от соответствующих инструкций Вашингтона, который, как известно, не гнушается время от времени «сливать» своих союзников. Деятельность МУС, не имеющая никакого отношения к ООН, уже давно не позволяет характеризовать эту структуру как институт международной уголовной юстиции. Исходим из того, что при рассмотрении вопроса о сотрудничестве с МУС государства будут в полной мере соблюдать общепризнанные нормы международного права об иммунитете должностных лиц государств.
55. Подчеркиваем временный характер и строго ограниченный мандат Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов (ОМ), а также необходимость его скорейшего закрытия. ОМ «унаследовал» наихудшие практики своих предшественников, в первую очередь МТБЮ, последовательно демонстрируя антисербский уклон.
По-прежнему исходим из неприемлемости наделения органов международных организаций полномочиями по расследованию возможных международно-противоправных деяний и «атрибуции» ответственности в отношении государств, прямо не выразивших на это согласие, равно как и другие случаи выхода ими за пределы своей компетенции.
В этой связи «Международный беспристрастный и независимый механизм для содействия проведению расследований в отношении лиц, которые несут ответственность за наиболее серьезные преступления по международному праву, совершенные в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 года», учрежденный ГА ООН с превышением ее полномочий, является нелегитимным, а его «решения» – юридически ничтожными.
Тенденция к выходу ГА за пределы своей компетенции вылилась в череду конфронтационных антироссийских резолюций, принятых за период с 24 февраля 2022 г. в связи с ситуацией на Украине в нарушение п.1 ст.12 Устава ООН. Пытаясь в неконсенсусных документах квалифицировать СВО как «агрессию», потребовать ее прекращения, возмещения ущерба и т.д., ГА ООН действует вне своей компетенции и самовольно берет на себя функции СБ ООН.
56. Российская Федерация внимательно следит за деятельностью Комиссии международного права ООН (КМП), которая традиционно вносит значительный вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права. В рамках Шестого комитета Генассамблеи ООН продвигаем российские доктринальные подходы в области международного права в пользу разработки универсальных конвенций по вопросам, созревшим для кодификации, например по вопросу об ответственности международных организаций.
57. Тематику «верховенства права» следует рассматривать с акцентом на ее международное измерение. Необходимо противодействовать попыткам использования «верховенства права» и для вмешательства в национальные правовые системы. Исходим из того, что экстерриториальное применение национального законодательства в ущерб суверенитету других государств является негативным фактором в международных отношениях.
58. Применительно к концепции «ответственности по защите» продолжим указывать на ее неконсенсусный характер и противодействовать ее институциональному закреплению в Секретариате ООН.
59. Категорически неприемлемы попытки искажения истории и пересмотра итогов Второй мировой войны, что особенно важно с учетом проведения 79-й сессии ГА ООН в год 80-летия Победы в ней. В данном контексте одной из ключевых инициатив России в ООН является вносимая, начиная с 2005 г., на рассмотрение Генассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практик, которые способствуют увеличению современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».
Резолюция осуждает прославление нацистов и их приспешников, а также нацистского движения в целом и обеление бывших членов СС, включая «Ваффен-СС». В документе выражается озабоченность войной с памятниками борцам с нацизмом, маршами, прославляющими нацизм, переименованием школ и улиц в честь тех, кто воевал на стороне нацистов или сотрудничал с ними.
Данный документ не теряет своей актуальности в свете трагических последствий поощрения нацистской идеологии на Украине, а также соответствующих проявлений в странах Запада. Однако сама резолюция не упоминает ни одной страны и нацелена на решение проблемы, а не осуждение конкретного государства или группы государств.
60. Первоочередную ответственность за защиту и поощрение прав человека несут государства, в то время как исполнительные структуры ООН играют вспомогательную роль. Основным принципом работы ООН по поощрению и защите прав человека должно быть равноправное сотрудничество государств, основанное на соблюдении международно-правовых обязательств и уважении суверенитета. Интеграция правозащитной проблематики в различные сферы деятельности Всемирной организации не должна приводить к дублированию работы ее органов и вытеснению их основной мандатной деятельности. Не поддерживаем увязку деятельности Совета ООН по правам человека (СПЧ) с СБ, а также повышение статуса СПЧ до уставного органа ООН.
Решительно осуждаем использование правозащитной тематики в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела государств и подрыва основных принципов международного права. Основным инструментом ООН по оценке деятельности государства на правозащитном направлении является Универсальный периодический обзор (УПО), функционирующий под эгидой СПЧ. Разработка и продвижение отдельными государствами и группами государств страновых резолюций в угоду своим политическим приоритетам является примером политизации правозащитной деятельности и вмешательством во внутренние дела.
Именно сквозь такую призму мы рассматриваем резолюцию о ситуации с правами человека на так называемых оккупированных территориях Украины, включая Крым, инициируемую делегацией Украины. Документ нацелен на подрыв территориальной целостности России и не имеет ничего общего с реальным положением дел в регионах Российской Федерации.
Враждебный характер носит и грузинская инициатива о положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Южной Осетии, которая была внесена в ООН сразу после нападения «режима Саакашвили» на Южную Осетию. Цель этой инициативы – отвлечь внимание от реального виновника конфликта. Такие заходы чреваты осложнением обстановки в регионе и пробуксовкой Женевских дискуссий, остающихся единственным диалоговым форматом для представителей Абхазии, Южной Осетии и Грузии.
Деятельность Управления Верховного комиссара ООН по правам человека все более демонстрирует политически ангажированный подход к оценкам правозащитной ситуации в различных странах. Необходимо укреплять транспарентность его функционирования и подотчетность государствам-членам ООН.
61. Решительно осуждаем любые формы и проявления дискриминации.
Закрепленный в международных договорах о правах человека запрет на дискриминацию носит общий характер и относится ко всем без исключения лицам. Не видим смысла в выделении новых уязвимых групп (например, представителей ЛГБТ-сообщества, интернет-блогеров), якобы нуждающихся в особом режиме правовой защиты, а также в создании новых категорий прав. Такие шаги являются неолиберальной политической установкой, которая ведет к нарастанию политизации и конфронтации в работе правозащитных механизмов ООН.
Выступаем за продвижение и укрепление роли семьи, защиту традиционных ценностей как нравственной основы общества.
62. Активная практическая работа в области социального развития является национальным приоритетом России и выстраивается с учетом решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития и 24-й спецсессии Генассамблеи.
Выступаем против попыток ликвидации Комиссии социального развития ООН, являющейся главным координирующим органом в системе Организации по выработке согласованных действий по общим вопросам социального развития, обеспечения равных возможностей для инвалидов, поддержки пожилых людей, улучшения положения молодежи и укрепления роли традиционной семьи.
63. Комиссия ООН по положению женщин остается главным межправительственным органом для обсуждения широкого круга вопросов достижения гендерного равенства и улучшения положения женщин. Не видим оснований для изменения статуса или реформирования этого органа. Важно не допускать политизации «женской» тематики и избегать механического включения данной темы в непрофильные документы ООН.
Деятельность Структуры «ООН-женщины» «на местах» должна осуществляться лишь по запросу и с разрешения соответствующих государств.
64. Выступаем за дальнейшее наращивание международного сотрудничества в сфере поощрения и защиты прав детей на основе Конвенции о правах ребенка и итогового документа 27-й спецсессии ГА ООН «Мир, пригодный для жизни детей». Считаем неприемлемыми попытки вовлечения несовершеннолетних в общественно-политическую деятельность.
Уделяем пристальное внимание тематике детей в вооруженном конфликте. Поддерживаем мандат Спецпредставителя Генсекретаря ООН по детям и вооруженному конфликту, продолжаем взаимодействовать с ним в части актуальных для нас разделов соответствующего тематического доклада.
65. Приветствуем обсуждение в ГА ООН проблематики межрелигиозного и межкультурного взаимодействия, а также развитие межцивилизационного диалога, в особенности в рамках Альянса цивилизаций. Рассматриваем формирование культуры мира в качестве важнейшей предпосылки для мирного сосуществования и налаживания международного сотрудничества на благо мира и развития.
66. Выступаем за развитие международного гуманитарного сотрудничества на равноправной и взаимоуважительной основе. Обеспокоены крайней политизацией культурно-гуманитарной сферы, попытками дискриминации и дискредитации деятелей культуры. Осуждаем практику введения политически мотивированных односторонних санкций в данной сфере, систематический демонтаж памятников, связанных с культурным наследием, создание искусственных препятствий для осуществления выставочной и гастрольно-концертной деятельности.
67. Обеспокоены крайней политизацией ЮНЕСКО и тотальной «украинизацией» ее деятельности. Навязывание западными странами ЮНЕСКО неподмандатных вопросов территориальной целостности и суверенитета, а также продвижение на площадке учреждения неинклюзивных инициатив в духе пресловутого «порядка, основанного на правилах» подрывают международный авторитет и негативно сказываются на эффективности Организации. Отстаиваем необходимость повышения бюджетной дисциплины и строгого соблюдения Секретариатом и государствами-членами уставных положений ЮНЕСКО.
68. Готовы к взаимодействию со всеми конструктивно настроенными профильными неправительственными организациями по вопросам повестки дня ООН. При этом выступаем против размывания межгосударственной природы Организации.
Содействуем адекватной представленности российского неправительственного корпуса в работе органов и структур ООН.
69. Поддерживаем Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, являющийся основой всестороннего долгосрочного взаимодействия, направленного на создание легальных каналов миграции и противодействие незаконным потокам. Глобальный договор не имеет юридически обязывающего характера и не налагает на государства новых обязательств. Приветствуем укрепление миграционного направления ООН при координирующей роли Международной организации по миграции. Разделяем основные цели Декларации о прогрессе выполнения Глобального договора, принятого на первом Международном миграционном форуме ООН в мае 2022 г.
70. Российская Федерация вносит значительный вклад в укрепление международного режима защиты беженцев и решения миграционных проблем, что выражается в масштабной гуманитарной деятельности во многих странах и регионах мира, а также политических усилиях по предотвращению и преодолению кризисов. С февраля 2022 г. в безопасные российские регионы в экстренном порядке прибыли более 5 млн жителей ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, а также Украины. Россия прилагает все усилия по приему и их дальнейшему обустройству. Положительно оцениваем деятельность Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Полагаем необходимым, чтобы УВКБ уделяло повышенное внимание лицам без гражданства в том числе в Европе. Убеждены в востребованности российской инициативы по добровольной репатриации сирийских беженцев, реализации которой необходима международная поддержка.
71. Спорт призван сближать и объединять народы, он представляет собой уникальный инструмент для развития и упрочения социальных связей, выстраивания межгосударственного диалога. Выступаем за равноправное спортивное сотрудничество со всеми заинтересованными странами, всецело отвечающее духу и принципам олимпизма.
Недопустима политизация спорта, дискриминация спортсменов, включая паралимпийцев, в виде коллективного наказания. Ратуем за выстраивание универсальной системы международного спортивного сотрудничества на принципах независимости и автономности спорта.
Считаем неприемлемым использование отдельными странами Запада сферы спорта в своих корыстных целях. Настойчивые попытки оказывать давление на профильные многосторонние организации и вносить раскол в международное спортивное движение противоречат олимпийским целям и идеалам, а также принципу сотрудничества.
Обеспокоены стремительной деградацией руководства Международного олимпийского комитета, потворствующего западникам в политике «отмены» российского спорта. Убеждены в важности проведения честных и справедливых соревнований, обеспечения всем странам равного доступа к участию в Олимпийском и Паралимпийском движениях.
72. На социально-экономическом направлении с сожалением фиксируем непрекращающиеся попытки западников возложить на Россию и одновременно снять с себя ответственность за множащиеся экономические вызовы.
Незаконные санкции и другие методы неоколониального принуждения, сокращение помощи доноров бедным странам при одновременной щедрой поддержке Украины вызывают все менее скрываемое недовольство Мирового большинства, которое на деле подтверждает готовность взаимодействовать с Россией для восстановления производственно-сбытовых цепочек, обеспечения энерго- и продбезопасности, выстраивания более устойчивой и равноправной системы мирохозяйственных связей.
Объективной тенденцией, лишь усиливаемой информационно-экономической агрессией Запада против новых центров силы, является процесс дедолларизации и деглобализации мировой экономики, расширение свободных от западного доминирования региональных организаций по экономическому сотрудничеству, включая БРИКС и ШОС. Убеждены, что именно такие равноправные объединения со временем смогут стать опорами нового многополярного устройства.
73. Подтверждаем приверженность реализации договоренностей в рамках состоявшихся в сентябре 2023 г. второго Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию (ПФУР) под эгидой ГА ООН и среднесрочного обзора реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (Повестка-2030), а также Аддис-Абебской программы действий по финансированию развития – неотъемлемой части Повестки-2030.
Эти межправительственные договоренности сохраняют актуальность во всей своей полноте как ориентиры для национального планирования и целенаправленных усилий системы развития ООН, особенно в контексте готовящегося «Саммита будущего». Выступаем против выборочной и несбалансированной ревизии отдельных положений Повестки-2030 без учета ее комплексного характера в угоду узким групповым интересам и в ущерб другим ее направлениям. Настойчивые же требования побыстрее приступить к выработке «повестки после 2030 года» могут увести на второй план обязательства доноров по выполнению финансовых обязательств, принятых в 2015 г.
По-прежнему рассматриваем искоренение нищеты в качестве ключевой цели работы социально-экономического крыла ООН. В рамках третьего Десятилетия ООН по ликвидации бедности 2018-2027 гг. поддерживаем дальнейшую разработку практических мер в этой области, включая социально-экономические и технологические преобразования, связанные с развитием промышленного производства, особенно в наименее развитых странах.
Заложенные в Повестку-2030 и Аддис-Абебскую программу действий по финансированию развития гендерные и правочеловеческие элементы, которые Запад пытается выдать за пожелания самих развивающихся стран, на деле стали результатом «сделки» – мировое большинство приняло их в обмен на обещания помощи в экономическом развитии. Сейчас, когда очевидно, что Цели устойчивого развития к 2030 г. достигнуты не будут, дефицит финансирования продолжает расти, достигнув 4 трлн долл. США в год. При этом помощь массово перенаправляется на Украину. В этом контексте, стоит проанализировать и баланс социально-экономической и идеологической составляющих в концепции устойчивого развития, в чем, собственно, и заинтересованы развивающиеся страны.
74. Выступаем за сохранение ключевой роли «римской триады» – Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, Всемирной продовольственной программы и Международного фонда сельскохозяйственного развития – в вопросах сопряжения и координации международных усилий по укреплению глобальной продбезопасности, ликвидации голода, улучшению питания, устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских районов. Неизбежная трансформация продовольственных систем должна осуществляться при учете национальных приоритетов и особенностей развития государств.
Противостоим непрекращающимся попыткам западников переложить на нашу страну ответственность за глобальный продовольственный кризис. В этом контексте не ослабляем усилий по информированию дружественных стран на площадках международных организаций о реальных причинах происходящего, а также последствиях и влиянии введенных против нас незаконных ограничительных мер на ситуацию с доступом к продовольствию в мире.
Выступаем против политизации многостороннего сотрудничества в агропродовольственной сфере, манипуляций вокруг темы борьбы с голодом в торгово-экономических и геополитических интересах стран Запада. Особое внимание уделяем обеспечению бесперебойного функционирования производственно-сбытовых цепочек и выправлению перекосов на рынке удобрений в целях укрепления продовольственного суверенитета развивающихся государств.
75. Решающий вклад в достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) и преодоления кризиса могла бы внести отмена односторонних принудительных мер (ОПМ), противоречащих Уставу ООН и, соответственно, международному праву. ОПМ имеют серьезные гумпоследствия: блокируют помощь нуждающимся и поставки базовых товаров, таких как продовольствие, удобрения, ГСМ, медикаменты, а также тормозят восстановление экономики с привлечением международных инвестиционных источников. Система развития ООН, составляющие ее организации и структуры, включая ЮНКТАД, страновые команды под руководством резидентов-координаторов должны активно и на системной основе осуществлять мониторинг таких последствий и докладывать странам-членам.
Официальная помощь развитию со стороны Запада не способна существенно повлиять на социально-экономическое развитие Глобального Юга. Назначенную ей «каталитическую» функцию она также не выполняет. Основным средством преодоления социально-экономической отсталости должна стать генерация собственных доходов развивающимися странами. Для этого необходимо активизировать работу над решением, по крайней мере, трех задач – обеспечить справедливое и полновесное участие государств мирового большинства в международной торговле за счет устранения Западом протекционистских мер под прикрытием «зеленой повестки», создать справедливую и инклюзивную систему международного налогообложения и предоставить развивающимся странам доступ к заемному капиталу на справедливых условиях.
76. Приветствуем углубление контактов между ООН и «Группой двадцати». «Двадцатка» в качестве главной площадки международного экономического и финансового сотрудничества вносит свой вклад в достижение целей устойчивого развития в рамках Повестки-2030, реформирование системы глобального экономического управления в интересах развивающихся стран, выстраивание справедливого многополярного миропорядка.
Поддерживаем приоритеты бразильского председательства в Группе, направленные на искоренение всех проявлений неравенства и укрепление позиций Мирового большинства в международных делах и многосторонних институтах. Готовы к продуктивному откровенному диалогу в рамках открытого для широкого участия заинтересованных государств совещания мининдел «двадцатки», которое состоится 25 сентября 2024 г. в Нью-Йорке «на полях» недели высокого уровня 79-й сессии Генассамблеи ООН.
77. Высоко ценим деятельность Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая вносит значительный вклад в унификацию правового регулирования отношений в различных сферах международной торговли.
Россия активно участвует в разработке инструментов Комиссии, позволяющих обеспечить стабильное экономическое развитие, как для развитых, так и развивающихся государств. Вносим значительный вклад в работу Комиссии и ее рабочих групп. И впредь готовы активно содействовать проведению ее политики, направленной на урегулирование актуальных правовых вопросов международных торгово-экономических отношений. Наша страна выдвинула свою кандидатуру для переизбрания в члены ЮНСИТРАЛ на предстоящих в ходе 79-й сессии ГА ООН выборах и рассчитывает на поддержку государств-членов.
78. Совместно с единомышленниками продолжим предпринимать решительные шаги по пересмотру глобальной финансовой архитектуры, в частности в контексте «Саммита будущего» (сентябрь 2024 г.). Необходимо добиваться равноправного участия развивающихся государств в производственно-сбытовых цепочках, недискриминационного доступа к льготному финансированию по линии многосторонних финансовых институтов и к финансовым рынкам. Критически важным элементом финансирования развития остается повышение инклюзивности и эффективности международного научно-технологического сотрудничества, в том числе посредством передачи технологий.
Незаконные финансовые потоки из развивающихся стран, де-факто освоенные в качестве источника финансирования западных экономик, необходимо возвращать в страны происхождения, в первую очередь через разработку соответствующего многостороннего инструмента, например протокола по возврату активов к Конвенции против коррупции.
Убеждены в необходимости создания более инклюзивной и справедливой международной налоговой системы, которая бы в полной мере учитывала интересы стран Глобального Юга. ОЭСР, обслуживающая интересы стран с развитой экономикой, с этой задачей справиться неспособна. В этой связи поддерживаем запущенный по инициативе группы африканских государств процесс разработки рамочной конвенции ООН по международному налоговому сотрудничеству и протоколов к ней.
79. Выступаем за повышение эффективности деятельности Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) в целях осуществления ЦУР. Подчеркиваем необходимость противодействия курсу ряда западных стран на политизацию работы этих оперативных программ, а также размывание их технических мандатов все новыми сферами деятельности.
Итоги шестой сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде (ЮНЕА-6) подтвердили ее роль в качестве ведущей межправительственной площадки системы ООН для межгосударственного взаимодействия в природоохранной сфере. Недопустимо фокусировать усилия на экологическом измерении устойчивого развития в ущерб его экономическим и социальным компонентам. Выступаем против обсуждения проблематики мира и безопасности, прав человека, гуманитарных операций в рамках ЮНЕП. Необходимо добиваться реализации принципа справедливой географической представленности в профессиональном составе Секретариата согласно резолюции 5/13, принятой на 5-й сессии ЮНЕА.
Подчеркиваем роль ООН-Хабитат в достижении ЦУР, связанных с развитием городов и поселений. В деятельности Программы по оказанию содействия государствам, затронутым вооруженными конфликтами и стихийными бедствиями, считаем недопустимой приоритизацию одних стран и отсутствие внимания к другим под предлогом отсутствия финансирования.
80. Придаем большое значение международному взаимодействию по борьбе с изменением климата. Рассматриваем Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН) и заключенное под ее эгидой Парижское соглашение (ПС) в качестве главных международно-правовых механизмов для противодействия изменению климата.
Важно придерживаться положений ПС в части снижения темпов прироста средней глобальной температуры в интервале 2-1,5°С и достижения углеродной нейтральности во второй половине века, а не к 2050 г. Выступаем против «размывания» мандата РКИК ООН и создания дублирующей ее системы договорных обязательств. Необходимо соблюдать «разделение труда» между природоохранными механизмами, не создавая искусственных «пересекающихся линий», которые будут усложнять реализацию общих задач и интересов.
Убеждены, что климатические усилия должны строиться на базе недискриминационного международного сотрудничества с учетом экономических реалий и чаяний всех заинтересованных стран.
Выступаем против увязки вопросов климата и безопасности и наделения миротворческих миссий несвойственными функциями климатического мониторинга. Крупные государства-доноры пытаются таким образом снять с себя ответственность за экономические проблемы в наименее развитых странах.
81. Искусственная увязка водной проблематики с вопросами безопасности контрпродуктивна. Выступаем за двустороннее урегулирование водных споров. Не поддерживаем создание новых многосторонних структур и процессов для обсуждения вопросов водопользования в связи с большой чувствительностью проблематики водных ресурсов. Любые программностратегические документы, разрабатываемые в ООН по водной проблематике, должны обсуждаться со странами-членами.
82. Признаем важную роль системы развития (СР) ООН в деле осуществления Повестки-2030 и достижения ее главной задачи – искоренения бедности. В контексте предстоящих межправительственных переговоров по Четырехгодичному всеобъемлющему обзору политики в области оперативной деятельности ООН в целях развития (осень 2024 г.) важно настаивать на необходимости активизации усилий для завершения реформы СР, укрепления механизмов подотчетности государствам-членам организаций и структур СР и, прежде всего, ее резидентов-координаторов, учета национальных приоритетов стран-получателей помощи и укрепления региональных платформ сотрудничества с акцентом на роль региональных экономических комиссий.
83. Отмечаем потенциал региональных экономических комиссий (РЭК), призванных содействовать решению актуальных региональных социально-экономических проблем путем наращивания отраслевого сотрудничества и скоординированной реализации «Повестки-2030» на основе определяемых государствами-членами приоритетов. Важно повышать профиль РЭК в системе ООН и добиваться практической отдачи от их деятельности на страновом уровне посредством ресурсной и экспертной поддержки.
84. Придаем большое значение применению информационнокоммуникационных (в том числе цифровых) технологий, включая системы искусственного интеллекта, в целях развития и поощрения всеохватного и справедливого экономического роста.
В этом контексте привержены реализации принципов Женевской декларации Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, а также формированию более равноправной конкурентной среды в интересах распределения прибыли в пользу компаний из развивающихся стран. Настаиваем на уважении мандатов профильных межправительственных процессов и недопущении создания сторонних дублирующих площадок в области безопасности в использовании и самих ИКТ, а также противодействия преступности в информационной сфере. Намерены учитывать итоги межправительственных переговоров по разработке Глобального цифрового договора, если они не будут противоречить нашим интересам в соответствующей сфере (принятие намечено на сентябрь 2024 г.).
85. В области защиты общественного здоровья выступаем в поддержку согласованных в ГА ООН и ВОЗ мер, направленных на достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения в рамках подготовки к предстоящему в сентябре 2024 г. заседанию высокого уровня (ЗВУ) ГА ООН по антимикробной резистентности. Заинтересованы в активном участии в многосторонних усилиях по купированию рисков в сфере распространения устойчивости к противомикробным препаратам. Продолжим вносить вклад в международное партнерство по борьбе с ВИЧ/СПИД в соответствии с российскими интересами.
Ключевым элементом взаимодействия по теме здравоохранения сегодня становится готовность к вспышкам инфекционных заболеваний, их предотвращение и соответствующее реагирование. Основная профессиональная работа на этом направлении должна вестись в рамках профильных органов ВОЗ при полном учете позиций стран-членов и безусловном уважении их национального суверенитета.
Исходим из лидирующей роли ВОЗ в качестве координатора международного сотрудничества в сфере здравоохранения. Поддерживаем укрепление потенциала и эффективности работы ВОЗ. Выступаем за повышение подотчетности Организации странам-членам и против попыток политизации ее работы.
86. Подчеркиваем важность укрепления координирующей роли ООН и наращивания межгосударственного взаимодействия в области уменьшения опасности бедствий в контексте реализации Сэндайской рамочной программы на 2015-2030 гг. Считаем оправданными усилия по внедрению систем раннего предупреждения и прогнозирования природных катастроф в работу по управлению рисками бедствий.
87. Поддерживаем укрепление международного механизма гуманитарного реагирования на основе общепризнанных и не подлежащих пересмотру Руководящих принципов, закрепленных в резолюции ГА ООН 46/182. Продолжим противодействовать попыткам протаскивания в межправительственные документы ООН неприемлемых для нас положений. Обеспокоены ростом политизации проблематики гуманитарной помощи и расширением порочной практики «двойных стандартов» при ее оказании.
88. Последовательно выступаем за сдерживание роста регулярного и миротворческого бюджетов ООН, а также финансовой сметы Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов. Настаиваем на обоснованных сокращениях запрашиваемых ресурсов. Поддерживаем надлежащее выполнение Секретариатом рекомендаций надзорных органов. Требуем укрепления подотчетности, прозрачности и внутреннего контроля в работе Секретариата. Придаем в Пятом (административно-бюджетном) комитете ГА большое значение сохранению у государств-членов эффективных рычагов контроля в финансовой и кадровой сферах ООН.
89. Соблюдение паритета шести официальных языков ООН в сферах конференционного обслуживания и информационно-коммуникационной деятельности остается важнейшим направлением нашей работы с Секретариатом ООН. Принцип многоязычия должен иметь ключевое значение при планировании и реализации всех проектов ООН в СМИ и социальных сетях.
90. Особое внимание необходимо уделять борьбе с дезинформацией и сохранению объективного и сбалансированного подхода в работе информресурсов Организации. В своей деятельности ооновские новостные службы должны придерживаться равноудаленного и нейтрального подхода, а также опираться исключительно на проверенные данные, использовать информацию из российских официальных источников.
Среди других важных приоритетов – всестороннее содействие расширению контактов и установлению партнерских отношений Департамента глобальных коммуникаций, Информационного центра в Москве и других организаций системы ООН с российскими медиа-структурами.