Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по итогам саммита БРИКС, Рио-де-Жанейро, 7 июля 2025 года
Уважаемые дамы и господа,
Мы завершили работу на очередном, XVII саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро.
Хочу выразить искреннюю признательность Президенту Бразилии Л.Луле да Силве, нашим бразильским друзьям, которые работали в его команде на этом мероприятии, за прекрасную организацию саммита и традиционное бразильское гостеприимство на встрече, собравшей значительное количество стран Глобального Юга и Востока.
Бразильским хозяевам удалось обеспечить прекрасное взаимодействие в рамках БРИКС. В 2024 г. функции председателя выполняла Российская Федерация. Саммит в Казани все расценили как весьма успешный. Уверен, что аналогичные оценки будут звучать в адрес наших бразильских друзей по итогам саммита, который завершается в Рио-де-Жанейро.
Впервые в саммите участвовали не только полноценные члены БРИКС, но и государства-партнеры. Напомню, эта категория была учреждена по итогам Казанской встречи «в верхах» 22-24 октября 2024 г. Это Белоруссия, Боливия, Вьетнам, Казахстан, Куба, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда и Узбекистан. Кроме стран-партнеров, которые теперь уже в этом качестве были представлены на саммите, бразильское председательство пригласило на отдельные сессии ряд глав государств и правительств Глобального Юга и Востока. Все могли ознакомиться с перечнем тех, кто в качестве гостей участвовал в заседаниях в формате «БРИКС+» и «БРИКС Аутрич».
Кроме того, по традиции были приглашены и выступали на соответствующих сессиях руководители секретариатов ООН, ВОЗ и ВТО, равно как и руководство многосторонних банков, имею в виду Новый банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Латиноамериканский банк развития.
Если говорить об итогах и о документах, которые были приняты, то члены БРИКС и их единомышленники едины в том, что эффективно решать многочисленные проблемы современности невозможно без учета позиций стран Глобального Юга, Востока, проще говоря, Мирового большинства.
В этом контексте все отмечали роль БРИКС как площадки для согласования интересов ведущих стран, того самого Мирового большинства, как одной из ключевых опор многополярности, объективно заменяющую уходящую в прошлое систему глобализации.
Президент России В.В.Путин, выступая по видеоконференцсвязи на саммите БРИКС, сказал, что прежняя система была заточена исключительно под обслуживание интересов «золотого миллиарда». Эта эпоха уходит в прошлое. Все ориентируются на принципы, продвигающие БРИКС в качестве основы подлинно многостороннего, равноправного, взаимовыгодного сотрудничества всех стран.
У России совпадающие позиции по ключевым международным проблемам. Этому было посвящено первое пленарное заседание. Был подтвержден общий настрой на содействие формированию более справедливого, устойчивого, полицентричного миропорядка, опирающегося на принципы Устава ООН, причем не выборочно используемые и применяемые. Когда западные коллеги в рамках их конкретной, очередной авантюры на международной арене «выдергивают» то, что им подходит на данный момент, и потом оправдывают свои действия. Принципы Устава ООН надо применять так, как его написали отцы-основатели, а затем как он был принят и ратифицирован – во всей совокупности и взаимосвязи принципиальных требований.
Лидерам БРИКС был представлен доклад по итоговым встречам высоких представителей стран БРИКС, курирующих вопросы безопасности.
Если говорить о конкретных аспектах международной повестки, единым было мнение о неприемлемости израильских и американских ударов по территории Ирана, которые были нанесены в нарушение международного права, Устава ООН, соглашений МАГАТЭ.
В итоговой Декларации, принятой по итогам первого дня заседаний, все члены БРИКС высказались в пользу прекращения любых агрессивных действий не только против Ирана, но и в cекторе Газа, где сложилась катастрофическая гуманитарная ситуация.
У всех есть четкое ощущение, что аналогичным образом израильские представители и армия собираются действовать не только в Газе, но и на Западном берегу реки Иордан, что серьезно подрывает перспективу создания палестинского государства. Все члены БРИКС выступили за выполнение решений ООН о двугосударственной «развязке» палестино-израильского конфликта. Будем добиваться, чтобы эти решения никто не пытался предать забвению.
В Декларации и выступлениях прозвучала позиция многих участников в отношении ситуации на Украине. Все выступали со взвешенных, объективных позиций, проявляли растущее понимание первопричин этого кризиса, которые заключаются в создававшихся долгие годы Западом угроз безопасности России, включая расширение НАТО на восток с очевидной целью поглотить Украину и прямо на наших границах «выстраивать» военную машину НАТО. Но и не менее важно добиваться отмены всех решений, принятых киевским режимом после госпереворота 2014 г. и направленных на то, чтобы законодательно истребить всё русское, включая язык, образование, СМИ и культуру. Недавно была создана основа для запрета канонической Украинской Православной Церкви.
Большое внимание было уделено комплексному подходу к реформе глобального управления, прежде всего в том, что касается давно «перезревших» реформ Бреттон-Вудских институтов с тем, чтобы они отражали реальный вес стран Мирового большинства в мировом хозяйстве и экономике. В этой связи вновь прозвучали требования, это была консолидированная позиция БРИКС о том, что необходимо ускорить реформу распределения квот и голосов в МВФ.
Привлекли внимание к необходимости добиваться в ходе реформ прекращения практики, которая используется в МВФ, в группе Всемирного банка. Она заключается в том, чтобы предоставлять финансирование тем, кто является марионетками Запада. Прежде всего, это было продемонстрировано в отношении Украины. Финансирование по линии Бреттон-Вудских институтов за последние пару лет существенно превысило объем ресурсов, выделенных всем африканским странам. Это позорная статистика для МВФ, для Всемирного банка.
Важное значение придается реформе Всемирной организации здравоохранения. Генеральный директор ВОЗ Т.Адханом Гебрейесус рассказал о том, как идет реформа, которая сделает Секретариат более эффективным, менее бюрократическим. Обратили внимание на необходимость избегать попыток политизировать и эту структуру, которая должна была бы заниматься, прежде всего, эпидемиологической безопасностью, предотвращением инфекционных и неинфекционных заболеваний.
В документах сессии, в дискуссиях отражены задачи защиты окружающей среды, в том числе в контексте подготовки Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, которая состоится в г.Белен (Бразилия) 10–21 ноября 2025 г. Это уже тридцатая конференция. Принципиально важно, что все согласились с необходимостью избегать диктата в сферах изменения климата и адаптации соответствующих национальных стратегий. Запад активно пытается убедить развивающиеся страны тратить все больше средств на «зеленый переход» за счет торможения их интересов в сфере ускорения социально-экономического развития.
Межгосударственным дискуссиям помогают такие структуры, как Новый банк развития, Деловой совет БРИКС, Женский деловой альянс БРИКС, Гражданский совет БРИКС. Все их руководители выступили в ходе этого саммита с сообщениями о том, как продвигаются дела на соответствующих направлениях. Эти механизмы играют весьма полезную роль. Все отмечают, что их работа является важным подспорьем в углублении сотрудничества между нашими странами в финансово-экономическом, гуманитарном, культурном направлениях.
Мы даем высокую оценку достигнутым в текущем году результатам работы БРИКС. Это не только саммит, это многие десятки различных секторальных мероприятий по направлениям экономики, культуры, технологического развития, искусственного интеллекта.
По искусственному интеллекту принято заявление, подчеркивающее необходимость вырабатывать механизмы его регулирования исключительно в универсальных форматах под эгидой ООН, а не в ходе «келейных» встреч закрытого состава, куда зовут только тех, кто будет «слушаться старших товарищей».
На саммите было объявлено о запуске партнерства БРИКС по устранению социально обусловленных заболеваний. Это одна из конкретных инициатив бразильского председательства. Она обогащает повестку дня нашего объединения. Уверен, что это будет очередной позитивный опыт.
Все наработки, которые реализуются в рамках БРИКС в сфере искусственного интеллекта и здравоохранения, будем продвигать в соответствующих международных форматах, включая ВОЗ и ООН.
Работа бразильского председательства еще не заканчивается. До конца 2025 г. запланирован ряд мероприятий экспертного и министерского уровня. Имею в виду, например, встречи председателей верховных судов, глав налоговых, таможенных ведомств стран, входящих в объединение.
1 января 2026 г. председателем БРИКС станет Индия. В ходе встречи с индийским коллегой обсудили планы, которые сейчас вырабатываются в Нью-Дели. Они нам кажутся весьма перспективными и обеспечивающими преемственность в работе в прошлом году, в текущем году и с прицелом на год грядущий.
Вопрос: Как Вы можете оценить новый формат саммита БРИКС, когда в нем активное участие принимают страны-партнеры?
С.В.Лавров: Этот формат относительно новый в том смысле, что ряд приглашенных стран имеют статус «стран-партнеров». Их главное отличие от гостей – это то, что эти страны будут постоянно участвовать во всех мероприятиях БРИКС и не только в саммитах и министерских встречах, но и в большинстве секторальных форматов, посвященных различным аспектам экономического сотрудничества, в решении гуманитарных проблем. В остальном, такое количество участников, – это не новость для БРИКС. Просто раньше они участвовали в формате «БРИКС Плюс» и «БРИКС Аутрич», или как приглашенные председательством.
Помню, что в 2023 г. на саммите БРИКС в Йоханнесбурге в качестве приглашенных участников присутствовали главы государств и правительств всех стран Африканского союза. Не все приехали, но присутствовало больше 50 стран. Так что с точки зрения управления таким большим форумом уже были прецеденты, но, конечно же, принципиально новые качества участия десяти стран, которые были на саммите в Казани определены как «страны-партнеры» – это, безусловно, новый шаг в развитии нашего объединения. Еще предстоит дополнительно работать над тем, чтобы максимально плотно вовлечь их в «повседневные» дела.
Вопрос: Западная пресса еще до саммита стала утверждать, что БРИКС выдыхается, что его расширение «размыло» способность объединения выступать единым фронтом. Вот и, дескать, В.В.Путин и Си Цзиньпин потому не приехали. Какова Ваша оценка?
С.В.Лавров: Думаю, они рефлексируют, потому что у всех на глазах – пример расширения НАТО, которое никому не пошло на пользу, включая самих членов Североатлантического альянса. Там углубляются разногласия. Зреет такой легкий бунт на корабле. Всё больше и больше стран хотят руководствоваться не какими-то идеологизированными установками, навязанными «хозяином», а своими национальными интересами.
В БРИКС такого риска никогда не было и никакой угрозы размытости нашей деятельности не наблюдается. Объединение всегда во всех своих шагах опиралось на принципы равноправия и взаимного уважения, консенсуса. Причем такого, который отражает реальный баланс интересов, а не продиктован «Старшим братом». Так что я не могу согласиться с подобными попытками искусственно описать БРИКС как организацию, которая исчерпывает своё предназначение. Наоборот, её потенциал только начинает раскрываться.
Большое внимание было уделено реформе механизмов глобального управления. Уже сказал о том, как «прозвучали» реформы МВФ, Всемирного банка и ВТО на этом саммите.
Необычно большое внимание, по сравнению с прошлыми годами, было уделено реформе ООН. Понятно, что реформа Совета Безопасности привлекла наибольшее внимание. Текст, который согласован, подтверждает необходимость расширения Совета Безопасности за счёт преодоления недопредставленности стран Азии, Африки и Латинской Америки. Про Запад речь не идёт. Он и так давно и незаслуженно получил больше мест, чем ему положено с точки зрения баланса сил, соотношения сил на международной арене. Но, пожалуй, впервые подробно рассмотрена тема реформы Секретариата ООН. Содержится прямая критика проблемы, связанной с засильем граждан западных стран на руководящих постах в Секретариате. Приводил пример руководства ООН. Там несколько десятков должностей заместителя генерального секретаря. Но ключевые, от которых зависит реальное функционирование Секретариата, а соответственно, подготовка предложения для государств, что в значительной степени влияет на повестку дня, все занимают страны-члены НАТО. Генеральный секретарь, с которым я здесь пообщался, А.Гутерреш – Португалия. Есть заместитель по политическим вопросам – гражданка США, заместитель по миротворческим операциям – гражданин Франции, заместитель по гуманитарным вопросам – подданный Британии. Есть еще первый заместитель Генерального секретаря – гражданка Нигерии, но и одновременно гражданка Соединенных Штатов.
Сейчас А.Гутерреш продвигает свою идею в развитие принятой на прошлой сессии резолюции Генеральной Ассамблеи по повестке дня для развития. Продвигается концепция «ООН-80», в которой уже расписаны практические шаги по реформированию Секретариата, требующие очень серьезного внимания. И «приглядывать» за этим процессом поручено человеку, для которого был специально создан дополнительный пост заместителя Генерального секретаря, чтобы курировать вопросы преобразования внутри Секретариата. Что вы думаете? Подданный Британии. Так что этот перекос уже всем очевиден и налицо попытки, в частности, в рамках процесса «ООН-80» провести реформу так, чтобы межправительственные органы, прежде всего Генеральной Ассамблеи ООН, просто были информированы о том, как кулуарно принимаются решения в интересах отдельных групп стран. Россия внесла вместе со своими единомышленниками в Нью-Йорке резолюцию с призывом не допустить попыток обхода межправительственных органов при решении таких важнейших для судьбы ООН вопросов.
Вопрос: Вы провели двустороннюю встречу с иранским коллегой. Намерен ли Тегеран возобновить контакты с МАГАТЭ и в каком формате? Готова ли России помочь в посредничестве?
С.В.Лавров: Вы спрашиваете, в каком формате могут возобновиться переговоры между Ираном и МАГАТЭ? Это и есть формат Иран-МАГАТЭ.
У меня создалось впечатление, что здесь, прежде всего, руководство МАГАТЭ должно проявить ответственность за те оценки, которые оно публикует, публиковало в прошлом и которые были представлены Совету управляющих Организации буквально за несколько дней до начала агрессии. Эти оценки многими охарактеризованы, как скажем так, двусмысленные. В отличие от предыдущих докладов Секретариата, они допускают толкования, подразумевающие, что Иран не очень добросовестно выполняет свои обязательства. За это ухватилась, как вы знаете, «западная тройка» (Франция, Британия, Германия), которая вбросила на заседании Совета Безопасности ООН резолюцию с серьезной критикой Ирана.
Через день-два последовало нападение Израиля на гражданские ядерные объекты, находящиеся под гарантиями МАГАТЭ. То есть достаточно простая и понятная «цепочка», известную роль в которой вольно или невольно сыграл Секретариат МАГАТЭ. Поэтому сейчас мы уверены, что Секретариат должен предоставить гарантии относительно того, что впредь будет самым строжайшим образом руководствоваться теми полномочиями, которыми он наделен, а не пытаться вбрасывать какие-то сюжеты, используемые впоследствии для политизации и для продвижения односторонних интересов отдельных членов.
Что касается России, то мы говорим не о посредничестве. Президент России В.В.Путин напоминал о том, что когда была согласована Совместная всеобъемлющая программа действий по иранской ядерной программе, она учитывала возможности России по предоставлению услуг, связанных с обеднением урана (который накопился в Исламской Республике Иран до принятия этого документа) до уровня, необходимого для энергетических целей, для использования на атомных электростанциях. Поскольку за годы после того, как Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из этой Совместной всеобъемлющей программы, у Ирана не было никаких обязательств по ограничению обогащения, а сейчас об этом ведется речь. Вы просто напомнили, что у нас есть такие технологические возможности. Мы готовы их предоставить, забирая излишки чрезмерно обогащенного урана для переработки в России и возвращения энергетически обогащенного урана в Исламскую Республику на ее объекты ядерной энергетики.
Конечно, если сторонам будет комфортно, чтобы Россия помогала сближать позиции. Сейчас прежде всего Соединенные Штаты хотят возобновить диалог с Ираном, помогал в этом и Оман, и ряд других арабских государств Персидского залива...
Не будем забывать, что Совместная всеобъемлющая программа действий, которая была одобрена, за которую всех участников благодарило мировое сообщество и которая потом была отменена, разрабатывалась при участии в том числе европейцев, американцев, России и Китая. Так что если будет на то желание главного действующего лица, каковым является Тегеран, за нами дело не станет.
Вопрос: Д.Трамп еще до своей инаугурации пригрозил странам БРИКС 100% тарифами в случае введения валюты объединения. Буквально накануне он уже пригрозил 10% тарифами всем странам, которые, как он выразился, ведут антиамериканскую политику БРИКС. Будет ли создана валюта объединения? Что с Д.Трампом и какая реакция на эти слова американского президента?
С.В.Лавров: Странный вопрос. Президент США Д.Трамп не скрывает своих целей. Он отстаивает интересы США, прежде всего экономические, в сфере инвестиций и торговли.
Это означает, что лишний раз подтверждается вывод о прекращении функционирования той модели глобализации, которую Соединенные Штаты в неолиберальном контексте продвигали долгие годы и которая на какой-то период была всеми «акцептована».
Но в отношении платежей как таковых никогда в БРИКС создание «валюты» не обсуждалось. Первый импульс работе по альтернативным платежным платформам был придан на саммите в г.Йоханнесбурге. Там Президент Бразилии Л.Лула да Силва инициативно эту тему продвигал. Бразильские предложения шли достаточно далеко. Они в декларации предлагали расписать конкретные формы функционирования возможного механизма альтернативных платежных платформ. Но в итоге центральным банкам и министерствам финансов было поручено подготовить предложение о таких платформах, которые позволили бы рассчитываться, использовать систему взаимных платежей, не зависящую от доллара, положением которого в мировой экономике и мировой финансовой системе США при демократах стали грубо злоупотреблять. И не зря еще в период подготовки к инаугурации Президент США Д.Трамп прямо обвинил Дж.Байдена и его администрацию в том, что они подорвали роль доллара на долгие годы. Придется теперь учитывать, что доверие к нему упало.
На самом деле так оно и есть. Нам долго рассказывали (последние 30 лет, а может и больше), что доллар – это не американская собственность, это «достояние всего человечества», которое обеспечивает гладкое бесперебойное функционирование мирового хозяйства, и гарантии США должны быть понятны и приемлемы для всех. Никто не знает, когда, кого и за что решат наказать. Можно много примеров приводить, но не буду. Даже те, кто рассматриваются как чуть ли не союзник Соединенных Штатов, не могут чувствовать себя спокойно.
В БРИКС «валюта» не обсуждалась. Что обсуждалось, это, как я уже сказал, во-первых, повышение роли национальных валют. Это процесс, который в реальной жизни уже «идет». Во-вторых, это новая инвестиционная платформа, трансграничная платежная инициатива. Все это в комплексе создает такое «меню возможностей» для избежания зависимости от доллара, да и от евро тоже. Президент России В.В.Путин, выступая на первом заседании саммита в Рио-де-Жанейро, привел цифру 90% – именно столько расчетов в наших торговых и финансовых отношениях с партнерами по БРИКС и с государственными партнерами проводится в валютах стран, которые в этом участвуют. Так что это, по-моему, хорошая гарантия. Такой процесс развивается и с другими государствами. Это все последствия действий, предпринимавшихся ради наказания, в данном случае Российской Федерации, с целью разрушить все принципы, на которых зиждилась международная торговля, международные инвестиции, включая неприкосновенность собственности, презумпцию невиновности, добросовестную конкуренцию. Все это было отброшено в один момент, и сейчас идет процесс фрагментации структур, которые в эпоху глобализации были созданы по американским лекалам и ни у кого не вызывали отторжения, пока ими не стали злоупотреблять.
Вопрос: В итоговой Декларации БРИКС впервые так конкретно осуждены атаки, направленные на российскую гражданскую инфраструктуру, включая упоминание детских жертв. Это беспрецедентная формулировка для такого разнопланового объединения. Означает ли это единодушие стран БРИКС в этом вопросе и формирование нового международного консенсуса о недопустимости ударов по гражданским объектам? И планирует ли Россия использовать эту Декларацию как основу для инициирования расследования этих атак на площадке ООН или других международных структур?
С.В.Лавров: Разумеется, если это зависит от Декларации, которую одобрили главы государств. Это означает единодушие стран БРИКС, причем не в деле формирования нового консенсуса о недопустимости ударов по гражданским объектам. Такие удары давно запрещены многочисленными конвенциями. Прежде всего, Женевскими конвенциями 1949 г. и последовавшими документами. Это касается не только гражданских объектов, но и гражданского мирного населения, тем более детей. Поэтому это не должно восприниматься как что-то из ряда вон выходящее. Это просто подтверждение приверженности принципам, которые международное сообщество одобрило консенсусом давно и которыми Запад откровенно пренебрегает. Все сходит с рук тем, кто пользуется покровительством Запада, прежде всего киевскому режиму.
Это были настолько вопиющие случаи, когда мирная железнодорожная инфраструктура и проходившие по ней абсолютно гражданские составы были атакованы сознательно. Это невозможно не осудить и на это невозможно закрыть глаза. Как это пытались делать представители различных органов ООН, когда мы обратились к ним на эту тему, а также чиновники в Совете по правам человека ООН и в ОБСЕ.
Что касается расследования и привлечения виновных к наказанию, сейчас не пытаемся вбрасывать эту тему в международную дискуссию. Мы сами занимаемся этим и по линии Генеральной прокуратуры России, и по линии общественных организаций. Периодически публикуем такие материалы, распространяем их в ООН, в европейских международных организациях. Эта работа будет продолжена. Никто не сможет уйти от ответственности.
Вопрос (перевод с английского): Мой вопрос касается того, что Президент США Д.Трамп предложил ввести многопроцентные пошлины для стран-членов БРИКС. Как это может повлиять на предложение России о разработке альтернативной финансовой системы? Как Россия оценивает решение председательствующей Бразилии замедлить обсуждение платформ и средств платежа, единой валюты для международной торговли?
Также в итоговой Декларации саммита БРИКС осуждены удары по российской территории. Как БРИКС может содействовать посредническим предложениям Бразилии и Китая?
С.В.Лавров (перевод с английского): Что касается первого вопроса, то «российской инициативы» не существует.
Как я уже упоминал, отвечая на один из предыдущих вопросов, акцент на разработке альтернативных платежных платформ и механизмов был впервые сделан в Декларации саммита в Йоханнесбурге по предложению Президента Л.Лулы да Силвы. Он предлагал более активно работать над этими вопросами. В конечном итоге было решено уполномочить центральные банки и министерства финансов представить рекомендации по альтернативным платежным платформам для будущих саммитов. Это то, что мы рассматриваем. Это значит, что в этом заинтересована не только Россия.
Президент Бразилии Л.Лула да Силва продвигает подобные инициативы в контексте СЕЛАК. Мы это знаем. В СЕЛАК обсуждения гораздо ближе к концепции валюты, чем в контексте БРИКС. Это понятно, потому что Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна является более географически связанной, целостной структурой. Так что мы не видим, чтобы было какое-то «замедление». Его нет. Статистика, которая есть в распоряжении лидеров, свидетельствует, что объем сделок, обслуживающихся без использования доллара, растет, как и процент таких сделок в контексте общей торговли.
Что касается Бразилии и Китая…
Вопрос (перевод с английского): Страны-члены БРИКС выступили с осуждением бомбардировок мирной инфраструктуры на территории России.
С.В.Лавров (перевод с английского): Да, их осудили. Только что сказал об этом.
Вопрос (перевод с английского): Это может «испортить» бразильско-китайское посредничество в урегулировании украинского кризиса…
С.В.Лавров (перевод с английского): Вы имеете в виду осуждение бомбардировок гражданской инфраструктуры?
Вопрос (перевод с английского): Имею в виду, что они вышли с предложением переговоров из шести пунктов. И итоговая Декларация может разрушить эти предложения.
С.В.Лавров (перевод с английского): Не понимаю, как принципиальная позиция в защиту международных конвенций, запрещающих нападения на гражданскую инфраструктуру и мирных граждан, может испортить инициативу с благими намерениями?
Мы с нашими бразильскими и китайскими коллегами обсуждали эволюцию их инициатив. Отметили, например, что на одном из заседаний группы «Друзей мира» (созданной Китаем и Бразилией), которая проводила очередную встречу в Нью-Йорке в марте с.г., внезапно присутствовали Франция и Швейцария. Франция является одной, если не той самой страной, которая выступает в первых рядах в своих нападениях на Российскую Федерацию, продолжая накачивать Украину оружием.
Инициатива Китая и Бразилии была важной, потому что они с самого начала заявили, что хотят нейтрального, объективного рассмотрения. Это было противовесом односторонним инициативам, которые украинцы продвигали вместе со своими западными «хозяевами», включая «бюргенштокский процесс» и «формулу мира В.А.Зеленского». Думаю, что хорошо, что группа «Друзей мира на Украине» сохранила приверженность своим принципам в распространенном документе.
Поскольку мы коснулись Украины, напомню, что это единственная страна, где язык, особенно если речь идет об официальном языке ООН, запрещен во всех сферах жизни – в образовании, СМИ, культурных мероприятиях и т.д. Русский язык после госпереворота, произошедшего на Украине в 2014 г., постоянно запрещается законом. Ни в одной другой части мира, где есть какие-то конфликты, нет подобных примеров. Имею в виду в т.ч. палестино-израильский конфликт. Нет другого конфликта, где подобное бы происходило.
Это грубо нарушает Устав ООН. Сегодня встречался с Генеральным секретарем ООН А.Гутеррешем. Он вчера снова заявил, что все должны уважать международное право. Затем он сказал про территориальную целостность Украины. Но принцип территориальной целостности означает, что никого не волнуют неотъемлемые права людей, проживающих на этих территориях. Устав ООН гласит об уважении прав человека независимо от расы, пола, языка или религии. Русский язык и каноническая православная церковь на Украине запрещены законом.
Ответил ему: посмотрите, Запад, который всегда учит всех правам человека, включая вас, нас, Китай, Венесуэлу, никогда не использует эти слова («права человека») в отношении ситуации на Украине. Напротив, Председатель Еврокомиссии У.фон дер Ляйен, Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Каллас и другие говорили, что, сражаясь с Россией, Украина защищает «европейские ценности». Если эти «европейские ценности» заключаются в отмене культуры, это возврат к нацизму. Мы не ожидаем от Запада, что он признает реальность в отношении нарушений прав человека на Украине.
Наши друзья с Глобального Юга, заинтересованные в продвижении своих инициатив, могут стать в авангард борьбы за права человека, но не как хочет Запад, а как того требует Устав ООН.