Основные внешнеполитические события 2012 года
1. В 2012 году в условиях усиления нестабильности в международных отношениях, накопления кризисных элементов в мировой экономике Российская Федерация продолжала последовательную реализацию активного многовекторного внешнеполитического курса, нацеленного на обеспечение ее национальных интересов, создание благоприятных внешних условий для социально-экономического развития, на укрепление всеобщей безопасности, утверждение главенствующей роли ООН и коллективных начал в мировой политике на основе соблюдения норм международного права и уважения принципа неделимости безопасности.
7 мая Президент В.В.Путин подписал Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», обозначивший основные ориентиры повышения эффективности деятельности российской дипломатии в интересах укрепления позиций нашей страны в мире, обеспечения ее конкурентоспособности в процессе становления новой полицентричной системы международных отношений.
Как отмечал глава государства на Совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации 9 июля и в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря, объективно более востребованными в современном мире становятся самостоятельная, независимая и последовательная внешняя политика нашей страны, являющаяся важнейшим фактором глобального равновесия и геополитической стабильности, способность российской дипломатии выстраивать коллективные действия на международной арене. В условиях изменяющейся расстановки экономических, цивилизационных и военно-политических сил в мире Россия должна быть влиятельным государством, уверенно развивающимся и сохраняющим свою национальную и духовную идентичность, оказывающим позитивное воздействие на происходящие в мире процессы.
2. Развитие сотрудничества с партнерами в Содружестве Независимых Государств оставалось ключевым приоритетом внешней политики России. Интеграционные процессы на пространстве СНГ были нацелены в первую очередь на выстраивание эффективной модели экономического взаимодействия. Вступил в силу Договор о зоне свободной торговли, призванный качественно модернизировать нормативно-правовую базу торгово-экономического сотрудничества стран СНГ. Подписано Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-участников СНГ. В ходе очередного заседания Совета глав государств СНГ в Ашхабаде 5 декабря принята Декларация о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества, в которой лидеры стран Содружества высказались за укрепление его роли в формировании региональных и межрегиональных взаимоотношений.
В целях решения задачи создания к 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) велась активная работа по углублению экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП).
1 января вступили в силу 17 базовых соглашений о формировании ЕЭП.
1 февраля начала функционировать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – единый постоянно действующий орган ТС и ЕЭП, которому переданы полномочия по широкому спектру экономических вопросов. На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве 19 декабря главами государств-участников принят пакет из 15 документов, определяющих вектор дальнейшего развития объединения. Началась разработка проекта всеобъемлющего Договора о ЕАЭС.
Динамично развивалось сотрудничество в рамках ОДКБ. По итогам юбилейной сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ в Москве 15 мая, посвященной 20-летию Договора о коллективной безопасности и
10-летию ОДКБ, подписана Декларация глав государств-членов ОДКБ, содержащая развернутую оценку основных тенденций развития международной обстановки. На состоявшейся в Москве 19 декабря сессии СКБ ОДКБ приняты Заявление глав государств-членов о перспективах развития Организации и 18 решений, в том числе об основных направлениях военного сотрудничества до 2020 г., о прогнозе развития обстановки в Афганистане и мерах по противодействию угрозам, исходящим с территории этой страны. Было удовлетворено обращение Узбекистана о приостановлении его членства в ОДКБ, при этом российско-узбекистанские отношения сохранили союзнический и дружественный характер.
Поддерживался высокий уровень интеграционного взаимодействия с Белоруссией – как в формате Союзного государства, так и в рамках ЕЭП. Активизировались торгово-экономические связи, производственная кооперация, взаимодействие в сфере атомной энергетики, включая строительство Белорусской АЭС. Двусторонний товарооборот превысил
40 млрд. долл. США.
Традиционно интенсивный характер носили отношения с Украиной. Интенсивный политический диалог был дополнен многоплановым торгово-экономическим сотрудничеством, кооперационными связями регионов, совместными усилиями по реализации масштабных проектов, в том числе в области высоких технологий и инноваций. Важным событием стало подписание 12 июля в Ялте Декларации о содержании российско-украинского стратегического партнерства, которая станет надежным ориентиром для совершенствования двустороннего взаимодействия по всем вопросам двусторонней повестки дня.
Продолжали активно содействовать политико-дипломатическому урегулированию конфликтов на пространстве СНГ.
Результатом инициативных усилий, осуществляемых Россией в рамках нагорно-карабахского урегулирования (НКУ), явилось проведение в Сочи 23 января саммита с участием президентов России, Азербайджана и Армении, в ходе которого была подтверждена готовность сторон конфликта ускорить достижение договоренности по Основным принципам НКУ. Важным этапом работы в тесном взаимодействии со странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ стало Совместное заявление президентов России, США и Франции 18 июня, в котором содержался настоятельный призыв к лидерам Азербайджана и Армении не допустить силового решения карабахской проблемы.
Участвуя в качестве посредника в Постоянном Совещании по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию (формат «5+2») Россия активно содействовала выработке жизнеспособной модели особого статуса Приднестровья на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова. Прошедшие в течение 2012 года пять официальных заседаний формата «5+2» позволили добиться определенного прогресса в процессе строительства мер доверия между сторонами, что нашло отражение в принятом на СМИД ОБСЕ в Дублине заявлении по этому вопросу
3. В связи с заявлениями представителей движения «Грузинская мечта», сформировавшего новое правительство Грузии по итогам парламентских выборов (октябрь), о заинтересованности в нормализации российско-грузинских отношений демонстрировали готовность к диалогу с грузинской стороной. При этом подчеркивалось, что вне зависимости от состояния российско-грузинских отношений позиция России по Абхазии и Южной Осетии остается неизменной.
4. Продолжался процесс интеграции России в мировую экономику. С 22 августа Российская Федерация является полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), что качественно расширяет возможности торгово-экономического взаимодействия с зарубежными партнерами и участия в формировании глобальной торговой повестки дня, содействует укреплению престижа России на мировой арене, повышает ее влияние в решении ключевых экономических вопросов.
Были продолжены переговоры о присоединении Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Завершены ратификационные процедуры в отношении Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, к которой Россия присоединилась в феврале. Подписаны обменные письма, оформляющие с
1 января 2013 г. членство России в Агентстве ОЭСР по ядерной энергии.
5. Дальнейшее развитие получило международное взаимодействие в рамках «Группы двадцати», направленное на укрепление мировой финансовой системы и создание более совершенной глобальной финансово-экономической архитектуры. Главным итогом саммита «двадцатки» в Лос-Кабосе (июнь) стало принятие Плана действий по содействию росту и созданию рабочих мест. С 1 декабря 2012 г. председательство в «Группе двадцати» перешло к России.
Поступательно развивалось, приобретая более широкий характер, сотрудничество в формате БРИКС. В ходе IV саммита БРИКС в Нью-Дели (март) и неформальной встречи лидеров стран-участников объединения в Лос-Кабосе (июнь) были скоординированы подходы к решению актуальных вопросов противодействия новым вызовам и угрозам, обсуждены перспективные направления взаимного сотрудничества, принято консолидированное решение об участии в пополнении кредитных ресурсов МВФ на сумму 75 млрд. долл. США (вклад России – 10 млрд. долл. США).
Важным неформальным механизмом координации подходов и мобилизации многосторонних усилий в интересах укрепления международного мира и безопасности, поиска ответов на новые вызовы, решения социально-гуманитарных проблем в сфере содействия международному развитию остается «Группа восьми». По инициативе России в итоговую Декларацию саммита объединения в Кэмп-Дэвиде (май) были включены предложения по развитию контртеррористического взаимодействия, одобрен комплексный подход к использованию энергоресурсов и подтверждена приверженность Санкт-Петербургским принципам глобальной энергетической безопасности, согласован сбалансированный подход к вопросам обеспечения продовольственной безопасности.
6. Саммиты Россия-ЕС в Стрельне (июнь) и Брюсселе (декабрь) подтвердили стратегический характер отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом. Сохранялась положительная динамика взаимного товарооборота. Осваивались новые возможности наращивания торгово-инвестиционных связей, открывающиеся с присоединением России к ВТО. В рамках инициативы «Партнерство для модернизации» разрабатывались проекты в области высоких технологий, энергоэффективности и энергосбережения, космоса.
Активно развивалось энергетическое сотрудничество с ЕС. Знаковыми событиями стали запуск второй очереди газопровода «Северный поток» (октябрь) и начало сооружения газопровода «Южный поток» (декабрь).
Осуществлялась реализация одобренного на саммите Россия-ЕС в декабре 2011 г. в Брюсселе перечня совместных шагов в интересах перехода к безвизовому режиму краткосрочных взаимных поездок граждан.
В июле вступило в силу российско-польское Соглашение о порядке местного приграничного передвижения, предоставляющее жителям Калининградской области и сопредельных воеводств Польши возможность осуществлять безвизовое и многократное пересечение границы обеих стран и практически способствующее расширению контактов между людьми, деловых, туристических и культурных связей.
7. Выстраивали конструктивные отношения с НАТО, убеждали партнеров в необходимости реальных шагов в деле формирования общего пространства мира, безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе в развитие договоренностей, достигнутых на саммите Совета Россия-НАТО (СРН) в Лиссабоне 20 ноября 2010 г. Исходя из стратегической общности целей со странами-членами НАТО по поддержанию мира и стабильности, противодействию общим угрозам безопасности, развивали практическое сотрудничество с альянсом в вопросах борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Активно взаимодействовали по Афганистану. Продолжали поиск взаимоприемлемых развязок в сфере ПРО.
8. Рассматриваем принятое на 19-м заседании Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Дублине (декабрь) решение о запуске процесса «Хельсинки+40», призванного выработать новое стратегическое видение ОБСЕ к 40-летию Хельсинкского Заключительного акта (2015 г.), через призму давно назревшей реформы ОБСЕ, направленной на искоренение функциональной и географической несбалансированности ее деятельности, ее превращение в полноценную международную организацию.
9. В диалоге с руководством США неизменно подчеркивали готовность к построению стабильных и предсказуемых межгосударственных отношений, основанных на принципах равноправия, реального уважения интересов друг друга и невмешательства во внутренние дела. На встрече в Лос-Кабосе «на полях» саммита «Группы двадцати» (июнь) президенты двух стран подтвердили приверженность наращиванию взаимовыгодного сотрудничества. Продолжались активные контакты и реализация перспективных проектов по линии российско-американской Президентской комиссии. В контексте планов создания глобальной системы ПРО США последовательно добивались предоставления юридически обязывающих гарантий ее ненаправленности против российского арсенала сдерживания.
Рассчитываем, что инициаторы принятого в США антироссийского «закона имени С.Магнитского» не смогут повернуть вспять развитие российско-американских отношений.
10. Наращивали практические усилия по всестороннему развитию взаимовыгодных отношений с динамично растущими экономиками стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), активно подключаясь к укрепляющим свой экономический и политический вес региональным объединениям и интеграционным механизмам.
В рамках российского председательства в АТЭС в 2012 г. и саммита АТЭС во Владивостоке (сентябрь) утверждены порядка 60 российских инициатив и проектов, связанных с либерализацией торговли и инвестиций, региональной экономической интеграцией, укреплением продовольственной безопасности, совершенствованием транспортно-логистических систем, поддержкой инновационного роста. Это способствовало приданию нового содержания и динамики деятельности Форума.
Россия предпринимала последовательные шаги по продвижению идеи формирования в АТР всеобъемлющей архитектуры безопасности и устойчивого развития. По инициативе российской стороны велась работа над проектом Декларации о рамочных принципах укрепления безопасности и развития сотрудничества в АТР.
Укреплялась роль Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) как весомого фактора обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии. По итогам саммита Организации в Пекине (июнь) принята Декларация глав государств-членов ШОС о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. Утверждены Основные направления стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу, новая редакция Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе, Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 гг. Существенный вклад в развитие экономического взаимодействия внесла встреча глав правительств государств-членов ШОС в Бишкеке (декабрь).
Содействовали укреплению механизма Восточноазиатских саммитов (ВАС), являющихся ключевой площадкой диалога по стратегическим вопросам безопасности и сотрудничества, а также эффективным инструментом развития многоуровневой инфраструктуры связей в АТР. В ходе 7-го Восточноазиатского саммита в Пномпене (ноябрь) подчеркнули заинтересованность России в дальнейшем продвижении торгово-экономических связей с государствами региона, включая запуск новых совместных проектов, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, в укреплении энергетической и продовольственной безопасности, задействовании возможностей российского транзитного потенциала для решения транспортных проблем.
В соответствии с принятыми на встрече министров иностранных дел России и стран-членов АСЕАН в Пномпене (июль) решениями о повышении практической отдачи от российско-асеановского диалогового партнерства одобрена «дорожная карта» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Ассоциацией. В рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) по российской инициативе принято совместное Заявление о сотрудничестве в обеспечении кибербезопасности.
На 9-м саммите Форума «Азия-Европа» (АСЕМ) во Вьентьяне (ноябрь) позитивный резонанс получили российские предложения по сотрудничеству в обеспечении продовольственной и энергетической безопасности, чрезвычайному реагированию, развитию транспортно-логистических цепочек с задействованием транзитного потенциала России. Поддержана наша инициатива о проведении в России международной конференции АСЕМ по межрелигиозному и межкультурному диалогу.
11. Российско-китайские отношения всеобъемлющего равноправного партнерства и стратегического взаимодействия достигли беспрецедентно высокого уровня доверия. Состоялись три встречи глав государств, в том числе государственный визит Президента Российской Федерации в КНР, 17-я регулярная встреча глав правительств, визит Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Китай, семь встреч на уровне вице-премьеров, 7-ой раунд консультаций по стратегической безопасности, четыре встречи министров иностранных дел, многочисленные контакты по линии различных министерств и ведомств. Развивалось многоплановое экономическое сотрудничество. КНР оставалась одним из ведущих внешнеторговых партнеров России, двусторонний товарооборот приблизился к рекордному уровню в 90 млрд. долл. США. Успешно проведен Год российского туризма в Китае.
12. Дальнейшее развитие получило российско-индийское привилегированное стратегическое партнерство. Углублялось взаимодействие на всех направлениях, включая торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество, атомную энергетику, связи в области науки, технологий и инноваций, культуры. Важнейшим событием стал официальный визит Президента В.В.Путина в Индию 24 декабря.
13. Поддерживали интенсивный политический диалог с государствами Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), закрепляя исторически традиционно дружественный и взаимовыгодный характер наших отношений. В русле этой линии в июне Президент В.В.Путин посетил Израиль, Иорданию и палестинские территории, а Министр иностранных дел С.В.Лавров нанес визиты в Египет, Иорданию и Саудовскую Аравию. В целях укрепления российского экономического присутствия на пространстве БВСА, включая восстановление в полном объеме торговых связей, совершенствовали договорно-правовую базу сотрудничества со странами региона, содействовали проведению заседаний двусторонних межправительственных комиссий, деловых форумов и других мероприятий.
Выступали за наращивание взаимодействия между Россией и Лигой арабских государств, в том числе в контексте подготовки к проведению в Москве первой сессии Российско-Арабского форума сотрудничества на министерском уровне. Продолжались контакты с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), в первую очередь по вопросам укрепления координации усилий по урегулированию основных региональных проблем, а также перспективам развития двусторонних отношений со странами-членами ССАГПЗ.
14. В свете обострения международной нестабильности, связанной с конфликтными ситуациями, прежде всего в регионе Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, концентрировали усилия на утверждении принципа верховенства международного права, основополагающих положений Устава ООН, прерогатив ее Совета Безопасности, универсализации норм мирного урегулирования. Решительно выступали против попыток легитимизировать операции по смене режимов при помощи произвольного толкования концепции «ответственности по защите», за решение острых региональных проблем политико-дипломатическими методами.
Твердо и последовательно отстаивали мирные подходы к урегулированию кризиса в Сирии самими сирийцами путем широкого инклюзивного диалога без внешнего вмешательства. Во многом благодаря российским усилиям была согласована международно-правовая платформа достижения такого урегулирования на базе резолюций 2042 и 2043 СБ ООН и Заключительного коммюнике встречи «Группы действий» по Сирии в Женеве (июнь). Настойчиво добивались выполнения партнерами соответствующих обязательств, в том числе по содействию прекращению насилия всеми сторонами, предотвращению дальнейшей милитаризации конфликта, переводу его в политическое русло. В декабре в Женеве проведены консультации высокого уровня в формате Россия-США-Спецпредставитель ООН/ЛАГ по Сирии. В феврале и июле совместно с Китаем применили право вето в отношении проектов резолюций СБ ООН, фактически санкционирующих возможность вооруженного вторжения в Сирию.
Исходили из того, что трансформационные процессы в регионе не должны отодвигать на второй план вопросы урегулирования застарелых конфликтов, прежде всего арабо-израильского. В связи с этим настойчиво выступали, в том числе в рамках ближневосточного «квартета» международных посредников, в пользу активизации усилий по поиску выхода из тупиковой ситуации в палестино-израильских отношениях.
15. Последовательно содействовали политико-дипломатическому урегулированию региональных конфликтных ситуаций.
Оказывали содействие Афганистану – как на двусторонней основе, так и во взаимодействии с международными партнерами – в его становлении в качестве мирного, самостоятельного, экономически благоустроенного государства, свободного от террористической, экстремистской и наркотической угроз. Важное значение в этом плане имело предоставление по нашей инициативе Афганистану статуса наблюдателя при ШОС по итогам Пекинского саммита Организации (июнь). Дальнейшее укрепление сотрудничества стран региона по афганским делам было обсуждено на Кабульской региональной конференции по Афганистану в рамках «Стамбульского процесса» (июнь), в которой принял участие Министр иностранных дел С.В.Лавров.
В контактах с партнерами по «шестерке» международных посредников и Ираном неизменно проводили линию на урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП) на основе принципов поэтапности, взаимности и в строгом соответствии с положениями Договора о нераспространении ядерного оружия. Состоявшаяся в Москве очередная встреча представителей «шестерки» и Ирана (июнь) позволила сохранить набранную динамику в переговорах с Тегераном по снятию озабоченностей международного сообщества в отношении ИЯП. Последовательно выступали против наращивания санкционного давления на Иран. На министерской встрече «шестерки» в Нью-Йорке (сентябрь) была достигнута договоренность о необходимости корректировки согласованного в мае «Багдадского пакета» требований и стимулов для Ирана. Такая работа в декабре была завершена, тем самым создана необходимая основа для организации уже в самое ближайшее время очередного полноформатного раунда переговоров.
Прилагали энергичные усилия в интересах скорейшего возобновления шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова. Продвигали трехсторонние (Россия-Республика Корея-КНДР) инвестиционные проекты, включая прокладку транзитного газопровода, реализация которых способствовала бы созданию атмосферы сотрудничества и взаимного учета интересов, поддержанию мира на полуострове, что является одним из ключевых факторов обеспечения безопасности России на Дальнем Востоке.
16. Поддерживали активный межгосударственный диалог со странами Африки, взаимодействовали с ними в международных организациях. Стремились полнее, с максимальной отдачей для российской экономики раскрывать резервы сотрудничества с африканскими партнерами в торгово-экономической сфере, включая ВТС. Как постоянный член Совета Безопасности ООН, Россия продолжала вносить весомый вклад в международные усилия по укреплению мира и безопасности, выработку эффективной стратегии урегулирования вооруженных конфликтов в Африке, что объективно способствовало росту влияния нашей страны на континенте и на международной арене в целом.
17. Дальнейшее развитие получило становление стратегического партнерства с ведущими государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. Этому способствовали визиты в Россию кубинского лидера Р.Кастро (июль) и Президента Бразилии Д.Роуссефф (декабрь), двусторонние контакты со странами региона на высшем и высоком уровнях «на полях» различных саммитов (АТЭС, БРИКС, «Группа двадцати») и крупных международных форумов. В Нью-Йорке (сентябрь) состоялась первая встреча Министра иностранных дел С.В.Лаврова с главами внешнеполитических ведомств «тройки» Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК).
18. Благодаря конструктивному взаимодействию арктических государств обстановка в Арктике оставалась в целом стабильной и предсказуемой. В рамках Арктического совета завершены переговоры по Соглашению о сотрудничестве в области готовности на случай морских нефтеразливов в Арктике и борьбе с ними.
19. Постоянно велась работа по мониторингу ситуации в области прав человека, демократического развития и верховенства права за рубежом. Поддерживались соответствующие контакты с широким кругом государств, авторитетных неправительственных структур, ведущих международных организаций, включая ООН, ОБСЕ и Совет Европы. Особое внимание уделялось вопросам обеспечения законных прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.
Российской стороной подготовлены специальные доклады о ситуации с обеспечением прав человека в США (октябрь) и Европейском союзе (декабрь), в которых на основе проверенной информации из международных и национальных источников приведены сведения об имеющих там место системных проблемах в правочеловеческой сфере.
20. Последовательно осуществлялась реализация комплекса мероприятий, нацеленных на продвижение российской культуры и формирование объективного образа нашей страны за рубежом. Расширению российского культурного присутствия и укреплению позиций русского языка в мире способствовали проведение «перекрестных годов» России с иностранными государствами, Дней России в зарубежных странах, празднований юбилеев памятных дат российской истории, работа Форума славянских культур.
Во взаимодействии с ЮНЕСКО, Альянсом цивилизаций, в рамках региональных инициатив и диалоговых механизмов Россия участвовала в международных усилиях по поиску объединительных идей для выстраивания гармоничных межцивилизационных и межкультурных отношений.
21. Продолжали линию на более эффективное использование ресурса «мягкой силы» – комплексного инструментария решения внешнеполитических задач с опорой на возможности, гражданского общества, публичной дипломатии, информационно-коммуникационные, культурно-гуманитарные и другие альтернативные методы и технологии. Способствовали консолидации потенциала взаимодействия профессиональной дипломатии с российскими НПО международной специализации, академическими кругами. В данной работе активно сотрудничали с Российским советом по международным делам, Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова, Общественной палатой Российской Федерации.