Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 10 ноября 2021 года
СОДЕРЖАНИЕ
- О заседании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны
- О предстоящем участии С.В.Лаврова в Международной конференции по Ливии в Париже
- О предстоящих переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Председателем Комиссии Африканского союза М.Ф.Махаматом и Заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Н.Н.Попеску
- О предстоящей встрече С.В.Лаврова с Действующим председателем ОБСЕ, Министром иностранных дел Швеции А.Линде
- Об итогах выборов в Никарагуа
- О текущей ситуации в Афганистане
- О ситуации на юго-востоке Украины
- О ситуации в эфиопском регионе Тыграй
- О принятии российско-американского проекта резолюции по международной информационной безопасности в Первом комитете 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
- О продлении мандата операции Сил Европейского союза в Боснии и Герцеговине «Алтея» и итогах обсуждения ситуации в Боснии и Герцеговине в Совете Безопасности ООН
- Об инциденте с автомобилем Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Центральноафриканской Республике
- О сотрудничестве с Филиппинами в борьбе с пандемией COVID-19
- О 50-летии основания Международной организации космической связи «Интерспутник»
- О международной программе «Миссия Добро»
- О ситуации вокруг «Sputnik Media» в Эстонии
- О ситуации в Оманском заливе
- О миграционном кризисе на польско-белорусской границе
- О формате «3+3» на Южном Кавказе
- О работе Минской группы ОБСЕ
- О координации позиций России и Белоруссии
- Об инциденте с сотрудником Посольства России в Берлине
- О вопросах безопасности в Черном море
- О направлении российской гуманитарной помощи в Афганистан
- О визите в Россию нового спецпредставителя США по Афганистану
- О предстоящей встрече «тройки» по Афганистану
- Об угрозе распространения терроризма в Афганистане
- О диалоге с Китаем и США по стратстабильности
- О взаимном признании паспортов вакцинации между Россией и Казахстаном
- О позиции России на конференции по Ливии в Париже
- О VII Конгрессе соотечественников
12 ноября в Париже пройдет очередное заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности в «формате 2+2». С российской стороны в нем примут участие Министр иностранных дел С.В.Лавров и Министр обороны С.К.Шойгу, с французской - Министр Европы и иностранных дел Ж.-И. Ле Дриан и Министр вооруженных сил Ф.Парли.
Особое внимание в ходе встречи будет уделено вопросам стратегической стабильности и европейской безопасности, нераспространения и контроля над вооружениями, предотвращения гонки вооружений в космосе, а также отношениям Россия-ЕС и Россия-НАТО.
Министры планируют обменяться мнениями по актуальным региональным вопросам: Украина, Афганистан, Иран и Ливия. Среди других тем - ближневосточное урегулирование, ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), положение дел в Африке, включая обеспечение безопасности в Сахаро-Сахельском регионе.
О предстоящем участии С.В.Лаврова в Международной конференции по Ливии в Париже
12 ноября в Париже Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в Международной конференции по Ливии, которая созывается по инициативе Президента Франции Э.Макрона. Задачей этого форума, как и предшествовавших ему аналогичных представительных встреч, в частности, они проходили в Палермо, в Берлине, является мобилизация дополнительных усилий мирового сообщества на содействие процессу ливийского урегулирования, уточнение целей и задач обеспечения комплексной и устойчивой нормализации ситуации в этой стране. Россия неизменно участвовала во всех основных многосторонних мероприятиях, которые были призваны помочь ливийцам в решении стоящих перед ними проблем, созданных не ими. Наша страна стремилась внести конструктивный вклад в работу по созданию этого государства. Сегодня, когда Ливия находится на переломном этапе своей истории, рассчитываем, что принятые на Парижском форуме решения будут способствовать скорейшему преодолению последствий затянувшегося разрушительного кризиса в Ливии и ее возвращению на путь поступательного развития на благо всех ливийцев.
Мы уже ранее анонсировали мероприятия на 16 ноября. У главы российского внешнеполитического ведомства С.В.Лаврова на этот день запланирована встреча с Председателем Комиссии Африканского союза М.Ф.Махаматом.
А 17 ноября состоятся переговоры глав МИД России и Молдавии, которые также пройдут в Москве.
19 ноября запланирована встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Действующим председателем ОБСЕ, Министром иностранных дел Швеции А.Линде. Встреча запланирована в Москве.
В повестке дня переговоров - широкий спектр вопросов текущей работы ОБСЕ с акцентом на подготовку к заседанию Совета министров иностранных дел (СМИД) этой Организации, запланированному на 2-3 декабря с.г .
Особое внимание планируется уделить деятельности Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине и работе Контактной группы, в которой представители России и ОБСЕ оказывают содействие сторонам конфликта - Киеву, Донецку и Луганску - в выполнении минского «Комплекса мер» по урегулированию конфликта в Донбассе.
Будут также рассмотрены вопросы, связанные с повышением эффективности самой Организации, укреплением роли этой крупнейшей в мире региональной структуры в реагировании на общие вызовы и угрозы, а также формированием объединительной повестки в межгосударственных делах.
В ходе переговоров будут обстоятельно обсуждены актуальные вопросы двусторонних российско-шведских отношений и тематика взаимодействия в региональных форматах, прежде всего в контексте председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 гг.
7 ноября с.г. в Республике Никарагуа состоялись всеобщие выборы. По официальным данным, в борьбе за президентский пост уверенную и убедительную победу одержал действующий Президент Д.Ортега, набравший свыше 75% голосов избирателей.
На выборах в парламент большинство мандатов получила правящая партия Сандинистский фронт национального освобождения.
Как известно, принципиальные оценки итогов электорального процесса в Никарагуа были изложены Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым в ходе его общения со средствами массовой информации 8 ноября с.г.
Хотелось бы отметить, что в последние годы, особенно после попытки госпереворота в Никарагуа в апреле 2018 г., эта страна стала объектом открытого и циничного вмешательства в её внутренние дела, давления и применения нелегитимных санкций. Их цель была заявлена, никто и не скрывал – создать новые проблемы проводящему независимый курс сандинистскому правительству во главе с Президентом Д.Ортегой.
Абсолютно не принимается в расчёт, что такие действия не только нарушают международное право и вычеркивают все те заверения в приверженности демократии, праву, которые мы слышим от Запада, но и пагубно влияют на политически стабильную, экономически успешную страну, которая находится в весьма турбулентном центральноамериканском регионе. Дестабилизация там чревата усугублением серьезных проблем, связанных с нарастанием региональных миграционных потоков, активизацией оргпреступности, созданием еще одного очага напряженности в Латинской Америке. Вопрос открытый: кому это нужно? Это не нужно Никарагуа, это не нужно народу этой страны, это не нужно сопредельным странам. Международному сообществу нужно ли это? Конечно, нет. Нужно это тем, у кого есть соответствующая политическая стратегия. Оценки такого подхода даем регулярно.
Хотелось бы также напомнить, что Конституция Республики Никарагуа квалифицирует любое иностранное вмешательство во внутренние дела страны или попытку нанесения ущерба ее независимости, суверенитету и национальному самоопределению в качестве преступления против никарагуанского народа.
Мы осуждаем прозвучавшие со стороны США, ЕС и ряда других стран комментарии относительно непризнания результатов выборов. Ясно, что такие заявления правового значения для Никарагуа не имеют.
Будем и далее оказывать всестороннюю поддержку никарагуанцам в отстаивании ими своего права на суверенное и самостоятельное развитие. Будем наращивать, крепить российско-никарагуанское стратегическое партнёрство, работать над реализацией социально ориентированных проектов сотрудничества, направленных на улучшение качества жизни и благополучия граждан дружественной нам Никарагуа.
Свободная Никарагуа – мы с тобой!
О текущей ситуации в Афганистане
Отмечаем продолжающиеся усилия Движения талибов по нормализации обстановки в социально значимых сферах в этой стране. При содействии ЮНИСЕФ развернута масштабная кампания по вакцинации от полиомиелита, которая должна охватить до 10 млн детей (это почти треть населения Афганистана). Проводится паспортизация населения, за месяц выдано около 90 тысяч документов. Из рядов Движения талибов исключены около 200 человек, злоупотреблявших должностными полномочиями. Отмечаем, что налаживается система регионального управления: в 17 из 34 провинций страны назначены губернаторы и их заместители, в 10 субъектах - начальники полиции.
Новые афганские власти предпринимают усилия по борьбе с группировкой ИГИЛ. Проведены рейды, направленные на укрепление безопасности. Они были связаны с мониторингом ситуации вокруг региона, где располагаются базы боевиков. Речь идет о провинции Балх, где в результате операций в провинции Нангархар в плен взяты 25 игиловцев. Общее число сдавшихся боевиков этой террористической организации за последние 2 месяца составило 250 человек.
Обратили внимание на заявление спецпредставителя США по Афганистану Т.Уэста о необходимости тесного взаимодействия с Россией и Китаем для стабилизации ситуации в Афганистане. Видим в этом позитивный сигнал и рассчитываем на продолжение плодотворного взаимодействия с американской стороной в рамках механизмов расширенной «тройки» и Московского формата консультаций по Афганистану.
Отмечаем намерения правительства ФРГ наладить контакты с представителями Движения талибов и возобновить работу посольства в Кабуле в том числе в целях оказания гуманитарной помощи Афганистану, которые были позитивно восприняты новыми афганскими властями.
О ситуации на юго-востоке Украины
Вызывает серьёзную обеспокоенность ухудшающаяся ситуация на линии соприкосновения сторон конфликта в Донбассе. За последний месяц - с 8 октября с.г. – Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ зафиксировала почти 12 тысяч нарушений режима прекращения огня. Это не простые цифры – это разрушенные дома, убитые и искалеченные люди. Наблюдатели фиксируют десятки единиц бронетехники и артиллерийских орудий за пределами участков отвода, вне выделенных мест хранения и на железнодорожных станциях вблизи линии соприкосновения. Это прямо указывает на подготовку Киева к попытке силового решения «освобождения» Донбасса.
О неготовности киевского руководства к урегулированию конфликта политико-дипломатическим путём говорит и создаваемая им видимость работы в Контактной группе. Состоявшиеся вчера заседания профильных подгрупп Контактной группы результатов не принесли. Не питаем больших надежд и в отношении сегодняшнего пленарного заседания. Не успев приступить к исполнению своих обязанностей в украинской делегации в Контактной группе, вице-премьер, вновь назначенный министр по вопросам реинтеграции И.Верещук уже обозначила, что Минские соглашения для Украины не являются «дорожной картой» по урегулированию конфликта в Донбассе. Ее предшественник, а ныне глава украинского оборонного ведомства А.Резников вообще заявил удивительное. Он сказал, что эти договоренности не «плацдарм для мира». Этой фразой официальные представители Киева сами себя и обозначили. Дело в том, что плацдарм – это территория, используемая для или при подготовке вторжения на территорию противника в качестве базы сосредоточения вооруженных сил. Когда украинский представитель в Контактной группе, официальные лица говорят о плацдарме для мира, то понятно их истинное прочтение слова «мир» и их истинные цели и задачи. Как говорится, оговорка по Фрейду.
Вынуждены констатировать: сегодня Киев вместо добросовестного выполнения своих обязательств по минскому «Комплексу мер» по налаживанию диалога с представителями Донбасса упорно стремится избежать даже малейшего общения со своими согражданами на юго-востоке страны.
Невозможно найти объяснения отказу Украины от возобновления работы с Донецком и Луганском в рамках Совместного центра по контролю и координации (СЦКК), это препятствует поиску пропавших без вести. Видимо, Киев сознательно не желает устанавливать обстоятельства их смерти. Это тоже наводит на определенные размышления.
В этом контексте хотели бы вновь затронуть вопрос о похищении украинскими военнослужащими в районе участка разведения сил и средств около населённого пункта Золотое представителя Луганска в СЦКК, уроженца этого украинского региона А.Косяка, у которого имеется и российский паспорт. Несмотря на публичное обещание главы МИД Украины Д.Кулебы предоставить к нему доступ нашим консульским сотрудникам, посетить его они так и не смогли. Теперь им в этом вообще отказано. Киев спустя несколько недель «вдруг» «обнаружил» у него украинское гражданство. Безусловно, это девальвирует цену заявлений должностных лиц Украины. И показывает степень их не лицемерия, не лжи, а того бесконтрольного хаоса, который творится на территории этого государства.
Показательно и то, что СММ ОБСЕ за всё это время так и не отразила в своих ежедневных отчётах даже сам факт похищения. Хотя мандат миссии прямо предусматривает, что она должна «устанавливать и докладывать факты, реагируя на конкретные инциденты и сообщения об инцидентах». Наблюдатели с точностью до минуты фиксируют вынужденные задержки, например, при пересечении ими линии соприкосновения. Однако время, проведённое упомянутым представителем Луганска в заключении, беспокоит наблюдателей ОБСЕ куда меньше, чем минуты, которые они тратят на ожидание пропуска. На этот заданный в том числе и ОБСЕ публично вопрос, мы хотели бы получить ответ.
Отдельно хотели бы остановиться на роли наших западных коллег, которые не только закрывают глаза на бездействие Киева, но и прямо поощряют агрессивную риторику и милитаристский настрой украинского режима. С 30 октября с.г. в акватории Черного моря находится эсминец с управляемым ракетным оружием «Porter», с 4 ноября с.г. - штабной корабль «Mount Whitney». 6 ноября с.г. с целью совершенствования способов применения стратегической бомбардировочной авиации в 100 км от российской границы выполнены полёты двух стратегических бомбардировщиков В-1В. Эти шаги США ведут к созданию многонациональной группировки вооруженных сил, дестабилизируют ситуацию в черноморском регионе в непосредственной близости от российских границ. Хочется вновь использовать крылатое выражение Министра обороны Украины А.Резникова. Не «плацдарм ли для мира» таким образом хотят наши западные партнеры выстроить в этом регионе? Ведь Киев рассматривает такое поведение своих покровителей из НАТО как карт-бланш на военную операцию в Донбассе. Никто этого не скрывает, эти настроения всячески поощряются.
На этом фоне вызывает удивление совсем неприличный ажиотаж, который наши немецкие и французские коллеги устроили вокруг встречи мининдел в «нормандском формате», несмотря на то, что все объяснения были даны как по двусторонним каналам, так и публично. Вместо прекращения милитаризации Украины и черноморского региона, разъяснения Киеву недопустимости его агрессивного поведения в Донбассе и воинственной риторики, а главное - необходимости незамедлительно начать полноценные переговоры с Донецком и Луганском, Париж и Берлин, похоже, больше думают о повышении собственного профиля на международной арене. Или хотят обеспечить алиби киевскому режиму.
Призываем наших западных партнеров, прежде всего, Германию и Францию как соавторов минского «Комплекса мер» и посредников по «нормандскому формату», приложить максимум усилий для возвращения Киева на путь политического урегулирования конфликта в прямом диалоге с Донбассом.
О ситуации в эфиопском регионе Тыграй
Продолжаем внимательно следить за развитием военно-политической обстановки в дружественной Федеративной Демократической Республике Эфиопии. Нашу серьезную озабоченность вызывают непрекращающиеся боестолкновения эфиопской армии и формирований «Сил обороны Тыграя», к которым присоединились подразделения «Армии освобождения Оромо», в регионах Тыграй, Амхара и Афар. В результате растет число не только боевых потерь, но и жертв среди мирного населения, разрушаются объекты гражданской инфраструктуры, ухудшается и без того непростая гуманитарная ситуация.
По информации Посольства России в Аддис-Абебе, пострадавших среди находящихся в этой стране россиян нет. Вместе с тем рекомендуем гражданам нашей страны воздержаться от поездок в Эфиопию, на всей территории которой введен на 6 месяцев режим чрезвычайного положения.
Исходим из того, что для сохранения единства и территориальной целостности Эфиопии всем участникам внутриэфиопского конфликта необходимо проявить политическую волю и добиться прекращения огня, что должно, с нашей точки зрения, позволить приступить к политическому урегулированию и восстановлению мира в стране.
3 ноября с.г. в Первом комитете 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН при рекордном количестве соавторов (108 стран) консенсусом принят российско-американский проект резолюции по проблематике международной информационной безопасности (МИБ).
На наш взгляд, совместно с американской стороной на базе первоначального российского текста нам удалось выработать сбалансированный и объективный документ, который закрепляет успешное окончание первой Рабочей группы ООН открытого состава (РГОС). Она создавалась в 2018 г. по инициативе России, и Группы правительственных экспертов (ГПЭ), учрежденной США в том же году. Фактически он объединяет мировое сообщество вокруг идеи о необходимости продолжения переговоров по проблематике МИБ под эгидой ООН в формате единого механизма. В данном контексте приветствуется запуск новой РГОС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ в период 2021-2025 и признается ее мандат в соответствии с резолюцией ГА ООН №75/240.
В документе отражены такие неоспоримые и фундаментальные принципы обеспечения МИБ, как продвижение мирного использования ИКТ, недопущение их применения в преступных и террористических целях, предотвращение конфликтов в информационном пространстве. В нем предусмотрена возможность выработки дополнительных правил, норм и принципов ответственного поведения государств, включая договоренности, имеющие обязательную силу. Закрепление этого принципиально важного для России и ее единомышленников положения в проекте резолюции ГА ООН носит беспрецедентный характер.
Решение о выработке с США единого текста резолюции является неординарным политическим ходом с нашей стороны, учитывая общий контекст двусторонних отношений. В этой связи можно констатировать, что мы фиксируем постепенное сближение позиций России и США по перспективам выстраивания дальнейшего взаимодействия в области МИБ. При этом большинство государств-членов ООН приветствовало проявленную нашими странами гибкость. Они расценивают принятие общего документа как окончание «дуализма» резолюций по МИБ в рамках Первого комитета Генассамблеи, а также как важный сигнал всему миру о том, что Москва и Вашингтон могут и готовы брать на себя ответственность и договариваться по самым острым вопросам, в том числе по данной теме.
Рассчитываем, что в декабре 2021 г. упомянутый проект резолюции также будет одобрен Генеральной Ассамблеей ООН и будет одобрен консенсусом.
3 ноября с.г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию, которая продлила еще на один год мандат операции «Алтея». Эта операция проводится Силами Европейского союза, в Боснии и Герцеговине во исполнение военных аспектов Общего рамочного (Дейтонского) соглашения о мире в Боснии и Герцеговине 1995 г.
Работа над проектом была напряженной, тут скрывать нечего. Рады отметить, что в итоге возобладал ответственный и конструктивный подход. Резолюция получилась деполитизированной, сбалансированной, именно такой, как ее видели те, кто стремился обеспечить реализацию задачи продления мандата Евросил в БиГ, а не продвинуть не относящуюся к делу стороннюю повестку. Хочется поблагодарить партнеров за взаимодействие.
В тот же день Совет Безопасности обсудил положение дел в БиГ по смыслу Главы VII Устава ООН. Обмен мнениями продемонстрировал сохраняющиеся глубокие расхождения в подходах стран-членов Совета к обстоятельствам и причинам внутриполитического кризиса в этой стране, а также путям его преодоления и роли международного сообщества.
1 ноября с.г. в ЦАР, в г. Банги произошел инцидент, в ходе которого получили огнестрельные ранения египетские миротворцы в составе Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Центральноафриканской Республике. По имеющейся информации, ввиду отклонения от маршрута движения автотранспортной колонны МООНСЦАР один из автобусов оказался в непосредственной близости от президентского дворца. Охрана этого объекта восприняла приближение транспортного средства как представляющее угрозу. При маневрировании водитель автобуса допустил наезд на гражданку ЦАР, в результате чего она скончалась.
Отмечаем, что центральноафриканские власти незамедлительно заявили о готовности провести совместно с руководством Миссии ООН расследование всех обстоятельств случившегося. Рассчитываем, что оно позволит установить причины происшествия и принять исчерпывающие меры по недопущению подобных случаев впредь.
О сотрудничестве с Филиппинами в борьбе с пандемией COVID-19
8 ноября с.г. по линии Российского фонда прямых инвестиций в Манилу поступила партия обоих компонентов вакцины от СОVID-19 «Спутник V» объемом 2,8 млн доз. Особую значимость очередной крупной поставке российского препарата придало личное участие в приуроченной к ней торжественной церемонии на столичной военно-воздушной базе Вильямор Президента Республики Филиппины Р.Дутерте.
Сотрудничество в противодействии распространению новой коронавирусной инфекции осуществляется в рамках реализации соответствующих договоренностей лидеров наших стран. Филиппинская сторона одобрила чрезвычайное использование препарата «Спутник V» в марте, а «Спутник Лайт» – в августе с.г. К настоящему времени Филиппины получили более 7 млн доз «Спутник V».
Объединение усилий в борьбе с пандемией рассматриваем как один из приоритетных треков динамично развивающейся практической кооперации между нашими странами.
О 50-летии основания Международной организации космической связи «Интерспутник»
15 ноября исполняется 50 лет МОКС «Интерспутник», она была учреждена в соответствии с межправительственным Соглашением о создании международной системы и Организации космической связи «Интерспутник» от 1971 года. На сегодня эта структура объединяет 26 государств из всех регионов мира плюс 25 национальных организаций. Штаб-квартира находится в Москве. Российскую Федерацию представляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, национальным участником от нашей страны определено ФГУП «Космическая связь».
Ключевым направлением деятельности Организации является развитие международной кооперации в области применения сетей спутниковой связи и мирного освоения космоса в интересах всех её участников и выстраивание благоприятных условий для достижения ими целей устойчивого развития ООН. «Интерспутник» имеет статус постоянного наблюдателя в Комитете ООН по космосу, является членом Сектора радиосвязи Международного Союза Электросвязи и участником Регионального содружества в области связи.
Уникальный статус «Интерспутника» позволяет развивать коммерческую деятельность с опорой на взаимодействие с глобальными и региональными операторами связи, а также профильными международными организациями. «Интерспутник» предоставляет заинтересованным пользователям на всех континентах ресурс космических аппаратов на геостационарной и негеостационарных орбитах для реализации всего спектра современных услуг спутниковой связи и вещания, включая организацию спутниковых сетей корпоративной и ведомственной связи, широкополосного доступа в Интернет, связи с подвижными объектами, а также спутниковых распределительных сетей вещания в любой географической локации. В текущем году «Интерспутник» предоставила доступ к ресурсу 30 космических аппаратов различных операторов и связанной с ними наземной инфраструктуре по всему миру, включая морские акватории.
Организация эффективно решает стоящие перед ней задачи и уверенно формирует свою политику на долгосрочную перспективу. Поздравляем эту структуру с 50-летним юбилеем, желаем участникам Организации новых успехов по всем направлениям её плодотворной и востребованной работы, в том числе в тесном сотрудничестве с российской и другими заинтересованными сторонами.
О международной программе «Миссия Добро»
В текущем году Ассоциация волонтерских центров совместно с Россотрудничеством и АНО «Русская гуманитарная миссия» запустили Международную программу — «Миссия Добро».
Цель проекта – участие граждан России россиян в социально значимых проектах за рубежом, а также иностранных волонтеров в социальных проектах на территории нашей страны.
Волонтеры программы участвуют в социальных инициативах, благотворительных акциях, проектах, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций по всему миру, а также программах, которые связаны с экологией: это работа на фермах, помощь сотрудникам особо охраняемых природных территорий, восстановление и укрепление природных ландшафтов. Волонтеры будут также задействованы в образовательных, культурных проектах: обучении населения, сохранении традиций малых народов и т.д.
Участником программы может стать как опытный волонтер, так и профессионал в конкретной сфере из России или других стран: врач, спасатель, строитель, преподаватель. Помогая решить гуманитарные проблемы, волонтеры и специалисты «Миссии Добро» будут способствовать формированию объективного образа нашей страны за рубежом как страны, готового оказать содействие развитию и вообще прийти на помощь в сложную минуту. Таких минут, к сожалению, мир переживает немало. Каждая Миссия рассчитана примерно на 2-3 недели.
В текущем году участниками Миссии станут 27 российских волонтеров: это врачи, экологи, преподаватели русского языка, психологи. Они будут направлены в Казахстан, Армению, Молдавию и Узбекистан. Основные направления, по которым будут проходить гуманитарные миссии в 2021 году – это медицина, образование и экология.
Россотрудничество, Ассоциация волонтерских центров и Русская гуманитарная миссия призывают российских специалистов, студентов и просто неравнодушных людей присоединиться к программе «Миссия Добро».
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать появившиеся в СМИ сообщения о новых провокациях в отношении русскоязычного информпортала «Sputnik Meedia» в Эстонии?
Ответ: Складывается впечатление, что на Западе разработали новый механизм по измерению и определению популярности российских средств массовой информации. «Штуковина» это нехитрая. Она заключается в том, что как только СМИ становится востребованным, тут же начинается массированное давление с использованием всех возможных способов.
Возрастающая популярность данного русскоязычного медиаресурса, предлагающего объективную, разностороннюю информацию по самым разным злободневным вопросам, не дает покоя антироссийским и русофобским силам в Эстонии и не только там. «Лучшие» (а точнее сказать, худшие, потому что занимаются неблагородным делом) умы НАТО и соответствующих структур, которые окормляются вокруг этого военного блока, только и думают, как бы навредить российским и русскоязычным средствам массовой информации. Подобными тоталитарными методами, с запугиванием, уголовным преследованием и закрытием банковских счетов, была заблокирована с 2020 г. деятельность российского информагентства «Спутник-Эстония».
Нынешняя ситуация лежит за гранью представлений о базовых демократических ценностях и международных обязательствах Таллина по обеспечению беспрепятственной работы СМИ, свободы выражения мнений и равного доступа к информации.
Выдвинутые против этого информпортала обвинения в «отмывании денег и финансировании терроризма» не просто абсурдны и абсолютно бездоказательны – они ничтожны. Ничтожны не с точки зрения того, что под ними нет доказательств (это очевидно), а потому что люди, занимающиеся подобными фейками, компиляциями и манипуляциями, унижают сами себя, понятие свободы СМИ, уничижительно относятся к профессии.
Излишне говорить, что подобные репрессии наносят непоправимый ущерб пребывающим и без того в глубоком кризисе двусторонним отношениям, что стоило бы учитывать нашим партнерам.
Призываем профильные международные структуры, в первую очередь Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, осудить нападки на русскоязычные средства массовой информации в Эстонии и предпринять должные меры по выправлению этой неприемлемой ситуации.
Вопрос: Мой вопрос касается противостояния американских военных и ВМС Ирана в Оманском заливе. По нашим данным, последними были задействованы не только скоростные катера, но и катамараны класса «Шахид Назери». Собирается ли МИД России обращаться в какие-либо профильные организации с запросом оценки данного инцидента?
Ответ: Выступаем против любого нагнетания обстановки в ближневосточном регионе. Призываем все вовлеченные стороны к поиску путей разрешения возникающих противоречий, а не их усугублению. Для этого нужен взаимоуважительный, равноправный и конструктивный диалог на основе норм международного права и Устава ООН.
На это нацелена разработанная нашей страной обновленная Концепция обеспечения коллективной безопасности в зоне Персидского залива. Тегеран, являющийся одним из ключевых игроков региона, российскую концепцию последовательно поддерживает.
Напряженная ситуация в Персидском заливе – во многом результат безответственной политики Вашингтона, который своими провокационными действиями постоянно нагнетает эскалацию вокруг Ирана и в регионе в целом. Они где-то действуют по-другому? Может быть, мы наблюдаем иную картину в других регионах мира?
Сегодня мы говорили о ситуации в черноморском регионе, вокруг ряда стран Латинской Америки. Создание таких провокативных ситуаций, повышение градуса напряженности, использование недопустимых приемов, целью которых является эскалация противоречий, – это, к сожалению, «визитная карточка» западных партнеров.
Произошедший недавно инцидент в Оманском заливе подлежит тщательной проверке.
Вопрос: Как Россия оценивает призывы европейских стран ввести санкции в отношении Минска в ответ на пограничную ситуацию? Имеет ли подобный сценарий свои риски, по оценкам российской стороны?
Ответ: Только что состоялась пресс-конференция глав внешнеполитических ведомств России и Белоруссии по итогам заседания совместной коллегии МИД наших государств. Эта тема была самым подробным образом освещена – и сам миграционный кризис на польско-белорусской границе, и наши подходы к миграционной проблематике, которая стала причиной соответствующих неправовых, агрессивных, непродуманных действий западных коалиций в регионе Ближнего Востока и Севера Африки, Афганистане. Говорили и про санкции.
Считаем недопустимым делать миграционные проблемы предлогом для введения новых санкций в отношении Белоруссии и других стран, включая «пятый» санкционный пакет Евросоюза. Если хотели ввести новые санкции в отношении той или иной страны, в частности – Минска, вряд ли нужно было придумывать какой-то повод.
Когда они заговорили о санкциях, началась разноголосица: от бывшего президента Украины П.Порошенко до представителей стран ЕС. Не стоит ли посмотреть на эту ситуацию именно под таким углом: не являются ли многократные отказы Польши и других стран, к которым Минск обращался с предложением о проведении консультаций по миграционной проблематике, частью заведомо спланированного подхода, разворачивающегося на наших глазах? То, что мы сейчас слышим, – это обвинения Минска (уже договорились и до обвинений в адрес Москвы) в том, что это некая «спланированная спецоперация». Если отталкиваться от вопроса, кому это нужно и что за этим стоит, стоит задуматься о том, что западные недоброжелатели Минска решили придумать еще один сюжет для использования санкционного механизма давления. Такое впечатление складывается, учитывая регулярность заявлений о необходимости введения новых санкций.
Неоднократно заявляли, что нельзя перекладывать вину за очередной всплеск миграционного кризиса в Европе на Минск. Он начался не в ноябре, не летом, не весной 2021 г. Этот исход людей из стран, в которых «развитые демократии» решили навести свои порядки, уже несколько лет, как в активной фазе. Этот кризис вызван силовыми интервенциями Запада в регион БВСА, а также последствиями провальной операции в Афганистане. То, что происходило в ИРА, действительно привело к новым виткам миграционного кризиса, который развивается не первый год. Можно не знать о нем только в том случае, если вы начали заниматься этой темой сегодня. Если вы в курсе, хотя бы поверхностно, тех событий и процессов, которые имели место в мире за последние годы, то не знать о первопричинах этого кризиса просто невозможно.
Санкции – излюбленный инструмент политики наших западных партнеров. Приграничные государства ЕС предпочитают решать вопросы противодействия незаконным мигрантам не в прямых контактах с белорусскими властями, которые с апреля с.г. предлагают Евросоюзу и его странам-членам провести консультации по данной теме, а продолжать упорно обвинять Белоруссию в «гибридной войне». Нужно задать вопрос этим государствам и представителям соответствующих ведомств данных стран: почему за эти полгода нельзя было найти хотя бы одного дня и нескольких человек, которые смогли бы откликнуться на предложение Минска о проведении соответствующих консультаций? Складывается впечатление, что польские и литовские власти всеми силами пытаются создать ситуацию для того, чтобы вновь «наказать» Минск, а не урегулировать острый гуманитарный кризис.
Не буду говорить о всех нарушениях с точки зрения гуманитарного права, о тех конвенциях и соглашениях, предполагающих участие Польши и Литвы. Это отдельная история. Мы считаем односторонние санкции Запада в отношении суверенных государств неприемлемыми и нелегитимными с точки зрения международного права. Подтверждаем нашу решимость оказывать Белоруссии и ее народу всестороннюю поддержку.
Вопрос: На сегодняшний день одной из важных тем, связанных с Южным Кавказом, является платформа «3+3». Этот вопрос активно поднимается между сторонами. Однако, как ранее заявлял Министр иностранных дел России С.В.Лавров, сейчас не наблюдается позитивных шагов со стороны Грузии. На какой стадии находятся переговоры с этой страной? Есть ли перспективы запуска этого формата работы в ближайшее время?
Ответ: Неоднократно комментировали эту тему на последних брифингах. Россия поддержала эту инициативу. Полагаем, что пришло время перевести планы по запуску данного формата в практическое русло.
Что касается позиции Грузии, то слышим из Тбилиси противоречивые заявления насчет участия в этом консультативном механизме. Но это позиция суверенной страны. Исходим из того, что формат «3+3» отвечает интересам всех государств региона.
Вопрос: В контексте опубликованного 9 ноября с.г. Заявления МИД какими сегодня Россия как ключевой посредник в урегулировании армяно-азербайджанских отношений видит функции Минской группы ОБСЕ? В каких сферах послевоенного урегулирования востребована работа Минской группы?
Ответ: Формат сопредседателей Минской группы ОБСЕ пользуется широкой международной поддержкой. Как отмечено в Заявлении МИД России от 9 ноября 2021 г., считаем важным продолжить усилия по линии «тройки», в первую очередь, в контексте решения стоящих перед регионом социально-экономических и гуманитарных задач.
Напомню, 24 сентября с.г. «на полях» 76-й сессии ГА ООН сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели встречу с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении в формате «3+2». Сейчас «тройка» готовится к контактам в ряде европейских столиц. Полагаем важным как можно скорее возобновить практику полноформатных поездок сопредседателей в регион.
Вопрос: 4 ноября с.г. состоялось заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства, подписан Декрет Высшего Государственного Совета, утверждены Военная доктрина и Концепция миграционной политики Союзного государства.
Можно ли ожидать, что Минск и Москва по линии министерств иностранных дел будут впредь координировать свои позиции, инициативы? В частности, по вопросу беженцев на границе с Польшей, по отношениям с ЕС, по Украине?
Ответ: Мы всегда координировали позиции и инициативы на международных площадках в соответствии с Программой согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства, принимаемой каждые два года фактически с момента подписания союзного Договора.
У нас проводятся консультации, сегодня прошло совместное заседание коллегий МИД России и МИД Белоруссии. Были подведены итоги выполнения указанной Программы на 2020-2021 гг. и подписана новая Программа на 2022-2023 гг. В ней была зафиксирована задача внешнеполитической поддержки и дипломатического сопровождения выполнения упомянутого Вами важного пакета интеграционных документов, утвержденного на заседании Высшего Госсовета Союзного государства 4 ноября с.г.
В Программе заметное внимание уделено выработке согласованной линии при осуществлении взаимодействия с Евросоюзом и координации подходов к выстраиванию отношений с его отдельными государствами-членами. Отражено в ней и совместное противодействие торговле людьми и незаконной миграции (хотя вопрос беженцев на границе с Польшей значительно шире и многогранней, о чем я уже говорила). Еще раз хотела бы обратить Ваше внимание на сегодняшнее выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на пресс-конференции. На днях он также сделал не одно заявление на этот счет.
Что касается украинской тематики, наши внешнеполитические ведомства также проводят регулярные консультации.
Россия и Белоруссия – ближайшие стратегические союзники. Поэтому мы намерены и впредь тесно взаимодействовать с целью обеспечения всестороннего учета интересов наших стран на международной арене.
Отвечая на Ваш вопрос, будем ли мы координировать наши подходы, сегодня я уже говорила о том, что белорусская сторона с апреля с.г. предлагала ЕС в целом и отдельным странам-членам Евросоюза провести переговоры по миграционной проблематике. В наших контактах с Евросоюзом в различных форматах мы также привлекали внимание есовских партнеров к этой инициативе Минска, убеждали представителей ЕС использовать это предложение для урегулирования возникающих и надвигающихся проблем, перерастающих в кризис. Поэтому мы имеем такой пример практического взаимодействия и с Минском, и с представителями других стран по решению непростых вопросов. Мы не только координируем подходы, но и поддерживаем друг друга в практической плоскости.
Этот пример очень актуален. Все это обсуждают, потому что видят эти ужасающие кадры и слышат чудовищные заявления представителей Польши, Литвы, других стран Евросоюза вместо того, чтобы использовать эти усилия для разрешения кризиса. Эти люди – женщины, дети, пожилые, которым нужна практическая, конкретная, сиюминутная помощь в обеспечении их лекарствами, одеждой, продуктами. Уже не говорю про психологическую помощь. Это та помощь, которая обеспечит им выживание.
Вместо того чтобы направить свои усилия, которые необходимы сейчас, в конкретное русло, мы видим очередной виток нагнетания эмоций, манипуляции фактами и информацией, противодействие работе средств массовой информации. Это вообще чудовищно. Я много чего ожидала, но была шокирована тем, как польская сторона обошлась с журналистами. Была развернута настоящая спецоперация, как помешать СМИ, находящимся на белорусской стороне, освещать данную ситуацию. Это были звуковые технические средства, подавление интернет- и радиосигнала, прожекторы, которыми ослепляли. Но еще более дикая вещь была осуществлена ими в отношении собственных, польских корреспондентов. Когда они попросили разрешения у своих властей осветить ситуацию с польского участка границы, им было предложено, если они так хотят, перейти на белорусскую сторону и освещать ситуацию с территории Белоруссии. Получается, польским журналистам их же правительство отказало в возможности освещать ситуацию, о которой польские официальные лица говорят всему миру, предоставляя свою точку зрения, но не давая своим журналистам ее освещать. При этом они еще умудряются обвинять нас в том, что мы искажаем информацию. Так дайте своим журналистам ее осветить, разобраться, кто прав, кто не прав, что вообще там происходит.
То, что это может происходить в 21-м году XXI века при таком количестве структур, как бы «стоящих на страже» свободы слова, демократии и всех принципов, которые должны защищать журналистов, я бы никогда не поверила. Но и невозможное возможно.
Вопрос: Уже несколько дней в немецких СМИ обсуждается гибель сотрудника российского посольства в Берлине. Журналисты называют погибшего то сыном генерала ФСБ, то собственно сотрудником ведомства «под прикрытием». Одновременно СМИ заявляют о «подозрительном» поведении российской стороны — отказе от вскрытия и расследования. Ранее российское Посольство уже отказывалось давать комментарии об обстоятельствах произошедшего по этическим соображениям, но можно ли попросить Вас прокомментировать спекуляции относительно причастности погибшего дипломата к российским спецслужбам? Как в МИД в целом расценивают резкий рост интереса немецких СМИ к этому случаю спустя более трёх недель с момента происшествия?
Ответ: Хотела бы обратить Ваше внимание, что вся информация, которая относится к компетенции МИД, была изложена в комментарии нашего Посольства в Берлине. Добавить мне нечего.
Что касается инсинуации и всех конспирологических теорий, которые мы увидели в германских СМИ, в т.ч. относительно сроков, почему эта информация так поздно появилась. Видимо, готовили «информационную отраву», поэтому им потребовалось время. Ни о каком профессиональном освещении вопроса здесь речи не идёт.
Хотела бы вас поправить. Посольство России в Берлине не отказывалось от комментария, он был предоставлен.
Вопрос: Ранее в американском издании The Hill вышла статья офицера ВМС США Брайана Харрингтона, в которой озвучивались меры по лишению России доминирования в Чёрном море. Так, среди прочего, офицер предложил размещение дополнительных береговых ракетных комплексов в Румынии, Болгарии и Турции. А накануне главы дипломатических ведомств Румынии и США обсудили вопросы безопасности в Черном море, в том числе некие «меры по сдерживанию». Как в МИД относятся к попыткам США вовлечь черноморские державы в противостояние с Россией и размещению там американских вооружений? Как Москва планирует реагировать на подобные риски?
Ответ: Знаете, нас хотели изолировать – не получилось. Нас хотели сдерживать – не получилось. Нас хотели наказывать санкциями – не получилось. Нам хотели сорвать целый ряд экономических проектов – не получилось. Много чего хотели сделать нам плохого – не получилось. Есть конкретное предложение: если они хотят достичь успеха, пусть попробуют сделать что-нибудь хорошее. Может быть, получится.
Вопрос: Недавно было объявлено, что в этом месяце в Афганистан будет направлена российская гуманитарная помощь. Можете объяснить, что именно будет направлено - продовольствие, медикаменты или что-то еще?
Ответ: Действительно, подготовка гуманитарного груза в Афганистан сейчас идёт. В его состав войдут продовольствие, медикаменты и предметы первой необходимости.
Вопрос: В СМИ появилась информация, что 15 ноября состоится визит в Москву нового спецпредставителя США по Афганистану Т.Уэста. Какие вопросы планируется обсудить?
Ответ: Могу подтвердить, что 15 ноября с.г. в Москве запланирована встреча специального представителя США по Афганистану Т.Уэста со Специальным представителем Президента Российской Федерации по Афганистану З.Н.Кабуловым. На этих консультациях планируется обсудить текущую обстановку в Афганистане и провести сверку подходов по основным вопросам афганской повестки дня.
Вопрос: Какие вопросы по ситуации в Афганистане предполагается обсудить в ходе встречи "тройки" в Пакистане 11 ноября?
Ответ: 11 ноября с.г. в Исламабаде планируется проведение заседания расширенной «тройки» по Афганистану. Предполагается обсуждение практических вопросов взаимодействия и координации усилий по содействию устойчивому и долгосрочному миру и стабильности в Афганистане.
Вопрос: О ситуации в Афганистане, где ИГИЛ своими действиями подрывает заявления талибов о том, что при них в Афганистане будет безопасно. Кроме того, существуют данные о якобы вмешательстве соседних с Афганистаном стран в ситуацию в стране. Какие шаги будет предпринимать Россия на афганском направлении?
Ответ: Угроза распространения терроризма и деятельность ИГИЛ на территории Афганистана вызывают нашу особую обеспокоенность, о чём регулярно говорим. Подчеркиваем важность координации международных и региональных усилий по противодействию террористической угрозе, исходящей с территории Афганистана. В целях обеспечения региональной стабильности и безопасности координируем наши действия на этом направлении, в том числе с партнерами по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и также по линии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Вопрос: Между Китаем и США разгорелись ожесточенные споры после того, как США обвинили Китай в наращивании своего ядерного потенциала. В перспективе речь может идти о ядерной войне. Какая будет реакция России на эти высказывания?
Ответ: У России имеется возможность напрямую обсуждать проблематику международной безопасности и стратегической стабильности как с США, так и с Китаем. У нас налажены плотные и доверительные контакты по указанной тематике с китайскими друзьями. В свою очередь, с США мы запустили комплексный стратегический диалог, как это и было согласовано президентами двух стран. Очевидно, что ситуация в наших отношениях с Вашингтоном (где и Россию, и КНР как на доктринальном уровне, так и политического анализа рассматривают в качестве потенциальных противников) кардинальным образом отличается от отношений с Пекином, с которым нас связывают тесные добрососедские связи всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. Мы открыты к обсуждению проблематики международной безопасности и стратегической стабильности в ядерной «пятёрке», куда входят и КНР, и США.
В принципе, США нужно больше заниматься своими внутренними проблемами и давать оценку собственному поведению на международной арене.
Вопрос: Взаимное признание паспортов вакцинации, в частности, российским препаратом «Спутник», между Казахстаном и Россией. В Казахстане подавляющее большинство граждан привиты именно «Спутником», и процент привитых довольно высок. Но при въезде в Россию граждане Казахстана сталкиваются с тем, что их сертификаты о вакцинации в России не признают. При этом Президент России Владимир Путин на саммите G20 призвал в кратчайшие сроки проработать вопрос о взаимном признании национальных вакцинных сертификатов. Насколько происходящее с признанием вакцинных паспортов между Казахстаном и Россией идёт вразрез с этой позицией?
Ответ: На этом направлении ведется активная и последовательная работа со всеми заинтересованными ведомствами двух стран. Очередная встреча с участием представителей Роспотребнадзора, Минцифры и МИД России по данному вопросу в формате видеоконференцсвязи прошла 2 ноября с.г.
В принципиальном плане Россия поддерживает инициативу казахстанских партнеров о взаимном признании прививочных сертификатов. Одной из потенциальных платформ для реализации подобной инициативы могло бы стать приложение «Путешествуй без СОVID-19». Подробно о нём информировали, и в МИД проходила его презентация.
В России сформирована Межведомственная рабочая группа по вопросу признания сертификатов о вакцинации. Подготовлен проект соответствующего соглашения, который проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами и ведомствами нашей страны. Планируется упорядочить признание прививочных сертификатов сразу с группой стран.
Хотела бы подчеркнуть, что это комплексная межведомственная работа, которая сейчас активно ведётся.
Вопрос: Можно ли говорить о каких-то сроках?
Ответ: Не могу сказать. Конкретных сроков у меня нет. Могу только заверить, что работа ведётся чрезвычайно интенсивно.
Вопрос: Какова позиция России перед предстоящей в Париже конференцией по Ливии относительно вывода иностранных войск из нее, а также готова ли Россия взаимодействовать с основными мировыми игроками для скорейшей организации этого процесса?
Ответ: Наша позиция остаётся неизменной. Последовательно выступаем за синхронизированный, сбалансированный, постепенный и поэтапный вывод из этой страны всех неливийских вооружённых групп, группировок и соответствующих военизированных подразделений. В противном случае, если будет иной подход, есть риск нарушения существующего баланса, благодаря которому там уже более года поддерживается режим прекращения боевых действий.
Активно взаимодействуем по всем аспектам ливийской проблематики с заинтересованными региональными и международными игроками, такими как Турция, Египет, ОАЭ, Франция, Италия. Настроены участвовать во всех коллективных усилиях, направленных на продвижение всеобъемлющего урегулирования в Ливии как путем целенаправленной работы с самими ливийскими сторонами, так и в многосторонних форматах, в частности, в рамках предстоящей 12 ноября Международной конференции по Ливии в Париже. Россию будет представлять Министр иностранных дел С.В.Лавров.
Вопрос: В судьбах многих соотечественников большую роль призван сыграть прошедший VII Конгресс соотечественников. Вы тоже выступали на нем с очень ценными идеями. Будут ли опубликованы материалы Конгресса и будут ли участвовать российские загранучреждения по линии МИД России в информировании многомиллионной российской диаспоры о решениях, рекомендациях и деятельности Конгресса?
По Вашему мнению, происходит ли в последнее время активизация соотечественников, проживающих за границей, в общественно-политической жизни, в решении общероссийских вопросов, в разъяснении политики России и распространении правды о России?
Ответ: Состоявшийся 15-16 октября с.г. VII Всемирный конгресс соотечественников стал первым крупномасштабным форумом с диаспорой в постковидный период и после внесения в 2020 г. в Конституцию Российской Федерации положения о защите прав и интересов соотечественников и сохранении их общероссийской культурной идентичности. Форум собрал около 400 руководителей и активистов общественных объединений диаспоры из 102 стран, представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских фондов, неправительственных организаций и СМИ.
Были подведены итоги проделанной работы в период с предыдущего форума, прошедшего в 2018 г., и определены задачи на будущее. В рамках пленарных заседаний и 5 тематических секций состоялось углубленное обсуждение наиболее актуальных вопросов. Среди них: роль многонационационального и многоконфессионального Русского мира, сохранение исторической правды (о которой мы часто здесь говорим) и идентичности, защита прав и законных интересов соотечественников, роль русского языка в консолидации общины, соотечественников в экономическом сотрудничестве регионов России с зарубежными странами, СМИ Русского Зарубежья в эпоху цифровизации, развитие молодежного соотечественного движения.
Все это нашло отражение в итоговой резолюции Конгресса и рекомендациях тематических секций, которые в ближайшее время будут размещены на сайте Всемирного координационного совета российских соотечественников.
Хотела обратить особое внимание на обращение Президента Российской Федерации В.В.Путина к участникам форума и выступление Министра иностранных дел Российской Федерации, председателя Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом С.В.Лаврова на открытии Конгресса. В них сформулирована идея, что Россия будет и впредь оказывать российским соотечественникам и помощь, и поддержку. Это относится к числу важнейших общенациональных приоритетов и задач.
У российских загранучреждений имеется вся информация об итогах и решениях Конгресса. Они уже приступили к её практической реализации. Работа по ее распространению, естественно, ведется. Рассчитываем, что и сами участники поделятся своими впечатлениями о Форуме, в полной мере будут задействованы в этом плане и информресурсы организаций российских соотечественников.
Вы правильно отмечаете, что в последнее время происходит активизация деятельности диаспоры. Наверное, самым наглядным примером тому является широкое участие российских соотечественников в выборах в Государственную Думу в сентябре с.г. (из последних – это ярчайшее событие, их много) и содействие в их информационном сопровождении.
Другим свидетельством этой тенденции является проведение объединениями соотечественников многочисленных мероприятий, нацеленных в том числе на консолидацию движения и реализацию итогов Конгресса. Среди них – прошедшие только что региональная конференция соотечественников, проживающих в Европе, страновые конференции в Армении и Турции. В ноябре с.г. предстоят также молодежные форумы в Казахстане и Болгарии, страновые конференции в Сербии, Египте, Тунисе, Нидерландах и Болгарии.
Видим настрой наших соотечественников и их желание быть настоящими представителями народной дипломатии и служить Отчизне. Это охватывает не какой-то один исторический момент, а всю нашу историю, культуру, все наши достижения, поражения, наши победы, наши ошибки – всё вместе. Вот в таком самом истинном значении этого слова наши соотечественники эту беззаветную любовь и служение Отчизне проявляют в каждодневной, подвижнической работе. Можно ли назвать это работой? Наверное, нет. Служение – это больше, чем работа. Это, на самом деле, судьба. Высоко ценим это. Со своей стороны будем всегда им оказывать всестороннюю поддержку.