Развенчиваем мифы, распространяемые руководством Евросоюза. Антология лжи
В связи с публикацией и распространением Европейской внешнеполитической службой сборника «Год, в который война вернулась в Европу» с постами из блога Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля полагали бы целесообразным внести ясность в вопросы, связанные с неблагоприятной ситуацией в мире в сфере продбезопасности.
15.02.2023 г. Война против Украины запустила ударную волну по всему миру и привела к серьезным последствиям далеко за пределами Украины и европейского континента. Напав на одного из крупнейших экспортеров зерна и растительных масел, особенно в Африку и на Ближний Восток, Россия спровоцировала резкий скачок глобальных цен на продовольствие и подвергла угрозе жизни миллионов людей во всем мире (стр.12).
21.11.2022 г. Россия же продолжает манипулировать информацией и распространять пропаганду, обвиняя санкции. Это – чистая ложь. Мы всегда четко давали понять, что наши санкции не направлены на торговлю сельхозпродукцией, включая пшеницу и удобрения, между Россией и третьими странами (стр. 137).
15.02.2023 г. Россия на системной основе разрушала и минировала сельхозугодья, обстреливала зернохранилища, транспортные артерии, блокировала украинские порты. ЕС же организовал «коридоры солидарности», чтобы вывезти украинское зерно по суше … с тем, чтобы снизить цены на продовольствие (стр. 12).
В дополнение к и без того серьезным последствиям изменения климата и сразу после пандемии … эта война спровоцировала «идеальный шторм» в глобальной экономике. Она затронула весь мир, но в особенности сильно - развивающиеся страны, которые являются импортерами продовольствия и энергоресурсов (стр. 13).
21.11.2022 г. Только вывод ВС РФ с территории Украины и прекращение российской агрессии в соответствии с решениями ГА ООН позволят Украине производить и экспортировать сельхозпродукцию в тех количествах, в которых нуждается 8-миллиардное население планеты (стр. 137).
«Ударная волна», о которой говорит Ж.Боррель, спровоцирована еще задолго до украинского кризиса – некорректной финансово-экономической политикой Запада и его непродуманной линией на форсирование «зеленого» энергоперехода на фоне последствий пандемии коронавируса. Санкции ЕС против России и Белоруссии дополнительно усугубили ситуацию, вызвав мгновенный и длительный «шок-эффект» на мировом рынке продовольствия и удобрений из-за искусственной блокировки доступа к нему соответствующих российских и белорусских товаров. Затронувшие столь чувствительную сферу международной торговли есовские санкции были введены, несмотря на то, что разработчики антироссийских мер в Еврокомиссии прекрасно отдавали себе отчет в том, что Россия занимает первое место в мире по производству азотных удобрений и второе по производству фосфорных, а Россия и Белоруссия совокупно экспортировали почти четверть всех минеральных питательных веществ в мире. В частности, отвечали за 40% мировой торговли калием.
Перенастройка бизнес-процессов и торгово-экономических связей третьих стран, ведущих торговлю с Россией и Белоруссией (налаживание новых цепочек поставок, подбор новых контрагентов, приемлемых платёжных систем и валюты, поиск решений по страхованию и перестрахованию грузов, переоформление документов, проработка новых транспортных маршрутов) обошлись миру дорогой ценой − за счет тех самых миллионов людей, интересами которых «прикрывается» Евросоюз.
По данным экспертов, потребление удобрений в мире в 2022 г. упало на 15%. Эти недопоставленные объемы могли бы обеспечить производство продовольствия для 20 млн человек. Очевидно, что в одночасье компенсировать «выпадение» такого объема минеральных питательных веществ невозможно. Таким образом, каждый раз, когда Ж.Боррель замалчивает эту проблему и реальные правовые препятствия для экспортных поставок российских и белорусских удобрений на мировой рынок, он лишь расписывается в том, что до развивающихся стран европейским чиновникам на самом деле нет никакого дела.
Псевдогуманитарными по своему характеру оказались продвигаемые с подачи Брюсселя проекты по вывозу сельхозтоваров с Украины, включая есовские «коридоры солидарности». Основным продуктом в этих схемах стала не пшеница, а кормовая кукуруза, от импорта которой критически зависит ЕС, закономерно ставший её основным получателем.
Завышенные оценки потенциала украинского сельского хозяйства из уст главы дипломатии ЕС вводят мировую общественность в заблуждение. Создают иллюзию, что продовольствия с Украины может хватить не только для удовлетворения потребностей традиционных импортеров украинских сельхозтоваров, но и для замещения агропродукции из России и других стран мира. Однако цифры говорят об обратном. Согласно данным, приведенным Президентом России В.В.Путиным в ходе саммита Россия-Африка (27-28 июля с.г., Санкт-Петербург), только на мировом рынке пшеницы доля России составляет 20 процентов, а Украины – менее пяти. А значит, именно Россия вносит существенный вклад в глобальную продовольственную безопасность.
Вопрос с компенсацией «провисших» объемов удобрений и вовсе оставлен «за скобками». В 2024 г. «сказки» про украинское зерно не сработают на фоне глобального эффекта «блокирующих» санкций ЕС: искусственного дефицита удобрений, высоких цен на них и − как следствие − сокращения урожая. Особенно, если высокие цены на удобрения, как не исключают в самом Евросоюзе, сохранятся и затронут производство риса, являющегося основным продуктом питания для 3 млрд человек в Азии и Латинской Америке.
Подчеркиваем, Россия в данной ситуации проявляет себя как ответственный международный партнер. По оценкам российских производителей удобрений, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, ситуация с доступом нашей продукции на мировые рынки улучшается. Но не благодаря, а вопреки действиям и реальным целям Брюсселя.
В ходе пленарного заседания Экономического и гуманитарного форума Россия-Африка (27 июля с.г., Санкт-Петербург) Президент Российской Федерации В.В.Путин заявил, что наша страна будет готова в ближайшие три-четыре месяца бесплатно поставить по 25-50 тысяч тонн зерна Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали, Сомали, Центральной Африканской Республике и Эритрее, обеспечить бесплатную доставку этой продукции потребителям. Россия и далее будет, в том числе своими гуманитарными поставками, поддерживать нуждающиеся государства и регионы.
7.04.2022 г. Варварское вторжение России на Украину спровоцировало повсеместные массовые скачки цен на продовольствие и создало риски его нехватки по всему миру. Мы должны были действовать, чтобы защитить наиболее пострадавших. В марте Еврокомиссия (ЕК) приняла план по решению проблем с обеспечением глобальной продбезопасности (стр. 67).
Как же именно действовал ЕС? Основной массив односторонних нелегитимных рестриктивных мер ЕС, затрагивавший российский АПК, был введен незамедлительно и пришелся на период с февраля по апрель 2022 г. Под удар попали импорт отдельных товаров, необходимых для производства удобрений и сельхозпродукции (комплектующих, запчастей, оборудования и самой сельхозтехники, зачастую преподносимых Брюсселем как товары «двойного назначения»), а также такие неотъемлемые элементы международной торговли, как трансграничные платежи и грузоперевозки (от погрузки, перевалки и транспортировки до страхования и перестрахования грузов), без которых нормальное проведение торговых операций с третьими странами по определению невозможно. Каждый раз, когда представители ЕС пытаются преуменьшить значение указанного «транспортного» фактора, объясняя партнерам в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, что ограничения касаются только подсанкционных структур и товаров и обязательны лишь для экономоператоров из ЕС, они умалчивают о главном. А именно − о доле европейского участия в международных морских грузоперевозках и страховании. В пятерку мировых лидеров по морским грузоперевозкам входят четыре европейские компании. А среди российских структур, попавших по есовские санкции, – ключевые звенья международной торговли агропродукцией и удобрениями из России.
Против российского АПК задействован целый арсенал санкций, причем как непосредственно направленных против отдельных отраслей, так и максимально широкого действия, затрагивающих весь спектр агропродукции.
Анализ показывает, что ограничительные меры четко нацелены на подрыв потенциала российской промышленности по производству удобрений. Речь идет не только о санкциях, которые затронули трансграничные поставки калия и комплексных российских удобрений, в состав которых входит калий, но и о «персональных» санкциях против руководства крупнейших российских производителей всех видов минеральных удобрений (азотные, фосфорные и калийные), что в итоге ударило абсолютно по всей отрасли.
К мерам неизбирательного действия можно отнести, к примеру, финансовые ограничения типа «блокирующих» санкций для целого ряда крупнейших авторитетных российских банков и их отключение от системы передачи финансовых сообщений «SWIFT», что затронуло торговые операции со всеми видами агротоваров и удобрений. Проведение трансграничных платежей оказалось серьезно затруднено.
Общий запрет на заходы в есовские порты и шлюзы стран-членов ЕС для всех российских судов, а также для судов, сертифицированных «Российским морским регистром судоходства» (в него входит более 3500 судов под флагами более 40 государств), запрет на любые операции с «Российским морским регистром судоходства», повальная блокировка электронных систем навигации и обновлений электронных навигационных карт для морского транспорта, множественные отказы на практике от обработки российских грузов в портах стран-членов ЕС, а также отказ от работы с Россией со стороны крупнейших международных морских перевозчиков и вовсе фактически походят на попытку полной морской блокады.
Принятые впоследствии отдельные изъятия из санкционного режима не обязательны к исполнению, не восстанавливают выпавшие звенья торговой цепочки и оставлены на усмотрение властей отдельных стран-членов ЕС, что чревато неоправданными временными и финансовыми издержками и переводит торговые операции с регулярной на разовую основу.
Несмотря на сохраняющиеся риски для глобальной продовольственной безопасности, Евросоюз не только не пошел на реальные послабления санкционного режима для экспорта российских агротоваров и удобрений, но и осознанно продолжает предпринимать действия, чреватые ухудшением ситуации. Угрожает третьим странам перспективами «вторичных санкций» за обход рестрикций, а экономоператорам − уголовной ответственностью за несоблюдение санкционного режима, продолжает множить ограничительные меры, создавая всё новые препятствия для экспорта нашей агропродукции.
Как отметил Президент России В.В.Путин в ходе пленарного заседания Экономического и гуманитарного форума Россия-Африка (27 июля с.г., Санкт-Петербург), складывается парадоксальная картина: с одной стороны, страны Запада чинят препятствия поставкам нашего зерна и удобрений, с другой – лицемерно обвиняют нас в сложившейся кризисной ситуации на мировом продовольственном рынке.
Бόльшая часть упомянутого Ж.Боррелем плана ЕК «Обеспечение продбезопасности и усиление устойчивости продовольственных систем» от 23 марта 2022 г. посвящена вопросам защиты внутреннего рынка ЕС. Оно и понятно − задачу обеспечения глобальной продбезопасности есовские «садоводы» рассматривают исключительно через призму обеспечения собственной безопасности и собственного благополучия.
07.04.2022 г. То, как мы разрешаем кризис в сфере продбезопасности сегодня, будет решающим для геополитического положения Европы завтра (стр.71).
24.06.2022 г. … большинство наших партнеров сконцентрированы на последствиях, а не на причинах войны. На этом фоне распространяется ложный российский нарратив с обвинениями в адрес ЕС в том, что он ответственен за продкризис. Мы должны возложить вину на тех, кто этого заслуживает. Помимо нападения и разрушения Украины, Россия блокирует 20 млн тонн зерна в украинских зернохранилищах. Из-за этого есть риск того, что люди на другом конце мира будут страдать от голода. Это намеренная попытка политической дестабилизации. Российская агрессия бросает прямой вызов мировому порядку, основанному на правилах (стр.95).
21.11.2022 г. Вопреки утверждениям российской пропаганды половина всей агропродукции (две трети пшеницы и три четверти подсолнечного масла), перевезенной в рамках «Черноморской инициативы», поступила в развивающиеся страны. ВПП ООН возобновила вывоз пшеницы из черноморских портов. Так, 5 судов с суммарно более 150 тыс. тонн пшеницы отправились в Афганистан, Джибути, Йемен, Сомали, и Эфиопию (стр.137).
Для ЕС продовольственная безопасность – «производное» геополитики. Беднейшие страны фактически оказались заложниками политических амбиций Евросоюза, для которого проблемы в сфере продовольственной безопасности – побочный эффект антироссийской политики и попыток Запада защитить выгодный ему «порядок, основанный на правилах». В ход идут любые методы, включая откровенную дезинформацию. «Замести» следы призваны инструменты насаждаемой в ЕС тотальной цензуры «нового поколения» − факт-чекинг, фильтрация альтернативного контента и «зачистка» информполя по всему миру через онлайн-платформы и сеть прикормленных «экспертов» и ручных НКО.
Наглядный пример – манипуляции есовцев с терминологией в дискуссиях о вывезенном с Украины продовольствии. В традиционной подаче стороны ЕС акцент делается на доле украинских товаров, которая поступила в «развивающиеся страны» и превосходит объемы продукции, направленной в «развитые». Однако термин «развивающийся» в данном контексте уже давно не синоним слова «бедный» или «нуждающийся».