Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 13 января 2022 года
СОДЕРЖАНИЕ
- Поздравление с Днем российской печати
- К 220-летию Министерства иностранных дел России
- О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных и европейских дел Республики Хорватии Г. Грлич-Радманом
- О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Федеральным министром иностранных дел ФРГ А.Бербок
- О предстоящей встрече С.В.Лаврова с послами государств-участников СНГ
- О задействовании Коллективных миротворческих сил ОДКБ для стабилизации ситуации в Республике Казахстан
- О содействии в вывозе граждан России из Казахстана
- О ситуации на Украине
- О текущей ситуации в Афганистане
- О ситуации в Республике Судан
- О ситуации в связи с объявлением «persona non grata» сотрудника Миссии ООН в Косово
- О высказываниях Министра иностранных дел Чехии по тематике российско-чешских отношений
- Об очередной годовщине учреждения Совета Баренцева/Евроарктического региона
- О 80-й годовщине подписания Декларации о наказании за преступления, совершенные во время войны
- О годовщине начала Висло-Одерской стратегической наступательной операции советских войск
- О годовщине начала Восточно-Прусской стратегической наступательной операции советских войск
- О кончине П.Г.Барулина
- О поставке российских школьных учебников в Южную Осетию
- О презентации логотипа 125-летия установления дипломатических отношений России и Таиланда
- Об инициативе по созданию пояса безопасности вокруг Афганистана
- О заявлениях Министра обороны Нидерландов
- Об обвинениях в адрес России в «оккупации» Казахстана
- О контактах между Талибаном и Фронтом национального сопротивления Афганистана
- О разработке российских ответных мер на различные сценарии развития отношений с США и странами НАТО
- О ситуации вокруг "нормандского формата"
- О работе российских школ и организаций в Казахстане
- Об обсуждении итогов переговоров с США и НАТО в рамках ОДКБ и ШОС
- О ситуации на армяно-азербайджанской границе
- Об обстрелах арцахских общин 10 января
- О встрече спецпредставителей Армении и Турции
- О возможном присоединении к ОДКБ новых членов
- О въезде в Россию граждан Пакистана
- О позиции России по вопросу назначения А.Умарова на пост Министра информации Казахстана
- О российских оценках заявления глав МИД стран Организации тюркских государств
- О российско-американских переговорах по гарантиям безопасности
- О переговорах между представителями талибов и делегацией Фронта национального сопротивления Афганистана
- О содействии в организации вывозных рейсов из Казахстана
- О действиях в случае возникновения чрезвычайной ситуации
- О возможном вступлении Узбекистана в ЕАЭС
- О поздравлении со Старым новым годом
Поздравление с Днем российской печати
Хотела бы поприветствовать подключившихся к нам российских и зарубежных журналистов и поздравить их в этот день с Днем российской печати, который отмечается 13 января.
В этот день в 1703 г. вышел в свет первый номер учрежденной Петром I газеты «Ведомости», что положило начало формированию высокопрофессионального журналистского сообщества в нашей стране. В наши дни оно насчитывает уже десятки тысяч изданий.
Поздравляю всех работников СМИ с профессиональным праздником. Высоко ценим ваш определяющий вклад в формирование объективной картины происходящих событий. Признательны за ваши усилия по доведению до широкой общественности ясного представления о позиции нашей страны по всему спектру актуальных международных проблем. Несмотря на развитие средств массовой коммуникации, новых технологий и возможностей, ничто не заменит этого профессионального, журналистского вклада в формирование объективной картины. Вы во многом являетесь «спасательным кругом» в мире дезинформации и фейков. Добросовестность, трудолюбие, порядочность, преданность любимому делу и творческий талант были, есть и будут главными составляющими не столько собирательного образа, сколько такого явления как журналист-профессионал.
Со своей стороны продолжим добиваться соблюдения прав российских СМИ и работников медиасферы за рубежом, всемерно содействовать исполнению ими своих профессиональных обязанностей, своевременно информировать о развитии международной ситуации.
Желаю вам уважаемые журналисты, которые сейчас уже подключились к нам, сотрудники печати и других средств массовой информации, новых творческих достижений, вдохновения, внимания, обратной связи аудитории, и, в данном историческом контексте, здоровья.
К 220-летию Министерства иностранных дел России
Наше ведомство ведет свою историю с учреждения в 1549 году Посольского приказа, он был преобразован Петром I в 1720 году в Коллегию иностранных дел в связи с расширением и усложнением дипломатических задач. Еще одной важной вехой в развитии нашей дипломатической службы стало 8 (по новому стилю 20) сентября 1802 года. Был издан манифест императора Александра I о восьми министерствах, учрежденных в ходе реформы высшего звена государственного управления, в их числе значилось и наше ведомство, которое с тех пор так и называется – Министерство иностранных дел. Было положено начало формированию современного внешнеполитического аппарата, соответствовавшего новой роли России на международной арене.
Наша дипломатическая служба – многовековая. В формате Министерства ей в 2022 году исполняется 220 лет.
МИД – это живой организм. Появляются новые департаменты, открываются посольства и генеральные консульства, совершенствуются формы коммуникации с гражданами, в первую очередь, российскими гражданами и с нашими соотечественниками за рубежом. Развивается цифровая дипломатия. В конце прошлого года анонсировали появление мобильного приложения МИД России для смартфонов и планшетов. Это тоже является частью нашей работы сегодняшнего дня. Подписывайтесь на нас и следите за аккаунтами, чтобы всегда быть в курсе новостей и иметь возможность обратной связи.
В честь этой знаменательной даты планируем провести серию памятных мероприятий в этом году. Будем вас своевременно о них уведомлять.
Недавно Президент нашей страны, выступая на заседании расширенной коллегии МИД России, наставлял нас держать партнеров (имея в виду страны Запада) «в известном напряжении». Магия чисел, видимо, предопределила, что юбилейная дата МИД в этом году совпадает с напряжением 220 вольт. Некоторым западным партнерам придется привыкнуть к новым правилам.
17 января в Москве запланированы переговоры главы российской внешнеполитической службы С.В.Лаврова с Министром иностранных и европейских дел Республики Хорватии Г.Грлич-Радманом, который будет находиться в России с рабочим визитом 16-19 января.
В ходе переговоров предполагается обсуждение широкого круга вопросов двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях, а также обмен мнениями по актуальным темам региональной и глобальной повестки дня с акцентом на ситуации на Западных Балканах, проблематике поддержания мира и стабильности в Европе.
О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Федеральным министром иностранных дел ФРГ А.Бербок
18 января Министр иностранных дел России С.В.Лавров проведет переговоры с Федеральным министром иностранных дел ФРГ А.Бербок, которая посетит Москву с рабочим визитом.
Это будет первая очная встреча двух министров после назначения А.Бербок руководителем внешнеполитической службы ФРГ.
В ходе встречи планируется обсудить состояние и перспективы российско-германских отношений, формирование графика политических контактов, практические аспекты выстраивания сотрудничества в торгово-экономической, культурно-гуманитарной и историко-мемориальной сферах, а также контакты по межпарламентской, региональной и межобщественной линиям. Предполагается также уделить внимание продвижению взаимодействия в сфере возобновляемой и водородной энергетики, защиты климата и экологии.
Предстоит углубленный обмен мнениями по наиболее актуальным международным проблемам, в первую очередь, продвижению наших предложений о всеобъемлющих гарантиях безопасности в Европе.
О предстоящей встрече С.В.Лаврова с послами государств-участников СНГ
19 января в Москве состоится ежегодная встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с послами государств-участников Содружества Независимых Государств. В этой встрече также примет участие Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С.Н.Лебедев.
В ходе мероприятия планируется подвести итоги совместной работы в рамках Содружества в юбилейном 2021 г., обсудить ключевые направления взаимодействия на перспективу. Участники по традиции обменяются мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня.
Первые дни нового 2022 года во многом прошли под знаком совместных усилий под эгидой ОДКБ для оказания содействия в восстановлении стабильности дружественного Казахстана.
Регулярно комментировали эту тему, давали развернутые материалы на этот счет. Много вопросов поступило и к этому брифингу.
Хотела бы обратить внимание, что сегодня Министр иностранных дел России С.В.Лавров дал интервью «Первому каналу» программе «Большая игра», где эта тема также получила свое освещение.
К трагическим последствиям в Казахстане привела скоординированная и поддержанная извне гибридная атака против этой страны с прямым участием вооруженных террористических банд, очевидно прошедших подготовку в лагерях террористов за рубежом и явно имеющих опыт боевых действий в горячих точках планеты.
Страна по сути столкнулась с агрессией международного терроризма, которая угрожала подрывом конституционного строя, разрушением институтов управления, захватом власти.
В ответ на обращение Президента Казахстана К.-Ж.Токаева Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято единогласное решение о предоставлении братской для нас стране военной помощи в рамках Договора о коллективной безопасности. Об этом решении был уведомлен Совет Безопасности ООН, а также генеральные секретари ОБСЕ и ШОС.
В Казахстан незамедлительно были направлены Коллективные миротворческие силы ОДКБ, в состав которых вошли подразделения всех стран-союзников. Благодаря молниеносной переброске и действиям миротворцев ОДКБ, прежде всего по охране и обороне критически важных объектов инфраструктуры, правоохранительным органам Казахстана удалось сосредоточить свои силы и средства на восстановлении правопорядка и ликвидации угроз для безопасности страны.
Важно подчеркнуть, что самим казахстанским руководством эта миротворческая операция ОДКБ была оценена как в высшей степени эффективная и полезная.
С учетом итогов состоявшегося 10 января с.г. внеочередного саммита ОДКБ планомерная работа по формированию надежной системы коллективной безопасности России и ее союзников, укреплению в том числе миротворческого потенциала Организации, будет продолжена.
Предвосхищая многочисленные вопросы относительно того, что связано с завершением этой операции, прошу Вас обращаться к нашим коллегам в Министерстве обороны России.
О содействии в вывозе граждан России из Казахстана
Ситуация в Казахстане потребовала принятия экстренных мер, в том числе по линии МИД России, Посольства в Нур-Султане и Генконсульства в Алма-Ате, для организации вывоза рейсами военно-транспортной авиации Минобороны России граждан нашей страны и государств ОДКБ, и не только их. Речь шла и о казахстанских студентах российских вузов, и об иностранных гражданах. Были вывезены: граждане Венгрии (6 чел.), Австрии (5 чел.), Бельгии (4 чел.) и Греции (2 чел.). В общей сложности благодаря скоординированным межведомственным усилиям из Казахстана в Россию было вывезено более 2200 человек. В частности, обеспечено возвращение на Родину двух групп российских школьников, спортменов (6 января в Екатеринбург через Бишкек вернулась детская спортивная группа (22 чел.), 9 января челябинские спортсмены (14 чел.) вылетели самолетом МО в Екатеринбург).
В круглосуточном режиме работала «горячая линия» Департамента ситуационно-кризисный центр, с помощью которой за короткий период времени было обработано свыше 2700 обращений.
В работе дежурных с российскими гражданами и в соцсетях продолжаем рекомендовать проявлять бдительность и выдержку, избегать посещения мест массового скопления людей, следить за сообщениями МИД России и ближайших консульских учреждений.
В настоящее время возобновляется коммерческое авиасообщение с основными аэропортами Казахстана, включая Алма-Ату.
Продолжаем получать письма от наших граждан. Есть даже ноты от наших зарубежных партнеров с выражением благодарности за помощь в сложных условиях.
Еще раз подчеркну. Это была совместная операция по оказанию содействия возвращению российских граждан из Казахстана в чрезвычайных обстоятельствах. Она проводилась силами Министерства обороны России при содействии нашего ведомства.
Продолжает вызывать обеспокоенность ситуация в этой стране. Несмотря на новогодние праздники, на юго-востоке Украины сохраняется напряженная обстановка. Количество обстрелов вновь растет. Страдания мирного населения Донбасса не прекращаются.
По данным Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, в период с июля 2020 г. до конца декабря 2021 г. было зафиксировано 128 гражданских жертв (подавляющее большинство – 93 – на территориях под контролем ДНР и ЛНР), 215 случаев повреждения гражданских объектов и инфраструктуры (большая часть – 119 – опять же в отдельных районах Донецкой и Луганской областей).
Такое положение дел нисколько не смущает США и другие страны НАТО, которые продолжают военное освоение территории Украины, предоставляют военную помощь Киеву, поощряют его агрессивную милитаристскую риторику. В текущем году они планируют провести целый ряд совместных военных учений, масштабы которых будут в разы больше, чем в прошлом.
Как стало известно из сообщений, в том числе СМИ, вопреки декларируемому властями США стремлению внести вклад в мирное урегулирование конфликта, в конце декабря 2021 г. Вашингтон одобрил выделение Киеву дополнительных 200 млн долл. на поставки на Украину боеприпасов, средств радио-электронной борьбы, летального вооружения. Помимо этого, группа республиканцев внесла в нижнюю палату Конгресса законопроект «О гарантиях независимости Украины через укрепление ее обороноспособности», предусматривающий выделение Киеву еще 450 млн долл., из которых 100 млн должны пойти на закупку средств ПВО/ПРО и боевых кораблей. Предполагается также расширение номенклатуры поставляемых вооружений, наращивание усилий по подготовке военнослужащих и реформированию Вооруженных сил Украины. Вчера Сенат США опубликовал проект пакета новых санкций против нашей страны.
Как интересно получается. Американские законодатели штампуют эти законопроекты, вносят инициативы. В том, что касается Украины, они подчеркивают, что речь идет об укреплении или гарантиях ее независимости. При этом одновременно вносят проекты, посвященные России. Ничего связанного с независимостью России в них нет. Это такой избирательный подход США? То есть в одних странах они независимость признают, суверенитет уважают. А в отношении других? Интересно, что же наша страна с точки зрения Соединенных Штатов Америки не является суверенной и независимой? Если да, то это значит какой-то новый подход, противоречащий тому заявлению, которое сделал Госсекретарь США Э.Блинкен буквально на днях, давая интервью нескольким американским каналам, подчеркивая, что США стоит на страже основополагающих международно-правовых принципов. Это очень интересно. Так что с признанием, уважением суверенитета и независимости Российской Федерации? Вопрос к американским партнерам. Рассматриваем это как продолжение деструктивной линии Вашингтона на поддержку киевского режима.
И вместо попыток серьёзно разобраться в причинах продолжающейся восьмой год гражданской войны и вместо практической помощи, даже стремления помочь в разрешении внутриукраинского конфликта все более деструктивную и антироссийскую позицию занимает Европейский союз. 4-6 января с.г. Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель совершил поездку на Украину и даже побывал на востоке страны. Однако Донецк и Луганск он посещать не стал. Правда о жизни людей, страдающих от карательной операции ВСУ, его, видимо, не интересует. Как это так получилось у него, удивительно. Столько говорить об этой ситуации, к чему-то призывать и не воспользоваться реальной возможностью создать свое собственное впечатление на основе реальных фактов на земле. Так бывает. Смелости Высокого представителя хватило только на то, чтобы назвать Россию «стороной конфликта» и отметиться набором других русофобских клише. Такое впечатление, что существуют два Ж.Борреля: один – тот, который говорит, а второй – который пишет. Либо один Ж.Боррель, который говорит, но пишут за него другие люди. И по стилистике, и по языку, и по употребляемым выражениям эти тексты не принадлежат одному человеку. Это очевидно.
Чувствуя поддержку стран Запада, Киев продолжает саботировать выполнение минского «Комплекса мер», уклоняться от прямого диалога с Донецком и Луганском. Интересная логика: настаивать, ввести это в качестве собственного принципа, навязывать его другим. Судьбу Украины, как говорит киевский режим, нельзя решать без Украины. Так почему же тогда судьбу Донецка и Луганска с точки зрения киевского режима можно решать без Донецка и Луганска. Это не логично, это прямое противоречие. Безусловно продолжаются попытки киевского режима выставить Россию стороной конфликта, чтобы оправдать своё бездействие. К сожалению, наши западные партнеры, в том числе участвующие во встречах «нормандского формата» Германия и Франция, в этом Киеву потакают. Зачем они это делают и к чему это приводит, думаю лучше поинтересоваться у них.
На этом фоне декларируемая Президентом В.А.Зеленским готовность провести саммит «нормандской четвёрки» выглядит популистски. Мы уже неоднократно говорили, что для его проведения Киеву необходимо выполнить ту самую «домашнюю работу», а теперь уже и «работу над ошибками»: реализовать рекомендации предыдущей встречи в Париже в декабре 2019 г., отозвав законопроекты, которые нарушают, напрямую перечеркивают Минские соглашения, и вернуться к прямому диалогу с Донецком и Луганском. Может быть просто запустить хештег у себя там на Украине: судьбу Донецка и Луганска нельзя решать без Донецка и Луганска? Прекрасный же слоган, достойный внешнеполитической службы Украины. Дарю, не благодарите.
Тем временем на Украине стремительными темпами продолжает деградировать ситуация с правами человека. Украинские власти принимают все новые и новые законодательные инициативы, которые идут вразрез с целями урегулирования. С 1 января с.г. на Украине вступил в силу закон «О национальном сопротивлении». Теперь с большой долей вероятности оружие может попасть и в руки радикальных, плохо контролируемых властями, националистов. К чему это может привести, думаю, вы догадываетесь: к дополнительной дестабилизации обстановки, к резне, к полному хаосу.
Продолжается насильственная украинизация страны – 16 января вступает в силу очередная норма абсолютно одиозного закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», согласно этой новелле печатные СМИ на Украине должны издаваться на украинским языке. Журналисты Украины на протяжении последних лет полностью присягнувшие власти, абсолютно лояльные, уже взвыли от этой ситуации. Говорят о том, что идет наступление не просто на свободу слова, а на ту свободу слова, которая обслуживала киевский режим. Судя по этим законам, в дискриминации уже сама украинская пропаганда. Это всё было бы очень смешно, если бы не было так грустно, т.к. это уже попахивает настоящими репрессиями.
Все более пугающие формы приобретает эволюция неонацистских движений на Украине. Логично, что эти карательные меры и неонацистские движения, – это все звенья одной цепи. 1 января с.г. в Киеве факельное шествие украинских неонацистов (хотя, честно говоря, произнося это слово в контексте ситуации на Украине, хочется две буквы: 2 и 4 поменять местами). МИД Германии и Израиля осудили данную акцию.
В очередной раз призываем страны Запада и международные организации перестать игнорировать деструктивные процессы на Украине и оказать необходимое давление на Киев для выполнения им своих обязательств в сфере верховенства закона и прав человека, а также побудить Украину к выполнению Минских соглашений.
Про ОБСЕ, видимо, не должна уже говорить. После событий в Казахстане и безобразного игнорирования этой ситуации со стороны ОБСЕ, мы задаемся вопросом: существует ли секретариат этой Организации, что там с руководством, на новогодних ли праздниках они все были или уже вернулись в Вену? Где вы, сотрудники секретариата ОБСЕ, что с вами происходит? Читаете ли вы новости, следите ли вы за обстановкой в Казахстане, в других странах, на Украине? Как вы оцениваете то, что там происходит в сфере прав человека, защиты свободы слова и вообще физической защиты журналистов? Это темы для глубокого и неприятного разговора с руководством ОБСЕ.
О текущей ситуации в Афганистане
Начало 2022 г. в Афганистане ознаменовано целом рядом стихийных бедствий. В результате обильных дождей, снегопадов и сходов селей в провинциях Гильменд, Нимруз, Фарах, Нангархар, Бадахшан, Джаузджан, Тахар и Кандагар погибли, по меньшей мере, 11 человек, более 20 получили ранения, десятки людей были спасены из-под снежных завалов экстренными службами нового правительства. Выражаем в этой связи поддержку Афганистану.
Обратили внимание на состоявшиеся контакты и.о. мининдел Афганистана А.Муттаки в ходе визита в Тегеран 8-10 января с.г. с некоторыми оппозиционными политическими деятелями Афганистана. Несмотря на то, что к конкретным результатам, судя по той информации, которая у нас есть, они не привели, считаем это шагом в правильном направлении, который, надеемся, будет способствовать процессу национального примирения и формированию этнополитически сбалансированного правительства в Афганистане.
Продолжаем внимательно следить за развитием обстановки в этой стране. Считаем важным не допустить дальнейшей эскалации напряженности в этой стране. Призываем суданцев руководствоваться высшими национальными интересами, проявить ответственный подход и воздерживаться от шагов, которые способны привести к обострению внутриполитического кризиса.
Рассчитываем на формирование в ближайшее время нового дееспособного правительства Судана, которому предстоит предпринять энергичные усилия с целью решения насущных задач переходного периода, прежде всего, в социально-экономической сфере. Подтверждаем неприемлемость любого вмешательства извне во внутренние дела этой страны.
Со своей стороны продолжаем оказывать содействие Судану, с которым Россию традиционно связывают узы дружбы. Напомню, по линии МЧС России готовится отправка партии продовольственной пшеницы в виде гуманитарной помощи.
О ситуации в связи с объявлением «persona non grata» сотрудника Миссии ООН в Косово
Не получает своего разрешения ситуация вокруг А.Н.Антонова. Напомню, некое, как они себя называют, «министерство иностранных дел» Косово объявило его «persona non grata» 31 декабря 2021 г.
Эта экстремистская выходка Приштины продолжает провокационную линию косовских властей, которая нацелена на выдавливание из ооновской миссии в крае тех, кто объективно оценивает местные реалии. Она наносит удар не только по конкретному специалисту из России, но и по авторитету всемирной Организации в целом. Фактически речь идет о навязывании местными структурами, которые не имеют, подчеркиваю, международной правосубъектности, своих решений Миссии ООН в Косово, а это идет вразрез с духом и буквой резолюции СБ ООН 1244. Организация Объединенных Наций и ее Секретариат должны уделить этому повышенное внимание.
Проводим соответствующую работу с руководством Секретариата ООН в Нью-Йорке и МООНК в Белграде с тем, чтобы это самоуправство Приштины получило должный отпор.
О высказываниях Министра иностранных дел Чехии по тематике российско-чешских отношений
Обратили внимание и получили большое количество вопросов в связи с высказываниями Министра иностранных дел Чехии по тематике двусторонних отношений. Речь идет о новом главе внешнеполитической службы Чешской Республики Я.Липавском, который заявил (в эфире передачи Чешского телевидения 9 января с.г.) о намерении искать пути для «размораживания» российско-чешского диалога и необходимости выстраивания «субстантивных, нормальных отношений» с нашей страной.
Вместе с тем считаем необходимым расставить все точки над «i». Россия никогда не стремилась разрывать отношения с Чехией, и не мы были инициаторами провокаций, в результате которых двустороннее взаимодействие фактически свелось к нулевой отметке. Напомню, что включение в мае 2021 г. Чешской Республики в перечень государств, которые осуществляют недружественные действия в отношении России и ее граждан, стало ответом на провокационные действия чешской стороны. Это была вынужденная мера, поскольку беспардонные и голословные обвинения в адрес России, которые прозвучали из Праги и распространялись ею на международных площадках, массовая, в том числе высылка сотрудников нашего посольства с членами семей без каких-либо на то оснований не могли остаться без реакции. И в этом в Праге прекрасно отдавали себе отчет.
Согласны с тем, что отношения необходимо выводить из тупика, это сто процентов, и в принципе готовы к этому. Однако, что касается выработки позитивной повестки, посмотрим как заявление нового главы МИД Чехии будет воплощаться в жизнь чешской стороной. Ход за Прагой.
Об очередной годовщине учреждения Совета Баренцева/Евроарктического региона
11 января с.г. отмечалась очередная, 29-я годовщина создания Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). Он был учрежден в 1993 г. в норвежском г. Киркенес. Его участниками являются Россия, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, а также Евросоюз. За годы своего существования эта организация утвердилась в качестве успешного формата сотрудничества на Севере Европы, в непрерывном режиме генерирующего объединительную повестку дня. Организация демонстрирует стойкий иммунитет к колебаниям политической конъюнктуры и служит делу укрепления атмосферы доверия, стабильности и добрососедства в этом регионе.
Уникальной особенностью Баренцева сотрудничества остается его «двухэтажная» структура. Взаимодействие осуществляется не только между правительствами стран-участниц СБЕР, но и на уровне административно-территориальных образований в рамках Баренцева регионального совета. Это позволяет определять насущные проекты и оптимальным образом сочетать приоритеты государств с интересами и потребностями отдельных регионов. Нынешний председатель Баренцева регионального совета – Ненецкий автономный округ. Рассматриваем руководство Ненецкого автономного округа в Баренцевом региональном совете в качестве важного этапа подготовки к национальному председательству России в Совете Баренцева/Евроарктического региона в 2023-2025 гг.
О 80-й годовщине подписания Декларации о наказании за преступления, совершенные во время войны
13 января с.г. исполняется 80 лет со дня принятия Декларации о наказании за преступления, совершенные во время войны. Документ был подписан в ходе межсоюзнической конференции в Лондоне представителями девяти оккупированных нацистами стран (Бельгия, Чехословакия, Национальный комитет Свободная Франция, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Югославия). На заседании присутствовали министр иностранных дел Великобритании, послы СССР (А.Е.Богомолов), США и Китая при союзных правительствах в Лондоне.
Ссылаясь на принятые нормы международного права, в частности, на Гаагскую конвенцию 1907 г. о законах и обычаях сухопутных войн, декларация объявила одной из основных целей «наказание, путем организованного правосудия всех виновных» за военные преступления.
Участники конференции заявили, что они «исполнены решимости в духе международной солидарности проследить за тем, чтобы виновные и ответственные, какова бы ни была их национальность, были разысканы, переданы в руки правосудия и судимы, и чтобы вынесенные приговоры были приведены в исполнение».
Основные положения документа были глубоко созвучны позиции СССР в этом вопросе. Уже в заявлении В.М.Молотова от 22 июня 1941 г. содержалась идея уголовной ответственности руководства Третьего рейха за развязывание агрессии. В своих нотах от 25 ноября 1941 г., 6 января 1942 г. и 27 апреля 1942 г. Народный комиссариат иностранных дел СССР информировал международную общественность о чудовищных преступлениях в отношении пленных военнослужащих и гражданского населения, что свидетельствовало о проводимой Германией последовательной политике, нацеленной на массовое уничтожение большей части населения оккупированных территорий СССР.
По обращению государств, подписавших декларацию, советское правительство выступило с заявлением от 14 октября 1942 г., в нем выражалась готовность поддержать практические мероприятия союзных держав в отношении военных преступлений нацистов. В документе провозглашалась необходимость «безотлагательного предания суду специального международного трибунала и наказание по всей строгости закона любого из главарей фашистской Германии».
Эта тема подробно обсуждалась на уровне глав внешнеполитических ведомств СССР, Великобритании и США в ходе Московской конференции (19-30 октября 1943 г.). По итогам была согласована Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства и предусматривалось наказание главных военных преступников совместным решением союзников, которую подписали И.В.Сталин, Ф.Д.Рузвельт и У.Черчилль.
В дальнейшем решения по вопросу о наказании военных преступников, принятые союзниками на Московской, Тегеранской и Ялтинской конференциях, заложили основу Нюрнбергского процесса, который стал одним из наиболее важных политико-правовых итогов разгрома нацистской Германии.
О годовщине начала Висло-Одерской стратегической наступательной операции советских войск
12 января 1945 г. советские войска начали Висло-Одерскую операцию с целью разгрома немецкой группы армий «А», завершения освобождения Польши, создания благоприятных условий для нанесения решающего удара на Берлин.
В наступлении приняли участие войска 1-го Белорусского фронта (командующий – Маршал Советского Союза Г.К.Жуков) и 1-го Украинского фронта (командующий – Маршал Советского Союза И.С.Конев) в количестве более двух миллионов человек, имевшие в своем резерве 34 тысячи орудий и минометов, семь тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, около пяти тысяч самолетов.
Советским войскам противостояли более 600 тысяч солдат и офицеров противника, около пяти тысяч орудий и минометов, 1220 танков и штурмовых орудий. Их действия поддерживали 630 боевых самолетов. Немецкое командование подготовило между Вислой и Одером семь оборонительных рубежей, эшелонированных на 300-500 километров.
Начало операции советским командованием было намечено на 20 января 1945 г., однако в связи с обращением союзников, которые столкнулись с решительным контрнаступлением немецких войск в Арденнах, сроки были перенесены на 12 января. Основные удары наносились с севера и юга от польской столицы с целью окружения варшавской группировки противника.
Утром 17 января бойцы 1-й армии Войска Польского, находящейся в оперативном подчинении 1-го Белорусского фронта, при поддержке Красной армии ворвались на улицы Варшавы. В результате тяжелых боев город был освобожден. Гитлеровцы готовили его к полному уничтожению. Советским саперам удалось обезвредить более 5 тысяч противотанковых, свыше 17 тысяч противопехотных мин, 46 фугасов, 232 взрывчатых «сюрприза», около 14 тысяч снарядов и авиабомб.
Для остановки продвижения Красной армии гитлеровское командование вынуждено было перебросить на восток часть сил с западного фронта и из внутренних районов Германии, но попытки восстановить прорванный фронт успеха не имели, и уже в начале февраля наши войска вышли на рубеж реки Одер – до Берлина оставалось 60-70 километров.
За время операции советские войска продвинулись на глубину до 500 километров, освободили значительную часть Польши и вышли на подступы к столице Германии, решив при этом важную военно-политическую задачу – оказание помощи англо-американским войскам, которые терпели поражения в Арденнах и Эльзасе.
В Висло-Одерской операции были достигнуты высокие темпы наступления, искусно осуществлен маневр крупными соединениями с целью обхода, охвата и уничтожения разобщенных группировок противника. В операции были разгромлены 35 немецких дивизий, а 25 потеряли от 50 до 75% своего состава. В плен взято более 147 тысяч человек. При этом потери советских войск составили свыше 190 тысяч человек, из них около 45 тысяч – безвозвратно (захоронения находятся на территории Польши).
За героизм и воинское мастерство 1192 соединения 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов награждены орденами, 481 соединению присвоены почетные наименования в честь освобожденных городов, 690 тысяч непосредственных участников боевых операций по изгнанию фашистов из Варшавы были награждены медалью «За освобождение Варшавы». В память о победе и как символ боевой дружбы двух братских армий в пригороде Варшавы – Праге был воздвигнут памятник советско-польскому братству по оружию.
К сожалению, в Варшаве уже давно не отмечают 17 января – день освобождения польской столицы от коричневой чумы силами воинов Красной Армии и 1-й армии Войска Польского. В ноябре 2011 г. по решению польской стороны памятник был демонтирован. Это – позорное деяние и глумление над памятью тех, кто погиб, освобождая Польшу.
В то же время, из года в год всё большее внимание уделяется дате начала Второй мировой. Колоссальные усилия Варшавы направлены на сознательное искажение предпосылок войны. При этом замалчиваются реальные исторические факты, в т.ч. информация не только о проводимой во второй половине 30-х гг. системной работе советской дипломатии по формированию единой антифашистской коалиции (кстати, тогдашние польские власти этому активно противостояли), но и сама роль нашей страны и советского народа в Победе над абсолютным злом.
Хотелось бы напомнить, что за освобождение Польши и польского народа от фашистов свои жизни отдали 477* тысяч бойцов Красной Армии.
«Благодарность» же нынешнего польского истеблишмента выражается весьма своеобразно: они развязали настоящую войну с памятниками этим героям, войну с историей и, видимо, со здравым смыслом и уже и совестью. Вопреки принятым на себя международным обязательствам, на территории Польши продолжает демонтироваться и подвергаться осквернению советское военно-мемориальное наследие.
Попытки вычеркнуть из своей истории бессмертный подвиг сотен тысяч советских и, между прочим, польских солдат и офицеров, иначе как историческим цинизмом высшей категории назвать нельзя. При этом мы отмечаем подвижнические усилия граждан этой страны, которые сохраняют память о тех временах, и по-настоящему чтят героев той войны, и освобождения Варшавы, и всей Польши. Вот им мы благодарны.
* Цифра 477 295 значится в документе Минобороны СССР 1956 г., потери подсчитаны по март 1945 г., и не учитывают советские потери на территориях Германии, которые стали польскими после войны (Бреслау/Вроцлав, Штетин/Щецин и др.). Более точная цифра безвозвратных потерь - 600 212 чел. (из итогового статистического исследования Министерства обороны Российской Федерации 1993 г., подсчитана в современных границах Польши).
О годовщине начала Восточно-Прусской стратегической наступательной операции советских войск
Одновременно с проведением Висло-Одерской операции 13 января 1945 г. Красная армия начала массированное наступление в Восточной Пруссии и северной части Польши для прорыва обороны противника на кенигсбергском и мариенбургском направлениях силами 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии И.Д.Черняховского и 2-го Белорусского фронта под командованием маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского с целью отсечения немецкой восточно-прусской группировки, разделения ее на части и уничтожения.
В операции было задействовано свыше 1670 тысяч человек, 25 тысяч орудий и минометов, 3859 танков и самоходных артиллерийских установок, 3097 самолетов.
В Восточной Пруссии противник создал мощную систему укреплений на глубину 150-200 километров, которую обороняли 780 тысяч человек, с боевым резервом в 8 тысяч орудий и минометов, 700 танков, 775 самолетов.
В начале апреля 1945 г. после тяжелейших сражений Красной армии удалось взять Кенигсберг, уничтожить около 42 тысяч солдат и офицеров противника.
К середине апреля была захвачена основная часть Земландского полуострова. 25 апреля советские войска овладели крепостью и портом Пиллау.
В результате Восточно-Прусской наступательной операции советские войска заняли Восточную Пруссию, освободили часть северных районов Польши, нанесли большой урон противнику. Они пленили более 220 тысяч солдат и офицеров. Потеря значительных сил и важной в военно-экономическом отношении области приблизили Германию к полному поражению.
В Восточной Пруссии войска Красной армии понесли тяжелые потери – более 126 тысяч солдат и офицеров погибло и пропало без вести, более 450 тысяч воинов получили ранения. 18 февраля на окраине германского города Мельзак (ныне польский Пененжно) был смертельно ранен дважды герой Советского Союза генерал армии И.Д.Черняховский.
За мужество, героизм и высокое воинское мастерство, проявленные в ходе Восточно-Прусской операции, свыше одной тысячи наиболее отличившихся соединений и частей были награждены орденами, а 217 из них удостоены почетных наименований. В ознаменование одержанной победы Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За взятие Кенигсберга».
После окончания Второй мировой войны по решению Потсдамской конференции стран антигитлеровской коалиции 1945 г. большая часть Восточной Пруссии вошла в состав Польши, треть территории с городом Кенигсберг перешла к СССР, став впоследствии Калининградской областью.
Только что говорили о потерях того времени, но мы несем потери и сегодня. 2 января с.г. на 78 году ушел из жизни руководитель Центра истории российской дипломатической службы МИД России, кандидат юридических наук, заслуженный дипкурьер, председатель Совета ветеранов Департамента дипломатическо-курьерской связи нашего ведомства Барулин Петр Григорьевич.
Более 55 лет Петр Григорьевич посвятил работе в Министерстве: прошел путь от дипкурьера до начальника отдела Департамента дипломатическо-курьерской связи. После выхода на пенсию вел учебно-просветительскую и наставническую работу. Основал Учебно-просветительский музей и хранил традиции Дипломатическо-курьерской службы. Руководил Центром истории российской дипломатической службы МИД России.
Именно при нем музей МИД России стал площадкой, которая рассказывает на самом высочайшем уровне об истории внешнеполитического ведомства с царских времен. Многие из тех, кому довелось побывать в Центре истории российской дипслужбы, а это действительно очень многие люди, потому что кто-то побывал лично, очно, а кто-то побывал в ходе таких виртуальных туров, которые мы с Петром Григорьевичем организовывали для наших средств массовой информации. Многие с теплотой вспоминают его интереснейшие экскурсии по экспозиции музея.
За добросовестное отношение к работе был отмечен правительственными и ведомственными наградами.
П.Г.Барулина отличала (в самом высоком значении этого слова) преданность делу, неравнодушное отношение к тому, чем он занимался. К решению любой проблемы он подходил основательно и по-человечески – за это его любили и уважали. Добрый, честный и справедливый человек.
Таким он останется в наших сердцах. Это на самом деле невосполнимая утрата. Мы сделаем всё для того, чтобы и в том месте, которое он во многом оберегал и создавал – музее – нашлось место и ему, уже виртуальном формате. Также опубликуем ряд материалов на наших аккаунтах в социальных сетях.
О поставке российских школьных учебников в Южную Осетию
В конце декабря прошлого года в дар Республике Южная Осетия была безвозмездно передана большая партия новых российских учебников в объеме 85 тыс. книг на сумму более 33,5 млн. рублей. В настоящее время они перераспределяются Министерством образования и науки Южной Осетии в библиотечные фонды общеобразовательных школ республики.
Этот масштабный проект реализован фондом «Русский мир» при поддержке издательства «Просвещение». Доставка книг в Республику Южная Осетия из России осуществлена двумя партиями 26 и 29 декабря 2021 г. Предыдущая поставка учебников в Южную Осетию состоялась в 2017 г. Учебники соответствуют государственным образовательным стандартам республики.
Передача учебников стала заметным событием в жизни Республики Южная Осетия, широко освещалась и местными, и российскими СМИ. Шаги, которые были предприняты фондом «Русский мир», дополнили последовательные усилия Россотрудничества по пополнению учебного фонда Южной Осетии учебной, художественной и методической литературой, осуществляемые в рамках государственной программы «Развитие образования».
О презентации логотипа 125-летия установления дипломатических отношений России и Таиланда
В связи с исполняющимся в нынешнем году 125-летием установления дипломатических отношений между Россией и Таиландом (3 июля 1897 г.) в Бангкоке в конце декабря 2021 г. состоялась презентация официального логотипа предстоящего юбилея. Он был выбран совместной конкурсной комиссией Посольства России и МИД Королевства Таиланд из 106 представленных работ. Победителем стал таиландский подданный В.Лосонг. В его работе отражены традиционная для двух стран дружба и близость их народов.
Таиланд является старейшим партнером России в Юго-Восточной Азии. Двусторонние связи отличаются плотным взаимодействием в области политики и безопасности, в торгово-инвестиционной и гуманитарной сферах у нас развивается активное сотрудничество. Премьер-министр Таиланда П.Чан-оча выступил в формате видеоконференции на 6-м Восточном экономическом форуме (сентябрь 2021 г.), в этом же месяце «на полях» 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке глава российского Министерства иностранных дел С.В.Лавров имел встречу с заместителем Премьер-министра, Министром иностранных дел Д.Праматвинаем. Доверительный диалог по линии внешнеполитических ведомств основывается на совпадающих близких взглядах двух стран по ключевым вопросам глобальной и региональной повестки дня.
В текущем году по случаю юбилейной даты запланированы взаимные делегационные обмены, культурные и спортивные мероприятия.
Вопрос: Как Россия оценивает предложения Президента Таджикистана Э.Рахмона по созданию пояса безопасности вокруг Афганистана?
Ответ: Ситуация в Афганистане постоянно находится в центре внимания Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Происходящее там касается всех стран региона и всех членов ОДКБ.
Напомню, что по российской инициативе в экстренном порядке в августе 2021 г., вслед за выводом из страны войск США и их союзников, была созвана сессия Совета коллективной безопасности для обсуждения первоочередных конкретных мер, которые требуется принять для гарантированного обеспечения безопасности в зоне ответственности ОДКБ.
Одна из важнейших задач Организации – не допустить инфильтрацию радикального исламизма на территорию государств-членов, а также пресекать вербовку граждан в ряды экстремистов, в том числе с использованием соцсетей и интернета.
Страны ОДКБ усилят взаимодействие по линии компетентных органов и специальных служб по выявлению и нейтрализации экстремистских и террористических ячеек, которые не менее опасны, чем их зарубежные эмиссары.
Действенные меры будут приняты и по противодействию подрывной пропаганде террористических организаций в информационном пространстве.
По предложению наших таджикистанских партнеров отрабатываются механизмы обеспечения надежной защиты южных рубежей ОДКБ, включая проведение совместных военных маневров и оказание помощи Таджикистану по укреплению горных труднодоступных участков таджикско-афганской границы.
Не могу не напомнить, что предметом особого внимания ОДКБ остается предотвращение функционирования подпольного рынка оружия в Афганистане, оставленного войсками коалиции, а также проблематика наркопроизводства и рост наркотрафика. Всё это является факторами, подпитывающими криминогенную обстановку в регионе. Эти вопросы стоят на повестке дня не только ОДКБ, но и других международных организаций. Многие страны в одностороннем и двустороннем форматах решают обозначенные задачи.
Обстановка в Афганистане требует консолидации усилий всех государств-членов ОДКБ. Этим тезисом не ставлю крест на подходах о необходимости общемировых усилий под эгидой ООН, её Совета Безопасности и всех региональных и мировых организаций, занимающихся теперь темой Афганистана. В рамках ОДКБ есть единое понимание стоящих задач. По поручению глав государств по всем этим направлениям ведется постоянный диалог в форматах профильных структур ОДКБ, на уровне министров иностранных дел, обороны, секретарей советов безопасности.
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать заявления врио Министра обороны Нидерландов Х.Кампа о якобы исходящих со стороны России угрозах безопасности Королевству. В частности, он упоминал киберугрозы и деятельность России по милитаризации космоса.
Ответ: Это заявление он делал в качестве именно Министра обороны Нидерландов, за неделю до ухода с этой должности. Он заявил о якобы исходящих со стороны России киберугрозах. Нас обвинили в какой-то «не той» космической деятельности.
Уже комментировали. Когда руководители оборонных ведомств делают подобные заявления, первое, о чем мы думаем и это потом подтверждается, – они хотят увеличить финансирование собственных министерств и служб, сопряженных с ними бизнес-структур. Таким образом оправдывают расходы на противостояние искусственно создаваемой мифической российской угрозе.
В этой связи хотелось бы напомнить оборонному ведомству Королевства о прошедших 16-17 сентября 2021 г. в Гааге первых российско-нидерландских межведомственных консультациях по вопросам обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, в которых принимали участие и представители Министерства обороны Нидерландов. Исходили из того, что эти консультации заложили основу для наших дальнейших двусторонних взаимовыгодных контактов (пресс-релиз о мероприятии был опубликован на новостной ленте сайта МИД России 17 сентября 2021 г.). Москва и Гаага продолжают взаимодействие и на профильных международных площадках, прежде всего в ООН.
Что касается заявлений Х.Кампа по осуществляемой Россией космической деятельности, то рассматриваем этот антироссийский выпад как часть проводимой странами НАТО пропагандистской кампании по дискредитации российской космической деятельности и наших инициатив по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Это очередная попытка представить ситуацию в искажённом виде с тем, чтобы отвлечь внимание международной общественности от реальных угроз в космосе.
Действия России в космосе не имеют конфронтационной направленности. Никогда не имели с момента первого полета человека в космос – Ю.А.Гагарина в СССР. До нынешнего момента всегда подчеркивали, что космос – сфера мирного сотрудничества и взаимодействия, мирного освоения космического пространства. Наши действия не создают помех или трудностей для функционирования иностранных космических аппаратов и осуществляются в строгом соответствии с международным правом, включая базовый Договор по космосу 1967 г. Отдаём приоритет недискриминационному использованию и исследованию пространства исключительно в мирных целях. Подтверждением тому служат продвигаемые Россией при широкой поддержке государств-единомышленников инициативы по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, в т.ч. по разработке юридически обязывающего инструмента, предусматривающего запрет на размещение в космосе любых видов вооружений, а также применение силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса.
Хотелось бы еще раз предложить нидерландским партнерам не придумывать мнимого врага, вовлекаясь в агрессивную риторику в стиле «холодной войны», а сконцентрироваться на совместном решении реальных вопросов в области международной информационной безопасности, актуальность и острота которых с каждым днем только возрастает.
Вопрос: После событий в Казахстане начали звучать различные обвинения в адрес России. В частности, недовольство выразил и тюркский мир. Появилось мнение, что Москва якобы выбила Казахстан из цепи тюркского мира. Недовольство выразил и главный советник Президента Турции Р.Т.Эрдогана И.Шенер, который обвинил Россию в якобы оккупации Казахстана. Как Москва оценивает подобные высказывания? Как они будут влиять на дальнейшее развитие отношений между странами?
Ответ: Люди и организации, использующие такие выражения как свидетельствующие о некой трансформации Казахстана из одного состояния в другое, при этом не являющиеся гражданами, субъектами, юридическими лицами Казахстана, не уважают суверенитет страны. Не осознают независимость этого государства. Россия исходит из того, что Казахстан является суверенным, независимым государством. Ему можно оказывать содействие, развивать отношения, помогать. Такие выражения как «вывести», «ввести» и т.д. от людей, не являющихся гражданами страны (конкретно Казахстана), оторваны от реальности, понимания международно-правовых основ.
Видела высказывания И.Шенера. Как я понимаю, прямых обвинений в наш адрес в «оккупации Казахстана» в них не прозвучало. Тем не менее, И.Шенер характеризует Республику Казахстан как страну, которая сначала «освободилась от советского гнета», а ныне некие силы якобы вновь угрожают поставить ее под «бессмысленное ярмо». Высокохудожественное и явно нереалистичное выражение и стиль.
Подобная трактовка как советской, так и современной истории Казахстана из уст турецкого официального лица вызывает, мягко говоря, недоумение. Не потому, что мы чего-то не понимаем, – такие вещи не должны исходить из уст людей, представляющих государство. Во-первых, считаем, что подобные заявления, особенно в столь чувствительный для Казахстана период, никак не способствуют оздоровлению атмосферы и возвращению жизни в этой стране в стабильное русло. Во-вторых, как представляется, неуважительно отзываться о советском прошлом Казахстана – значит противоречить духу российско-турецкой дружбы. Некорректно это и по отношению к казахстанским партнерам, которые, мы это знаем, весьма бережно относятся к нашему общему историческому наследию. От тяжелых моментов не застраховано любое государство. Турция недавно это проходила. Её истинные, не мнимые друзья поддержали, протянули руку, помогли, а не использовали ситуацию слабости, проблемы, трагедии в каких-либо иных целях, кроме как дружественной помощи. Зачем этого не помнить? Почему не использовать то, что было продемонстрировано и совершено в отношении Турции (дружеское содействие), уже к Казахстану. Эта трагическая, сложная, экстраординарная для Казахстана ситуация требовала сопряжения усилий. Точно не должна была рассматриваться как возможность навредить, «ловить рыбку в мутной воде», что-то замыслить непристойное.
Рассчитываем, что турецкие официальные лица впредь будут воздерживаться от подобных непродуманных «рассуждений вслух».
Вопрос: Талибан и противостоящий ему Фронт национального сопротивления Афганистана провели недавно переговоры в Иране. Нет ли у России планов организовать встречу на собственной площадке между талибами и представителями сопротивления?
Ответ: В настоящее время проведение такой встречи в России не планируется. В принципе, при обращении афганской стороны были бы готовы предоставить площадку для проведения переговоров между представителями Кабула и оппозиционных новым афганским властям сил.
Вопрос: Рассматривая различные сценарии развития межгосударственных отношений России с США и странами НАТО, в том числе принятие Украины в НАТО, разрабатываются ли российской стороной ответные меры? Если да, то какие?
Ответ: Гипотетический уклон. Не будем исходить из того, что и как будет развиваться, если что-то случится. Исходим из принципиальной позиции о недопустимости для нас расширения НАТО. Обосновывали эту позицию, ссылались на соответствующие обещания, исторический опыт и реалии. Заявили о необходимости проведения переговоров. Донесли свою позицию США и натовским странам по дипломатическим каналами. Опубликовали её, провели переговоры и консультации в Женеве и Брюсселе. Находимся в рабочем переговорном процессе. Делаем все, чтобы использовать искусство дипломатии и её возможности для разрешения этих критических вопросов, имеющих глобальный характер.
Исходим из того, что наши принципиальные позиции известны. По мере развития ситуации будем исходить из реалий.
Вопрос: Вы прокомментировали заявление Президента Украины В.А.Зеленского о готовности участвовать в саммите «нормандской четвертки». «Заморожен» ли процесс взаимодействия или можно говорить о некой активности участников по направлению решения вопроса?
Ответ: Можно говорить о «заморозке» реализации киевским режимом Минских договоренностей. Нужно, чтобы они это «разморозили». Других реалистических опций для урегулирования ситуации с внутриукраинским кризисом не просматривается. Это главное. Делать заявления о проведении форматов, расширении, «сужении», придумывании новых, доработки переговорных процессов, не делая базовых вещей, не реализуя данные письменно и устно заверения, – это популизм. Отвлечение внимания от того, что Украина обязана сделать. Всё необходимое для продвижения вперед по пути урегулирования у Киева имеется: Минские соглашения и переподтвержденная позиция международного сообщества об их безальтернативности. Не хватает главного – политической воли, духа или еще чего-то, связанного с желанием киевского режима это сделать.
Вопрос: Кроме Россотрудничества какие российские организации и фонды работают в Казахстане? Сколько в стране школ с образованием на русском или смешанном (русском и казахском) языках? Не пострадали ли в погромах граждане России или российские компании?
Ответ: В системе образования Республики Казахстан ситуация следующая. Количество школ в стране с обучением на русском языке составляет 1160 (16,6% от общего количества школ в Республике), со смешанным обучением (на русском и казахском) – 2047 (29,4%). При этом русский язык преподается в качестве предмета во всех школах республики.
В Казахстане функционируют 2 филиала фонда «Русский мир» – в Алма-Ате и Актобе. При финансовой помощи Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, действуют 2 Центра правовой помощи (в Павлодаре и Семипалатинске).
Относительно пострадавших россиян во время трагических событий в Казахстане, отмечаем, что по сведениям, полученным из российских дипломатических учреждений, росграждане в ходе беспорядков не пострадали (информация по состоянию на 15:00 13 января 2022 г.).
Вопрос: Будут ли итоги переговоров с США и НАТО обсуждаться в рамках ОДКБ, ШОС или на двусторонней основе?
Ответ: В рамках союзнических отношений между государствами-членами ОДКБ существует многолетняя традиция взаимного информирования об основных внешнеполитических контактах. Естественно, это может распространяться и на стартовавший в январе переговорный процесс по гарантиям безопасности.
В российской дипломатии существует практика информирования близких партнеров о ключевых аспектах всей внешнеполитической деятельности. Многие страны тоже используют этот инструментарий. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров в ходе телефонного разговора с китайским коллегой Ван И 10 января с.г. уже поделился первыми впечатлениями о начавшихся в Женеве российско-американских переговорах по вопросам о гарантиях безопасности в Европе.
Данная тематика постоянно присутствует в повестке дня Шанхайской организации сотрудничества. В принятой в сентябре 2021 г. Душанбинской декларации двадцатилетия ШОС подтвержден консолидированный подход государств-членов к формированию равной, совместной, неделимой, комплексной и устойчивой безопасности. Шосовские страны занимают активную позицию в вопросах нераспространения оружия массового уничтожения и предотвращения гонки вооружений, включая неразмещение оружия в космосе.
Проблематика глобальной безопасности и стратегической стабильности объективно имеет непосредственную проекцию на национальные интересы каждого государства и мира в целом. А для участников ШОС, среди которых присутствуют ведущие глобальные и региональные игроки, в том числе ядерные державы, эти вопросы особенно актуальны.
Вопрос: Как оценивает российская сторона военную провокацию, совершенную ВС Азербайджана 11 января с.г. на восточном направлении армяно-азербайджанской границы, и нарушения режима прекращения огня с применением артиллерии и беспилотных летательных аппаратов? В результате провокаций азербайджанских ВС погибли трое армянский военнослужащих, есть 2 раненых.
Ответ: Было много вопросов на этот счет. К тому, о чем Вы спросили добавляются вопросы глобального характера: как в целом можно избежать повторения таких ситуаций.
Серьезно обеспокоены очередным обострением на армяно-азербайджанской границе. Призываем стороны воздержаться от использования силовых методов, разрешать все спорные вопросы исключительно политико-дипломатическим путем.
В долгосрочном плане основным рецептом обеспечения стабильности и безопасности в регионе является скорейший запуск процесса делимитации армяно-азербайджанской госграницы с последующей ее демаркацией, как это и зафиксировано в совместном Заявлении лидеров трех стран в Сочи от 26 ноября 2021 г. Важно вести дело к созданию соответствующей двусторонней Комиссии. Россия готова оказать ей всестороннее консультативное содействие.
Вопрос: 10 января с.г. азербайджанская сторона совершила несколько провокаций в Арцахе, открыв огонь по арцахским общинам Кармир Шука, Тагавард и Нахиджеваник. Под обстрелы попало гражданское население. Этим, а также имевшими место в прошлом инцидентами азербайджанская сторона, кажется, пытается «бросить тень» на российскую миротворческую миссию в Арцахе. Как Вы оцениваете подобные действия, которые создают прямую угрозу и для гражданских лиц?
Ответ: Даже если кто-то хочет «бросить тень» на российских миротворцев – не получится. Их работа слаженная, четкая, в интересах урегулирования кризиса.
Рекомендуем обратиться с этим вопросом к представителям Российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе. Наши миротворцы находятся в постоянном контакте с обеими сторонами и, при необходимости, проводят расследование инцидентов.
Вопрос: 14 января в Москве при посредничестве российской стороны планируется встреча специальных представителя Армении и Турции по вопросу диалога. Какие результаты можно ожидать?
Ответ: Это диалог между двумя странами. Мы в этот формат не входим. Неоднократно высказывали принципиальную позицию в поддержку урегулирования двусторонних отношений, выстраивания диалога и нормализации контактов. На практике этому содействовали.
Вопрос: Ситуация в Казахстане доказала, что Россия не зря организовала и провела переговоры в «Московском формате» по решению проблемы Афганистана: многие говорят о роли в беспорядках иностранных боевиков. Полагаю, что, если бы не российская дипломатия и защита ОДКБ, обстановка в республике могла быть еще хуже. Теперь, когда угроза стала настолько очевидна, планирует ли Россия пригласить в ОДКБ другие страны для защиты их населения?
Ответ: Здесь немного другая последовательность. Обычно не Организация приглашает новых членов, а страны, которые хотят вступить в некие организации, союзы, объединения, выражают свою к этому готовность или заинтересованность. Неверно так ставить вопрос. Напомню, что это ещё связано с подписанием соответствующего договора, который был предложен странам-членам в 1992 г. и вот уже 30 лет действует.
Благодарю вас, что вы видите ситуацию шире, видите именно ту самую коллективную ответственность стран региона за общую безопасность. Это нечасто встречаемый, к сожалению, взгляд. Каждый думает о своей безопасности и игнорирует безопасность других. Часто этим грешат и авторы ряда материалов, которые пытаются провести анализ. Я сегодня комментировала заявления с какими-то придумками про реинкарнацию Советского Союза под видом помощи Казахстану. Были жуткие параллели по якобы тому, что Россия начинает операцию по аналогии с афганскими событиями и участием в кампании «Афганистан – 2». Это всё из разряда плохой пропаганды и недалекого анализа. Вы абсолютно правы в том, что картину нужно видеть целиком, понимать, анализировать и использовать проверенные источники, фактологию. И понимать, что ситуация действительно непростая. США и НАТО бросили Афганистан на произвол судьбы. Как никто другой это знает Пакистан и народ Пакистана на своей судьбе, принимая беженцев в огромном количестве, сопротивляясь экстремизму, борясь с терроризмом и т.д. Но также это знают и другие страны, которые входят в объединение ОДКБ и ШОС, соседи Афганистана, страны региона. Поэтому, чтобы предотвратить негативное развитие сценария, понимая, с какой глобальной проблемой (связанной с экстремизмом, терроризмом, стабильностью и возможностью её подрыва) мы имеем дело, ещё раз повторяю, что нужно иметь глобальный взгляд на ситуацию.
Вопрос: 30 декабря 2021 г. Посольство России в Исламабаде на своём сайте обновило информацию о том, что для граждан Пакистана, приезжающих по деловой визе, возобновлены разрешения на въезд в Россию, которые были остановлены указом Правительства Российской Федерации № 635-р от 16 марта 2020 г. Но в Москве документы для оформления приглашения не принимают, т.к. говорят, что информации об отмене ограничений на въезд у них нет. Скажите, пожалуйста, какая на сегодня ситуация для граждан Пакистана? Могут ли граждане Пакистана приехать в Россию по деловой или туристической визе? Если нет, то с чем это связано?
Ответ: Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 г. № 635-р в целях обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции установлены ограничения на въезд на территорию России.
Они предусматривают временное приостановление оформления приглашений и выдачи виз всех категорий иностранным гражданам и лицам без гражданства в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.
Перечень лиц, на которые данные ограничения не распространяются, содержится в пункте 2 распоряжения. Российские загранучреждения также выдают визы при наличии решения Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Кроме того, в Приложении № 1 к распоряжению приведен список иностранных государств, граждане которых могут въезжать в Российскую Федерацию через воздушные пункты пропуска через государственную границу. На данном этапе Пакистан к ним не относится. Эти меры введены исключительно по эпидемиологическим причинам.
Какой-либо дополнительной информацией о снятии ограничительных мер в отношении граждан Пакистана, въезжающих в Российскую Федерацию, в том числе с деловыми целями, МИД России не располагает. Следим сами за принятием решений Оперативным штабом, который информирует общественность как нашу, так и зарубежную.
Вопрос: Какова позиция МИД по факту назначения А.Умарова на пост Министра информации Казахстана? Как МИД расценивает его назначение в контексте миротворческой миссии российских военных в Казахстане?
Ответ: Почему Вы считаете, что только журналистов эта ситуация взволновала? Как раз в первую очередь, взволновала широкую общественность.
Во-первых, назначение членов Правительства – прерогатива и внутреннее дело любого суверенного и независимого государства.
Во-вторых, руководство Казахстана твердо следует курсу на всестороннее углубление дружественных отношений с нашей страной и обеспечение прав всех без исключения граждан Казахстана.
Но есть и третий пункт в нашей позиции. Заявления националистического толка (сюда входит всё: ксенофобия, разжигание ненависти и т.д.), которые справедливо вызвали, как многие сказали, обострённую реакцию у граждан и России, и Казахстана, мы считаем неприемлемыми.
Вот из этих трёх пунктов состоит ответ на Ваш вопрос.
Вопрос: То есть, Вы считаете, что высказывания, которые он допускает, неприемлемы?
Ответ: Высказывания, которые мы видели, цитировались в СМИ, безусловно считаются неприемлемыми. Любые националистические, ксенофобские высказывания, призывающие или разжигающие чувство ненависти или неприязни между народами, народностями, национальностями, неприемлемы. Это наша принципиальная позиция. Мы живём с этой позицией как внутри государства, так и выстраиваем нашу внешнюю политику. Мы не подстраиваем её под конкретные персоналии. Это наша принципиальная позиция.
Возможно что-то приписывается, чего не говорилось, но я опровержений не видела. Но те заявления, которые цитировались, они неприемлемы. А какая может быть ещё трактовка?
Вопрос: Нужно, чтобы Казахстан сам обозначил свою позицию по поводу вот этого назначения этих высказываний?
Ответ: Мне кажется, что я достаточно чётко выразила нашу позицию.
Вопрос: Как в России оценивают заявление глав МИД стран Организации тюркских государств в поддержку руководства и народа Казахстана?
Ответ: Отметили, что в заявлении выражена солидарность с действующим руководством Казахстана и проводимой им контртеррористической операцией. Подчёркнута поддержка суверенитету и территориальной целостности этой страны.
К этому можно добавить, что усилиям Нур-Султана по стабилизации ситуации огромная помощь оказана Россией и её союзниками по ОДКБ, благодаря чему значительные силы и средства казахстанских военных и сил правопорядка были переброшены на борьбу с участвовавшими в нападениях на гражданские и военные объекты боевиками.
Вопрос: По Вашему ощущению, каков настрой у американской делегации на переговорах с Россией и готовы ли они рассматривать предложение России комплексно, а не как «меню в ресторане», как выразился С.А.Рябков?
Ответ: Обращу Ваше внимание на несколько моментов. Первое, все наши переговорщики, имею в виду два трека – Женева-Брюссель, С.А.Рябков и А.В.Грушко – подробнейшим образом ситуацию по итогам переговоров прокомментировали. Исходите из того, что там есть и про настроение, и про ощущения, и про эмоции, и про фактуру.
Второе. Сегодня Министр иностранных дел России С.В.Лавров, как я уже сказала, дал 45-минутное интервью «Первому каналу», в программе «Большая игра». В нём примерно 40 минут уделил как раз теме переговоров по вопросам о гарантии безопасности. Подробнейшим образом озвучил российскую позицию по всему комплексу переговорного процесса, наших ожиданий дальнейших шагов, вопросов о безопасности и стратегической стабильности.
Третий момент, – ожидание ответа на поставленные Россией вопросы от американских коллег. Сейчас мы уже ожидаем конкретики, а не всматриваемся в их эмоциональный настрой и ощущения. Ждём от них ответа. Советую ориентироваться на сегодняшнее интервью С.В.Лаврова.
Вопрос: В Иране прошли переговоры между представителями талибов и делегацией Фронта национального сопротивления Афганистана, окончившиеся безрезультатно. Какова позиция России в данной ситуации?
Ответ: Я уже прокомментировала, могу только повторить, что контакты прошли в Тегеране 8-10 января с.г. на уровне и.о. мининдел Афганистана с участием некоторых оппозиционных политических деятелей Афганистана. Несмотря на то, что у нас нет информации о достижении конкретных договорённостей или итогов, судя по всему, они ни к чему не привели. Но считаем это шагом в правильном направлении, о чём я уже сказала.
Вопрос: Сердечная благодарность МИД за помощь по возвращению соотечественников из Казахстана…
Ответ: Была в шоке и недоумении от ряда материалов, в которых говорилось о том, что мы ничем не занимаемся. Я полностью принимаю любую критику в том смысле, что нужно эту работу совершенствовать. Тут нет никаких сомнений. Её нужно совершенствовать не только по выработке положений, концепций, какой-то бумажной работы. Это само собой. Но и с точки зрения готовности сотрудников к реагированию на подобные вещи. Есть только одна маленькая деталь: сколько бы ты ни читал бумаги, сколько бы ты ни писал инструкций и положений, сколько бы ты ни занимался этим в практическом плане, ты никогда не знаешь, как конкретно чрезвычайная ситуация будет развиваться. Она имеет огромное количество нюансов. Действительно не было связи, была сложность в связи с боевыми действиями, которые велись на улицах Алма-Аты и не только там. Всё развивалось стремительным образом, меняло каждый день, час картину. Это ещё совпало с зимним периодом и т.д. Но странно не видеть очевидного, что российское правительство, ведомства занимаются этой работой и не видеть конкретного результата, когда вывезено более 2200 человек и оказаны содействие и помощь детям, семьям, женщинам. Также не забыли о наших зарубежных партнёрах. Искали оптимальные формы помощи, входили в положение. На сегодняшний день можно подтвердить, что усилиями Министерства обороны и при взаимодействии с МИД, эта задача выполнена неплохо, мягко говоря. Спасибо, что Вы это замечаете и не реагируете на «фейки».
Вопрос: Ситуация в мире чрезвычайно острая, нельзя исключать худшие варианты. В таких случаях наши соотечественники в странах, втянутых в конфликт с Россией, должны быть интернированы? Есть ли какие-либо договоренности между государствами о положении и отношении к иностранным гражданам в условиях военных конфликтов?
Поскольку ускорилось всё, и международные кризисы могут возникать гораздо быстрее, имеет ли наш МИД планы по быстрому вывозу наших соотечественников из возможных опасных зон? То есть готовится ли МИД уже сейчас заранее к возможным кризисам, не ожидая их наступления?
Ответ: Вы как-то это сформулировали «в контексте нынешней ситуации», «с возможностью чего-то, что может произойти», и может сложится такое впечатление, что у нас эти планы вызревают или могут вызреть только сейчас. На самом деле, это работа, которая вплетена в деятельность, в жизнедеятельность, в усилия наших посольств давно, даже не могу сказать, было ли когда-то время, когда посольства не предполагали или не занимались проработкой вопросов действий в чрезвычайных ситуациях. А сколько у нас существует посольств, сколько столетий они работают – наши дипломаты, посольства, консульства, – столько и возникают чрезвычайные ситуации. Это направление совершенствуется, оно обрастает новыми технологическими возможностями, приобретает дополнительный опыт. Это часть жизни и работа любого посольства (не только нашего, как Вы прекрасно это понимаете).
Не буду сейчас говорить ничего про договорённости между иностранными государствами. Это глобальный вопрос, но интересный. Обязательно уточню и поинтересуюсь историей этой проблемы. Но сейчас точно не отвечу, потому что это глобальная тема.
Что касается действий посольств в отношении реагирования на кризисную ситуацию и взаимодействия с российскими гражданами. Могу сказать, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 г. № 1198, при дипломатических и консульских загранучреждениях МИД России созданы и на постоянной основе действуют кризисные штабы, в задачи которых входит непрерывный мониторинг и анализ обстановки в странах пребывания, в т.ч. рисков и угроз безопасности российских граждан, проработка возможных мер реагирования в кризисных и чрезвычайных ситуациях, оперативного оказания помощи россиянам, включая отправку на Родину.
Существует Департамент Ситуационный-кризисный центр МИД России. Создавался он тоже примерно в эти самые годы. Он несколько лет находился в состоянии формирования и концептуального, и технологического, и кадрового. Достаточно долго он уже действует, наработан свой опыт, разработан свой инструментарий. Основным инструментом обеспечения связи с соотечественниками за рубежом является консульский учет как постоянно проживающих в иностранных государствах, так и находящихся там временно граждан России. Вещь полезная и удобная.
Многие из наших граждан жалуются, что они не могут дозвониться до загранучреждения, хочется напомнить, что вы могли бы, когда приезжаете, о себе заявлять изначально и вставать на этот консульский учёт, чтобы была возможность обратной связи для информирования вас в случае чрезвычайного происшествия. Это вещь добровольная и необязательная, но когда происходит ЧП, то она может действительно помочь.
Важным каналом информирования росграждан служит специализированное приложение для смартфонов (работает на практически всех платформах) «Зарубежный помощник ДСКЦ МИД России», позволяющее в реальном времени доводить до пользователей актуальную информацию о рисках в зарубежных странах.
Работа многоплановая, вы знаете глобальный пример – это вывозная кампания 2020 г. Есть даже раздел, созданный на сайте нашего ведомства, издавали книгу «Своих не бросаем», которая доступна в электронном виде. Там про кризисные ситуации, штабы, действия, связь с гражданами и оказание содействия по возвращению на Родину.
Вопрос: Учитывая ситуацию, которая сложилась в Казахстане, вопрос по Узбекистану, который находится в центре событий в Средней Азии. Учитывая давление на Азию, которое может пойти, планирует ли Россия как-то ускорить вступление Узбекистана в ЕАЭС и усилить свою позицию на территории Средней Азии?
Ответ: Только что отвечала на вопрос относительно того, будет ли Россия приглашать страны в ОДКБ и сказала, что обычно страны высказывают свою заинтересованность в участии, в форматах, в организациях и союзах. Страны-члены оказывают содействие, принимают решения, одобряют, поддерживают, иногда выставляют условия, в зависимости от ситуации. Но безусловно инициатива исходит от той страны, которая потенциально может стать членом того или иного объединения.
В первую очередь, это вопрос к узбекской стороне. Если дадите мне такую возможность, уточню, могу ли я что-то дополнить к этому ответу.
У нас есть общий праздник – это Старый Новый год. Дело в том, что мы страна с удивительной историей, у нас есть всё: взлёты и падения, достижения, провалы и победы. Поэтому у нас есть такое явление, как Старый Новый год. Сложно его объяснить иностранцам, но он любим и гражданами нашей страны, и соотечественниками, и друзьями нашей страны, которые знают её культуру.
Поздравляю всех со Старым Новым годом. Могу сказать, что мы также поздравим небольшим роликом в аккаунтах социальных сетей МИД. Не буду рассказывать о чём. Вы увидите сами. Здоровья, благополучия, всех благ. Со Старым Новым годом!