Интервью статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б.Карасина агентству "Интерфакс" по итогам заседания Подкомиссии по вопросам функционирования Черноморского флота Российской Федерации и его пребывания на территории Украины
Вопрос: Уважаемый Григорий Борисович, 14 февраля Вы возглавляли российскую делегацию на первом заседании нового межгосударственного переговорного органа по вопросам пребывания Черноморского флота на Украине.
Накануне в Киеве прозвучали заявления о необходимости многократного повышения арендной платы за пребывание флота, о том, чтобы Черноморский флот уже сейчас начал готовиться к уходу из Севастополя после 2017 года. В общем обстановка была непростая. С какими целями, с каким мандатом отправлялись Вы на переговоры?
Ответ: Начну с того, что Подкомиссия по вопросам функционирования Черноморского флота Российской Федерации и его пребывания на территории Украины является составной частью "большой" Российско-Украинской межгосударственной Комиссии. Сама Комиссия была создана в конце прошлого года, и возглавили ее президенты двух стран. То есть, нашей встречей фактически был дан старт работе главного механизма в российско-украинских отношениях.
Сам факт, что первым проводилось именно заседание Подкомиссии по Черноморскому флоту, свидетельствует о значении этой проблематики для России и для развития всего комплекса российско-украинских связей.
Напомню, что в 1997 году Россия и Украина подписали т.н. базовые соглашения по Черноморскому флоту. На их основании был произведен раздел Черноморского флота СССР, определены условия пребывания формирований Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, аренды Россией соответствующих земельных участков и расположенных на них объектов и согласован порядок соответствующих взаиморасчетов. Эти соглашения открыли путь к подписанию нового общеполитического договора между Россией и Украиной, заложившего основы отношений добрососедства и сотрудничества.
Базовые соглашения выдержали испытание временем, говорить об их пересмотре бесперспективно и безответственно Это относится как к вопросу о сроках пребывания Черноморского флота на территории Украины, так и размеру арендной платы.
Задача Подкомиссии заключается в том, чтобы найти решение практических вопросов функционирования Черноморского флота. Неотлаженность некоторых из них дает поводы для эмоциональных всплесков, которые создают нервозность вокруг пребывания наших военных моряков в Крыму.
Мы ставили перед собой цель - опираясь на базовые соглашения, обсудить весь комплекс накопившихся проблем и выработать механизм их решения на профессиональной основе, без политизации и ненужных эмоций. Это важно не только для Черноморского флота, но и для российско-украинских отношений в целом.
Убеждены, что нормальное функционирование российского Черноморского флота, его взаимодействие с украинскими моряками в целях обеспечения безопасности в регионе Черного моря должно быть связующим звеном между Россией и Украиной, фактором укрепления добрососедских отношений.
Вопрос: И российской делегации удалось выполнить этот мандат?
Ответ: Похоже, что начало этой совместной работе положено неплохое. Нам удалось перенести практические вопросы в правовое поле. Будем стараться решать их на основе взаимного уважения, как и подобает двум близким странам.
Мы почувствовали, что в Киеве тоже серьезно думают об этом.
Вопрос: Расскажите подробнее о вопросах, которые обсуждались на переговорах в Киеве.
Ответ: Эти вопросы можно грубо разделить на три группы: военно-политические, имущественные и гуманитарные.
В комплексе военно-политических вопросов приоритетом для России является вопрос о техническом обновлении Черноморского флота - без этого флот просто не может выполнять своих задач. Базовые соглашения дают России право в определенных количественных пределах менять состав флота, один раз в год информируя об этом Украину. Обсуждался, в частности, сам механизм замены.
К числу приоритетных для России относится и достижение договоренности о параметрах действий Черноморского флота с территории Украины в кризисных ситуациях. Это особенно актуально в связи с расширяющимся участием флота в международном военном сотрудничестве, прежде всего в контексте противодействия международному терроризму.
В ходе переговоров украинская сторона представила проект соглашения по данному вопросу. Изучим его и передадим в Киев свои соображения.
Говоря об имущественных вопросах, я прежде всего имею в виду необходимость окончательного урегулирования того, что связано с разделом Черноморского флота СССР между Россией и Украиной. Соответствующие соглашения были подписаны девять лет назад, но некоторые пробелы обнаруживаются и по сей день. Мы хотим убрать элементы незавершенности и неопределенности.
Увы, проблема, которая, казалось бы, должна быть уделом владеющих ею профессионалов, стала предметом спекуляций, причем нередко с политическим подтекстом. В информационное пространство оказались вброшенными утверждения о незаконном использовании Черноморским флотом сотен гектаров земли в Севастополе, астрономических доходах флота от субаренды.
В ходе подготовки к заседанию Подкомиссии и на самом заседании мы пытались выяснить, на чем основываются эти утверждения. Проверка представленных украинской стороной данных показала, что на самом деле у наших коллег нет точных представлений на этот счет. Есть неясности и у российской стороны. Например, судя по тексту базовых соглашений, Россия арендует у Украины для нужд Черноморского флота 4591 объект, на самом деле, по нашим подсчетам, флот владеет и использует 4512 объектов. Получается, что 79 объектов, за которые Россия платит арендную плату, остаются у Украины. Надо разбираться. Мы попросили украинскую сторону провести необходимую экспертную работу и не спешить с публичными заявлениями.
Вопрос: А что с субарендой, о которой так много говорили с украинской стороны?
Ответ: Разобрались мы и с этим вопросом. Прежде всего, Черноморский флот жил, конечно же, не за счет сдачи своих помещений в наем. По информации командования Черноморского флота, разрешения на субаренду давались в том числе и в интересах социально-экономического развития и занятости населения в местах базирования флота. Вопрос согласовывался с правительственными органами Украины и местными властями. Арендная плата рассчитывалась на основании методики, утвержденной правительством Украины. В местные бюджеты шли налоговые платежи. На конец 2005 года заключены были 139 договоров субаренды, и их правомерность, кстати, начали подтверждать украинские суды. Поскольку, однако, практика субаренды не устраивала украинскую сторону, командование Черноморского флота инициировало работу по расторжению договоров субаренды.
И, наконец, гуманитарные вопросы. Они также рассматриваются нами как приоритетные. Флот - это не только корабли и причалы, но в первую очередь - живые люди. Важно, насколько комфортно они себя чувствуют.
В этой области, действительно, накопилось немало проблем, например, проблема двойного гражданства. Определенные практические сложности у Черноморского флота возникают и в связи с украинским законодательством о порядке пребывания иностранцев на территории Украины. Перечень проблем можно продолжить.
Исходя из этого, мы предложили украинским коллегам комплексное решение - заключить специальный договор о статусе военнослужащих Черноморского флота на территории Украины. Такие соглашения Россия имеет с рядом стран СНГ, и документы эти зарекомендовали себя действенным правовым инструментом.
Предложили также вернуться к работе над соглашением по урегулированию вопросов юрисдикции и оказанию правовой помощи по уголовным делам. Как представляется, подписание такого документа может способствовать укреплению правового положения российских моряков и членов их семей на Украине, а заодно и снимет нестыковки в вопросах деятельности российских правоохранительных органов на флоте, расположенном на территории Украины.
Мы и дальше намерены предметно заниматься этим, рассчитывая на гибки и конструктивный подход украинской стороны. Ведь речь идет о людях, обеспечении им нормальной жизни, возможности полностью реализовать свои гражданские права.
Вопрос: Что вызвало наибольшие сложности на переговорах?
Ответ: Самой острой на сегодняшний день, безусловно, является ситуация с навигационно-гидрографическими объектами Черноморского флота на территории Украины. За январь текущего года вокруг этих объектов зарегистрировано около 20 различного рода недружественных нашим морякам акций, которые не только затрудняли нормальное функционирование важной для обеспечения безопасности мореплавания системы, но и могли спровоцировать инциденты с трудно предсказуемыми последствиями. Ну а то, что руководство Ялтинского морского порта, где находится объект Гидрографической службы Черноморского флота - Ялтинский маяк, не допускает на территорию порта персонал этого объекта, вообще событие из ряда вон выходящее.
Как известно, в 1997 году вопрос о навигационно-гидрографической системе был решен в принципиальном плане, но, к сожалению, без окончательной детализации. При разделе Черноморского флота СССР основная часть навигационной системы отошла Украине. За Черноморским флотом остались объекты, обеспечивающие мореплавание на участке от мыса Тархун-кут до мыса Аю-Даг, то есть вдоль примерно 260 км побережья Крыма. При этом было уловлено, что окончательный раздел навигационных объектов, порядок расчетов за их использование, а также механизм обеспечения безопасности мореплавания в Черном и Азовском морях будут определены в отдельном или нескольких соглашениях.
В момент подписания базовых документов каких-либо возражений с украинской стороны на этот счет не высказывалось. Более того, в 1998 году стороны были близки к оформлению соответствующей договоренности. Украинская сторона дала согласие на подписание совместно выработанного проекта, однако затем изменила позицию и потребовала передачи ей всех объектов сразу. Переговоры на такой основе зашли в тупик, и украинская сторона начала вести линию на изъятие навигационных объектов флота через собственную судебную систему и исполнительные органы власти, а это с международно-правовой точки зрения в корне неверно.
Разрешать разногласия надо путем переговоров (тем более, что в базовых соглашениях предусмотрен для этого соответствующий механизм), а не путем односторонних шагов, как это пытаются делать наши украинские партнеры.
Сказали об этом на переговорах со всей откровенностью, подтвердив готовность вновь садиться за стол переговоров с целью выработки соответствующего соглашения. Уверены, что при наличии доброй воли можно найти решения, которые отвечали бы и интересам Черноморского флота, и международным обязательствам Украины.
Конечно, не могли не вернуться к теме непрекращающихся "акций протеста" вокруг маяков Черноморского флота, тем более, что буквально накануне заседания подкомиссии новый неприятный инцидент произошел в районе маяка Херсонесский. Какими бы ни были намерения участников этих акций, они должны понимать, что речь идет о военных объектах. то есть объектах повышенной опасности. Как должны понимать свою ответственность и те, кто побуждает молодежь к необдуманным шагам.
Вопрос: Каковы же практические результаты переговоров?
Ответ: Во-первых, в откровенных дискуссиях мы как бы расчистили территорию для дальнейшего продвижения вперед и сейчас лучше понимаем, где мы находимся и что надо делать.
Во-вторых, договорились создать пять рабочих групп, которые займутся выработкой практических рекомендаций по отдельным направлениям: по вопросам инвентаризации земельных участков и государственного имущества Украины, переданного в пользование Черноморскому флоту Российской Федерации; по вопросам навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания; по военно-политическим вопросам; по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды; по вопросам юрисдикции и правовым аспектам функционирования воинских формирований Черноморского флота.
Речь идет о значительной активизации переговорного процесса по проблемам Черноморского флота. Рабочие группы должны быть сформированы уже в ближайшие дни, с тем чтобы начать практическую работу в марте.
Очередное задание Подкомиссии намечено на апрель 2006 года, и состоится оно в Москве.
Вопрос: С какими чувствами Вы уезжали из Киева? Оптимизма? Пессимизма?
Ответ: В общем-то - с верой в то, что дорогу эту мы вместе с украинскими коллегами осилим.
Наш Черноморский флот не пришел в Севастополь чужеземцем, он здесь родился и прошел героический путь, а стало быть, заслуживает достойных условий.
Надо приложить к этому все усилия.
17 февраля 2006 года