Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 2 ноября 2022 года
СОДЕРЖАНИЕ
- О предстоящем рабочем визите С.В.Лаврова на Ближний Восток
- О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Индии С.Джайшанкаром
- О XXXIX заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России
- Об украинском кризисе
- О заявлениях США по сворачиванию сотрудничества с Россией в области использования мирного атома
- О повышении уровня готовности Вооруженных сил Норвегии
- О санкциях США в связи с событиями в Молдавии
- Ко дню основания Программы развития ООН
- О Международном дне прекращения безнаказанности за преступления против журналистов
- К 85-летней годовщине Брюссельской конференции 1937 г.
- О 27-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата
- О праздновании Дня народного единства
- О «принуждении» Киева к переговорам
- О взломе телефона Э.Трасс
- О российско-норвежских отношениях
- О встрече Н.Моди с В.В.Путиным
- О поставках российской нефти и газа в Индию
- О «косовском прецеденте» в контексте присоединения новых субъектов России
- О возобновлении «зерновой сделки»
- О причастности Великобритании к диверсиям на «Северных потоках» и в отношении Черноморского флота России в Севастополе
- О выборах в Израиле
- О предстоящем вызове британского посла
- Об инспекции украинских объектов МАГАТЭ
- О трехсторонней встрече России, Азербайджана и Армении
- О перспективах продления «зерновой сделки» на новый срок
- О переговорах по Украине
- О ситуации на Корейском полуострове
- О судьбе "замороженных" активов России
- О Зангезурском маршруте
- О Всемирной тематической конференции соотечественников
О предстоящем рабочем визите С.В.Лаврова на Ближний Восток
Сегодня, 2 ноября, начинается визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на Ближний Восток. Предполагается, что российская делегация посетит Иорданию и Объединённые Арабские Эмираты.
Будем оперативно делиться с вами соответствующей информацией в преддверии мероприятий и об их завершении. Всё будет публиковаться на наших Интернет-ресурсах.
О предстоящих переговорах С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Индии С.Джайшанкаром
Как мы уже сообщали на прошлом брифинге, 8 ноября состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Индии С.Джайшанкаром, который также проведет в Москве встречу с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Министром промышленности и торговли Российской Федерации Д.В.Мантуровым (в качестве сопредседателей Межправительственной Российско-Индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству).
Что касается переговоров на уровне министров иностранных дел, то они будут посвящены состоянию двусторонних отношений и международной проблематике.
О XXXIX заседании совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России
11 ноября в Особняке МИД под председательством Министра иностранных дел России С.В.Лаврова состоится XXXIX заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России. В нем примут участие губернаторы, руководящие сотрудники Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Главная тема повестки дня – особенности международного межрегионального сотрудничества субъектов Федерации в условиях новой геополитической обстановки.
Вызовы, с которыми Россия сталкивается сегодня, приобретают новое качество. «Коллективный Запад» развязал против России настоящую гибридную войну. В этих условиях назрела необходимость пересмотра подходов к международному межрегиональному сотрудничеству.
Цель мероприятия – обсудить и наметить шаги по перенастройке международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, в соответствии с переориентацией внешнеполитических приоритетов.
По итогам заседания планируется выработать нацеленные на достижение практических результатов рекомендации.
Прежде чем говорить об украинском кризисе, хотели бы обратить внимание на две важные исторические даты. 28 октября с.г. исполнилось 78 лет после полного освобождения территории УССР от немецко-фашистских захватчиков в 1944 г., а 6 ноября будет отмечаться 79-я годовщина освобождения Киева от гитлеровских оккупантов в 1943 г.
Тогда нашим дедам и прадедам даже в голову не могло прийти, что когда-нибудь их потомкам вновь придется с оружием в руках бороться против убежденных сторонников человеконенавистнической идеологии, идейных продолжателей дела нацистских приспешников Бандеры и Шухевича, на совести которых жизни многих тысяч ни в чем не повинных людей. Никому тогда не могло прийти в голову, что по Киеву будут гулять люди с набитой татуированной свастикой, и будут гордиться этим, выставлять это на показ. И самое главное, с псевдоисторическими аргументами отстаивать свою правоту. Думаю, что в те годы в это никто не мог бы поверить.
Сегодняшний киевский режим применяет недопустимые фашистские методы ведения боевых действий, использует террористические приемы, все больше уподобляясь экстремистским группировкам типа ИГИЛ и «Аль-Каида». Впрочем, это неудивительно, поскольку у истоков создания этих группировок стояли одни и те же вдохновители, инструкторы из англосаксонских сообществ.
Подтверждением тому стали авиационные и морские удары, нанесенные ВСУ 29 октября с.г. с применением беспилотных аппаратов по кораблям и инфраструктуре Черноморского флота России в Севастополе. Эти действия Киева осуществлялись под руководством британских специалистов, о чём было заявлено по линии Министерства обороны Российской Федерации, и о чём Российская Федерация информировала международное сообщество в ходе заседания СБ ООН. В этой связи в ближайшее время в Министерство иностранных дел России будет вызван британский посол.
Как уже отмечало Минобороны России, после этого нападения мы не можем гарантировать безопасность гражданских сухогрузов с украинским продовольствием и поэтому приостановили участие в реализации «зерновой сделки». Дальнейшее обсуждение связанных с ней вопросов возможно только после четких гарантий Киева о неиспользовании гуманитарного коридора и украинских портов для боевых действий против России. Речь идёт не только о таком классическом понимании боевых действий, речь идёт об экстремистско-террористической деятельности, которая ведётся киевским режимом. Удары были нанесены в рамках осуществляемой гуманитарной акции. Именно такую квалификацию гуманитарная акция получила после того, как эта сделка была заключена. Изначально её гарантом выступила ООН и её Генеральный секретарь А.Гутерреш.
Режим В.А.Зеленского не оставляет попыток дестабилизировать обстановку в приграничных районах России, прежде всего в новых субъектах Федерации. Каждый день приходят сообщения о совершаемых украинскими неонацистами диверсиях против мирного населения, обстрелах неонацистами жилых домов и объектов гражданской инфраструктуры, что является военным преступлением.
По-прежнему звучат призывы Киева к США и их союзникам предоставить ВСУ более мощные и дальнобойные вооружения. К сожалению, наши обращения к западным странам прекратить спонсорство украинского режима, задуматься о последствиях безудержной милитаризации Украины игнорируются.
На днях в Вашингтоне было объявлено о новом пакете военной помощи Киеву на 275 млн долл. В него войдут боеприпасы для реактивных систем залпового огня «HIMARS», бронеавтомобили и другая продукция военного назначения. 31 октября с.г. Пентагон анонсировал выделение ВСУ давно обещанных восьми ракетных комплексов ПВО «NASAMS», два из которых поступят в ближайшее время.
В тот же день, 31 октября, Евросоюз отчитался о своем вкладе в военную помощь Украине. Представитель его внешнеполитической службы Н.Массрали сообщила, что с февраля ЕС предоставил из «Европейского фонда мира» на оплату поставок оружия Киеву 3,1 млрд евро. Вот так в ЕС в такую сумму оценивается мир. Эти деньги идут на милитаризацию киевского режима.
Власти и деловые круги США, Великобритании, Канады и стран ЕС, игнорируя интересы собственных граждан, финансируют и вооружают нацистский режим в Киеве, получая выгоду от миллиардных контрактов на производство оружия. Это затягивает конфликт и усугубляет экономическую ситуацию в западных странах. Их гражданам местные либерально-демократические режимы предлагают «затянуть пояса», чтобы не только пережить последствия антироссийских санкций (которые они сами же придумали и вводили), но и оплачивать милитаризацию Киева и поддержание украинской экономики. Это им в начале предлагали «затянуть пояса», а сейчас «затянуть» не пояса, а шарфы. Начинает холодать. Напомню, что в отличие от «затягивания поясов» «затягивание шарфов» может носить непредсказуемые последствия.
Другой формой западной поддержки Украины является поставка иностранных наемников для участия в боевых действиях. Вербовкой «солдат удачи» занимаются американские и британские структуры, французские ЧВК, правоэкстремистские организации Германии, Испании, Чехии, Италии и ряда других стран. По имеющейся информации, за восемь месяцев они рекрутировали свыше 8 тыс. наемников из более чем 60 государств. Наиболее многочисленные группы приехали из Польши, США, Канады, Румынии и Великобритании. И это несмотря на то, что во многих странах наемничество законодательно запрещено и преследуется в уголовном порядке. Более 3 тыс. иностранных боевиков были уничтожены, столько же вернулись домой самостоятельно.
Подобное содействие стран Запада, включающее массированные поставки вооружений и наемников, обучение нацистских боевиков и финансирование киевского режима, ведет к затягиванию боевых действий и повышает степень их вовлеченности в происходящее на Украине, закрепляя их в статусе стороны конфликта.
Многочисленные факты недопустимых методов ведения боевых действий ВСУ, военных преступлений украинских формирований и западной поддержки киевского режима, подтверждают необходимость решения поставленных задач по устранению угроз безопасности, исходящих с территории Украины. Все они будут выполнены.
О заявлениях США по сворачиванию сотрудничества с Россией в области использования мирного атома
В ходе министерской конференции МАГАТЭ «Атомная энергетика в XXI веке» министр энергетики США Дж.Грэнхольм выступила с призывом отказаться от взаимодействия с российскими предприятиями-поставщиками атомных технологий и топлива для АЭС.
Мы обращали внимание на то, что происходит вокруг Запорожской атомной электростанции, нам же в абсурдной логике рассказывали, что мы чуть ли не сами себя обстреливали. Когда призываем всё мировое сообщество использовать инструменты международных организаций и собственный потенциал для осознания и предотвращения катастрофы, которая может случиться из-за ядерного шантажа со стороны киевского режима, на Западе никто к этому не прислушивается. При этом можно было использовать площадку данной конференции для того, чтобы обсудить российские призывы на этот счёт. Вместо этого делается ровно противоположное: США всем рассказывают о том, что с Россией в рамках мирной энергетики и атома взаимодействовать нельзя. Это не научно-техническая аргументация, а политический призыв.
Подобные заявления не первый раз делаются высокопоставленными американскими представителями. Это никаким образом не является некой новеллой 2022 г. Американцы стали делать подобные заявления гораздо раньше.
В объявленной еще в апреле 2020 г. стратегии США по восстановлению лидерства в мировой атомной энергетике ставился вопрос о выдавливании с рынков атомной продукции России и Китая путём использования политических методов. Сейчас Дж.Грэнхольм лишь прикрывается спецоперацией для достижения той же самой цели, обозначенной и поставленной пару лет назад. Если она в 2020 г. была сформулирована в доктринальном документе США, понимаем, что она вырабатывалась не месяц и даже не полгода. Это к вопросу о манипулировании временем и пространством.
Причины подобного рода действий понятны. Когда-то Вашингтон был безусловным лидером в области атомной энергетики. Об этом говорит как количество атомных энергоблоков, построенных в США, так и число АЭС, возведённых во всём мире по американским проектам и технологиям. Но это всё в прошлом. В настоящий момент США в данной области, скорее, в числе аутсайдеров – утеряны как производство, так и инженерная школа.
В условиях реализуемой задачи по декарбонизации своей энергетики Белый дом решил вновь восстанавливать ядерную отрасль. Безусловно, это требует существенных финансовых вливаний, а при нормальной рыночной конкуренции, чтобы эти инвестиции дали отдачу, необходимо время. К тому же отсутствуют твёрдые гарантии возврата средств, когда многие соперники ушли далеко вперед. Однако честная экономическая конкуренция – не для США. Она противоречит духу американской исключительности.
У меня есть совет для тех, кто хочет и хотел бы развивать мирный атом в США, но никак не может найти на это деньги. Возьмите калькулятор и посчитайте, сколько средств американских налогоплательщиков ушло в поддержку неонацистского киевского режима. Это не миллионы – это десятки миллиардов долларов. К этой сумме (более чем внушительной) добавьте все те миллиарды, о которых официально говорили в Белом доме и в Госдепартаменте США, потраченные на смену режима на Украине, что и привело к активной фазе противостояния внутриукраинского конфликта и вылилось в сегодняшнюю ситуацию. Сумма получится зашкаливающая. Этих денег с лихвой хватило бы США, чтобы их атомная мирная энергетика «воспряла духом» и стала передовой.
Они так не сделали, а пошли «кривым» путём. Появилась идея убрать с рынка конкурентов. Логично, кто-то будет наживаться на контрактах по поставке вооружений для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в мире, а кто-то будет использовать политические инструменты для сведения счётов с конкурентами, используя шантаж и давление, в полном соответствии с подходами американского гегемонизма. Однако тогда у потребителя не останется выбора, кроме использования «сырых» американских технологий (история с построенной с грубейшими нарушениями по американскому проекту АЭС Фукусима-1 всем памятна). Помним, чем это завершилось. Даже если ничего не получится, как это уже было с прошлой американской кампанией по ренессансу ядерной энергетики, объявленной Дж.Бушем-младшим в 2003 г., можно много рассуждать о новых технологиях, больших перспективах, но практически ничего в этом плане не делая, а только по сути сдерживая развитие мировой атомной энергетики и попутно уничтожая конкурентов политическими методами. И чтобы никто не мешал этим пустым разговорам, государствам, реально производящим передовое оборудование и строящим АЭС, можно (с точки зрения Администрации США) «закрыть вход» на любые проводимые в США мероприятия, посвящённые атомным технологиям. Всем остальным, кто захочет встретиться с российскими специалистами вне США, им дана рекомендация не иметь с нами дело. Как вы думаете, как США поступили с российской делегацией, собиравшейся прибыть на этот международный форум? Они не выдали визы российским специалистам.
Всё это стало нормой поведения США, беззастенчиво использующих любые предлоги и способы для удержания экономического контроля там, где только возможно.
Россия неизменно выступает за равный доступ всех стран к мирному атому. Мы крайне озабочены политизацией этой сферы «коллективным Западом». Являемся крупнейшим поставщиком коммерческих ядерных технологий на мировые рынки. Намерены продолжать развивать международное сотрудничество в области ядерных технологий и топлива, делая акцент на взаимодействие с государствами, которые руководствуются здравым смыслом и своими национальными интересами. Готовы к равноправному сотрудничеству, не признаём гегемонию США. При этом не намерены использовать «чёрный пиар» против своих конкурентов, как это делает Вашингтон. У нас высококонкурентная продукция в этой отрасли, которая хорошо известна во всём мире.
О повышении уровня готовности Вооруженных сил Норвегии
Обратили внимание на повышение правительством Норвегии с 1 ноября с.г. как минимум на год готовности Вооруженных сил страны и принятие дополнительных мер по укреплению национальной безопасности. Нас бы это и не касалось, если только важный нюанс. Такой, по сути, беспрецедентный шаг обосновывается, как не трудно догадаться, действиями Российской Федерации, которые привели, как объясняет норвежская сторона, к «наиболее серьезной военно-политической ситуации в Европе за последние десятилетия».
Да нет, это не наши действия привели. Это ваши действия. Вы и есть «коллективный Запад», который входит во все соответствующие блоки, союзы и т.д. Те, кто даже не входит, идут в русле установок Вашингтона. Это вы дестабилизировали ситуацию на европейском континенте. Много лет меняли режимы по своему усмотрению, втягивали страны вопреки логике, традициям и интересам в эти самые блоки или обещали им «бонусы» от отказа взаимодействия с нашей стороной.
При этом в Осло признают «отсутствие признаков того, что Россия намерена расширять боевую активность на другие страны», а новые меры объясняют необходимостью направить сигнал о «готовности защищаться». Подобные заходы достойны поэтического сравнения.
Вынуждены констатировать, что нагнетание «угрозы с Востока» и очернение России, приписывание ей того, что она не делает, в очередной раз используется норвежскими властями для того, чтобы замаскировать собственные устремления по части военных приготовлений и оправдания раздутого военного бюджета перед норвежским населением.
Нельзя не заметить, что на протяжении последних лет Осло последовательно проводит линию на отказ от политики «самоограничений», наращивает военные приготовления в северных регионах, прилегающих к российско-норвежской границе. Под декларации о том, что норвежцы никому не угрожают, а принимаемые меры – якобы вынужденные, для обеспечения собственной безопасности, в Норвегии фактически на постоянной основе появились иностранные военные базы, модернизирована соответствующая инфраструктура, закупается современная техника. Осло – в числе наиболее активных сторонников втягивания НАТО в Арктику.
Подобное развитие событий у российских границ оцениваем как сознательное следование Осло деструктивному курсу на эскалацию напряженности в Евроарктическом регионе, окончательное разрушение российско-норвежских отношений.
Это – не наш выбор. Россия всегда открыта к честному и взаимоуважительному диалогу, но на любые недружественные действия последует своевременная и адекватная реакция.
О санкциях США в связи с событиями в Молдавии
Обратили внимание на заявление Госсекретаря США Э.Блинкена от 26 октября с.г. о включении в американские санкционные списки 9 физических и 12 юридических лиц под предлогом борьбы с коррупцией и вмешательством в выборы в Молдавии.
Такая формулировка может быть продана только своей внутренней американской аудитории, которая не представляет, где какие страны находятся и точно ничего не знает об их политическом устройстве и истории. Интересно, кому эти формулировки Госдепартамента серьёзно могут показаться чем-то значимым на постсоветском пространстве?
Это явно политизированное решение, принятое Управлением Министерства финансов США по контролю за иностранными активами, примечательны по целому ряду аспектов (кроме их политизации).
Во-первых, решение было принято в разгар серьезных социально- экономических трудностей в Молдавии, недовольства населения действиями правительства и протестов в молдавском обществе.
Во-вторых, в качестве повода были выбраны события многолетней давности, связанные с коррупционными скандалами и избирательными процессами в Республике Молдова.
В-третьих, крайне противоречиво выглядит перечень новых фигурантов санкционных списков. С одной стороны, в них включены люди и компании, которые работают на укрепление российско-молдавских отношений. С другой стороны, в него вошел В.Г.Плахотнюк, беглый молдавский олигарх и политик, занимавший антироссийские позиции и действовавший в интересах США. Это опять «проект Х.Гуайдо». Как только человек не оправдал ожиданий или оказался ненужным, то его тут же отстраняют и говорят о том, что он не справился. Ждать соответствующих санкционных списков, куда войдёт Х.Гуайдо и С.Тихановская? Думаю, что этот момент настанет достаточно скоро.
О чём говорит вся эта ситуация вокруг Молдавии? Напрашивается вывод о том, что истинными целями американского решения была не забота о демократии и борьба с коррупцией. Напомню, что глава комитета по иностранным делам Сената США Р.Менендес является русофобом и не только. Он постоянно выступал с сумасшедшими идеями и раздуванием конфликтов по всему миру и сам не раз обвинялся в коррупции. Речь идёт об отвлечении внимания от внутриполитической и экономической ситуации в Молдавии.
Нынешнее руководство этой страны полностью прильнуло к западному «плечу». Но кто их допустит до западного «плеча»? Колено – бедро. Туда позволительно. Поэтому нужно было как-то спасать представителей молдавского руководства, которое в глазах населения ассоциировало свою политику с политикой Запада и полностью в ней провалилось. Ещё один повод – это сведение счетов с неугодными представителями местной оппозиции и разжигание антироссийских настроений в молдавском обществе.
Из данной ситуации можно извлечь определенные уроки. Сейчас США ввели санкции против В.Г.Плахотнюка, который несколько лет назад был их политическим фаворитом. А нынешнее молдавское руководство имеет какие-то гарантии, что не будет следующими в подобных списках? Сейчас они получают поддержку США, но точно такую же поддержку получал и В.Г.Плахотнюк от того же самого Вашингтона. Не откажутся ли в таком же положении нынешние молдавские руководители? Каждый убеждает себя, что с ним этого не случится. А потом что-то идёт не так.
Неоднократно говорили, что американские политики и представители спецслужб скидывают отработанный материал, как ненужный баласт, мешающий и компрометирующий их.
Рассматриваем очередное санкционное решение США, принятое под надуманными предлогами, как очередной факт грубого вмешательства во внутренние дела Республики Молдова и попытку оказать негативное влияние на двусторонние российско-молдавские отношения.
Ко дню основания Программы развития (ПРООН)
Сегодня, 2 ноября исполняется 57 лет одной из ведущих организаций системы ООН в области развития, появившейся в результате слияния Расширенной программы ООН по технической помощи, созданной в 1949 г., и Специального фонда ООН, основанного в 1958 г.
Деятельность Программы осуществляется в более, чем 170 государствах и территориях. На сегодняшний день основными направлениями ее работы являются оказание странам в проведение структурных преобразований, необходимых для обеспечения устойчивого развития, повышение устойчивости таких стран к кризисам и бедствиям, а также поддержка глобальных усилий по выполнению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.
Российская Федерация имеет богатый опыт взаимодействия с ПРООН. В период 1997-2011 гг. по линии Программы в России было реализовано около 150 проектов с общим объемом финансирования более 180 млн долл. США. В 2011 г. наша страна перестала быть реципиентом помощи по линии ООН, а в 2015 г. между Россией и ПРООН было подписано Рамочное соглашение о партнерстве, зафиксировавшее стратегические основы сотрудничества нашей страны в статусе донора содействия международному развитию. В этом контексте был создан Трастовый фонд Россия – ПРООН в целях развития для финансирования проектов технической помощи в развивающихся государствах.
География совместной проектной деятельности нашей страны с ПРООН охватывает такие государства, как Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Куба, Сербия, Лаос, Камбоджа, Гвинея, Зимбабве, Ботсвана, Мадагаскар, а также ряд малых островных развивающихся государств Тихого океана. В дополнение к этому реализовывались инициативы в области ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Киргизия, Куба, Сирия, Филиппины, Вануату).
Наша проектная деятельность по линии ПРООН ориентирована главным образом на искоренение бедности, развитие сельских районов, адаптацию к изменению климата, управление водными ресурсами, уменьшение опасности бедствий и раннее восстановление, расширение социально-экономических возможностей женщин и молодежи, поддержку интеграционных процессов на евразийском пространстве, распространение российской экспертизы.
Общий портфель наших проектов составил 151,5 млн долл. США, из них 95 млн долл. США – по линии Трастового фонда. Более 30 млн долл. США было привлечено в качестве софинансирования со стороны национальных и международных партнеров, а также самой ПРООН. Эти инициативы позволили оказать прямую долгосрочную помощь более 6,5 миллионам нуждающихся и косвенно улучшили благосостояние более 21 млн человек в дружественных странах.
Поздравляем наших партнеров в ПРООН с днем основания Организации и рассчитываем на продолжение нашего плодотворного сотрудничества с Программой.
О Международном дне прекращения безнаказанности за преступления против журналистов
2 ноября отмечается Международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов, учрежденный в 2013 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН после похищения и убийства двух французских журналистов, освещавших вооруженный конфликт в Мали. Эта дата была призвана напоминать мировому сообществу об обязательствах по обеспечению безопасности журналистов и других профессионалов медиасферы, многие из которых в силу специфики своей работы постоянно сталкиваются с рисками и угрозами для здоровья и жизни.
Спустя почти десять лет, прошедших с момента учреждения Международного дня, приходится констатировать, что глобальная ситуация в области обеспечения безопасности журналистов далека от нормальной, а по ряду направлений удручающая. Выстраивавшаяся годами система обязательств государств по защите сотрудников СМИ и архитектура многосторонних институтов, призванных содействовать их практической реализации, не прошли проверку на универсальность и непредвзятость.
Исповедуемая «настоящими» демократиями ущербная логика деления журналистов на «хороших» и «плохих», на тех, кто заслуживает защиты, и тех, кто ее не достоин, проникла в деятельность многих формально независимых структур, что привело к их дискредитации, а в некоторых случаях – к полной дисфункции. В противном случае мы бы услышали от них слова осуждения в адрес тех, кто вводит против СМИ санкции и поощряет давление на корреспондентов, кто ведет уже который год преступный сайт «Миротворец», в адрес организаторов и исполнителей зверского убийства Д.А.Дугиной, в отношении тех, кто обстрелял высокоточными ракетами американского производства группу репортеров телерадиокомпании «Таврия», в результате чего погиб журналист О.В.Клоков. Мы много чего услышали, но не услышали, потому что они не считают людей, представляющие целый ряд СМИ, не то что за журналистов, а за людей тоже. Любой человек, который посвящает свою жизнь профессии, нацеленной на информирование, освещение ситуации во имя других (общества, различных социальных групп) должен рассчитывать на сострадание и устное порицание (хотя бы) тех, кто угрожал его жизни, что в конечном итоге приводит к гибели. Но ничего этого в отношении большого числа журналистов от «цивилизованных» стран и их представителей международных структур не слышим. Мы не услышали от профильных правозащитных структур ни одного слова о вышеперечисленных и о многих других осознанных злодеяний в отношении работников масс-медиа. Причина проста. Их точка зрения не совпадает с одобренной «коллективным Западом». Печально и то, что подобная избирательность в оценках с их стороны воспринимается тем же киевским режимом как молчаливое одобрение своих бесчинств и преступлений подталкивает его к совершению все новых, еще более циничных и бесчеловечных преступлений.
Хорошо помню, когда ужасные преступления на бытовой почве вызвали бурю эмоций в ОБСЕ. Тут же следовали запросы относительно предоставления информации. Мы были обязаны отчитаться, почему тот или иной журналист подвергся бытовому преступлению. Наши обязательства выполняли досконально, безоговорочно и профессионально.
Скажите, столько сейчас журналистов, представителей различных и традиционных, и новых медиа погибли или ранены на территории, подконтрольной киевскому режиму? Они не нуждаются в том, чтобы о них ОБСЕ или Совет Европы, которому есть дело даже до нас после того, как мы покинули эту Организацию. Все эти структуры не хотят ничего сказать? Хотя бы сказать. Причём у них есть специализированные институты, которые должны заниматься именно этими вопросами.
Для нас этот день прежде всего повод еще раз вспомнить всех журналистов, кто безвременно ушел из жизни, выполняя свой профессиональный долг. Наша обязанность сделать все, чтобы виновные в их гибели понесли заслуженное наказание.
Хочется верить, что изначальный смысл Международного дня возродится когда-нибудь и что обязательства всего мирового сообщества по защите журналистов от преступных посягательств безотносительно к редакционной политике их СМИ и созданию для них безопасных условий работы перестанут быть пустым звуком и станут руководством к действию.
К 85-летней годовщине Брюссельской конференции 1937 г.
3 ноября исполняется 85 лет с начала работы Брюссельской конференции 1937 г., организованной в связи с агрессией милитаристской Японии в Китае. Это историческое событие незаслуженно обходят вниманием в научной среде, т.к. оно «неудобно» с точки зрения Запада. Давайте вспомним его уроки, которые как никогда актуальны и для сегодняшнего дня.
Материалы конференции прямо свидетельствуют, о том, что западное мировое сообщество во главе с США проводило политику умиротворения не только в отношении фашистской Германии, но и милитаристской Японии. И это несмотря на то, что на американскую сторону как гаранта Вашингтонского договора 1922 г., содержавшего принципы сохранения мира на Дальнем Востоке, была возложена ответственность за жесткий коллективный ответ агрессивным амбициям Токио. Как известно, Япония демонстративно вышла из Лиги Наций, и обращение Пекина в эту организацию с просьбой остановить японское вторжение потребовало созыва отдельного международного форума. Такой площадкой и стала Брюссельская конференция 1937 г.
Первоначально США активно препятствовали приглашению СССР. Ничего не напоминает? Только сегодня рассказала, как наших специалистов по мирному атому не пустили на конференцию в Вашингтоне и призвали с нами не общаться. Напомню Госдепу США. Вот тогда 85 лет назад вы активно препятствовали участию нашей стороны в Брюссельской конференции в связи с милитаристской агрессией Японии в отношении Китая. Вы же не знаете свою историю. Я не говорю о мировой. А те, кто знает, делает всё, чтобы остальные не знали или знали только историю, извращённую американскими учебниками и правительственными организациями.
Сначала Вашингтон не собирался пускать нас на эту конференцию. Потом тактика изменилась. Они начали цинично заявлять, что Советский Союз мог бы самостоятельно добиться прекращения агрессии против Китая, выступив против Японии. Причины такой перемены официально не разглашались, но, как показало дальнейшее развитие событий, с определенного момента у США проявилось стремление извлечь выгоду из дальневосточного конфликта, приблизив масштабное военное столкновение Японии с нашей страной.
Такая угроза была реальной. В качестве примера достаточно вспомнить конфликты в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол (1939г.).
Что же касается самой Брюссельской конференции, то американцы планировали занять такую же позицию, как через год в печально знаменитом Мюнхене, – торжественно декларировать необходимость восстановления мира, который должен быть достигнут непосредственно между враждующими державами. На самом деле, они занимались другими вещами. Очевидно, это отвечало бы интересам императорской Японии, которая в своем послании, в адрес участников конференции настоятельно просила не вмешиваться в ее дела с Китаем.
В этих условиях линия советской делегации, которую возглавлял нарком иностранных дел М.М.Литвинов, была направлена на отстаивание территориальной целостности Китая и создание системы коллективной безопасности против агрессора. Только консолидированные действия всех членов международного сообщества могли заставить Токио прекратить конфликт. Советские представители последовательно настаивали на принятии санкций против Японии. И хотя такие предложения были отвергнуты, планы США «создать Мюнхен применительно к Азии» потерпели крах. Спустя четыре года это поражение обернулось против самих американцев – Япония совершила нападение на Перл-Харбор.
Не стоит забывать эти исторические уроки. Все преступления милитаристской Японии, даже те, свидетельства которых все еще скрыты в американских архивах, должны быть разоблачены.
О 27-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата
6-18 ноября в г.Шарм-эш-Шейх, Египет, состоится 27-я сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в которой примет участие российская межведомственная делегация во главе с советником Президента Российской Федерации, специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам климата Р.С.-Х. Эдельгериевым.
В ходе предстоящего мероприятия планируется уделить повышенное внимание вопросам адаптации к негативным последствиям изменения климата, а также ликвидации потерь и ущерба, вызванных данным процессом. Актуальность усиления работы на указанных направлениях очевидна ввиду все более разрушительных экстремальных природных явлений, от которых страдают, прежде всего, развивающиеся страны.
Российская Федерация отмечает необходимость предметной и неполитизированной дискуссии по изменению климата, что является залогом прогресса в достижении целей Парижского соглашения.
«На полях» конференции Россия организует специальное мероприятие с участием представителей бизнеса и научного сообщества, на котором представит национальные подходы к снижению выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата.
4 ноября наша страна отмечает День народного единства, в память о событиях 1612 г., когда народное ополчение под предводительством К.Минина и Д.Пожарского освободило Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и сословия.
Этот государственный праздник, в соответствии с Федеральным Законом 2004 г., отмечается с 2005 г., а как день воинской славы – с 1995 г., и является данью уважения славному прошлому нашего Отечества. Он призван символизировать стабильность гражданского мира, а также уважение к патриотизму и мужеству наших предков, которые объединившись смогли отстоять независимость и государственность России.
Для тех, кто выступает в том числе и за диалог культур, необходимо знать и помнить, что в этот день отмечается ещё и важный православный праздник – день Казанской иконы Божией Матери. Именно перед ней молились ратники перед походом.
Не могу заранее всех поздравлять. Надеюсь, что в этот день скажем друг другу много важных и нужных слов поддержки и того, что нас действительно объединяет.
Вопрос: В последнее время в прессе западных стран все чаще раздаются требования о принуждении Киева к переговорам. Насколько, на Ваш взгляд, высока вероятность того, что В.А.Зеленский будет вынужден на них согласиться?
Ответ: Такое умозрительное отношение к тому, что может произойти, не для этой ситуации. Мы опираемся на факты, на ситуацию на земле, на реализацию наших требований, а не на какие-то возможные модели того, что может и не произойти.
Другое дело, что констатируем моменты, связанные с непоследовательностью в подобном подходе западных стран. Речь идет об отсутствии единства и какой-либо сплоченности в рядах. Мы видим, как день ото дня меняется тональность у «коллективного Запада». То они за переговоры, то они за «поле боя» и решение всех вопросов «там», то они за окончательную и безоговорочную «победу», то они опять за переговоры, то они за мир, то они опять против.
Будем исходить из целей и задач, которые определило российское руководство и из фактов. Всегда открыты к любым видам переговоров, контактам. Никогда не закрываем дверь.
Наши эксперты поддерживают диалог даже в самых сложным и противоречивых ситуациях со всеми, кто изъявляет соответствующее желание и намерение. При этом опираемся на ситуацию на земле, на свои цели и задачи, на национальные интересы.
Вопрос: В британской прессе распространяются сообщения о якобы взломе телефона бывшего премьер-министра Великобритании Э.Трасс русскими. Как стоит относиться к таким обвинениям? Когда они уже станут более креативными? Может ли Россия помочь британским СМИ и придумать новых героев, помимо ГРУ и хакеров, для таких абсурдных обвинений?
Ответ: Британские таблоиды – это уже мем. Особенности информационной политики Британии, мы хорошо изучили — ноль или стремящаяся к нулю прямая речь и конкретные ответы их официальных лиц на прямо сформулированные вопросы и бесконечные манипулирования утечками через эти самые британские таблоиды. Огромное количество слухов, фейков, сплетен появилось это все в британских средствах массовой информации. Именно оттуда началось бурление, кипение. Они начали увязывать это с другой информацией.
Для того, что все это прекратить, опровергнуть или подтвердить, нужно сделать простую вещь. Необходимо, чтобы Э.Трасс в своем официальном качестве, которое у нее было на момент, который британские СМИ называют как дату имевшего места «взлома ее телефона», вернувшись в это свое состояние вспомнила и рассказала как было на самом деле.
На мой взгляд должна быть реакция правительства Британии. У них есть кабинет Министра, у них есть пресс-служба, у них есть спикеры. Я думаю, что это достойный повод, чтобы появиться на публике и что-то сказать. Не в качестве утечек, которые ничего не стоят и только подтверждают эту информационную махинацию. А от себя, по-честному, сказать как на самом деле обстоят дела.
Вопросы все сформулированы — был ли взлом, были ли сообщения, о которых говорят таблоиды, и еще пару нюансов тоже можно было бы осветить. Тогда не будет никаких спекуляций, фейков. Всё будет четко, понятно и логично.
Почему это не делает британская сторона? Это подтверждает, то что им есть, что скрывать.
Вопрос: Предпринимает ли что-то МИД для снижения напряженности в отношениях с Норвегией? Идет некое противоречие: с одной стороны повышается уровень готовности вооруженных сил, с другой – говорят, что с Россией надо вступать в переговоры. Как выстроена работа, какие взаимоотношения с норвежскими коллегами?
Ответ: Вынуждены констатировать, что российско-норвежские отношения сейчас находятся в своей низшей точке. Это происходит не по нашей вине. Нам как-то странно что-либо предпринимать для выправления ситуации. Что можно сделать с нашей стороны, если ситуация деградирует по вине другой стороны? Только констатировать этот факт, что мы регулярно и делаем.
Не наблюдаем каких-либо сигналов с норвежской стороны, свидетельствующих о желании Осло переломить сложившуюся ситуацию, ее исправить и стабилизировать.
Напротив, в Норвегии с подачи властей развернута мощнейшая антироссийская кампания, жертвами которой стали в том числе и задержанные в стране российские туристы. На данный момент под арестом остаются трое российских граждан, наши диппредставительства взаимодействуют с ними и держат вопрос защиты их прав под плотным контролем.
Неоднократно комментировали усилия Норвегии по наращиванию военных приготовлений на своей территории, особенно вблизи границы с Россией. Очередной деструктивный шаг в этом направлении со стороны Норвегии.
Вопрос (перевод с английского): Еще один вопрос касается ежегодного саммита лидеров Индии и России. В этом году настала очередь Премьер-министра Н.Моди посетить Россию для участия в ежегодном двустороннем саммите или встреча произойдет на встрече большой двадцатки.
Ответ: Что касается встреч на высшем уровне, то это комментируется по линии Администрация Президента России.
Хочу лишь подчеркнуть, что сотрудничество России и Индии традиционно строится на взаимном доверии и уважении, самом тщательном учете национальных интересов друг друга. Сохраняется высокая интенсивность взаимодействия на высшем и высоком уровнях, как в двустороннем формате, так и на ключевых международных площадках. Вопреки незаконным западным санкциям объемы торговли выросли в разы. Планомерно выполняются соглашения и контракты в ключевых областях. Продолжается успешное выстраивание контактов в сфере культуры, науки и техники.
Вопрос (перевод с английского): В последние месяцы Индия увеличила импорт нефти из России. Однако за последние несколько недель поступили сообщения о снижении импорта Индией. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?
Ответ: Поставки российской нефти и газа в Индию являются одним из важных направлений сотрудничества двух стран в сфере энергетики.
Наша общая задача заключается в том, чтобы это взаимодействие было выгодным для обоих государств. Действия на данном направлении выверяются и согласуются по линии профильных ведомств. Мы не ограничены традиционной для капитализма парадигмой максимизации прибыли. Для нас важно сохранение духа российско-индийской дружбы, выраженной в формуле особо привилегированного стратегического партнерства.
Твердо уверены, что ни одна из сторон не допустит ущемления интересов другой. Рекомендуем не поддаваться распространенным в СМИ спекуляциям относительно потолка цен на наше «черное золото». Единственно точные заключения о позиции государства можно сделать только на основе его реальных действий.
Вопрос: Власти Сербии, включая её президента и главу МИД, говорят, что Россия при признании независимости ДНР и ЛHP руководствовалась «косовским прецедентом», что привело к усилению давления Запада на официальный Белград – теперь, по словам представителей сербских властей, США и ЕС добиваются от Сербии скорейшего признания Косово – якобы с целью выбить из рук России этот аргумент. Действительно ли Россия руководствовалась «косовским прецедентом» при воссоединении с ДНР, ЛHP, Херсонской и Запорожской областями? Используется ли вообще понятие «косовский прецедент» в российской дипломатической практике? И есть ли действительно что-то общее в ситуации вокруг Косово с одной стороны и вокруг новых российских регионов - с другой?
Ответ: В отношении референдумов и их результатов важное значение имеет вопрос о соотношении принципа территориальной целостности государств и права народа на самоопределение.
Право на самоопределение, наряду с другими основополагающими принципами международного права, закреплено в статье 1 Устава ООН, подтверждено в статье 1 Пакта 1966 года о гражданских и политических правах, а также в статье 1 Пакта 1966 года об экономических, социальных и культурных правах.
В Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой в 1970 г., акцентированы принцип суверенного равенства государств, включающий в себя неприкосновенность территориальной целостности и политической независимости, а также равноправия и самоопределения народов. При этом в Декларации подчеркивается, что при толковании и применении основополагающих принципов международного права следует исходить из того, что они являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов. Если говорить простым языком – это не является аналогом «шведского стола», когда человек выбирает только то, что ему нравится или хочется. А то, что не вызывает у него интерес или не представляет для него какой-то ценности, он не берет. Это нужно рассматривать во взаимосвязанном состоянии.
Вопрос о соотношении принципа территориальной целостности и права на самоопределение решен в Декларации 1970 г. следующим образом.
Подтверждается нерушимость «территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов» «и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».
Эта логика подтверждена в Венской декларации Всемирной конференции ООН по правам человека 1993 года. Когда нам рассказывают, что в 1960-70-е, процесс деколонизации. Вы оттуда не забирайте, понравившиеся вам документы. В 1993 г. на волне событий, когда менялись границы на европейском континенте, точно было не связано с процессом деколонизации, вышло решение – Венская декларация Всемирной конференции ООН по правам человека.
Там было подчеркнуто, что государство, претендующее на защиту принципа территориальной целостности и политического единства, должно иметь «правительство, представляющее интересы всего народа на его территории без каких-либо различий».
Очевидно, что власти в Киеве таким «правительством» считаться не могут. Кто там представляет весь народ без деления, без каких-либо различий? Они только и делали, что все эти годы подчеркивали различия между людьми по разным принципам и сегрегировали их. Кого на Украине можно считать национальным правительством, представляющим весь народ? Это должно решаться в ходе выборов, если речь идет о демократическом устройстве. Именно такое устройство задекларировано в соответствующих документах Украины. Но там то правительства приводились путем антиконституционных переворотов на деньги и при политической, силовой поддержке из-за рубежа. Эти Правительства представляли не народ Украины во всем его многообразии, а интересы зарубежных стран, компаний, организаций и фирм. Это не отвечало принципам, сформулированным в международном праве. Более того, вместо представительства интересов народа с 2014 г. эти власти вели войну против собственного населения, реализуя против него меры силового и экономического удушения.
В упомянутой Декларации 1970 г. подчеркивается, что «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».
Вопрос о квалификации референдумов в соответствии с Конституцией и законодательством Украины не влияет на их квалификацию по международному праву.
Практика показывает, что реализация права народов на самоопределение путем отделения, а также последующего объединения с другим государством, по объективным причинам не может осуществляться в соответствии с национальным законодательством. Это, в частности, было подтверждено в консультативном заключении Международного Суда ООН «О соответствии международному праву односторонней декларации о независимости Косово» 2008 г., согласно которому «общее международное право не содержит запрет, применимый к декларациям независимости». В контексте Косово, мы ссылаемся на международно-правовые решение, принятые соответствующими органами. Косовский прецедент породил целый ряд международно-правовых определений, на которые мы ссылаемся. Они дают общее определение, которое соотносится и с другими случаями.
При этом США в меморандуме, представленном в Суд в рамках данного дела, заявили, что «декларации независимости могут и по своей сути часто нарушают внутреннее право, однако это не означает, что имело место нарушение международного права». Британия в своем меморандуме подчеркнула, что «в целом [международное право] не запрещает выход или отделение и не гарантирует целостность предшествующего государства от внутренних движений, ведущих к разделению или независимости, поддержанной соответствующими народами». Это не частное мнение британских, американских политиков, а позиция государства в рамках международно-правового процесса.
При этом в случае с Косово – в отличие от бывших украинских территорий – речь шла об акте, принятом парламентом республики (на тот момент – одним из временных институтов самоуправления края), 17 февраля 2008 г., объявившем о независимости Косово в одностороннем порядке. Референдума в Косово не было. Как может быть прецедентом то, чего на самом деле не было. Что касается Крыма, Донецка, Луганска и т.д. – они там были. Международно-правовая оценка данная соответствующими институтами и непосредственными участниками того процесса – это есть. На это можно и нужно ссылаться.
ДНР и ЛHP являлись суверенными и независимыми государствами. Россия признала их в качестве таковых Указами Президента Российской Федерации 21 февраля 2022 г. Наряду с этим ДНР и ЛНР были признаны Сирией (29 июня 2022 г.), КНДР (13 июля 2022 г.), а также Абхазией и Южной Осетией. У республик имелись международные договоры, например, с Российской Федерацией – о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
При этом важно, что ДНР и ЛНР впервые провели референдумы о независимости в 2014 г. Помню внимание международной прессы: будут ли принимать как руководство к действию итоги этих референдумов. Они состоялись, когда на Украине произошел государственный переворот с применением силы, вылившийся в ряд репрессивных мер со стороны новых властей в отношении их жителей и действующих властей, которые были избраны в соответствии с законом, Конституцией. На этом фоне по всей Украине интенсифицировалось ущемление прав и свобод национальных меньшинств, вытеснение русского языка из всех сфер жизни, преследование активистов гражданского общества, нападки на свободу вероисповедания, захваты храмов и устранение политических оппонентов власти. Ровно противоположное тому, о чем говорилось в международном праве в подтверждение территориальной целостности суверенитета государства. А именно – равные представленности народов одной стране.
На протяжении 8 лет вопрос о международном признании независимости республик не поднимался, учитывая, что Комплексом мер по выполнению Минских соглашений, одобренным резолюцией СБ ООН 2202 (2015), предусматривалось «проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию», а также «принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей», которое должно было предусматривать, в частности, языковое самоопределение, участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов указанных регионов, содействие центральных органов власти трансграничному сотрудничеству с Россией. Этого многие годы желало население региона.
Выполни Украина свои изложенные выше обязательства по «Комплексу мер», можно было бы говорить о наличии у ДНР и ЛHP условий для реализации права на самоопределение в рамках государства, в составе которого они на тот момент находились. Этого, однако, не произошло ввиду саботажа Киевом «Комплекса мер» и взятого киевским режимом курса на силовое подавление прав жителей Донбасса.
Высшее руководство Украины не скрывало отсутствия даже намерения придерживаться «Минских соглашений»: бывший президент страны П.А.Порошенко неоднократно заявлял, что санкционировал подписание «Комплекса мер» с единственной целью выиграть время для укрепления армии страны (интервью П.А.Порошенко польскому изданию «Gazeta Wyborcza», опубликованное на сайте партии «Европейская солидарность» 15 февраля 2020 г.). Это человек, который подписал Минские соглашения.
Трагическим контекстом является и тот факт, что киевский режим при одобрении Запада установил блокаду Донбасса, прекратил выплату пенсий и социальных пособий, сделал невозможным нормальное ведение хозяйственной деятельности, препятствовал поставкам гуманитарной помощи, что создало невыносимые условия жизни населения, несовместимые с реализацией права на самоопределение внутри одной страны с Киевом.
Равным образом в 2022 г. население Запорожской и Херсонской областей в результате непрекращающихся силовых мер, осуществляемых против них со стороны Киева (включая ракетные бомбардировки, разрушение гражданской инфраструктуры и т.п.), и невозможности реализации базовых прав, включая право на жизнь, также оказалось лишено любых перспектив самоопределения внутри Украины.
Как известно вопросы на референдумах в Запорожской и Херсонской областях были сформулированы следующим образом: «Вы за выход Запорожской/Херсонской области из состава Украины, образование Запорожской/Херсонской областью самостоятельного государства и вхождение его в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации?»
Таким образом, соответствующий субъект на основании проведенного референдума и реализации права на самоопределение получает международную правосубъектность и далее, пользуясь своими суверенными правами, выступает с инициативой о принятии в состав Российской Федерации.
Не поддавайтесь на простоту формулировок. Запад любит эти мемы, клише, вброшенные тезисы, максимально упрощенные для собственных манипуляций. Это международно-правовая часть. Если мы говорим логикой твитов, мемов, веселых картинок, то, наверное, все можно упростить до такого абсурда. Потом не надо будет удивляться, что это приводит к проблемам.
Вопрос: Не могу не спросить. После начала брифинга, менее часа назад, появилось сообщение о возобновлении «зерновой сделки». Об этом сначала заявил Президент Турции Р.Эрдоган. Впоследствии это подтвердила российская сторона – Министерство обороны. Хотел узнать есть ли у МИД на этот счет какой-то оперативный комментарий.
Ответ: Мы полностью доверяем Министерству обороны России, и его комментариям, которые делаются моим коллегой – И.Е.Конашенковым.
Вся информация по данному вопросу была предоставлена по линии Минобороны России. Если у вас еще появятся вопросы – присылайте. Мы со своей стороны на них ответим, если будет дополнительная информация.
Вопрос: Вы начали инициативную часть брифинга с того, что заявили о планируемом вызове британского посла в МИД России. Мой вопрос касается обвинений Британии в атаке на Севастополь и на «Северные потоки». Хотел спросить, помимо вызова посла готовит ли Россия какие-то ответные меры в отношении Великобритании? Если эти меры уже готовятся, то в чем они потенциально могут выражаться? Мне интересно, известны ли в МИД России доказательства причастности Британии к указанным чрезвычайным происшествиям (или терактам, как их называют в России), и будут ли эти доказательства, предъявлены публике?
Ответ: Вне всяких сомнений, вовлеченность британских спецслужб в террористическую атаку на базу Черноморского флота в Севастополе 29 октября с.г., диверсии на «Северных потоках» не будут оставлены без реакции. Мы об этом говорили в Совете Безопасности ООН заявляли публично. Как я уже сказала, будет вызван британский посол, которому будут предоставлены соответствующие материалы. Эти базовые материалы, будут переданы в качестве доказательств британской стороне и с ними также будет ознакомлена широкая общественность. Позвольте нам в данном случае соблюдать определенные процедурные вопросы. Как только встреча (в виде вызова посла на Смоленскую площадь) состоится – мы поделимся этой информацией. Она будет опубликована на наших ресурсах: на сайте МИД и на аккаунтах Министерств социальных сетях.
Не прошла незамеченной и незамедлительная реакция Министерства обороны Британии. Они попытались снять с себя ответственность за теракт – сказали, что ни о чем таком даже не догадываются. Странная реакция. У них есть контакты (как и всегда были) с российским Министерством обороны. Они могли бы уточнить (или они априори знают ответ на все вопросы, что странно). То, что эта атака была ни у кого не вызывает сомнений. Это факт подтвержденный, зафиксированный, учитывая нашпигованность этого региона американским, британским технологическим оборудованием. Это и беспилотники, и спутники, и другая техника. Они всё прекрасно знают. Факт самой атаки не отвергается и не опровергается. Британцы говорили о том, что как бы не имеют к ней отношения. Для этого возможно нужно было поинтересоваться какими фактами мы обладаем. Но раз они сами себя скомпрометировали вот таким рьяным, моментальным заявлением о собственной непричастности, то думаю это можно отнести в «копилку» доказательств саморазоблачения британской стороны.
Мы – «люди вежливые». Поэтому материалы, непосредственно указывающие на вовлеченность британских специалистов в подготовку и реализацию этой террористической атаки, передадим британской стороне. Вы с ними, также ознакомитесь.
Важный момент заключается в том, что многие говорят о данной ситуации как вы, характеризуя его как «так называемый теракт». На самом деле это зона реализации гуманитарной операции. Даже если бы это была просто коммерческая программа, или гражданская инфраструктура, то и в этом случае это – нападение с применением таких средств квалифицировалось бы именно таким образом. Здесь ситуация еще страшнее. Это зона осуществления гуманитарной операции, к реализации которой приковано внимание всего мира и гарантом которой является Организация Объединенных Наций.
Мы были крайне возмущены (об этом говорил, наш постоянный представитель при ООН В.А.Небензя) отсутствием реакции руководства ООН на данную атаку. Важно помнить, что это не просто гражданская инфраструктура, это не просто коммерческие грузы, это гуманитарная миссия, операция, на которой настаивал Запад включая Лондон. Мы со своей стороны дали свои гарантии под обеспечение этой сделки и обеспечивали ее соблюдение. А Вооруженные силы Украины путем нападения с использованием упомянутой руководством России соответствующей техники сделали всё, чтобы разрушить, (что у них не получилось, но попытка была), всю инфраструктурную цепочку реализации этого гуманитарного проекта.
Вопрос: В отношении состоявшихся вчера в Израиле выборов в Кнессет, где, по крайней мере по предварительной информации побеждает партия «Ликуд» бывшего премьер-министра Б.Нетаньяху. Накануне выборов многие израильские медиа, в первую очередь ссылаясь на свои близкие к власти источники говорили о том, что после выборов, и более вероятно после победы партии «Ликуд» позиция Израиля по Украине может измениться и стать более проукраинской. В частности говорилось о том, что Израиль может начать поставки летального вооружения на Украину, а не так как сейчас, гуманитарной составляющей. Может ли МИД прокомментировать это? Есть ли в настоящее время у России опасения, что Израиль действительно может начать оказывать такую поддержку Украине?
Ответ: Уверена, что также как у израильских СМИ есть свои источники, на которые вы ссылаетесь, и у вас, как у «Рейтер», есть свои закрытые источники, но вы также пользуетесь открытыми источниками.
Не усматривая каких-либо тайных смыслов в высказываниях неназванных источников, можно просто посмотреть на то, что заявляло нынешнее израильское руководство относительно своей позиции. Вот вы ссылаетесь на источники в неких израильских СМИ, о том, что ситуация может измениться и у израильского правительства позиция станет менее проукраинской или более проураинской. Не столь важно.
Нынешнее руководство Израиля не раз говорило о том, что у них единая позиция и она прозападная (т.е. проамериканская). Поэтому давайте мы не будем ходить вокруг да около неких неназванных источников с непонятной аналитикой, а будем опираться на то, что говорилось в открытую.
Это внутреннее дело Израиля. На мой взгляд, с произраильской позиции руководству страны было бы выгодно развивать отношения с нашей страной. Они это и делали много лет в различных сферах. Так же, как и воспринимать российскую аргументацию по ситуации вокруг Украины. Многое, явившееся причиной нынешней фазы конфликта, имеет международно-правовое измерение. В том числе в контексте, который важен и чувствителен для Израиля. Это возрождение неонацизма, это националистическая, человеконенавистническая идеология и многое другое.
Не вижу ничего, что могло бы стать препятствием для восприятия нашей позиции руководством Израиля (нынешним или будущим). Это открытая позиция. Она созвучна всему тому, что многие годы и десятилетия отстаивал Израиль как государство. Многое из того, чем мотивирует свои действия наша страна на мой взгляд идет в русле национальных интересов Израиля. К сожалению, многое из этого, по каким-то своим причинам, видимо не воспринимается.
Что касается выборов. Да, они состоялись 1 ноября с.г. Как мы понимаем (и это соответствует местной процедуре), официальные результаты будут обнародованы не позднее 9 ноября. Будет сформировано правительство.
Рассчитываем на то, что новое правительство этой страны, каким бы оно ни было, сохранит курс на развитие и укрепление многопланового сотрудничества (которое многие годы демонстрировалось) с Россией. Со своей стороны к этому готовы.
Что касается ситуации вокруг Украины – только что я ее прокомментировала. Наши аргументы (это не исключительно эмоциональная позиция, не какие-то исторические реминисценции) – это международно-правовая позиция. Мы ее аргументировано излагаем. Даже по вопросу референдумов, я сегодня всё подробно изложила.
Наши отношения с Израилем не должны сводиться только к одной проблеме. Они носят комплексный характер. Мы с уважением относимся к суверенному праву Израиля самостоятельно вырабатывать политический курс (ключевое слово – самостоятельно), подходы к наиболее острым вопросам повестки дня, к которым относится и украинская тема.
Хотелось бы, чтобы израильская сторона учитывала и наши аргументы, интересы и озабоченности, как мы принимаем во внимание озабоченности и интересы наших партнеров.
Вопрос: Вы сказали, что британскому послу, который будет вызван в МИД России будут предоставлены материалы, доказательства причастности Британии к атаке на Севастополь 29 октября с.г. Хотел бы уточнить: это единственное, что будет представлено послу Британии или же МИД России озвучит какие-то ответные меры?
Ответ: Я уже прокомментировала этот вопрос. Это без реакции не останется.
Сегодня мы подробно говорили о ситуации вокруг диверсии в отношении Черноморского флота в Севастополе. Хотела бы напомнить, что речь идет также и о диверсиях на «Северных потоках». Это отдельный комплекс проблем. Обо всем этом мы будем говорить и британцам, и на международных площадках.
Вопрос: Инспекторы МАГАТЭ по запросу Киева приступили к проверке двух объектов на Украине и вскоре завершат ее. Гендиректор организации Р.Гросси намерен представить результаты проверки позже на этой неделе. Примет ли Москва эти выводы, вот этих международных инспекторов? Или нет?
Ответ: Мы с нетерпением ждем результатов посещения украинских объектов инспекторами МАГАТЭ. Сначала нужно их изучить. проанализируем соответствующий доклад после того как он будет опубликован. Потом мы сделаем свои оценки и выскажемся на этот счет.
Мы привыкли иметь дело с фактами, материалами, а потом их комментировать. Хотела бы еще раз подчеркнуть, что угроза ядерного терроризма со стороны киевского режима реальна и крайне опасна.
Вопрос: По итогам встречи с российским Президентом В.В. Путиным Премьер-министр Армении Н.В.Пашинян заявил, что Ереван готов установить межгосударственные отношения с Баку по предложенным Россией принципам. О каких конкретно предложениях России идёт речь?
Отдельно от лидеров стран встречу в Сочи проводили главы МИД России, Азербайджана и Армении. Какие вопросы обсуждали министры трёх стран? Есть ли какие-либо договорённости между ними?
Ответ: По первому вопросу я бы обратила Ваше внимание на слова Президента России В.В.Путина о том, что дискуссия будет продолжена. Мы считаем некорректным часть весьма чувствительных вопросов выносить на публичное обсуждение, т.к. это может помешать переговорному процессу.
Что касается встречи трех министров иностранных дел на полях встречи глав государств России, Азербайджана и Армении в Сочи, то это был контакт с глазу на глаз. Это проходило в контексте переговоров, которые велись между лидерами наших стран.
Вопрос: Минобороны России подтвердило то, что письменных гарантий со стороны киевского режима достаточно для возобновления нашего участия в «зерновой сделке», но тем не менее сейчас становится актуальным вопрос о ее продлении. Срок нынешних договоренностей истекает 19 ноября. Можете ли Вы пожалуйста пояснить: при каких условиях Россия может пойти на такое продление и ведется ли сейчас какая-либо работа?
Ответ: Сейчас был кризис, связанный с террористической атакой, которой подверглась реализация гуманитарного проекта. Мы потребовали от украинской стороны четко сформулированных гарантий безопасности, необходимых для дальнейшей реализации сделки. Министерство обороны России сегодня сделало заявление относительно того, что такие гарантии были получены. Соответственно было сообщено о ее возобновлении.
Что касается продления договоренностей по завершении этой сделки, то мы уже это комментировали на предыдущем брифинге. Говорили о том, что будем комплексно анализировать ситуацию.
Мы будем и дальше вести эту тему. Считаю не вполне уместным эти две темы смешивать – иначе будет много путаницы в информационном пространстве.
Вопрос: Руководство России, в том числе Президент В.В.Путин, по-прежнему готово к переговорам по Украине. Об этом заявил глава российского МИД Сергей Лавров. «Мы готовы к разговору с Западом по снижению напряженности, но только если будут реалистичные предложения, основанные на равноправных подходах», – заявил Министр. Значит ли это, что Россия готова к переговорам только со странами ЕС и с США, а не с самой Украиной? О каких именно предложениях может идти речь и что поспособствует возобновлению диалога?
Ответ: Вы не можете не видеть заявления, сделанные киевским режимом, В.А.Зеленским. Они уже оформили в виде законодательного акта невозможность проведения переговоров с действующим Президентом Российской Федерации. Эта тема заблокирована киевским режимом. Они законодательно сами себе запрещают ведение переговоров. Это вопрос к ним относительно того как дальше будут выходить из этой ситуации.
Хотела бы напомнить, что нынешний острейший кризис в сфере европейской безопасности стал прямым следствием полной недоговороспособности «коллективного Запада», с которым нам приходится сталкиваться уже много лет. У коллег после окончания «холодной войны» навыки традиционной дипломатии и поиска компромиссов были заменены на что-то другое – на силовые методы, на давление, шантаж, угрозы, санкции. Они «вооружались» пренебрежительным отношением к чужой точке зрения, непоколебимой убежденностью в собственной исключительности и непогрешимости. Почему-то наделили себя правом решать за всех судьбы мира. Кульминацией этой деструктивной линии стал высокомерный отказ западников обсуждать наши предложения по гарантиям безопасности, озвученные российской стороной в конце 2021 г.
Мы понимаем, что есть и другие законы жанра. Долгого вакуума дипломатия не любит. В обозримой перспективе мир всё равно придёт к переговорам, к традиционным методам для выработки новых правил сосуществования на принципах взаимоуважения и равноправия в соответствии с целями и принципами Устава ООН.
Мы неоднократно говорили: если все хотят одного и того же, а именно избежать глобальной катастрофы, большой войны (Россия при защите своего жизненного пространства старается избежать крайних мер. Мы неоднократно подтверждали готовность к диалогу, защищая при этом национальные интересы), если все (как мы слышим) за одно и то же, за мир во всем мире, за мирное сосуществование, – то тогда необходимо вновь научиться слышать, понимать, учитывать интересы каждой из сторон, даже если мы друг другу не нравимся.
31 октября с.г. на тему российско-украинского диалога высказался советник главы Офиса Президента Украины М.М.Подоляк, недвусмысленно заявив, что «Россия лишилась возможности на мирные переговоры с «цивилизованным миром», у нее нет возможности вернуться назад в январь 2022 г. Единственная опция, которая ее ожидает, – это трибунал».
Это с каким «цивилизованным» миром? Опять про «цветущий сад» и «дикие джунгли»? Это кого они считают нецивилизованными? Китай, Индию, Африку, Азию? Своих соседей по СНГ, ранее представителей единого народа? Со всеми ними у нас хорошие стабильные контакты во всех областях, партнёрство, с кем-то союзничество.
Кого они назвали «цивилизованными»? Людей, не соблюдающих то, под чем подписывались еще вчера? Которые делят мир на «правильных» и «неправильных»? Извращающих самые лучшие понятия и принципы, которые человечество наработало веками? Людей, совершающих террористические акты по подрыву гражданской инфраструктуры, как это случилось с «Северными потоками» и с гуманитарной операцией в районе Черного моря?
Они называют «цивилизованными» страны и режимы, которые разрушили ни одно государство на Ближнем Востоке, в регионе Северной Африки? Это те государства они считают «цивилизованными», которые нанесли удар бомбами с обеднённым ураном по европейскому государству –Югославии? Тех, кто топил суда с мигрантами, плывшими в сторону европейских государств только потому что эти самые страны разрушили их миропорядок и традиционный уклад жизни?
Это они считают «цивилизованными» тех, кто десятилетиями в ручном режиме «менял» глав государств, убивал их в своих политических или коммерческих интересах, травил, бомбил и т.д. Тех, кто много лет спонсировал терроризм на Северном Кавказе? Тех самых людей (экстремистов и террористов), убивавших детей в школах, театрах, граждан в домах? Это их они считают «цивилизованными»?
Мы их не рассматриваем в качестве таковых. Считаем цивилизованными только людей, которые придерживаются международно-правовых норм. Норм общежития, на основе взаимного уважения и учета интересов друг друга –это и есть цивилизация. Людей, которые не предают самих себя и тех, кому пообещали и кого «приручили».
Высшее достижение «цивилизованных» – это на мой взгляд ситуация в Афганистане. 20 лет натовцы во главе с американцами разрушали страну, наращивали наркопосевы и сколачивали колоссальные капиталы, травя и убивая наркотиками людей. Потом в один день (бросив всё и всех, кто их обслуживал и преданно служил), кроваво и страшно собрались и улетели оттуда, сбрасывая с крыльев самолетов своих верных слуг. Затем взяли и вдобавок ко всему украли деньги афганского народа. А теперь выделяют их по копеечке на создание неких «фондов поддержки Афганистана». Это пик антицивилизации.
Чтобы разговаривать на эти темы, необходимо знать исторический контекст. Для начала не надо знать много: хотя бы пару десятилетий, лучше пару столетий.
Еще в феврале с.г. Украина инициировала переговорный процесс и выражала готовность к компромиссам. Но англосаксы ее одернули и приказали выйти из переговоров с Россией. Либо это была специально согласованная тактика.
Ждём от Киева ясных и недвусмысленных сигналов о своём стремлении возобновить переговорный процесс с учётом новых территориальных реалий и ситуации «на земле». Если они еще придерживаются этой логики, которую они сами себе и заблокировали. Полагаем, что было бы неправильно говорить о каких-то позициях сторон. Пусть они сами определятся: блокируют ли они себе переговоры или нет? Пусть согласуют свою позицию с Брюсселем, Вашингтоном и Лондоном.
Невозможно слышать из Госдепартамента США бесконечные сетования о том, что Россия якобы не готова к переговорам. Как будто они не видят, что киевский режим сам себе законодательно заблокировал переговоры с Россией.
Что касается взаимодействия с США или ЕС. Их методы хорошо известны – это двойные стандарты, обман, лицемерие, подлог, шантаж, неследование своим обязательствам. В свое время были грубо нарушены обещания не расширять НАТО, обязательство не укреплять свою безопасность за счет безопасности других. Были отвергнуты предложения России по гарантиям безопасности.
Сегодня США подвергают грубому шантажу страны Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, принуждая их присоединяться к незаконным санкциям против нашей страны. Вашингтон и его союзники по НАТО продолжают накачивать Украину оружием, тратят на это десятки миллиардов долларов, затягивая конфликт и делая его максимально кровопролитным. Это что – стремление к переговорам? Нет, конечно.
Ещё раз подчеркну, что российское руководство всегда было привержено дипломатическим методам разрешения конфликтов. И сегодня мы также готовы к этому. Но мы не можем не видеть реальности и не реагировать на нее.
Вопрос: Директор Первого департамента Азии Г.В.Зиновьев сказал ТАСС, что ситуация на Корейском полуострове «деградирует». В Пхеньяне заявили, что дело идет к войне, причем ядерной. Может быть, Вы что-то можете добавить, что изменилось за последние несколько дней?
Ответ: Действительно, за последнее время ситуация на Корейском полуострове существенно обострилась. Причина этого очевидна – стремление Вашингтона принудить Пхеньян к одностороннему разоружению с помощью санкционно-силового давления и провокаций, задействуя свой стратегический потенциал и ресурсы союзников по АТР. Буквально позавчера (31 октября с.г.) ВВС США и Республики Корея начали беспрецедентные по своему масштабу учения с привлечением около 240 самолетов – по сути, репетицию нанесения массированного удара по территории КНДР.
Со своей стороны исходим из того, что прочный мир в Северо-Восточной Азии может быть обеспечен только путем создания системы многосторонней неделимой безопасности с предоставлением соответствующих гарантий всем заинтересованным в этом государствам. Именно на достижение этой цели направлены известные российско-китайские дипломатические инициативы.
Вопрос: Какие шаги предприняла Россия для «размораживания» и возвращения замороженных активов, находящихся на территории недружественных стран?
Ответ: Хотели бы вновь подчеркнуть, что считаем «заморозку» принадлежащих Российской Федерации активов нелегитимной мерой, нарушающей все нормы международного права и деловых отношений.
Подобные действия стран Запада воспринимаются нами как посягательство на суверенную собственность и уже заставили многие страны задуматься о надежности доллара США и евро в качестве резервных валют. Возникает вопрос и о пригодности западной финансовой архитектуры для стабильного осуществления трансграничных платежей.
Какое-либо использование средств российского государства без нашего согласия будет охарактеризовано как бесцеремонное воровство, вызовет адекватную ответную реакцию, а также серьезнейшим образом скажется на устойчивости мировой финансовой системы.
Что касается реакции, соответствующие меры прорабатываются. Не буду на них останавливаться. Могу утвердительно заявить, что работа на этом направлении идет.
Вопрос: Как бы Вы прокомментировали усилия, предпринятые по Зангезурскому коридору, чтобы связать основные азербайджанские земли с Нахчываном?
Ответ: Используем термин «маршрут». Проблематика разблокирования транспортных связей в регионе обсуждалась на саммите в Сочи.
Было условлено, что соответствующая работа продолжится в рамках Трехсторонней рабочей группы под совместным председательством вице-премьеров трех стран, как это и было определено в заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении от 11 января 2021 г.
Вопрос: Вчера началась Всемирная тематическая конференция соотечественников, проживающих за рубежом. Скольким соотечественникам удалось, несмотря на сложности с авиасообщением и другие сложности, приехать на конференцию? И из скольких стран? Какие основные вопросы подняты на конференции и какие проблемы стоят перед соотечественниками?
Ответ: Всемирная тематическая конференция российской зарубежной диаспоры на тему «Экономическое сотрудничество: соотечественники и регионы России. Отвечая на вызовы времени» началась вчера. На ней было озвучено приветствие С.В.Лаврова. Более 140 предпринимателей, руководителей и активистов общественных объединений соотечественников из 84 стран мира приняли участие в мероприятиях. Помимо них в форуме участвовали представители федеральных органов законодательной и у исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, российских фондов и неправительственных организаций.
Обращаю Ваше внимание, что данная конференция транслировалась в прямом эфире. Все желающие могли собственными глазами увидеть выступления официальных лиц и делегатов.
Темой конференции в нынешнем году стало экономическое сотрудничество организаций соотечественников с регионами России. Обсуждались возможности соединения экономического потенциала малого и среднего бизнеса в нашей стране и русском зарубежье, совершенствования соответствующего законодательства, актуальная в нынешних условиях проблема защиты прав и свобод российских соотечественников за рубежом, включая предпринимателей, вопросы обмена наилучшим опытом и координации усилий в этой области.
В программе мероприятия – пленарная дискуссия по вопросам взаимодействия с регионами, секции по тематике туризма, IT-технологий и малого бизнеса, организуемые при содействии правительства Москвы. Предполагается также обсудить роль молодежного крыла соотечественников.
Форум призван определить ориентиры взаимодействия бизнес-организаций соотечественников с субъектами Российской Федерации, способствовать дальнейшей консолидации зарубежной российской общины.
***
С наступающим праздником! Благополучия!