22:06

СТЕНОГРАММА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ И.С.ИВАНОВА В НАЦИОНАЛЬНОМ ПРЕСС-КЛУБЕ США В ВАШИНГТОНЕ 20 СЕНТЯБРЯ 2002 ГОДА

1882-21-09-2002

Уважаемый президент,

Уважаемые дамы и господа,

Хотел бы поделиться впечатлениями от состоявшихся переговоров и от результатов работы нашей делегации на Генеральной ассамблее ООН.

Как вы знаете, сегодня президент США Дж.Буш принял министра обороны России С.Иванова и меня. Сегодня также состоялся телефонный разговор между нашими президентами. Столь активный политический диалог между нашими государствами, в том числе на самом высоком уровне, наглядно характеризует тот новый уровень взаимоотношений, который зафиксирован в совместной Декларации о новом стратегическом партнерстве между Россией и США, подписанной в ходе визита президента США г-на Дж.Буша в Москву в мае нынешнего года.

Россия следует зафиксированным в этом документе принципам. Россия заинтересована в развитии конструктивного взаимодействия, предсказуемых отношений с Соединенными Штатами Америки. Развитие именно таких отношений отвечает интересам наших двух народов, отвечает интересам международного сообщества. Мы уверены, что, опираясь на эти принципы, Россия и США в состоянии совместно искать ответы на новые угрозы и вызовы, на те региональные проблемы, которые еще сохранились в мире. Нам было важно услышать от президента США Дж.Буша, что Соединенные Штаты также намерены твердо следовать этим принципам в отношениях с Россией, которые американская администрация рассматривает в качестве долгосрочного стратегического приоритета. Поэтому, к сожалению, мне придется разочаровать тех, кто в последние дни начал спекулировать относительно охлаждения российско-американских отношений. Этого просто нет.

Сегодняшний телефонный разговор наших президентов, переговоры с президентом США, с госсекретарем, с министром обороны США еще раз нас в этом убеждают. Особое значение мы придаем сотрудничеству между нашими двумя государствами в борьбе с международным терроризмом. По существу, после Второй мировой войны, Россия и США вновь стали союзниками, союзниками в борьбе с этим опаснейшим вызовом мировому сообществу. Мы последовательно выступаем за сохранение и укрепление широкой антитеррористической коалиции, сформированной после трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. Главная сила этой коалиции в единстве действий всех участников и твердой опоре на Устав ООН, на международное право. От конструктивного сотрудничества между Россией и США, которые являются крупнейшими ядерными державами, во многом зависит будущее стратегической стабильности в мире. Именно поэтому президентами наших стран было принято решение в мае этого года во время саммита в Москве создать российско-американскую Консультативную группу по вопросам стратегической безопасности в составе министров иностранных дел и министров обороны.

Сегодня прошло первое заседание этой группы. Мы подробно обсудили пути реализации подписанного в Москве Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Рассмотрели проблемы транспарентности сотрудничества по противоракетной обороне, весь комплекс нераспространенческих проблем, включая тему глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения, которая была рассмотрена на саммите в Кананаскисе (Канада). Хочу сразу подчеркнуть, что министр обороны России С.Б.Иванов и я удовлетворены откровенностью и предметностью нашего диалога и со своей стороны готовы к продолжению такой конструктивной работы. В таком же конструктивном ключе мы будем искать пути решения еще сохраняющихся разногласий. В любом случае, убежден, и это мнение разделяют наши американские партнеры, что после сегодняшних встреч многие подходы, позиции друг друга стали яснее и это очень важно. Мы стали лучше понимать друг друга, понимать позиции друг друга.

Среди международных проблем, разумеется, основное внимание было уделено ситуации вокруг Ирака. Хочу сразу подчеркнуть, Москва решительно выступает не только за сохранение, но и за всестороннее укрепление режимов нераспространения оружия массового уничтожения. Мы будем добиваться этой цели, как в рамках существующих многосторонних механизмов, так и на двустороннем уровне. Руководствуясь именно этой позицией, мы последовательно добивались развертывания в Ираке деятельности международных инспекторов в строгом соответствии с имеющимися резолюции Совета Безопасности ООН. Совместными усилиями международного сообщества, где ключевую роль играли Россия и США, и, в частности, выступление президента Дж.Буша с трибуны Генеральной ассамблеи ООН, нам удалось добиться согласия иракского руководства на возвращение международных инспекторов в страну без каких-либо предварительных условий. Теперь международные инспектора могут приступить к работе и дать нам объективный и всеобъемлющий ответ на волнующий всех нас вопрос. Имеются ли в Ираке или нет программы создания оружия массового уничтожения?

В интересах России и США, в интересах всего международного сообщества, чтобы инспектора вернулись в Ирак как можно скорее и приступили к своей деятельности. Совет Безопасности ООН должен будет внимательно контролировать, чтобы эта деятельность осуществлялась в полном соответствии с утвержденными процедурами, и чтобы инспекторам не было никаких помех. Мы верим, что, если международное сообщество и дальше будет действовать согласовано, то мы добьемся выполнения Ираком, как этих, так и всех других ранее принятых Советом Безопасности ООН резолюций.

Важным вопросом в контексте борьбы с международным терроризмом является ситуация на российско-грузинской границе. Этот вопрос мы также обстоятельно рассматривали как в рамках четырехсторонней комиссии, так и в рамках тех бесед, которые провел министр обороны России в Пентагоне, в других силовых структурах Соединенных Штатов Америки. Налаживание эффективной антитеррористической борьбы - это безусловная обязанность любого государства в соответствии с принятой Советом Безопасности ООН резолюции 1373. Повторяю, это обязанность любого государства. Как известно, Соединенные Штаты сейчас оказывают содействие Грузии в подготовке соответствующих антитеррористических подразделений. Поэтому для нас важно было услышать оценку американских коллег, чем продиктована позиция грузинского руководства: или неспособностью в одиночку противостоять террористам, или неспособностью силовых структур, либо это осознанный курс на фактическое пособничество террористам в угоду своим политическим целям. Мы на фактах, на конкретных документах продемонстрировали своим собеседникам исходящую для России угрозу от окопавшихся в Панкисском ущелье международных террористов.

К сожалению, есть неопровержимые факты, свидетельствующие, что представители официальных властей Грузии поддерживают контакты с этими террористами. Еще раз хочу подчеркнуть, Россия уважала и уважает суверенитет и территориальную целостность Грузии. Никто не планировал и не планирует посягать на ее суверенитет. Мы заинтересованы в развитии добрососедских дружественных отношений, которые на протяжении длительного времени характеризовали отношения между нашими народами. Единственная проблема, которая огорчает наши отношения - это проблема международного терроризма. Если руководство Грузии пойдет на сотрудничество с нами или само эффективно уничтожит террористов на своей территории, которые представляют угрозу национальной безопасности России, то тогда нам не придется задействовать Статью 51 Устава ООН о праве любого государства на самооборону.

Что касается других международных проблем, то госсекретарь США и я проинформировали наших коллег о работе "четверки" по Ближнему Востоку. К сожалению, после заседания нашей "четверки" в Нью-Йорке, после которого появились определенные элементы оптимизма в том, что касается политического урегулирования проблемы, последовали новые террористические акты и жертвы среди мирного населения. Очень важно, чтобы мы могли удержать переговорный процесс в политическом русле и не допустили бы и не позволили бы террористам сорвать ту огромную работу, которая была проделана в интересах мира на Ближнем Востоке, в интересах стабильности в этом регионе. Россия и США будут и дальше активно взаимодействовать на Ближнем Востоке, точно также как мы это делаем, например, в Афганистане. Мы условились провести очередное заседание Консультативной группы в Москве в следующем году. Одновременно мы будем создавать механизмы рабочих консультаций для практической реализации тех решений, которые наша Консультативная группа будет принимать.

Теперь несколько слов о нынешней сессии Генеральной ассамблеи ООН. Я участвовал во многих сессиях Генеральной ассамблеи ООН. Но нынешняя является наиболее насыщенной. Нам действительно удалось в сжатые сроки обсудить наиболее острые мировые проблемы и выработать по многим из них конкретные решения. В рамках "министерской недели" прошли заседания Совета Безопасности ООН до вопросам борьбы с терроризмом и по африканским конфликтам. Специальное пленарное заседание ГА ООН было посвящено инициативе "Новое партнерство по развитию Африки". Состоялась министерская встреча по Афганистану. Можно сказать, что позитивный отклик у наших партнеров встретили выдвинутые Россией предложения о создании глобальной системы противодействия современным угрозам. Мы активно вместе с нашими партнерами будем продвигать эту инициативу. Одним словом, после работы в Нью-Йорке и Вашингтоне, мы возвращаемся в Москву с хорошим багажом договоренностей практических решений как в сфере российско-американских отношений, так и выработанных в ходе Генеральной ассамблеи ООН. Особенно важно, что эти договоренности направлены на укрепление стратегической стабильности и глобальной безопасности. Главное теперь - последовательно добиваться их претворения в жизнь. И мы, со своей стороны, будем активно работать в этом направлении. Спасибо.

Вопрос: Г-н Министр, по словам госсекретаря США, существующие резолюции в отношении инспекций в Ираке имеют серьезные недостатки и для их преодоления необходимо принять новые резолюции. Каково Ваше мнение по этому поводу?

Ответ: Учитывая, что будут, наверное, и другие вопросы по Ираку, я хотел бы поподробнее ответить на этот вопрос и коснуться некоторых других аспектов этой проблемы.

Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что Россия и Соединенные Штаты вместе с другими государствами выступают за полное выполнение Ираком всех резолюций Совета Безопасности ООН по иракскому урегулированию. Мы вместе последовательно добивались возвращения международных инспекторов в Ирак, которые покинули эту страну в декабре 1998 года. Мы вместе заинтересованы в том, чтобы иметь достоверную и полную информацию по проблематике оружия массового уничтожения в Ираке. Считаем, что лучший путь для того, чтобы иметь такую информацию - это возвращение международных инспекторов с целью возобновления их деятельности. Наш опыт работы инспекторов в Ираке показывает, что, несмотря на те сложности, которые возникали, благодаря работе инспекторов за 8 лет удалось добиться очень многого в области ликвидации оружия массового уничтожения. Было проведено около 7 тыс. инспекций, работа инспекторов позволила прояснить ситуацию по ракетному досье, по ядерному досье, в значительной мере по химическому досье, оставались открытыми в основном вопросы, связанные с биологическим оружием. Поэтому у нас накоплен большой опыт инспекторов и соответствующих процедур для выполнения ими своих целей. В настоящее время сформирована команда инспекторов во главе с г-ном Х.Бликсом. Имеется договоренность о том, что 30 сентября г-н Бликс проведет консультации с представителями иракских властей для того, чтобы согласовать технические вопросы, необходимые для развертывания деятельности инспекторов. Затем г-н Бликс должен будет проинформировать Совет Безопасности ООН которому он непосредственно подчиняется, о готовности к развертыванию миссии инспекторов. С учетом обсуждения этого вопроса в Совете Безопасности будет ясно, нужны ли какие-либо дополнительные мандаты или какие-то дополнительные решения для возобновления деятельности инспекторов. Мы понимаем озабоченность американской администрации и заинтересованность американской администрации в эффективной работе инспекторов, чтобы им не чинили никакие помехи. И мы разделяем такие подходы. Мы также заинтересованы в том, чтобы инспектора работали эффективно и дали ответ на те вопросы, которые мы задали.

С госсекретарем США К.Пауэллом мы условились продолжить консультации по этому вопросу. Мы внимательно проанализируем предложения американской стороны по обеспечению эффективной работы инспекторов. Хочу сразу подчеркнуть, потому что в прессе последние дни появлялись различные соображения или рассуждения о том, что Россия, якобы, не допустила в Совете Безопасности какой-то американской резолюции. Никакой резолюции ни американской, ни французской, ни российской по этому вопросу не было и нет. Мы проводили и продолжаем проводить консультации.

Вопрос: В развитие этой же самой темы вопрос такой. Вчера госсекретарь К.Пауэлл сказал, что если новой строгой резолюции не будет, то США заблокируют возвращение инспекторов. Обсуждалось ли это на группе и как это может быть сделано и что мы можем в этой связи предпринять? Это технический вопрос, а второй вопрос недипломатический: будет новая война в Ираке или нет?

Ответ: По первому вопросу. Я вам подробно рассказал, как протекало обсуждение этой проблемы. И президент, и госсекретарь США почувствовали, что они не хотели бы допустить ситуацию, когда возвращение инспекторов будет неэффективным и их работа не позволит снять озабоченности в том, что касается оружия массового уничтожения. Я уже сказал, мы также заинтересованы в том, чтобы работа инспекторов была максимально эффективной. Каким образом этого добиться, об этом сейчас идут консультации в Совете Безопасности ООН.

Что касается второго вопроса, то Россия неоднократно подчеркивала, что необходимо использовать все политико-дипломатические меры, чтобы решить эту проблему. И мы это не только говорим, мы на практике это делаем. Война - это всегда крайняя мера, которая никогда не обходится без жертв и тяжелых последствий. Поэтому я уверен, что международное сообщество заинтересовано в том, чтобы максимально использовать политические возможности для урегулирования ситуации.

Вопрос: Сегодня была опубликована новая стратегическая доктрина национальной безопасности, выдвинутая администрацией президента Дж.Буша, которая подразумевает возможность нанесения упреждающих ударов по странам, представляющим угрозу для США. Как Вы оцениваете этот документ?

Ответ: Я еще не знаком с этим документом и я вряд ли сейчас смогу поделиться какими-то окончательными суждениями по этому документу. Но, в принципе, могу сказать, что Россия выступала и выступает за то, чтобы любое применение силы в отношении любого суверенного государства осуществлялось только с санкции СБ ООН. Это ясно записано в Уставе ООН и все государства ООН должны это выполнять.

Вопрос: Если инспектора вернутся в Ирак и их работа снова будет похожа на уже знакомую игру "в кошки-мышки" с официальными иракскими властями. В этом случае поддержит ли Россия военные действия США против Ирака?

Ответ: Как я сказал, у нас большой опыт работы международных инспекторов и в прошлом у них были проблемы, и мы находили решения этим проблемам. Поэтому, если эти проблемы, о которых Вы говорите, возникнут, мы всегда можем вернуться в Совет Безопасности ООН и можем принять такие меры, которые бы обеспечили выполнение Ираком своих обязательств. Устав ООН предоставляет широкий набор мер для того, чтобы добиться выполнения резолюций.

Вопрос: Вы упомянули, что официальные лица Грузии имеют контакты с террористами. По вашему мнению, президент Э.Шеварнадзе знает об этих контактах и выступает против них или не поддерживает эти контакты? И второй вопрос по Ираку. Не могли бы Вы прокомментировать, насколько велика, по Вашему мнению, решимость американского руководства отстранить С.Хусейна от власти? Как Вы, возможно, знаете, председатель комитета по разведке США г-н Грем недавно выступил против военных действий в отношении Ирака, заявив, что необходимо сосредоточить усилия против конкретных террористов, включая "Аль-Каиду".

Ответ: Мы передали американской стороне документы, подтверждающие контакты отдельных представителей официальных властей Грузии с террористами. Хочу подчеркнуть, эти документы носят конфиденциальный характер, и я бы не стал сейчас углубляться в их содержание. Что касается Э.А.Шеварнадзе, то знает он или не знает о них, я бы также не стал сейчас делать какие-либо выводы, потому что я не знаю. Что касается второй части Вашего вопроса, то мы можем только судить по официальным заявлениям представителей американской администрации, которые неоднократно подчеркивали, что решением проблемы они считают смену режима в Ираке. Что касается России, я еще раз хочу подчеркнутъ - мы считаем, что решение проблемы должно строго укладываться в существующие резолюции Совета Безопасности ООН. Только на этой основе мы сможем объединить все государства, международное общественное мнение для того, чтобы достичь этих целей. Если же каждый будет действовать на свое усмотрение, то инспекции не получатся, и у нас есть большие сомнения, что эффективность этой работы будет высока.

Вопрос: Во время Вашей сегодняшней встречи с президентом Дж.Бушем, высказывал ли президент США просьбу России не налагать вето на будущую резолюцию, которую США внесут по Ираку? И второй вопрос. Как Вы знаете, администрация США в настоящей время разрабатывает новую доктрину превентивного удара, которая позволяла бы государству осуществлять упреждающий удар в целях самообороны по своим потенциальным противникам. Применима ли эта доктрина к ситуации в Панкисском ущелье, т.е. сможет ли Россия использовать сходные с этой доктриной положения для решения вопроса на российско-грузинской границе?

Ответ: Что касается первого вопроса, то президент США очень подробно и откровенно изложил видение американской администрации тех угроз, которые могут исходить с территории Ирака и то, как администрация видит решение этой проблемы. Он подчеркнул, что заинтересован решать эту проблему совместно с международным сообществом, совместно с Россией, как он заявил с трибуны Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Вместе с тем, президент США считает, что, если решение не будет найдено через Совет Безопасности ООН, то нужно действовать такими методами, которые позволили бы эту угрозу устранить. Что касается резолюции, то я уже сказал, что проекта такой резолюции пока нет и этот вопрос обсуждался лишь в общих чертах. Что касается Панкисского ущелья, то Вы знаете, что Президент России В.В.Путин заявил, что, если действие террористов в отношении России с территории Грузии будут продолжаться, то Россия оставляет за собой право, опираясь на Статью 51 Устава ООН, предпринять действия по пресечению деятельности этих террористов.

Вопрос: Относительно разрабатываемой доктрины превентивного удара. Может ли Россия воспользоваться ее положениями для урегулирования ситуации в Панкисском ущелье и признает ли США право России на такие действия?

Ответ: Еще раз хочу подчеркнуть, что этот вопрос мы не обсуждали в ходе наших консультаций и высказываться было бы преждевременно. Но в любом случае такого рода доктрины носят односторонний характер, а мы руководствуемся положениями международного права, включая Устав ООН.

Вопрос: Каково было содержание телефонного разговора президентов В.В.Путина и Дж.Буша? По чьей инициативе произошел этот разговор и, учитывая, что он произошел до Вашей встречи с президентом, обсуждались ли в его ходе какие-то вопросы, касающиеся Вашей встречи с Дж.Бушем?

Ответ: В ходе предыдущего телефонного разговора 11 сентября президенты условились снова продолжить обсуждение иракской проблемы и некоторых других вопросов, представляющих для них интерес. Поэтому, я не буду привязывать этот разговор к нашей встрече. То, что он произошел, это чистое совпадение. События развиваются очень быстро и важно, что руководители наших стран чувствуют потребность обсуждать, координировать усилия с тем, чтобы действовать в общем направлении. Вы видели сообщение для печати пресс-службы президента России и знаете, что обсуждалась иракская проблема, проблема Панкисского ущелья, вопросы, касающиеся реализации договоренностей в области стратегической стабильности. Президенты также условились продолжить диалог по всем этим проблемам в ходе их очередной встречи, которая состоится в Мексике во время саммита АТЭС в октябре текущего года.

Вопрос: Г-н Министр, Вы упомянули, что с нынешним режимом инспекций есть определенные проблемы. По Вашему мнению, что можно было бы изменить, в каких областях режим можно было бы ужесточить и в тоже время можно ли определить какие-то области, в которых Ирак был бы недоступен для режима инспекций?

Ответ: В ходе работы предыдущих инспекций было выработано несколько документов, определяющих процедуры работы инспекторов. Эти документы сохраняют силу и они предполагают посещение любых объектов в любое время. С нашей точки зрения, руководитель группы инспекторов должен информировать СБ ОНН, достаточно ли этих процедур для работы или требуется что-то еще и после этого экспертам необходимо обсудить, что конкретно требуется. У Совета Безопасности ООН могут быть свои предложения на этот счет. Пока консультации только начинаются. Поэтому ничего больше добавить к этому я не могу.

Вопрос: Г-н Министр, по установившемуся в Европе мнению, именно президент Дж.Буш является основным инициатором возможных действий в отношении Ирака. По результатам Вашей сегодняшней встречи с президентом, можете ли вы как-то успокоить европейцев по этому поводу?

Ответ: Мы обсуждали этот вопрос в Совете Безопасности ООН и были едины во мнении о том, что необходимо добиться срочного возвращения инспекторов. Это была наша общая позиция и мы вместе работали для того, чтобы этого добиться. Здесь у нас нет разногласий ни между Россией и США, ни с нашими европейскими партнерами, ни с арабскими, ни с какими другими. Это была общая позиция. Я уверен, что именно потому, что у нас не было разногласий, Багдад вынужден был дать согласие на возвращение инспекторов без каких-либо условий. И сейчас у нас также нет разногласий в том, что инспектора должны как можно быстрее приступить к выполнению своих функций и выполнять их в полном объеме без каких-либо помех. Очень важно, что президент Дж.Буш подтвердил, что на этом этапе он отдает предпочтение коллективным усилиям с использованием механизмов ООН.

Вопрос: За последнее десятилетие после «Холодной войны» неоднократно утверждалось, что существуют определенные механизмы, гарантирующие нераспространение биологического, ядерного и химического оружия. Эти механизмы по-прежнему являются действенными и действуют ли они в отношении возможных контактов России с Ираном и другими странами?

Ответ: Как я уже сказал, Россия твердо выступает за развитие и укрепление всех режимов нераспространения. Все установленные ранее режимы безусловно действуют. За весь мир я говорить не могу, но за Россию могу Вас заверить, что мы твердо следуем всем нашим обязательствам по соблюдению этих режимов. Вместе с тем, мы также осознаем, что в нарушение этих режимов могут предприниматься попытки создания оружия массового уничтожения. Особенно это опасно сейчас, когда активизировался международный терроризм, различные экстремистские группы. Попадание в их руки оружия массового уничтожения представляло бы угрозу для всего человечества. Именно поэтому мы выступаем не только за сохранение, но и за укрепление режимов нераспространения. Эта тема стоит в числе приоритетов российско-американских отношений, контактов между Россией и НАТО, многих других многосторонних форумах.

Вопрос: Игорь Сергеевич, согласно сообщениям СМИ, Ваш грузинский коллега г-н Менагаришвили предложил создать трехстороннюю комиссию для решения проблемы терроризма в Панкисском ущелье. Обращались ли к Вам Соединенные Штаты с таким предложением и как Вы относитесь к этой идее?

Ответ: Никаких предложений на этот счет мы не получали. С другой стороны, исходя из опыта Советского Союза, хотел бы сказать, что когда предлагалось создавать различные комиссии и комитеты для решения вопросов, как правило, это делалось для того, чтобы уйти от решения вопроса. Нужны не комитеты и комиссии, нужна политическая воля. Будет политическая воля, этот вопрос можно будет решить без дополнительных комиссий.

Información general

Fotoreportaje

  • Отделение ООН в Найроби
  • Зал Генеральной Ассамблеи ООН
  • Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке
  • Европейское Отделение ООН в Женеве
  • Европейское Отделение ООН в Вене
  • Зал Совета Безопасности ООН