О позиции России на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
1. Основной целью 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН является подтверждение центральной координирующей роли всемирной Организации в мировых делах и укрепление многополярной системы международных отношений. ООН по праву остается уникальной площадкой для откровенного и равноправного диалога, направленного на выработку коллективных решений глобальных проблем при учете разных мнений, а также на создание поистине справедливой архитектуры мироустройства.
2. Неизменно выступаем за укрепление многосторонних основ международных отношений и мировой экономики на базе универсальных международно-правовых норм, прежде всего положений Устава ООН, с акцентом на неукоснительное уважение суверенного равенства государств и недопустимость вмешательства в их внутренние дела. Важно не позволить подчинить ООН узкой группе западных стран, стремящихся подменить общепризнанные принципы межгосударственного взаимодействия неконсенсусными построениями. Выступаем против легитимизации концепции «миропорядка, основанного на правилах», предусматривающей навязывание правил, стандартов и норм, выработка которых не предполагает равноправного участия всех заинтересованных государств. Она продвигается в противовес коллективным и основанным на Уставе ООН подходам и представляет серьёзную угрозу стабильности международных отношений.
3. Восьмилетняя непрекращающаяся война киевского режима против населения Донбасса и намеренный саботаж Украиной Комплекса мер по выполнению Минских соглашений вынудили Россию пойти на меры по защите мирных граждан региона. Начатая в 2022 г. специальная военная операция (СВО) проводится в строгом соответствии со статьей 51 Устава ООН и будет выполняться до устранения угроз безопасности нашей страны.
Западные союзники Украины способствуют эскалации и затягиванию конфликта, поставляя Киеву тяжелое вооружение, оказывая финансовую и техническую помощь, вербуя и отправляя наемников. Оружие стран НАТО используется ВСУ для ударов по гражданской инфраструктуре и мирному населению Донбасса. Тем самым Запад фактически становится соучастником военных действий и несет ответственность за преступления киевского режима.
Нарушения международного гуманитарного права и теракты со стороны Украины тщательно фиксируются, виновные в них будут наказаны. Своими действиями и риторикой Киев демонстрирует полное отсутствие заинтересованности в мирном урегулировании конфликта. Россия никогда не отвергала дипломатического пути решения кризиса и готова к переговорам с учетом ситуации «на земле» и законных интересов нашей страны.
4. Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области стали частью России в результате свободного волеизъявления их населения в сентябре 2022 года в соответствии с Уставом ООН и Декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. Этот документ гарантирует территориальную целостность тем государствам, чьи «правительства представляют без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории». Очевидно, что киевские власти, годами устраивавшие гонения на значительную часть своего населения как раз по национальному, религиозному, языковому и культурному признакам, этому критерию не отвечают.
Признание референдумов в Запорожской и Херсонской областях, Донецкой и Луганской народных республиках, а также принятия Крыма в состав России по итогам волеизъявления его жителей в 2014 году является обязательным условием для достижения договоренностей по всеобъемлющему урегулированию ситуации на Украине.
Серьезно обеспокоены усиливающейся тенденцией по выходу Генассамблеи ООН за пределы своей компетенции, которая вылилась в череду конфронтационных антироссийских резолюций, принятых за период с 24 февраля 2022 г. в связи с ситуацией на Украине в нарушение пункта 1 статьи 12 Устава ООН. Пытаясь в неконсенсусных резолюциях квалифицировать СВО как «агрессию», потребовать ее прекращения, возмещения ущерба и т.д., ГА ООН действует за пределами своей компетенции и самовольно берет на себя функции СБ ООН.
5. Ответственность за предотвращение и разрешение конфликтов, преодоление их последствий лежит в первую очередь на самих вовлеченных государствах. Международное содействие, в том числе по линии ООН, может быть оказано исключительно при их согласии и в соответствии с Уставом Организации. Посредничество, добрые услуги, а тем более превентивная дипломатия, должны основываться на беспристрастности и безусловном уважении суверенитета государств.
6. Цель реформы Совета Безопасности ООН – расширение представленности в СБ развивающихся государств Африки, Азии и Латинской Америки без ущерба для его эффективности и оперативности. Считаем Бразилию и Индию естественными кандидатами на постоянные места в Совете в случае решения о его расширении в обеих категориях членства. Оптимальная численность реформированного СБ – «чуть более двадцати членов» (low twenties). Поиск оптимальной реформенной модели, пользующейся максимальной поддержкой, необходимо продолжать в текущем формате межправительственных переговоров. Перевод дискуссий на текстуальную основу до согласования базовых параметров реформы контрпродуктивен. Прерогативы постоянных членов Совета, включая право вето, ревизии не подлежат.
7. Поддерживаем реалистичные инициативы по оптимизации деятельности ГА ООН в рамках Рабочей группы по ее ревитализации. Во главу угла ставим отладку рабочих методов, упорядочение перегруженной повестки, укрепление многоязычия. Нововведения должны быть рациональными и соотноситься с потребностями времени. Перераспределение в пользу Генассамблеи полномочий других уставных органов, в том числе СБ, недопустимо.
8. Поддерживаем развитие и укрепление сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными объединениями в соответствии с Главой VIII Устава ООН. Необходимо и далее наращивать конструктивное взаимодействие ООН с такими структурами, как ОДКБ, ШОС, СНГ, БРИКС и ЕАЭС. О востребованности данной задачи свидетельствует принятие на 77-й сессии ГА ООН двухгодичных резолюций о сотрудничестве по линии ООН-ОДКБ и ООН-СНГ, которые констатируют устойчивый прогресс и положительную динамику в укреплении отношений.
9. Категорически не приемлем искажение истории и пересмотр итогов Второй мировой войны. Особое значение придаем ежегодному проекту резолюции Генассамблеи ООН «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Подчеркиваем актуальность этого документа с учетом трагических последствий, к которым привел курс киевских властей на поощрение нацистской идеологии на Украине и потакание этому со стороны их западных кураторов.
10. Исходим из безальтернативности политико-дипломатического урегулирования кризисов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Последовательно выступаем за разрешение существующих конфликтов мирным путем, без внешнего вмешательства, при учете интересов всех вовлеченных сторон и на основе положений и норм международного права.
11. Одним из главных приоритетов в ближневосточном регионе является урегулирование в Сирии. Достижение прочной и долгосрочной стабилизации и безопасности в стране возможно только через полное восстановление территориальной целостности и суверенитета Дамаска над национальной территорией. Важной задачей «на земле» остается также продолжение борьбы с международными террористическими формированиями, признанными таковыми СБ ООН.
Главным вызовом, особенно после землетрясения 6 февраля 2023 г., остается деградация гуманитарной и социально-экономической ситуации в САР на фоне ужесточения односторонних санкций и хронического дефицита финансирования международных гуманитарных программ. Призываем ответственных членов мирового сообщества отказаться от политизации сугубо гуманитарных вопросов и оказывать помощь всем нуждающимся сирийцам без дискриминации и предварительных условий в координации с Дамаском, как это предусмотрено нормами и руководящими принципами международного гуманитарного права.
На политическом треке выступаем за продвижение ведомого и осуществляемого самими сирийцами при содействии ООН процесса урегулирования, как это предусмотрено резолюцией 2254 СБ ООН. Поддерживаем соответствующие усилия cпецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсена, которые не должны выходить за рамки определенного Советом Безопасности мандата.
12. Одной из основ установления мира и безопасности на Ближнем Востоке считаем реанимирование процесса ближневосточного урегулирования с центральным элементом – решением палестинской проблемы.
Придаем ключевое значение предотвращению эскалации насилия между палестинцами и израильтянами, оказанию масштабного гуманитарного содействия пострадавшим и нуждающимся на Западном берегу р.Иордан и в секторе Газа. Призываем стороны к сдержанности, отказу от односторонних шагов и провокационных действий, а также уважению особого статуса и неприкосновенности Святых мест Иерусалима. Выступаем за перезапуск прямых палестино-израильских переговоров по всем вопросам окончательного статуса на общепризнанной международно-правовой основе, включая двугосударственную формулу.
13. С обеспокоенностью отмечаем пробуксовку политпроцесса в Ливии и сохраняющийся раскол среди ведущих внутренних политсил. Убеждены в безальтернативности инклюзивного диалога с учётом озабоченностей всех ливийских сторон. Выступаем за скорейшее воссоздание единых государственных институтов и проведение президентских и парламентских выборов.
14. Отмечаем позитивную динамику ситуации в Йемене на фоне региональной нормализации. Убеждены, что восстановление всеобъемлющего перемирия будет способствовать устойчивому политическому урегулированию в стране. Настаиваем на необходимости работы со всеми сторонам конфликта при посредничестве ООН. Оказываем содействие спецпосланнику Генсекретаря ООН по Йемену Х.Грундбергу. Одна из ключевых задач – помощь йеменскому народу в преодолении крупнейшей гуманитарной катастрофы.
Выступаем против расширительной трактовки санкционных резолюций СБ ООН по Йемену. Ограничительные меры должны использоваться для содействия мирному урегулированию, а не для раздувания политической турбулентности в регионе. С обеспокоенностью отмечаем, что отдельные иностранные военно-морские присутствия недобросовестно манипулируют решениями СБ при досмотрах судов в близлежащих акваториях.
15. Последовательно поддерживаем усилия руководства Ирака по долгосрочной нормализации социально-экономической ситуации в стране, а также противодействию теругрозе. Отмечаем необходимость последовательной сфокусированной работы по устранению разногласий между различными этническими и конфессиональными компонентами иракского общества в рамках общенационального диалога. Подчеркиваем неприемлемость превращения Ирака в арену региональной конфронтации.
16. Последовательно проводим линию на содействие национальному примирению и урегулированию в Афганистане, а также сохранению стабильности и превращению его в свободное от терроризма и наркотиков государство. Серьезно обеспокоены растущим влиянием ИГИЛ, угрозой перетока его терактивности в Центральную Азию.
Выступаем за устойчивое и прагматичное взаимодействие международного сообщества с талибскими де-факто властями. Убеждены, что развитие диалога с Кабулом отвечает интересам безопасности и экономического развития всего региона.
Продолжим работу в рамках зарекомендовавших себя многосторонних площадок, таких как Московский формат консультаций, механизм стран-соседей Афганистана, региональная «четверка» (Россия-Китай-Пакистан-Иран), а также по линии региональных организаций, в первую очередь ОДКБ и ШОС. Предпринимаем шаги по созданию нового формата региональной «пятерки» с участием России, Китая, Индии, Ирана и Пакистана.
Полагаем, что США и их союзники, ответственные за критическую ситуацию в Афганистане после своего 20-летнего присутствия, должны взять на себя основные расходы по постконфликтному восстановлению страны.
Придаем большое значение деятельности Миссии ООН по содействию в Афганистане, прежде всего в контексте наращивания гуманитарной поддержки местному населению, создания условий для скорейшей разморозки афганских активов и мобилизации донорских средств на возрождение национальной экономики.
17. Приоритет в рамках усилий по комплексной нормализации азербайджано-армянских отношений – реализация трехсторонних заявлений на высшем уровне от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г., включая разблокирование торгово-экономических и транспортных связей в регионе, делимитацию/демаркацию границы между Азербайджаном и Арменией, а также оказание сторонам содействия в согласовании мирного договора.
18. Серьёзно обеспокоены деструктивными последствиями попыток США и их союзников наращивать давление на КНДР, в том числе за счёт проведения крупномасштабных военных учений. Отвергаем стремление и дальше ужесточать санкционный режим СБ ООН. Считаем данную идею не только ошибочной, но и бесчеловечной с точки зрения негативных гуманитарных последствий для простых северокорейцев. Осуждая провокационную военную активность в регионе, на которую вынуждены реагировать в Пхеньяне, призываем разорвать «порочный круг» эскалации напряжённости. Единственное действенное средство выхода из тупика – возобновление политико-дипломатического диалога с целью снижения уровня конфронтации и достижения долгосрочного урегулирования ситуации вокруг Корейского полуострова, а также выстраивания прочной системы безопасности в Северо-Восточной Азии с учётом законных интересов всех государств региона, включая КНДР. Последовательно продвигаем совместно с Китаем соответствующие инициативы.
19. Исходим из безальтернативности сохранения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Настроены на продолжение взаимодействия в рамках венского переговорного процесса, направленного на устранение негативных последствий единоличного выхода США из «ядерной сделки» в нарушение обязательств по резолюции СБ 2231. Считаем контрпродуктивными продолжающиеся попытки Вашингтона и его союзников наращивать давление на Тегеран и дальше обострять ситуацию вместо того, чтобы содействовать скорейшему восстановлению функционирования СВПД в полном объеме.
20. Выступаем за решение кипрского вопроса на базе соответствующих резолюций СБ ООН, предусматривающих создание на острове двухобщинной двузональной федерации с едиными международной правосубъектностью, суверенитетом и гражданством. При этом итоговая модель урегулирования должна быть одобрена и греками-, и турками-киприотами без внешнего давления. Навязывание произвольных временных рамок недопустимо. Полагаем необходимым подключение постоянных членов Совета к обсуждению внешних аспектов кипрской проблематики, а также замену существующей системы гарантий со стороны Великобритании, Греции и Турции на гарантии со стороны СБ. Перезапуску полноценного переговорного процесса способствовало бы скорейшее назначение спецпосланника или спецсоветника Генсекретаря ООН, который должен быть одобрен Советом и подотчетен ему.
21. Залог устойчивого функционирования институтов Боснии и Герцеговины – соблюдение равноправия двух энтитетов и трех государствообразующих народов в полном соответствии с Дейтонским мирным соглашением 1995 г. Боснийцы заслуживают право самостоятельно определять судьбу своей страны. В этой связи считаем необходимым скорейшее упразднение аппарата Высокого представителя (ВП). Пост ВП остается вакантным, так как К.Шмидт не имеет соответствующего одобрения со стороны СБ ООН.
22. Ситуация в Косово должна быть урегулирована на основе резолюции СБ 1244. Договоренность между Белградом и Приштиной будет жизнеспособной лишь в том случае, если стороны придут к согласию сами, без навязывания готовых рецептов извне. Выступаем против идеи корректировки мандата Миссии ООН в крае и сокращения её бюджета, а также за сохранение открытого формата и периодичности заседаний по косовской проблематике в СБ ООН.
23. Безальтернативной основой урегулирования в Колумбии остается последовательное выполнение положений Итогового соглашения о мире с акцентом на тщательную реализацию его разделов, посвященных аграрной реформе и этническим вопросам. Еще больших усилий требуют задачи по обеспечению физической безопасности социальных активистов, бывших повстанцев и наиболее уязвимых слоев населения.
Приветствуем подписанный 9 июня 2023 г. по итогам третьего раунда мирных переговоров на Кубе между Правительством Колумбии и «Армией национального освобождения» (АНО) «Пакт о полугодовом ненападении с АНО». Считаем достигнутые договоренности важным шагом на пути к достижению всеобъемлющего мира в Колумбии.
24. Выступаем за взвешенный и деполитизированный подход при рассмотрении положения дел в Мьянме и поиске путей нормализации гуманитарной ситуации в Ракхайнской национальной области (РНО). Несмотря на принятие 21 декабря 2022 года резолюции СБ ООН 2669 по Мьянме, по-прежнему исходим из того, что ситуация в этом государстве может обсуждаться в Совете только в контексте проблематики беженцев-рохинджа. Превалирующие в документе правочеловеческие вопросы более уместно рассматривать в рамках профильных форумов, включая Третий комитет Генассамблеи и Совета ООН по правам человека.
25. Исходим из того, что в предотвращении кризисных явлений и урегулировании конфликтов в Африке ведущую роль должны играть сами африканцы при поддержке со стороны международного сообщества. Выступаем за укрепление партнерства ООН с Афросоюзом и субрегиональными организациями континента. Намерены и далее активно содействовать политическому разрешению кризисов в ЦАР, ДР Конго, Южном Судане, Сомали, Мали и Сахаро-Сахельском регионе в целом, а также в других «горячих точках» Африки. Противодействуем попыткам очернить наше сотрудничество с африканскими странами. Приветствуем усилия африканцев по устранению коренных причин конфликтов, восстановлению госинститутов и реформированию сектора безопасности. Поддерживаем курс государств континента на избавление от колониального прошлого. Считаем недопустимыми попытки ряда стран продвигать неоколониальные подходы на Африканском континенте.
Санкционные режимы СБ ООН в отношении ряда африканских стран нуждаются в пересмотре, особенно в части оружейного эмбарго. Зачастую эти меры не соответствуют текущей обстановке и, не способствуя мирным процессам, лишь сковывают действия правительств в борьбе с незаконными вооружёнными формированиями.
В качестве постоянного члена СБ ООН и двустороннего партнера Банги продолжаем содействовать процессу стабилизации и нацпримирения в ЦАР на основе Политсоглашения о мире и примирении от 6 февраля 2019 г. в интересах долгосрочного урегулирования затяжного конфликта в сердце Африки. В соответствии с нормами международного права помогаем властям страны укреплять национальный потенциал в области безопасности. Открыты для взаимодействия со всеми игроками «на земле», международными и двусторонними партнерами Банги. Сохранение санкционного режима СБ в отношении ЦАР, мешающего укреплению безопасности республики, с каждым днём теряет актуальность. Назрел вопрос о его полной отмене.
Внимательно следим за ситуацией в области безопасности в Мали на фоне решения СБ ООН о сворачивании Миссии ООН по стабилизации в этой стране (30 июня 2023 г.). Удовлетворены тем, что Совет единогласно отреагировал на соответствующее обращение малийцев, готовых взять на себя всю полноту ответственности в обеспечении безопасности своей страны. Выступаем за упорядоченный и организованный вывод «голубых касок» при тесном взаимодействии с принимающей стороной. Россия продолжит оказывать поддержку Бамако на двусторонней основе, включая повышение боеспособности вооруженных сил, подготовку военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также предоставление помощи гуманитарного характера.
Поддерживаем региональные усилия по разрешению продолжающегося с 15 апреля 2023 г. вооружённого конфликта в Судане между регулярной армией и Силами быстрого реагирования. Выступаем категорически против попыток извне навязывать сторонам конфликта политизированные решения и оказывать на них давление в том числе путём применения нелегитимных односторонних санкционных мер. Убеждены, что устойчивое решение может быть найдено только политико-дипломатическими методами при участии всех заинтересованных суданских сторон. Несмотря на сложность нынешней ситуации в Судане, уверены, что надо и дальше двигаться в направлении сворачивания санкционного режима СБ ООН, действующего в Дарфуре. Эти ограничения были введены давно и, как показал опыт, едва ли внесли вклад в нормализацию обстановки.
26. Востребованность Спецкомитета ГА ООН по деколонизации (С-24) будет не только сохраняться, пока не будут окончательно решены вопросы деколонизации 17 несамоуправляющихся территорий, но и в перспективе возрастать соразмерно изменениям глобальной повестки в сторону дальнейшего отхода от однополярной системы во главе с бывшими западными метрополиями.
27. Миротворческая деятельность ООН должна осуществляться при неукоснительном соблюдении ее базовых принципов и Устава ООН. Усилия следует нацеливать на содействие политическому урегулированию и достижению национального примирения. Использование новых технологий не должно отодвигать на второй план основные задачи миротворчества. Разведку в миротворчестве надлежит применять исключительно для обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских лиц. Расширение мандата миротворцев в том числе за счет полномочий по применению силы возможно только по решению СБ при строгом учете специфики конкретной страны.
Убеждены, что Спецкомитет ГА ООН по миротворчеству (С-34) должен сохранить за собой ведущую роль в выработке общих параметров миротворческой деятельности. Считаем контрпродуктивными попытки обхода этой площадки в том числе через СБ ООН.
Видим хорошие перспективы для подключения ОДКБ к миротворческой деятельности ООН. ОДКБ прошла значительный путь в совершенствовании своего миротворческого потенциала. Государства-члены Организации демонстрируют готовность развивать участие в миротворческих усилиях ООН не только в национальном качестве, но и «под флагом» ОДКБ.
Международная поддержка в области миростроительства и сохранения мира должна оказываться только по просьбе принимающего правительстваи с прицелом на наращивание собственного потенциала государств. Пополнение фонда по миростроительству за счет начисленных взносов возможно при повышении транспарентности и отчетности о расходовании его средств, а также получении соответствующих мандатов от межправительственных органов ООН.
28. Санкции – важный вспомогательный инструмент СБ ООН по пресечению деятельности, создающей угрозу для международного мираи безопасности. Их нельзя применять как средство наказания. Они должны иметь дозированный и адресный характер с ограниченным сроком действия, учитывать политические, социально-экономические, правочеловеческие и гуманитарные последствия. Следует проводить регулярные обзоры санкционных режимов. В случае выправления ситуации нельзя запаздывать со смягчением устаревших ограничений вплоть до их полной отмены. Недопустимы попытки использования международных санкций в целях недобросовестной конкуренции, экономического удушения и дестабилизации «неугодных режимов». Неприемлемо, когда введённые СБ ООН санкции дополняются односторонними принудительными мерами, тем более с экстерриториальным эффектом. Выступаем за фиксацию этого требования в соответствующих резолюциях СБ. Сферу охвата института омбудсмена санкционного Комитета СБ 1267/1989/2253 по ИГИЛ и «Аль-Каиде» предлагаем распространить на всех субъектов санкционного перечня Совета.
29. Выступаем за консолидацию международного сообщества в борьбе с терроризмом при центральной координирующей роли ООН без политизации, двойных стандартов и «скрытых повесток» на основе Устава ООН, профильных универсальных конвенций и протоколов, тематических резолюций СБ ООН, а также Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Считаем важным активное задействование инструментария вспомогательных антитеррористических органов СБ ООН, в частности Контртеррористического комитета, санкционных Комитетов по ИГИЛ и «Аль-Каиде», а также Движению талибов.
Поддерживаем деятельность Управления ООН по контртерроризму (УКТ) в том числе за счет российских добровольных взносов. Отстаиваем необходимость увеличения доли регулярного бюджета ООН в финансировании УКТ. Исходим из того, что «ядром» программно-проектной деятельности Управления должны оставаться инициативы с акцентом на наращивание потенциала национальных контртеррористических институтов стран-реципиентов.
30. Выступаем за активизацию работы по перекрытию идеологической, материальной, финансовой и кадровой подпитки террористов, а также укрепление сотрудничества стран в противодействии иностранным террористам-боевикам (ИТБ), привлечении их к уголовной ответственности на основе принципа «либо выдай, либо суди».
Препятствуем линии западников на размывание международно-правовой контртеррористической базы как за счет излишнего выпячивания второстепенных в контексте антитеррора вопросов правочеловеческого и гендерного характера, так и через продвижение спорных концепций «противодействия насильственному экстремизму» и по борьбе с «расово и этнически мотивированным насильственным экстремизмом/терроризмом».
Акцентируем внимание международного сообщества на опасном росте правоэкстремистских угроз, в особенности проявлений агрессивного национализма и неонацизма. Подчеркиваем лживость и двойные стандарты коллективного Запада, когда на фоне огульных обвинений России в «агрессии» он предпочитает не замечать факты открытой государственной поддержки терроризма созданным им неонацистским киевским режимом, превратившим Украину в новую международную террористическую ячейку. США и их союзники активно используют террористическую украинскую власть в качестве плацдарма и инструмента вооруженной борьбы против России. Призываем западные страны и их союзников отказаться от политического спонсорства и накачки вооружениями украинских неонацистских формирований, активно применяющих террористические методы и укрепляющих связи с транснациональной оргпреступностью и тергруппировками в том числе в вопросах переправки ИТБ и торговли оружием. Указываем на то, что этот процесс ведет к эскалации рисков в области антитеррористической безопасности в Европе и в мире в целом.
31 Мировая проблема наркотиков усугубилась за период пандемии коронавируса и по-прежнему представляет серьезную угрозу безопасности и благополучию населения. Выступаем за равнозначное внимание к трем ее взаимосвязанным элементам: сокращению спроса на наркотики, сокращению предложения наркотиков и укреплению международного антинаркотического сотрудничества на основе принципа общей и совместной ответственности.
Неукоснительное соблюдение всеми государствами трех профильных конвенций ООН 1961, 1971 и 1988 гг. является залогом эффективного функционирования глобальной системы наркоконтроля. Рассматриваем попытки ее дестабилизации, включая легализацию наркотиков в рекреационных целях, в качестве угрозы национальной безопасности нашей страны. Заложенный в конвенциях принцип ограничения применения наркотиков исключительно медицинскими и научными целями является наилучшим способом реализации прав человека на жизнь и здоровье. Выступаем за построение общества, свободного от злоупотребления наркотиками, через продвижение здорового образа жизни и ограждение детей и молодежи от незаконных наркотиков.
Противодействие незаконному применению наркотиков не должно ограничивать наличие и доступность наркосодержащих препаратов в медицине в случае их доказанной эффективности для лечения конкретных заболеваний.
32. Выступаем за консолидацию международных усилий в борьбе с криминальными вызовами и угрозами при центральной координирующей роли ООН, без политизации и двойных стандартов, на основе добросовестного, взаимоуважительного и равноправного сотрудничества государств.
Полагаем деструктивными попытки политизации работы Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию и Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (КТОП).
Придаем большое значение надлежащему соблюдению руководящих принципов и параметров механизма обзора КТОП, призванного носить технический характер, быть беспристрастным, способствовать конструктивному взаимодействию между государствами в эффективной реализации Конвенции.
33. Выступаем в поддержку осуществления международного антикоррупционного сотрудничества при центральной координирующей роли всемирной Организации и на основе Конвенции ООН против коррупции (КПК). Выражаем твердую приверженность межправительственному, техническому и беспристрастному характеру конвенционных механизмов. Решительно осуждаем любые попытки политизировать работу Конференции государств-участников КПК. Придаем большое значение реализации политической декларации спецсессии ГА ООН против коррупции, в особенности в части необходимости устранения пробелов в нормах международного права, регулирующих вопросы возвращения активов.
34. Выступаем за сохранение центральной роли ООН, в частности Рабочей группы открытого состава (РГОС), в глобальном переговорном процессе по международной информационной безопасности (МИБ). Важно не допустить учреждения навязываемых западными странами непрозрачных и подконтрольных им механизмов вместо РГОС. Отстаивать строго межгосударственный характер принятия универсальных решений по МИБ.
Приоритетным направлением деятельности Группы должно стать придание правилам, нормам и принципам ответственного поведения в информпространстве юридически обязательной силы. Призываем к выработке и принятию универсального международно-правового договора, нацеленного, прежде всего, на укрепление сотрудничества в деле предотвращения конфликтов в сфере использования ИКТ. В качестве прообраза такого документа нами совместно с единомышленниками представлена концепция конвенции ООН об обеспечении МИБ.
Намерены внести в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН юбилейный (25 лет) российский проект ежегодной резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Отразим в нем итоги деятельности РГОС в 2023 г. с учетом создания глобального межправительственного реестра контактных пунктов по обмену информацией о компьютерных атаках/инцидентах. Призываем все страны поддержать наш проект.
Формирование международно-правового режима является для нас приоритетом и применительно к проблематике борьбы с информпреступностью в рамках Третьего комитета ГА ООН. Считаем необходимым заключить универсальный договор, направленный на противодействие использованию ИКТ в экстремистских, террористических и иных преступных целях, а также выстраивание взаимовыгодного международного правоохранительного сотрудничества в этой сфере. Основой для такого инструмента может служить разрабатываемая под эгидой ООН всеобъемлющая конвенция о противодействии информпреступности (планируется принятие в ходе 78-й сессии ГА ООН).
35. Последовательно выступаем за укрепление действующих и выработку на консенсусной основе новых договорных режимов в сфере контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН). Центральную роль в этом процессе отводим ООН и её многостороннему разоруженческому механизму. Ведём линию на повышение эффективности и слаженности работы его ключевых элементов – Первого комитета ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению и Конференции по разоружению.
36. Строго выполняем наши обязательства по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Выступаем за его скорейшее вступление в силу. Призываем восемь стран, от которых зависит запуск договора, безотлагательно подписать и/или ратифицировать ДВЗЯИ. Считаем ключевым деструктивным фактором для Договора позицию США, которые стали единственным государством, официально отказавшимся от его ратификации. Вашингтон предпринимает последовательные шаги к возобновлению ядерных испытаний, в том числе повышая готовность ядерного испытательного полигона в Неваде и выделяя значительные ассигнования на его поддержание. Побуждаем Вашингтон к пересмотру своего подхода в отношении ДВЗЯИ.
Решительно пресекаем инсинуации о возможном возобновлении нашей страной ядерных испытаний. В заявлении Президента России В.В.Путина от 21 февраля 2023 г. четко указано, что Россия не будет первой проводить ядерное испытание. Мы пойдем на этот шаг только в ответ на аналогичное действие со стороны США. Намерены и далее придерживаться введенного нами в 1991 г. добровольного моратория на ядерные испытания.
37. Россия неизменно выступает за укрепление режима ядерного нераспространения, базирующегося на Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В последнее время Договор подвергается серьёзным испытаниям. Растёт число разногласий среди государств-участников по вопросам, связанным с осуществлением его положений. Это происходит на фоне слома сложившейся системы соглашений в области контроля над вооружениями. В таких обстоятельствах обеспечение устойчивости Договора является одной из приоритетных задач для поддержания стабильности в глобальном масштабе.
К сожалению, 10-я Конференция по рассмотрению действия ДНЯО (2022 г.) завершилась без принятия итогового документа. Радикализация позиций, намерения ряда государств-участников (в первую очередь стран Запада) продвинуть собственные политические установки и насытить проект документа формулировками, не имеющими никакого отношения к укреплению режима ядерного нераспространения, привели к невозможности его консесусного одобрения.
Вместе с тем, говорить о «кризисе ДНЯО» мы не склонны. Договор продолжает полноформатно функционировать и оставаться одним из «краеугольных камней» глобальной архитектуры международной безопасности и режима нераспространения.
Вскоре стартует новый цикл обзора ДНЯО. Россия готова к всестороннему сотрудничеству на данной площадке для реализации заложенных в Договоре целей и задач. При этом убеждены, что достижение консенсуса ради консенсуса, усилия во что бы то ни стало согласовать итоговый документ – путь, ведущий лишь к ослаблению работы по укреплению ДНЯО. В случае повторения ситуации, сложившейся на ОК-10, мы готовы и впредь блокировать любые попытки политизации обзорного процесса.
Неизменно поддерживаем право государств на использование атомной энергии в мирных целях. Важнейшую роль в реализации этого права играет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Категорически не приемлем попытки политизировать работу Агентства или расширить сферу охвата его деятельности за пределы рамок Устава, тем самым разрушая авторитет этого важного международного органа.
Считаем, что в работе Агентства должен соблюдаться баланс между всеми уставными направлениями деятельности организации. Поддерживаем усилия МАГАТЭ, нацеленные на глобальное признание атома в качестве климатически нейтрального источника энергии.
Выступаем за сохранение объективного, деполитизированного, технически обоснованного и при этом основанного на заключенных между государствами и МАГАТЭ соглашениях характера проверочного механизма Агентства – системы гарантий.
Запорожская АЭС (ЗАЭС) перешла в российскую юрисдикцию, когда по итогам состоявшихся референдумов ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области вошли в состав Российской Федерации в качестве новых субъектов.
Актуальным остаётся вопрос о прекращении украинских нападений на ЗАЭС, создающих угрозу её безопасности и риски техногенной аварии с радиационными выбросами.
Украина заблокировала все инициативы гендиректора МАГАТЭ, направленные на укрепление безопасности ЗАЭС. Не поддержал Киев и озвученные гендиректором МАГАТЭ Р.Гросси 30 мая с.г. в ходе заседания СБ ООН пять тезисов по обеспечению безопасности станции. В целом рекомендации Р.Гросси создают основу для того, чтобы Секретариат МАГАТЭ наконец-то огласил имеющуюся у него информацию об украинских атаках на ЗАЭС, а также открыто осудил столь безрассудные действия Киева.
Со своей стороны всегда поддерживали предложения гендиректора МАГАТЭ, направленные на укрепление ядерной безопасности станции. Мы никогда не размещали и не планируем размещать на территории ЗАЭС воинские контингенты и военную технику, предназначенную для наступательных действий. На ЗАЭС находятся только те силы, которые необходимы для её охраны, а также для ликвидации возможных последствий украинских атак. Намерены и далее обеспечивать защиту станции таким образом, чтобы не дать возможность Киеву и коллективному Западу создавать угрозы безопасного функционирования ЗАЭС.
38. Планомерно поддерживаем региональные усилия по нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ). В качестве наблюдателя участвуем в Конференции ООН по вопросам создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ. Считаем, что выработка юридически обязывающего соглашения по созданию такой зоны отвечала бы интересам всех региональных государств. Отмечаем, что США остаются единственным членом «ядерной пятерки», который до сих пор игнорирует этот важный форум.
39. Разделяя благородную цель построения мира, свободного от ядерного оружия, Россия последовательно на протяжении десятилетий вносила весомый практический вклад в решение этой задачи. Однако в условиях развязанной против нас тотальной гибридной войны наша страна подошла к пределам своих возможностей по сокращению ядерных вооружений. Дальнейший прогресс на данном треке будет возможен только при условии отказа западных стран от проводимой ими антироссийской линии и должен быть обусловлен подключением всех стран, обладающих военным ядерным потенциалом. При этом считаем, что здесь не должно быть оторванных от современных реалий искусственно навязанных графиков и невыверенных мер. Продвижение на этом направлении следует рассматривать как часть комплексного процесса всеобщего и полного разоружения, как это закреплено в Статье VI ДНЯО, во всей её целостности.
Нам понятны побудительные мотивы сторонников «кратчайшего пути» к безъядерному миру, однако убеждены, что прогресс возможен только на основе реалистичного, взвешенного и поэтапного подхода, способствующего укреплению международного мира, стабильности и безопасности для всех государств. Не считаем, что Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО) отвечает этим критериям и может являться рамочной основой для осуществления практических мер по сокращению ядерных вооружений.
В связи с этим не видим для себя возможности поддерживать такие радикальные инициативы, как ДЗЯО. Выработка и настойчивое продвижение подобного документа представляется преждевременным и контрпродуктивным шагом, поскольку на данном этапе он лишь провоцирует углубление противоречий между ядерными и неядерными государствами и может нанести непоправимый ущерб основополагающему режиму ДНЯО. Не считаем, что ДЗЯО устанавливает какие-либо универсальные стандарты либо способствует развитию норм обычного международного права.
Для России обладание ядерными вооружениями на данном историческом этапе является единственно возможным ответом на конкретные внешние угрозы, которые только нарастают. Обстановка в области безопасности деградирует вследствие деструктивных попыток США и НАТО обеспечить себе военное превосходство. Это выражается, в т.ч. и в проводимом ими курсе на военно-политическое и военно-техническое освоение постсоветского пространства с превращением Украины в антироссийский плацдарм. Ситуация дополнительно усугубляется ввиду дальнейших шагов западных стран по вовлечению в военную конфронтацию с Россией в попытке нанести нашей стране «стратегическое поражение».
В этих условиях немедленный отказ от ядерного оружия резко ослабил бы надежность осуществляемого нами стратегического сдерживания и, соответственно, национальную безопасность. Более того, такой шаг был бы способен спровоцировать дальнейшую эскалацию нынешнего кризиса вплоть до прямого военного столкновения с участием крупнейших мировых держав. На этом фоне фактор ядерного сдерживания неизбежно сохраняет важную роль в наших доктринальных установках. При этом в них жёстко обусловлены те обстоятельства, в которых Россия оставляет за собой право на ядерное реагирование, – это применение против нас и наших союзников ядерного оружия и других видов ОМУ, а также широкомасштабная агрессия, когда под угрозу будет поставлено само существование государства.
В то же время мы твёрдо убеждены в непреложности постулата о том, что в ядерной войне не может быть победителей и она не должна быть развязана, который был подтверждён лидерами пяти ядерных держав в январе 2022 г. в соответствующем совместном заявлении. Крайне важно, чтобы каждое из этих государств на деле демонстрировало бы приверженность данному заявлению во всей его полноте. Необходимо предотвратить любой вооружённый конфликт между странами, обладающими ядерным оружием, а противоречия между ними должны своевременно решаться через конструктивный и взаимоуважительный диалог, нацеленный на недопущение гонки вооружений и снижение стратегических рисков.
40. Решение о приостановлении нашей страной действия Договора о СНВ связано прежде всего с последовательной линией США на политико-экономическое удушение России и целенаправленное ослабление её безопасности. Таким образом, имеет место коренное изменение обстоятельств и подрыв Вашингтоном фундаментальных принципов и пониманий, на которых зиждется ДСНВ. При этом США продолжают демонстративно игнорировать зафиксированную в Договоре взаимосвязь между наступательными и оборонительными стратегическими вооружениями, а также нарушают количественные ограничения на СНВ сторон по Договору, что имеет принципиальное значение для реализации его объекта и целей. Серьёзнейшим ударом по Договору стало и содействие с американской стороны атакам киевского режима на российские стратегические объекты, заявленные по ДСНВ.
В целях поддержания приемлемого уровня предсказуемости и стабильности в ракетно-ядерной сфере Россия продолжит в пределах срока действия Договора соблюдать предусмотренные им количественные ограничения на СНВ. Кроме того, будем и далее участвовать в обмене с США уведомлениями о пусках МБР и БРПЛ на основе соответствующего двустороннего соглашения 1988 г.
Решение о приостановлении действия ДСНВ может быть обратимо, только если США проявят политическую волю и предпримут необходимые усилия в целях общей деэскалации, устранения нарушений и создания условий для возобновления полноформатного функционирования данного Договора. При определении его дальнейшей судьбы также потребуется обязательный учёт фактора совокупного ядерного арсенала США, Великобритании и Франции, которые совместно с другими союзниками по НАТО всё активнее выступают единым антироссийским фронтом по ядерным делам.
С момента прекращения действия Договора о РСМД в августе 2019 г. Россия взяла на себя обязательство в целях поддержания предсказуемости и сдержанности в ракетно-ядерной сфере не развёртывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования, пока в соответствующих регионах не размещены аналогичные средства американского производства. Эти меры сохраняют актуальность, однако российский мораторий испытывает на себе возрастающее давление ввиду дестабилизирующих военных программ США, включая планы по развёртыванию ракетных систем, ранее запрещённых по ДРСМД.
Прогресс на пути разоружения напрямую зависит от ситуации в сфере международной безопасности и стратегической стабильности, на которую в современных условиях продолжают негативно влиять такие факторы, как ничем не ограниченное развёртывание системы глобальной ПРО в сочетании с наращиванием высокоточных неядерных вооружений под задачи «глобальных» и «обезоруживающих» ударов, перспектива вывода ударных вооружений в космос, нарастание дисбалансов в области обычных вооружений, расширение военных союзов и попытки создания новых блоков, разрушение и выхолащивание архитектуры контроля над вооружениями, а также нелегитимный санкционный прессинг в рамках враждебной гибридной деятельности.
В более широком плане попытки всеми способами затормозить нарождение более справедливого, полицентричного миропорядка ведут к нарастанию межгосударственной напряженности и конфликтного потенциала. На этом фоне актуальной представляется постановка фундаментальной задачи по формированию новой, более устойчивой и жизнеспособной архитектуры международной безопасности и глобальной стратегической стабильности на основе взаимоприемлемых правил сосуществования, гарантирующих необходимый базовый уровень безопасности для всех и исключающих достижение одной из сторон решающего военно-стратегического превосходства. Её неотъемлемым элементом видится комплексное урегулирование неприемлемой военно-политической ситуации в Евро-Атлантике, вызванной дестабилизирующими действиями США и их союзников.
Россия в принципиальном плане остаётся открыта к взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами в соответствующих международных форматах по общей деэскалации, комплексному укреплению безопасности и стабильности, минимизации стратегических рисков, в т.ч. с использованием инструментов контроля над вооружениями. Однако это возможно исключительно на основе равноправия и подлинного учёта интересов России.
41. Россия является инициатором разработки важных многосторонних договоренностей в области КВРН – по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК) и борьбе с актами химического и биологического терроризма. Исходим из того, что конструктивный диалог по этим вопросам даст возможность приступить к углубленной (в том числе переговорной) работе на площадках ООН. Продвигая эти инициативы, неукоснительно придерживаемся принципов равноправия и консенсуса, обеспечивающих баланс интересов.
Традиционно внесем в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН проекты резолюций по неразмещению первыми оружия в космосе (НПОК), мерам транспарентности и доверия в отношении космической деятельности, а также дальнейшим практическим шагам по ПГВК. Глобализация инициативы по НПОК – значимый, но промежуточный этап на пути к заключению международного договора о предотвращении размещения оружия в космосе на базе российско-китайского проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.
42. В сфере международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях исходим из непреложного характера центральной и координирующей роли Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС). Рассматриваем как контрпродуктивные стремления «размыть» мандат КОПУОС путём искусственного переноса входящих в его повестку дня вопросов космического мусора и управления орбитальным движением на параллельные, сугубо разоруженческие площадки ООН в рамках концепции т.н. ответственного поведения в космосе.
Исходим из важности принятия консенсусом резолюции «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях», утверждающей доклад 66-й сессии КОПУОС. Считаем опасными потенциальные попытки «вскрыть» традиционно принимаемый без голосования проект по политизированным причинам.
Продолжаем выступать за необходимость правовой определенности в вопросах делимитации космического и воздушного пространств, в том числе в контексте установления пространственных пределов суверенитета государств над их территорией и обеспечения их национальной безопасности, а также создания условий для долгосрочной устойчивости деятельности и безопасности полетов воздушных судов. Призываем к созданию эффективной системы управления космическим движением на основе регулирования и мониторинга путем разработки международным сообществом юридически обязательных правил поведения.
43. Выступаем за укрепление конвенций о запрещении биологического и токсинного, а также химического оружия, Женевского протокола 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.
Серьезную обеспокоенность вызывает нарастающая тенденция к «приватизации» евроатлантическими союзниками во главе с США специализированных международных организаций, ярким примером которой служит неприемлемая ситуация в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Под прикрытием антироссийской и антисирийской риторики страны НАТО и ЕС с 2018 г. окончательно отказались от заложенной в статье VIII Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) практики достижения консенсуса по ключевым вопросам на повестке ОЗХО, подменив ее голосованием на основе блоковой дисциплины. Результатом данной целенаправленной работы стало наделение Технического секретариата (ТС) Организации «атрибутивными» функциями в нарушение предусмотренного КЗХО порядка внесения поправок в Конвенцию (статья XV). Фактически, добиваясь поставленной цели смены неугодного Вашингтону законного правительства Б.Асада, «коллективный Запад» подорвал целостность Конвенции и разрушил технический характер работы ОЗХО.
44. Придаём большое значение резолюции СБ ООН 1540 как одному из базовых международных инструментов в сфере нераспространения, нацеленному на недопущение попадания ОМУ и ОМУ-материалов в руки негосударственных субъектов. Рассчитываем на сохранение духа сотрудничества на этой ооновской площадке.
45. В контексте ситуации на Украине глубоко обеспокоены подрывом западными странами глобальных усилий по борьбе с незаконным перетоком оружия и фактами нарушений ими взятых на себя обязательств в сфере контроля над вооружениями. Безудержная «накачка» оружием киевского режима со стороны государств-членов НАТО, которые сами признают отсутствие возможностей отслеживать его дальнейшее перемещение, резко обостряет риски попадания данных вооружений, в том числе особо чувствительного характера, к криминальным структурам и террористическим группировкам и его бесконтрольному распространению в Европе и мире в целом.
46. Выступаем за создание специализированной универсальной структуры под эгидой ООН для решения всего спектра вопросов борьбы с морской преступностью в разных регионах.
Продолжаем активную работу с партнерами в регионе Африканского Рога, в том числе на площадке Контактной группы по незаконной деятельности на море.
Отмечаем совпадение наших подходов к проблематике борьбы с пиратством, а также совместный настрой на сохранение и дальнейшее развитие Контактной группы.
Принимая во внимание ежегодное увеличение числа пиратских и разбойных нападений на суда в водах Гвинейского залива, заинтересованы в продолжении российского участия в мероприятиях Форума морского сотрудничества в Гвинейском заливе – полезного экспертного формата взаимодействия и координации антипиратских операций.
Отмечаем деятельность курируемой Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП) Глобальной программы по борьбе с морской преступностью. Намерены наращивать финансовую помощь прибрежным государствам акватории Гвинейского залива из средств ежегодного добровольного взноса Российской Федерации в УНП в целях повышения боеспособности и технической оснащенности морских силовых структур региона.
47. В области морского права считаем принципиально важным сохранить целостность режима регулирования, установленного Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими основополагающими документами в этой сфере. Новые процессы, в том числе принятое в июне 2023 г. соглашение по морскому биоразнообразию за пределами национальной юрисдикции и предусмотренная им система глобальных органов, не должны наносить ущерба положениям действующих универсальных и региональных договоров, а также мандатам компетентных межправительственных организаций.
Заинтересованы в эффективном функционировании органов, созданных в соответствии с Конвенцией 1982 г., – Международного органа по морскому дну, Международного трибунала по морскому праву и Комиссии по границам континентального шельфа. Исходим из того, что указанные органы должны действовать строго в рамках предусмотренных Конвенцией мандатов, не допуская расширительного толкования собственных полномочий и политизации решений.
48. Россия рассчитывает на эффективное и беспристрастное выполнение Международным Судом ООН (МС) возложенных на него Уставом ООН функций, в том числе в разбирательствах с участием России – по Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., а также Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Российской стороной были представлены юридически и фактологически безупречные аргументы об отсутствии какого-либо «терроризма» на Донбассе и «расовой дискриминации» в Крыму, а также отсутствии юрисдикции Суда по надуманным обвинениям Украины о якобы «злоупотреблении» нами Конвенцией о геноциде. Как ранее признал сам Суд, Конвенция не затрагивает вопросов применения силы – тем более, когда речь о реализации гарантированного статьей 51 Устава ООН права на самооборону.
Задача Суда осложняется беспрецедентным политическим давлением со стороны Запада, которое осуществляется в том числе через лавинообразное вступление натовских стран в качестве «третьих сторон» в разбирательство по Конвенции о геноциде. В адрес российских адвокатов, свидетелей и экспертов в МС поступают угрозы расправы, их вносят в «расстрельный список врагов Украины» на сайте «Миротворец». В этих условиях Суд должен сделать правильный выбор в пользу справедливости, иначе окажется под ударом вся система международного правосудия.
49. Внимательно следим за деятельностью Комиссии международного права ООН, которая традиционно вносит значительный вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права. В рамках Шестого комитета ГА ООН продвигаем российские доктринальные подходы в области международного права, в том числе в пользу разработки универсальных конвенций по вопросам, созревшим для кодификации.
50. За прошедший год Международный уголовный суд (МУС) полностью проявил свою марионеточную и коррумпированную сущность. Деятельность данного органа, не имеющего никакого отношения к ООН, не позволяет более характеризовать эту структуру как институт международной уголовной юстиции. Исходим из того, что при рассмотрении вопроса о сотрудничестве с МУС государства будут в полной мере соблюдать общепринятые нормы МП об иммунитете должностных лиц государств.
51. Подчеркиваем временный характер и строго ограниченный мандат Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов (ОМ), а также необходимость его скорейшего закрытия. ОМ «унаследовал» наихудшие практики своих предшественников, в первую очередь МТБЮ, последовательно демонстрируя антисербский уклон.
По-прежнему исходим из неприемлемости наделения органов международных организаций полномочиями по расследованию возможных международно-противоправных деяний и «атрибуции» ответственности в отношении государств, прямо не выразивших на это согласие, равно как и другие случаи выхода ими за пределы своей компетенции.
«Международный беспристрастный и независимый механизм для содействия проведению расследований в отношении лиц, которые несут ответственность за наиболее серьезные преступления по международному праву, совершенные в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 года», учрежденный ГА ООН с превышением ее полномочий, является нелегитимным, а его «решения» – юридически ничтожными.
52. Тематику «верховенства права» следует рассматривать с акцентом на ее международное измерение. Необходимо противодействовать попыткам использования «верховенства права» и для вмешательства в национальные правовые системы. Исходим из того, что экстерриториальное применение национального законодательства в ущерб суверенитету других государств является негативным фактором в международных отношениях.
53. Российская Федерация последовательно призывает все государства выстраивать взаимодействие в правозащитной сфере на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а также к совместной работе над развитием конструктивного, равноправного и уважительного диалога по правам человека.
Российская Федерация выдвинула свою кандидатуру для переизбрания в состав СПЧ на выборах, которые состоятся в октябре с.г. в ходе 78-й сессии ГА ООН. В случае избрания продолжим выстраивать конструктивный, равноправный и уважительный диалог по правам человека. Рассчитываем на поддержку наших партнеров на указанных выборах.
Исходим из того, что первоочередную ответственность за защиту прав человека несут государства, в то время как исполнительные структуры ООН играют вспомогательную роль. Убеждены, что все категории прав человека: гражданские и политические, экономические, социальные и культурные являются равнозначными и равноценными.
Полагаем, что интеграция проблематики прав человека во все сферы деятельности ООН является контрпродуктивной, она не должна вести к дублированию работы основных органов Организации. Не поддерживаем увязку деятельности СПЧ и СБ ООН.
Выступаем категорически против воплощения вынашиваемой Бюро Третьего комитета ГА ООН идеи «дробления» его сессий на основную и возобновленную. Рассматриваем такие действия как неприемлемое самоуправство.
Будем противодействовать принятию политизированных страновых резолюций в угоду политическим приоритетам отдельных стран. Именно в этом контексте рассматриваем резолюцию о ситуации с правами человека в Крыму, которую делегация Украины с 2016 г. регулярно вносит на рассмотрение Третьего комитета ГА ООН. Документ не имеет ничего общего с реальным положением дел в этом регионе Российской Федерации и используется для распространения в ООН антироссийской пропаганды.
В деятельности Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) необходимо укреплять транспарентность и подотчетность государствам-членам ООН во избежание политизированности и ангажированных подходов к оценке правозащитной ситуации в различных странах.
Недопустимо, что УВКПЧ продолжает игнорировать регулярно направляемые российской стороной материалы о преступлениях киевского режима, зверствах украинских боевиков и иностранных наемников в Донбассе и других российских регионах. УВКПЧ не замечает проявления неонацизма на Украине, гонения на каноническое православие, запрет деятельности оппозиционных партий и движений, аресты и пытки оппозиционеров, правозащитников, общественных деятелей. Управление глухо к ненавистническим заявлениям официальных лиц Украины, призывающих уничтожать русскоязычное население, включая детей, охотиться на российских журналистов, издеваться над пленными российскими солдатами. Одновременно УВКПЧ закрывает глаза на развязанную в странах Запада оголтелую русофобию и запрет на вещание более сотни СМИ по всей Европе и на Украине. Никак не осуждаются поставки странами Запада на Украину летального оружия.
54. Решительно осуждаем любые формы и проявления дискриминации. Закрепленный в международных договорах о правах человека запрет на дискриминацию носит общий характер и относится ко всем без исключения лицам. Не видим добавленной стоимости в выделении новых уязвимых групп (например, ЛГБТ-сообщество, правозащитники, интернет-блогеры), якобы нуждающихся в особом режиме правовой защиты, а также создании новых категорий прав. Такие шаги ряда стран ведут к нарастанию политизации и конфронтации в работе правозащитных механизмов ООН.
55. В области социального развития поддерживаем усилия международного сообщества, направленные на реализацию практических мер по искоренению нищеты, поощрению социальной интеграции, обеспечению полной занятости и достойной работы для всех. Считаем, что данная деятельность способствует поступательному осуществлению решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) и 24-й сессии Генассамблеи ООН.
Выступаем против попыток ликвидации Комиссии социального развития ООН, являющейся главным координирующим органом в системе Организации по вопросам обеспечения равных возможностей для инвалидов, поддержки пожилых людей, улучшения положения молодежи и укрепления роли традиционной семьи. Убеждены, что именно на данном межправительственном форуме должна обсуждаться инициатива Генсекретаря ООН о проведении Всемирного социального саммита 2025 г.
56. Выступаем за сбалансированный учет вопросов достижения гендерного равенства и улучшения положения женщин в работе системы ООН без их абсолютизации и там, где это уместно. Убеждены, что Комиссия ООН по положению женщин остается ключевым межправительственным форумом для конструктивного диалога по всему спектру вопросов, касающихся улучшения положения женщин, в духе решений 4-й Всемирной конференции по положению женщин и 23-й спецсессии Генассамблеи ООН.
Исходим из того, что определяющим при осуществлении Структурой «ООН-женщины» деятельности является выданный ей мандат, в том числе в вопросах выполнения положений не прошедшего межгосударственное согласование Стратегического плана на 2022-2025 гг. Считаем эффективным содействие Структуры «ООН-женщины» «на местах» лишь в случае осуществления подобной деятельности по запросу и с разрешения соответствующих государств.
57. Выступаем за укрепление международного сотрудничества в сфере поощрения и защиты прав детей с учетом положений Конвенции о правах ребенка и итогового документа 27-й спецсессии ГА ООН «Мир, пригодный для жизни детей», провозгласивших, в частности, необходимость семейного окружения для полного и гармоничного развития личности ребенка. Отмечаем важность права родителей и/или законных представителей должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им своих прав в соответствии с его развивающимися способностями.
Уделяем пристальное внимание тематике детей в вооруженном конфликте, в том числе в рамках работы СБ ООН. Решительно осуждаем предвзятое решение Генсекретаря ООН включить Вооруженные силы России в перечень сторон, ответственных за нарушения в отношении детей на Украине, в своем ежегодном профильном докладе за 2022 год. Исходим из того, что в списке нарушителей должны фигурировать вооруженные силы Украины, совершившие многочисленные преступления против несовершеннолетних.
Поддерживаем мандат Спецпредставителя Генсекретаря по детям и вооруженному конфликту и настроены на дальнейшее сотрудничество с ней. В контексте положения детей на Украине призываем Спецпредставителя использовать только проверенные факты, избегая политизации этого вопроса.
58. Поддерживаем обсуждение в ООН проблематики межрелигиозного и межкультурного взаимодействия, а также развития межцивилизационного диалога, в особенности в рамках Альянса цивилизаций. Рассматриваем формирование культуры мира в качестве важнейшей предпосылки для мирного сосуществования и международного сотрудничества на благо мира и развития.
59. Готовы к взаимодействию со всеми заинтересованными профильными неправительственными организациями по вопросам повестки дня ООН. Содействуем обеспечению адекватной представленности российского неправительственного корпуса в деятельности соответствующих сегментов, органов и структур системы ООН.
60. Целесообразно с осторожностью подходить к использованию концепции «мультистейкхолдерского» подхода, который активно используется в ооновских документах и является одним из ключевых параметров доклада Генерального секретаря А.Гутерреша «Наша общая повестка». Полагаем важным, чтобы подключение к работе ООН негосударственных субъектов не наносило урон межправительственному характеру Организации.
61. Российская Федерация исходит из того, что для преодоления последствий миграционных кризисов, затронувших отдельные страны и целые регионы мира, требуется координация усилий всех государств. Необходимо развивать многостороннее сотрудничество в этой сфере при центральной координирующей роли ООН в целях эффективного решения проблем, связанных с массовым перемещением больших групп беженцев и мигрантов.
Считаем, что подходы к преодолению миграционных вызовов, включая вопросы обеспечения и защиты прав беженцев, не могут противоречить базовым принципам гуманности, нейтральности, беспристрастности и независимости, а принимаемые меры не должны нарушать суверенитет и территориальную целостность государств и реализовываться без согласия тех стран, где они осуществляются. Убеждены, что решение этой задачи лежит в плоскости политического урегулирования в государствах исхода мигрантов, а также оказания им содействия в социально-экономическом развитии, государственном строительстве и борьбе с терроризмом.
Российская Федерация вносит значительный вклад в укрепление международного режима защиты беженцев и решение миграционных проблем, что выражается в масштабной гуманитарной деятельности во многих странах и регионах мира, а также политических усилиях по предотвращению и преодолению кризисов. В частности, ежегодно наша страна добровольно выделяет 2 млн долл. США в бюджет Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).
Положительно оцениваем роль УВКБ в повышении эффективности международной защиты беженцев и других категорий лиц, входящих в сферу его ответственности. Считаем деятельность Управления особенно важной в ситуациях крупных гуманитарных кризисов, рассматриваем ее как значимый элемент комплексных мер по разрешению таких кризисов.
С февраля 2022 г. в безопасные российские регионы в экстренном порядке прибыло более 5 млн жителей ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, а также Украины. Российская сторона прилагает все усилия по приему и размещению указанных лиц, а также оказанию им всесторонней помощи.
Полагаем необходимым, чтобы УВКБ уделяло повышенное внимание лицам без гражданства, в том числе в Европе.
Нацелены на конструктивную работу в ходе подготовки к запланированному на декабрь 2023 г. второму Глобальному форуму по беженцам, который будет способствовать привлечению еще большего внимания мирового сообщества к важной беженской проблематике и наращиванию усилий в целях реализации Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции.
62. Очевидна контрпродуктивность ежегодной грузинской резолюции ГА ООН о положении внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Южной Осетии, чреватой осложнением обстановки в регионе и пробуксовкой Международных женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье, которые остаются единственным диалоговым форматом для представителей Абхазии, Грузии и Южной Осетии.
63. Обеспокоены крайней политизацией ЮНЕСКО и тотальной «украинизацией» деятельности Организации. Навязывание западными странами ЮНЕСКО неподмандатных вопросов территориальной целостности и суверенитета, а также продвижение на площадке учреждения неинклюзивных инициатив в духе пресловутого «порядка, основанного на правилах» подрывают международный авторитет и негативно сказываются на эффективности Организации. Отстаиваем необходимость повышения бюджетной дисциплины и строгого соблюдения Секретариатом и государствами-членами уставных положений ЮНЕСКО.
64. Обеспокоены крайней политизацией гуманитарной сферы, попытками дискриминации и дискредитации деятелей культуры, введением односторонних ограничительных мер по национальному признаку, демонтажом памятников, связанных с культурным наследием. Возмущены разгулом русофобии в странах «коллективного Запада», «дерусификацией» произведений искусства и отменой российской культуры.
65. Убеждены, что спорт представляет собой уникальный инструмент для развития и упрочения социальных связей, выстраивания взаимоуважительного общения, призван сближать и объединять народы. Неизменно выступаем за развитие равноправного международного спортивного взаимодействия, всецело отвечающего духу и принципам олимпизма, который исключает политизацию и тенденциозность. Считаем неприемлемым использование отдельными странами Запада сферы спорта в своекорыстных целях. Настойчивые попытки политизировать спортивное сотрудничество, оказывать давление на профильные многосторонние организации, в том числе Международный олимпийский комитет, а также внести раскол в международное олимпийское движение противоречат олимпийским целям и идеалам.
Настаиваем на проведении честных и справедливых соревнований, обеспечении всем без исключения странам равного доступа для полноформатного участия в Олимпийском и Паралимпийском движениях.
66. Выступаем за немедленную отмену политически мотивированной цензуры в отношении российских и русскоязычных СМИ со стороны властей государств «коллективного Запада», Украины и Молдавии, а также крупнейших ИТ-корпораций. Настаиваем на прекращении репрессий против неугодных журналистов и общественных деятелей. Глубоко обеспокоены отсутствием реакции со стороны профильных международных организаций и структур системы ООН в связи с ухудшением ситуации со свободой выражения мнений во многих странах мира.
67. В работе на социально-экономическом направлении особенно заметно проявляется стремление западных стран возложить на Россию и отвести от себя вину за углубляющийся экономический кризис, а также воспользоваться ситуацией, чтобы исключить Россию и наших единомышленников из профильных форматов сотрудничества. На этом фоне развивающиеся страны все меньше стесняются говорить о многолетнем (еще с колониального периода) экономическом ущербе, нанесенном им вследствие вооруженных конфликтов, односторонних мер принуждения, загрязнения окружающей среды, неудачных экономических преобразований с использованием западных кредитов и помощи, а в последнее время – тенденции на сворачивание или переориентацию помощи развитию на военные или гуманитарные цели. Развивающиеся страны осознают, что санкции как форма гибридной войны имеют глобальные последствия, воздействуют на волатильность рынков, доступ к продовольствию и энергоресурсам, составляющим залог социальной стабильности и экономического развития. В условиях рецессии без России невозможно будет принимать действенные практические шаги по восстановлению производственно-сбытовых цепочек, обеспечению энерго-и продбезопасности, предотвращению деградации мирохозяйственных связей.
68. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (Повестка-2030), несмотря на имеющиеся объективные сложности, в полной мере сохраняют свою актуальность в качестве универсальной созидательной и консолидирующей инициативы. Дискуссии вокруг отдельных элементов реформенной инициативы Генсекретаря ООН «Наша общая повестка» не должны заслонять центральной роли организуемого в Нью-Йорке в сентябре 2023 г. четырехгодичного Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию (ПФУР) под эгидой ГА ООН. Он проведет среднесрочный обзор реализации Повестки-2030, а следующий за ним диалог высокого уровня по финансированию развития – обзор Аддис-Абебской программы действий по финансированию развития, являющейся неотъемлемой частью Повестки-2030. Эти межправительственные договоренности сохраняют актуальность во всей полноте как ориентиры для национального планирования и целенаправленных усилий системы развития ООН.
По-прежнему рассматриваем борьбу с нищетой в качестве ключевой задачи работы социально-экономического крыла ООН. В рамках третьего Десятилетия ООН по ликвидации бедности 2018-2027 гг. поддерживаем дальнейшую разработку практических мер в этой области, включая социально-экономические и технологические преобразования, связанные с развитием промышленного производства, особенно в наименее развитых странах.
69. Придаем большое значение международному взаимодействию по борьбе с изменением климата. Рассматриваем Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН) и заключенное под ее эгидой Парижское соглашение (ПС) в качестве главных международно-правовых механизмов для долгосрочного климатического урегулирования. Считаем важным строго придерживаться положений ПС в части снижения темпов прироста средней глобальной температуры в интервале 2-1,5°С и достижения углеродной нейтральности во второй половине века, а не к 2050 г. Выступаем против «размывания» мандата РКИК ООН и создания дублирующей ее системы договорных обязательств. Необходимо соблюдать «разделение труда» между природоохранными механизмами, не создавая искусственных «пересекающихся линий», которые будут усложнять реализацию общих задач и интересов.
Убеждены, что климатические усилия должны строиться на базе недискриминационного международного сотрудничества с учетом экономических реалий и интересов всех заинтересованных стран.
Выступаем против увязки вопросов климата и безопасности и наделения миротворческих миссий несвойственными функциями климатического мониторинга. Крупные государства-доноры пытаются таким образом снять с себя ответственность за экономические проблемы в наименее развитых странах.
70. В вопросах энергетического сотрудничества считаем целесообразным исходить из приоритетности задачи обеспечения доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии (ЦУР-7), которая должна решаться с учетом экологических факторов.
Признавая актуальность снижения выбросов парниковых газов, выступаем за принцип технологической нейтральности без дискриминации источников энергии с аналогичными с точки зрения углеродного следа характеристиками. Призываем объективно оценивать разные виды энергоресурсов (атомную, гидроэнергетику и все виды ВИЭ), исходя из их воздействия на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла. В этом контексте выступаем за расширение использования природного газа как наиболее приемлемого с точки зрения экологии ископаемого топлива, а также отнесение атомной и гидроэнергетики к категории чистых источников энергии. Одновременно считаем, что замещение угольной генерации и снижение использования ископаемого топлива должно происходить по мере созревания экономических и технологических условий.
Убеждены, что переход на низкоэмиссионное развитие должен быть постепенным, сбалансированным, тщательно выверенным с учетом национальных и региональных особенностей. Повышению эффективности общих усилий будет способствовать выработка общих, единых для всех, понятных правил климатического регулирования.
Одновременно отмечаем принципиальную важность защиты критически важных объектов инфраструктуры в том числе в соответствии с резолюцией СБ ООН 2341. В этой связи в очередной раз призываем к проведению открытого и прозрачного международного расследования совершенного в сентябре 2022 г. террористического акта против системы газопроводов «Северный поток».
71. Продолжаем выступать за соблюдение базовых принципов оказания международной гуманитарной помощи, зафиксированных в резолюции ГА ООН 46/182 и других решениях Генассамблеи и ЭКОСОС. Поддерживаем повышение оперативности и эффективности оказания такого содействия. Призываем гумагентства системы ООН опираться в своей работе на тщательно выверенные данные о гумситуации «на земле».
72. Решающий вклад в достижение Целей устойчивого развития (ЦУР) и преодоление глобального кризиса могла бы внести отмена односторонних принудительных мер (ОПМ), противоречащих Уставу ООН и международному праву. ОПМ имеют серьезные гуманитарные последствия – блокируют помощь нуждающимся и поставки базовых товаров, таких как продовольствие, удобрения, ГСМ, медикаменты, а также тормозят восстановление экономики из международных инвестиционных источников, подрывают многосторонние усилия по борьбе с последствиями COVID-19.
Особые опасения вызывает тенденция к применению экономических рестрикций экстерриториального характера, т.н. вторичных санкций. В практику межгосударственных отношений вводится принцип ответственности «третьих» стран, их властей, граждан и бизнеса за поддержание и развитие взаимовыгодных торгово-экономических связей с теми, против кого применены односторонние рестриктивные действия. Фактически речь идет о вмешательстве во внутренние дела суверенных государств, неоколониальной практике принуждения к соблюдению чужих незаконных санкционных ограничений под прямым давлением на общественно-политические круги фокусных стран.
73. Российская сторона разделяет призывы руководства ООН к реформированию глобальной финансовой архитектуры, которая в нынешнем виде способствует сохранению западными странами доминирования в мировой экономике и наращиванию долгового бремени развивающихся стран, а также препятствует свободному и недискриминационному доступу к международным рынкам капитала. Поддерживаем инициативы по реформированию Бреттон-Вудских институтов и обеспечению более представительного участия развивающихся государств и стран с переходной экономикой в их капитале и руководящих органах. С сожалением отмечаем, что Генсекретарь ООН недостаточно продвигает научное сотрудничество и прежде всего трансфер технологий.
Незаконные финансовые потоки из развивающихся стран, де-факто освоенные в качестве источника финансирования западных экономик, необходимо возвращать в страны происхождения в том числе через разработку нового многостороннего инструмента к Конвенции против коррупции по возврату активов.
74. Выступаем за дальнейшее повышение эффективности деятельности Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) в целях осуществления ЦУР ООН. Подчеркиваем необходимость противодействия курсу ряда западных стран на политизацию работы этих программ и размывание их технических мандатов.
Итоги второй сессии Ассамблеи ООН-Хабитат подчеркнули значимость Программы в качестве ведущей межправительственной площадки системы ООН для равноправного межгосударственного взаимодействия в сфере устойчивого городского развития и осуществления «новой городской повестки», принятой в 2016 г. на 3-й Конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (Кито, Эквадор). Призываем сохранять недискриминационный подход к странам, где ООН-Хабитат проводит работу по тематике конфликтов и стихийных бедствий.
Ключевой целью ЮНЕП является повышение эффективности международного природоохранного сотрудничества. Отмечаем недопустимость приоритизации экологического измерения устойчивого развития в ущерб его экономическим и социальным компонентам. Выступаем против обсуждения проблематики мира и безопасности, прав человека, гуманитарных операций в рамках ЮНЕП.
Считаем необходимым добиваться реализации принципа справедливой географической представленности в профессиональным составе Секретариата согласно резолюции 5/13, принятой на 5-й сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде.
75. Отмечаем необходимость сохранения центральной роли римских международных организаций – Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, Всемирной продовольственной программы ООН и Международного фонда сельскохозяйственного развития – в вопросах координации международных усилий по укреплению глобальной продовольственной безопасности, ликвидации голода, улучшению питания, устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских районов. Принимаем активное участие в деятельности по итогам Саммита ООН по продовольственным системам 2021 г. в целях трансформации продсистем. Исходим из того, что преобразование международных продовольственных систем должно осуществляться при учете национальных приоритетов и особенностей.
Противостоим попыткам западных стран возложить на Россию ответственность за глобальный продовольственный кризис. В ходе контактов с дружественными государствами и на площадках международных организаций разъясняем реальные последствия и влияние введенных против нас односторонних ограничительных мер. Крайне важным считаем недопущение политизации международного сотрудничества в агропродовольственной сфере и процесса предоставления гуманитарной помощи, манипуляций темой борьбы с голодом в собственных торгово-экономических и геополитических целях. Особое внимание уделяем обеспечению стабильной и бесперебойной работы продовольственных цепочек сбыта и выправлению перекосов на рынке удобрений в первую очередь в интересах нуждающегося населения развивающихся стран.
76. В области защиты общественного здоровья выступаем в поддержку согласованных в ГА ООН и ВОЗ мер, направленных на достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ), в том числе в рамках подготовки к трем заседаниям высокого уровня Генассамблеи ООН в сентябре 2023 г. – по пандемиям (20 сентября), ВОУЗ (21 сентября) и туберкулезу (22 сентября) – с акцентом на развитии первичного звена медицинской помощи. Заинтересованы также в активном участии в многосторонних усилиях по купированию рисков в сфере распространения устойчивости к противомикробным препаратам. Продолжим вносить вклад в международное партнерство по борьбе с ВИЧ/СПИД в соответствии с российским законодательством и с опорой на наши национальные приоритеты в этой сфере.
Ключевым элементом взаимодействия по теме здравоохранения сегодня становится готовность к вспышкам инфекционных заболеваний, их предотвращение и соответствующее реагирование. Исходим из того, что основная профессиональная работа на этом направлении должна вестись в рамках профильных органов ВОЗ при полном учете позиций стран-членов и безусловном уважении их национального суверенитета.
77. Последовательно поддерживаем ВОЗ в качестве центра международного сотрудничества в глобальных вопросах охраны здоровья. Выступаем за наращивание эффективности работы Организации за счет повышения ее транспарентности и подотчетности перед странами-членами. Исходим из того, что основная профессиональная работа на данном направлении должна модерироваться профильными органами ВОЗ при полном учете позиций стран-членов и безусловном уважении их национального суверенитета. Выступаем против создания параллельных структур в данной сфере с ограниченным кругом участников и попыток подмены ими универсальных ооновских механизмов в сфере глобального здравоохранения.
78. В рамках реализации Сэндайской рамочной программы действий на 2015-2030 гг. привержены расширению многостороннего сотрудничества в области уменьшения опасности бедствий, в том числе в области проектной деятельности и обмена опытом по линии профильных ведомств.
79. В контексте реформы системы развития (СР) ООН намерены продвигать укрепление системы резидентов-координаторов (РК) ООН и сохранения фокуса их работы на вопросах устойчивого развития. Считаем контрпродуктивным перевод финансирования системы РК ООН на регулярный бюджет всемирной Организации или повышение координационного сбора с целевых взносов стран-членов на проекты содействия развитию с 1% до 2%. Имеем в виду отстаивать необходимость повышения подотчетности фондов, программ и спецучреждений СР ООН государствам-членам, осуществления ими проектной и нормативной деятельности с опорой на национальные приоритеты стран-получателей помощи, а также укрепления региональных платформ сотрудничества с акцентом на растущую роль региональных экономических комиссий.
80. Последовательно выступаем за сдерживание роста регулярного и миротворческого бюджетов, а также финансовой сметы Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов. Настаиваем на обоснованных сокращениях запрашиваемых ресурсов.
Поддерживаем надлежащее выполнение Секретариатом ООН рекомендаций надзорных органов. Последовательно выступаем за укрепление подотчетности, прозрачности и внутреннего контроля в работе Секретариата. Придаем особое значение сохранению за государствами-членами эффективных рычагов контроля в финансовых и кадровых вопросах Организации. Исходим из того, что любые реформы и преобразования в административно-бюджетной сфере должны осуществляться исключительно на основе утвержденных ГА ООН мандатов.
Рассматриваем ГА ООН в качестве главной площадки для выработки общесистемных решений в области управления людскими ресурсами и определения условий службы персонала на основе рекомендаций Комиссии по международной гражданской службе.
81. Соблюдение паритета шести официальных языков ООН в сферах конференционного обслуживания и информационно-коммуникационной деятельности остается одним из приоритетов для нашей делегации. В этой связи необходимо гарантировать необходимое ресурсное обеспечение языковых служб Организации. Принцип многоязычия должен иметь ключевое значение при планировании и реализации всех проектов ООН, включая в СМИ и социальных сетях. Любые проявления дискриминации русского языка в системе ООН недопустимы.
Приоритет – борьба с дезинформацией и сохранение объективного и сбалансированного подхода в работе информресурсов Организации. Заинтересованы во всестороннем расширении контактов и развитии партнерских отношений Департамента глобальных коммуникаций ООН с российскими медиаструктурами.